Влетели в яму. Кто ответит за повреждение машины

Пришла весна, и вместе с ней автовладельцы столкнулись с привычным сезонным явлением – вместе со снегом «ушли» и дороги с дорожной разметкой. Это доставляет много неудобств и грозит повреждением автомобилей, но кто за это ответит?

Влетели в яму. Кто ответит за повреждение машины Машина, Транспорт, Авто, Интересное, Полезное, Яма, Дорога, Обочина, Ответственность, Водитель, Автомобилисты, Закон, Проблема, Запчасти, Безопасность, Повреждения, Выбоины, Длиннопост

Можно много рассуждать о том, что такого быть не должно, но ситуация повторяется каждый год, с ней надо что-то делать. Понятно, что без ям на дороге обойтись сложно, так как погоду «швыряет» из крайности в крайность. Но для того мы и платим транспортный налог, чтобы соответствующие службы ямы на дороге оперативно ликвидировали.

Влетели в яму. Кто ответит за повреждение машины Машина, Транспорт, Авто, Интересное, Полезное, Яма, Дорога, Обочина, Ответственность, Водитель, Автомобилисты, Закон, Проблема, Запчасти, Безопасность, Повреждения, Выбоины, Длиннопост

Сколько в бюджете Беларуси на 2023 год этого транспортного налога заложено и сколько планируется выделить средств на содержание и текущий ремонт дорог, рассмотрим на скриншоте выше.

Ямы и выбоины

Это на самом деле одно и то же с точки зрения профессиональной терминологии дорожных служб.

Влетели в яму. Кто ответит за повреждение машины Машина, Транспорт, Авто, Интересное, Полезное, Яма, Дорога, Обочина, Ответственность, Водитель, Автомобилисты, Закон, Проблема, Запчасти, Безопасность, Повреждения, Выбоины, Длиннопост

Тут можно увидеть, какие еще повреждения дорожного полотна существуют и какие предельные их размеры допускаются по нормам. Как видите, если площадь ямы превышает 0,09 кв.м, а ее глубина составляет более 5 см, то для дорожных служб это является своего рода «табу». Такого быть не должно, такие ямы должны оперативно устраняться. Но в какие сроки?

Если ямы из раздела «табу», то не позднее двух суток, все прочие – от двух до 10 суток.

Запомните: если вы влетели в яму и вашей машине в результате этого были причинены повреждения, это является ДТП. Во избежание проблем со взысканием ущерба необходимо руководствоваться ПДД, которые говорят о том, что водителю при этом нужно остановиться, включить «аварийку», выставить предупреждающий знак и вызвать сотрудников ГАИ. Эти действия прописаны и в Правилах дорожного движения, однако мы дадим дельный совет: сфотографируйте яму в ширину и глубину, в том числе на фоне предмета, размеры которого можно легко установить (это может быть спичечный коробок, зажигалка, авторучка и т.д.). Возможно, в будущем такие снимки вам пригодятся.

Хозяин ямы

Все дороги находятся в чьем-то ведении, и именно данной организации придется отвечать, если дефекты дороги стали причиной повреждения вашего транспортного средства. Наименование организации вам сообщит ГАИ после проведения проверки по факту ДТП.

Интересный факт: многие дорожные службы страхуют дороги. Да-да, на дороги выписывается страховка, своего рода дорожное КАСКО, и в этом случае обращаться нужно в страховую организацию, с которой у дорожников заключен договор. Об этом также должна сообщить ГАИ.

В любом случае хронология действий должна быть такой: получаем справку о ДТП от ГАИ, оцениваем ущерб на СТО, пишем официальное предложение дорожной организации о компенсации затрат на ремонт и ждем. На практике дело это не быстрое, мягко говоря, а порой может превратиться в увлекательный квест по кабинетам чиновников. Могут и отправить «кое-куда», причем официально. Если так, то придется обращаться в суд с исковым заявлением.

Составить такое заявление профессионально, правильно и со знанием дела обычному автовладельцу сложно, поэтому без юристов (адвокатов) тут не обойтись. Стоимость их услуг при успехе общего дела в суде включается в сумму компенсации ущерба.

Суд

Как проходят суды и какие результаты получаются на выходе, расскажем на конкретных примерах. Нет, мы не говорим о том, что суд – это дело заранее выигрышное, бывают разные случаи, и к этому нужно быть готовым во избежание глубокого стресса с перспективой самостоятельного ремонта за свой счет, а также потраченных впустую на адвоката денег.

Из решения суда Минской области:

«29 апреля 2022 года на автодороге истец совершил наезд на выбоину, в результате чего транспортному средству были причинены повреждения. До этого, 15 апреля 2022 года, ОГАИ вынесло в адрес ответчика (дорожная служба. – Прим. редакции) предписание о необходимости произвести ямочный ремонт.

По данному факту ГАИ УВД была проведена проверка, в ходе которой было установлено, что ДТП произошло по причине неудовлетворительного состояния проезжей части на 7-м километре автодороги, ответственность за содержание которой в безопасном состоянии несет филиал КУП «...» ДРСУ. При осмотре места происшествия была обнаружена выбоина (яма) размером 11х2,2 м и глубиной 15 см.

