Разбираем труды З. Фрейда: "Толкование сновидений". Часть семнадцатая

Разбираем труды З. Фрейда: "Толкование сновидений". Часть семнадцатая Психология, Обзор книг, Что почитать?, Кошмар, Ночной кошмар, Страх, Фрейд, Сон, Толкование снов, Психоанализ, Эзотерика, Посоветуйте книгу, Психотерапия, Разбор книги, Сонник, Бессознательное, Рецензия, Мозг, Психолог, Мастурбация, Длиннопост

В текущей части серии статей, целью которых является разбор "Толкования сновидений" З. Фрейда, нами будет затронута темы пробуждения вследствие сновидения, страшных снов, а также функции сновидения.

Нам уже стало известно о том, что предсознательное настроено на желание спать, это позволит далее проследить процесс сновидения. Но Фрейд предлагает читателю изначально подытожить все то, что было нам до этого времени известно о процессе сновидения. Мы последуем вслед за ним, обозначив все ранее известные факты в виде тезисов.

Процесс сновидения может брать материал из следующих источников:

  • дневные остатки из бодрствования, которые были лишены катексиса - нагрузки психической энергией;

  • в результате дневной работы оживляется одно из бессознательных желаний;

  • оба события совпадают.

Далее бессознательное желание прокладывает путь к дневным остаткам и переносится на них. Это образует желание, которое было перенесено на недавний материал. Либо же получается так, что подавленное желание оживляется заново, так как оно получает подкрепление из бессознательного.

Такое желание пытается проникнуть через мыслительные процессы в сознание через систему "Предсознательное", но оно сталкивается с цензурой. И благодаря этому желание подвергается искажению, из-за уже подготовленного, как пишет Фрейд, переноса на свежий материал. Это желание находится на пути к тому, чтобы стать чем-то вроде бредовой идеи, оно усиливается переносом, а выражение этой мысли искажается цензурой. Состояние сна системы "предсознательное" не допускает дальнейшего продвижения, предсознательное становится защищено от вторжения. Исходя из этого сновидение идет путем регрессии, который открывается благодаря состоянию сна. Сновидение подвержено притягательной силе воспоминаний, которые при этом являются лишь в качестве "зрительных катексисов" и далее не переводятся в сигналы последующих систем. И на пути регрессии сновидение становится доступным изображению. Путь, который проходит сновидение, делится на два этапа: первая часть проходит от бессознательных фантазий к предсознательному, вторая часть пути ведет от границы цензуры обратно к восприятиям. Когда процесс сновидения становится содержанием восприятия, это словно позволяет ему обходить барьер цензуры и состояние сна в системе "предсознательное". Внимание сознания обращается на этот процесс. При этом З. Фрейд обозначает в этом контексте сознание как орган чувств, который отвечает за восприятие психических качеств.

Сознание же ... может возбуждаться в бодрствовании из двух пунктов. В первую очередь от периферии всего аппарата, из системы восприятии; кроме того, приятными и неприятными возбуждениями, являющимися чуть ли единственными психическими качествами при энергетических катексисах внутри аппарата. Все остальные процессы в ψ-системах (пси-системах), в том числе и в системе "предсознательное", лишены психического качества и не являются объектами сознания, поскольку не доставляют ему для восприятия чувства удовольствия или неудовольствия.

Далее в связи со строгой академичностью текста следует воспользоваться прямым цитированием мыслей Фрейда.

Позднее, однако, для достижения более тонких результатов выявилась необходимость сделать ход представлений более независимым от сигналов неудовольствия. С этой целью системе "предсознательное" потребовались собственные качества, которые могли бы привлечь сознание, и, весьма вероятно, она получила их благодаря объединению предсознательных процессов с не лишенной качественных характеристик системой воспоминаний о сигналах речи. Благодаря качествам этой системы сознание, бывшее до сих пор лишь органом чувств для восприятий, становится теперь еще и органом чувств для части наших мыслительных процессов. Теперь имеются, так сказать, две чувственные поверхности, одна из которых обращена к восприятию, другая – к предсознательным процессам мышления.

Итак, система "предсознательное" желает спать. Сновидение становится восприятием и способно возбуждать сознание. В форме внимания возбуждение передает часть имеющейся в системе "предсознательное" катектированной энергии, на сам возбудитель. Сновидение в связи с этим всякий раз задействует часть покоящейся энергии в системе "предсознательное". Влияние, которое оказывает эта энергия на сновидение уже обозначалась нами ранее как вторичная переработка, именно благодаря вторичной переработке сновидение становится связанным и понятным. Со сновидением обращаются как и с любым другим содержанием восприятие - подытоживает на этом З. Фрейд.

