Продолжение поста «Русская Православная Церковь и кинематограф в Российской империи»1
Определение св. Синода от 30-го марта 1898 года за № 1213,
О недозволении на будущее время при устройстве зрелищ показывать, путём, так называемой, живой фотографии, священные изображения Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и Угодников Божиих. С. 679–680
Святейший Правительствующий Синод принимая во внимание, что живая фотография, посредством быстрого движения показываемых лиц, производит сильное впечатление на зрителей, представляя изображаемые предметы как бы живыми и действующими, и что появление при подобных условиях изображений Христа Спасителя и Его Пречистой Матери, а также других священных лиц, представляется крайне несоответствующим чувствам благоговейного уважения к святыне и может порождать соблазн, определяет: воспретить на будущее время при устройстве зрелищ показывать, ' путём живой фотографии, священные изображения Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и Угодников Божиих.
В наше время очень много и многие радеют о доставлении народу развлечений в часы праздничного досуга, с целью отвлечь массу от пьянственного разгула и приучить к трезвости.
Стремления благие и достохвальные.
Но, к сожалению, для достижения этой цели деятели, особенно же непризванные, часто бывают неразборчивы в средствах: писалось об одном провинциальном попечительстве о народной трезвости, что оно ничего лучшего не придумало для привлечения народа в свою чайную, как обзавестись дрессированной обезьяной...
Другие попечительства сосредоточили своё внимание на организации народных зрелищ, причём, пользуясь любовью народа к религиозным мотивам и картинам, на ряду с светскими юмористическими, и не целомудренными песнями и картинами, разрешают петь богослужебные песнопения и показывать народу при посредстве волшебного фонаря достопокланяемые священные изображения, которые народ привык видеть и благоговейно чтить, как святыню храмов и домов.
Появление же этих святынь в репертуаре и на подмостках народных зрелищ оскорбляет чувство веры у одних, деморализует других из среды набожного народа.
Настоящее распоряжение св. Синода да послужит в этом отношении руководительным и предостерегающим началом – не забываться и не увлекаться «и отличать священное от несвященного и нечистое от чистого» (Лев.10:10).
С большей осторожностью и разбором места и обстоятельств должно относиться и к выбору священно-исторических картин при употреблении на народных чтениях так называемого волшебного или светового фонаря.
Источник:
Миссионерское Обозрение, 1898 г. 1 полугодие. Отделение 1, Май
О постановлениях и распоряжениях власти по вопросам миссии и расколо-сектантства // Миссионерское обозрение. 1898 г. № 1–6. С. 679–680
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Публикация в "Церковных ведомостях"
Определение Святейшего Синода от 30 марта 1898 года за № 1218, о недозволении на будущее время при устройстве зрелищ показывать, путем, так называемой, живой фотографии, священные изображения Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и Угодников Божиих
По указу Его Императорского Величества,
Святейший Правительствующий Синод имели суждение о недозволении на будущее время при устройстве зрелищ показывать, путем, так называемой, живой фотографии, священные изображения Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и Угодников Божиих.
Приказали: Принимая во внимание, что живая фотография, посредством быстрого движения показываемых лиц, производит сильное впечатление на зрителей, представляя изображаемые предметы как бы живыми и действующими, и что появление при подобных условиях изображений Христа Спасителя и Его Пречистой Матери, а также других священных лиц, представляется крайне несоответствующим чувствам благоговейного уважения к святыне и может порождать соблазн,
Святейший Синод определяет: воспретить на будущее время при устройстве зрелищ показывать путем живой фотографии священные изображения Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и Угодников Божиих, о чем объявить циркулярно по духовному ведомству, чрез напечатание в "Церковных ведомостях», а Г. Синодальному Обер-Прокурору предоставить просить Министра внутренних дел о зависящем распоряжении по означенному предмету.
Определение Святейшего Синода от 30 марта 1898 года // Церковные ведомости. № 14-15. 4 апреля, 1898. С. 81
На государственном уровне в России в 2025 году этот закон силы юридической не имеет.
Если РПЦ не отменила этот свой закон, каким-либо официальным решением, то он сохраняет свою силу религиозно-обязательную для членов Русской Православной Церкви?
Или Русская Православная Церковь отменила Определение Святейшего Синода от 30 марта 1898 года № 1218 ?
Лига историков
19.3K поста55K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения