Первая часть вышла аж в 2016 году и собрала массу положительных отзывов, поэтому разрабы всерьёз взялись за продолжение. Напомню, первая часть игры рассказывает о девушке Кэти Рэйн (Катька Дощщ, как я её называю), студентке журфака, у которой умирает дед. После похорон Катя задаётся вопросами о трагических событиях, произошедших более 10 лет назад в этом маленьком городке, и начинает собственное расследование.
Игра очень отдавала «Твин Пиксом» - без откровенного копирования, но атмосфера схожая. Вторая часть в целом продолжает ту же линию, однако действие переносится в крупный (и несуществующий) город, где появляется серийный убийца. Рядом с жертвами маньяк, прозванный в прессе Прорицателем (Soothsayer) оставляет разбитые обсидиановые зеркала, которые обычно используются для гадания.
С окончания событий первой игры прошло три года, на дворе 1998. Кэти уже не студентка, она получила лицензию частного детектива, однако дела идут ни шатко ни валко. Денег не хватает, аренду платить нечем, любимый мотоцикл дышит на ладан. Однако в одно утро на пороге Кэти оказывается её прежний товарищ, пожилой детектив Лукас, с которым она начинала работать. Лукас предложил ей вместе искать Прорицателя, т.к. власти объявили награду в двести тысяч долларов за помощь в расследовании. Сперва Кэти относится к делу скептично, но двести тысяч есть двести тысяч.
События сиквела прочно связаны с событиями первой части, о чём разработчики честно предупреждают в начале, поэтому проходить лучше в прямой последовательности. Что хорошо, в финале наступает предельная ясность, на все вопросы даются внятные ответы (в отличие от первой игры, где многое оставили недосказанным), и дальнейшего продолжения конкретно этой сюжетной линии не должно быть. Однако я хочу надеяться, что разрабы ещё придумают для Кэти хотя бы одно приключение, пусть и совсем с другими противниками, больно уж персонаж вышел колоритный.
Внешность девушке слегка изменили, но ей это пошло только на пользу, как и её подруге, Эйлин. Характер тоже несколько изменился, но этому уже есть объяснение – девушка стала серьёзнее, мрачнее, жёстче, хотя в целом она такая же раздолбайка, пусть и заматеревшая. Диалоги, и в первой части игры очень даже неплохие, тут вообще великолепны, с отличными шутками и явным выражением характера персонажа через речь. Видно, что авторы игры за последние 9 лет повысили свой уровень на порядок, хотя между двумя частями «Кэти» у них вышла только одна игра.
Геймплейно Kathy Rain 2 представляет собой классический point-and-click квест. Хочу подчеркнуть, что все встреченные головоломки предельно логичны и отлично вписываются в рутину расследования, что очень ценно и очень редко встречается. Слишком часто разработчики квестов впихивают в свои творения ненужные паззлы и другие раздражающие меня мини-игры. Тут же игрок занимается работой детектива – перебирает газетные статьи, разбирается с чужим шифром, осматривает места преступлений. И это действительно интересно. Игра не пытается искусственно растянуть продолжительность, проходится быстро, сюжет подаётся аккуратными порциями, не отпуская внимание игрока. В общем и целом – образцовый квест. Если бы таковой вышел в девяностые, он сейчас считался бы классикой, но в наше время есть вероятность, что его попросту не заметят.
Визуал, как видно по скринам, пиксельный, но детализация тут выше, чем в первой части. К тому же, тут немало отлично поставленных кат-сцен, которые смотрятся как эпизоды мультфильма с рейтингом 18+. Нет, секса тут нет, только насилие. Минусом для российских игроков может быть отсутствие русского языка, но английский тут среднего уровня, большинству будет понятен. В первой части, кстати, тоже сперва не было русского, его добавили в Director’s Cut – возможно, со временем и вторую часть так же обновят.
Кому можно посоветовать Kathy Rain 2? Всем, кому зашла первая часть, а также всем поклонникам по-настоящему крепких, логичных квестов, плюс – поклонникам «Твин Пикса» и похожих историй.
Внимание! Обнаружен сигнал радара. Да, Пётр Игнатьевич, глушите наш радар, чтобы нас не засекли. Расчетное время ремонта еще двадцать часов, мы не сможем принять бой в таком состоянии. Что значит, радист перехватил сообщение вражеского агента о нашем прибытии в город? Если взлетим сейчас, то не закончим ремонт кораблей. Отмените взлет!
Внимание! Новый тепловой контакт. Внимание! Новый тепловой контакт. Внимание! Новый тепловой контакт. Внимание! Новый тепловой контакт. Внимание! Визуальный контакт. Как назло, нет ни Р-9, ни снарядов с радиовзрывателями. Помилуй нас Всевышний... ГОРИТ ТОПЛИВО! ПОТЕРЯЛИ ДВИГАТЕЛЬ! ГЕНЕРАТОР УНИЧТОЖЕН! ПОКИНУТЬ КОРАБЛЬ! А-А-А-А-А!!!
Начнем с того, что я затрудняюсь даже сформулировать жанр игры. Слишком уж разные элементы здесь сочетаются: вроде в основе концепции лежат двухмерные аркадные пострелушки... Но сверху к ним прикручена серьезная стратегия с активной паузой и ролевыми элементами. А уже к стратегии прикручен военный симулятор — причем симулятор техники несуществующей, фантастической до абсурда, и одновременно родной и узнаваемой для любителя военных железяк времен Холодной войны. О сеттинге рассказать вообще не легче: он сочетает вайбы Дюны, заката Российской империи, туркестанских походов русской армии и современных ближневосточных конфликтов с незамутненным духом ядерного шизомилитаризма. Сложно представить? То-то и оно. Добро пожаловать в Highfleet, игру о сражениях огромных летающих кораблей.
Главное, что есть в Highfleet, вокруг чего, собственно, игра и построена — это те самые корабли, похожие не то на летающие кирпичи, не то на стальных блох.
Многотысячетонные монстры, которых держат в воздухе реактивные двигатели на сжиженном метане. Корабли могут сражаться друг с другом в формате двухмерной аркады: маневрировать (в отлично проработанной физической модели, кстати), стрелять друг в друга из пушек и пускать ракеты, чтобы живописно разносить друг друга по частям благодаря модульной системе повреждений.
Есть редактор, в котором можно доработать существущие корабли или создать новые с нуля. И, в принципе, этот аспект Highfleet неплохо играется даже сам по себе... Но вы неизбежно решите запустить кампанию.
Значит, дано: планета Элаат, которая может быть нашей Землёй, погруженной в развитой постапокалипсис, а может и не быть — на последнюю мысль наталкивают монструозные расстояния, которыми оперирует карта кампании. На Элаате есть мощная держава под названием Империя Романи — культурно она больше всего похожа на Российскую империю конца XIX века с налетом Ближнего Востока и Средней Азии. Правит ей император Керим-Шах Второй из династии Сайяди. Империя Романи ведет войну в одной из своих провинций, бескрайней пустыне Герат — местное Собрание великих домов (кто сказал «Ландсраад»?) подняло восстание против метрополии. Под контролем мятежников оказался важнейший город — Хива, где расположен плутониевый реактор, питающий энергией как бы не всю планету.
Главный герой — великий князь Марк Сайяди, молодой наследник императора — участвует в войне за Герат, учась флотоводческому искусству под началом более опытных офицеров. И все вроде бы идет неплохо, пока эскадру великого князя в городе Ур не настигает крейсер «Севастополь» со страшными новостями: Собрание нанесло по столице Империи ядерный удар, император погиб, связи ни с кем нет — великий князь и его люди остаются сами по себе. Протагонист из флотского штаб-офицера резко превращается в главнокомандующего, а спешно собранный военный совет принимает решение: эскадра не вернется в столицу, а пойдет в отчаянный рывок на Хиву, чтобы, захватив ее, диктовать мятежному Собранию условия мира.
Сюжетная кампания Highfleet — это и есть тот самый хивинский анабазис Марка Сайяди и его небольшой эскадры. Игроку предлагается провести «обречённый на смерть последний флот императора» через пустыню Герат от Ура к Хиве и захватить плутониевый реактор. Между исходной позицией и главной целью лежит множество городов, в которых можно заправить и отремонтировать корабли, приобрести запчасти, боеприпасы, а то и союзников — если справиться с гарнизоном, конечно. А чтобы добираться до Хивы не было слишком просто, Собрание отправило на перехват эскадры великого князя шесть ударных групп из мощных крейсеров, отряды авианосцев и ракетоносцев.
А дальше игроку предоставляется полная свобода действий. Есть карта, есть корабли, которые летят, куда скажешь, если хватит топлива; при необходимости эскадру можно разделять. У кораблей есть средства обнаружения — радары, станции радиоразведки и теплового наблюдения, которые помогут найти противника. При встрече с врагом начинаются бои — те самые, двухмерно-аркадные. Вперед, на Хиву!
Можно играть «по стелсу» и прятаться от вражеских ударных групп, просачиваясь между ними, а можно попробовать перебить их все, подловив в удачных условиях, и спокойно брать хивинский реактор. В игре, к слову, присутствует элемент roguelite — карта Герата генерируется процедурно, так что планировать боевой поход каждый раз придется заново. Сохранения тоже ограничены — прогресс игрока записывается при взятии военных баз Собрания, которых по ходу игры встретится от силы штук пять-шесть. Аркадные сражения можно переигрывать, но не бесконечно: каждая попытка снижает боевой дух экипажей, и, злоупотребляя сейвскамингом, можно остаться без флота. И да, в игре можно и нужно грабить караваны: иначе деньги быстро закончатся, и до Хивы великий князь не долетит.
Еще в Highfleet есть ролевой элемент. У великого князя есть характеристики мировоззрения, отражающие его личную мораль и отношение к разным аспектам культуры Империи и Герата. Очки мировоззрения зарабатываются (и теряются) в некоторых действиях на глобальной карте, и, в основном, в диалогах с другими персонажами. У них, кстати, тоже есть свои предпочтения — их нужно учитывать в мини-игре по вербовке союзников.
«Выстреливает» мировоззрение главного героя в сюжетных событиях — многие решения по ним сопряжены с проверкой характеристик, от которых зависит шанс успеха. И да: в игре есть характеристика «Вера». И да, черт возьми: с прокачанной верой можно объявить себя пророком-мессией-Лисан-аль-Гаибом, и тем привлечь на свою сторону даже злейших врагов. Не просто так я говорил о параллелях с Дюной!
В Highfleet формально три уровня сложности, но на самом деле их всего два, и с переключателем на стартовом экране они никак не связаны.
Easy mode — это разобраться в редакторе кораблей. Он, увы, сбалансирован не лучшим образом, и, если собрать в нем мощный корабль, оптимизированный для открытого боя (в фандоме игры такие называют «бронекубами«»), то встречи с вражескими ударными группами (а значит, и прохождение кампании) станут значительно проще. Не обманывайтесь, впрочем: игре есть, чем задать вам перцу даже при таком раскладе, бронекубы тоже нужно применять с умом... Но это всё-таки своего рода легкий путь.
А если вы таковых не ищете — можно попытаться пройти игру без кастомных кораблей. Именно при этом подходе игра раскрывается полностью, как задумана разработчиком. Для победы придется попотеть: научиться эшелонировать ордер, грамотно пользоваться всеми средствами обнаружения от радиоразведки до инфракрасных станций, избегать обнаружения самому, расшифровывать перехваченные радиограммы, применять РЭБ, авиацию и дальнобойные крылатые ракеты... Это сложнее, но во много раз интереснее, чем пробивать вражеские заслоны бронекубом в аркадных боях, да и по части времени и ресурсов такой стиль игры намного эффективнее. Да и, в конце концов, найти вражескую эскадру по излучению радара, доразведать с воздуха, заставить его потратить зенитные ракеты на дешевые дозвуковые штурмовики, а потом устроить «звёздный налёт» сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков с ФАБ-250 и заполировать крылатыми ракетами с противорадарным наведением, по-моему, просто круче, чем банально расколачивать из главного калибра один крейсер за другим.
Да, освоить такой геймплей может быть сложно: игра почти ничему не учит напрямую, кроме самых основ. С другой стороны, лично меня Highfleet подкупает тем, что ничем не ограничивает фантазию игрока и его военную эрудицию, если таковая есть. Вражеский шифр можно взломать, найдя обрывки ключевого блокнота в радиорубке подбитого корабля, а можно подобрать самому с помощью частотного анализа или атаки на открытый текст — игра и слова не скажет против. А уж, обнаружив излучение вражеского радара, выслать в стороны корабли радиоразведки, по их засечкам триангулировать местоположение вражеской эскадры, с помощью карандаша, линейки (да, на стратегической карте есть такие инструменты) и часов вычислить ее скорость, чтобы в рассчитанном месте бесконтактно и вслепую расстрелять крылатыми ракетами, не раскрыв себя — высший пилотаж; редкая игра такое в принципе позволяет.
Когда получается подобное провернуть, то удовлетворение будет, пожалуй, побольше, чем от побитого с десятой попытки босса в каком-нибудь соулслайке.
Кстати о ракетах: в игре есть и ядерное оружие. Стартовый флагман игрока, «Севастополь», несет две крылатых ракеты именно в ядерном оснащении, и их можно применить буквально с первой секунды кампании. Игрока никто не будет бить по рукам: разве что верный помощник Пётр Игнатьевич попробует отговорить, ну и знаменитое «ВОЕННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ» во весь экран можете получить. Я бы советовал всем новым игрокам попробовать устроить преждевременную ядерную эскалацию хотя бы раз: это не ведет к геймоверу и не делает игру непроходимой, но геймплей меняется кардинально.
А когда вы подберетесь, наконец, к Хиве, вас ждет неожиданный поворот сюжета и эпичная развязка. Она, кстати, зависит в том числе и от поведения игрока в диалогах: такого в наше время от стратегии не ожидаешь.
Highfleet — игра не для всех: она не только и не столько сложная, сколько очень авторская. В буквальном смысле: всю игру создал один человек, что вызывает неподдельное восхищение. Творение Константина Кошутина самобытно настолько, что его почти не с чем сравнить: это отталкивает некоторых игроков, даже привыкших к хардкору. Однако для меня Highfleet стала одним из главных открытий современного геймдева и одной из любимых игр вообще: если вы не испугаетесь и дадите игре шанс, она может занять место и в вашем сердечке.
Observer от польской команды Bloober Team - это киберпанк. Не пост-киберпанк, а настоящий, суровый гибсоновский киберпанк, которого сейчас днём с огнём не сыщешь. А киберпанк - это не просто "High tech, low life", как сейчас любят говорить. Он мрачнее, глубже, психологичнее, и в большей степени ориентирован на социальную составляющую.
Настоящий киберпанк не так популярен, как пост-киберпанк - последний берёт лишь визуальную составляющую (киберпротезы, импланты, неон и т.д.) и обвешивает этими украшениями обычный сюжет. Пост-киберпанком может быть всё, что угодно - взять хотя бы сказку про Золушку. Делаем Золушку выходцем из гетто, принца - богатеем с суперсовременными имплантами, а вместо туфельки Золушка будет терять, например, киберпротез - и вуаля, пост-киберпанк! Остальное оставляем так же - сказочность истории, хэппи-энд и т.д. Киберпанк таким не сделать. В нём куда меньше художественного, куда больше прозаического, пугающе-прозаического.
Я делаю на этом акцент, чтобы пояснить, что игра - действительно редкий представитель жанра. А это важно.
Начинается всё с того, как главный герой, Дэниел Лазарски, который и есть наш Наблюдатель (Observer), получает странный звонок от сына, с которым не виделся много лет. Звонок обрывается, но Дэниел понимает, что сыну грозит беда. Он отслеживает звонок и едет в жилой дом, где должен быть сын - но находит в апартаментах лишь обезглавленный труп, который принадлежит непонятно кому, а вскоре после этого выходы в доме блокируются по непонятной причине. И пока контуженный на войне инвалид-консьерж пытается снять блокировку, Дэниел обходит дом в поисках сына, а заодно - и в поисках некоего убийцы, жертвы которого обнаруживаются в разных квартирах.
Дэниел - не простой полицейский, он Наблюдатель. Это особое подразделение, которое занимается допросами подозреваемых у них в голове. Дэниел может подключаться к импланту в черепе любого человека и выуживать из мешанины памяти нужную информацию.
И в этом состоит главная фишка игры. Расследование в мрачном, обветшалом здании сменяются погружением в сознания людей, и вот там-то начинается чистый психоделия. Разум человека - штука зыбкая, нестабильная, чётких образов там мало, приходится прорываться через сюрреалистичные, а зачастую и пугающие видения. Только так получится выяснить, что же происходит в этом доме.
Геймплейно игра больше походит на симулятор ходьбы, чем на хоррор. Всё-таки хоррор - это не только там, где страшно. Хоррор отличается наличием геймплейных составляющих - прятаться, убегать, иногда - драться. В Observer этих элементов совсем немного, они здесь словно для галочки. Геймплейно игра близка к другим ранним творениям Bloober Team, например, к Layers of Fear или Blair Witch.
Зато история великолепна. Хорошо прописан сеттинг - корпорация "Хирон", Пятая Польская Республика, гетто Кракова. Много ли вы видели киберпанка про Польшу? Отлично поданы истории людей, в основном – жильцов обветшалого дома. Кстати, помимо основной сюжетной линии игра предлагает и побочные... квесты, что ли. Игра никак не поощряет их прохождение, разве что есть какие-то внутриигровые коллекционные предметы, в целом же эти задания нужны для большего погружения в антураж и сугубо опциональны.
Визуал оставляет двоякие впечатления. Сама графика уже устарела, картинка зачастую мылится, но вот дизайн - дизайн на высоте. Каждый метр дома или очередного психоделического погружения хочется рассматривать во всех деталях. Сделано с любовью.
Более того, игра визуально делает упор на ретрофутуризм, что напоминает подобный ход в Alien: Isolation - кассетные магнитофоны здесь соседствуют с виртуальной реальностью, громоздкие компьютеры едва способны потянуть восьмибитную игру, но в то же время люди целиком загружают свои разумы на жёсткие диски. Анахронизмы допущены специально, это и отсылка к литературе и кино восьмидесятых (что создаёт ощущение ностальгии у таких динозавров, как я), и создание своей, уникальной атмосферы.
Ну а вишенкой на торте выглядит герой - внешность и голос ему подарил ныне покойный Рутгер Хауэр. Рутгер, как и Киану Ривз, стал одним из тех людей, кто зачастую ассоциируется с киберпанком, поэтому создатели, я считаю, выбрали идеальную кандидатуру.
Ах, да, забыл. В Observer есть своя мини-игра - "Огнём и мечом: Пауки". На скриншоте видно, что это простенькая головоломка, но увлекает она по-зверски. В ней десять уровней, но они доступны на разных компьютерах. Я лично прошёл восемь, девятую осилить не смог, да и не до неё было - слишком к тому моменту увлёк сюжет. Само же название мини-игры - чистой воды стёб. Авторы, кажется, высмеивают ушлых маркетологов, которые выдаивают успешную франшизу до абсурда.
В целом - всем любителям киберпанка играть обязательно. Любителям хорроров - тоже советую, но геймплейно, напомню, Observer больше симулятор ходьбы.
Доброго тебе дня/вечера/ночи. Благодаря тому, что Sony сподобились выпускать свои игры на ПК, я в своё время ознакомился с Horizon Zero Dawn — одним из лучших эксклюзивов PS4. Новый мир со своими секретами и охотой на гигантских роботов увлёк меня на десятки часов, после которых всё ещё хотелось добавки. В этом году до боярской платформы докатился сиквел — Horizon Forbidden West. И спустя десятки часов прохождения, отбросив мемы про толстушку Элой и Mass Effect 2, хочу поговорить о том, как я с удовольствием провёл время, но нашёл много вещей, к которым можно докопаться.
Мы снова играем за рыжольду Элой — клона учёной по имени Элизабет Собек, которая в своё время подарила миру шанс на возрождение после апокалипсиса. Героиня продолжает свой квест по восстановлению искусственного интеллекта «Гея», отвечающего за поддержку экосистемы всей Земли. Дабы спасти планету от природных катастроф, Элой должна отправиться на Запретный Запад, где племена суровее, а машины больше и страшнее.
Начну обсуждение с признания: так часто я не скипал диалоги ещё никогда. Сюжет максимально наивный, тупой и унылый. Да, первая часть тоже не блистала глубиной диалогов, но разгадывать тайны нового для игрока мира было увлекательно, как и разбираться в причинах апокалипсиса и происхождении машин. Сюжет не хватал звёзд с неба, но лор определённо делал игру более осмысленной.
Вторая часть в этом смысле «головного мозга» лишена полностью. Вместо новых и увлекательных загадок у нас… группа богачей, которые улетели в космос и с помощью высоких технологий обрели вечную молодость. И они являются настолько стереотипными злыми капиталистами, что зевать тянет. Жестокие, холодные и расчётливые. При этом времени на их раскрытие не уделяют вовсе, да и актёрская игра не даёт шанса зацепиться за харизму. Действительно, чего париться над главными злодеями игры.
Не помогает делу и Элой, которая теперь всю историю разным персонажам рассказывает, как надо жить. Да, клон учёной из цивилизованных времён с высоты цивилизованных знаний ходит по нецивилизованным племенам и рассказывает, что их нецивилизованные традиции — это говно. И я не то, чтобы осуждаю осуждение религиозного фанатизма, притеснения женщин, рабства и прочих атавизмов прошлого, но эти явления, идеи и социальные конструкты появились не по чьему-то желанию, а как ответ на вызовы окруждающей среды. Так что эти вялые потуги сценаристов из Силиконовой долины в критику выглядят так же наивно, как выступления Греты Тхунберг про спасение экологии, чесслово.
Опять же, скрасить жизнь могли бы компаньоны, коих теперь у Элой довольно много. Появился аж целый хаб, где после сюжетных похождений можно пообщаться с друзьями, обсудить текущую ситуацию и мир вокруг. К сожалению, я не могу сказать, что они мне зашли, ибо это настолько пёстрый внешне и тусклый внутренне ансамбль, что местами переплёвывает даже Wolfenstein: The New Colossus. Чернокожий с причёской под кактус и заботливым характером — есть. Сильная и независимая чернокожая девушка, борющаяся с традициями — есть. Однорукий опытный вояка — есть. Пухлый алкаш, над которым все рофлят — на месте. Наивная азиатка, сбежавшая из тоталитарного общества — тоже есть. И я не передёргиваю, ибо более исчерпывающей и глубокой характеристики я этим персонажам, большую часть имён которых я уже забыл, дать не могу.
Так что да, всё это хипстерское левацкое безобразие я нещадно проскипал. Но почему я не дропнул игру? Ответ прост — в ней невероятно приятно жить. Причём по нескольким причинам.
Начнём с того, что Horizon Forbidden West обладает одним из самых красивых и масштабных открытых миров на моей памяти. Качество текстур и освещения и яркость красок вызывают эстетический оргазм. Ещё больше поражает разнообразие локаций буквально от небесных просторов до морских глубин. Здесь можно полетать на машинах (правда, уже к концу основного сюжета), взобраться на высокие снежные горы, и, спикировав вниз на глайдере, проехать по густым лесам и пустыням на механическом кабане, а потом излазить вдоль и поперёк лаборатории и другие остатки былой цивилизации.
Причём исследовать все эти красоты крайне увлекательно благодаря системе передвижения: паркур стал менее скриптованным, анимации ощущаются более свободными, а маршрутов больше одного. А ещё в наш арсенал добавили крюк-кошку, ускоряющую некоторые моменты, и глайдер. Эти крылышки не только защищают от падения, но и позволяют в считанные секунды спуститься с высоких башен и скал. В моменте, когда паришь в сотнях метров над землей, по полной ощущаешь свободу и масштаб, которые предоставляет тебе игра.
Управление ранее упомянутыми летающими машинами и всякими механическими кабанчиками, баранами и прочими, конечно, не такое удобное, как в RDR 2, но всё ещё лучше игр Ubisoft. Езда шустрая, динамичная, радует глаз движением шестерёнок и ухо всяким лязганьем на ходу.
Активностей в этом обширном открытом мире тоже хватает. Помимо основной деятельности, о которой позже, мы можем:
1) По классике игор Ubisoft зачищать аванпосты и залазить на вышки. Последние тут буквально живые и восхождение на них — тот ещё пространственный паззл.
2) Участвовать в боях на арене и выполнять разные челленджи на время.
3) Исследовать руины и искать артефакты былых времён, за что потом дадут легендарный лут. В целом занятие неплохое, ибо локации задизайнены под не особо сложные, но занятные паззлы.
4) Гонки на ездовых машинах с элементами Mario Kart в виде раскладывания мин и стрельбы по противникам. Трассы всего четыре, но штука довольно фановая.
5) Местный аналог шахмат, для которого сначала нужно собрать фигурки в открытом мире (или купить их у торговцев). До Гвинта не дотягивает, но любители коллекционирования оценят.
Разумеется, это не вершина геймдизайна, но разнообразие в основной игровой процесс вносит.
Однако в Horizon Forbidden West мы играем не ради шахмат, а чтобы почувствовать себя охотником. Причём достаточно первобытным, который раз на раз бросает вызов превосходящим его по размерам и силе противникам. Чтобы завалить робо-мамонта или тираннозавра, стреляющего лазерами, ракетами и чем только ещё не с помощью лука, копья, пращи и прочих допотопных орудий нужно приложить немало физических и мозговых усилий. Уворачиваясь от дальних и ближних ударов разных громадин, ты должен на лету найти уязвимости своего противника и воспользоваться ими. При этом на высоких сложностях игра достаточно беспощадна: Элой отлетает от вражеских попаданий очень быстро, что добавляет перчинки и немножко реализма.
Но просто завалить мамонта иногда недостаточно, ибо на охоту теперь завязана большая часть вашей прогрессии. Для прокачки оружия и брони нужны специальные части машин, которые выбиваются с работающей особи. Это значит, что пока очередной робо-бегемот старается вас убить, вам нужно сначала отстрелить ему бивни, и только потом добить. Такая постановка вопроса добавляет напряжения в битвы и повышает требования к навыкам игрока.
А ещё стоит запасти усидчивости, ибо полная прокачка какого-нибудь легендарного лука или копья требует много уникальных деталей и ресурсов, искать которые буквально заколупаешься. На баланс игры это особо не влияет, пройти можно спокойно и так, но любителей проходить всё на 100% игра может задержать дольше, чем хотелось бы.
Horizon Forbidden West — по сути, графонистый симулятор рыжей охотницы на роботов. Мир действительно красив, а бои динамичные и в меру сложные, но ждать от этой игры чего-то большего — запоминающихся персонажей, умной истории, проработанных квестов — фатальная ошибка. Если же вам хочется часиков 20-30 безмозгло пофармить и получить визуальное и спинномозговое удовольствие — советую ознакомиться, в этих аспектах игра более чем отполирована.
В 80-х годах прошлого столетия по США прокатилась волна жутких инцидентов — работники различных почтовых отделений сходили с ума и устраивали массовые убийства. Подобные события стали частью культуры (даже в третьем «Голом пистолете» в самом начале была отсылка на это, ну и на Эйзенштейна, само собой), а сама ситуация, когда американский работяга хватается за оружие и начинает убивать всех вокруг, получила довольно емкое идиоматическое обозначение — going postal.
В 1997-м году маленькая американская игровая студия Running With Scissors (тоже идиома, буквально — «вести себя безрассудно»), созданная довольно интересным итало-американским дядькой Винсом Дези и его товарищами программистом Марком Риделем и художником Стивом Виком, устала от клепания однообразных игр для детей. Что примечательно, зачастую те, кто занимается чем-то, предназначенным для детей, по итогу создают пугающие и жуткие вещи, как, например, Даниил Хармс или игровая студия Visceral. Стив Вик придумал идею для игры, она должна была быть про сумасшедшего почтальона, который спасает мир от пришельцев. И сделал наброски для начальной заставки. В ней выживший из ума работник почтамта разносит письма, выходит из своего грузовика, открывает дверь и видит бабку. Обезумевший работяга стреляет ей в лицо, признав в ней инопланетное зло. Некоторые сотрудники RWS сказали: «Забудь о пришельцах, почему мы не можем просто пострелять в бабку?» И так родился оригинальный Postal.
Большинство людей в нашей стране начало своё знакомство с серией со второй части, которая была невероятно популярна на территории России и СНГ (причём настолько, что «Акелла», которая её издавала, отчитывалась более чем о полутора миллионах реализованных копий — и это только лицензия, о пиратках и говорить нечего). Чем же был примечателен второй Postal? Едкой сатирой, абсурдным чёрным юмором, стёбом над американской действительностью, харизматичным главным героем Чуваком, который просит подписать петицию. Postal 2 по сути своей был мультиком с канала Adult Swim, который воплотился в виде компьютерной игры.
Спустя какое-то время, многие игравшие в Postal 2 люди задавались вопросом, есть ли у него приквел И, если есть, такой же ли он разбитной, юморной и стёбный? О, они не знали насколько глубока эта кроличья нора.
Первый Postal — игра довольно жуткая. В ней нет привычной по второй части сатиры, юмора, стёба, а главный герой отнюдь не харизматичный неудачник с лопатой и кошаком, нанизанным на дробовик. Первое, что встретит вас после предупреждения о жестоком контенте, — жуткое психоделическое меню с крайне криповым дроун-эмбиентом на фоне. Это задаёт определённый настрой. А завязка сюжета его развивает. Главный герой, Чувак, в один прекрасный день обнаружил, что в городе все сошли с ума. Он полагает, что это как-то связано с газом, который распыляют военные на местной авиабазе. Чувак снаряжается в путь, чтобы остановить распространение газа, и по пути ему приходится убивать обезумевших жителей города. Но... Это только на первый взгляд. На деле происходящее в игре имеет несколько трактовок.
Согласно первой, Чувак — действительно единственный человек, не подверженный влиянию газа. В пользу этой версии говорит то, что его атакуют обычные жители. Причём зачастую у них есть огнестрельное оружие, например, буквально на первой же локации главного героя пытается убить гражданский, вооружённый базукой. Кроме того, в Redux-версии на высокой сложности записи из дневника Чувака трактуют происходящее именно так.
Вторая теория предполагает, что Чувак — поехавший психопат, который в один прекрасный день, что называется, going postal и отправляется творить кровавую бойню на улицах родного города. Вся тема с газом — лишь оправдание в его больной голове, в которой помимо мизантропии сидит некий таинственный Голос (принадлежащий Рику Хантеру, актёру, который озвучил Чувака и во второй части), обозначенный в файлах игры как Демон.
А по третьей версии Чувак — жертва обстоятельств. И на это указывает множество факторов. Почему его пришла выселять именно полиция? Почему копы сразу открыли по нему огонь? В одном из игровых материалов есть фотография Чувака — это длинноволосый мужчина в армейских сапогах и рубашке. Быть может, он бывший военный, ветеран некой горячей точки, отвергнутый обществом? Эта трактовка порождает множество вопросов без однозначных ответов.
Что, по моему мнению, отличает Postal от, например, Manhunt или Hatred? Уникальная психопатическая атмосфера. Играя в Postal, ты буквально ощущаешь себя массовым убийцей, душевнобольным маньяком, маргиналом и отбросом, который ходит и убивает, ходит и убивает, убивает, убивает и не способен остановиться. В Manhunt Джеймс Кэш убивает не всех подряд, а сектантов, неонацистов, маньяков-извращенцев, продажных полицейских и личный спецназ безумного режиссера Старквезера. В Hatred главный герой просто агрессивный социопат, который говорит цитатами из паблика «Мысли Джокера». Чувак же абсолютно безумен в самом плохом смысле (если брать в расчёт вторую трактовку событий, конечно). Атмосфера игры создаётся за счёт двух факторов: арт-стиля и музыкального сопровождения.
Арт-стиль у игры ни с чем невозможно спутать — он грязный, ржавый, покрытый кровью и похож на творчество душевнобольного. Наиболее ярко он выражен в загрузочных экранах. Каждый новый уровень — новый жуткий арт, новая шизофреническая запись из дневника Чувака и новый жуткий трек. Вот лишь небольшая подборка записей из дневника Чувака.
«Земля голодна. Еë сердце бьётся и требует очищения. Земля жаждет...»
«Благословите смиренных, ибо они становятся легкой мишенью.»
«Воздух наполняется ароматом уже мёртвых и только начинающих умирать. Так пахнет... Победа.»
«Я использую органы своих врагов, как праздничные шляпы. Я завяжу их развороченные внутренности, как галстук. И буду танцевать.»
И это лишь малая доля шизофренических пассажей Чувака. И всё вышеперечисленное дополняется невероятно давящим, мрачным, угрюмым дроун-эмбиент саундтреком от Кристиана Сальера. Это какофония нойза, индустриальных звуков, криков умирающих людей, агонии, треска проводов. Трек, претворяющий уровень The City, вероятно, играет в преисподней. Если бы у маниакально-депрессивного психоза была музыкальная тема, то это был бы трек из заставки уровня Home. Это удивительное сочетание. Такого больше не делают...
Что хочется сказать напоследок. Очень бы хотелось, чтобы подобных ужасов в реальной жизни было гораздо меньше, а всё насилие оставалось по ту сторону экрана. Хотелось бы…
Наткнулся я на FAR случайно. Попался на глаза трейлер первой и единственной тогда части, FAR: Lone Sails, посмотрел его, и меня очаровало.
Подобно Journey или GRIS, в FAR нет ни текста, ни прямой речи, ни пояснений. Мы переживаем приключение, и на ходу решаем для себя, что происходит вокруг.
Судя по антуражу, перед нами — постапокалиптический дизельпанк. Разрушенные и опустевшие поселения сменяются фантастическими видами бескрайних равнин, на которых ржавеют остовы некогда могучих машин. Что здесь произошло? Война? Эпидемия? Никто не знает.
Главный герой — некий ребёнок (неясно, мальчик или девочка, ибо ребёнок довольно схематичный и в бесформенных одеждах), в начале игры грустящий на могиле, видимо, отца. Игра не поясняет, что случилось, и вы просто идёте сперва в свой пустой дом, а потом к машине.
Как только попадаешь в это чудо дизельпанка, начинается дорожное приключение. Машина катит по дорогам, по мостам, по болотам и снегам к неведомой цели, сквозь дождь, град, снег и ураганы. Периодически техника ломается, и приходится её чинить — зачастую прямо на ходу. У машины есть двигатель, сжирающий огромное количество топлива, и топка, которая что угодно может в топливо переработать. По дороге находим всякий хлам и запихиваем его в топку, не забывая выпускать накопившийся пар, дабы котлы не лопнули, тушить пожары, если ненароком сунул в топку что-то слишком горючее — ну, или молния ударит в двигатель — и останавливаться, чтобы придумать, как преодолеть то или иное препятствие.
Периодически находим для машины новые детали — например, паруса, благодаря которым, при попутном ветре, можно двигаться без расхода топлива, или устройство, засасывающее весь малогабаритный мусор (это который в топку пойдёт) прямо на ходу.
Пленяет в игре ровно два факта: великолепный визуал и музыка. Последняя здесь заменяет рассказчика — по изменению мелодии мы понимаем, что скоро произойдёт.
Игра то ставит перед игроком лёгкие логические задачки, предлагая разобраться с препятствиями, то даёт полюбоваться завораживающими видами. Очень расслабляет смотреть, как твоя потрёпанная машина с облупившейся на бортах краской пересекает равнину на фоне разгорающегося рассвета.
Первая игра зашла мне на ура, но на вторую я даже не надеялся: FAR: Lone Sails была вполне самодостаточна, с уместным открытым финалом, да и в целом инди-проекты не так часто обзаводятся продолжениями. А потом, совершенно случайно, я наткнулся в феврале 2022 на анонс второй части FAR: Changing Tides.
В центре игры — другой персонаж, на этот раз больше похожий на девочку (хотя это, как и с героем первой части, дискутабельно), пытающуюся выжить в послевоенном мире. Что произошло в мире победившего дизельпанка по-прежнему неясно, в игре нет ни диалогов, ни каких-то пояснений. Мы начинаем своё путешествие в затопленном городе, вскоре натыкаемся на любопытный корабль, который приводится в движение или парусами, или чудо-двигателем внутреннего сгорания, и пытаемся его освоить.
Всю игру меня не покидало дежавю. Корабль, как и машина в первой игре, пройдёт через ряд испытаний, включая поломки, превратности погоды и труднопреодолимые препятствия. И так же, как и машина в первой игре, корабль достаётся нам не в самом лучшем виде, однако со временем он обзаведётся парой-тройкой улучшений, станет мощнее, научится даже погружаться под воду — этому, кстати, уделена значительная часть геймплея. Управлять под водой кораблём становится чуть сложнее, но и интереснее. Геймплейно FAR стала более разнообразной, хотя и базируется на тех же механиках.
Ещё один однозначный плюс в том, что разработчики дают больше времени просто полюбоваться видами. В первой игре приходилось подчас носиться, как сумасшедшему, внутри машины, подкидывая топливо и выпуская пар, чтобы та просто ехала, а красоты мира проплывали мимо. Поймать попутный ветер и просто полюбоваться творением художников во второй части можно куда чаще.
Однако для меня Changing Tides — шаг назад для студии. Не поймите неправильно, это почти идеальная игра для того, чтобы успокоить нервы. Вот только первая часть подкупила меня (как, наверное, и всех) приятным визуалом. Всё время, что я проходил вторую часть, я думал — это игру сделали небрежно, или я стал более придирчивым?
Новая часть, как бы это сказать... более трёхмерная. В первой трёхмерных элементов было или мало, или же большая их часть была красиво отрисована и напоминала масляную живопись с крупными мазками. И это завораживало. А во второй FAR куда больше упора делается на трёхмерность объектов, и из-за этого игра теряет часть шарма. Одно дело, когда облака выглядят так, словно их только что набросал на холсте художник, и другое — когда эти облака угловатые и напоминают игры из начала нулевых. Увы, это касается не только облаков.
При этом трёхмерности в целом уделяется больше внимания, игроку даётся больший угол обзора. Когда герой встаёт на носу корабля, камера смещается так, что мы видим отчасти и то, что впереди; когда на корме — видим то, что сзади. Разработчики охарактеризовали в целом это как 2,5D. В первой игре мог изменяться масштаб, но вид был всегда только сбоку.
А за что хочется похвалить без придирок, так это за музыку. Отличный эмбиент в сочетании с ненавязчивыми инструментальными мелодиями прекрасно подходит для созерцания постапокалиптических пейзажей.
Это игра не про геймплей и даже не про историю. Они тут есть, конечно, а сюжет даже соприкасается с историей первой FAR, но всё это вторично. Это игра-картина, которую надо не столько играть, сколько созерцать, слушать и расслабляться. Небольшой сеанс психотерапии для уставших от суеты. И хоть я и считаю, что вторая FAR уступает первой, она всё равно прекрасна.
Обе FAR — это игры для тех, кто, устал на работе до того, что не хочет видеть и слышать людей. Для тех, кому нужно успокоиться, привести нервы в порядок. Для тех, кто любит пофантазировать, ведь материала для этого тут много. Для тех, кто хочет подумать. И для тех, кто хочет просто встать и отправиться в путь, неважно куда.
Если сразу перейти к сути, сделавшей Half-Life феноменом, то эта суть в сюжете и погружении. Полноценный сюжет с завязкой, развитием, развязкой и финалом, с живыми, говорящими персонажами, поданный не в кат-сценах, а через диалоги и грамотную режиссуру. До выхода HL шутеры себе такого позволить не могли – гиганты вроде Wolfenstein 3D, Doom, Quake и Duke Nukem 3D историю задвигали на второй план. Отточенный геймплей и впечатляющий геймдизайн также были на высоте, однако именно сюжет и его подача делали игру столь необычной.
А теперь по порядку.
Начнём издалека – с увольнения Гэйба Ньюэлла и Майка Харрингтона из Microsoft. Их всё больше интересовала развивающаяся индустрия видеоигр, к которой Microsoft относилась без особых восторгов. И боссов можно понять: с конца восьмидесятых Microsoft сделала миллиарды на операционных системах MS-DOS и Windows, а также Word и Excel. В 1985 году увидела свет первая Windows, а уже в 1986 году Билл Гейтс стал долларовым миллиардером. Последнее произошло за счёт размещения акций компании на биржах, но всё же. Успехи корпорации восьмидесятых трудно переоценить: в 1987 году была выпущена Windows 2.0, в этом же году Microsoft купила разработчиков PowerPoint; в 1989 году появилась первая Microsoft Office (хотя Word существовал ещё с 1983 года), а выручка Microsoft за 1990 год составила более 1 миллиарда долларов.
Зачем тратить своё время на такую малоперспективную сферу, как видеоигры, когда почти весь мир использует программное обеспечение Microsoft?
Тем не менее, в 1993 году Windows оставалась на втором месте по популярности среди программ для ПК. Первое занимала Doom.
Индустрия видеоигр развивалась стремительно, что и заинтересовало многих предприимчивых людей, способных делать правильные прогнозы. Гейб Ньюэлл был одним из таких. К слову, Гейб не был мелким сотрудником с ничего не значащим мнением: он хоть и бросил учёбу в Гарварде, но работал над первыми версиями Windows и другими продуктами Microsoft и обладал необычайной продуктивностью. Однако его всё больше интересовала перспектива игр. Впоследствии, кстати, именно Гейб предложит Джону Кармаку портировать Doom на Windows.
По совету программиста Майкла Абраша, ушедшего из Microsoft в ID Software, Ньюэлл и Харрингтон также покинули компанию и основали Valve Software. Забавный факт: Valve была основана в день свадьбы Гейба Ньюэлла, 24 августа 1996 года.
Майкл Абраш
Опыт разработки игр у свежеиспечённых игроделов отсутствовал, но непомерным амбициям это не мешало. В студии поначалу вообще было лишь 3-4 человека с опытом разработки видеоигр. Первой их задумкой стал проект Prospero, который пришлось впоследствии отменить, т. к. масштаб задумки не укладывался в рамки технологий своего времени.
Концепт-арт для Prospero
Скриншот Prospero
Вторым проектом Valve стал Quiver, который в ходе разработки сменил название и превратился в Half-Life. Игру создавали на лицензированном движке Quake, купленном у тех же ID Software. В последнем им поспособствовал бывший коллега по Microsoft Майкл Абраш, который верил в успех Valve, в отличие от того же Кармака.
Концепт монстра из игры
На самом деле, благодаря Абрамшу, движок Quake Engine попал в руки разрабам Valve ещё до факта покупки, и они тут же стали изучать его и думать над улучшением. Джон Ромеро советовал ребятам начать нанимать геймдизайнеров с опытом, Гейб его послушался, и вскоре штат Valve стал увеличиваться. Движок менялся и дорабатывался. Вместо 8-битного рендеринга, как в Quake, доработанный движок использовал 16-битный, что позволило использовать в текстурах 65000 цветов вместо 256. Более того, в Half-Life появилась скелетная анимация. Фактически, Quake Engine был переписан для новой игры на 70%.
Издателем выступила Sierra. Они сразу спросили у молодой команды, а чем Half-Life будет отличаться от остальных экшенов? И им ответили: сюжетом, подачей истории, погружением. Энтузиасты собирались сделать 3D-экшен с таким уровнем погружения, какого игроки ещё не видели.
Техническое демо Half-Life 1997 года
Работу над Half-Life обсуждали всей командой. Это была инициатива Ньюэлла, чтобы все решения принимались коллегиально. Впоследствии это определило оригинальное развитие Valve, где отказались от системы менеджеров и боссов. До сих пор даже указания самого Гейба носят лишь рекомендательный характер, а мнение каждого отдельного сотрудника имеет значение.
В результате над разработкой Half-Life сформировалась группа членов Valve, которая называла себя Cabal (вроде бы как заговорщики). Они проводили много времени в обсуждении всех аспектов игры – от дизайна помещений до головоломок, однако сюжета на этом этапе, как ни смешно, ещё не было.
Общую историю придумывали на ходу, стараясь объединить уже созданные локации. Во многом сюжет HL был вдохновлён «Мглой» Стивена Кинга – открывающиеся порталы, лезущая оттуда нечисть, случайно оказавшиеся отрезанными от внешнего мира люди. Идею предложил, кстати, сам Габен. Основным сценаристом не только первой части, но и всей серии стал Марк Лэйдлоу, с чьей подачи Valve отказались от кат-сцен, раскрывая сюжет в заскриптованных геймплейных эпизодах и через общение с персонажами. Лэйдлоу говорил, что им важно было постепенно погружать игрока в сеттинг, подкидывать ему подсказки и давать ощущение личного присутствия в истории. По задумке создателей, мир должен был реагировать на движение игрока, подбрасывая ему новые скрипты, заставляя персонажей реагировать на появление главного героя. В идеале новые скрипты должны были появляться каждые 3-5 секунд движения игрока, что позволяло бы создать непрерывную интерактивность. «Ни в одной другой игре такого уровня интерактивности не было»,— рассказывали создатели в фильме, выпущенном к 25-летию Half-Life. Это создавало у последнего впечатление по-настоящему живого мира. По убеждению Гейба, игра теряет всякое воздействие на игрока, если не реагирует на его действия. Отказ от кат-сцен, таким образом, был мерой того же порядка, как и немота главного героя. Игрок больше ассоциировал себя с персонажем, когда не слышал чужую речь.
Сам персонаж тоже не был похож на оных из популярных шутеров того времени. Вместо мускулистого героя боевика – интеллектуал в очках, учёный, который оказывался жертвой обстоятельств. Разработчики с самого начала отказались от идеи солдата в главной роли, и они придумали персонажа под именем Иван Космобайкер. Да-да, это не ошибка – прототип Гордона Фримена носил имя Иван Космобайкер!
«Иван Космобайкер» — физик с внешностью простого русского мужика
Разумеется, никто не собирался оставлять такое имя навсегда, как и первоначальную внешность бородатого мужика с квадратной головой. А потом художник Чак Джонс спросил Майка Харрингтона: эй, а как же будет на самом деле выглядеть Гордон Фримен в игре? И тот сказал: ну, не знаю, возьми пока своё лицо за основу. Чак так и поступил – потом добавил учёному очки, и вуаля. С незначительными изменениями мы получили того самого Гордона Фримена, которого сейчас знает весь мир.
Есть мнение, кстати, что авторы Half-Life были недовольны популярностью Гордона Фримена, ведь этот персонаж был сугубо символическим. Все пробелы в истории самого Гордона были оставлены в сценарии намеренно, чтобы каждый игрок смог примерить историю на себя. Авторы старались сказать: это игра не про Гордона Фримена, она про тебя.
Интересен был и выбор первого оружия в игре, которым стала знаменитая монтировка. Изначально создатели искали оружие с максимальной интерактивностью, чтобы можно было не только лупить врагов, но и ломать ящики, вентиляционные решётки и оставлять следы на стенах. В интервью по поводу 25-летия игры в 2023 году Гейб говорил: «Мы просто бегали как идиоты и лупили по стенам. Странно осознавать это, оглядываясь назад, но в то время очень приятно было иметь возможность бить по стенам. И это всего лишь один пример того, как такое абстрактное представление о веселье закончилось тем, что превратилось в ряд действительно важных решений. Когда вы собираетесь ударить по стене, лом – действительно очевидный инструмент».
Впервые наработки Valve продемонстрировала публике на E3 1997 (помните, да, была такая E3 когда-то?). Это были именно наработки – как говорил сам Ньюэлл, полноценной игры на тот момент ещё не было. И к концу этого же, 1997-го, года, работу над игрой хотели завершить, но это оказалось нереально. Вся команда работала по 18 часов в сутки, приходили домой только спать, и всё равно не укладывались в график. В итоге релиз перенесли почти на год, и на то время сдвиг на столь длительный срок был беспрецедентным случаем. Ха-ха.
Как бы то ни было, в конце 1998 года Half-Life увидела свет. Игра тут же стала хитом, профильные издания ещё много лет называли её лучшей игрой всех времён и народов. За оригинальной игрой последовали сюжетные дополнения: Half-Life: Opposing Force и Half-Life: Blue Shift.
В первом игровым персонажем был солдат HECU по имени Адриан Шепард, а в Blue Shift игроку предстояло играть за Барни Калхауна, простого охранника Чёрной Мезы.
Blue Shift изначально разрабатывалась как бонусная глава для порта HL на Dreamcast, и лишь после отмены самой приставки была перенесена на ПК. Ещё можно вспомнить Half-Life: Decay, которая стала дополнением для версии HL для PlayStation 2 и была рассчитана на кооперативное прохождение двумя игроками.
Все три дополнения были разработаны Gearbox Software. События дополнений происходят параллельно с событиями оригинальной Half-Life и показывают историю с позиций разных персонажей – такая подача ещё больше добавляла глубины всей истории. Внезапно, другие персонажи игры тоже оказывались живыми людьми, а не просто болванчиками, нужными лишь для того, чтобы умереть в заскриптованной сцене.
Масштаб истории, конечно, впечатлял, и потому с анонсом Half-Life 2 на E3 в 2003 году ожидания у поклонников выросли до невероятных высот. Особенно подстёгивали интерес тизеры, выполненные в разной стилистике. То в них показывали управление автомобилем, то забег в Рэйвенхоме, то другие сцены игры – помню, что мне было трудно представить, какая же игра в итоге нас ждёт.
Сейчас странно думать о том, что между первой и второй частями серии прошло всего 6 лет. Тогда за эти годы индустрия видеоигр изменилась до неузнаваемости. Появилось огромное количество сюжетных экшенов, визуал улучшился в разы. Незадолго до HL2 вышла DOOM 3, которая, хоть и отошла геймплейно от серии, да и сюжетно не особо впечатляла, была невероятно крута по графике. Помимо неё появились Return to castle Wolfenstein, Serious Sam, Postal 2, Medal of honor… Если отвлечься от экшенов от первого лица, вышли GTA3, Vice City, Max Payne 1 и 2, Mafia, Hitman 1 и 2, True Crime и многое, многое другое. Мир давно уже привык не просто к сюжетным экшенам, а к экшенам с чертовски закрученным сюжетом. А как шокировало игроков геймплейное разнообразие, сейчас не передать. Каждый год появлялись новые жанры – в таких условиях не так-то просто впечатлить игроков старомодной стрелялкой от первого лица. Не так ли?
Но Valve не подвели фанатов и выпустили не просто достойное, а практически идеальное продолжение, которое на какое-то время затмило все остальные игры, как свет от ядерного взрыва затмевает даже Солнце и ослепляет тех, кто на него смотрит. Рецензенты захлёбывались от восторга. Помню, в одном из журналов автор писал, что они всей редакцией всерьёз обсуждали возможность вместо рецензии напечатать в журнале несколько страниц скриншотов и написать всего пару строчек: «Это лучшая игра всех времён и народов. Играйте».
Было за что хвалить HL2. Сюжет интриговал с первой минуты, с первого монолога Джи-мена и прибытия поезда в Сити-17. И вот ты уже идёшь среди жителей в синих комбинезонах, комбайн скидывает с края урны пустую банку и издевательски предлагает тебе её поднять, а ты такой: вау, вот это физика! А потом – открытый город (какие просторы!), закат, и о боже, какая графика! Но не успеваешь ты заскучать, как сюжет делает поворот, и вот ты уже убегаешь по крышам. А потом в руки тебе попадает заветный лом, и тебя захлёстывает восторг, который трудно передать словами…
Half-Life 2 постоянно разнообразила геймплей, стилистику и подкидывала игроку всё новые виды оружия, отчего ни одна часть игры не успевала надоесть. Вот ты швыряешься дисками для циркулярной пилы в зомби в Рэйвенхолме, пока те жутко хромают на тебя в свете горящих в ночи костров. Диск разрубает тело зомби пополам и впивается в деревянную стену, а ты выдёргивашь его гравипушкой и запускаешь в следующего.
Вот ты гонишь по дороге в багги, вот сбиваешь из ракетницы странный летательный аппарат или уходишь от вертолёта по каналам. Ночь сменяет день, а день – ночь, на смену падающим от взрывов фабричным трубам приходит игра с робопсом во дворе, жуть тёмного города сменяется отстреливанием муравьиных львов на побережье, а потом сюжет делает поворот, и ты уже сам командуешь львами. Действительно, трудно перечислить всё, что было хорошего в игре – проще попробовать её самому.
Сюжет сперва сбивал с толку. Гордон Фримен выходит из стазиса, в котором провёл 10 лет, в каком-то поезде, прибывающем в Сити-17. Что это за город? Что случилось с миром после того, как Фримен убил Нихиланта? Это предстоит узнавать постепенно. Оказывается, после событий первой части разразилась семичасовая война, которую человечество проиграло некоему межпланетному Альянсу. Теперь мир наводнён биомеханическими существами, которые установили тотальный контроль над людьми, фактически сделав из них рабов. Люди не могут даже размножаться из-за подавляющего поля Альянса, да и все остальные аспекты жизни остаются под пристальным вниманием наблюдателей. Синие комбинезоны и тотальный контроль невольно наводят мысли на «1984» Оруэлла, что совершенно непохоже на атмосферу первой HL. Фримен быстро присоединяется к повстанцам, которые ведут непрерывную борьбу с Альянсом, и это событие служит катализатором для целого ряда событий.
Добро пожаловать в Сити-17...
Всего было продано от 6 до 8 миллионов копий игры, что на то время было невероятным успехом. Впрочем, это было сопоставимо с затратами на производство HL2 – около 40 миллионов долларов, тогда это была впечатляющая сумма. Valve показали, как можно превзойти самих себя и затмить все проекты, выходившие в последние годы. Пройдя HL2 несколько раз подряд, игроки затаили дыхание в ожидании продолжения, и тут их ждал сюрприз.
В одном игровом журнале новость о том, что продолжение будет выпускаться в виде эпизодов, получила подзаголовок «Неправильное продолжение». Людям не очень пришёлся по вкусу такой формат, хотя тогда он был в моде. Тем не менее, первый эпизод сделан был очень ловко – побег из Сити-17, робопёс и Алекс рядом – история не застыла, она жила дальше, и это было неплохо.
События Episode One начинались с того места, на котором остановилась HL2. Из эпицентра взрыва героев спасают невесть откуда взявшиеся вортигонты, они же не пускают к Гордону Джи-мена, из-за чего тот злится и бросает фразу: «Это мы ещё посмотрим…». В этом эпизоде игроку предстояло сбежать из разрушающегося Сити-17 в компании Аликс Вэнс и робопса, убраться как можно дальше от башни, которая готова была рвануть в любой момент. ИИ Аликс улучшили, поэтому она комментировала события и обращалась к игроку, давая подсказки. Движок Source тоже усовершенствовали, улучшили лицевую анимацию и алгоритм освещения. Valve действительно старались выпустить качественный продукт, а не кривую поделку, но эти старания затягивали разработку. Сперва Episode One планировали выпустить летом 2005 года, но после нескольких переносов выпустили лишь в конце весны 2006.
Во втором эпизоде добавили накала. Во-первых, игроку предоставили обширные локации открытого пространства, по которым можно было передвигаться на машине. Если в Episode One мы блуждали по новым, но стилистически знакомым городским локациям, то в Episode Two игрок оказывался в ранее незнакомых местах. Во-вторых, появились новые противники, охотники. В-третьих, снова улучшили движок – добавили кинематографическую физику, новую систему частиц, улучшили освещение, ввели рендеринг ландшафтов и растительности, благодаря чему стало возможным создавать крупные открытые пространства, а также многоядерный рендеринг для улучшения производительности на многоядерных процессорах.
Я упоминаю технологические аспекты не просто так, а чтобы напомнить, сколько усилий (и, соответственно, денег) вкладывали Valve в разработку каждой игры. Поэтому и первый, и второй эпизоды и выглядят, и геймплейно ощущаются несколько иначе. Это снижало уровень скепсиса у тех, кто кричал, что разбитое на эпизоды продолжение было лишь дешёвым способом выдоить у игроков побольше денег.
По сюжету Episode Two поезд, на котором Гордон и Аликс покинули Сити-17, терпит крушение после взрыва Цитадели, и до главной крепости сопротивления, «Белой Рощи», героям предстоит добираться на своих двоих. Аликс ранит охотник, однако вортигонты помогают спасти девушку. Чтобы она выжила, Гордону нужно отправиться в логово муравьиных львов за личиночным экстрактом. Когда Аликс приходит в себя, они продолжают путешествие и видят армию Альянса, направляющуюся в сторону «Белой рощи». Все понимают, что предстоит тяжёлый бой. И, словно этого мало, вновь появляется Джи-мен, который говорит Гордону, что Аликс во что бы то ни стало должна встретиться с отцом в «Белой роще».
Геймплей, благодаря улучшенному движку, позволил ввести эпичные, масштабные сражения на открытых пространствах и элементы нелинейности в перемещении героя. В финале же второго эпизода, когда всё становится относительно неплохо и герои готовы отправиться к некоему кораблю «Борей», умирает один из ключевых персонажей. На этой минорной ноте экран медленно гаснет, а игроки предвкушают продолжение, финал всей истории HL2 – но Габен, как мы теперь знаем, на дух не переносит цифру 3.