Далее, стоит отметить, что первая часть работы сновидения начинается днем, еще под властью предсознательного. Вторая часть работы продолжается всю ночь - именно поэтому некоторым людям кажется, что они видели сны всю ночь - в этот момент происходит изменение под влиянием цензуры, притяжение бессознательными сценами, проникновение в восприятие.

З. Фрейд, ссылаясь на свой опыт, предполагает, что процесс работы сновидения занимает более одного дня и одной ночи.

Наибольший интерес для З. Фрейда вызывают сновидения, которые ведут к пробуждению посреди сна.

Но почему бессознательному желанию дозволено нарушить предсознательное желание (сохранить сон)? Возможно, что тут дело в соотношениях энергии. Но у Фрейда есть только предположение на этот счет:

Если бы мы обладали этими знаниями, то, наверное, обнаружили бы, что предоставление свободы сновидению и затраты на специальное внимание к нему представляют собой экономию энергии по сравнению с тем случаем, когда бессознательное ночью удерживается в тех же границах, что и днем.

Однако желание спать может быть сочетаемо с необходимостью поддержания затрат внимания в определенном направлении - об этом свидетельствуют случаи снов кормящих женщин.

Бессознательные желания постоянно активны. Но днем их сила сравнительно мала, поэтому они не дают о себе знать. Ночью же их сила позволяет образовывать сновидения. В бессознательном ничего не убывает и не кончается.

Доказательством этому служат случаи истерии. Бессознательный ход мыслей, который приводит к разрядке в виде приступа, становится вновь проходимым как только накапливается достаточно возбуждения. Фрейд приводит такой пример:

Обида, возникшая тридцать лет назад, получив доступ к бессознательным источникам аффекта, все эти тридцать лет воздействует, словно недавняя. Стоит только затронуть воспоминание о ней, как она снова оживает и проявляется, катектированная возбуждением, которое находит себе моторный отвод в припадке.

Психотерапия же ставит перед собой в этом случае задачу обеспечения завершения бессознательных процессов. Фрейд отмечает, что предсознательное отвечает за то, чтобы сила аффектов былых впечатлений ослабевала, а воспоминания затирались. Отсюда следует, что психотерапия имеет лишь один путь: подчинить систему "бессознательное" господству системы "предсознательное".

Подытожим. Для отдельного бессознательного процесса возбуждения есть два исхода. Либо этот процесс остается предоставленным самому себе, тогда он в какой-то момент прорывается и обеспечивает себе доступ к моторной системе; либо же этот процесс подвергается воздействию предсознательного, и тогда его возбуждение связывается им, а не отводится. Процесс сновидения опирается на второй из описанных исходов.

Сновидение должно овладеть некой функцией. Эта функция состоит в том, чтобы вновь подчинить предсознательному отпущенное "на волю" возбуждение системы "бессознательное". При этом сновидение отводит возбуждение от системы "бессознательное", а также защищает сон предсознательного. Сновидение исполняет желание обеих систем.

Фрейд далее обращает внимание читателя на ограничение, согласно которому, если желания обеих систем совместимы друг с другом, то имеется ряд случаев, когда функция сновидения терпит фиаско.

Если при попытке исполнить желание бессознательного, предсознательное получает сильное потрясение, то ситуация компромисса не соблюдается, отчего сон прерывается и происходит пробуждение. Фрейд указывает на то, что случай подобного нарушения работы системы не единственный в организме. Обычно, когда случается нечто подобное, по меньшей мере это указывает на изменение и требует активации систем регуляции организма. И в контексте разговора о сновидениях при описании подобного нарушения, конечно, имеются ввиду страшные сны.

Однако страшные сны не противоречат постулату З. Фрейда о том, что любой сон - это исполнение желания. Страшные сны также исполняют желание. В этом случае исходное желание относится к системе "бессознательное", но при этом система "предсознательное" это желание подавляет. Отношение подчинения системы "бессознательное" системе "предсознательное", определяет степень психической нормальности, но даже при абсолютном психическом здоровье это подчинение не может быть полным. Обращая внимание на неврозы, можно заключить то, что обе системы - "предсознательное" и "бессознательное", находятся в конфликте, а сами невротические симптомы - результаты описанного выше конфликта. Суть же невротического симптома в том, что с одной стороны он является каналом для отвода энергии из системы "бессознательное", с другой стороны - они позволяют иметь некоторую власть предсознательного над бессознательным.

