Средневековое королевство Конго Дья Нтотила. Когда игрок в Civilization VI знает больше чем профессиональный историк?

Мы настолько привыкли воспринимать Африку как самый дикий регион планеты, а представления о невероятной отсталости Африки настолько прочно укоренились в нашей голове, что иногда это приводит к неловким ситуациям даже исследователей специализирующихся на Африке. Этот пост посвящен сразу двум моим любимым темам, о которых я пишу на пикабу: истории и сомнительным утверждениям от тех, кого мы считаем экспертами. Ошибаться могут не только диванные эксперты, но даже профессиональный специалист может сесть в лужу.

Средневековое королевство Конго Дья Нтотила. Когда игрок в Civilization VI знает больше чем профессиональный историк? Африка, История, Конго, Civilization VI, Видео, Длиннопост

Конго - одна из игровых фракций в пошаговой стратегии Sid Meier's Civilization VI.


Один из таких наглядных примеров, о котором я хочу рассказать, случился в любимой мной программе Михаила Родина История конфликтов на радио Говорит Москва. Гостем одного из выпусков, посвященных гражданской войне в Конго, была Галина Михайловна Сидорова д.п.н., к.и.н. профессор кафедры теории и истории международных отношений Московского государственного лингвистического университета, ведущий научный сотрудник института Африки РАН и российский дипломат. Как видим не абы кто, а человек более чем профессиональный в вопросах истории Африки, ни один раз сама бывавшая в этом самом Конго.


В начале программы Галина Михайловна рассказывает об истоках проблем в Конго. На 13:25 она произносит, что в Конго не было никакой государственности на момент прихода европейцев. Ведущий программы Михаил Родин переспрашивает: государственности не было в смысле единого государства (13:36)? На что Галина Сидорова отвечает: там были отдельные племена и государственности не было, ни единого, никакого. Это были просто раздробленные отдельные племена (13:40).

Ах, если бы Галина Сидорова играла в Civilization VI, где одной из игровых фракций является Конго, то знала бы, что еще в XIV веке на территории современной Демократической Республики Конго существовало множество государственных образований, созданных местными банту-язычными народами. Одним из таких государств было Конго Дья Нтотила (Королевство Конго). Датой его создания считается 1390 год, когда маниконго (король, или дословно господин Конго) завоевал королевство Мвене Кабунга, которое лежало на горе к югу от него. На новом месте он основал свою столицу - Мбанза Конго (сегодня это территория Анголы, город Сан-Сальвадор). Когда португальцы прибыли в Конго в 1483 году, Мбанза Конго уже был крупным городом, возможно, самым крупным в экваториальной Африке.

Средневековое королевство Конго Дья Нтотила. Когда игрок в Civilization VI знает больше чем профессиональный историк? Африка, История, Конго, Civilization VI, Видео, Длиннопост

Королевство Конго 15-го века и современные политические границы.


Ко времени первого зарегистрированного контакта с европейцами королевство Конго было высокоразвитым государством в центре обширной торговой сети. Помимо природных ресурсов и слоновой кости, страна производила и продавала медную посуду, изделия из черного металла, рафийную ткань и керамику. Восточные регионы, особенно та часть, которая известна как Семь Королевств Конго-ди-Нлаза, были особенно известны производством ткани. Ткани баконго были настолько изысканными, что внешне напоминали европейский бархат и шелк.

Средневековое королевство Конго Дья Нтотила. Когда игрок в Civilization VI знает больше чем профессиональный историк? Африка, История, Конго, Civilization VI, Видео, Длиннопост

Город Лоанго - одна из региональных столиц Конго Дья Нтотила, а в дальнейшем столица независимого королевства Лоанго, рисунок by Olfert Dapper, XVII век.


После общения с португальскими миссионерами маниконго Нзинга а Нкуву со своим двором принимают христианство в 1491 году. Нзинга а Нкуву берет себе новое христианское имя, и становится королем Жуаном I. Позже Жуан I вернулся к своим традиционным верованиям. Но его сын Афонсу I утвердил христианство в качестве государственной религии своего царства. Афонсу I был мудрым, энергичным и просвещенным правителем. Для Конго он стал тем, кем для России в свое время был Петр Великий. Он создал школы по всему Конго для обучения дворян грамоте. К 1516 году в королевской школе было более 1000 учеников. В конечном итоге это привело к появлению полностью грамотного дворянского сословия.

Средневековое королевство Конго Дья Нтотила. Когда игрок в Civilization VI знает больше чем профессиональный историк? Африка, История, Конго, Civilization VI, Видео, Длиннопост

Портрет королевы Зинга Мбанди Нгола (ок. 1582 — 1663), правительницы одного из государств отколовшегося от Конго Дья Нтотила, написанный французским художником Achille Deveria в 1830 году. Маркиз де Сад нагло врал утверждал, что Зингуа держала гарем из мужчин, которых убивала после первого же соития.

Средневековое королевство Конго Дья Нтотила. Когда игрок в Civilization VI знает больше чем профессиональный историк? Африка, История, Конго, Civilization VI, Видео, Длиннопост

Иллюстрация, сделанная современным конголезским художником Pat Masioni для ЮНЕСКО. Зинга показала португальцам кузькину мать уничтожив шесть их кораблей, но в итоге все равно проиграла войну.

Афонсу также стремился разработать соответствующее богословие, чтобы объединить религиозные традиции своей страны с христианством. Он изучал богословские учебники, засыпая над ними. В итоге Афонсо создал синкретическую версию христианства, которая останется частью его культуры до конца независимого существования королевства. Христианство в Конго стало настолько самобытным, что к XVIII веку выяснится, что Иисус на самом деле был чернокожим конголезцем.

Средневековое королевство Конго Дья Нтотила. Когда игрок в Civilization VI знает больше чем профессиональный историк? Африка, История, Конго, Civilization VI, Видео, Длиннопост

Знаменитая в интернетах фигурка Христа была изготовлена в XVIII-XIX веках в королевстве Конго. Сейчас хранится в Метрополитен-музее.

Афонсу также отправлял детей знати в Европу для обучения. В том числе своего сына Энрике Кину Мвембе, который в 1518 году стал первым чернокожим епископом. Во время правления Афонсу I были построены каменные здания, в том числе дворец и несколько церквей. Мбанза Конго интенсивно расширялся по мере того, как расширялось и росло королевство Конго. Население города в 1630-х годах составляло 30 000 человек и еще 70 000 в окрестностях. Для сравнения, население Лондона на 1600 год оценивается в 200 тыс. человек.

В городе было около двенадцати церквей, а также частные часовни и оратории и впечатляющий двухэтажный королевский дворец, единственное подобное здание во всем Конго, согласно свидетельству Джованни Франческо да Рома в 1648 году.

Средневековое королевство Конго Дья Нтотила. Когда игрок в Civilization VI знает больше чем профессиональный историк? Африка, История, Конго, Civilization VI, Видео, Длиннопост

Статуэтка силы Nkisi, сделанная из дерева, шнурков, ракушек, кожи, орехов и ... ногтей, Метрополитен-музей. В Civilization VI уникальная способность игровой фракции Конго называется Nkisi и дает +2 еды, +2 производства и +4 золота от реликвий, артефактов и скульптур.


Королевство оставалось независимым до 1857 года, когда стало вассалом Португалии. И окончательно прекратило свое существование только в 1914 году.


Конго Дья Нтотила не единственное государство, существовавшее на территории Конго до начала европейской колонизации. К началу эпохи Великих географических открытий в Африке существовало множество королевств, царств и даже империй. Африка не была дикой, как её часто представляют. По крайней мере африканцы ничем не уступали, а во многом превзошли народы и цивилизации Америки. Но о цивилизациях майя, инков, ацтеков слышал почти каждый, в то время как африканские цивилизации остаются темным пятном (простите за каламбур) в наших знаниях истории.

Средневековое королевство Конго Дья Нтотила. Когда игрок в Civilization VI знает больше чем профессиональный историк? Африка, История, Конго, Civilization VI, Видео, Длиннопост

Портрет принца Конго Дом Николау во время дипломатического визита к королеве Португалии Марии II в 1845 году.


Этим постом я начну новую серию постов, посвященных истории племен и цивилизаций Африки. В следующих постах мы попробуем узнать подробнее о цивилизации в Африке и причинах, по которым Африка воспринимается незаслуженно отсталой; мы узнаем о малоизвестных очагах цивилизации в тропической Африке; о тропических городах, созданных чернокожими; о том насколько обширно Африка была охвачена цивилизацией; о том какие регионы Земли Африка обгоняла в социально-экономическом и технологическом развитии на начало XIX века.


Послесловие


- Предыдущие мои посты были посвящены аборигенам Америки;

- Мой пост о том всегда ли зампред Госдумы Петр Толстой понимает о чём говорит;

- Мой пост, о сходстве судеб аборигенов США и России, вызвавший негодование общественности;

- Пост о нанотехнологиях цивилизации майя, пост о «невозможных наночастицах диоксида алюминия» в квартире патриарха Кирилла, а также просто пост о современных индейцах майя.

- Мой любимый пост набравший в свое время 150 минусов;

- Пост за который мне стыдно.

Лига историков

13.5K поста50.2K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
37
Автор поста оценил этот комментарий
По моему скромному мнению, для таких тонких материй необходимо приводить терминологию.

Что же такое "государственное образовние" или "государство" и по каким критериям его можно вычленить, особенно в материальной культуре? Чем отличается "государственное образование" от союза племен.


Цитата из статьи про Кнорозова и дешифровку языка майя из МК : "Согласно марксистско теории, в доколумбовой Америке не существовало государств, а следовательно, у древних майя не могло быть и фонетического письма, на котором настаивал Кнорозов.
Фонетическое письмо — вид письма, в котором графический знак привязан к определенному звучанию. По мнению апологетов марксизма, это письмо может развиться только уже в классовом обществе."
раскрыть ветку (30)
36
Автор поста оценил этот комментарий

Ну классовое общество очевидно было и у майя и у баконго.

Тут почти без вариантов. У них были все признаки сложившейся государственности: административный аппарат, налоговая система, армия.

Я б скорее усомнился в наличии государственности в Киевской Руси времен княжны Ольги :)

раскрыть ветку (17)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Во времена Ольги на Руси не было классов?) Социальное расслоение точно было.
раскрыть ветку (12)
22
Автор поста оценил этот комментарий

да. А вот формализованного административного аппарата, налоговой и финансовой систем не было. Ее как раз и пыталась Ольга ввести чем и прославилась.

раскрыть ветку (8)
10
Автор поста оценил этот комментарий

Прославилась она зажигательными шутками же

2
Автор поста оценил этот комментарий

Ну опять же, тут интересный вопрос. Княжеская власть уже была, возможно, без централизации. Но Багрянородный с его внимательным отношением к народам Европы не стал бы принимать банду узурпаторов на высшем уровне.

раскрыть ветку (6)
10
Автор поста оценил этот комментарий

Я лишь отмечу, что "багрянородные" Португалии принимали элиту конголезцев, а Ватикан назначил черных епископов чуть ли не раньше чем появились русские священники.


А про узурпацию я не понял.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Мысль про узурпацию - к тому, что Ольга была законной правительницей Руси, а не узурпаторшей, над кучкой бандитов.

раскрыть ветку (4)
5
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Чтобы что-то узурпировать трон, нужно, чтобы на этом троне кто-то сидел до тебя.
А с этим недоработка вышла.
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Откуда мы знаем - доработка или нет)

Автор поста оценил этот комментарий
Ну, с государственностью до Рюриковичей не всё ясно.
раскрыть ветку (1)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Ещё один альтернативно мыслящий историк?
Автор поста оценил этот комментарий

Не было. В марксизме классы появляются, когда прокачал буржуазию. А там по классику истмата типичный феодализм.

раскрыть ветку (2)
10
Автор поста оценил этот комментарий

А на какой странице Капитала можно прочитать про то, что классы появляются, когда прокачал буржуазию?


"Рабовладельческий строй, первая в истории человечества классовая общественно-экономическая формация, основанная на угнетении человека человеком. Основными антагонистическими классами при Р. с. были рабовладельцы и рабы; рабовладельцы и рабы — первое крупное деление на классы" (см. В. И. Ленин, Полное собрание соч., 5 изд., т. 39, с. 68).

раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Я уже в другом комменте отметил, что херню написал) Знания начинают смешиваться в кашу, когда давно ими не пользуешься. Что и видно по моим комментам.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Опять же, общество майя не было классовым, классы как формация подразумевают промышленность и буржуазию. Из-за этого и был срач Ленина с меньшевиками: и те и другие считали, что Российская империя не достигла стадии капитализма, посему меньшевики предлагали сначала прокачать страну до этой системы, а потом упороться социализмом, а Гриб полагал, что нужно сразу прыгнуть в социализм. Откровенно говоря, по Марксу это бред: все равно что перейти на следующий уровень, пока не убил предыдущего босса, что невозможно технически. Поэтому он ставил на Германию, Великобританию и США.


Другие дело, что марксизме построен на сведения всего к экономике, что поверхностно и примитивно. Вот теории жизненных циклов цивилизации - другое дело)

раскрыть ветку (3)
7
Автор поста оценил этот комментарий

а откуда, что "классы как формация подразумевают промышленность и буржуазию"?

