RussianDagger

RussianDagger

На Пикабу
Дата рождения: 16 августа
user7411645 SmolaAl
SmolaAl и еще 1 донатер
21К рейтинг 255 подписчиков 2 подписки 76 постов 34 в горячем

Дон Порфирио: падение диктатуры

В прошлых частях мы разобрали суть режима генерала Порфирио Диаса, который в XIX - начале XX вв. правил в Мексике больше двух лет, а также показали, как его режим вступил в состояние кризиса (читать здесь Дон Порфирио: история одной диктатуры и здесь Дон Порфирио: кризис диктатуры)

Непосредственным поводом к революции стали очередные, и, в общем-то достаточно рутинные махинации режима на выборах президента страны. Как уже отмечалось выше, регулярно раз в шесть лет с помощью административного ресурса Порфирио Диас триумфально «переизбирался» на пост главы государства. Его соперниками назначались всякие спойлеры-петрушки, которые неизменно терпели разгромные поражения. Очередные "выборы" должны были состояться в 1910 году (к этому времени Диас правил Мексикой уже 34 года). В апреле сторонники Франсиско Мадеро выдвинули его в качестве кандидата от оппозиции на пост президента. За два года до этого он опубликовал брошюру, посвященную предстоящим выборам, в которой изложил свою предвыборную программу. Она включала в себя проведение действительно честных, «прозрачных», как сказали бы сейчас, выборов, проведение в жизнь принципа непереизбираемости должностных лиц; поощрение развития сельского хозяйства и горной промышленности, борьбу против монополии и привилегий, улучшение положения рабочих, реформу народного образования и армии, свободу печати.

Дон Порфирио: падение диктатуры Политика, Война, Прошлое, Мексика, Диктатура, Длиннопост

Порфирио Диас в последние годы своей диктатуры

В начале июня 1910 года по сфабрикованному обвинению в подготовке мятежа Мадеро был арестован. Были брошены в тюрьмы многие из его сподвижников. 26 июня 1910 года 80-летний Диас вновь «переизбрался» президентом. Уверенный, что его власти ничего не угрожает, он позволил освободить Мадеро под залог. Однако лидеры оппозиции поняли: надежды на мирный перехват власти путем выборов больше нет (впрочем, ее и вовсе не было, выборы при Диасе превратились просто в откровенный балаган и издевательство над конституцией, но представители оппозиционных буржуазно-помещичьих и примыкавших к ним интеллигентских кругов, группировавшихся вокруг Мадеро до последнего сохраняли конституционалистские иллюзии). Оставалось одно – готовиться к вооруженному восстанию против диктатора.

В начале октября Мадеро уехал в США, и 15 октября опубликовал воззвание , в котором объявил незаконными состоявшиеся летом выборы, призвал народ к неповиновению Диасу, обещал после своей победы (себя Мадеро объявил временным главой государства) ввести свободу слова, печати, собраний, амнистировать всех политических заключенных, вернуть отнятые земли прежним владельцам, провести демократические выборы. Всеобщее восстание намечалось на 20 ноября. Однако в середине ноября правительство, узнав о готовящемся выступлении, провело превентивные аресты. Вспыхнувшие в некоторых городах восстания были подавлены. Диас обрушил суровые репрессии на оппозиционеров и всех, кого подозревали в сочувствии к ним. Однако престарелый диктатор не понимал одного: для этого ему пришлось бы арестовать подавляющую часть населения страны, а это было невозможно.

Дон Порфирио: падение диктатуры Политика, Война, Прошлое, Мексика, Диктатура, Длиннопост

Франсиско Мадеро со своими сподвижниками

В Мексике разгоралась крестьянская герилья. Крестьяне громили помещичьи усадьбы и разгоняли отряды сельской стражи, вступая в бои с правительственными войсками. В середине февраля 1911 года Мадеро с небольшой группой единомышленников перешел границу и оказался в штате Чиуауа. Сам по себе Мадеро, конечно же, не располагал армией, но он стал тем знаменем, вокруг которого стали собираться все недовольные Диасом. И, прежде всего, крестьяне, жаждавшие вернуть свои земли. Весной 1911 года вся Мексика была охвачена пламенем крестьянской войны. В каждом районе, в каждой провинции появлялись свои полевые командиры, собиравшие вооруженные отряды.

Дон Порфирио: падение диктатуры Политика, Война, Прошлое, Мексика, Диктатура, Длиннопост

Панчо Вилья (5-й слева) со своими полевыми командирами

В городах проходили массовые антиправительственные демонстрации. Мексиканская армия фактически разбегалась без боя. Солдаты дезертировали целыми полками и даже дивизиями. Пытавшиеся сопротивляться полицейские уничтожались. Жители, которые еще год назад "в едином порыве" голосовали за диктатора, равнодушно смотрели за тем, как под контроль революционеров переходит город за городом. А многие и сами присоединялись к повстанцам.

