262159296

Пикабушник
36К рейтинг 78 подписчиков 67 подписок 98 постов 26 в горячем
4

Надо кому? Десять особей Пингвинов Гумбольдта, недорого)

Удивительные вещи (или это уже не вещи?) можно купить иногда.
Вот, Стербанк-АСТ продает милых пингвинчиков:

Все с кличками, у всех есть официальный день рождения)

Все с кличками, у всех есть официальный день рождения)

Очень удобно, что стоимость тары уже включена в стоимость)

Очень удобно, что стоимость тары уже включена в стоимость)

https://utp.sberbank-ast.ru/Property/NBT/PurchaseView/43/0/0...

Показать полностью 6

Когда настроение отстой

Когда настроение отстой

https://demidyuk-1989.livejournal.com/6753.html
https://www.livelib.ru/author/849398-olga-demidyuk

…Когда у меня настроение отстой, я представляю, что моя душа ждала в очереди миллиарды лет, чтобы стать человеком.

Ну и не только моя. Там вообще на небе, так себе веселье, в основном скукотище полное.
И вот наши души, чтобы как-то развеяться, подглядывают за людьми на Земле. А на Земле столько всего! На Земле мама и мороженое пломбир, вишневый компот, косточками которого можно плеваться. На Земле можно найти себе друга и обнимать его, когда загрустится. Можно купаться голышом в море, можно бегать, высоко поднимая коленки, можно есть макароны с тушенкой у костра и выдумывать истории. На Земле можно влюбиться. Можно держаться за руки, а можно лежать, прижавшись к друг другу и рассказывать секреты.

И все хотят попасть на Землю поскорее. И говорят друг другу “Ну вот я! Я то время на Земле тратить зря не буду! Буду путешествовать и строить красивые дома, или изобретать новые технологии, или писать рассказы, или учить детей! В общем, я очень там на Земле нужен! “

Но на небе, знаете ли, не все так просто. Там бюрократия полная. Просто так на Землю не попадешь. Бывало, соберешься уже стать человеком и приходишь в специальный кабинет бумаги заполнить. А там очередь — просто жуть! И душа так робко спрашивает: “А это все на Землю??”. И другие души хором: ”Все!!”
“А я вот только анкетку зайду взять?”…
”Да тут всем только анкетку!”

И ждешь миллиарды лет. Заходишь, наконец, а там помощник Бога сидит. С белой длинной бородой, из которой рождаются облака, читает твою анкету и вопросы каверзные задает:
--Какова цель визита на Землю?
--Ну..я это…музыкантом хочу стать…людей радовать своей музыкой..
--Точно??-и смотрит так сурово, с прищуром.
--Точно!
--Ну смотри мне! А то у меня все музыканты менеджерами стали. Недобор музыкантов теперь! Отправлю тебя прямо сейчас! И визу открываю на 98 лет! Но если обманешь, вернешься досрочно!

…А если вдруг нет, если заполнишь, что не так…а помощник Бога принимает раз в сто лет по понедельникам. Ну потому что очень важный он там, на небе. Куча дел.
И придется опять ждать и подглядывать.

…В общем, когда у меня настроение отстой, я представляю, что моя душа ждала в очереди миллиарды лет, чтобы стать человеком.
И после этого иметь настроение отстой становится как-то совсем глупо…

"Если в мире всё бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?" (с)
"Поступай так, словно это сон. Действуй смело и не ищи оправданий." (с)

Когда-то давно я придумал для себя "объяснение всего".
Суть примерно такая
Раз в миллион лет нашим душам выпадает шанс отправиться в материальный мир. Зачем? За эмоциями, страстями, которые в нематериальном мире (на небе, в раю и тп) отсутствуют. И у нас есть право выбора. Можно выбрать вселенную, планету, страну, семью, время, национальность, продолжительность , а главное - сценарий жизни и испытания, которые мы хотим пережить.
И если поначалу все выбирают что-то совсем простое и приятное (например, жизнь в любящей и богатой семье в стабильной стране с хорошим климатом), то в следующие разы условия усложняются. почему? Да потому, что шанс только раз в миллион лет и вернувшись домой (в нематериальный мир), в следующие миллион лет даже вспоминать будет не о чем (ну кроме того, что "все было хорошо"). Скучно...
В следующий раз можно выбрать жизнь испанского пирата. Или заключенного в концлагере. Или оруженосца в Крестовом походе. Или раба на строительстве пирамид. Или китайского монаха. В общем все, что душе в этот раз угодно - выбираем и живем. А когда вернемся домой, нам будет о чем вспомнить и о чем подумать в следующий миллион лет.
И когда жизнь кажется совсем невыносимой и несправедливой - достаточно вспомнить, что именно эту жизнь именно с этими испытаниями я сам выбрал прожить, а значит, в этом есть смысл (просто сейчас, до возвращения домой, я его не помню). И сразу становится легче.
*Отсюда, возможно и запрет на самоубийство - выбранную жизнь нужно прожить всю, до конца ("испить до дна").

Ну в общем, придумал и придумал. Так и жил дальше, пока однажды не наткнулся случайно на этот текст Ольги Демидюк.
И стало совсем легко - я не один такой, где-то в белорусской деревне живет девочка, которая тоже знает "как все устроено".
Может мы и не психи)

Показать полностью
7

Протестантская концепция церкви

Церковь – не сообщество клириков, а сообщество верующих, деньги церкви – деньги народа. Так было у ранних христиан; ныне же деньги церкви приравнены к деньгам духовенства и употребляются на ненужные украшения церковных зданий. А эти здания в свою очередь некогда служили для того, чтобы люди слушали в них Слово Божье; теперь же духовенство использует их для собственных целей. Но и церковные здания, и собственность церкви следует использовать для потребностей народа. По этому, когда жителям угрожает опасность или нужда, допустимо изъятие церковного серебра: «Неужели Бог больше печется о камнях и дереве, чем о людях?».

Лаврентиус Андреэ, в письме от 21 февраля 1524 года

https://azbyka.ru/otechnik/konfessii/reformatsija-v-shvetsii...

https://de.wikipedia.org/wiki/Laurentius_Andreae

3

ЖИЗНЕННЫЙ УСПЕХ:ЧТО ОН ОЗНАЧАЕТ ДЛЯ РОССИЯН?

Создание семьи, рождение детей - 12 место

Создание семьи, рождение детей - 12 место

Журнал «Вопросы теоретической экономики» РАН, №1 2025
http://questionset.ru/files/arch/2025/2025-N1/Tikhonova_VTE_...

Выводы

У россиян есть чёткие нормативные представления о том, что свидетельствует о жизненном успехе. Эти представления довольно устойчивы и включают в себя прежде всего финансовое благополучие, семью и детей, хорошую работу, здоровье, а также возможности для самореализации. Порядок этих критериев с годами меняется, но сам их набор остаётся неизменным. Наиболее значимые изменения в иерархии этих критериев успеха в жизни связаны с резким сокращением за последнюю четверть века числа россиян, включающих наличие хорошей семьи и детей в пять главных признаков жизненного успеха, на фоне роста упоминаемости финансового благополучия и хорошей работы.

Сравнительная значимость составляющих жизненного успеха различается в отдельных социальных группах довольно заметно. Например, для самореализации как критерия успеха особое значение имеет принадлежность к разным возрастным, доходным и образовательным группам. То же относится и к значимости такого критерия успеха, как наличие семьи и детей, причём упоминаемость этого критерия обратна упоминаемости самореализации. В целом же в отношении большинства критериев жизненного успеха работает принцип — чем больше расхождение запросов представителей соответствующей группы с их возможностями в соответствующей области, тем чаще успех в ней называется в качестве критерия успеха в жизни в целом, хотя из этого принципа есть и исключения.

Если от нормативных суждений о том, что такое жизненный успех вообще, перейти к тому, насколько значимы различные его составляющие лично для респондентов, то описанная выше картина несколько скорректируется. Лидерами в его критериях для россиян, судя по их ответам, окажутся здоровье, финансовое благополучие, хорошая работа, отдельная квартира (или дом) и жизнь в справедливом и разумно устроенном обществе. Семья и дети не попадают при этом даже в первую десятку маркеров того, что «жизнь удалась». Их обгоняют дружба, признание со стороны окружающих, жизнь в справедливом и разумно устроенном обществе и т.д., т.е. те связанные с социальными отношениями стороны жизни, в которые включён человек «вне дома», и запрос на самореализацию в которых, видимо, для представителей массовых слоёв реализовать в современном российском обществе сложнее, чем запрос на наличие семьи и даже хорошие отношения в ней. Обгоняет роль семьи как критерия личного жизненного успеха и самореализация, которая является сейчас антиценностью по отношению к семье.

