Разбираем труды З. Фрейда: "Толкование сновидений". Часть шестая

Разбираем труды З. Фрейда: "Толкование сновидений". Часть шестая Психология, Эзотерика, Психотерапия, Толкование снов, Сон, Психоанализ, Фрейд, Необычные сны, Мозг, Разбор книги, Обзор книг, Рецензия, Психолог, Что почитать?, Книги, Посоветуйте книгу, Длиннопост

В этой части работы следует уделить внимание нескольким процессам, отвечающим за работу сновидения.

Мы начнем разговор с понимания смещения. Объясняя принцип анализа сновидений, З. Фрейд делает акцент на том, что сновидение по отношению к его мыслям, центрировано иначе. Мысли сновидения могут сосредотачиваться на одном, а явное содержание - совсем на другом материале.

Мысли сновидения соединены с явным содержанием через ряд мыслей, находящихся далеко от ядра сновидения, как заключает Фрейд. Иной раз может показаться, что эти мысли словно искусственные, словно они являются созданными опосредованно. Однако же наличие этих мыслей необходимо для создания взаимосвязей между содержанием и мыслями сновидения. Если их попытаться отбросить, то составные части как лишатся сверхдетерминации, а также в принципе не будет взаимосвязей с мыслями сновидения, которые бы являлись удовлетворительными при анализе. В этом пункте Фрейд не раскрывает значение "неведомой силы", влияющей на первичный момент образования сновидений, но отмечает, что множественная детерминация - по большей части лишь вторичный результат этой силы.

Появляющаяся в результате работы сновидения психическая сила, лишающая ценные элементы значимости и при помощи сверхдетерминации создающая из малоценных составляющих новые ценности, является смещением.

В следствие работы смещения, содержание сновидения не  совпадает с мыслями сновидения, а само сновидение воспроизводит искаженное желание из бессознательного. Само искажение - работа цензуры, как мы успели рассмотреть.

Сгущение, рассмотренное в предыдущей части разбора "Толкования сновидений" и смещение, которое было в обзорном варианте рассмотрено нами сейчас, являются, как их именует Фрейд "мастерами", при образовании сновидений эти два механизма играют первостепенную роль.

Далее З. Фрейд ведет повествование о изобразительных средствах сновидения.

Первый вопрос, на который Фрейд попытался дать ответ, заключается в том, как в сновидении изображаются привычные для наших предложений слова: "либо - либо", "подобно тому, как", "потому что", "если".

Итак, само сновидение уничтожает подобные взаимосвязи между словами. При толковании сновидений имеет значение восстановление подобных союзов. Фрейд сравнил сновидение с изобразительными искусствами, скульптурой и живописью, которые не могут прибегать к речи в отличие от той же поэзии. Причина отказа от выражения мыслей сновидения словами в том виде, в котором мы это привыкли воспринимать в осознанной жизни, кроется в самом материале, с которым приходится работать сновидению.

В каких-то случаях мнимое мышление в сновидениях становится способным передавать само содержание мыслей сновидения, но при этом не учитывать подобные взаимосвязи. Если, например, в сновидении обнаруживается противоречие, в его мыслях, то в содержании сновидения это противоречие может быть выражено лишь косвенно.

Тогда возникает соответствующий вопрос: как сновидение обозначает отношения в материале сна?

Итак, логическая взаимосвязь в сновидении выражается одновременностью. Если в сновидении изображаются два элемента рядом друг с другом, то в мыслях сновидения эти элементы обладают тесной взаимосвязью. Тут Фрейд приводит аналогию с написанием слогов и букв раздельно. Если кратко: если мы видим сочетание "аб", то читаем подобное как цельный слог. Если эти буквы имеют отношение как "а_б", то мы понимаем, что они разделены, "а" относится к концу первого слова, а "б" относится к началу второго слова.

Если мы говорим о причинных отношениях в сновидениях, то чаще всего главному предложению во сне соответствует более широко развернутая часть сновидения.

Нельзя сказать, что разделение сновидения на две неравные части всегда обозначает причинную связь между частями. Однако это может быть возможно в определенных сновидениях.

Сновидение может использовать и иной способ изображения причинных связей: один образ превращается в другой. Но серьезная взаимосвязь будет выражаться именно в превращении, а не в пришедшем одному на место другого.

Причинная связь в сновидениях отображается через последовательность.