В апреле 1911 года Диас попытался вступить в переговоры с восставшими, но Мадеро, понимая, что диктатор обречен, отказался заключать с ним соглашение. В этих обстоятельствах 25 мая Порфирио Диас объявил об уходе в отставку, и через несколько дней покинул страну. Вскоре повстанческие отряды вошли в Мехико. Престарелый диктатор, прихватив деньги и драгоценности вместе со своей семейкой бежал во Францию, где ему было предоставлено убежище. Спустя 4 года, 2 июля 1915 года, он умер в Париже, всеми забытый

Так пала одна из самых "долгоиграющих" диктатур не только в Латинской Америке, но и в целом в мире. Правда, стабильность в Мексике не наступила. Страну ожидала кровавая гражданская война, иностранная интервенция, радикальные преобразования, завершившиеся установлением однопартийного режима Институционно-революционной партии (ИРП), которая будет править Мексикой до конца XX века. Впрочем, это совсем другая история...

Показать полностью 3

Дон Порфирио: кризис диктатуры

Всем привет! Ботан на связи

В прошлой части мы разобрали суть диктатуры, которую в 1876 году установил в Мексике генерал Порфирио Диас (подробнее читать здесь: Дон Порфирио: история одной диктатуры)

Если кратко: всевластие силовиков и узкого слоя высшей бюрократии, латифундистов и финансовой олигархии; опора на католическую церковь и "скрепы"; "обнуление" президентских сроков и право Диаса переизбираться сколько угодно раз; жесткое подавление любой оппозиции и превращение выборов в балаган; чудовищная коррупция. В общем, стандартный набор для диктатуры.

При этом Диас находился у власти свыше 30 лет и почти всем казалось, что его режим ничто не сможет поколебать. Однако постепенно, исподволь, нарастало недовольство. Оно проникало во все сферы общества. Национальная буржуазия и обуржуазившиеся помещики с каждым годом проявляли все большее недовольство режимом, при котором все "плюшки" получали только семья президента, латифундисты и узкий слой их приближенных. Во главе недовольных буржуазных слоев в начале XX встал выходец из богатой обуржуазившейся помещичьей семьи (в собственности которой находились обширные массивы земель, металлургические предприятия, медные рудники, текстильные фабрики, винокуренные и пивоваренные заводы) Франсиско Мадеро. В 1905 году он основал политический клуб «Бенито Хуарес» (по имени либерального президента XIX в.) и газету «Демократ», ставшие рупором либеральной оппозиции режиму Диаса.

На страницах этой газеты суровой критике подвергалась царившая в Мексике чудовищная коррупция и режим "привилегий", которые Диас предоставлял своей родне и приближенным.

Дон Порфирио: кризис диктатуры Политика, Мексика, Диктатура, История (наука), Длиннопост

Франсиско Мадеро - лидер либеральной оппозиции в Мексике в начале XX в.

Недовольство проникло и в среду мелкой городской буржуазии. В 1905 году мелкобуржуазная оппозиция, во главе которой стояли братья Флорес Магон, создали на территории США т.н. "Хунту Либеральной партии" и сумели организовать на территории Мексики несколько десятков тайный клубов и групп. Участились крестьянские волнения, местами перераставшие в вооруженные восстания и партизанскую войну против латифундистов и правительственных сил (в штате Морелос крестьянскую герилью возглавил Эмилиано Сапата; в штате Чиуауа – Доротео Аранго, больше известный под именем Франсиско (Панчо) Вилья); все чаще вспыхивали забастовки рабочих.

Дон Порфирио: кризис диктатуры Политика, Мексика, Диктатура, История (наука), Длиннопост

Эмилиано Сапата - вождь революционного крестьянства в Мексике

Режим отвечал на все проявления недовольства репрессиями. Однако к концу 1900-х годов он оказался в фактической изоляции. За исключением численно небольшого количества сверхбогатых латифундистов, верхушки бюрократии, церкви и генералитета никто не поддерживал Диаса. Более того, начавшееся в начале века заигрывание престарелого диктатора с империалистическими кругами Великобритании (так, к 1910 году британские монополии контролировали 58% добычи нефти в стране), а затем Германии и Японии, породили опасение за свои позиции в Мексике у правящих верхов США. Мексика превращалась в арену ожесточенной борьбы между империалистами Англии и США. Вдобавок правительство Соединенных Штатов, опасаясь, что германский кайзер или японский микадо смогут превратить Мексику в свой плацдарм на границе с США. Поэтому янки предоставляли убежище лидерам и активистам мексиканской оппозиции, которые приступили к подготовке свержения диктатора.

Последним симптомом кризиса режима Диаса явился раскол элит. Часть правящей верхушки, понимая, с одной стороны, необходимость перемен, а, с другой, отдавая себе отчет в нараставшей изоляции режима, стала рассматривать в качестве преемника Диаса генерала Бернардо Рейеса, имевшего репутацию лидера «либерального» крыла диктатуры, противостоявшего ультраконсерваторам. Однако умеренные не были готовы к открытому выступлению против переизбрания Диаса, поэтому они выдвинули Рейеса кандидатом на пост вице-президента на выборах 1910 года. В январе 1909 года сторонники генерала создали Демократическую партию, которая развернула активную агитационную деятельность по всей стране. Однако Диас отправил Рейеса с военной миссией в Европу, тем самым выведя его из политической игры. Это привело к тому, что значительная часть его сторонников (т.е. представители правящего режима) стали переходить на сторону Мадеро. В результате лидер мексиканских либералов получил в своё распоряжение отлаженный и опытный организационный аппарат Демократической партии.