Однако суждения россиян о сравнительной значимости разных критериев жизненного успеха далеко не всегда совпадают с тем, насколько сильно соответствующие характеристики их жизни связаны с формированием ощущения себя успешным человеком в реальности. Как показал корреляционный анализ, на задний план среди реальных факторов ощущения себя успешным человеком отходят не только семья и дети, но сравнительно незначимым оказывается и здоровье. Фактически все характеристики, значимые для уверенной самоидентификации с добившимися в жизни успеха людьми, укладываются в две группы факторов: это факторы либо прямо отражающие место человека в системе социальных неравенств (от позиции в социальной иерархии до степени социальной защищённости от разного рода рисков), либо отражающие это место косвенно (от особенностей потребления до возможностей самореализации).

Резкое падение в последние десятилетия нормативной значимости семьи и детей в критериях жизненного успеха, естественное в условиях их негативного влияния на вероятность достижения других реально определяющих чувство собственной успешности жизненных устремлений, как и отсутствие их в числе наиболее значимых факторов, реально влияющих на чувство собственной успешности, демонстрирует вектор дальнейших изменений брачного и репродуктивного поведения россиян в обозримом будущем. Точно так же на самосохранительное поведение и готовность вести здоровый образ жизни будет влиять противоположность задачи сохранения здоровья и реализации тех достижений, которые являются сейчас для россиян свидетельствами жизненного успеха. А это значит, что реализация ряда задач государственной социальной политики должна предполагать акценты на более широком наборе мер, чем предполагается в настоящее время, в том числе — смещение акцентов с монетарных форм помощи населению на формы помощи, обеспечивающие более эффективное совмещение россиянами различных социальных ролей, обеспечивающих их самореализацию в том числе и в семье.

Показать полностью 1
1

Столкновение с изменой: как, с кем и почему россияне изменяют друг другу?

https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/sto...

https://www.kommersant.ru/doc/7605703

Коротко о главном:

  • 42% россиян сообщили, что им когда-либо изменял партнер; 37% сами изменяли партнеру.

  • Главные причины измен, по версии россиян, это сексуальная неудовлетворенность (73% ответов), эмоциональная неудовлетворенность (72%), проблемы коммуникации (71%) и дистанция между партнерами (67%).

  • Четверть россиян следили за партнером через соцсети (26%).


МОСКВА, 26 марта 2025 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по заказу онлайн-кинотеатра START представляет результаты опроса россиян об изменах, поводом для проведения которого стала премьера нового сериала «Опасная близость».

Все тайное становится явным

Три четверти россиян считают, что в их окружении случаются измены, причем 26% считают их довольно распространенными. По сравнению с предыдущими опросами, измены, по мнению россиян, стали встречаться чаще: если в 2007 и 2023 годах об этом говорили 55–60% респондентов, то в 2025 году уже 74%. Одновременно с этим за последние два года в 2,5 раза сократилось число тех, кто считает супружескую неверность редким явлением или вовсе не сталкивается с ней в своем окружении (с 32% в 2023 году до 13% в 2025 году).

Подобные тенденции подтверждают и сами россияне: четверо из десяти (39%) сегодня убеждены: изменять в браке люди стали чаще, и лишь 9% считают, что, наоборот, реже. Почти половина опрошенных (41%) утверждают, что среди их знакомых есть женщины, состоящие в связи с женатыми мужчинами; треть (35%) говорят о мужчинах, имеющих отношения с замужними женщинами (в обоих случаях россияне лучше осведомлены об изменах представителей своего пола — мужчины чаще говорят о неверных мужчинах, а женщины — о неверных женщинах). По-видимому, связи на стороне — явление, хоть и тайное, но довольно распространенное в российском обществе.

Личный опыт россиян также подтверждает этот вывод: 42% говорят, что сталкивались с изменой партнера, 37% признаются — изменять доводилось им самим. При этом женщины в 1,7 раз чаще говорят, что изменяли им (52% vs 31% среди мужчин), а мужчины, напротив, чаще говорят о собственной неверности (41% vs 34%). Более того, мужчины в браке говорят об этом еще чаще, чем замужние женщины (45% среди женатых мужчин против 28% среди замужних женщин, то есть в 1,6 раз чаще).