Вообще, после выхода второго эпизода Гейб обещал нечто невероятное в третьем эпизоде, как с визуальной, так и с геймплейной точки зрения. Что он тогда задумал, сейчас остаётся только гадать, хотя сюжет Episode Three нам примерно известен благодаря главному сценаристу серии Half-Life. Марк Лэйдлоу покинул Valve в 2016 году и вскоре выложил в интернет наброски сценария для финала. Согласно им, Гордон и Аликс отправляются в Антарктику, однако их вертолёт терпит крушение, и герои остаются одни в снегах. После недолгих блужданий они выходят на координаты «Борея», однако вместо старого корабля находят твердыню Альянса, которая постоянно перемещается между мирами. Гордон встречает личинку, в которую было загружено сознание доктора Брина. Тот просит убить его, и Гордон, после колебаний и споров с Аликс, желающей Брину долгой и мучительной смерти, делает это. Наконец, «Борей» появляется в нашем мире и герои попадают на корабль. Там они находят устройство, позволяющее путешествовать между измерениями. Далее начинаются временные и пространственные аномалии, в которых Гордон видит начало Семичасовой войны, встречает альтернативную версию себя и сражается с солдатами Альянса в нескольких измерениях. Последнее, видимо, и должно было стать наиболее любопытным геймплейным элементом. В конце эпизода герои решают уничтожить «Борей» и запускают механизм самоуничтожения, однако незадолго до взрыва появляется Джи-мен, который забирает Аликс с собой. Гордон остаётся на корабле в одиночестве, но его в последний момент спасают вортигонты. Хэппи-энд!
Такой финал, если это не утка, был бы неплохим завершением всех событий второй части и оставлял бы неплохой задел для полноценной третьей игры. Бы. Однако, что-то не сложилось. Разработка эпизода затянулась, а потом от него и вовсе отказались. Легко представить, как подействовало на игроков такое решение: выражаясь словами Лукьяненко из «Ночного дозора», они пребывали в состоянии нимфоманки, с которой слезли за миг до оргазма. Что ж, Гейб умеет красиво обламывать.
Однако фанатское сообщество не теряло веры. Год проходил за годом, игроки вырастали, менялись, но продолжали писать посты, делать фанатские фильмы и ремейки игр. Таковым стала, например, Black Mesa – ремейк первой Half-Life от Crowbar Collective.
Сперва игра была выпущена как бесплатная пользовательская модификация, однако она быстро привлекла внимание поклонников серии, и даже игровые журналы стали хвалить её наперебой. И это при том, что в 2004 году была выпущена Half Life: Source, официальное переиздание первой игры на новом движке от самой Valve. В первоначальном виде Black Mesa вышла в 2012 году, в дальнейшем разрабатывалась уже полноценная коммерческая версия, которая попала в ранний доступ в 2015, а финальная версия увидела свет только в 2020. Одна из самых долгих разработок в истории видеоигр, она была впервые анонсирована ещё в 2004 году (!), но за 16 лет разработки и допиливания оставалась всё такой же востребованной. В отсутствие официальных продолжений и такой продукт был глотком свежего воздуха.
Впрочем, в 2020 появилась и официальная игра из линейки Half-Life, а именно Alyx. Её анонс грянул как гром среди ясного неба, но, отойдя от шока, фанаты вознегодовали.
Alyx создавалась исключительно для устройств виртуальной реальности, что не устраивало значительную долю игроков. И всё же разочарование части сообщества не помешало Alyx отхватить высокие оценки игровых изданий, стать, по версии некоторых из них, игрой года и продаться неплохим, по меркам игр такого плана, тиражом. Игрожуры писали, что Valve совершает очередной технологический рывок, что создатели Half-Life всегда были на острие прогресса, а потому ругать их за выбор виртуальной реальности так же глупо, как ругать первую HL за новаторский сценарий. Однако многие с этой точкой зрения остались не согласны. Alyx была первой игрой в серии за 12 лет, что прошли с релиза Episode Two, и не такого продолжения ждали всё это время игроки.
Игра была создана на Source 2 и отличалась неплохой графикой и физикой, однако главной причиной интереса к игре, опять же, стал сюжет. От сценария третьего эпизода, выложенного в сеть Лэйдлоу в 2016 году, решили по итогу отказаться, оставив, впрочем, один ключевой момент: в конце игры Джи-мен забирает Аликс и погружает её в стазис, но её отец выживает и сообщает Фримену, что ему «предстоит ещё много работы».
Такой финал жирно намекает на продолжение, однако вера в такие намёки крайне неустойчивая. В конце концов, Гейб много раз не то, что намекал, а откровенно обещал что-то лишь затем, чтобы впоследствии отказаться от обещанного. Будет ли продолжение Half-Life? Кто знает? Это, наверное, главная интрига всей индустрии видеоигр, по сравнению с которой многомиллионные сборы непонятно существующего ли Star Citizen – лишь забавная и совсем молодая идея.
Выйдет игра или нет, её будут встречать уже совсем другие поколения игроков – из тех людей, которые родились уже после выхода второй части, а потому и воспринимать Half-Life 3 будут с чистого листа. Скорее всего, сюжет снова перевернёт всё с ног на голову, и прежним в игре останется лишь Гордон Фримен. Помните, как охали над его вечной молодостью постаревшие друзья Гордона в Half-Life 2? Так вот, это были мы.
Решила специально для CatGeek собрать топ 5 игр из России, самых известных и интересных. В середине нулевых вышли знаменитые хиты, а теперь классика Тургор. Голос цвета или Космические рейнджеры. А что есть нового, хотя бы за последние лет десять?
Pathalogic 2 (2019)
Pathalogic 2, продолжение знаменитой Мор.Утопия. Игра от питерской студииIce-Pick Lodge. Все события происходят в загадочном городе на реке Горхон. И вам нужно выстраивать отношения с героями истории, вникать в древние мифы, понять что за башня Многогранник парящая над землей и все это во время эпидемии чумы. При первом прохождении лучше выбрать средний уровень, чтобы разобраться в механике игры. А потом на самый трудный, по хардкору. Именно он задуман как каноничный, где суть игры раскрывается полностью. Сами авторы игры напрямую спросят в конце у игрока «как вам наша игра» через режиссера театра. Это же Ice-Pick, они любители ломать четвертую стену. И мой совет, собирайте бутылки с водой с первого дня. Ничего ценнее у вас не будет. Это же выживач, а от жажды умереть здесь легко.
Beholder (2018)
Вышло три части игры, и самая-самая на мой взгляд первая. Действие разворачивается в тоталитарном мире, где правит Большой Вождь. И вы отыгрываете, нет, не за безобидного жителя страны. Вы наблюдатель за домом. правда не по собственной воле. Игру можно поругать за техническую реализацию, но только не за атмосферу. Вот здесь рефлексия на непростое наследие истории 20 века пригодилось для её создания. В Beholder люди в погонах ничего приятного не несут. Вы обязаны следить за соседями, или ваша семья отправиться в тюрьму. Или сбежать заграницу, или сдать всех. Игра действительно интересная и стоит потраченного времени.
Atomic Heart (2023)
Было бы странно не сказать про самую громкую премьеру года. События игры разворачиваются в альтернативном прошлом. На дворе 1950-е, робототехника как отрасль науки развилась настолько, что выпустила огромное количество моделей. Правда, все пошло не так и вам с этим разбираться. А потому будут экшен, квесты и ностальгические саундтреки. Игра вышла в начале года, и сейчас к ней выпущены патчи и дополнения, что делает её еще интересней. Отмечу, что стилистика Atomic Heart многое взяла от конструктивизма. Посмотрите хотя бы на плакаты внутри игры. Часть из них настоящие, другие намеренно нарисованы в духе 1920-30х.
Pathfinder: Kingmaker (2018)
Одна из самых известных игр из России от студии Owlcat и изданная австрийской компанией Deep Silver. Сюжет здесь в стиле обычной ролевки. И часть отзывов указывали что нужны знания настольной игры как первоисточника. С ними играть проще и интересней. В 2021 году вышло продолжение с подзаголовком Wrath of the Righteous, и более успешное, чем первая часть.
Escape from Tarkov (2017)
Шутер от студии Battlestate Games. В основе конфликта разборки между военными компаниями на территории города Тарков в Норвинской области на севере России. Самого места не существует, но его прототип явно любой типичные города, созданные для обслуживания предприятий. Игра получила много положительных откликов.
В следующем году узнаем, можно ли будет в ТОП вписать Смуту.