О том, как именно пала диктатура - в следующей части

Показать полностью 2

Дон Порфирио: история одной диктатуры

Вряд ли сейчас в России кому-то (кроме профессиональных историков-американистов) что-то скажет имя "Порфирио Диас". Даже в родной Мексике он уже основательно подзабыт. А ведь этот человек правил одной из самых больших стран Латинской Америки фактически треть века. Да и в мировых масштабах Диас находится среди рекордсменов по времени нахождения у власти.

Дон Порфирио: история одной диктатуры Политика, Мексика, Диктатура, Длиннопост

Диктатор Мексики Порфирио Диас

В 1876 году прославленный боевой генерал Хосе де ла Крус Порфирио Диас Мори совершил государственный переворот - явление в Латинской Америке вовсе не редкое. Свергнув законно избранное правительство, Диас в 1877 году сам становится президентом Мексики. Главной социальной опорой диктатуры являлись наиболее реакционные слои мексиканского общества: крупные помещики-латифундисты, верхушка католической церкви, генералитет и высшее армейское офицерство, отчасти крупная торгово-ростовщическая буржуазия. Диас щедро раздавал своим силовикам земли, назначал на высшие военные и гражданские должности (включая должности губернаторов штатов). Верхи католической церкви также смогли упрочить свое положение, приумножить свое богатство и войти в круг политической элиты.

При этом в стране формально сохранялась демократическая конституция 1857 года, ограничивавшая срок пребывания президента на своем посту четырьмя годами и запрещавшая занимать его одному лицу два раза подряд. Тем не менее, все ее положения являлись не более чем ширмой для диктатуры. В 1880 году, когда срок полномочий Диаса истек, он не стал баллотироваться вновь, а поддержал кандидатуру своего военного и морского министра Мануэля Гонсалеса. Гонсалес, естественно, был избран президентом, но ни для кого не было секретом, что он являлся всего лишь послушной марионеткой, задача которого состояла в том, чтобы «греть» трон для Диаса. И, действительно, в 1884 году Порфирио Диас вновь становится президентом. В 1888 году, откровенно наплевав на конституцию, «новый старый» президент переизбрался на очередной срок, а в 1892 году вообще отменил запрет на переизбрание, "обнулил" свои сроки и увеличил срок президентских полномочий до шести лет. После этого ничто не препятствовало Диасу переизбираться на высший государственный пост через каждые шесть лет. Естественно, к выборам допускались только откровенные спойлеры-петрушки, которые неизменно проигрывали дону Порфирио с разгромным счетом.

Формально были сохранены выборы губернаторов штатов и депутатов Конгресса, однако все кандидаты должны были предварительно получить одобрение президента. В каждом округе, на которые делились штаты, назначались так называемые «хефес политикос», которые руководили всей политической жизнью округа. На местах вся власть была сосредоточена в руках крупнейших плантаторов, погрязших в коррупции и правивших словно феодальные князья. Например, полуостров Юкатан фактически стал «собственностью» полусотни плантаторов во главе с губернатором Олегарио Молиной. В штате Морелос всем распоряжались 27 крупнейших латифундистов, захвативших земли крестьянских общин.

Представители оппозиции подвергались систематическим преследованиям. Режим Диаса опирался на многочисленный полицейский и бюрократический аппарат. Для подавления крестьянских волнений на местах была создана конная сельская полиция (руралес), в значительной степени комплектовавшаяся из уголовников.

Помимо аппарата насилия и подавления, режим нуждался в идеологическом обосновании проводимой политики. Одну из таких опор являла собой католическая церковь. Священники проповедовали своей пастве подчинение верховной власти и власти помещиков на местах, а также сообщали латифундистам и местным властям все, что узнавали на исповеди. Помимо клерикалов, за разработку идеологии отвечала группа т.н. «сьентификос» («ученые»), состоявшая из приближенных к Диасу высших чиновников, латифундистов и частично буржуазной интеллигенции. Для того, чтобы подвести «научную базу» для превращения Мексики в полуколонию, «ученые» стремились доказать, что мексиканский народ не способен собственными силами обеспечить успешное развитие национальной экономики. Индейцев и метисов они вовсе объявили низшей расой. Единственный залог успешного развития – всемерное привлечение заграничных капиталов и предоставление особых льгот иностранным капиталистам.

Итоги более чем 30-летнего правления Диаса были для Мексики неутешительными. К началу XX века Мексика воистину являлась страной контрастов: крупные латифундии и купающиеся в роскоши помещики на одном полюсе – и безземельное, едва сводящее концы с концами крестьянство на другом. Мексиканская экономика приобретала уродливый, однобокий характер. Сельское хозяйство, которое и так й было крайне отсталым, переориентировалось на производство экспортных культур (сахарный тростник, бананы, каучук, кофе, хенекен, табак). Производство основных зерновых культур, необходимых для внутреннего потребления, отставало от роста потребностей. Бедняки – основная масса населения Мексики – все время были обречены влачить полуголодное существование. Страна фактически превращалась в полуколонию, источник продовольствия и дешевого сырья для США и ведущих капиталистических стран Западной Европы. Обрабатывающая промышленность развивалась крайне медленно.

Положение большей части мексиканцев в период правления Диаса было удручающим. В 1910 году только 19 % жителей Мексики были грамотными. Учителя систематически недополучали жалование. Почти не существовало системы медицинского обслуживания. Детская смертность составляла более 400 детей на тысячу. Средняя продолжительность жизни равнялась примерно 30 годам. 50 % всего жилого фонда считалось лачугами — жилищами из одной комнаты, не имевшими канализации, воды и электричества. Подавляющая часть крестьян и рабочих жила в бедности.

Однако всем казалось, что режим Диаса необычайно прочен и ничто не может его поколебать.

О том, как пала диктатура - в следующей части

С вами был ваш Ботан-историк

Показать полностью 1

Карго-культ и карго-культ наоборот

Всем привет! Ботан надеется, что мои читатели знают или хотя бы слышали о том, что такое "карго-культ". Ну а если совсем ничего не слышали, то сейчас немножко поясню.

Cargo - на буржуйском языке означает "груз", но второе его значение на сленговом варианте английского - "товар, вещь, нечто материальное". Во время Второй мировой войны американцы вели жесткую зарубу с японцами на островах Океании, расположенных в Тихом океане. А местные аборигены (многие племена жили почти в каменном веке) с затаенным ужасом наблюдали за тем, как белые и желтые "боги" воюют друг с другом, используя неведомые машины. При этом, наблюдая за американскими и японскими военными базами (а иногда даже работая на них в качестве чернорабочих) аборигены подмечали: белые и желтые всегда ходят строем, поднимают флаги, что-то передают по рации и по телефонам - а потом к ним прилетают самолеты, приплывают корабли и привозят кучу самых разных товаров: еду, обмундирование, медикаменты, оружие, технику.

И вскоре после окончания Второй мировой войны местные племена начали имитировать действия янки и самураев. Построили макеты аэродромов и вышек, изготовили рации и винтовки из дерева, стали устраивать торжественные построения и шествия. В надежде на то, что ИМИТИРУЯ деятельность высокоразвитой цивилизации, они добьются того, что к ним прилетят самолеты и приплывут корабли с кучей самых разных вкусных и полезных товаров. Разубедить их в этом не удавалось, более того, это движение стало приобретать религиозную окраску.

Впоследствии термин "карго-культ" проник и в политологию. Этот термин применим к разного рода авторитарным режимам (в основном во всякого рода отсталых странах, но не только), которые имитируют у себя демократию. То есть формально провозглашают свои государства республиками; в Конституциях прописывают кучу демократических прав и свобод; разрешают многопартийность; регулярно проводят выборы во всевозможные инстанции, референдумы и т.д. Но по факту их режимы остаются авторитарными, вождистскими, однопартийными и больше напоминают абсолютную монархию.

"Демократический декор" им нужен в основном для решения внешнеполитических задач: показать цивилизованному миру, что мы, мол, такие же как и вы. Ну ничем не отличаемся от вас. Все формальные признаки демократии - налицо. А потому против нас не надо вводить санкции и тем более не надо нас бомбить, а надо с нами сотрудничать, а наших великих вождей демократически избранных президентов приглашать в ООН и на разные мировые площадки.

Однако иногда подобная имитация реально принимает черты настоящего "карго-культа". Политические лидеры ряда стран (в основном недавно освободившихся от колониальной зависимости, либо порвавших с жесткими тоталитарными режимами) полагали, что необходимо просто скопировать политические институты ведущих стран Запада - и тогда жизненный уровень в их странах в течение буквально 2-3 лет станет таким же, как на Западе. В некоторых отсталых мусульманских странах, наоборот, полагали, что надо скопировать политическую и общественную систему монархий Аравийского полуострова - Катара или ОАЭ (ввести шариат и т.д.) и тогда уровень жизни тоже резко взлетит до кувейтских показателей.

Надо ли говорить, что этого не происходило.

Однако в политологии есть еще один термин, который является даже более интересным - "карго-культ наоборот". Что это означает? Политическая элита и рядовые жители стран, где существуют авторитарные режимы, начинают думать, что политические системы всех стран мира абсолютно одинаковые. Демократии нигде нет. Это миф. Многопартийность, честные выборы - тоже миф. Везде царит жесткий авторитаризм, власть везде принадлежит узкому слою элит. Просто некоторые страны зачем-то (тут мнения расходятся) сознательно имитируют у себя демократию. С многопартийностью, выборами, сменяемостью президентов и премьер-министров. Но на самом деле все это - обман и мистификация. И политический строй Королевства Швеции ничем не отличается от политического строя Королевства Саудовской Аравии. А реалии политической и общественной жизни в Швейцарии тождественны реалиям КНДР. Ну просто шведы и швейцарцы очень хорошо маскируются.

Еще один пример "карго-культа наоборот" - представление о том, что народ не способен нигде и никогда на самостоятельные действия. Поэтому все социальные движения, по мысли адептов этого представления (повторюсь, это в основном элиты и жители авторитарных стран) - проплачены и инициированы извне. Соответственно, отрицается тот факт, что революции могут иметь объективный характер. Поэтому все революции (начиная с Нидерландской революции XVI века или Великой Французской XVIII века) объявляются заговорами, мятежами, которые организованы закулисными игроками (например, англо-саксами). А народные массы либо не принимали в них участие, либо были одурачены внешними силами и представляли собой тупую толпу и массовку. Просто потом победившие революционеры оказывают давление на историков, чтобы они изображали события в нужном им ключе. А так-то везде все, мол, одинаково.

В конечном итоге, нетрудно догадаться, кто заинтересован в том, чтобы подобные идеи "карго-культа наоборот" широко распространялись в умах масс. В том числе и в нашей стране.

С вами был и вас просвещал ваш Ботан-историк

Показать полностью

"А Вы сами в эту байду верите?"

Очень буднично и даже совершенно незаметно вчера, 12 декабря прошёл День Конституции России. Он уже давно был исключён из перечня нерабочих дней. Так что большинство граждан его особо и не заметили.

Помню,  на заре своей юности работал я учителем истории и обществознания в одной подмосковной школе. Рассказывал в 9 классе как раз в День Конституции про основы Конституции России, права и свободы человека и гражданина. Вещал про свободу слова, религии, печати, митингов, шествий, сменяемость власти, право на труд, на жилье, на социальное обеспечение и прочие красивые слова, записанные в нашем Основном Законе
В конце моего рассказа школяры хмыкнули и спросили: "А вы сами верите во все это, что нам только что вещали? В эту байду про эти права, которые у нас будто бы есть?"
На дворе стоял "травоядный" 2011 год...

Ещё не было "обнуления" сроков нашего вождя, не было повышения пенсионного возраста, никому не вешали ярлык иноагентов, ещё не цели столь пышным цветом "исконно-посконные скрепы", в Интернете не блокировали неугодные сайты

А школяры уже тогда крайне скептически (даже более скептически, чем я сам в то время!) оценивали наши реалии...

А почему все сравнивают с 1999?

Всем привет! Ботан никак не может понять. Когда заходит дискуссия о роли Путина и ЕдРа в истории России, сторонники правящей партии и действующего президента заводят одну и ту же методичку. Мол, давайте сравним с тем, что было до прихода Путина к власти. С условным 1999. Вот, смотрите, мол, как все было плохо и как все стало прекрасно. И в конце сакраментальный вопрос: "Вы что, хотите как в 90-е?"

Но какой смысл постоянно сравнивать именно с 90-ми? Давайте сравним реалии 2024 с 2011 или 2012. 2012 как раз стал последним годом пребывания на посту президента Дмитрия Медведева. В этом же году Путин вернулся в Кремль. Нет, я вовсе не хочу сказать, что ДАМ был самостоятельной фигурой и проводил прямо-таки независимую политику. Но тем не менее, президентом он был. И термин "медведевская оттепель" в политологии уже вполне себе утвердился

Вот и давайте сравним с 2012. Тем более, что не так давно это было. Сразу скажу: мои выводы неизбежно несут печать субъективности. Поэтому можете привести ваши аналогии.

Итак. Доллар по 30. Зарплаты уверенно растут. Такого дикого роста цен на все и вся нет и в помине. Нет, конечно, периодически все дорожает, но вовсе не такими бешеными темпами. Народ активно покупает бытовую технику, мобильные телефоны, машины, многие активно покупают квартиры в ипотеку.

В 2012 общество более свободное. Нет тех диких законов и запретов, которые будут введены Думой и правительством позднее. Интернет, все соцсети работают прекрасно. Смотри, слушай, что хочешь. Цензуры как таковой почти нет. Писателям, поэтам, музыкантам, композиторам, художникам, которые придерживаются оппозиционных взглядов, никто не приклеивает ярлык иноагентов. Отмены концертов, запрет на продажи книг никто не вводит.

В постель никто ни к кому не лезет. Секс с несовершеннолетними и гей-парады запрещены, но с кем спят, в какие клубы, на какие вечеринки и в каких нарядах ходят взрослые дееспособные люди - всем пофиг.

Да, радикальных несистемных опподиционеров вроде Лимонова или Удальцова периодически гоняет ОМОН и сажает на 15 суток. Но Демушкин и Белов спокойно проводят себе "Русские марши". Левый фронт и прочие ультралевые организации - разного рода антикапиталистические митинги. Баба Лера Новодворская собирает своих сторонников и обличает "кровавую гэбню". Навальный активно громит чинуш-коррупционеров. Немцов жестко критикует внутреннюю и внешнюю политику "тандема". Никого это не напрягает.