Однако ситуация меняется в разрезе половозрастных групп: до 34 лет чаще изменяют женщины, что может быть связано с бóльшими возможностями и свободой в выборе партнеров, молодостью и привлекательностью, а также отсутствием семейных обязательств.

После 35 лет мужские измены преобладают над женскими и продолжают нарастать с возрастом. Причем, если доля женских измен после 35 лет растет незначительно (или женщины старше 35 лет реже готовы признаваться в этом), то доля мужских измен в сопоставимый период растет кратно — почти в 2 раза в интервале между 25–34 и 35–44 годами (+17 п.п.), в 1,3 раза между 35–44 и 45–59 годами (+10 п.п.) и в 1,3 раза между 45–59 годами и 60 годами и старше (+15 п.п.). Это может объясняться как ростом статуса, финансовой независимости, что открывает больше возможностей для внебрачных связей, так и кризисом среднего возраста, когда мужчины могут стремиться к новым эмоциональным или сексуальным переживаниям. В целом даже на уровне гипотезы мужчины чаще женщин допускают для себя адюльтер (22% vs 13%).

Измена в XXI веке

Представления об измене в отношениях сегодня выходят далеко за рамки традиционного понимания физической неверности, люди рассматривают измену как многомерное явление. Но доминирующим компонентом остается неверность физическая. Помимо очевидной сексуальной измены респонденты включают в это понятие эмоциональную дистанцию, нарушение доверия и пренебрежение партнерскими обязательствами.

Прослеживается определенная иерархия — от физической измены (традиционно воспринимаемой как наиболее серьезной) до более «мягких» форм, таких как эмоциональное охлаждение или недостаток внимания. Ноу-хау цифровизации —новый вид измен — виртуальные, связанные с развитием технологий: переписка в социальных сетях, онлайн-флирт без физического контакта. Причем женщины в четыре раза чаще мужчин считают онлайн-переписки фривольного содержания с третьими лицами изменой (8% vs 2%).

О сайтах знакомств

Измена занимает второе место в рейтинге причин разводов, по мнению россиян; причем женщины ставят ее на первое место. В этом контексте возникает вопрос: где и как начинаются измены? Один из ответов — сайты знакомств, они становятся одновременно и индикатором неудовлетворенности в браке, и инструментом, через который люди находят себе партнера для измен.

В общей сложности пользовались сайтами, приложениями для знакомств или допускают такое в будущем половина россиян (49%), среди зумеров показатель достигает 82%, но даже среди представителей старшего поколения он довольно высок (28% в поколении застоя), то есть происходит цифровая трансформация знакомств.

Среди мужчин, состоящих в отношениях (но не в браке), 5% отметили, что в настоящий момент пользуются сайтами/приложениями для знакомств, еще 7% указали, что допускают пользоваться ими в будущем (среди женщин аналогичные показатели составили 2% и 6% соответственно).

Мотивы, по которым мужчины и женщины прибегают к такому способу знакомств, по мнению россиян, кардинально различаются. В обществе сохраняются стереотипные представления: мужчинам приписывается преимущественно сексуальная мотивация (поиск интимного партнера, любовницы, флирт), а женщинам — поиск серьезных отношений (спутника жизни).

Почему люди изменяют?

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», — писал Лев Толстой. Это высказывание не утратило свою актуальность и в отношении причин измен. По версии россиян, источники измен многогранны, но выделяются несколько ключевых факторов или, точнее, дефицитов: сексуальная неудовлетворенность, эмоциональная неудовлетворенность, неудовлетворенность качеством общения с партнером и дистанция с партнером. Вторая по значимости группа факторов — психологические, личностные аспекты одного из партнеров, а также недостаток совместного времяпрепровождения. И только в редких случаях измена связывалась с какими-то внешними причинами.

Одним из значимых факторов, способствующих супружеской неверности, является «измена другого партнера». Этот вариант указывает на возможность своеобразной цепной реакции, когда один случай неверности провоцирует ответную измену из мести, обиды или попытки восстановить справедливость в отношениях. А значит, измена иногда и результат эмоциональных потрясений, мести или попытки сохранить достоинство. Обращает на себя внимание, что чаще об этом мотиве говорят мужчины, а также люди, имеющие опыт нескольких браков. Мужчины могут воспринимать измену как удар по своему статусу и стремиться «отыграться». А люди, которые были в нескольких браках, чаще сталкивались с изменами и чаще изменяли сами (имеющие за плечами 2–3 брака изменяли в 53–83% случаев, и сталкивались с изменой партнера в 58–75% случаев) и, по всей вероятности, чаще сталкивались с таким «мстительным» мотивом.