И почему вы называете "классы" формацией?

раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Да, я все напутал. Формации это первобытно-общинный строй, феодализм, капитализм и вот это все, и классы есть в каждой из формаций. Что-то я совсем деграднул в последнее время. Готов от души зачерпнуть минусов(

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Не парься, главное посты пиши под умными постами)) тут много которые не знают, об той же государственности Африки ничего.

9
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

тут по причём Маркс? понятно, что Галина Михайловна по советским учебникам училась, но есть вполне себе общепринятые и вменяемые признаки государственности. или, может быть, на Руси тоже не было классовости, пока нам письменность не завезли?

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Маркс тут приведен, как пример ориентира в определении наличия государственности. Хотя, на что он опирался - неизвестно.
раскрыть ветку (2)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Ориентиром тут был не Маркс, а Энгельс, написавший Происхождение семьи, государства и частной собственности.

4
Автор поста оценил этот комментарий

Да ни на что. Маркс посмотрел на Европу, прикинул, как удобнее классифицировать развитие общества чтобы прикрутить туда обязательный коммунизм и решил что вот именно так - заебись. Никаких фактологических исследований и прочего-прочего он не проводил, что уж говорить, если даже в Европе формационная теория обсирается так как Византия, прямой потомок римской империи с неизменным государственным строем, просуществовала аж до 1444.

3
Автор поста оценил этот комментарий

Гм. Китай был ещё каким классовым много столетий. Но фонетического письма до сих пор не имеет. И вряд ли будет, так как у них тональный язык.

8
Автор поста оценил этот комментарий

Только не падай, но марксизм-это маргинальная теория, которая не признаётся академической наукой. Если кто-то говорит про марксизм-это уже не научно.

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Я просто пример того, что и автор, и люди с мерилами марксизма, и историк могут иметь разные ориентиры в косвенном определении государственности
раскрыть ветку (1)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Несмотря на все споры про определение государственности, королевство-это форма государства по мнению абсолютно любого человека с профильным образованием, который не является ссаным фриком.


Историк с радио в любом случае допустила ошибку, поскольку говорила про разрозненные племена. Не важно, можно ли их считать государством или нет, ведь в реальности на их месте было королевство, которое государством точно являлось.


Из поста больше вопросов возникает про то, являлась ли цивилизация Конго отсталой. Перечисленные сферы-это простейшие цепочки производства, которые считались примитивными даже по тем меркам. Они делали посуду, керамику, ткань (не шёлк, просто ткань) и ещё какую-то хуйню, пиздец развитая цивилизация, ага. Какие у них были системы ирригации, сбора налогов, что по культуре, инженерии? Если ничего, то это была отсталая цивилизация. В европе на тот момент уже 300 лет как повсеместно использовали ветряные мельницы, например, арабы уже 600 лет. Делать медные тарелки на экспорт-это был критерий развитости за 4 тысячелетия до описываемых событий. А дальнейший всплеск культуры пошёл уже после встречи с европейцами и под их влиянием.


Короче, из текста не следует развенчание мифа про отсталость Африки ну никак, скорее наоборот.

Автор поста оценил этот комментарий
А что академическая наука считает за не маргинальную историческую теорию развития обществ?
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Это такие обобщения. Даже сам Маркс не закончил эту тему - у него еще был "азиатский тип производства" - после историки на ниве марксизма не знали, куда его отнести - были споры.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Теория развития обществ-это метаистория. О них можно поговорить на кухне и не более того. Это как библия, нечто всеобъемлющее и всеобъясняющее и аксиоматичное донельзя.

Что такое развитие? Если ты говоришь о том, как нищая помойка на задворках третьего мира становится богатой страной с образованным населением, то этим занимается экономика. Если ты говоришь о картинах, поэзии и вкладе в мировой фонд культуры, то это антропология/культурология/социология. Если ты про различные рабочие социальные институты-это скорее политология и немного экономика. Говорить про темпы научно-технического прогресса можно, но либо недолго, либо это будет неблагодарное занятие.

Если развитие-это сразу всё вместе взятое, то это ненаучно, поскольку никто не может потянуть настолько комплексную междисциплинарную задачу. В итоге авторы вынуждены придумывать ТТС всякие, формационные подходы и вводить их как аксиомы, чтобы затем строить на придуманных собой же аксиомах дальнейшие выводы.

3
Автор поста оценил этот комментарий

Охуительный пример того, как эта тупорылая формационная теория ебала в рот гуманитарные науки.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку