user12345445

На Пикабу
Дата рождения: 20 февраля
2433 рейтинг 9 подписчиков 3 подписки 33 поста 12 в горячем
11

"Морская шуба" для кораблей: как ракушки за год превращают суда в неповоротливые бочки

"Морская шуба" для кораблей: как ракушки за год превращают суда в неповоротливые бочки

Вы когда-нибудь замечали, что у всех кораблей подводная часть покрашена в красный цвет? А видели видео как в доках, как с корпусов судов счищают целые заросли из ракушек, мидий и водорослей? Скажете, обычная морская грязь? Как бы не так! Эта "грязь" способна превратить современный лайнер в неповоротливую посудину, а владельцу обойтись в миллионы долларов лишних расходов.

Давайте разберёмся, почему крошечные ракушки становятся кошмаром для капитанов и как моряки уже сотни лет ведут войну с невидимыми оккупантами.

"Морская шуба" для кораблей: как ракушки за год превращают суда в неповоротливые бочки

Когда корабль обрастает "квартирантами"

Представьте, что ваш автомобиль за полгода покрылся бы толстым слоем мха, грибов и ещё каких-то липких наростов. Поедете далеко? Вот и с кораблями та же история, только гораздо серьёзнее.

Как только судно спускают на воду, начинается настоящая битва. Более 1700 видов морских организмов могут участвовать в обрастании, создавая локальную экосистему. Сначала к корпусу прилипают бактерии — микроскопические пионеры. Потом к ним присоединяются водоросли, которые образуют что-то вроде зелёной плёнки. А дальше на эту "взлётную полосу" садятся ракушки, мидии, морские жёлуди и прочие любители бесплатного проезда.

За несколько месяцев корабль превращается в плавучий риф. И тут начинается самое интересное — физика морского сопротивления.

Почему ракушки тормозят лучше якоря

Когда корабль движется, он как бы "прорезает" воду. Чем ровнее поверхность, тем легче это сделать. А теперь представьте, что вместо гладкого корпуса у вас шершавая поверхность, покрытая выростами, как тёрка.

Каждая ракушка, каждая мидия создаёт турбулентность — завихрения воды. Вместо того чтобы обтекать корпус плавно, вода начинает "спотыкаться" о неровности. Сопротивление растёт в геометрической прогрессии.

Для тихоходных судов расход может повышаться на 20-40%, для скоростных судов эти показатели могут достигать и 100%. Представляете? Корабль тратит в два раза больше топлива только потому, что на нём расселилась колония ракушек!

Цифры, которые пугают владельцев судов

"Шуба" из микро-и макроводорослей, образовавшаяся в процессе обрастания на корпусе судна, тормозит его движение, при этом скорость может падать на 40% и более. Сорок процентов! Это как если бы ваш автомобиль вместо 100 километров в час ехал всего 60. а количество сжигаемого топлива увеличиться на 40 и более процентов.Для грузового судна, которое идёт через океан месяц, это означает опоздание на несколько дней. А время — это деньги, особенно в морском бизнесе.

К слову о деньгах, расход топлива тоже увеличивается и судоходные кампании несут большие убытки из-за не своевременной очистки судов от паразитиков.

Невидимая армия захватчиков

Но самое удивительное в том, как быстро происходит захват корабля морскими организмами. Буквально через несколько недель после спуска на воду корпус начинает зарастать микрофлорой. А через пару месяцев уже видны первые ракушки.

Особенно активны морские жители в тропических водах. Там обрастание происходит с космической скоростью — буквально за месяц корпус может покрыться плотным слоем живности.

Почему корабли красят в красный цвет

Это не дизайнерское решение, а суровая необходимость.

Красная краска содержит специальные ядовитые вещества — биоциды, которые отравляют морских "квартирантов". Раньше использовали соединения меди и олова, сейчас — более современные и менее токсичные составы. Но принцип тот же: краска медленно растворяется в воде, создавая вокруг корпуса ядовитую зону.

Правда, и тут есть проблема. Такие краски действуют ограниченное время — год-два, максимум три. Потом биоцидный слой вымывается, и корабль снова становится лакомым кусочком для морских обрастателей.

Война за каждый сантиметр корпуса судна

Борьба с биообрастанием — это настоящая индустрия. Судовладельцы тратят миллиарды долларов в год на специальные краски, очистку корпусов и простой судов в доках.

Современные противообрастающие покрытия — это высокие технологии. Некоторые из них работают как наждачная бумага, постоянно стирая прилипший слой организмов. Другие создают на поверхности микротекстуру, которая мешает личинкам закрепиться. Третьи выделяют специальные вещества, которые не убивают морских жителей, а просто делают поверхность "невкусной".

Но даже самые современные покрытия не дают 100% защиты. Расход топлива и эмиссия парниковых газов для корпуса с обрастанием по сравнению с гладким корпусом возрастает на 30-50%.

Подводная мойка и роботы-чистильщики

"Морская шуба" для кораблей: как ракушки за год превращают суда в неповоротливые бочки

Чтобы не ставить корабль в док каждый год, придумали подводную очистку. Водолазы с специальными щётками и скребками работают прямо в порту, не вытаскивая судно из воды. Сейчас для этого всё чаще используют подводных роботов — они могут работать дольше и тщательнее.

Но и тут есть загвоздка. Счищенные ракушки и водоросли падают на дно порта, загрязняя его. Многие страны теперь требуют, чтобы вся грязь собиралась и утилизировалась как отходы. Это ещё больше увеличивает расходы.

Экологическая бомба замедленного действия

А знаете, что самое страшное в биообрастании кораблей? Эти судна становятся невольными переносчиками инвазивных видов. Ракушка, прилипшая к корпусу в Японии, может через месяц отвалиться у берегов Калифорнии и дать начало новой популяции.

Так происходит биологическое загрязнение океанов. Виды, которые миллионы лет жили в изоляции, вдруг встречаются в одном море и начинают конкурировать. Часто это заканчивается экологической катастрофой для местных видов.

Будущее без ракушек

Учёные работают над революционными решениями. Испытывают покрытия, которые имитируют кожу дельфинов или акул — такие поверхности естественным образом очищаются при движении. Разрабатывают "умные" краски, которые реагируют на прикосновение морских организмов.

Есть даже проекты судов с электрической защитой — слабый ток, безопасный для рыб, но неприятный для ракушек. И ультразвуковые отпугиватели, которые создают в воде вибрации, мешающие личинкам прикрепляться.

Вечная битва продолжается

Потеря скорости из-за обрастания составляет 8—15%, а рост расхода топлива — до 20—35% за междоковый период. Эти цифры заставляют судоходные компании вкладывать огромные деньги в борьбу с крошечными морскими созданиями.

Удивительно, правда? Человек построил корабли, которые весят десятки тысяч тонн, оснастил их мощнейшими двигателями, а остановить их может колония ракушек размером с ноготь. Природа всегда найдёт способ напомнить, кто в доме хозяин.

А пока корабли бороздят океаны и война с биообрастанием продолжается. Ставки слишком высоки — речь идёт о миллиардах долларов и экологии планеты.

"Морская шуба" для кораблей: как ракушки за год превращают суда в неповоротливые бочки

Источник - https://dzen.ru/id/6898eeef3a8ebb77f9066089

Показать полностью 4
6

Последние китобои Калининграда: когда океан замолчал

Последние китобои Калининграда: когда океан замолчал

"Слышишь, внучек? Это гудок в порту. А раньше так гудели наши китобойцы, когда домой возвращались", — говорил мне мой дядька Григорий Аухаренок, когда я маленьким гулял с ним.
Прошло уже сорок восемь лет с тех пор, как последний раз в Калининградский порт вошла флотилия «Юрий Долгорукий». И вот с самого детства я слышал эту историю — от моего дядьки, от его друзей, от случайных попутчиков в маршрутке, которые узнают, что я местный и учился в мореходке.
История о том, как наш город был столицей советских китобоев. И как все это в одночасье закончилось в 1975 году.

Последние китобои Калининграда: когда океан замолчал

Морские богатыри из соседнего двора
Вы представить не можете, какими героями были китобои в шестидесятых! Дядька рассказывал, что, когда флотилия уходила в рейс, на пирсе собирались тысячи людей. Жены, дети, родители — все провожали своих мужчин в Антарктиду.
А какими они возвращались! Загорелые до черноты, бородатые, с подарками со всех континентов. Соседский дядя Володя привозил маме какао из Южной Америки — настоящее, в жестяных банках.

Китобои жили в отдельном районе, у них были свои магазины, детские сады, поликлиники. По городу ходили легенды о их зарплатах — говорили, что за один рейс матрос зарабатывал столько, сколько учительница за год. Может, и преувеличивали, но машины у китобоев действительно появлялись первыми.

Помню, как мальчишки во дворе играли в китобоев. Самокаты превращались в гарпунные пушки, а дворовые коты — в китов. «Пых-пых! Попал в кашалота!» — кричал Серёжка Муравьёв, целясь в соседского Мурзика.

Плавающий город в ледяном океане
Флагман флотилии — китобаза «Юрий Долгорукий» — был настоящим чудом техники. Представьте: корабль размером с девятиэтажку, на котором живут и работают семьсот человек. Там были не только цеха и мастерские, но и баня, кинозал, библиотека, даже больница с операционной.
Тётя Клава, которая работала поваром на китобазе, рассказывала, что кормить такую ораву — дело непростое. За день съедали центнер хлеба, мешок картошки, полтуши мяса. А в штормы, когда корабль кидало, как щепку, она умудрялась варить борщ, держась одной рукой за поручень.
Моряки проводили в Антарктике по полгода. От дома — тысячи миль, вокруг — только лёд и океан. По радио изредка новости из Москвы, письма от семей приходили с оказией. Дед говорил, что самые счастливые дни были, когда почтовое судно приносило пачки писем. Мужики, как дети, собирались в каюте и читали новости из дома, передавали привет от жён и детей.

Охотники за морскими гигантами
А сама охота! До сих пор мурашки по коже, когда слышу эти рассказы.
Представьте: серое антарктическое утро, корабль покачивается на волнах. Вдруг матрос кричит: «Фонтан справа по борту!» И начинается погоня.
Кашалот — зверь умный. Почует опасность — может нырнуть на час, а всплыть за несколько миль. Дядька рассказывал про одного «академика» (так называли особо хитрых китов), за которым гонялись три дня. Тот водил китобойцев кругами, как щенков за косточкой.
"Но когда, наконец, взяли его", — блестели глаза у деда, — такой был красавец! Двадцать метров в длину, весь в шрамах от схваток с кальмарами. Настоящий морской волк.
Гарпунёр Семён Петрович, сосед по лестничной площадке, показывал мне свои руки — мозолистые, искореженные. «Это от гарпунной пушки, сынок. Когда кит на гарпуне бьётся, такую силищу развивает — трос может руку оторвать». Но говорил он это с гордостью, как орден показывал.

Золотые годы, которые не могли длиться вечно
Первые десять лет флотилия работала как часы. Киты попадались крупные и часто, трюмы возвращались полными, валюта текла рекой. Калининград богател на глазах — строились новые кварталы, открывались заводы, в магазинах появлялись заморские товары.
Помню, как отец показывал мне фотографию в газете: наша флотилия заняла первое место среди всех советских китобоев. На снимке экипаж «Юрия Долгорукого» с переходящим знаменем. Молодые, весёлые, уверенные в себе парни. Казалось, так будет всегда.
Но уже к концу шестидесятых что-то пошло не так. Дядька говорил, что возвращался из рейсов мрачным.
"Киты кончились, внучек", — говорил он, качая головой. — "Раньше за день десяток добывали, а теперь неделями ищем одного".
Стали уходить всё дальше от берегов. Рейсы удлинялись, а результаты ухудшались. В газетах писали о снижении планов, о «временных трудностях». Но тётка-то всё видела и рассказывала, что мужики возвращались усталые и какие-то потерянные.

Когда мир сказал «хватит»

Последние китобои Калининграда: когда океан замолчал

А тут ещё началась эта вся возня с защитниками животных. По телевизору показывали митинги в Америке и Европе, где люди с плакатами требовали прекратить «варварское истребление китов».
Дядька сначала злился: «Сидят в тепле, жирные, а нас учат, как жить! Мы же не для забавы китов бьём — стране валюта нужна, людям работа!»
Но потом и сам стал сомневаться. Особенно после того рейса, когда нашли кита с детёнышем.
Малыш рядом с мамкой плавал, не отставал ни на шаг, — рассказывал дядька, и голос у него дрожал. — Такой маленький, беззащитный. И мы... мы их обоих... Замолкал и долго смотрел в окно.
Международные ограничения становились всё жёстче. Раньше били всех подряд, а теперь каждый кит был на счету. Комиссии, квоты, проверки — головная боль для капитанов.

Последний рейс
Весной 1975 года «Юрий Долгорукий» вернулся домой в последний раз. Никто тогда не знал, что это финал, но что-то в воздухе чувствовалось.
Обычно возвращение китобоев было праздником — салют из гарпунных пушек, музыка, встречающие толпы. А тут корабли вошли в порт тихо, как-то буднично. Народу на причале было мало, и тот больше из любопытства пришёл.
Дядька рассказывал, что на прощальном банкете капитан Иванов поднял тост «за тех, кто остался в океане», и многие плакали. Понимали — конец.
Потом началась распродажа. «Юрий Долгорукий» ушёл на слом в Индию — представляете, такой красавец-корабль! Гарпунеры кое-как переделали в рыболовные суда, но это было уже не то. Как скаковую лошадь в ломовую перепрячь.

Что осталось
Помню, как дядька рассказывал, что тяжело переживал закрытие флотилии. Ему было всего пятьдесят. Устроился сварщиком-термистом, но часто повторял: «Не то, внучек, совсем не то».
Многие китобои спились. Кто-то уехал в другие города. А кто-то, как сосед дядя Витя, до самой смерти рассказывал в подъезде истории про Антарктиду всем, кто готов был слушать.
Город тоже изменился. Исчезли валютные поступления, закрылись связанные производства. Калининград из «китобойной столицы» постепенно превратился в обычный областной центр.
Но знаете что? Сейчас я понимаю — дядька был прав, когда под конец жизни сказал: «Может, и хорошо, что прекратили. Не наше это дело — зверей морских истреблять».

Иду иногда к памятнику морякам на набережной, стою, слушаю ветер и похлюпывающие на воде шлюпки. И кажется мне, что где-то далеко в Антарктическом океане плывут киты — те самые, которых не успели поймать наши деды. Плывут и радуются, что океан снова стал их домом, а не охотничьими угодьями.
Может, правда лучше так.

К слову, дядька у меня был мировым мужиком, во время ВОВ миномётчиком воевал. Я им очень горжусь!

Последние китобои Калининграда: когда океан замолчал

Канал на ДЗЕН - https://dzen.ru/id/6898eeef3a8ebb77f9066089

Показать полностью 10
37

Древние ужасы морской бездны: 10 чудовищ, что сеяли страх в сердцах мореходов

Древние ужасы морской бездны: 10 чудовищ, что сеяли страх в сердцах мореходов

С давних времён, мировой океан скрывает секреты в холодных глубинах, куда не проникает человеческий взгляд. Там, где нет лунного света и всегда темно, живут создания, от которых у самых смелых моряков душа уходила в пятки. От отца к сыну передавали истории про встречи с ужасными тварями, которые могли в миг потопить корабль со всеми людьми на борту.

Древние ужасы морской бездны: 10 чудовищ, что сеяли страх в сердцах мореходов

Как рождались морские страшилки

Когда люди только начали плавать по морям, океан казался местом, полным волшебства и непонятных вещей. Огромные волны, возникающие из ниоткуда, странные звуки из глубины и тёмные тени под кораблём - всё это пугало моряков до дрожи.

Встречи с настоящими морскими жителями - огромными китами и кальмарами акулами с зубами, способными перекусить человека пополам - вот что подпитывало легенды и превращало их в мифы о морских чудовищах.

10. Кракен — Владыка Северных Вод (Скандинавские земли)

В суровых водах Северного моря, где волны бьются о скалистые берега Норвегии и Исландии, обитает самый страшный из всех морских демонов — Кракен. Древние скальды воспевали это чудовище как живой остров, способный принимать облик суши, чтобы заманить ничего не подозревающих мореходов.

Щупальца этого исчадия морской бездны простираются на многие сотни шагов, каждое толщиной с корабельную мачту. Когда Кракен пробуждается в своём подводном логове, морская вода над ним начинает кипеть и пениться, словно в преисподней. Одним взмахом своих чудовищных конечностей он способен создать водоворот, что затянет в пучину целую флотилию.

Мудрые северные рыбаки научились распознавать приближение Кракена по неожиданно богатому улову — рыба в панике поднимается к поверхности, спасаясь от пробуждающегося гиганта.

9. Левиафан — Библейский Змей Бездны (Земли Ближнего Востока)

В священных письменах древних евреев запечатлён образ самого ужасного из морских чудовищ — Левиафана, дракона морских глубин. Это исчадие тьмы настолько огромно, что способно поглотить весь мир, словно песчинку.

Чешуя Левиафана крепче любых щитов, выкованных руками смертных, глаза его пылают ярче звёзд, а из пасти вырываются языки адского пламени. Там, где проплыл этот демон, морская вода долго остаётся горячей, словно расплавленный металл.

Благочестивые мореходы средневековья видели в Левиафане самого Сатану, восставшего из преисподней. Встреча с этим созданием тьмы предвещала либо скорую смерть, либо приближение конца времён.

8. Морские Змеи — Стражи Северных Морей (Северная Европа)

В холодных водах северных морей извиваются гигантские змеи, чьи тела простираются на расстояние полёта стрелы. Эти порождения морской стихии могут трижды обвиться вокруг корабля и сжать его в объятиях смерти.

Кельтские друиды рассказывали о Each-uisge — водяном коне-оборотне, который принимал облик прекрасного скакуна, дабы заманить всадника и утащить его в водную могилу. А в землях викингов все знали о Йормунганде — мировом змее, что лежит на дне всех морей, обвив собой землю, подобно кольцу.

7. Морской Монах — Предвестник Морских Бед (Воды Балтики)

В туманных водах Балтийского моря является морякам таинственный Морской Монах — существо в чёрной рясе с рыбьим хвостом вместо ног. Лицо его покрыто серебристой чешуёй, а глаза горят холодным пламенем.

Не причиняет он вреда сам, но появление его всегда предвещает великие беды на море — кораблекрушения, штормы и гибель душ человеческих. Голос Морского Монаха звучит как эхо из морских глубин, предупреждая о грядущих напастях.

9) Левиафан; 8) Морской змей; 7) Морской монах.

9) Левиафан; 8) Морской змей; 7) Морской монах.

6. Йормунганд — Мировой Змей (Скандинавские земли)

В самых глубоких пучинах мирового океана покоится Йормунганд — змей настолько огромный, что опоясывает всю землю, держа в пасти собственный хвост. Когда этот исполин ворочается во сне, содрогается земля, а в морях поднимаются волны-горы.

Викинги верили, что Йормунганд — порождение коварного Локи, и в день Рагнарёк он восстанет из морской пучины для последней битвы. Тогда яд, извергаемый змеем, отравит небо и море, и даже боги не устоят перед его дыханием смерти.

5. Умибодзу — Призрак Японских Вод (Земля Восходящего Солнца)

В бурных водах у берегов Японии во время самых страшных штормов из пучины поднимается Умибодзу — гигантская чёрная голова размером с гору. Глаза его пылают адским огнём, а зияющая пасть способна поглотить целый корабль.

Это демон требует от мореходов жертву — бочку. Но горе тому, кто даст ему бочку с дном — Умибодзу придёт в ярость и пошлёт корабль на дно. Спастись можно, лишь предложив ему бочку без дна — тогда разочарованный демон уйдёт в свои подводные чертоги.

Японские рыбаки шепчут, что Умибодзу — это неупокоенные души утонувших монахов, обречённые вечно скитаться в морских глубинах.

4. Ахти — Владыка Финских Вод (Земля Тысячи Озёр)

В озёрах и морях Финляндии правит Ахти — древний бог вод, могущественный и капризный. Являет он себя в облике седого старца с бородой из зелёных водорослей, чей взгляд способен как даровать богатый улов, так и наслать смерть.

В подводном дворце Ахти повинуются ему все морские твари. Властен он над бурями и штилями, может успокоить разбушевавшиеся волны или наслать шторм на того, кто прогневал его. Особенно опасно встретить Ахти в белые ночи — тогда он может заколдовать смертного и навек увлечь в своё царство.

3. Дагон — Божество Морских Пучин (Земли Филистимлян)

В древних землях Ближнего Востока поклонялись Дагону — владыке всех морей и океанов. Наполовину человек, наполовину рыба, этот морской бог был ужасен в своём могуществе и непредсказуем в своём гневе.

Мог Дагон даровать мореходам попутные ветра и богатый улов, а мог наслать на них бури, что разбивали корабли о скалы. Финикийские купцы перед каждым плаванием приносили ему дары — золото и благовонные масла, моля о милости морского владыки.

5) Умибодзу; 4) Ахти; 3) Дагон

5) Умибодзу; 4) Ахти; 3) Дагон

2. Афанк — Валлийский Пожиратель (Горные Озёра Уэльса)

В тёмных водах озера Ллин-ир-Афанк обитает чудовище Афанк — исчадие, подобное гигантскому бобру с челюстями крокодила. Размерами равен он дому, а когти его способны сносить вековые дубы.

Когда Афанк ворочается в своём озёрном логове, вода выплёскивается с такой силой, что затапливает целые долины, сметая всё живое на своём пути. Побеждён был этот демон лишь хитростью — прекрасная дева усыпила его своими песнями, а отважные воины сковали цепями.