В целом измены часто становятся способом компенсации того, чего люди не получают в основных отношениях, когда партнер не закрывает базовые потребности — секс и эмоциональную близость. Большую роль играют коммуникативные проблемы: неумение или нежелание обсуждать проблемы, частые конфликты и отсутствие общих интересов создают благоприятную почву для поиска понимания и принятия на стороне. Но фактор мести также имеет место быть. Иными словами, измены преимущественно являются симптомом проблем внутри отношений, а не следствием внешних обстоятельств (например, случайность).

Гендерные стереотипы в действии: хороший левак укрепляет брак?

Мнения россиян о том, кто чаще изменяет, разделились: большинство (55%) считают, что склонность к измене не зависит от пола, треть опрошенных (33%) считают, что чаще изменяют мужчины, и лишь 4% — что женщины.

Если говорить о возрастных предпочтениях при измене, то 41% россиян полагают, что мужчина скорее изменит с женщиной моложе своей жены. Здесь нашел отражение закрепленный в культуре стереотип, что мужчины предпочитают более юных, сексуальных (а сексуальность часто ассоциирована с молодостью) и «свежих»» женщин как символ собственного статуса и успеха.

Женщины же, по мнению респондентов, не имеют выраженных возрастных предпочтений, изменяя партнеру (49%). Возможно, потому, что, как правило, женская измена воспринимается как эмоциональный поиск, а не просто физическое влечение. При этом россияне скорее поверят в то, что женщина будет искать любовника моложе, а не старше мужа (16% vs 7%), на это, с большей долей вероятности, повлияла медийная популярность (и даже резонансность) союзов, в которых женщина старше партнера.

Отличным здесь является мнение молодежи, они гораздо чаще убеждены, что женщины изменяют с любовниками старше мужа (26% vs 7% среди всех опрошенных). По-видимому, молодежь чаще сталкивается с образом «девушки, ищущей богатого покровителя». К тому же, в современном инфополе много историй про «папиков» — мужчин с деньгами, которые заводят отношения с девушками. Поэтому молодое поколение может чаще считать, что женщины ищут на стороне статус и финансовую выгоду, а не только эмоции.

Абсолютное большинство россиян не считает нормой супружескую неверность, независимо от пола. Но есть нюанс: к мужской неверности россияне относятся немного терпимее, чем к женской (9% против 4% считающих это нормой). Кроме того, сами мужчины более склонны называть мужскую неверность в браке нормой, чем женщины (13% против 6%). При этом отношение к женской неверности не зависит от пола респондента — 92% опрошенных не считают это нормой.

Еще один гендерный стереотип касается биологически обусловленной мужской полигамии. Четверть опрошенных разделяют его, и этот показатель существенно увеличивается с возрастом респондентов: от 5% среди поколения цифры (18–23 лет) до 36% среди поколения застоя (57–76 лет). Отчасти этим можно объяснить и более снисходительное отношение к изменам в старшем поколении в целом. Примечательно, что доля мужчин и женщин, приписывающих мужчинам полигамию, практически равна (26% и 25% соответственно).

Горькая правда или сладкая ложь?

По мнению россиян, правда об изменах чаще всего раскрывается случайно или о ней рассказывают знакомые. Честное признание или разоблачение «на месте преступления» встречается заметно реже, что подтверждает нежелание изменяющих терять стабильность текущих отношений. Измена в данном контексте представляется не как акт разрушения отношений, а скорее как способ восполнения дефицитов (эмоциональных, сексуальных и т. д.) без разрыва с постоянным партнером.

Знать или не знать об измене? На этот вопрос у наших сограждан нет однозначного ответа, 40% хотели бы знать правду, но почти столько же — нет (42%). Гендерная специфика налицо: мужчинам важнее знать правду (46% vs 36% среди женщин), а женщинам, видимо, проще оставаться в неведении (47% vs 37%), чтобы сохранить эмоциональный, жизненный комфорт или финансовую стабильность.