Сновидение не может выразить как-либо союз "либо-либо". Обычно звенья этого выражения (искомого) присутствуют в сновидении. Если сновидец говорит "либо то, либо это", когда рассказывает о своем сновидении, то имеет смысл приравнять "либо-либо" к союзу "и". Фрейд постулирует: отдельные части альтернативы, являющейся из своей сути мнимой, стоит соединять между собой союзом "и".

В некоторых случаях, как отмечает З. Фрейд, сновидение разделяется на две равные части, чтобы выразить альтернативу, которую проблематично изобразить иным способом.

Далее Фрейдом выдвигается тезис об отношении сновидения к категориям противоречия и противоположности. Словно в сновидении нет слова "нет" - противоположности объединяются, или, например, один элемент изображается в виде противоположности.

Работа сновидения отлично изображает логическую связь "подобно тому, как". При помощи данного приема сновидение может заменять одно (что является, например, неприемлемым для цензуры) другим. Например, цветущая ветвь может в сновидении являться указанием на девственность.

Сходства в сновидении объединяются в одно целое. Есть два частных случая, относящихся к этой категории: идентификация и смешивание.

Идентификация происходит в том случае, если во сне появляется человек, который имеет одну и ту же черту с несколькими людьми, а этот человек при этом как бы находится во всех тех ситуациях, которые бы касались как его, так и других людей (схожих с ним).

Смешанное образование характеризуется (относительно людей), когда "новый" объект наделяется рядом различных черт, которые характеризуют группу лиц, к которым смешение относится, но эти черты в своем объединении не присутствуют ни у одного из них. Как пример, может быть так, что персонаж в сновидении имеет имя одного человека (хотя во сне мы осознаем, что это не его имя), а его внешность соответствует другому человеку. Это же может касаться и манер поведения.

Но иногда образование смешанного персонажа не удается. В таком случае можно наблюдать следующее: в эпизоде сновидения присутствует один человек, исполняющий главную в нем роль, но тот человек, который (по какой-либо логике) имеет более важное отношение к этому эпизоду, остается в роли, например, наблюдателя или второстепенного лица.

Идентификация или смешивание часто служат тому, чтобы в сновидении почему-то не отображать общее искомое. Подобного рода сгущения образуются под влиянием цензуры. Из этого может следовать, что подобные операции, выполняемые механизмом сгущения, необходимы для удовлетворения требований цензуры.

В сновидении, где изображаются общие черты двух людей, подобный ход имеет место быть для намека на их иное "скрываемое" сходство. "Безразличные" схожие черты в явном содержании сновидения могут указывать на нисколько не индифферентные схожие черты в мыслях сновидения.

Фрейд подытоживает, что смешивание и идентификация служат разным целям:

1. Они изображают общее между двумя людьми.

2. Они выражают смещенное сходство (со значимого на незначимое).

3. Они выражают желанное для сновидца сходство.

Далее Фрейд постулирует: сновидение любого рода изображает самого сновидца. Сны эгоистичны: даже если в сновидении присутствует другой человек, при помощи идентификации за этим человеком скрывается собственное "Я". С другой стороны, за тем "Я", которое все же появляется в сновидениях, может скрываться другой человек. Но у него есть что-то общее с моим собственным "Я". Когда в сновидении вместе с собственным "Я" присутствуют и иные люди, следует соотносить их со сторонами собственного "Я". Возможно, эти стороны были вытеснены цензурой, в следствие чего эти "Я" скрываются в других. Но за кем следует искать собственное я, если в сновидениях присутствуют другие люди, а ситуация вызывает сомнение, с кем из них следует себя соотносить Фрейд (в сноске) выделяет следующее правило: себя следует соотносить с тем человеком в сновидении, кто переживает схожий аффект.

В отличие от фантазирования в бодрствовании, смешение в сновидениях происходит не из намеренного достижения, а из момента, являющегося в мыслях сновидения. Смешение в сновидениях может быть в абсолютно любых масштабах по сложности.

Далее стоит отметить момент, где Фрейд попытался опровергнуть свой тезис о том, что у сновидения нет возможности выразить то самое "нет". Фрейд замечает, что иногда сновидение показывает то самое "нет" при помощи инверсии. Например, в реальности подниматься в гору сначала легко, а затем становится трудно. В сновидении же это может происходить наоборот.  При этом инверсия в первую очередь способствует исполнению желания.  Иногда инверсия в сновидении делает его толкование абсурдным. Фрейд отмечает, что иногда полезно "перевернуть" некоторые составляющие сна, чтобы его толкование стало ясным.