1. Каппа — Водяные Убийцы (Реки и Озёра Японии)

В тихих заводях японских рек живут Каппа — водяные демоны ростом с ребёнка, но наделённые нечеловеческой силой. Кожа их зелена, как тина, лапы украшены перепонками, а на макушке — углубление с водой, источник их демонической мощи.

Каппа — коварные убийцы, что заманивают в воду людей и скот, дабы высосать их жизненную силу. Но есть способ одолеть их — если заставить поклониться, вода из углубления выльется, и демон станет беспомощным.

2) Афанк 1) Каппа

2) Афанк 1) Каппа

Истоки Морских Легенд

Знаете что интересно? Многие из этих легенд имели под собой реальную основу. Взять хотя бы кракена – гигантские кальмары действительно существуют, и некоторые из них достигают 18 метров в длину! Их мёртвые тела иногда выбрасывало на берег, и люди, увидев такую тварь, конечно, пугались и придумывали всякие ужасы.

Морских змеев часто принимали за длинные водоросли, которые болтались в воде, или за группу дельфинов, плывущих друг за другом. А сирен, скорее всего, вдохновили дюгони или тюлени – издалека их действительно можно принять за человека.

Ну и конечно, природные явления тоже пугали моряков. Водовороты, огромные волны, штормы – всё это в сознании суеверных моряков превращалось в живых существ, которые якобы могли думать и мстить.

Закат Эпохи Морских Чудовищ

Время шло, человек познавал тайны природы, изобретал чудесные приспособления, позволявшие проникнуть в морские глубины. Эхолоты открыли то, что скрывалось под водой, подводные корабли позволили спуститься в бездну, небесные светила-спутники указали путь в океане.

Постепенно морские демоны отступили в область преданий и сказаний. Но память о них живёт в сердцах людей, легендах, песнях и кино, напоминая о тех временах, когда мир был полон тайн и чудес, а граница между реальным и мистическим была тонка, как морская пена.

Источник - https://dzen.ru/id/6898eeef3a8ebb77f9066089

Показать полностью 5
1298

Пролежали на дне сотни лет и почти не сгнили. Почему в Балтийском море затонувшие деревянные корабли хорошо сохранились?

Пролежали на дне сотни лет и почти не сгнили. Почему в Балтийском море затонувшие деревянные корабли хорошо сохранились?

Я, как житель Калининграда очень люблю море и всё, что с ним связанно. Много читаю книг про корабли, морские сражения и про мореходов. Особенно люблю истории про суда 15-17 веков. И по мере изучения этой темы задал себе один закономерный вопрос - почему в одних морях деревянные корабли быстро сгнивают, а в других лежат сотни лет и вполне себе неплохо сохраняются? Где-то в подсознании я предполагал, что влияет температура, солёность и тд. Но без конкретики всё равно понимание было смутным, поэтому я решил разобраться в этом вопросе более основательно и вот, что я узнал.

Пролежали на дне сотни лет и почти не сгнили. Почему в Балтийском море затонувшие деревянные корабли хорошо сохранились?

Скрытный враг истории

В большинстве морей и океанов деревянные корабли превращаются в труху за 20-30 лет максимум и солёность воды имеет к этому лишь косвенное отношение. Дерево под водой — это как приглашение на обед для всякой морской мелочи.

Главные враги — бактерии, грибки, ну и конечно же корабельные черви. Кстати, это вообще не черви, а такие противные моллюски, которые только выглядят как черви. Эти твари вгрызаются в дерево и прогрызают там целые лабиринты. Работают они как проклятые — в теплых морях от огромного галеона за пару десятков лет может остаться только горка опилок. Но с Балтийским морем творится какая-то магия. На дне Балтики корабли покоятся веками и хоть бы что. И все потому, что природа создала там идеальные условия для консервации.

Во-первых, вода в Балтике почти пресная. Соленость там всего 6-8 промилле, а корабельным червям нужно минимум 10. Получается, что главные разрушители дерева не могут выжить в такой "пресной" воде.

Во-вторых, лето у нас не жаркое, очень часто дожди, и небо почти всегда серое из-за туч. Поэтому море не сильно прогревается. В холодной воде все процессы замедляются в несколько раз. Те же бактерии и грибки работают как в замедленной съёмке.

Ну и в-третьих, дно на глубинах илистое, песочек есть только в прибрежной зоне, а вот уже на глубинах более 80-ти метров идёт ил. Затонувший корабль заносит илом — и получается естественная "упаковка". Ил перекрывает доступ кислорода, а без кислорода процессы гниения идут еще медленнее. Такая вот природная консервация.

Пролежали на дне сотни лет и почти не сгнили. Почему в Балтийском море затонувшие деревянные корабли хорошо сохранились?

"Ваза" — самая крутая находка

Самый знаменитый пример — шведский корабль "Ваза". Этот красавец затонул в 1628 году прямо возле Стокгольма, а подняли его только в 1961-м. И знаете что? Корабль сохранился так хорошо, что сейчас стоит в музее как новенький.

У "Вазы" сохранились не только корпус и мачты, но даже мелочевка — резные украшения, корабельная мебель, личные вещи матросов. Это вообще нереально — корабль пролежал под водой больше 300 лет и так хорошо сохранился.

И таких находок в Балтике полно. Археологи постоянно поднимают корабли с сохранившимися трюмными насосами, деревянными воротами для якорей, даже остатки парусов попадаются.

Пролежали на дне сотни лет и почти не сгнили. Почему в Балтийском море затонувшие деревянные корабли хорошо сохранились?

А в других морях — полная беда

Для сравнения посмотрим на другие моря. Картина печальная.

В Средиземном море соленость 39 промилле — почти в пять раз больше Балтики. Плюс там тепло круглый год. Для корабельных червей это просто рай на земле в воде. Поэтому от древних кораблей там остаются только черепки посуды да металлические штуки.

В Карибском море еще хуже — там вообще курорт для всякой морской живности. Знаменитые пиратские корабли, которые там тонули сотнями, сейчас представляют собой жалкие кучки пушек, якорей и золотых монет. От дерева ничего не остается.

Даже в Черном море, где на глубине вообще кислорода нет, дерево не очень хорошо сохраняется. Соленость там 18 промилле — вполне достаточно для корабельных червей в верхних слоях.

Получается, что Балтика — единственное место на планете, где можно найти деревянные затонувшие корабли в нормальном состоянии. Для ученых это просто клад.

Каждый такой корабль — это как машина времени. По сохранившимся деталям, инструментам, посуде, одежде можно увидеть и понять, как жили люди несколько веков назад. Это гораздо круче любых книг по истории.

Например, изучая конструкцию, анализируют, как развивались технологии судостроения. По товарам в трюмах восстанавливают торговые маршруты. А личные вещи экипажа показывают быт простых моряков.

И сейчас дно Балтики продолжает выдавать сюрпризы. С современными подводными роботами и эхолотами каждый год находят новые корабли.

И все эти ценные находки являются уникальной возможностью изучить настоящие технологии прошлого в живую, а не только то, что написано в учебниках.

Природный холодильник

В общем и целом, получается, что Балтийское море работает как гигантский природный холодильник-консервант. Низкая соленость не даёт развиваться корабельным червям, холодная вода замедляет разложение, ил защищает от кислорода.

Это настолько уникально, что Балтику называют "кладбищем кораблей". Звучит мрачно, а на деле это больше похоже на подводную библиотеку истории.