С возрастом желание не знать о неверности только укрепляется (с 5% среди зумеров до 59% в поколении застоя). Это можно объяснить тем, что с годами люди становятся более терпимыми и делают акцент на сохранении семьи или стабильности. Они осознают, что знание об измене может не принести пользы, а только усугубить ситуацию и разрушить все, что люди строили долгие годы. Кроме того, чаще предпочли бы не знать о супружеской неверности те, кто уже состоит в браке (49%), и те, кто ранее изменял сам (52%).

Цифровой детектив

Цифровизация привела к еще одному новшеству: следить за партнером сегодня стало проще, достаточно знать пароль от его социальных сетей. Каждый четвертый россиянин признался в том, что когда-либо следил за партнером через социальные сети. Это говорит о том, что проблема ревности и контроля актуальна для значительной части общества. Однако важно понимать: признались в этом 26%, реальная цифра может быть выше, так как не все готовы откровенно говорить о таких действиях. В числе любопытствующих чаще можно встретить женщин (30% vs 21% среди мужчин) и молодых россиян (среди зумеров так делал каждый второй). Если вторые, видимо, попросту более продвинуты в таких вопросах, то женщины чаще следят за партнером, по-видимому, по другим причинам: повышенной эмоциональности, склонности к детальному анализу поведения партнера или желанием контролировать жизнь своей второй половины.

По результатам исследования можно сформулировать главные тезисы об изменах в российском обществе:

  • Цифровизация знакомств: четверо из десяти россиян имеют опыт использования сайтов для знакомств. Возникли новые формы неверности, связанные с развитием технологий. Цифровизация одновременно упростила измены (половина россиян пользовались сайтами знакомств) и создала инструменты контроля — четверть признались, что когда-либо следили за партнерами через соцсети.

  • Гендерный парадокс измен: до 35 лет чаще изменяют женщины (пока молоды и не связаны обязательствами), а после 35 лет доминируют мужские измены, причем мужская неверность с возрастом только растет, что может объясняться ростом статуса и финансовой независимости мужчин.

  • Дефицитная модель неверности: измены в России — это преимущественно попытка восполнить дефициты в основных отношениях. Главные триггеры: сексуальная неудовлетворенность, эмоциональная неудовлетворенность и проблемы коммуникации, а не внешние обстоятельства.

  • Экономика правды в отношениях: «Знать или не знать?» — гендерная дилемма: мужчинам важнее знать правду об измене, а женщинам проще оставаться в неведении, что может указывать на прагматичный подход к сохранению стабильности.

  • Современное vs традиционное: половина россиян считают измену допустимой при договоренности об открытых отношениях, что свидетельствует о сдвиге к более гибкому пониманию верности (при сохранении негативного отношения к скрытым изменам).

  • Цифровизация контроля: цифровой сталкинг стал распространенной практикой, особенно среди молодежи (каждый второй зумер) и женщин, отражая новые формы контроля и проявления ревности в цифровую эпоху.

Автор: Татьяна Смак

С 10 по 11 марта
Всероссийский интернет-опрос ВЦИОМ «ВЦИОМ-Онлайн»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — интернет-опрос по формализованной анкете на базе вероятностной панели «ВЦИОМ-онлайн». Участники панели рекрутируются в ходе ежедневного всероссийского телефонного (CATI) опроса «Спутник», который проводится по случайной (RDD) выборке мобильных номеров из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные всероссийского интернет-опроса взвешены по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки предельная погрешность с вероятностью 95% не превышает 3,1%. Помимо погрешности выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Показать полностью 3
4

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ОБ ИДЕАЛЬНОЙ СЕМЬЕ: ЧИСЛО ДЕТЕЙ И ТИП ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЕЕ ЧЛЕНАМИ

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ОБ ИДЕАЛЬНОЙ СЕМЬЕ: ЧИСЛО ДЕТЕЙ И ТИП ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЕЕ ЧЛЕНАМИ

https://womaninrussiansociety.ru/wp-content/uploads/2024/12/Макет-с-обложкой-ЖРО-42024-19-35.pdf

Александр Борисович Синельников
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия, sinalexander@yandex.ru

Аннотация.

