Разбираем труды З. Фрейда: "Толкование сновидений". Часть пятая

Разбираем труды З. Фрейда: "Толкование сновидений". Часть пятая Психология, Эзотерика, Психотерапия, Толкование снов, Сон, Психоанализ, Фрейд, Необычные сны, Мозг, Разбор книги, Обзор книг, Рецензия, Психолог, Что почитать?, Книги, Посоветуйте книгу, Длиннопост

В новой части разбора "Толкования сновидений" мы начнем разбор шестой главы.

Первая важная мысль, которую стоит отметить, заключается в выделении Фрейдом скрытого содержания сновидения. Оно идентично мыслям сновидения. Метод толкования сновидений работает не с явным содержанием, а со скрытом содержанием снов. Фрейд обозначает, что с этого тезиса ставится задача по исследованию отношения между явным и скрытым содержанием сновидений, а также задается вопросом: какие процессы образуют скрытое содержание сновидений из явного?

Также, еще не приступая к работе сновидения, стоит отметить тезис З. Фрейда о том, что содержание сновидения представлено языком образов, отдельные знаки должны стать языком мыслей сновидения. В толковании сновидений следует читать эти знаки по их взаимосвязи (видимо, что язык сновидения "проговаривается" словами), если же толковать сновидение через образное значение знаков, то такое толкование будет являться заблуждением.

Если говорить о работе сновидения, целесообразно в след за Фрейдом начать обсуждение с работы сгущения.

Итак, само сновидение, в отличие от мыслей, присутствующих в нем, достаточно мало по объему. Зигмунд Фрейд отмечает, что если записать сновидение в его явном виде, то его содержание займет примерно полстраницы. Анализ же сновидения занимает до 12 раз больше. Мера сгущения в сновидении определяется как бы "концентрацией" мыслей сновидения в объеме его явного содержания. И, как было отмечено в предыдущих частях разбора, никогда нельзя быть уверенным, что сновидение было полностью истолковано. В его содержании может скрываться куда больше мыслей, которые могут быть раскрыты совершенно с иной стороны.

Но бывает и так, что сновидцу кажется, что он видел свои сновидения всю ночь. Однако же это утверждение является иллюзией. Но при всем при этом здесь подчеркивается иная сторона вопроса - рассказ о сновидении не может быть полностью передающим содержание сна. Или передавать его в неизменном виде. Но далее мы заметим, что это ничуть не мешает нам толковать подобное сновидение.

Отдельные связи мыслей могут возникать при дневном толковании, например, во время психоаналитической сессии. Однако, если начать изучать данный вопрос, окажется, что мысли, выявленные в дневном анализе, являются идущими параллельно мыслям сновидения, они также образуют взаимосвязи с мыслями сновидения. Эти мысли, выявленные в ходе анализа, являются образующими изначальное сновидение. Однако, чтобы прийти к мысли, которая будет являться незаменимой для интерпретации сновидения, необходимо исследовать полную цепочку идущих в сновидении мыслей.

Однако Фрейд и здесь дает напоминание читателю о том, что не стоит забывать, бессознательные мышление в сновидении может крайне отличаться от того процесса мышления, который воспринимается нами.

Если же предположить факт того, что в самом сновидении есть лишь немногие из мыслей, выявленных в толковании, то это может говорить о том, что процесс сгущения построен на пропусках, так как само сновидение в высшей мере является сжатым по воспроизведению этих мыслей, при этом "говорит" о них достаточно отрывочно и не последовательно. И все же, если в сновидение попадают лишь немногие из тех мыслей, которые будут являться выявленными далее, встает вопрос о том, какие условия влияют на выбор мыслей сновидения?

Чтобы разобраться в данном вопросе, следует провести разбор сновидения, которое образовалось благодаря особенно сильному сгущению.

Фрейд рассказывает собственное сновидение, в котором он написал монографию о каком-то растении. Во сне Фрейд перелистывает эту рукопись и смотрит на цветные таблицы. Как и в гербарии, в этой книге к таблицам прилагаются засушенные растения.

