По следам "золотого чемодана". Часть первая: Начало пути

Тайна «золотого чемодана» - одна из самых волнующих тайн отечественной истории. И связана она с поисками сокровищ.

В сентябре 1941 года южная группировка немецко-фашистских захватчиков ворвалась в Крым. Советские войска упорно сопротивлялись в течении девяти месяцев. Однако, вариант захвата Крыма оккупантами рассматривался уже с первых дней обороны. Решено было эвакуировать наиболее ценные экспонаты крымских музеев. Часть из них отправили морским путем в Сочи и Сухуми. Но был и так называемый путь сухопутный: катером раритеты переправлялись через Керченский пролив на Тамань, затем по диагонали через весь Краснодарский край - в Армавир. При необходимости экспонаты по железной дороге могли транспортировать в Баку. Таким образом, в Севастопольском музее отправили 23 ящика, в Симферопольском – 30, в Керченском - 19. Все экспонаты были детально описаны перед упаковкой. И уже после этого тщательно охраняемый груз отправился более чем в пятисоткилометровый путь. Поскольку судьба одного ящика с экспонатами интересует более всего, то и побеседуем о нем с заведующим отделом археологии и палеонтологии МБУК «Армавирский краеведческий музей» Александром Лопатиным.

- Александр Петрович, насколько известно, в фанерном чемодане, обитом черным дерматином, директор Керченского музея Юлий Юльевич Марти собрал все самое ценное. Справедливо тот чемодан называли «золотым»?

- Всего в чемодане находилось около 800 предметов. Часть предметов - из готского захоронения III-V веков н. э. переданы Керченскому историко-археологическому музею в 1926 году. «...Все ценности внутри аккуратно рассортированы по 15 коробкам. Семьдесят золотых и серебряных понтийских и боспорских монет разного времени, золотые бляшки, подвески — в виде грифона с изображением конного и пешего воинов, с изображением сфинкса, головок быков, львенка...». Груз отправлялся спешно, но в строгой секретности. Тем не менее, о его перемещении стало известно оккупантам, а о его передвижении докладывали лично рейхсминистру Гиммлеру. От Тамани до Краснодара груз бесконечно обстреливался с самолетов. Согласно сведениям сотрудника Керченского горисполкома Ф.Т. Иваненковой и директора Керченского музея Ю.Ю. Марти, груз в Краснодар всё же был доставлен и прошел сверку совместно с ученым-археологом Н.В. Анфимовым, и только по окончании сверки Марти попал в больницу (не выдержало сердце).

- Уже непосредственно в Армавир «золотой чемодан» сопровождала Иваненкова? А что дальше?

- Да, и о том, что груз прибыл в Армавир - было доложено в Москву. Но дальнейший его путь весьма загадочен. Чемодан, весь оплетенный ремнями и опечатанный сургучными печатями, привезли в секретную часть горисполкома Армавира. В Армавире груз приняли первый секретарь горкома партии Л. М. Кривенко и председатель горисполкома В. П. Малых. Далее груз N 15 передали начальнику секретной службы горисполкома Анне Моисеевне Авдейкиной. До его путешествия в станицу Спокойную с ним все было ясно и понятно. Но вот потом… Мы увлеклись и забыли, что кроме «золотого чемодана» было еще 18 ящиков из Керченского музея, 30 Симферопольского и 23 ящика из Севастополя. В Армавир эвакуировано 3837 экземпляров книг краеведческого характера на русском и иностранном языках, атласы и альбомы из фондов библиотеки. Кроме того, эвакуировано и около 2000 исторических и географических карт и гравюр, поступивших из богатейшей библиотеки Бертье-Делагарда. Можно предполагать, что экспонаты лапидарной коллекции из-за своей громоздкости и веса не готовились к эвакуации, но согласно документам известно, что в упакованных ящиках, отправленных в Армавир, числился барельеф с Гераклом (небольшой экспонат из раскопок Харакса), а также большой бронзовый горельеф с памятника Екатерины (номинально не относящийся к лапидарной коллекции, но указывающий, что вывозились предметы и довольно тяжелые). По всей видимости, выгрузили в железнодорожные пакгаузы и, поскольку, немецкие войска увязли в боях за Крым, отправлять в дальнейший путь не торопились. После падения Севастополя началась битва за Кавказ. Вся крымская группировка развернулась в сторону Кавказа. У захватчиков оказалось десятикратное преимущество в технике и почти двукратное в живой силе. 25 июля 1942 года был захвачен Ростов-на-Дону, а 29 июля начались беспрерывные бомбежки крупного железнодорожного и промышленного узла – Армавир.

- Александр Петрович, долгое время специалисты придерживались мнения, что все экспонаты были уничтожены (сгорели) на складах во время бомбежек Армавира. Ваше мнение?

- Я вспоминаю один из любимых фильмов «Достояние республики» с Андреем Мироновым и Олегом Табаковым в главных ролях. Представители советской власти в 1918 году реквизировали в имении князя Тихвинского коллекцию художественных ценностей. Однако коллекция была вскоре похищена, и чтобы замести следы, на станции во время разгрузки устроили пожар в пакгаузе, попросту сымитировав уничтожение груза. Бывший царский криминалист Прокофий Доброво, осмотрев место происшествия, подсказал молодому сотруднику уголовного розыска Макару Овчинникову, что ценности не сгорели (ведь мрамор и медь не горят) и поиск нужно продолжать…

(Продолжение следует)

Лига историков

13.5K постов50.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения