Незнайка на луне. «Вырезанные сцены»
Про самый лучший российский мультфильм в последнее время говорят часто. В основном попадаются высказывания «Николай Носов предсказал будущее России», «Пророческая книга» и тд. Мол, книга была написана в 1965, а в ней все так подробно описано. Люди обычно забывают, что капиталистические страны существовали и в 1965ом, и все, что там происходит, советским людям было вполне известно. Странно только, что в «Незнайке на Луне» не было чернокожих коротышек, хотя весь этот откровенный нацизм со специальными местами для негров в транспорте закончился только в 70-х. Естественно, финансовые пирамиды и другие способы отъема денег у населения придумали не у нас в 90-х, а на Западе и гораздо раньше. Наша страна, скатившись обратно в капитализм, снова получила полный набор его характерных черт (разве что нацгады и Полиция до сих пор не стреляют по демонстрациям).
Мультфильм в 1997-1999 сам по себе получился хорошим. На мой взгляд это лучший российский мультфильм, несмотря на все старания Мельниц , довольно неплохого Карлик Носа и других. Но имеет ли он что-то общее с книгой? На самом деле очень мало.
Искренне надеюсь, что когда-нибудь (скорее всего после возвращения на путь социализма) мультфильм будет переснят по книге. Хотя, конечно, многие актёры озвучки, такие как Великая Клара Румянова (Ромашка) или Михаил Кононов (Гризль) уже умерли. Но все равно очень хотелось бы увидеть такой мультфильм. Да и «Незнайку в солнечном городе» тоже. Все таки советский кукольный мультфильм тоже очень далёк от книги.
Чем же мультфильм отличается? Да почти что всем:
1. Главные герои. Вместо Козлика, который путешествует с Незнайкой по Луне, появилась Звездочка (та самая американская журналистка, которая переходит из фильма в фильм, меняя лишь внешность), а сам Козлик появился только под мостом. Такой персонаж как Звездочка был в книге «Незнайка в солнечном городе», но там это была певица, которая вышла, спела, и больше ее никто не видел. А слова про «Ты наверное просто влюбилась в меня, вот и все» Незнайка в том же произведении говорит в конце путешествия Кнопочке. И та тоже от него сваливает. В советском мультфильме вообще не было ни кнопочки, ни Пачкули Пестренького, ни великих достижений науки, сельского хозяйства и всего остального, которыми изобиловала книга.
2. Сюжетная линия Пончика. В мультфильме Пончик стал капиталистом и забил на Незнайку, только в самом конце опять притворившись своим, чтобы его не расстреляли по возвращению на Землю. Грубо говоря, стал буржуем и все. В книге же его соляной бизнес развалился (потому что берег, на котором он нашёл соль принадлежал другому коротышке) и Пончик был вынужден устроиться крутильщиком каруселей (то есть по сути упал на самое дно). Но он не сдался, вступил в тайное общество «свободных крутильщиков» (в марксистский кружок) и стал непримиримым классовым врагом для всего мирового капитала. Была даже сцена, где Пончика избили за то, что думали, будто он переодетый полицейский. Одним словом, книжный Пончик остался ЧЕЛОВЕКОМ, в отличии от мультяшного.
3. Диалог инспектора Мигля с судьей в мультфильме показан, но слова опущены. В книге судья говорит, что бандит Красавчик (за которого приняли Незнайку) настолько богат, что «Половину полиции купил, а вторую купит, если захочет». В принципе, понятно, почему смысл диалога в мультике опустили. А ещё Мигль на допросе говорит Незнайке: «Да дайте вы мне из ваших миллионов хотя бы сто тысяч, и я отпущу вас».))
4. Персонаж Скуперфильд. В мультфильме это жадный капиталист, который остаётся таковым и далее. В книге же Скуперфильд, потеряв весь своей бизнес, устроился на скромную работу и ходил любоваться природой и кормить уточек. «Как прекрасен мир! - говорил он. - Как хороша природа! Раньше я ничего этого не видел... Мне всегда было некогда. Я только и думал, как бы нажить побольше денег...Зато теперь я знаю, что настоящие ценности- это не деньги, а вся эта красота, что вокруг нас, которую... в карман не спрячешь, не съешь и в сундук не запрешь» (цитата). Мало того, он стал рационализатором, который облегчал труд рабочих. Ну а в мультфильме он никак не изменился.