Как усматривается из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, истец требований ПДД не нарушал. Из протокола осмотра места ДТП следует, что автомобиль «Рено-Лагуна» получил внешние повреждения левого переднего колеса и покрышки, а также повреждения подвески.

Из акта СТО: По правой и левой сторонам автомобиля были повреждены покрышки, на дисках с наружной стороны был четко виден характер механического воздействия. Характер повреждений по левой и по правой частям идентичен, данные повреждения могли образоваться в результате тех обстоятельств, на которые ссылается истец. Специалист производил осмотр только передней части автомобиля на основании документов, выданных ГАИ УВД облисполкома, в том числе и справок с указанием перечня причиненных механических повреждений. При осмотре все повреждения описывались, фотографировались и замерялись. Кроме того, в ходе осмотра было установлено, что транспортное средство требует ремонта агрегатов и узлов передней подвески, о чем был составлен акт.

Согласно ст.28 Закона Республики Беларусь от 02.12.1994 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог должны выполняться в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Республики Беларусь. Организация содержания и ремонта автомобильных дорог осуществляется их владельцами.

Таким образом, имеющимися в деле доказательствами подтверждается, что дорожно-транспортные происшествия произошли в результате действий (бездействия) ответчика, допустившего наличие ям критического размера, явившихся причиной повреждения принадлежащего истцу автомобиля.

Суд решил: взыскать с КУП «...» причиненный истцу ущерб, в иске о взыскании морального вреда отказать за необоснованностью».

Влетели в яму. Кто ответит за повреждение машины Машина, Транспорт, Авто, Интересное, Полезное, Яма, Дорога, Обочина, Ответственность, Водитель, Автомобилисты, Закон, Проблема, Запчасти, Безопасность, Повреждения, Выбоины, Длиннопост

Яма на обочине тоже яма

Довольно интересное решение принял Хозяйственный суд Брестской области по иску автотранспортного предприятия в адрес организации, ответственной за содержание дороги.

Из судебного решения:

«Ответчик иск не признал, считая, что истец не доказал ни факт причинения ему вреда (убытков), ни их величину, ни прямую причинно-следственную связь между действиями ответчика и возникшими убытками. Представитель ответчика пояснил, что в установленном порядке проводилось патрулирование автодороги, на которой произошло ДТП, и каких-либо дефектов проезжей части обнаружено не было. В то же время обнаружить яму было невозможно по причине неблагоприятных погодных условий (снег, наледь).

С момента обнаружения ямы (после ДТП) дефект дорожного покрытия был ликвидирован в кратчайшие сроки. По мнению ответчика, истец нарушил соответствующие нормы Правил дорожного движения, поскольку при наезде на яму фактически двигался не по проезжей части (асфальту), а по обочине, при этом не снизил скорость при обнаружении опасности (ямы). Кроме того, истец необоснованно требует взыскания стоимости новых деталей, тогда как его автомобиль не новый и имеет износ, что подтверждается соответствующим заключением специалиста.

Представитель третьей стороны согласен с доводами ответчика, а кроме того, пояснил, что яма, в которую попал автомобиль истца, находилась не на асфальтовом покрытии, а на обочине. В связи с этим истец сам виновен в причинении вреда своему автомобилю. По мнению представителя, схема ДТП составлена сотрудником Госавтоинспекции ненадлежащим образом (неверное указание ширины дороги и других параметров), что подтверждается представленными фотографиями места ДТП, сделанными в настоящее время. Как следствие, эта схема необъективно отражает место расположения ямы.

Пункт 2.34 ПДД Беларуси: обочина – выделенный конструктивно или сплошной линией горизонтальной дорожной разметки элемент дороги, примыкающий непосредственно к внешнему краю проезжей части, расположенный с ней на одном уровне и не предназначенный для движения транспортных средств, кроме случаев, предусмотренных настоящими Правилами.

Суд решил: взыскать с республиканского унитарного предприятия в пользу иностранного частного унитарного транспортно-экспедиторского предприятия возмещение вреда, расходы на оказание юридических услуг и расходы по оплате госпошлины».

***

Решения судов в приведенных нами случаях были положительными для автовладельцев, но это стало в том числе следствием того, о чем мы говорили выше: водители оставались на местах ДТП и все сделали так, как предписано ПДД. Поступайте так и вы, если вдруг окажетесь в столь неприятной ситуации.

Автомобильное сообщество

26.5K постов48.4K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Добро пожаловать в автомобильное сообщество!

У нас запрещено:

-Публикация видео с тематикой ДТП, без описания и комментариев к нему.

-Нарушать правила сайта.

-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.

-Рекламировать что бы то ни было.

-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).

-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.

У нас разрешено:

-Создавать интересный контент.

-В сообществе разрешены авторские видео посты. Пост должен содержать, помимо самого видео, описание происходящего в нем. Авторским, будет так же считаться посты от имени ютуб каналов.
-в сообществе разрешены не авторские видео посты, только с описанием происходящего на видео.

-Участвовать в жизни сообщества.

-Предлагать темы для постов.

-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.

-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.

-Изображать коняшку при комментировании.