Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Купить новое авто в Беларуси: что изменилось для россиян в 2023 году

В период нехватки автомобилей на отечественном рынке в недалеком прошлом появилась новость о том, что официальные дилеры в Беларуси не продают машины гражданам России. Конкретных причин этого никто не называл, а при проверке оказалось, что так оно и есть...

Купить новое авто в Беларуси: что изменилось для россиян в 2023 году Автомобилисты, Машина, Полезное, Авто, Интересное, Покупка, Транспорт, Водитель, Автосалон, Республика Беларусь, Россия, Дилер, Рынок, Политика, Продажа, Продажа авто, Покупка авто, Официально, Новости, Союзники, Длиннопост

Почему не продавали?

Некоторые дилеры поспешили заявить о дистрибьюторском соглашении в качестве защиты национальных рынков (рынка Беларуси). Кто-то говорил о наличии договора с производителями машин, в котором прописывалось условие не продавать авто россиянам. «С комплектом документов, выдаваемых в Беларуси, в России машину поставить на учет невозможно», – утверждали представители дилерских центров.

Что интересно, были и те, кто напрочь отрицал наличие запретов, указывая, что это противоречит нормам права. «Да, сложности с наличием предложений есть, что связано с кризисом поставки полупроводников для автомобилей, но запретов нет», – цитируем менеджера одного отечественного автосалона. Выглядит все это, мягко говоря, противоречиво, пришлось перепроверять.

Итак, негласный запрет действительно был, о чем читатели сообщали в редакции различных интернет-изданий, в том числе и в нашу. Почему негласный? Да потому, что сослаться на конкретный документ, запрещающий продавать машины гражданам соседней страны, никто из руководства автосалонов так и не смог.

Купить новое авто в Беларуси: что изменилось для россиян в 2023 году Автомобилисты, Машина, Полезное, Авто, Интересное, Покупка, Транспорт, Водитель, Автосалон, Республика Беларусь, Россия, Дилер, Рынок, Политика, Продажа, Продажа авто, Покупка авто, Официально, Новости, Союзники, Длиннопост

Предлагали и совсем «интересные» схемы: мол, найдите белоруса, на которого автомобиль оформим, а потом он переоформит на вас, россиянина, по договору купли-продажи. А в чем смысл такой покупки? В итоге вопрос «почему нельзя?» так и остался без развернутого и юридически подкрепленного ответа.

Пришлось вмешаться…

По сообщениям Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК), граждане Российской Федерации снова могут покупать в белорусских автосалонах абсолютно любые транспортные средства. То есть все, что есть в наличии. Отказ будет расцениваться как нарушение Договора о Евразийском экономическом союзе.

Из преамбулы Договора: Республика Беларусь заявляет, что добросовестно будет выполнять свои обязательства в рамках Договора и предпримет иные меры по его реализации при условии, что к этому моменту на трехсторонней или двусторонней основе будут достигнуты конкретные договоренности о снятии барьеров, ограничений и изъятий в торговле отдельными видами товаров и оказании отдельных видов услуг, в первую очередь в отношении энергоносителей, продукции сборочных производств, либерализации автомобильных перевозок и других чувствительных позиций.

Тем, кому все же откажут в покупке, рекомендовано обращаться в местные органы власти за защитой своих законных прав. Полагаем, что все это стало возможным в результате вмешательства антимонопольного департамента ЕЭК, который провел соответствующую проверку. Ведь в данном случае раздел товарного рынка по составу покупателей и иные не соответствующие закону ограничения не допускаются.

Пока не ясно, наказали ли кого-либо за отказ продавать автомобили россиянам, но дилеры, по-видимому, от греха подальше решили не своевольничать, так как санкции могут не заставить себя ждать.

«Предприятия автопрома стран ЕАЭС имеют большой потенциал кооперационного сотрудничества» – именно так заявил министр по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Артак Камалян во время своего февральского визита (2023 год) в Казахстан. Тогда при чем здесь какие-то ограничения?

С точки зрения закона

Согласно Конституции Беларуси иностранные граждане на территории нашей страны пользуются теми же правами, что и сами белорусы.

Применительно к закону о защите прав потребителей ситуация с запретами на продажи машин по признаку принадлежности гражданства потребителя к иному государству вообще выглядит парадоксально. Потребитель, как следует из закона, – это физическое лицо, имеющее намерение приобрести или заказать товар. Никакой отсылки к национальности или гражданству потребителя в законе нет.

Кроме того, установление каких-либо преимуществ при выборе товара, кроме преимуществ и ограничений, предусмотренных законом, не допускается. Поэтому не может белорусский покупатель в отечественном автосалоне иметь некие преимущества перед покупателем из России – они для продавца одинаковы и называются потребителями (покупателями).

И еще: продавец не только обязан продать ту же машину, например, гражданину России, но и обеспечить ему содействие в этом. Хотелось бы, чтобы в автосалонах об этом знали.

Предположим…

И все же предположительный ответ на вопрос «почему не продавали?» у нас есть. К примеру, пришел в автосалон гражданин России с деньгами и машину сразу купил. Она в Россию поедет, там ТО проходить будет, в том числе и по гарантийным обязательствам обслуживаться. То есть потребитель оплачивает услуги в другой стране, а значит, и зарабатывают организации, услуги эти оказывающие, тоже там.

Купить новое авто в Беларуси: что изменилось для россиян в 2023 году Автомобилисты, Машина, Полезное, Авто, Интересное, Покупка, Транспорт, Водитель, Автосалон, Республика Беларусь, Россия, Дилер, Рынок, Политика, Продажа, Продажа авто, Покупка авто, Официально, Новости, Союзники, Длиннопост

А белорусскому клиенту и кредит навяжут дадут, и рассрочку обоснуют предложат, и лизинг, а это, дамы и господа, заработки не только автосалонов, но и соответствующих кредитных и лизинговых организаций, работающих в Беларуси. И да, ТО автомобиль проходит тут, на месте, а значит, ремонтные и иные обслуживающие отечественные организации здесь заработают. Но это всего лишь версия, смоделировать которую мы имеем полное право.

А вообще, если абстрагироваться от всего этого, мы все являемся гражданами единого Союзного государства, и белорусы, и россияне, между прочим.

Статья 8 Договора о создании Союзного государства
В Союзном государстве признаются и защищаются равным образом все формы собственности, признаваемые на территориях государств-участников, обеспечиваются равные права граждан на приобретение, владение, пользование и распоряжение имуществом.

Автомобильное сообщество

26.6K постов48.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Добро пожаловать в автомобильное сообщество!

У нас запрещено:

-Публикация видео с тематикой ДТП, без описания и комментариев к нему.

-Нарушать правила сайта.

-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.

-Рекламировать что бы то ни было.

-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).

-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.

У нас разрешено:

-Создавать интересный контент.

-В сообществе разрешены авторские видео посты. Пост должен содержать, помимо самого видео, описание происходящего в нем. Авторским, будет так же считаться посты от имени ютуб каналов.
-в сообществе разрешены не авторские видео посты, только с описанием происходящего на видео.

-Участвовать в жизни сообщества.

-Предлагать темы для постов.

-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.

-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.

-Изображать коняшку при комментировании.