Монография по ботанике является связующим звеном между переживаниями предыдущего дня, сама по себе монография - эта книга, которую Фрейд у видел за день до приснившегося сновидения в магазине. Монография ассоциируется у Фрейда с его заметками о кокаине, а также есть связь с его другом-офтальмологом, который участвовал в этом исследовании. Персона этого доктора напоминает Фрейду о его разговоре с ним, который был достаточно важен.

Кроме того, само выражение "монография по ботанике" при его разделении на элементы, "монография" и "ботаника" все глубже погружает нас в мысли сновидения. Для примера попробуем обратиться лишь к фрагменту словосочетания, этого будет достаточно. Фрейд выделяет, что к "ботанике" относится воспоминание о профессоре и его, как выражается Фрейд, цветущей жене, и о пациентке Фрейда, чье имя Флора, а также та же "ботаника" дает связь с воспоминанием о даме с забытыми цветами,  а воспоминание об этой даме порождает мысль о любимых цветах супруги Фрейда, а название этих цветов - цикламен. Об этих цветах Фрейд и увидел книгу в магазине накануне сновидения.

Стоит отметить, что монография по ботанике - это безразличное впечатление, но это воспоминание является узловым пунктом, где сходятся различные цепочки мыслей. Индифферентное впечатление предыдущего дня образовало связь с важным воспоминанием.

Из этого же примера мы можем наблюдать феномен сверхдетерминации - не только элементы сновидения множественно детерминированы мыслями, но и мысли сновидения представлены во сне многими элементами. От одного элемента сновидения ассоциации идут к нескольким мыслям, а от одной мысли сновидения - к нескольким элементам. В этом и заключается описываемая Фрейдом суть феномена сверхдетерминации. Стоит заключить, что элементы сновидения образуются из всей массы мыслей, а каждый из этих элементов имеет множество взаимосвязей с мыслями сновидения.

Далее идет множество интереснейших моментов в толковании различных сновидений, в рамках тезисного разбора трудов З. Фрейда было бы излишним описывать множество сновидений, подтверждающих и немного иначе раскрывающих высказанные выше тезисы.

Следующее, чему стоит уделить внимание, это то, что Фрейд отмечает: создание собирательных образов и смешанных персонажей в сновидениях - это одно из главных и самых ярких проявлений работы сгущения.

Сгущение - это важное средство соединения мыслей и содержания сновидения.

Далее стоит сделать акцент на том, как сновидение обходится со словами. Фрейд отмечает, что сновидение обходится со словами подобно тому, как можно относится к предметам. Слова вступают в различные связи, которые превращаются в необычные словообразования. Но откуда проистекает подобный "навык" сновидения? Фрейд подмечает, что детям также свойственна игра слов и "придумывание" новых языков. Этим и пользуется сновидение. Сновидению свойственно остроумие, это обусловлено тем, что ближайший путь к выражению мыслей сновидения преграждает цензура. Поэтому подобное остроумие, игра слов, словообразование - это вынужденная мера работы сновидения.

Последнее, что мы затронем в работе сгущения - это разговоры, которые имеют место быть в сновидениях. Сновидение может "генерировать" разговоры лишь отчасти, по сути, в работе сновидения свойственна компиляция. Во снах часто слова или фразы, куски предложений - вырваны из того контекста, в котором они были употреблены в реальном воспоминании. Поэтому разговор в сновидении, фразы, могут иметь мало смысла, если стараться понять их явный транслируемый "смысл". Однако разговор в сновидении часто указывает на то событие, во время которого этот разговор и состоялся.

На этом Фрейд заканчивает описывать работу сгущения в контексте шестой главы. Я также предлагаю пока что на этом остановиться, чтобы подвести очередную часть разбора "Толкования сновидений" к ее логическому завершению.

Список литературы

1. Фрейд, З. Толкование сновидений.

Книжная лига

23.4K поста78.8K подписчика

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.