РПЦ и прочим религиям оказывают уважение, но оголтелой пропаганды "традиционных скреп" и прочей домостроевщины нет. Никто не думает запрещать "Свидетелей Иеговы". Церковь конечно периодически бухтит в адрес кришнаитов, неоязычников, сатанистов, но всерьёз этот бухтеж никто не ставит. Молись кому хочешь, строй свои храмы, продавай или раздавай свою литературу

Запрещены только ваххабиты. Но потому, что они реально осуществляли теракты.

В школах нет "уроков о важном" и прочей жёсткой пропаганды. Можно реально дискутировать на уроках истории на весьма острые темы. Мы вот например в школе (это правда ещё в нулевые было) спокойно проводили на уроках истории дискуссии о том, с Западом или Востоком стоит дружить России. Какой строй более приемлем для России. Победа в 1945 - это была победа советскогого народа или победа сталинского режима? И все это было вполне открыто.

2012 - мир. Вот реально мир. Терроризм на Кавказе почти подавлен. Война с Грузией в 2008 закончилась за пять дней. И в 2012 российские туристы туда валят толпами. О боях в Цхинвале уже никто и не вспоминает. Да и Южную Осетию на карте не все россияне найдут

Со всеми окрестными странами - мир. 2012 - Чемпионат Европы. Куча российских болельщиков отправляется в украинские Донецк, Харьков, Львов, Киев. Все нормально и все рады. Жители Белгорода катаются в Харьков как к себе домой за покупками. Десятки, если не сотни тысяч россиян спокойно едут отдыхать в украинский Крым. И жовто-блакитный флаг над Севастополем никого не смущает

Медведев не втащил страну в авантюру Ливийской войны. Он не стал спасать уже обречённого Каддафи, выкидывать кучу денег и лить кровь русских солдат ради призрачной возможности получить военные базы в Африке, откуда нас все равно бы выгнали. Россия признает ливийскую оппозицию законным правительством этой страны после падения Триполи и в целом не влезает в это кровавое болото

Со всеми странами Европы у нас - прямое железнодорожное, автобусное и авиационое сообщение. Туристические визы получаются легко. Можно сесть вечером в поезд на Белорусском вокзале и утром проснуться в Берлине или Праге. Десятки, если не сотни тысяч россиян ежегодно отправляются проводить отпуск в Европу.

А уж в Турцию и Египет тогда мог позволить себе слетать почти любой работяга с Тагила. Горящие путёвки стоили 15-20 тысяч рублей

Сам я в 2012 - вчерашний сопливый студент, без особого напряга на разных подработках накопил деньжат, спокойно получил визу и в августе поехал на неделю тусить в Финляндию и Швецию - одни из самых дорогих стран мира

Сейчас, работая на официальной работе и подрабатывая, смотрю на цены в Турцию и понимаю - очень-очень дорого

В 2012 действовала куча разных программ волонтерства и стажировок в странах Европы, США, Канаде, Австралии. Разные Work and Travel и прочие. Поехать можно было куда угодно за весьма приемлемые цены. Отношение к русским было везде довольно дружелюбным

В 2011-2012 мы были более открыты миру. Например, к нам в МГУ приезжали, читали лекции, общались со студентами и Хиллари Клиннтон и Марк Цукерберг. А кого теперь ждать студентам? Партайгеноссе из КНДР или бородатых братушек из Ирана и Хезболлы?

Нет, я далёк от того, чтобы идеализировать начало 2010-х. И тогда было сильное социальное неравенство. И тогда бал в стране правили чинуши и буржуи. И тогда у нас народ в провинции жил скромно. И тогда особого развития промышленности и сельского хозяйства не было. И тогда ЕдРо безоаздельно доминировало в Думе

Но по сравнению с 2024 я могу как в том анекдоте однозначно сказать: "Тогда было реально повидло!"

А как бы вы сравнили вашу жизнь в 2011-2012 и в 2023-2024?

Показать полностью

Сирия: распад был неизбежен? Часть I

Всем привет! Ботан-историк снова с вами

Не, ну сейчас каждый "утюг" вещает про Сирию. А я чем хуже? Историк все же, кандидат наук, кое-какое представление имею. Так что - хотите - читайте сей длиннопост (если усидчивости хватит) на актуальную тему, хотите - мимо проходите. Сразу скажу: любителям конспирологических версий в стиле "Сирия была самой передовой, прогрессивной и богатой страной Ближнего Востока, а потом злые пендосы/турки/жЫды ее разрушили" лучше не читать и пройти дальше. На всякие турбопатриотические каналы, там вам дадут простую "истину".

Но начнем с самого начала. "Сирия - одно из древнейших государств мира, оказавшееся на перекрестке влияния разных империй..." Все, увидели эту фразу - дальше можете НЕ ЧИТАТЬ. Потому что Сирия - очень МОЛОДОЕ государство. Гораздо моложе тех же США, про Испанию или Францию с Британией я молчу. "Лол, что?" А вот то и что!

На территории, которую де-юре занимает Сирийская Арабская Республика государственность возникла очень давно, еще в III тысячелетии до н.э. Но вплоть до второй четверти XX века Сирия была исключительно географическим понятием. Никакого единого государства под названием "Сирия" никогда не существовало. Эта территория периодически входила в состав разных империй, а периодически там сосуществовал и боролся друг с другом целый конгломерат независимых маленьких и не очень маленьких государств. В 1516-1918 гг. этот регион принадлежал Османской империи, но, естественно, никакой автономии не имел.