Пролежали на дне сотни лет и почти не сгнили. Почему в Балтийском море затонувшие деревянные корабли хорошо сохранились?

Так что, если будете когда-нибудь у нас на Балтике, помните — под спокойной водой лежит целый мир затонувших кораблей. Каждый из них — свидетель своей эпохи, который терпеливо ждет, когда его история будет рассказана.

Пролежали на дне сотни лет и почти не сгнили. Почему в Балтийском море затонувшие деревянные корабли хорошо сохранились?

Источник - https://dzen.ru/id/6898eeef3a8ebb77f9066089?tab=articles

Показать полностью 6
48

Смелые, но не всегда удачные эксперименты: 9 самых необычных кораблей военного флота, которые реально существовали в 19-ом веке

Смелые, но не всегда удачные эксперименты: 9 самых необычных кораблей военного флота, которые реально существовали в 19-ом веке

Знаете, когда смотрю на современные военные корабли — всё как-то логично и понятно. Красивые, стремительные, с правильными обводами. А вот раньше... Раньше конструкторы явно не боялись экспериментировать. И порой создавали такие «шедевры», что диву даёшься: как это вообще могло плавать?

Смелые, но не всегда удачные эксперименты: 9 самых необычных кораблей военного флота, которые реально существовали в 19-ом веке

9. «Поповки» — круглые тарелки адмирала Попова

В 1870-х годах адмирал А. А. Попов построил два круглых броненосца — «Новгород» и «Киев» (позже переименованный в «Вице-адмирал Попов»).

Представьте себе: корабль в форме блина диаметром 30 метров! Со стороны это выглядело так, будто в море спустили гигантскую сковородку с пушками. Идея была простая — круглая форма должна была обеспечить максимальную остойчивость при минимальной осадке, но вот на практике... Корабли действительно были очень остойчивы, но управлялись как пьяные ёжики. При выстреле из главного калибра «поповка» начинала крутиться волчком, а попасть во что-то конкретное было задачей на грани фантастики. Устойчивость на курсе тоже оставляла желать лучшего. Орудия перезаряжались очень долго — целых 10 минут. Да и скорость тоже подводила, всего 6,5 узлов

8. USS Monitor — железная коробка на плоту

Американцы в 1862 году создали нечто совершенно невероятное. USS Monitor был первым броненосцем ВМС США с вращающейся башней, но выглядел он как железная коробка, поставленная на плоский плот.

Высота борта над водой — всего 60 сантиметров. И тут есть одно "НО". Очень низкие борта делали корабль менее заметным, но сильно мешали управлению, а небольшие волны заливали палубу. В первом же плавании, при волнении всего в 2-3 балла, корабль чуть не утонул. Вода лилась через борта, негерметичные люки пропускали её внутрь. Волны сбили трубы, вода потушила котлы. Трюмы наполнились дымом, и из-за остановки машин не работали помпы. Корабль тонул медленно, но верно. Лишь с улучшением погоды удалось снова разжечь котлы, откачать воду и продолжить путь.

Новая система вращения башни тоже была не идеальна. Башня вращалась то с трудом, то слишком легко и быстро, а если она уже вращалась, то остановить её было практически невозможно.

Многие недостатки можно было бы исправить, но Монитор срочно требовался в строю.

7. HMS Devastation — корабль без рангоута

В 1871 году англичане шокировали мир: они построили первый океанский военный корабль вообще без парусов! HMS Devastation работал только на паровых машинах.

Для того времени такое решение было немыслимо. Многие даже хватались за сердце: «А если пар кончится? А если машина сломается?» Корабль называли «плавающим гробом» и «безумием инженеров».

На деле «Devastation» прослужил больше 30 лет и показал, что будущее флота — за паровыми машинами. Но выглядел он действительно странно: низкий, приземистый, без привычных мачт с парусами.

6. Броненосец «Фурьё»

Французы в 1850-х решили создать революционный броненосец: сделали плоскую палубу выше бронированного пояса (что уже явно является тревожным звоночком), а все орудия разместили в закрытых казематах минусы были в том, что низкие и сырые помещения заливались волнами, плюс к этому орудия средней палубы нельзя было использовать в море на ходу.

Малый надводный борт и плохая остойчивость мешали кораблю нормально действовать в открытом море.

Двухвальная силовая установка была неудачным решением для живучести – она потребовалось, чтобы перенести второе орудие на корму.

Во время тестов обнаружились проблемы с размещением торпедных аппаратов, их установили очень близко к ватерлинии в носовой части корабля, и вскоре они были просто сняты.

5. Мониторы класса «Пассейк» — корабли-невидимки

Американские мониторы времён Гражданской войны выглядели как первоначальный Монитор, только больше примерно на 40%, с чуть более крепкой бронёй и мощными пушками. Главное обновление – боевая рубка на башне. Благодаря ей капитан мог лучше видеть всё вокруг и быстрее отдавать команды. Но броня у «Пассаиков» была слабовата: много слоёв на отдельных листах. Для 1860-х это было нормально, но уже в 1870-х такая защита не спасала от мощных нарезных орудий.

4. HМS Captain

Англичане в 1860-х попытались совместить несовместимое. Поставили на парусный корабль тяжёлые вращающиеся башни. Получился HMS Captain — красивый, но остойчивость корабля оставляла желать лучшего.

Башни были такие тяжёлые, что центр тяжести поднялся критически высоко. На свой четвёртый месяц службы в 1870 году корабль перевернулся во время обычного шторма в Бискайском заливе. Погиб практически весь экипаж — 473 человека.

Смелые, но не всегда удачные эксперименты: 9 самых необычных кораблей военного флота, которые реально существовали в 19-ом веке

3. «Cerberus» — австралийский монстр

В далёком 1870-м, в Джарроу, что в Великобритании, на верфи Palmers Shipbuilding and Iron Company, сошёл на воду Цербер. Заказала его колония Виктория, что в Австралии, а спроектировал сам Чарльз Пэсли. Уже в 1871-м он прибыл порт Мельбурна, на юго-восточном побережье Австралии, и там служил верой и правдой до конца дней.

Корабль выдался на славу, всего 68 метров в длину, но с двумя громадинами-башнями, а в каждой - пара 254-мм пушек. Выглядел он забавно, как короткая сардина с двумя большими горбами на спине.

Корабль выглядел как коротенькая сардинка с двумя здоровенными горбами на спине. Плавал медленно, поворачивался еле-еле, зато мог одним залпом разнести в щепки любого противника.

2. USS Vesuvius — корабль-миномёт

В 1888 году американцы создали совершенно безумный корабль. USS Vesuvius был оснащён тремя пневматическими пушками, которые стреляли... динамитными снарядами!

Орудия были встроены прямо в корпус под фиксированным углом. Чтобы прицелиться, приходилось поворачивать весь корабль. Выглядел «Везувий» как обычный крейсер, но с тремя странными трубами торчащими из носа.

1. Корабли - «черепахи»

В 1880-х бронепалубные крейсеры вошли в моду, и многие страны принялись их штамповать. Фишка этих кораблей была в том, что бока у них бронёй не прикрыты, зато палуба – как черепаший панцирь, обшита толстенной бронёй.

Суть такого конструктивного решения заключалась в том, что снаряды будут отскакивать от наклонной палубы. И это работало, однако горбатая палуба и высокие надстройки выглядели довольно необычно.

Смелые, но не всегда удачные эксперименты: 9 самых необычных кораблей военного флота, которые реально существовали в 19-ом веке

Почему строили такие «чудеса»?

XIX век — это эпоха революции в военном кораблестроении. Прогресс шагал широкими шагами: появились паровые машины, нарезная артиллерия, броня. Никто точно не знал, как всё это правильно сочетать.«Поповки» показали важность управляемости. «Монитор» доказал эффективность башенной артиллерии. HMS Captain продемонстрировал критичность остойчивости.

Конструкторы экспериментировали, пробовали, ошибались. Одни делали ставку на мощь огня, другие — на защиту, третьи — на скорость. Отсюда и такое разнообразие «монстров».

Каждый из этих необычных кораблей внёс свой вклад в развитие флота.

Их «странности» стали уроками для будущих поколений кораблестроителей. Каждая неудача приближала к созданию идеального боевого корабля.

Если присмотреться, то и сегодня военные корабли порой выглядят довольно необычно. Американский эсминец «Зумвальт» с его угловатыми формами, шведские корветы класса «Висбю» в форме стелс-пирамиды...

А через сто лет наши корабли покажутся такими же «вздорными», как нам сейчас — круглые «поповки» или плоские «мониторы».

Источник - https://dzen.ru/id/6898eeef3a8ebb77f9066089?tab=articles

Показать полностью 3
51

«Штандарт II» и «Полярная звезда». Какая судьба постигла яхты Николая II после революции

«Штандарт II» и «Полярная звезда». Какая судьба постигла яхты Николая II после революции

Личные яхты Николая II были не просто дорогими игрушками царя. Они служили символом власти и площадкой для важных переговоров. Кроме этого сочетали в себе передовые инженерные решения и роскошную отделку.

После революции 1917 года эти шикарные суда в их истинном предназначении стали бесполезны для нового правительства.

«Штандарт II» и «Полярная звезда». Какая судьба постигла яхты Николая II после революции

Яхты Николая II

В 1888 году со стапелей сошла «Полярная звезда» – царская яхта, что надо! 106 метров в длину – настоящий плавучий дворец, водоизмещением почти в 4100 тонн. Эта громадина приводилась в движение двигателем мощностью в 3000 лошадей, а следили за ней 240 человек команды.

На борту было всё, чтобы месяцами не сходить на берег. Представьте себе: церковь для служб, библиотека и даже коровник! Да, у императора на яхте жила корова. И не просто так, а в своей каюте, с личной дояркой. Свежее молоко было нужно государю, где бы он ни был.

Яхта смахивала на крейсер – сделали так специально. Она действительно несла артиллерийское вооружение и в случае войны могла стать боевым кораблем.

Николай II часто брал с собой в плавания жену и детей. Врачи советовали императрице дышать морским воздухом, да и царевичу Алексею, который страдал гемофилией, это было полезно.

А в марте 1895 года появилась «Штандарт II» – еще круче! 128 метров в длину, водоизмещение почти 5500 тонн. Две мощные машины — 12000 лошадиных сил, в четыре раза мощнее, чем у «Полярной звезды». И команда – 370 человек.

Внутри – роскошь. Стены отделаны дорогим деревом: вишня и орех – для императорской каюты. Библиотека, детская комната и даже операционная – всё под рукой. Для больного наследника это было важно.

«Штандарт II» и «Полярная звезда». Какая судьба постигла яхты Николая II после революции

1917 год, когда все изменилось

Февраль 1917-го стал роковым не только для царской семьи, но и для их яхт. Революционная волна докатилась и до флота. Матросы, которые еще недавно почтительно кланялись императору, теперь требовали его отречения.

Экипажи императорских яхт тоже присоединились к революции.

После отречения Николая II яхты остались в Кронштадте как некие призраки прошлого. Временное правительство не знало, что с ними делать. Продавать- но кому? Содержать - на какие деньги?

«Штандарт» от императорской яхты до мишени

Со «Штандартом» большевики обошлись особенно цинично. Сначала, в 1917 году, яхту переименовали в «18 марта» — в честь Парижской коммуны. Понятное дело, никто не хотел видеть напоминания о царских временах.

Но это было только началом. В 1920 году корабль законсервировали — денег на содержание не было, да и нужды особой тоже. Простоял без дела целых 10 лет.

В 30-х годах императорская яхта была переделана в минный заградитель. В таком качестве она вошла в состав Балтийского флота. В 1936 году яхту снова переименовали — теперь в честь французского коммуниста Андре Марти, а спустя двенадцать лет дали совсем простое название — «Ока».

Финал истории «Штандарта» печален. В середине 1960-х корабль, отслуживший свое, отправили на металлолом. Разобрали на запчасти, как обычный старый корабль. От былого великолепия не осталось ничего.

«Полярная звезда» - похожая судьба

С «Полярной звездой» поступили примерно так же. В годы Первой мировой яхта прохлаждалась в Петрограде, а летом 1917-го перевели в Гельсингфорс. Там её облюбовал Центрокомитет Балтфлота.

С 1920-го вместе со Штандартом простаивала в Кронштадте.

«Штандарт II» и «Полярная звезда». Какая судьба постигла яхты Николая II после революции

Но в начале 30-х её решили переделать в плавбазу для подлодок. Движок сменили на дизель (а отопление оставили старое), трубу спереди убрали, мачты поставили полегче. Но убранство внутри почти не тронули. В 1936-м на ней подняли советский военно-морской флаг.

Во время Зимней войны она служила базой для 2-й бригады подлодок. Стояла в Минной гавани Таллина и помогала подлодкам уходить на задания. А в бывшем царском салоне командование Балтфлота решало важные вопросы.

Летом 41-го вместе с подлодками ушла в Усть-Лугу, а потом в Ленинград. С 42-го стала базой для 3-го дивизиона подлодок. В 44-м её перебросили в Турку, чтобы поддерживать подлодки.

В 54-м её переделали в плавказарму, а в 61-м – в корабль-мишень для испытаний ракет.

В конце 1961-го, испытывая ракеты, её утопили в Рижском заливе, возле островов Кихну и Рухну. Там глубина небольшая, так что Полярная звезда ушла под воду только по трубы.

Почему так жестоко?

Почему же нельзя было сохранить яхты как музеи? Ведь это же история!

Тут несколько причин. Во-первых, содержать такие корабли очень дорого. Нужна постоянная команда, топливо, ремонт. У молодого советского государства денег на это не было — гражданская война, разруха, голод.

Во-вторых, идеологические соображения. Яхты напоминали о «проклятом царском прошлом». Зачем сохранять символы «эксплуататорского строя»? Лучше переделать в нечто полезное для рабочих и крестьян.

В-третьих, практичность. Корпуса кораблей были крепкими, механизмы работали. Почему бы не использовать их для нужд флота?

Что осталось от роскоши

Конечно, кое-что от роскоши императорских яхт осталось – немного мебели, посуды и украшений теперь в музеях.

В Петергофе есть музей Императорские яхты. Там можно увидеть модели яхт и кое-какие настоящие вещи с кораблей. Но, честно говоря, это лишь малая часть былого шика.

Интересно, что золоченый двуглавый орел со «Штандарта» был снят ещё в 1917-м и где-то потерян.

«Штандарт II» и «Полярная звезда». Какая судьба постигла яхты Николая II после революции

Печальный итог

А ведь могло быть иначе. В других странах старые королевские яхты стали музеями, туристическими достопримечательностями. У нас же победила практичность над красотой.

