Серия «Читаю»

2

"Мой белый" Ксения Буржская

Никогда такого не было, и вот опять - я прослушала книгу из-за чтеца

Ксения Буржская - автор, писатель и журналист. Кроме писательского дела, работает спичрайтером Алисы в Яндексе.
Татьяна Шитова - чтец, актриса театра и кино. Кроме актерского дела, озвучила Алису в Яндексе.

Хм...А не кажется ли вам, господа, что это заговор корпорации Umbrella мэтч, созданный на небесах? Серьезно, я прослушала 4.5 часа идеальной гармонии!

У книги есть голос - голос нескольких женщин, разного возраста и с разной судьбой, но с одинаковыми шишками от падений на крутых жизненных виражах. Есть безответно влюбленная в гитариста 16-летняя Женька, есть ее мама - художница, человек искусства и неординарных идей, затягивающих водоворотом. И есть Вера, спокойная и стойкая, как скала - идеальный хирург, одним словом. Будет много, много разговоров.

У книги есть цвет - белоснежный цвет смятых на утро простыней в отеле, цвет летней футболки и кед, ослепительный белый цвет первого тающего снега. Будет много, много белого.

Простая - и, несомненно, хорошая в этой своей простоте, книга - о том, какая разная может быть любовь

"Мой белый" Ксения Буржская

Вырастешь - прочтешь

Показать полностью 1
104

"Дикая охота короля Стаха" Владимир Короткевич

В жутком молчании бешено скачет над землей дикая охота короля Стаха. Я просыпаюсь и думаю, что не прошло ее время, пока существуют мрак, голод, неравноправие и темный ужас на земле. Она – символ всего этого. Утопая наполовину в тумане, мчит над мрачной землей дикая охота.

Если бы случайным образом я не наткнулась на рекомендацию почитать Владимира Короткевича, то пропустила бы настоящую книгу-сюрприз. Зацепившись в аннотации за готический роман (белорусский! белорусский готический роман - могли бы вы встретить рядом два этих прилагательных?), я вдруг нашла под обложкой голос народа, кричащий от боли.

О чем: 19 век, Беларусь. Молодой пан Андрей Белорецкий путешествует по стране и собирает народные сказания. Оказавшись однажды в замке древнего рода Яновских, он сталкивается с последним живым потомком семьи - Надеждой, чья жизнь обречена на трагический конец из-за проклятья предков.

Владимир Короткевич - по-настоящему большой художник. Он с легкостью погружает читателя в гнетущий своей атмосферой мир вересковых полей и опасной трясины. Там, на торфяных болотах, стоит таинственный замок с множеством комнат, огромным камином и старинной мебелью. Замок, бывший убежищем от невзгод и потерь, теперь несет горе тем, кто внутри, и тем, кто снаружи. Огонь не способен согреть ледяные стены, мебель покрыта пылью, а во мраке комнат блуждают души, не нашедшие покоя. За окном - старые, разорившиеся панские имения с громким родовым именем да многострадальный белорусский народ. Здесь, на фоне мистической истории о Дикой охоте короля Стаха, Короткевич говорит о своих земляках, об умирающих голодных людях под гнетом вырождающейся шляхты. Замечательное в своем уродстве празднество на дне рождении Надежды - это же совершенно Воландовский бал. Одежда, еда, архитектура - вы погрузитесь в белорусский быт, не отрываясь от страницы. Не случайно и пан Белорецкий - ученый-фольклорист, пытающийся сохранить культуру и традиции, хрупкие и ускользающие, как цветочная пыльца.

Конечно, можно сказать, что повесть местами (многими, что уж) наивна, и торфяных болот с их легендами вам хватило в Собаке Баскервилей. Возможно, патриотические речи набили оскомину, а финал покажется предсказуемым - все это можно и нужно простить.