Кроме содержательной, имеет место быть и временная инверсия. Иногда в сновидении изначально показан итог, вывод, следствие, а затем причины. При толковании сновидения нельзя забывать о возможных инверсиях, иначе такое толкование может зайти в тупик. Поэтому иногда смысл сновидений раскрывается лишь после многократного применения инверсий различных частей сна.

Фрейд, чтобы данное утверждение стало более понятным, приводит следующий пример: в сновидении больного неврозом навязчивости присутствует сцена : отец ругает мальчика, когда он возвращается домой слишком поздно.

За этим эпизодом скрывается воспоминание о пожелании смерти отцу.  Будучи маленьким мальчиком, сновидец в своем реальном детстве допустил сексуальную агрессию, направленную на другого, за что ему была высказана угроза, что отец вернется и накажет мальчика. Сновидец отмечает, что отец всегда приходил слишком рано. Стало быть, будучи мальчиком, он желал, чтобы его отец и вовсе не возвращался (в этом контексте - умер, желание смерти). Если из фактического содержания сновидения выйти на определенные смыслы, то этот момент во сне имеет следующую интерпретацию: это мальчик зол на отца, для этого мальчика отец всегда приходил домой слишком рано.

У временной инверсии, имеющей место быть в сновидении, может быть и свое проявление в случае неврозов.

Но не все в сновидении запоминается нами с одинаковой полнотой. Интенсивность проявлений в сновидениях также определена. Они детерминированы двумя независимыми друг от друга моментами: особенно интенсивны элементы, связанные с исполнением желания. Наиболее интенсивные элементы те, на которые было затрачено больше всего работы сгущения. Ясная часть сновидения содержит в основном интенсивные элементы.

Форма сновидения наиболее часто используется для изображения скрытого содержания.

Так "пробелы" сновидений в одном из случаев могут означать отсутствующий пенис у женщин, как показано на примере.

Сон следующего содержания: мальчик открывает комнату и видит, как женщины ложатся спать, далее проходят какие-то забытые части сновидения, и оно продолжается сценой, где мальчик дерется с мужчиной в этой комнате.

Тем самым сновидение напоминает о фантазии в юные годы, а фраза "словно чего-то не хватает", красноречиво отсылает нас к отсутствующему мужскому половому члену у женщин - ведь мальчик так и не увидел у женщин наличие характерных для его пола гениталий. (Здесь существует отсылка на инфантильную теорию сексуальности - в представлении детей женщина также обладает мужским органом).

Также стоит отметить заключение Фрейда о том, что сновидения одной и той же ночи, какими бы разными они не были, всегда говорят об одном и том же. Они имеют общую мысль. Часто присутствует момент, в котором каждое сновидение имеет в своей основе одну и ту же мысль. Стоит упомянуть, что иногда первое из ряда сновидений является наиболее запутанным, где мысль сновидения тщательно замаскирована благодаря работе цензуры, а конечное сновидение ночного цикла является содержащим ту же самую мысль, но изображающую ее в куда более явном и откровенном виде.

Далее З. Фрейд повествует об эффекте заторможенности в сновидениях. Мы в третьей части серии разбора уже раскрыли данный момент, так как я позволил себе не томить с ожиданием раскрытия смысла подобного эффекта, а в оригинальном тексте Фрейд, в свою очередь, оставил вопрос торможения не раскрытым полностью.

Заключительным моментом в этой части разбора мы затронем выражение, которое может быть часто встречающимся в повседневности. "Ведь это всего лишь сон" - подобным выражением, где бы оно не прозвучало, сновидец обесценивает то, что приснилось. Из этого как раз вытекает загадка сна во сне. Часто приснившееся "во сне" может означать желание  того, чтобы это не произошло. Сновидение исполняет желание сновидца, когда в сновидении сновидец видит сон, в котором что-то происходит, просыпаясь во время сна (находясь во сне) он говорит: "это всего лишь сон" - иносказательно, он ведь хочет желать, чтобы этого не было. И его желание становится как бы исполненным. А сам характер "приснившегося сна во сне" может быть крайне реальным и связанным с теми событиями, которые сновидец хотел бы забыть.

На этом заканчиваются два раздела шестой главы "Толкования сновидений", которые были объединены в этой части серии разбора.

Список литературы

1. Фрейд, З. Толкование сновидений.

Книжная лига

22.5K постов78.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.