Как и их владельцы, «Штандарт» и «Полярная звезда» тоже ушли в историю, оставшись лишь в воспоминаниях.

Источник - https://dzen.ru/id/6898eeef3a8ebb77f9066089

Показать полностью 5
8

Морозный ветер и шторм. Почему обледенение так опасно для кораблей и как с ним борются моряки

Морозный ветер и шторм. Почему обледенение так опасно для кораблей и как с ним борются моряки

Морской лёд убивает корабли быстрее, чем любой шторм. Звучит странно? А вот моряки знают эту истину на собственной шкуре.

Вы когда-нибудь видели, как обледеневает машина после ледяного дождя? Теперь представьте то же самое, но в открытом океане, при урагане, когда каждая волна добавляет новый слой льда на корабль. За ночь судно может превратиться в айсберг — и просто перевернуться.

Морозный ветер и шторм. Почему обледенение так опасно для кораблей и как с ним борются моряки

Как работает эта смертельная ловушка

Вся беда в физике. Корабль спроектирован так, чтобы его центр тяжести был как можно ниже — тогда он остойчив. Но когда сверху нарастает лёд, всё меняется.

Допустим, на верхних конструкциях намерзло 50 тонн льда. Это всё равно что поднять 50 тонн груза на самую высокую точку корабля. Судно становится как ванька-встанька с грузом на голове — любая волна может его опрокинуть.

Помните как в мультфильме "Приключения капитана Врунгеля", Христофор Банефатьевич в попытке ввести в заблуждение преследующие их корабли поднял на мачту тяжёлый груз. После перемещения центра тяжести в самую высокую точку, яхта потеряла остойчивость и перевернулась, так и тут смысл тот же.

Морозный ветер и шторм. Почему обледенение так опасно для кораблей и как с ним борются моряки

Когда цифры становятся могилами

В 2019-м у Аляски затонула "Scandies Rose". Рыбаки, как обычно, вышли за крабами. Началось обледенение — экипаж пытался скалывать лёд, но не успевал. Корабль перевернулся за считанные минуты. Из 7 человек выжили только двое.

А год спустя в Баренцевом море погиб российский траулер "Онега". Та же история: лёд, потеря остойчивости, катастрофа. 17 человек ушли на дно вместе с кораблём.

Эти цифры не просто статистика. За каждой — чья-то жизнь, чьи-то дети, родители, друзья.

Анатомия ледяного плена

Всё начинается безобидно. Температура воздуха падает до -8, -10 градусов. Волны бьют о борт, вода разлетается брызгами. И вот эти брызги мгновенно замерзают в воздухе.

Сначала тонкая корочка на поручнях. Потом потолще на палубе. Через час — уже серьёзный слой на мачтах и надстройках. А дальше — лавина. Чем больше льда, тем больше поверхности для нового льда.

Война с ледяным врагом - Мушкеля наперевес

Главное оружие — топоры, молотки, ломы. Экипаж делится на группы, каждой — свой участок. Работают посменно, потому что на морозе долго не выдержишь.

Это адский труд. Мороз жжёт лицо, ветер сбивает с ног, палуба скользкая как каток. А ты долбишь лёд молотком, зная: остановишься — все умрём.

Мой знакомый капитан говорил: "Когда начинается обледенение, забываешь про сон, еду, всё. Только лёд и молоток. Иначе домой не вернёшься".

Морозный ветер и шторм. Почему обледенение так опасно для кораблей и как с ним борются моряки

Соль против стихии

Технический способ — поливать палубы и конструкции солёной водой с добавками. Специальные антиобледенительные составы понижают точку замерзания.

Но это работает не всегда. При температуре ниже -20 даже солёная вода превращается в лёд. Тогда остаётся только молоток.

Технологии выживания

На современных судах ставят электрообогрев критически важных участков. Эти системы защищают от замерзания:

* Водоотлив, пожарные шланги, вентиляцию и проходы.

* Палубы, трапы и пути к лодкам.

* Оборудование снаружи.

Основа – греющий кабель, сам подстраивается под нужную температуру (3–5 °С).

С таким обогревом зимой проще ходить по палубе, быстрее работать и экономить силы команды, ведь не нужно сбивать лёд.

В России такие системы делают, например, ГК «ССТ» и NordGrid.

Правда, всё это стоит огромных денег на электричество. На маленьких рыболовецких судах такой роскоши нет.

Бегство — не позор

Опытные капитаны знают: если начинается серьёзное обледенение — лучше сматываться в порт. Гордость не стоит жизни экипажа.

Ищут укрытие за островами, заходят в бухты, прячутся у берега. Главное — выйти из зоны, где образуется лёд.

Предугадать беду

Сейчас метеорологи научились предсказывать условия для обледенения. Спутники отслеживают температуру воды и воздуха, силу ветра, влажность. Если все параметры сходятся — объявляют предупреждение.

Но лучший прогноз — это опыт старых морских волков. Они чувствуют носом, когда готовится ледяная засада. По тому, как меняется ветер, как ведут себя птицы, как "пахнет" воздух.

Технологии против природы

Учёные работают над супер-покрытиями, которые не дают льду прилипать к металлу. Разрабатывают умные системы, которые сами чувствуют начало обледенения и включают обогрев.

После каждой крупной катастрофы ужесточают требования безопасности. Теперь корабли для полярных районов должны иметь специальное противоледовое оборудование.

Но пока что природа сильнее. Арктика не прощает ошибок.

Морозный ветер и шторм. Почему обледенение так опасно для кораблей и как с ним борются моряки


История продолжается

Каждую зиму где-то в холодных морях разыгрывается эта драма. Моряки против льда. И далеко не всегда побеждают люди.

Но они продолжают выходить в море. Потому что кто-то должен ловить рыбу, возить грузы, исследовать океан. И каждый раз это — игра в рулетку с ледяной смертью.

Вот такая она, морская романтика. Без прикрас.

Источник - https://dzen.ru/id/6898eeef3a8ebb77f9066089

Показать полностью 5
127

Главный по мышам на корабле: 8 удивительных историй про корабельных котов, которые кажутся невероятными1

Главный по мышам на корабле: 8 удивительных историй про корабельных котов, которые кажутся невероятными

На кораблях коты были не просто питомцами — это были настоящие члены экипажа. Без них любое судно было обречено: крысы портили припасы, грызли веревки, разносили болезни. Корабельный кот — это спасение от голода и эпидемий.

Главный по мышам на корабле: 8 удивительных историй про корабельных котов, которые кажутся невероятными

1. Непотопляемый Сэм — три жизни и два имени

История этого черно-белого кота началась на гордости немецкого флота — линкоре "Бисмарк". Там его звали Оскар.

В сорок первом году, после сражения с британцами, линкор пошёл ко дну. Выжило всего-то сто пятнадцать моряков, и среди них оказался кот. Британцы с эсминца HMS Cossack подобрали его и оставили себе, дав кличку Сэм.

Но судьба снова решила испытать пушистого. Эсминец был торпедирован немецкой подлодкой U-563 у берегов Гибралтара. Корабль переломился пополам, 159 моряков погибли. Сэм опять выжил.

Его перевели на авианосец HMS Ark Royal — один из самых знаменитых кораблей британского флота. Но и он тоже был торпедирован подлодкой U-81. На этот раз погиб только один человек, но корабль затонул.

Сэм в третий раз остался живым. Тогда суеверные британские моряки решили больше не искушать судьбу и отправили "непотопляемого" кота на службу в береговую базу в Гибралтаре. Там он мирно прожил до 1955 года, став живой легендой флота.

2. Саймон — единственный кот с медалью Дикин

Саймон попал на британский шлюп HMS Amethyst еще котенком в 1948 году. Моряки его подобрали в Гонконге — худющего, больного, но с невероятно умными глазами. За год Саймон превратился в настоящего корабельного профессионала.

20 апреля 1949 года HMS Amethyst поднялся по реке Янцзы для эвакуации британского посольства из Нанкина. Но китайские коммунисты открыли артиллерийский огонь по кораблю. Капитан был убит, 25 членов экипажа ранены, корабль получил серьезные повреждения.

Саймон тоже пострадал — осколки изрешетили ему спину и лапы, усы были полностью выжжены. Корабельный врач считал, что кот не выживет.

Но Саймон не просто выжил — он продолжал ловить крыс! А это было критически важно, поскольку поврежденное судно застряло на реке на 101 день. Крысы угрожали остаткам продовольствия, а Саймон, несмотря на раны, каждую ночь выходил на охоту.

Больше того — кот стал настоящим психологом для экипажа. Он ходил по каютам, мурлыкал раненым, подбадривал моряков своим присутствием. Матросы говорили, что если Саймон держится и не сдается, то и они смогут. Когда HMS Amethyst наконец прорвался к морю, Саймона встречали как героя.

Кота наградили медалью Марии Дикин (высшая награда для животных в британской армии), медалью Синего креста и медалью кампании на Дальнем Востоке. Он стал единственным котом, получившим медаль Дикин. К сожалению, после возвращения в Англию Саймон умер от инфекции.

3. Пули — героиня Тихого океана

В 1944-м, еще котенком, черная кошка по кличке Пули попала на американский десантный корабль. И вот однажды, во время высадки на Окинаву, случилось страшное – камикадзе атаковали. Самолет-смертник врезался в корабль по соседству, а Пули хоть бы что! Сидит себе спокойненько на палубе, умывается, будто ничего не происходит, а вокруг все грохочет и взрывается.

Моряки были так поражены храбростью кошки, что сшили ей специальную матросскую форму и сделали персональный гамак. За участие в боевых действиях Пули получила три орденские планки и четыре боевые звезды — больше, чем некоторые офицеры.

После войны кошка продолжила службу, участвовала в операциях у берегов Китая и Кореи. Она прожила 15 лет и стала одной из самых награжденных кошек в истории американского флота.

4. Пиблз — дипломат в полосатой шубе

Пиблз служил на учебном корабле HMS Western Isles — плавучей академии британских ВМС. Этот умный полосатый кот обладал удивительным чувством этикета. Каждого посетителя в кают-компании он встречал особым ритуалом — садился на задние лапы и протягивал переднюю для рукопожатия.

Адмиралы и офицеры, впервые попавшие на корабль, приходили в восторг от воспитанности кота. Пиблз никогда не попрошайничал за столом, не мешал занятиям курсантов, но всегда появлялся точно к времени обеда.

Самое удивительное — кот различал воинские звания. Простых матросов он приветствовал кивком головы, младших офицеров — мяуканьем, а старших — тем самым знаменитым рукопожатием. Курсанты говорили, что Пиблз лучше них знает морские традиции.

Главный по мышам на корабле: 8 удивительных историй про корабельных котов, которые кажутся невероятными

5. Кот Блэки

Чёрный кот по кличке Блэки служил на британском линкоре - Принц Уэльский. Во время одной из операций на корабль напали японцы с воздуха, и он пошёл ко дну. В хаосе эвакуации Блэки потерялся.

Моряки думали, что кот погиб вместе с кораблем и 327 членами экипажа. Но через три дня спасательные суда подобрали в море небольшой плот с выжившими. На плоту, прижавшись к раненому матросу, сидел промокший, но живой Блэки. Кот три дня дрейфовал в открытом море и не только выжил, но и согревал раненого человека.

После этого случая Блэки стал символом стойкости королевского флота. Его фотографию публиковали британские газеты, а сам кот дожил до глубокой старости на береговой базе в Сингапуре.

Главный по мышам на корабле: 8 удивительных историй про корабельных котов, которые кажутся невероятными

6. Тидлс — морской странник

Рыжий кот Тидлс попал на авианосец HMS Victorious котенком в 1942 году.

Кот поучаствовал много где: был в арктических конвоях в СССР; при высадке в Нормандии; в операциях в Средиземном море и Тихом океане.

У него была собственная койка в каюте капитана и персональный спасательный жилет с именной табличкой.

Кот намотал по морям больше 30 000 морских миль. Это даже больше, чем длина экватора Земли.

Удивительно, но Тидлса никогда не укачивало в море. Даже в жуткий шторм он спокойно спал или ходил по палубе, в то время, как матросы чувствовали себя очень плохо.

За годы службы Тидлс стал отцом множества котят — его потомство служило на десятках кораблей британского флота. Когда в 1950 году HMS Victorious встал на ремонт, седого от морской соли Тидлса торжественно проводили на пенсию.

Главный по мышам на корабле: 8 удивительных историй про корабельных котов, которые кажутся невероятными

7. Конвой — кот-разведчик

Кот по кличке Конвой был как полноценный член экипажа на британском крейсере Гермиона. Корабль ходил с караванами союзников к Мальте и Мадагаскару. У Конвоя даже был свой гамак на корабле, где он любил отдыхать. К несчастью, когда немецкая подлодка U-205 атаковала крейсер, кот погиб вместе с 87 моряками.

Хотел бы добавить, что за котика отомстили в феврале 1943 года. С британского эсминца Паладин взлетел самолёт Bisley и глубинными бомбами разбомбил субмарину.

Главный по мышам на корабле: 8 удивительных историй про корабельных котов, которые кажутся невероятными

8. Чиппи из экспедиции Шеклтона

Полосатик по кличке Миссис Чиппи (хотя это оказался кот, а не кошка) плавал с Эрнестом Шеклтоном к Южному полюсу на корабле Эндьюранс.

Когда судно застряло во льдах Антарктики, Чиппи стал для команды талисманом. Он не боялся холода, гонялся с ездовыми собаками и даже пингвинами. Его выходки помогали морякам не падать духом в трудные времена.

К несчастью, когда стало понятно, что Эндьюранс не спасти, Шеклтон принял непростое решение усыпить кота и других животных, потому что их было не вывезти. Так Чиппи стал одной из жертв той трагичной экспедиции.

В 2004 году в Веллингтоне поставили небольшую бронзовую статую Миссис Чиппи рядом с памятником Шеклтону, чтобы люди помнили об этом преданном друге полярников.

Главный по мышам на корабле: 8 удивительных историй про корабельных котов, которые кажутся невероятными

Традиция продолжается

"Морские" коты издавна были обычным явлением как на торговых и исследовательских, так и на военно-морских кораблях, а само явление "корабельный кот" уходит корнями в древние времена.

Даже сегодня на некоторых кораблях есть коты. Современные суда не так страдают от грызунов благодаря новым технологиям, но традиция корабельного кота живет. Правда, теперь они больше талисманы и друзья экипажа, чем рабочие единицы.

Подписывайтесь на мой канал ДЗЕН - https://dzen.ru/id/6898eeef3a8ebb77f9066089

Показать полностью 6
Отличная работа, все прочитано!