Разбираем труды З. Фрейда: "Толкование сновидений". Часть третья

Разбираем труды З. Фрейда: "Толкование сновидений". Часть третья Психология, Эзотерика, Психотерапия, Толкование снов, Сон, Психоанализ, Фрейд, Необычные сны, Мозг, Разбор книги, Обзор книг, Рецензия, Психолог, Что почитать?, Книги, Посоветуйте книгу, Длиннопост

В прошлой части серии разбора "Толкования сновидений" мы остановились на одном из важнейших изречений З. Фрейда о том, что сновидение всегда имеет несколько толкований.

Мы также продолжаем изучать пятую главу и следить за хронологией развития фрейдовской мысли в его учении о толковании снов. Следующим, на что стоит обратить внимание - сновидение Фрейда во время его недуга.

Фрейд рассказывает, что у него были фурункулы (фурункулез?). Этот недуг доставлял ему множество неудобств, а самый большой фурункул, как описывает Фрейд, размером с яблоко, был у него в паховой области. В то время он не мог справляться со своими врачебными обязанностями в должной мере. Но будучи с подобным недугом ему приходит сновидение: верховая езда. Многие могут припомнить, что езда верхом во сне (якобы как и все ритмичное) - это половой акт. Однако Фрейд в этот раз дает следующее толкование сновидению: психоаналитик уверяет нас, что ему никогда ранее не снилась езда на лошади, да и был верхом он всего лишь раз в жизни - и это было не самым приятным для него занятием. Однако смысл сна, который ему привиделся заключался в том, что он едет на лошади словно у него нет фурункула в паху. То есть, сновидение Фрейда в очередной раз исполняет его желание в завуалированной форме.

В качестве пометки, стоит обратить внимание на прорывное для того времени изречение З. Фрейда по поводу лечения фурункулеза. Врачи, что лечили Фрейда, запретили ему есть острую и соленую пищу. Однако основатель психоанализа заключил, что при подобном недуге было бы предпочтительней отказаться от сахара. Это место в книге он выделил как достаточно важное.

Далее следует тезис Фрейда о том, что все сновидения - это те явления, которые должны сохранять сон, а не содействовать пробуждению. Фрейд размышляет о душе и предполагает некоторые варианты взаимодействия "души" и внешних раздражителей: либо "душе" нет дела до внешних раздражителей, либо "душа" использует сновидение, чтобы отрицать внешний раздражитель, либо же "душа" вплетает в сон актуальный раздражитель таким образом, чтобы он ощущался составляющей сна, тем самым он как бы лишается реальности.

Фрейд утверждает, что желание спать - основной мотив для сновидения, а то что человек в итоге видит сон - означает лишь то, что подобное намерение было исполнено. Душа толкует внешние раздражители таким образом, чтобы они совпадали с ее намерением сохранить сон.

Однако может возникнуть замечание, которое касается неприятного материала для образования сновидений. Этот материал также применяется, ведь это не противоречит тому, что желания "души" могут быть вызывающими у сновидца неприятные чувства. Эти желание принято обозначать как вытесненные, а само противоречие о тех желаниях, которые негативно оцениваются, обусловлено наличием двух психических инстанций и цензурой. То есть желание исходит от первой инстанции, но его исполнению противостоит вторая психическая инстанция. Фрейд делает важную пометку, когда говорит о вытесненных желаниях: эти желания не уходят "в небытие", они были подавлены. То есть, вытесненные желание продолжают существовать, но на них действует некоторое торможение. Именно вторая инстанция как бы "реагирует" на подобные желания первой, если они находят выход, неудовольствием.

И все же, что З. Фрейд писал о кошмарах и ощущении страха во сне? Фрейд пишет о том, что страх в сновидениях может иметь психоневротическую природу, тогда  страх будет соответствовать вытесненному либидо, а возникает он из психосексуального возбуждения. В этом случае следует понимать сновидение как невротический симптом - тенденция сна к исполнению желания "терпит фиаско". Фрейд отмечает два пути для "кошмаров", появления страха в сновидениях: соматически обусловленный аффект (например, если сновидец во время сна задыхается) получает психическое толкование, или же природа подобного может быть исключительно психогенной, тогда  подавленное содержание (это имеет отношение к вытеснению) заменяется таким ощущение, которое соответствует ощущению страха. Однако данный отрывок в книге достаточно труден для восприятия, Фрейд сам ссылается на то, что описываемое выше относится не совсем к сновидениям, а к природе возникновения вытеснения и страха.

Фрейд также отмечает, что, безусловно, на образование сновидений влияет фактор общего настроения. Однако у общего настроения, которое было в течение дня у сновидца, есть два варианта "перемещения" в сновидение: либо это настроение будет соответствовать сновидению, либо , когда настроение исполнено неудовольствием, будет обращено в противоположное. Также здесь стоит отметить, что само настроение напрямую не влияет на формирование сновидения (его материал), однако же это общее настроение будет связано с психическими остатками - они-то и важны в формировании сновидения.

Что касается сновидений, вызванных органическими раздражителями, то эти раздражители, если они не чрезвычайной важности (сильные позывы), не приводят к пробуждению, а могут "вписываться" в сновидение как и те дневные события, которые были "обделены" аффектом. Подобное подтверждается и Отто Ранком, он в ряде своих работ приводит примеры того, как "желание сохранить сон" противостоит органическим потребностям и также находит множество подтверждений изречению Фрейда.

Далее З. Фрейд пытается разобраться, что означает чувство заторможенности во сне (например, когда вы пытаетесь убежать, но не можете пошевелиться).

Фрейду снится сон, в котором он, будучи раздетым, поднимался на верхний этаж дома, перепрыгивая со ступеньки на ступеньку, переступая через одну. Вдруг он замечает горничную, которая спускается по этой же лестнице. Фрейд испытывает стыд и пытается скрыться из виду, как вдруг возникает ситуация заторможенности.

Попробуем вместе с Фрейдом разобраться в его сновидении. Откуда появляется женщина и лестница? Психоаналитик припоминает, что он навещает утром один дом, в котором он имеет привычку плеваться во время ходьбы по лестнице. На что ворчит домовладетельница. Дом из сновидения, в котором Фрейд перепрыгивает через три ступени получился в результате соединения двух домов - дома, где живет Фрейд и того дома, куда он наносит визит по утрам. Почему эти два дома объединились? Фрейд отмечает, что его жена также ругается на него за привычку плеваться, как и та домоправительница, а также упоминает, что эта лестница похожа на лестницу в его доме. У Фрейда есть привычка подниматься по лестнице, перепрыгивая через три ступеньки, также за день до этого он спускался по лестнице в своем доме "не совсем одетый" - без некоторых элементов одежды (уточнено в тексте).

Возвращаясь к вопросу о том, почему же возникает ощущение заторможенности, стоит отметить, что подобный "жест" необходим с точки зрения взаимосвязи. Однако в данном месте по тексту Фрейд более не дает разъяснения, что означает подобное застывание во сне. Я все же поступлю немного иначе, чтобы не оставлять вопрос без ответа. Далее мы придем к повторному обсуждению этого вопроса, где выясним, что заторможенность во сне представляет из себя конфликт воли. Либо же этим сновидение обозначает слово "нет". На этом мы можем снова прийти к особенности "фрейдовского" бессознательного, которое "проговаривается".

За вышестоящем изречением стоит большой раздел, затрагивающий типичные сновидения, которые будет целесообразно разобрать уже в следующей части серии.

Список литературы

1. Фрейд, З. Толкование сновидений.

Книжная лига

22.5K постов78.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.