BootSect

BootSect

Пикабушник
Дата рождения: 14 июня 1990
поставил 75019 плюсов и 1183 минуса
отредактировал 10 постов
проголосовал за 25 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу лучший пост недели лучший авторский пост недели лучший длиннопост недели За подвиги в Мире PlayStation 5 лучший длиннопост недели более 1000 подписчиков
268К рейтинг 4920 подписчиков 16 подписок 157 постов 146 в горячем

Дневники реставрации ретро-железок, выпуск №5

Дневники реставрации ретро-железок, выпуск №5 Клавиатура, Реставрация, Отбеливание, Ретротехника, Длиннопост

Я уже писал раньше о своих опытах по восстановлению внешнего вида старой компьютерной техники. Можно даже задним числом присвоить им номера:

Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, — вы находитесь здесь —

Сейчас мне захотелось от больших статей перейти к коротким рассказам про одну конкретную железку. Сегодня это клавиатура, которую вы могли видеть в посте «Этот манящий сквозь годы свет».

Многие тогда отметили, что у неё приятная раскладка с большим L-образным Enter и цветным выделением функциональных клавиш. Это вполне типичная клавиатура начала 90-х, у неё даже ещё нет клавиши Win. Я купил её у утилизатора за 200 рублей в статусе «кота в мешке».

Клавиатура оказалась рабочей, несмотря на то, что предыдущий хозяин явно угостил её не одной чашкой чая.

Дневники реставрации ретро-железок, выпуск №5 Клавиатура, Реставрация, Отбеливание, Ретротехника, Длиннопост

Золотая чаша, золотая!

Контроллер и дорожки не пострадали, резиновый «коврик» я спокойно отмыл под краном, а вот с корпусом надо было что-то делать.

Дневники реставрации ретро-железок, выпуск №5 Клавиатура, Реставрация, Отбеливание, Ретротехника, Длиннопост

Ну то есть понятно что. Взять большой пластиковый контейнер, приклеить к его дну несколько уголков с проушинами, привязать к ним клавиатуру, чтобы не всплыла, (мафиози с тазиками цемента передают привет) и залить всё это концентрированным раствором перекиси водорода. Такую спокойно можно купить на маркетплейсах как средство для очистки бассейнов.

Не буду долго томить. После дня, проведённого на не по-осеннему ярком солнышке, клавиатура помолодела лет на 25. Немного силиконовой смазки для плавного хода клавиш — и можно снова отстреливать кибердемонов и командовать отрядами отважных копейщиков.

Дневники реставрации ретро-железок, выпуск №5 Клавиатура, Реставрация, Отбеливание, Ретротехника, Длиннопост
Показать полностью 3

Этот манящий сквозь годы свет

Этот манящий сквозь годы свет Компьютер, DOS, Ностальгия, Вечер, Монитор, Детство 90-х, Windows

Вечер пятницы — самое время для любимых игр, которые не стареют.

Этот манящий сквозь годы свет Компьютер, DOS, Ностальгия, Вечер, Монитор, Детство 90-х, Windows
Показать полностью 2

Компьютер для «Мымры». Правда ли, что он стоил 438 000 советских рублей?

Для ЛЛ: неправда, но есть нюанс

Компьютер для «Мымры». Правда ли, что он стоил 438 000 советских рублей? Служебный роман, Компьютер, Терминал, СССР, Прошлое, Длиннопост

Даже в лирических трагикомедиях можно найти кое-что интересное для истории вычислительной техники. Сегодня в нашем воображаемом кинозале любителя старых железок — «Служебный роман», вышедший на экраны в 1977 году. Многие зрители обращали внимание, что в кабинете суровой начальницы Калугиной стояло диковинное по тем временам устройство с экраном и клавиатурой. Давайте разбираться, что это за аппарат и правдивы ли слухи о его баснословной дороговизне.

Компьютер для «Мымры». Правда ли, что он стоил 438 000 советских рублей? Служебный роман, Компьютер, Терминал, СССР, Прошлое, Длиннопост

В интернете можно встретить информацию, что благодаря личным связям Эльдара Рязанова для съёмок удалось выпросить настоящий персональный компьютер, который в те годы был чуть ли не секретной разработкой. Некоторые сайты, посвящённые кино, пишут, что драгоценный реквизит каждый день с охраной привозили на съёмочную площадку, а потом увозили обратно. Называют и стоимость — невероятные 438 тысяч рублей (для сравнения, государственная цена престижной «Волги», которая фигурирует в фильме как символ успеха Самохвалова, составляла 9453 рубля).

На самом деле здесь, как это нередко бывает, перемешались факты, слухи и неверные интерпретации. Устройство, стоявшее на столе «чёрствого» руководителя статучреждения, никакого секрета собой не представляет. Это компьютерный терминал Videoton-340 венгерского производства:

Компьютер для «Мымры». Правда ли, что он стоил 438 000 советских рублей? Служебный роман, Компьютер, Терминал, СССР, Прошлое, Длиннопост

Терминал Videoton-340 из коллекции Политехнического музея

Терминалы также называют консолями оператора или дисплеями. Это не полноценные компьютеры, поскольку сами они вычислений не выполняют (здесь мы не говорим про более поздние «интеллектуальные терминалы»), а лишь служат для связи с удалёнными ЭВМ. В годы съёмки фильма те, как правило, были очень большими и стояли в специальных помещениях. Возможно, авторов публикаций ввела в заблуждение надпись на корпусе — Videoton Computer. Но в данном случае речь о том, что устройство относится к семейству компьютерной техники фирмы Videoton. А вот с какой машиной оно должно было «общаться» по задумке создателей фильма, вопрос куда более интересный.

Компьютер для «Мымры». Правда ли, что он стоил 438 000 советских рублей? Служебный роман, Компьютер, Терминал, СССР, Прошлое, Длиннопост

Универсальный терминал Videoton-340 мог использоваться с разными ЭВМ. В СССР в те годы выпускалось несколько линеек компьютеров, которые могли стоять в вымышленном статистическом учреждении. Это могла быть одна из машин серии ЕС (Единая система ЭВМ) либо какой-то из линейки «Уралов», например «Урал-14». Известно, что ЭВМ этой модели в те годы использовалась в Центральном экономико-математическом институте.

Найти точный ответ помогла информация, собранная фанатами «Служебного романа». Изначально фильм планировали сделать почти 5-часовым. Среди радикально сокращённых сюжетных линий — взаимоотношения секретарши Верочки со своим мужем, которого сыграл Александр Фатюшин. И вот в одном из вырезанных кадров, несмотря на низкое качество картинки, за спинами героев однозначно угадывается характерная «подкова» центральных стоек ЭВМ БЭСМ-6.

Компьютер для «Мымры». Правда ли, что он стоил 438 000 советских рублей? Служебный роман, Компьютер, Терминал, СССР, Прошлое, Длиннопост

Вырезанная сцена в машинном зале ЭВМ

Компьютер для «Мымры». Правда ли, что он стоил 438 000 советских рублей? Служебный роман, Компьютер, Терминал, СССР, Прошлое, Длиннопост

БЭСМ-6 в фондохранилище Политехнического музея

Нередко в качестве терминалов для этой ЭВМ использовались именно венгерские Videoton-340.

Компьютер для «Мымры». Правда ли, что он стоил 438 000 советских рублей? Служебный роман, Компьютер, Терминал, СССР, Прошлое, Длиннопост

БЭСМ-6 в Объединённом институте ядерных исследований

Выходит, совсем не простым было статистическое учреждение под руководством Калугиной, раз в его распоряжении имелась одна из самых мощных вычислительных машин в СССР. За почти 20 лет серийного выпуска их произвели всего 355 штук. Что, впрочем, не мешало их иногда использовать для печати «занятных репродукций “Джоконды”».

Очевидно, что информация о запредельной стоимости «компьютера» Людмилы Прокофьевны относится ко всей ЭВМ в целом, а не к одному только терминалу. Точных данных за 1977 год я не нашёл, но, согласно каталогу изделий радиопромышленности за 1972 год, в среднем за БЭСМ-6 нужно было заплатить 1 350 000 советских рублей. По ценам того времени это 158 «Волг» — хватило бы на несколько больших таксопарков. Через пять лет, скорее всего, стоимость ЭВМ несколько снизилась.

Компьютер для «Мымры». Правда ли, что он стоил 438 000 советских рублей? Служебный роман, Компьютер, Терминал, СССР, Прошлое, Длиннопост

Videoton-340 тоже не был дешёвым, но стоил существенно меньше — около 6300 руб. «Всего лишь» цена новенького «Москвича» или «Жигулей».

Компьютер для «Мымры». Правда ли, что он стоил 438 000 советских рублей? Служебный роман, Компьютер, Терминал, СССР, Прошлое, Длиннопост

Реклама из каталога Внешпосылторга. Забавно, что в машине мог стоять приёмник «Видеотон»

Впрочем, здесь нужно оговориться, что нельзя напрямую сравнивать цены потребительских товаров для населения и цену оборудования, которое по безналичному расчёту закупали организации. Всё равно в 1970-х никто в СССР не мог приобрести себе компьютер в частную собственность — сама идея этого звучала бы абсурдно.

Если верить фильму, в кабинете зам. директора Самохвалова стоял второй терминал для работы с ЭВМ.

Компьютер для «Мымры». Правда ли, что он стоил 438 000 советских рублей? Служебный роман, Компьютер, Терминал, СССР, Прошлое, Длиннопост

Вообще в кадрах «Служебного романа» мелькает много интересной техники, которую сегодня можно увидеть только в музеях. Это и классические русские счёты — скорее как предмет антуража, и большой настольный калькулятор Soemtron 220 (выпускался с 1966 по 1977 год в ГДР)...

Компьютер для «Мымры». Правда ли, что он стоил 438 000 советских рублей? Служебный роман, Компьютер, Терминал, СССР, Прошлое, Длиннопост
Компьютер для «Мымры». Правда ли, что он стоил 438 000 советских рублей? Служебный роман, Компьютер, Терминал, СССР, Прошлое, Длиннопост

Калькулятор Soemtron 220 из коллекции Политехнического музея

…и новенький микроэлектронный калькулятор Elka 50 (51) болгарского производства.

Компьютер для «Мымры». Правда ли, что он стоил 438 000 советских рублей? Служебный роман, Компьютер, Терминал, СССР, Прошлое, Длиннопост

И хотя, как мы теперь знаем, в фильме «Служебный роман» не был показан один из первых в СССР компьютеров, в нём едва ли не впервые в массовой культуре прозвучало само слово «компьютер». Помните, из диалога Калугиной и Самохвалова:

— Да, так вот, в Швейцарии компьютеры...

— Очень хорошо, что в Швейцарии компьютеры.

Это примечательный момент, поскольку даже через 10 лет после выхода фильма это слово почти не встречалось — использовался в основном книжный термин «ЭВМ».

Показать полностью 12

Продолжение поста про жёсткий диск и бз-бз-бз1

Говорят, царь компьютер ненастоящий!

Я старый жёсткий диск, я не хочу работать, я хочу бз-бз-бз-бз-бз!1

Я старый жёсткий диск, я не хочу работать, я хочу бз-бз-бз-бз-бз! Жесткий диск, Поломка, Компьютер, Забавное, Скриншот

Оказывается, сломанный винчестер может не только издавать странные звуки, но и транслировать их на экран POST. Единство формы и содержания!

UPD. Для всех программистов, которые видят фотошоп: Продолжение поста про жёсткий диск и бз-бз-бз

Космос потерянный и обретённый

Иногда чудеса всё-таки случаются. Плакат из прошлого поста, с которым я уже мысленно попрощался, удалось найти!

Космос потерянный и обретённый Потеряшка, Находка, Радость, Полиция, Позитив

Напомню для тех, кто не читал, что я оставил сумку с плакатом в метро на Большой кольцевой линии. До центра забытых вещей она так и не добралась — потому что, как мне потом рассказали в полиции, одна домовитая бабулька решила, что вещь хорошая и в хозяйстве пригодится.

Фотографию старушки передали в систему распознавания лиц, но долгое время сигналов не поступало, потому что она заболела и пару недель не заходила в метро. Вдобавок ещё и оказалось, что у неё деменция, и она вообще забыла, что у неё есть какой-то плакат. Однако ж прихватизировать его в своё время сообразила быстро.

Как бы то ни было, всё обернулось благополучно, и теперь этот кусочек истории украшает моё рабочее место. Спасибо сотрудникам 3-го отдела полиции на Московском метрополитене! А я, пожалуй, возьму отпуск, чтобы не быть больше таким рассеянным)

Показать полностью 1

Москва, оставил вещь в метро 19.08 на м. Хорошёвская

Космос, который мы я, растяпа, потерял.

Выходил из вагона на Хорошёвской в районе 13:45 (ехал в сторону Народного ополчения, против часовой) и забыл в вагоне тканевую сумку из Леонардо, а внутри — серебристая рамка примерно 42 × 52 см с дивной красоты и редкости постером. Вдруг кто из пикабушников видел? Заявление в службу забытых вещей оставил, но надежды мало.

Москва, оставил вещь в метро 19.08 на м. Хорошёвская Без рейтинга, Потеряшка, Потерянные вещи, Помогите найти

Сумка примерно такая.

Москва, оставил вещь в метро 19.08 на м. Хорошёвская Без рейтинга, Потеряшка, Потерянные вещи, Помогите найти
Показать полностью 2

Так почему же всё-таки в розетке 220 вольт?

Число «220» плотно вошло в нашу культуру и упоминается в книгах, фильмах, анекдотах… В сети есть огромное количество публикаций, объясняющих, откуда взялась эта величина. Но авторы большинства из них явно вдохновлялись знаменитым гайдом про то, как нарисовать сову.

Так почему же всё-таки в розетке 220 вольт? Электричество, Электрика, Розетка, Техника, 220 вольт, Политехнический музей, Инженер, Длиннопост

Не претендуя на окончательное установление истины в этом вопросе (это потянуло бы как минимум на диссертацию), я всё же решил найти информацию о промежуточных этапах, чтобы сова не возникала внезапно.

Для @moderator. Сегодня другой пикабушник уже выложил сокращённую копию этого материала, взятую с Дзена. Но это — оригинальная версия с более подробными пояснениями и дополнительными картинками, так что я публикую её с тегом «моё». Тот самый авторский контент, которого так не хватает родному Пикабу)

Для ЛЛ: если скажете «Так сложилось исторически», не соврёте.

Вопрос про «220 вольт в розетке» я привёл ровно в той формулировке, в которой мне его задали, хотя он и содержит в себе не вполне верное утверждение. Ещё в 1992 году был принят ГОСТ 29322-92, согласно которому напряжение в бытовой электросети должно составлять 230 В.

Сейчас в России одновременно действуют ГОСТ 29322-2014 и ГОСТ 32144-2013, один из которых гласит, что стандартное номинальное напряжение должно быть 230 В ± 10%, а другой — что 220 В ± 10%. То есть если в вашей розетке напряжение от 207 до 242 вольт, это удовлетворяет обоим стандартам, и вся техника должна корректно работать при любом напряжении из этого диапазона.

Но это не даёт нам ответа на вопрос, откуда изначально появилось число 220. Почему, скажем, не более «круглые» 200 или 250 вольт? Без Томаса Эдисона и его электрических лампочек тут действительно не обошлось, а ещё в деле были замешаны Джордж Вестингауз, Михаил Доливо-Добровольский, Союз германских электротехников и Всероссийские (а потом — и Всесоюзные) электротехнические съезды. Как именно — давайте разбираться подробно.

У истоков электрификации

Электротехника — достаточно консервативная отрасль. Большое внимание в ней уделяется совместимости с ранее созданными системами, поскольку их замена стоит очень дорого и сопряжена с массой неудобств. Поэтому стандарты, которыми мы пользуемся сегодня, могут восходить к реалиям более чем вековой давности.

Выбор напряжения для электросети — это всегда компромисс. Если сделать его слишком низким, оно будет быстро падать из-за сопротивления проводов, и энергию будет почти невозможно передавать на большие расстояния. Если же напряжение сделать слишком высоким, возрастут требования к качеству изоляции и увеличится риск для человеческой жизни.

Хотя электрические машины применяются в промышленности как минимум с середины XIX века, поначалу никакого общепринятого напряжения, конечно, не было. Каждый генератор, питавший первые электрические насосы, станки или двигатели локомотивов, выдавал своё напряжение — как правило, привязанное к ближайшей «круглой» цифре: 300, 400, 500 В... Попадались, правда, и напряжения, довольно близкие к интересующему нас. Например, довольно распространённая в своё время динамо-машина Грамма генерировала постоянный ток напряжением 210 В.

Так почему же всё-таки в розетке 220 вольт? Электричество, Электрика, Розетка, Техника, 220 вольт, Политехнический музей, Инженер, Длиннопост

Динамо-машина Грамма, 1870

Первые попытки привести это хозяйство к какому-то общему знаменателю связаны с появлением осветительных сетей в городах. Здесь действительно нельзя не вспомнить Томаса Эдисона. Хотя, вопреки расхожему мнению, он был не первым (и даже, скорее всего, не пятым), кто придумал лампочку накаливания, он заслуженно занимает своё место в истории, потому что, по меткому выражению коллеги @Tech.spiritus, разработал первую систему освещения «под ключ».

И в этой системе использовалось напряжение 110 В. Вы наверняка знаете историю, как Эдисон провёл тысячи опытов, подбирая оптимальный вариант нити накаливания для своей лампы. В конечном итоге была выбрана нить из обугленного бамбукового волокна, а собранная статистика показала, что лампы с такими нитями демонстрируют наилучшее сочетание яркости и долговечности при напряжении около 100 В. Опять же, красивое число.

Так почему же всё-таки в розетке 220 вольт? Электричество, Электрика, Розетка, Техника, 220 вольт, Политехнический музей, Инженер, Длиннопост

Эдисоновская лампа накаливания с бамбуковой нитью из коллекции Политехнического музея, 1880–1900

Но мы знаем, что при передаче тока неизбежны потери, связанные с преодолением сопротивления проводов. Поэтому, чтобы потребители гарантированно получали свои 100 вольт, напряжение на стороне электростанций решили поднять на 10% — до 110 В. Именно такое напряжение выдавала «Длинноногая Мэри-Энн» — один из первых массовых эдисоновских генераторов.

Так почему же всё-таки в розетке 220 вольт? Электричество, Электрика, Розетка, Техника, 220 вольт, Политехнический музей, Инженер, Длиннопост

Электрогенератор «Длинноногая Мэри-Энн», конец 1880-х

Стандартными же потребителями энергии были 100-вольтные лампы накаливания на 16 свечей. Вот как пишет об этом Роберт Монро Блэк в книге «История электрических проводов и кабелей»:

Так почему же всё-таки в розетке 220 вольт? Электричество, Электрика, Розетка, Техника, 220 вольт, Политехнический музей, Инженер, Длиннопост

Есть и второй аргумент в пользу 110 вольт, хотя скорее косвенный. Ещё до опытов Эдисона с лампами накаливания широкое распространение получили дуговые электролампы. Например, несколько их конструкций разработали наши соотечественники Владимир Чиколев и Павел Яблочков.

Так почему же всё-таки в розетке 220 вольт? Электричество, Электрика, Розетка, Техника, 220 вольт, Политехнический музей, Инженер, Длиннопост

Дуговая лампа системы Владимира Чиколева из коллекции Политехнического музея

Опытным путём было установлено, что наиболее устойчивая дуга между угольными электродами горит при напряжении около 45 В.

Так почему же всё-таки в розетке 220 вольт? Электричество, Электрика, Розетка, Техника, 220 вольт, Политехнический музей, Инженер, Длиннопост

Фрагмент из книги «История электрического освещения», автор Генри Шрёдер, 1923

Но дуговым лампам было нужно так называемое балластное сопротивление, иначе в момент зажигания электрической дуги фактически происходило бы короткое замыкание, что могло вывести из строя генератор. Из соображений экономии предлагалось использовать одно балластное сопротивление для двух последовательно соединённых ламп. На сопротивлении падало около 20 вольт, отсюда получаем 45 + 45 + 20 = 110 В.

Таким образом, напряжение 110 В было достаточным для типичных электроприборов тех лет и отвечало качеству доступных изоляционных материалов. Но по мере роста числа потребителей Эдисон столкнулся с проблемой балансировки нагрузок, из-за чего где-то лампы горели ярче, а где-то тусклее. Тогда он придумал соединить разноимённые полюса двух генераторов и подавать ток по трём проводам: +110 В, 0 и −110 В.

Потребителей распределяли между двумя линиями, и в случае идеальной балансировки ток по центральному проводнику вообще не шёл — что позволяло делать его более тонким. Если же ток всё-таки появлялся, сотрудники Эдисона могли его измерить и понять, как нужно переподключить нагрузку. Переход к трёхпроводной системе позволил сократить затраты меди на 60% в сравнении со старой схемой.

Так почему же всё-таки в розетке 220 вольт? Электричество, Электрика, Розетка, Техника, 220 вольт, Политехнический музей, Инженер, Длиннопост

Схема трёхпроводной системы Эдисона из той же книги. Обратите внимание, что для напряжения использовано архаичное слово «pressure»

Имелся и другой положительный эффект: более мощные электроприборы — например, электродвигатели — можно было подключить не между линией и нулём, а между двумя разнополярными линиями, получив таким образом напряжение 220 В. Сейчас знакомое число появляется в первый раз, но это ещё не те 220 вольт, к которым мы привыкли.

Постоянный, переменный, трёхфазный

Напомним, что Эдисон был сторонником постоянного тока. В этом вопросе он ошибался: будущее оказалось за переменным, в защиту которого выступали Джордж Вестингауз и Никола Тесла.

Так почему же всё-таки в розетке 220 вольт? Электричество, Электрика, Розетка, Техника, 220 вольт, Политехнический музей, Инженер, Длиннопост

Томас Эдисон смотрит на тебя как на сторонника переменного тока

О «войне токов» написаны книги и сняты фильмы — не будем здесь повторять эту занимательную историю, иначе статья разрастётся до совсем неприличных размеров. Нас в данном случае интересует, что по соображениям обратной совместимости от значений, которые Эдисон подобрал опытным путём, отказываться не стали. И с поправкой на замену постоянного тока переменным и незначительное повышение напряжения (до 120/240 вольт вместо 110/220) эта система двухполярного питания применяется в США до сих пор. Лампочки и маломощные приборы подключают к 110/120 В, а мощные вроде электроплит или сушильных машин — к 220/240 В.

Пока в Америке Эдисон боролся с Вестингаузом и Теслой, в Германии работал российский инженер Михаил Доливо-Добровольский.

Так почему же всё-таки в розетке 220 вольт? Электричество, Электрика, Розетка, Техника, 220 вольт, Политехнический музей, Инженер, Длиннопост

Профессора и сотрудники кафедры электротехники Дармштадтского технического университета. Доливо-Добровольский — крайний справа, около 1886

Исследуя способы наиболее эффективной передачи электроэнергии на дальние расстояния, он решил сделать отводы от трёх равноотстоящих обмоток электрогенератора. При этом напряжение на каждом из отводов отставало от напряжения на соседнем на треть периода — или, иначе говоря, разность фаз между ними составляла 120°.

Так почему же всё-таки в розетке 220 вольт? Электричество, Электрика, Розетка, Техника, 220 вольт, Политехнический музей, Инженер, Длиннопост

Графики напряжения на обмотках трёхфазного генератора (а) и их векторное изображение (б)

Так Доливо-Добровольский придумал трёхфазную систему передачи тока, которая применяется и по сей день. Кстати говоря, изобретателем многофазных генераторов переменного тока нередко называют Теслу, но система Доливо-Добровольского заработала на несколько лет раньше.

Так почему же всё-таки в розетке 220 вольт? Электричество, Электрика, Розетка, Техника, 220 вольт, Политехнический музей, Инженер, Длиннопост

Цитата из журнала «Электричество», №12, 1983

И его изобретение сыграло свою роль в том, почему сегодня в наших розетках 220 вольт. Как именно? Вернёмся к рубежу XIX и XX веков.

Анализ заокеанского опыта

В начале XX века во всех промышленно развитых странах, в том числе и в Российской империи, активно шла электрификация. Во многом она проводилась с оглядкой на американский опыт, но не сказать, чтобы по пути полного копирования. Одни электростанции, как и в США, подавали потребителям постоянный ток напряжением 110 вольт, другие придерживались собственных стандартов. Скажем, в 1900 году «Общие условия пользования электроэнергией от центральной станции…» в Москве предусматривали, что к «вводному ящику» могли подводиться 105, 125 или 155 вольт.

Так почему же всё-таки в розетке 220 вольт? Электричество, Электрика, Розетка, Техника, 220 вольт, Политехнический музей, Инженер, Длиннопост

Так или иначе, это было довольно низкое напряжение. Из школьного курса физики вы наверняка помните, что электрическая мощность рассчитывается как произведение напряжения и тока. Если напряжение неизменно, для передачи большей мощности нужно повышать ток, а значит — увеличивать сечение проводов, тратя дорогостоящую медь. Уже в начале XX века европейские и русские инженеры говорили, что напряжение в 100 с небольшим вольт не отвечает растущим запросам городов и промышленных предприятий. Критиковали и саму систему постоянного тока, которая не позволяла использовать трансформаторы — устройства, способные легко и почти без потерь менять величину напряжения.

Хорошим компромиссным решением было взять за основу удвоенное «американское» напряжение: это позволяло использовать многие приборы, изготовленные под заокеанский стандарт, соединяя их по две штуки последовательно.

В любом случае, в отрасли назрела необходимость стандартизации. В 1914 году по итогам VII Всероссийского электротехнического съезда были составлены «Правила и нормы электротехнических устройств сильных токов». По большей части они опирались на аналогичный немецкий документ. В «Правилах» была зафиксирована рекомендация использовать для переменного тока напряжение 220/230 вольт.

Так почему же всё-таки в розетке 220 вольт? Электричество, Электрика, Розетка, Техника, 220 вольт, Политехнический музей, Инженер, Длиннопост

Следующий Всероссийский электротехнический съезд, прошедший уже после Октябрьской революции, предписал использовать трёхфазную систему — как и предлагал в своё время Доливо-Добровольский. На стороне потребителя гарантировалось линейное напряжение 210 В, а на стороне генератора должно было быть 220 В.

Так почему же всё-таки в розетке 220 вольт? Электричество, Электрика, Розетка, Техника, 220 вольт, Политехнический музей, Инженер, Длиннопост

Выдержка из «Правил и норм электротехнических устройств сильных токов», 1925

«Ну теперь-то это те самые 220 вольт?» — спросит читатель. Всё ещё нет! В вышеописанной системе 220 В — это линейное напряжение, то есть напряжение между двумя различными фазами. А фазное напряжение — между любой из трёх фаз и нулём — которое как раз и приходит в дома и квартиры, было в 3 раз меньше, то есть 127 вольт.

«Получает 220, отдаёт 127…»

Напряжение 127 В господствовало в бытовых сетях СССР до начала 1960-х, хотя ещё перед войной советские инженеры-электротехники писали, что система 220/127 стремительно устаревает. Предлагалось сделать величину нового фазного напряжения такой же, какая раньше была у линейного, и получить таким образом систему 380/220 вольт. К 380 В должно было подключаться промышленное оборудование, а к 220 — бытовое. Выгоды от повышения напряжения были очевидны: для питания той же нагрузки, что и раньше, требовалось почти вдвое меньше дефицитной меди.

Так почему же всё-таки в розетке 220 вольт? Электричество, Электрика, Розетка, Техника, 220 вольт, Политехнический музей, Инженер, Длиннопост

Выдержка из «Правил безопасности и правил устройства для электротехнических сооружений», 1937

Вновь создаваемые электросети, например в таких городах, как Витебск, Вязьма, Златоуст, Камышин, Россошь, сразу проектировались под напряжение 380/220 В. Но в городах, где уже имелись достаточно развитые сети старого стандарта, переход можно было осуществлять только постепенно. В Москве постановление о начале перехода на напряжение 220 вольт было принято в 1954 году.

В тексте на Дзене я писал «спросите родителей или бабушек с дедушками…», но тут, с учётом опроса о среднем возрасте пикабушников, многие и сами это вспомнят) Во время переходного этапа советские электроприборы выпускались с переключателем «110/127/220 В», чтобы их можно было эксплуатировать и в старых, и в новых сетях. Вполне реальной была ситуация, когда, послушав дома новые пластинки, проигрыватель брали с собой и шли в гости к приятелю в другой район города, где в электросети было иное напряжение. Забыв повернуть колодку переключателя, можно было сжечь трансформатор.

Так почему же всё-таки в розетке 220 вольт? Электричество, Электрика, Розетка, Техника, 220 вольт, Политехнический музей, Инженер, Длиннопост

Колодка переключения напряжений на задней стенке телевизора КВН-49 из коллекции Политехнического музея

Приборы с мощными электродвигателями и компрессорами (скажем, пылесосы и холодильники) переключателей напряжения не имели, и для эксплуатации старых моделей в новых электросетях нужны были отдельные понижающие трансформаторы. Тогда же возник анекдот:

— Вовочка, кем работает твой папа?

— Трансформатором.

— Это как?

— Получает 220, отдаёт 127, а на остальные гудит!

Переход на 220 вольт затянулся на десятилетия: в жилых домах от напряжения 127 В в основном ушли к 1970-м, хотя в центральных районах оно кое-где продержалось до конца 1980-х, а в отдельных старинных зданиях вроде Большого театра сети на 127 В работали до середины 2000-х.

Аналогичные процессы во второй половине XX века шли и в Европе: жители Франции, Бельгии, Швеции и других стран вспоминают переход со 127 (а кое-где — и со 110) вольт на 220 в 1950-х — 1970-х годах.

Вот переводы некоторых воспоминаний, которые мне попались в сети.

В Бельгии они его подняли со 110 до 220 в начале 1950-х. Вот почему у пожилых людей, которые хотели использовать свое старое оборудование, дома стояли огромные автотрансформаторы.

***

Франция перешла со 110 на 220 вольт не в начале XX века, а примерно в 1970 году, и я хорошо помню, как в то время нам пришлось менять все наши небольшие электроприборы (за это платила электрическая компания!)

***

Я вырос в Окленде, Новая Зеландия, в доме с сетью постоянного тока напряжением 240 вольт. В 1953 году её заменили на 240 В переменного тока. Дом был очень старым, и кабели с резиновой изоляцией проходили через открытые стальные кабелепроводы к различным очень громоздким выключателям, рассчитанным на постоянный ток.

Проблема заключалась в том, что для 240 В постоянного тока вам нужно было изолировать только 240 вольт с запасом. При напряжении 240 В переменного тока необходимо обеспечить максимальную изоляцию, которая составляет 240 × 1,414 = 340 вольт. Впоследствии резиновая изоляция вышла из строя, что привело к повреждению открытых кабелепроводов, и мы начали испытывать неприятные удары током. Домовладелец не захотел устранять проблему, и в итоге мы покинули дом.

Так сколько же вольт в розетке?

Говоря о величине сетевого напряжения, нельзя не затронуть ещё один момент. Ток в наших розетках — переменный. Это значит, что он циклически изменяется по величине и направлению. Если нарисовать график напряжения в сети, он будет иметь форму синусоиды.

Напряжение переменного тока, которое пишут на розетках, — это не максимальное, а так называемое действующее, или среднеквадратичное значение. Оно соответствует величине напряжения постоянного тока, при котором на той же нагрузке совершалась бы такая же работа.

Так почему же всё-таки в розетке 220 вольт? Электричество, Электрика, Розетка, Техника, 220 вольт, Политехнический музей, Инженер, Длиннопост

Утверждая, что в розетке 220 вольт «переменки», мы имеем в виду, что в ней такое напряжение, которое эквивалентно напряжению 220 В «постоянки». То есть лампочка накаливания, включённая в сеть переменного тока номиналом 220 В, будет гореть так же ярко, как если бы её включили в сеть постоянного тока с «честным» напряжением 220 В.

Поскольку «мгновенное» напряжение в сети переменного тока всё время разное, а в какие-то моменты вообще равно нулю, его максимальное (или, как ещё говорят, амплитудное) значение должно быть выше, чем у напряжения постоянного тока. Насколько именно, можно определить, сравнив площади под графиками — синусоиды в одном случае и прямой линии в другом.

Так почему же всё-таки в розетке 220 вольт? Электричество, Электрика, Розетка, Техника, 220 вольт, Политехнический музей, Инженер, Длиннопост

Сравнение графиков напряжения с одинаковым действующим значением

Получится разница в 2 раз. Таким образом, максимальное (амплитудное) значение напряжения в розетке составляет 220 × 2, или примерно 310 В (либо 325 В для действующих 230 В). Если вы когда-нибудь разбирали блоки питания, то могли заметить, что фильтрующие конденсаторы в них рассчитаны на напряжение 350 В и выше — именно для того, чтобы выдерживать максимальное значение амплитудного напряжения.

Связь времён

Во всех этих числах недолго и запутаться. А насколько простому человеку вообще нужно знать, какое у него напряжение в розетке? Большинство современных гаджетов оснащено электронными адаптерами питания, способными работать при широчайшем диапазоне входных напряжений — от 90 до 250 вольт или даже больше. С такими блоками и запасом переходников можно путешествовать по всему миру и не заметить, что в одной стране в розетке было 100 В, в другой — 120, а в третьей — 230. Но для мощных устройств, где в составе есть электродвигатели и нагревательные элементы, правильный выбор напряжения остаётся критически важным.

Теперь вы знаете, что напряжение, указанное на корпусе того или иного устройства, — это не просто взятое «с потолка» число. Это напоминание о многолетней истории поисков, проб и ошибок, в которую внесли свой вклад многие учёные и инженеры всего мира.

Показать полностью 18
Отличная работа, все прочитано!