5. Названия городов. Если в мультфильме вся Луна это только Лунный город, то в книге это города Сан-Комарик, Лос-Поганос, и деревни Нееловка и вроде ещё Нищенка. Как говорится, названия говорят сами за себя.
6. Ну и конечно ВЕЛИКИЕ ЦИТАТЫ. Если бы их показали в мультфильме, его признали бы экстремистским: 1) Какой бедняк пойдёт к вам в услужение, если он ни в чем не нуждается? Если и настанет время , когда всем станет хорошо, то богачам обязательно станет плохо. Учтите это. 2) Богачам прекрасно было известно, что все акционерные общества и компании устраивались лишь для прикарманивания чужих денег, или, говоря проще, для облапошивания бедняков. 3) Мы согласны ждать и год, и два, и три, и четыре. Пусть только будет у нас надежда, что когда-нибудь мы выбьемся из нищеты. 4) Богач насытит брюхо, а потом начинает насыщать своё тщеславие. Каждому...хочется показать, будто он лучше других, а так как ум, доброта и честность у нас ни во что не ценятся, то хвалятся друг перед другом одним лишь богатством. 5) Вечером к нему приедут приятели, приятельницы. Заведут музыку, танцы. Разгуляются так, что поломают всю мебель, разобьют рояль и разъедутся по домам. Потом вспоминают: вот, говорят, хорошо повеселились! 6) Улица Фертинга (фертинг это рубль, что кагбэ намекает) «Другие объясняют возникновение названия улицы тем, что на ней селились коротышки, у которых было много фертингов. Были так называемые деловые коротышки ;-) вся деятельность которых сводилась к выколачиванию фертингов из карманов других коротышек. 7) Деньги имеются лишь у богачей, но никакой богач не согласится затратить средства на дело, которое не сулит больших барышей. Богачей не интересуют звезды. Богачи словно свиньи, не любят задирать голову, чтобы посмотреть вверх. Их интересуют только деньги (Как говорится, привет Роскосмосу) 8) На все вопросы отвечал Мига и... делал это весьма находчиво, то есть, когда можно было, отвечал на вопрос прямо, когда не знал, что сказать, отвечал уклончиво, но ни разу не сказал «не знаю». (Привет Прямой линии). 9) В действительности полицейские защищают лишь богачей. А богачи и есть самые настоящие грабители. Только грабят они нас, прикрываясь законами, которые сами придумывают. 10) -Зачем же вы слушаетесь полицейских и этих... богачей?Попробуй тут не послушайся, когда в их руках все: и земля, и фабрики, и деньги, и вдобавок оружие! Не суждено, видно, нам избавиться от нищеты.
7. А ещё там есть про рекламу, современное искусство, про забастовки рабочих, про то, как Незнайка и Козлик устроились на макаронную фабрику, но их туда не пустили уволенные рабочие. Но самое главное, что при помощи лунного камня (оружия пролетариата) и невесомости коротышки на луне обезоружили полицейские гарнизоны и установили НАРОДНУЮ ВЛАСТЬ. В мультфильме по понятным причинам этого не показали.
8. В концовке книги Незнайка при смерти из-за тоски по Родине, поэтому его почти в коме доставляют на Землю. В мультфильме он прекрасно себя чувствует и просит «ещё капельку побыть» там.
Ну а если кому-то это кажется слишком детским, то он может прочитать «Час быка» Ивана Ефремова (1968 года книга). Там в принципе все то же самое, только с кровью и убийствами. Космонавты исследуют разные слои капиталистического общества от президента до самых низов. И в конце капиталисты решают этих космонавтов просто физически убить. Социализм на планете Торманс (или Ян-Ях, уже не помню) был установлен, но не все космонавты вернулись домой живыми. Ну и тема секса затронута, все таки в Незнайке она не поднималась по понятным причинам.
В общем, книга гораздо глубже и жёстче, чем мультфильм. А в мульте классовая борьба заменена экологией. И уж тем более они не являются пророческими, ибо описана в них система, которая и тогда была известна, а сейчас мы все ею «наслаждаемся». И пусть в мультфильме Спрутс не стал жить вместе с Жулио, зато там есть любовный треугольник между Незнайкой, Ромашкой и Звездочкой.