Соответственно, никакого "сирийского народа" тоже не существовало. На территории современной Сирии проживала огромная куча разных народов, которые к началу Первой мировой войны даже не сложились в нации - племена арабов, курдов, ассирийцев, туркмен, адыгов. В городах жило немало армян, греков, евреев. Все они говорили на разных языках и исповедовали разные религии - различные течения ислама (суннизм, шиизм), христианства (православие, монофизитство, католицизм и др.), а также алавизм и религию друзов (последние два течения - самобытные религии, по сути представляющие собой синкретизм ислама, христианства и древних мистических учений гностиков).

Естественно, конфликты за землю, воду и прочие ресурсы, а впоследствии, по мере урбанизации - торгово-промышленное соперничество между разными кланами, племенами и народами не могло не принимать форму национальных и религиозных конфликтов.

В 1918 году весь этот конгломерат племен, языков и религий в качества "приза" по итогам Первой мировой войны и раздела Османской империи забрала себе Франция. Вы, читатель, еще не подофигели от всего этого "вавилона"? Вот и французы были в афуе и пытались как-то структурировать доставшуюся им территорию. В результате в 1920 году для удобства управления потомки мушкетеров создали в этом регионе шесть провинций: Государство Дамаск; Государство Алеппо, Государство Алавитов, Джабаль-аль-Друз ("Горы друзов в переводе)", Александреттский санджак и Великий Ливан.

Вот вам для наглядности карта, на буржуйском языке составленная, но думаю, где какая провинция находилась - понять сможете.

Сирия:  распад был неизбежен? Часть I Политика, Сирия, Ближний Восток, Длиннопост

Территория Сирии до образования "единой Сирии"

В 1922 году Государство Дамаск и Государство Алеппо французы объединили в одну провинцию, дав ему название "Федерация автономных государств Сирии". Таким образом, в одной "федерации" оказались арабские, курдские, туркменские и ассирийские племена. В 1936 году французы впихнули в состав этого объединения Государство Алавитов и "Горы Друзов". Так на свет появился "Франкенштейн", которому французы дали имя "Сирийская республика". При этом новоявленная "республика" находилась под полным протекторатом Франции.

Зачем Париж это сделал? По факту, руководствуясь старым имперским принципом "разделяй и властвуй". Играть на противоречиях разных национальных и религиозных групп, выступать в качестве "верховного арбитра" в спорах и стычках разных элитарных и клановых групп, притягивать к себе лояльных и налагать опалу на не очень лояльных - что может быть лучше?

Как бы то ни было, но история Сирии как государства ведет свою историю только с 1936 года. То есть это - эпоха ваших бабушек и даже родителей.

1940 год изменил многое. Бронированные дивизии вермахта, обошедшие линию Мажино и вошедшие в Париж, фактически запустили начало распада Французской колониальной империи. В 1946 году французские войска ушли из Сирии. Абсолютно искусственно образованная республика, населенная кучей племен и народов, говоривших на разных языках и исповедовавших разные религии, стоявших на не очень высокой ступени социально-экономического развития (про уровень политического развития - молчу) была принята в ООН.

Естественно, ни о какой стабильности внутри этого "Франкенштейна", который к тому же с 1948 года оказался в состоянии войны с Государством Израиль (в которой Сирия терпела поражения) и речи быть не могло. Поэтому вся дальнейшая история этой лоскутной республики - это история переворотов и контрпереворотов, случавшихся там с завидным постоянством. Во второй половине 1950-х гг. Сирию чуть было не подмял под себя гораздо более сильный Египет.

И, в принципе, распад и гражданская война в полный рост маячили перед Сирией уже в начале 1960-х. К этому времени ее положение чем-то напоминало положение России при Временном правительстве в 1917 году. Слабое, коррумпированное правительство, терпевшее поражение в борьбе с внешним врагом, резкий рост социальной и межнациональной напряженности. И, подобно тому, как большевизм позволил "пересобрать" Российскую империю на новой идеологической основе, Сирию от распада в то время спас левый арабский национализм

В марте 1963 года в стране случился некий аналог Октябрьского переворота 1917 года в России (или революции - тут уж кому как нравится) - Мартовский переворот 1963 года (в официальной сирийской историографии - Революция 8 марта). К власти пришла Партия арабского социалистического возрождения (БААС). В отличие от прочих недолговечных диктаторов, баасисты пришли, как оказалось, всерьез и надолго. Ибо у них на тот период времени, была не только жажда власти и наживы, но и определенный Проект и Программа. Как у ленинской РСДРП (б).

Правда, как и в Советской России после смерти Ленина, в Сирии очень скоро началась жесткая борьба различных фракций и группировок в правящей партии. Как известно, в СССР к 1930 году победу в ней одержал Иосиф Сталин, установивший в стране режим своей личной власти и начавший кардинальные преобразования. В Сирии в 1970 году победу внутри правящей партии одержал Хафез Асад - выходец из арабского племени калбийя, по вероисповеданию - алавит, по происхождению - крестьянин (но получивший неплохое образование), по профессии - офицер.