Вслед за З. Фрейдом рассмотрим значение истерической фобии или страха пространства. Симптом в этом случае - невротик не может один идти по улице. Если попытаться заставить невротика идти по улице, не взирая на его симптоматическую основу, то в таком случае невротика охватит приступ страха, который когда-то являлся поводом для развития агорафобии. Из этого следует, что симптом стал конституирован, чтобы предотвращать возникновение страха. Таким образом фобия - это пограничная крепость перед страхом.

Теперь рассмотрим роль аффектов в процессах неврозов и фобии. Фрейдом выдвигается тезис, согласно которому, подавление системы "бессознательное" необходимо, так как предоставленный самому себе поток представлений в системе "бессознательное" вызывает аффект, который первоначально носит характер удовольствия, а затем, после вытеснения - неудовольствия. Подавление, следовательно, служит предотвращению развития неудовольствия. Подавление оказывает влияние на содержания представлений системы "бессознательное", так как именно содержания представления могут служить причиной неудовольствия. Здесь З. Фрейд основывается на предположении о природе развития аффекта:

Это развитие рассматривается как моторный или секреторный акт, иннервационный ключ к которому находится в представлениях системы "бессознательное".

Контроль со стороны системы "предсознательное" позволяет зажиматься представлениям системы "бессознательное", а распространение импульсов, которые развивают аффект, тормозится. Возникает опасность, связанная с прекращением катексиса со стороны системы "предсознательное", состоит в том, что бессознательные возбуждения высвобождают такой аффект, который вследствие более раннего вытеснения может восприниматься лишь как страх и неудовольствие.

Подобная опасность возникает, когда предоставляется свобода процессу сновидения. Условия этого следующие: вытеснение произошло, подавленные импульсы желаний оказываются достаточно сильными.

Теория страшных снов относится к психологии неврозов. Невротический страх возникает из сексуальных источников, предположительно, если подвергать анализу страшные сны, то можно также обнаружить сексуальный материал в мыслях подобных сновидений.

Тут также стоит указать на то, что для детей, которые наблюдают половой акт взрослых, это кажется чем-то ужасным и вызывающим страх. З. Фрейд дает следующее объяснение этому страху:

..речь идет о сексуальном возбуждении, которое недоступно их пониманию; это возбуждение отвергается, пожалуй, из-за того, что в него впутаны родители, и поэтому оно превращается в страх. В более ранний период жизни сексуальный импульс по отношению к родителю противоположного пола пока еще не наталкивается на вытеснение и выражается, как мы видели, свободно.

Я бы безо всяких сомнений применил это же объяснение и к столь часто встречающимся у детей ночным приступам страха с галлюцинациями (pavor nocturnus).

Вслед за Фрейдом приведем пример клинического случая ночных приступов страха с галлюцинациями. Мальчик 13 лет становился все более тревожным. Он обладал слабым здоровьем. Каждую неделю сон мальчика прерывался ночным приступом страха с галлюцинациями. Воспоминания о снах отличались отчетливостью. В этом сне на мальчика кричал черт, что он теперь принадлежит им. При этом, судя по описанию, сон переносил мальчика в преисподнюю. После таких снов мальчик просыпался с потерей дара речи, затем, когда  ему возвращались речь и голос, он кричал о том, что "никогда не будет больше этого делать". Далее у мальчика развился страх наготы, ведь "огонь охватывал его лишь тогда, когда он оказывался раздет". Родители отправили мальчика в деревню на полтора года в качестве меры избавления от кошмаров. Когда этому мальчику исполнилось 15, он признался в том, что в то время испытывал раздражения в половых органах.

Тут можно догадаться о том, что мальчик в какие-то годы занимался онанизмом, но боялся признать это под страхом наказания и угроз родителей за такую "плохую привычку". Когда мальчику исполнилось 13, его либидо подверглось подавлению, следовательно, преобразовалось в страх, который к нему приходил в ночи и проявлялся в подобных приступах.

На этом стоит завершить текущую часть разбора.

Психология | Psychology

19.8K постов59.2K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.