"Дикая охота короля Стаха" Владимир Короткевич

Вырастешь - прочтешь

Показать полностью 1
10

"Токийский зодиак" Содзи Симада

Дисклемер: история не основана на реальных событиях и не связана с настоящим Зодиаком (с Джейком Джилленхолом тоже)

О чем: Япония, 1936 год. Найдено тело художника Хэйкити Умэдзава, убитого в своей мастерской с запертой изнутри задвижкой. Среди вещей находят записки с планом убийств по Зодиаку каждой из шести его дочерей и падчериц. Вскоре девушек находят мертвыми. Следующие 40 лет страна будет искать убийцу, пока в 1979 году за дело не возьмутся астролог Киеси Митараи и его друг Кидзуа.

"Токийский зодиак" Содзи Симада

У "Токийского зодиака" были все шансы стать одним из самых классных детективов, которые я читала в последнее время. Необычный сыщик-предсказатель судеб, загадочное убийство из прошлого, алхимические тексты - набор юного натуралиста без шансов разочароваться. На самом деле, набор как ожидание/реальность из отзывов с Алиэкспресса - после вскрытия выясняем, что не доложили шевеления волос от красочных описаний расчленения тел, головокружительных сюжетных твистов не положили вовсе, а вот листочек для записи бесконечных японских имен закинули, вы его не заказывали, но он вам пригодится. Окей, ну может сыщики не подкачали и харизмой берут читателя за это самое? Увы, обаяния главным героям тоже не отсыпали - не считают Землю плоской (привет, Холмс), не залечивают душевные травмы за бутылкой (привет, Харри Холле) и на двоих четыре ноги и ни одного протеза (привет, Страйк). Я разочаровалась.

А потом я поняла. Так поняла, что переобулась в полете. Всего-то навсего надо было прочитать, что "Токийский зодиак" - один из самых знаменитых примеров хонкаку-детектива - и все встало на свои места. Основная идея жанра - выставить на передний план расследование преступления, по максимуму убрав остальные сюжетные линии. В таком контексте и безэмоциональные герои, не покидающие квартиру первую половину книги, и достаточно сухой язык повествования становятся органичными. Вместо роли пассивного наблюдателя автор предлагает читателю стать активным участником и разгадать загадку раньше главных героев. Ключи к ответу выдаются в первых двух главах, остальное - дело рук читательских серых клеточек.

p.s. но за кощунственные речи в адрес Шерлока Холмса главному герою приготовлен отдельный туалет в аду (опа, отсылка к сюжету!)

Вырастешь - прочтешь

Показать полностью 1
20

"Люди черного дракона" Алексей Винокуров

Заходят как-то в бар русский, еврей и китаец...

Честно говоря, я купилась на обложку и думала увидеть под ней философские притчи и сказки. Как будто я ожидала тонкий просвечивающий на солнце пергамент с нежным акварельным рисунком, а получила бересту, форшмак и стопку сякэ - в хорошем смысле. А в озвучке Всеволода Кузнецова книга приобрела еще +100 к шарму.

"Люди черного дракона" - это сборник историй про село Бывалое и его обитателей, поселившихся на берегу Амура в период до и после революции 1917 года. Черный дракон, Хэйлунцзян - именно так называли китайцы реку Амур. Обитатели села - товарищи не простые, волею судеб и разных нечистей здесь селятся русские, китайцы и евреи, и ой вэй, таки что начинается! Трехнародное разнотравье фольклорных героев сплетается с обычной парткомовской реальностью так причудливо, что порой, не знаешь - магия ли хозяйничает в селе или простая случайность.

Посмотрим...
Старый Соломон, решивший создать первого на селе Голема по всем заветам Каббалы - check
Староста дед Андрон, похожий на лешего больше, чем сами лешие - check
Девочка Сяо Юй, ставшая русалкой - check
А еще даосы, амазонки, демоны и много-много других, как стеклышки в узорном калейдоскопе, и все это как закрытая, спрятанная в сибирских лесах эко-система, где все неразрывно связано и не может существовать одно без другого. Волшебство, реальность, добро, зло - все, везде и сразу.

Обаятельные, иногда очень смешные или очень грустные рассказы. Алексей Винокуров прекрасно пишет - его слог в книге льется, словно ручей, повторяя традиции басенок-побасенок в лучших их проявлениях. Красочно, колоритно и легко. Могу предположить, что кого-то смутят стереотипные шутки о национальностях или местами телесный юмор, но на мой взгляд они органично вплетены, а так, читатель - барин)

"Люди черного дракона" Алексей Винокуров

Вырастешь - прочтешь

Показать полностью 1 1
15

"Мой дед расстрелял бы меня. История внучки Амона Гёта" Дженнифер Тиге, Никола Зельмаир

Я прочитала книгу за вас, чтобы вам не пришлось

Перед нами история Дженнифер Тиге, которая в 38 лет узнала, что она - внучка нацистского преступника Амона Гета, коменданта концентрационного лагеря в Плашове. Книга заявлена как попытка переосмыслить свое прошлое и историю своей семьи. На деле же мы имеем 6.5 абсолютно бесполезных часов (а я слушала на скорости 1.25).

Для ленивых: лучше посмотрите прекрасный "Список Шиндлера", на который Дженнифер постоянно ссылается. Амона Гета в фильме сыграл Рэйф Файнс.

"Мой дед расстрелял бы меня. История внучки Амона Гёта" Дженнифер Тиге, Никола Зельмаир

Вся книга состоит из инфы из Википедии, лирических отступлений и воды - ну чисто диплом в универе. То, что в аннотации заявлено как "переосмысление", совершенно им не является. Дженнифер просто впадает в депрессию. Параллельно с этим она впадает в депрессию, потому что впала в депрессию. Раз она - внучка Амона, значит, виновата во всех преступлениях деда - и, ничего не объяснив, обрывает с друзьями-евреями связь и не отвечает на их звонки, смс. Впадает из-за этого в депрессию. Попутно рассказывает, как страдала в детстве из-за высокого роста, темной кожи и факта своего усыновления - и впадает в депрессию. Итог - четыре года депрессии. Никаких вопросов, никаких ответов в этой книге нет - все это вранье аннотации

Занимательно, как Дженнифер рассказала приемной семье о своем происхождении - по традиции, семья собралась праздновать Рождество, и Джен подарила каждому члену семьи книгу про Амона, заявила, что не может теперь называть приемных родителей мамой и папой, и устроила истерику, когда отец посмел поставить под вопрос правдивость о количестве жертв, описанных в книге. Одной из подруг-евреек Джен рассказала о своем деде в День рождения подруги. Да, не быть ей аниматором.

Одна из глав целиком посвящена жизни Дженнифер в Израиле. Она рассказывает про учебу в университете, про друзей и любовников, минут 15 ушло на историю Тель-Авива и конфликт с Палестиной. Полтора часа - и вуаля, мы это слушали, чтобы понять - вся эта информация совершенно никак не связана с Амоном Гетом. Просто Джен попутала уютный бложик с книгой о потомках нацистских преступников. А! Джен впала в депрессию, потому что почувствовала себя виноватой перед пострадавшими в теракте 1994 года в Тель-Авиве - смертник подорвался в автобусе, 22 погибших, а она, Дженнифер - осталась жива (к слову, ее и не было в этом автобусе)

Совершенно сбивает с толку, что повествование идет то от лица Джен, то от лица соавтора-журналистки Николы Зельмаир, и переход этот всегда неожиданный. Не удивлюсь, если Никола работала в глянце - ее описания первой встречи с Дженнифер "она вошла в комнату, в джинсах-скинни, с уверенным взглядом и копной волос" - ну чисто Vogue.

Минутка занудства

Первые три года жизни Дженнифер провела в приюте, куда отдала ее мать, Моника Гет. Отцом был нигерийский студент, снимавший в Гамбурге комнату у бабушки Дженнифер - Рут Кальдер, которая и была женой Амона Гета. Затем ее усыновили, но приемная семья не знала о происхождении девочки. Дженнифер общалась с родными бабушкой и матерью, и даже до семи лет подписывала свои тетрадки фамилией Гет. И тут назревает один из вопросов, на который у меня нет ответа - почему Дженнифер узнала правду о прошлом только в 38? Окей, настоящие родные скрывали, а приемная семья не знала. Но Дженнифер заявляет, что во время учебы в Тель-Авиве увлеклась темой Холокоста и прочитала все, что могла найти, посмотрела все документалки - и при этом не нашла никакой информации о семье известного нацистского преступника?

телега с книжками

Показать полностью 1
32

"Крейцерова соната" Лев Толстой

Здесь я писала о том, как получила мощную Толстовскую прививку. То был первый компонент, такскзть, и после сборника "Без любви жить легче" я прочитала "Крейцерову сонату" (хотела добить все "Смертью Ивана Ильича" - но это уже перебор за одну поездку)

"Крейцерова соната" была опубликована в 1890 году. Льву Толстому было уже 62, за плечами - "Война и мир" и "Анна Каренина" и власть над миллионами читательских сердец, и внезапно он пишет повесть, в которой заявляет: христианский брак - это обман, что брак заключается лишь из-за полового влечения людей и не приводит к истинной вере. Коктейль Молотова, брошенный в устои церкви. По словам Павла Басинского, в то время только две вещи волновали интеллигенцию - что хотел сказать Толстой в "Крейцеровой сонате" и кто прав - марксисты vs народники. Повесть подвергалась жесткой цензуре и поначалу была разрешена к печати только в составе собрания сочинений.

О чем: главный герой - Василий Позднышев - убил свою жену. Суд вынес оправдательный приговор, постановив, что убийство было совершено из-за ревности. Позднышев не считает ревность причиной преступления, и, чувствуя потребность быть услышанным, рассказывает историю своей жизни случайным попутчикам в поезде.

Первое название на самом деле было такое - "Как муж убил жену". Конечно, многие подозревали, что Толстой описал в повести их отношения с женой. В отместку, СА написала свою повесть "Чья вина?". Тем не менее, именно Софья Андреевна добивалась у императора разрешения напечатать повесть (правда, Википедия пишет, что это была тетка Толстого). Позднее, когда в имение к Толстым приезжали гости, она показывала на своего младшего сына и шутила - мол, это наше послесловие к "Крейцеровой сонате"

37

"В ожидании козы" Евгений Дубровин

Удивительная повесть. Чуть меньше 250 страниц, которые вместили в себя страх, любовь, ненависть, бессилие.

Прошел год с окончания войны. Главные герои - братья Витек и Вадим, 14 и 8 лет. Они живут с матерью в маленьком городке Нижнеозерске, раньше оккупированном немцами. Вокруг послевоенная разруха и голод, мины в лесах и инвалиды на улицах. Любимое развлечение мальчишек - взрывать порох или раскопать могилу фрица и найти там сокровища, от которых у соседских пацанов от зависти челюсть упадет. Так и живут ребята, свободные, как ветер в поле, и не приученные ни к труду, ни к родительскому авторитету. Вместо помощи матери по хозяйству - сбегают на речку с шайкой такой же безотцовщины. Вместо послушания - заумные речи о свободе личности, вычитанные Витьком в книгах. Неожиданно с фронта возвращается отец, которого они считали погибшим. И здесь мы понимаем, что война не закончилась, она лишь началась внутри этой семьи.

Первая половина повести, кажется о том, как сложно понять родных и одновременно чужих друг для друга людей. Вернувшийся с войны отец сразу берется за дело - чинит крышу, латает забор, готовится к зимовке. Словом, делает все, чтобы помочь семье. Однако приобщить мальчишек к труду и стать для них отцом оказывается очень сложно, и не помогает ни грубая сила, ни мягкий подход. Парни, привыкшие к безделью, прозывают отца Диктатором и начинают мстить всеми доступными способами. Между тем, семья решает переехать в деревню в надежде найти там лучшую жизнь. А надежда оборачивается еще большим горем.

Вторая половина повести проходит в ожидании козы как в ожидании чуда. Ты читаешь и чувствуешь, что вот-вот произойдет переломный момент. И он происходит на самой последней странице, как мешком по голове - ты понимаешь, что ожидание чуда на самом деле - это ожидание расплаты за грехи, и ты будешь держать ответ за все, что делал не так. Потому что ты никогда не знаешь, к чему твои поступки могут привести, но все равно несешь за них ответственность.

Долго думала, писать ли про отдельных персонажей в рецензии - они очень яркие, отражающие страшные послевоенные годы, но решила, что читатели должны первое впечатление получить из книги, а не из отзыва.

Книга о войне снаружи и внутри каждого человека. Странно видеть отзывы, в которых люди пишут, что нельзя давать ее детям - а кому еще, как не им? Сидеть вместе и читать. И говорить друг с другом.

телега с книгами

"В ожидании козы" Евгений Дубровин
Показать полностью 1
62

"Самоубийство Владимира Высоцкого. Он умер от себя" Борис Соколов

Книга, на первой главе которой срежутся 90% поклонников Владимира Высоцкого. Остальные дойдут до конца и скажут, что это очень горькая и честная биография.

Высоцкий, который устраивал шумные застолья для друзей, был любимцем женщин, жил на бешеных скоростях, против Высоцкого, который был алкоголиком, наркоманом, болел ЗППП из-за огромного количества женщин в его жизни, и даже две клинические смерти не смогли его остановить.

"Самоубийство Владимира Высоцкого. Он умер от себя" Борис Соколов

Чем дальше я читала, тем горше становилось. Дворовая компания, а потом актерская тусовка стали отличной почвой для алкоголизма Высоцкого. Запои поэта списывали на ненормальное душевное напряжение и попытки забыться из-за гонений советской власти. К слову, он не был диссидентом. Высоцкого не печатали официально, не пускали на центральное телевидение, отказались принимать в Общество поэтов. Но могли ли эти трудности сравниться с любовью миллионов людей, с огромным творческим наследием, с потрясающими ролями Гамлета и Глеба Жеглова?

В какой-то момент или самому Высоцкому, или кому-то из его окружения пришла в голову идея снять похмелье уколом. Последние три года своей жизни Высоцкий был наркоманом, во время спектаклей он шел за кулисы и принимал дозу, чтобы выдержать следующий час игры. Официально в СССР наркомании не существовало - это была болезнь прогнившего запада, поэтому признать Высоцкого зависимым означало загубить его репутацию навсегда.

Последняя глава называется "Агония Высоцкого". Она самая страшная. Во время спектаклей за кулисами дежурили врачи скорой, а в массовке стоял переодетый фельдшер, чтобы унести Высоцкого, если с ним случится приступ. Он буквально умирал прямо на сцене, а его, как дойную корову, старались привести в чувство для следующего концерта. Никто из окружения не взял на себя смелость не только положить его в психиатрическую клинику как наркомана, но даже вызвать скорую в его последние ужасные сутки перед смертью. Ведь это же Высоцкий! Он сдюжит, он выдержит - всегда так было.

У меня нет душещипательных историй о том, как "пьяненький батя принес мне кассету Высоцкого домой и все детство я слушала его песни". О Высоцком я узнала случайно, показывали по тв некоторые записи его выступлений. Тогда я впервые услышала Балладу о любви. Перестал ли Высоцкий быть для меня гением после этой книги? Нет. Он стал гением, устроившим ад себе и своим близким.

25 июля 1980 года он умер от себя

И лопнула во мне терпенья жила,
И я со смертью перешёл на «ты» —
Она давно возле меня кружила,
Побаивалась только хрипоты.

Я от Суда скрываться не намерен,
Коль призовут — отвечу на вопрос:
Я до секунд всю жизнь свою измерил
И худо-бедно, но тащил свой воз.

Но знаю я, что лживо, а что свято,
Я понял это всё-таки давно.
Мой путь один, всего один, ребята, —
Мне выбора, по счастью, не дано.

Вырастешь - прочтешь

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!