Задачей Хафеза Асада стало предотвращение распада искусственно созданной Сирии и превращение ее в весомую региональную державу. Для этого предполагалось:

  1. В области экономики - использовать советский опыт строительства социализма: провести индустриализацию, создать основы современной промышленности; модернизировать сельское хозяйство; проводить урбанизацию; защищать местное производство и торговлю и покровительствовать им. А это должно было повысить жизненный уровень населения и сгладить социальные противоречия. Опорой режима должны были стать мелкая и средняя национальная буржуазия (тесно смыкавшаяся с бюрократией), верхушка рабочего класса, отчасти - средние городские слои.

  2. В национальном вопросе - сделать ставку на арабский национализм и консолидацию арабоязычных племен в единую "сирийскую арабскую нацию". Арабы должны были стать главной опорой режима в "лоскутной республике". Именно тогда Сирия получает название "Сирийская АРАБСКАЯ республика"

  3. В идеологическом вопросе - сделать ставку на светский "социализм с арабской спецификой". Впрочем, при существовавшем кланово-племенном делении всего сирийского общества определенные преференции неизбежно начало получать алавитское меньшинство, из среды которого и вышел Асад.

  4. В сфере внешней политики - сделать ставку на ориентацию на СССР, с помощью Москвы укрепить экономику, армию, что позволило бы избежать поглощения со стороны Египта (а оно тогда было вполне реальным) и вернуть территории, захваченные Израилем (Голанские высоты). В дальнейшем - поставить под контроль Сирии Ливан и Палестину, обеспечить доминирование Сирии в Восточном Средиземноморье и плавно выйти из-под советской опеки.

Однако в этом плане были и свои изъяны:

  1. Попытка строительства "социализма советского образца" приводила в конечном итоге к довольно однобокому развитию экономики, ибо создание комплексной развитой экономики Сирия не тянула в силу узости внутреннего рынка, отсутствия больших ресурсов, общей низкой стартовой базы. А рост военных расходов неизбежно съедал кучу средств, которые можно было бы использовать для повышения жизненного уровня населения. С другой стороны, укрепившаяся национальная буржуазия и средние слои города и деревни начинали требовать "сворачивания социалистического эксперимента" и перехода к рыночной, капиталистической экономике

  2. Ставка на арабский национализм привела к маргинализации и дискриминации всех неарабских народов и племен - курдов, туркмен, ассирийцев и др. А это порождало в их среде антиарабские и антиасадовские настроения

  3. Ставка на светский левый национализм вступала в противоречие с исламом, позиции которого были сильны в традиционном обществе. Мусульманские духовные деятели, пользовавшиеся большим влиянием в массах и опасаясь его лишиться в случае дальнейшего продвижения Сирии по пути к светскому обществу, неизбежно вставали либо в открытую оппозицию к Асаду (вплоть до открытых исламистских бунтов), либо в скрытую

  4. Переход Асада в просоветский лагерь привел к тому, что Сирия приобрела себе кучу врагов (помимо традиционного Израиля) - США, Западную Европу, мусульманские монархии Аравийского полуострова. Интересно, что победа шиитских исламистов в Иране в 1979 году в то время тоже не несла светской Сирии ничего хорошего. Отношения с Египтом и Ираком, которые тоже претендовали на роль светских лидеров арабского мира, были у Асада довольно прохладными.

В итоге Хафез Асад выстроил довольно жесткий и весьма авторитарный политический режим. Хотя формально Сирия считалась республикой, в ней регулярно проводились выборы президента и парламента, существовали оппозиционные партии, на деле демократия носила "имитационный характер", а реальная оппозиция (будь то либеральная, ультралевая, исламистская или национальная) подавлялась крайне жестко.

В то же время стоит признать, что Хафезу Асаду удалось превратить Сирию из полусредневековой страны в аграрно-индустриальную державу среднего уровня развития; повысить экономический и культурный уровень значительной части населения; избежать распада страны по религиозно-племенному принципу и добиться некоторой консолидации арабских племен (хотя в арабскую нацию они так и не сложились); избежать полного разгрома со стороны Израиля в 1970-е и даже значительно усилить позиции Сирии в Ливане в 1980-е.

Не последнюю роль в этом играла большая помощь, которую Сирии оказывал Советский Союз.

Но в 1990-е ситуация стала меняться

Об этом - в следующей части.

Показать полностью 1

Я бы не поверил1

Если бы 20 лет назад, в декабре уже далёкого 2004 года, мне бы сказали, что в декабре 2024 года:

  1. Россией будет по-прежнему править В. Путин

  2. "Единая Россия" будет по-прежнему крупнейшей партией в Думе

  3. ВС РФ будут вести тяжёлые бои с ВСУ в Курской области

Я бы подумал, что этот сюжет какого-то трэшового, третьесортного, даже не голливудского, а БОЛЛИВУДСКОГО фильма

Отличная работа, все прочитано!