По данным опросов ВЦИОМ за 2012 и 2024 гг., большинство респондентов считают, что в идеальной семье муж и жена должны совместно принимать решения по важным проблемам и самостоятельно справляться с ними, не ожидая помощи от родителей. Женщины высказывают это мнение чаще, чем мужчины. Люди, которые полагают, что в идеальной семье должно быть много детей, чаще, чем прочие респонденты, ориентируются на более традиционное распределение ролей между мужьями и женами, а также на помощь родителей.
По данным опроса 2024 г., 24 % респондентов считают, что любой член идеальной семьи может делать то, что хочет, даже если это противоречит интересам других членов семьи.
Людям, родившимся в 1988—1994 гг., в 2012 г. исполнилось от 18 до 24 лет, а в 2024 г. — от 30 до 36 лет. Большинство из них вступили в брак и должны были понять, что реализация этого эгоистического «идеала» может привести только к разрушению семьи.
Но доля его сторонников среди них увеличилась с 21 до 27 %, а среди родившихся в 2000—2006 гг., которым в 2024 г. исполнилось от 18 до 24 лет, составила уже 50 %.
Школы и средства массовой информации должны сформировать в российском обществе мнение о том, что лучше быть членами большой семьи, в которой родственники помогают друг другу, чем одинокими эгоистами, о которых никто не позаботится, когда им это потребуется.

Заключение

Анализ данных опросов ВЦИОМ подтвердил гипотезу исследования: люди, считающие, что в идеальной семье должно быть много детей, ориентируются на более традиционный тип отношений внутри семьи, а также на получение помощи от родственников чаще, чем те, кто не идеализируют многодетность.

В сознании респондентов ВЦИОМ, которые репрезентативно представляют все взрослое население России, образ идеальной семьи несравненно больше ассоциируется с дружной, хотя и небогатой семьей, чем с богатой, но недружной, чаще увязывается с равноправием мужа и жены, совместно принимающих решения по важным вопросам, чем с наличием главы семьи, который один принимает эти решения и отвечает за благополучие всех ее членов, заставляет задуматься скорее о том, что супружеская пара должна быть независимой и сама решать все свои проблемы, чем о том, что ей должны помогать родственники.

Вызывает тревогу рост доли респондентов, считающих, что каждый член идеальной семьи имеет право делать все, что хочет, даже если это противоречит интересам других ее членов. В 2012 г. столь эгоистичной позиции, несовместимой с семейной жизнью, придерживался каждый пятый среди респондентов, родившихся в 1988—1994 гг. и достигших на момент опроса возрастов от 18 до 24 лет. Но 12 лет спустя, когда респондентам этого поколения исполнилось от 30 до 36 лет и большая их часть имели свои семьи, данное мнение стала разделять уже четверть его представителей, а среди респондентов более молодого поколения 2000—2006 годов рождения, которым в 2024 г. исполнилось от 18 до 24 лет, — даже половина. К сожалению, опыт семейной жизни далеко не всегда избавляет людей от этих антисемейных иллюзий. Попытки их реализации разрушают семьи прежде, чем они успевают стать многодетными. Но среди респондентов, для которых идеалом является многодетная семья, мало кто считает, что каждый ее член может игнорировать интересы других ее членов.

Широкое распространение эгоизма в обществе препятствует созданию семей и способствует их распаду. С 2024/25 учебного года в школах вводится курс семьеведения. На уроках по этому предмету надо объяснять учащимся, что эгоисты не смогут создать семью или не сумеют ее сохранить, что они обречены на одиночество до конца своих дней и никто о них не позаботится, когда им потребуется помощь. Следует приводить множество таких примеров из жизни как на занятиях в учебных заведениях, так и в СМИ.

Конечно, льготы и пособия для семей с детьми необходимо увеличить.
Но это может повысить рождаемость до уровня простого или расширенного замещения поколений лишь тогда, когда основная масса населения станет считать идеальной семьей основанную на прочном законном браке дружную семью с тремя и более детьми и будет стремиться к реализации этого идеала.

Информация об авторе / Information about the author

Синельников Александр Борисович — доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социологии семьи и демографии, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия, sinalexander@yandex.ru (Dr. Sc. (Sociology), Associate Professor, Professor at the Department of Sociology of Family and Demography, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation).

Ключевые слова: идеальная семья, многодетная семья, равноправие мужа и жены, глава семьи, независимость, помощь от родителей, эгоизм, одиночество

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!