Вопрос психологам про психологические тесты.
Написал комментарий к посту http://pikabu.ru/story/test_ravena_4601572 и автор @mdn2016 попросила добавить его сюда, мол интересная дискуссия. Мне не сложно, пожалуйста.
Прочитал пост, почитал комменты людей, автора и давно хотел задать один вопрос как раз кому-то, кто разбирается в этом. Какой в этих тестах смысл лично для меня? Поднять самооценку? Ну можно было с таким же успехом написать стену текста из слов "Вы умный!".
Допустим я прошёл тест и он мне говорит, мол у вас высокий интеллект. Но это же ничего не значит. Пусть у меня логика развита, но у меня плохая память, плохая концентрация, да и ленивый я. А значит толку от этого интеллекта нет.
Зато есть обратный эффект. Ведь если человек думает что он умный, возможно, он как бы зазнается, и не будет прикладывать необходимых усилий и в итоге просто разочаруется в своих результатах или даже в себе. Ведь тебе всю жизнь говорят, что ты умный, а когда доходит до дела, то дурак дураком.
У меня по 100-бальной 87-92, и я продавец-консультант.
А все потому, что мы не умеем общаться с людьми.
Спасибо!
Цитируем по книге: Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям. Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М: Изд-во "Институт психологии РАН", 2009. – 351 с. – стр. 11-30.
Со стр. 12-13
За этими сухими цифрами стоит драматическая реальность. Человеческие различия в обучаемости очень велики. Исследования в американских вооружённых силах показали, что обучение людей, показатели которых по тестам умственного развития находятся между 10-м и 30-м процентилем, займёт от одного года до двух там, где обучение людей с показателями выше 30-го процентиля закончится за три месяца (Vineberg, Taylor, 1972). Разница в скорости составляет от 4 до 8 раз! И это ещё не для крайних групп, а для "соседей" по оси умственного развития. Разница в скорости обучения – это на практике миллиарды долларов. Кроме того, совместное обучение людей с разными уровнями способностей снижает мотивацию и самых блестящих, и отстающих.
Люди, которым учиться легко, имеют тенденцию лучше проходить через сито академического отбора и доходить до более высоких ступеней образовательной лестницы. Поэтому не удивительно, что обнаруживается корреляция интеллекта (в районе r=0,55) с продолжительностью обучения.
Какой в тестах смысл лично для самого человека? Тесты это обратная связь. Это удобный инструмент "измерить" какое-то свойство и оценить потенциал человека. В житейской практике, - сказать родителям "отстаньте от ребёнка, у него средний потенциал в этой сфере" и "не обвиняйте, что назло делает, а отведите на реабилитацию, потому что это умение явно "ниже нижнего" и надо какие-то компенсаторные стратегии искать, помогать ребёнку".
Взрослым тесты подскажут, как действует врабатываемость - плато - истощаемость по результатам умственной деятельности, а значит, как правильно построить режим работы и отдыха. Не секрет, что если попросить ребёнка разделить задания на лёгкие, средние и тяжёлые, то будут дети, кто в первую очередь хочет сделать всё тяжёлое и лёгкое оставить на потом, будут те, кто сначала "разминается" лёгкими, в общем, у каждого из нас своя эффективная стратегия, как подступиться к задаче. Вот тесты - это простой и удобный мини-эксперимент, который позволяет дать ответ на вопрос, как именно вот для этого конкретного человека будет лучше.
Интеллект и профессиональный успех. В американской психологии существуют даже не сотни, а тысячи исследований связи уровня интеллекта с успешностью в работе. Эти исследования проводились как в гражданской, так и в военной сферах. Результат всегда один и тот же: интеллект – мощный предиктор успешности в работе. …Ещё один показательный результат, который получен в исследованиях, - корреляция тестов интеллекта всегда выше с объективными показателями успешности труда, чем с оценками коллег или начальников (Gottfredson, 1986).
Следует отметить, что внутри профессии люди уже оказываются в определённой степени подобранными по интеллекту. Если бы внутри одной какой-либо сложной профессии мы наблюдали представителей всего спектра интеллектуальных возможностей, то перед нами предстала бы ещё более впечатляющая картина. Однако этого не происходит, и люди с недостаточным когнитивным развитием не выбирают сложных профессий или отсеиваются на подступах к ним.
Выводы из исследований вполне согласуются с практикой. В Вооружённых силах США законом запрещён приём на работу лиц, коэффициент интеллекта которых ниже 80 баллов. Закон позволяет снижать планку лишь в ситуациях, когда страна находится в состоянии объявленной войны.