Почему Воскресенье Кром Дува зовётся так?
Легенд и сказок, объясняющих название праздника «Воскресенье Кром Дува» записано великое множество. Очевидно в южной Ирландии фестиваль урожая, попадающий на первое воскресенье августа или последнее воскресенье июля был очень популярен с дохристианских времён, практически по наше время. Как и фигура самого Кром Дува, архаичного божества урожая. Однако сюжеты о Кром Дуве отличаются разрозненностью не только в деталях и мелочах, но и в основной фабуле. Также стоит отметить, что наибольшая часть таких сюжетов записана уже в XX веке, школьниками, со слов деревенских старожил. В Ирландии с 1937 по 1939 школьники пяти тысяч школ собирали деревенский фольклор и записывали его. Сейчас все эти записи оцифрованы и их можно прочитать на отдельном сайте (на который мы чаще всего и ссылаемся).
Занятно, что все эти сказки о Кром Дуве русскоязычному читателю практически неизвестны. Поэтому мы, наше сообщество энтузиастов, постарались собрать на одной странице все сюжеты, объясняющие название праздника, а также все сюжеты, описывающие встречу Кром Дува и святого Патрика. Важно отметить, что в нашем случае это будут чаще не переводы, а пересказы, так как мы компилировали множество описаний в один сюжет, стараясь не пропустить ничего, на наш взгляд, важного. Все источники мы разобьём по сюжетам, как по главам. Но, читая их, важно помнить, что они существовали в Ирландии одновременно, и не показывают никакой хронологической последовательности.
Все такие сюжеты, со ссылками на оригиналы и комментариями, мы публикуем здесь, но некоторые я приведу и на Пикабу, просто для затравки. Я не профессионал-переводчик, а просто дилетант-любитель, не судите строго. Просто делаю то, что мне интересно, и надеюсь, что это вызовет интерес у кого-то ещё. Все изображения нагенерил нейросетью (ЖПТ).
Кром Дув и скала в море [1]
Воскресенье Праздника или Воскресенье Кром Дува[2] — это последнее воскресенье июля. Кром Дув жил в Балликасле[3] во времена святого Патрика, и это праздник в это воскресенье — проводится в память о нём.
Сейчас в этот день молодёжь идёт в горные долины и на склоны собирать дикую чернику. Раньше это был великий день в тех местах, ведь люди со всех окрестностей собирались вместе и готовили угощение вместе с собранной черникой. Они устраивали пиршество с музыкой и играми. Отчего же Воскресенье Кром Дува зовётся так? Нетрудно сказать…
Кром Дув был владельцем обширных территорий. Он жил в нескольких милях от городка Балликасла и часть своей земли он сдавал в аренду крестьянам, взымая с них огромную плату. Таким образом он сильно разбогател [4], однако сам при этом жил скромно, питаясь в основном рыбой из моря.
Однажды святой Патрик проходил мимо этих мест. Он знал о высоких арендных ценах, которые людям приходилось платить за землю. Поэтому он попытался убедить Кром Дува снизить арендную плату, так как люди не могли себе её позволить.
Кром Дув от предложения Патрика пришёл в ярость. У него было две злобные собаки, и он спустил их на святого. Но вместо того чтобы разорвать его на куски, собаки начали лизать ему руки. Тогда Кром Дув рассердился ещё больше и начал проклинать Патрика с помощью колдовства[5].
Святой Патрик опустился на колени и начал молиться — и место, где находился дом Кром Дува, отделилось от остальной земли. Сам Кром Дув, его собаки и его деньги (оценённые в несколько тысяч фунтов золотом) оказались отрезанными от Ирландии.
Говорят, если кто-то сможет добраться до этого острова, сокровище легко найти — оно лежит в сундуке под большой каменной плитой.
Комментарии
Есть сильно более расширенная версия этого сюжета, записанная Дугласом Хайдом. Сообщество опубликовало перевод этой сказки в 2024 году — https://druidism.ru/mythology/legends-and-tales/saint-patrick-and-crom-dubh/
Domhnach Choirm / Chroim Duibh — в оригинале использована игра слов между Choirm (пир, праздник) и Chroim (родительный падеж от Crom Dubh), поэтому перевод сразу учитывает оба значения.
Балликасл — образовано от ирландского Baile an Chaisil (Город у Замка). Сейчас деревня в Ирландии в графстве Мейо, пятина Коннахт. В том же графстве находится гора Крох Патрик, тесно связываемая с деятельностью святого.
Можно обратить внимание, что в сказках Кром Дуву часто приписывается не только буквальная власть над землями (он то землевладелец, то лендлорд и правитель), но и богатство. И то и другое показывает его сохранившуюся с древних времён семантику божества урожая, почитаемого в августе как правителя.
Характерная черта христианизированной ирландской литературной традиции — сталкивать христианских иерархов и священников с архаичными божествами или друидами в магических дуэлях, из которых, очевидно, победителями выходят представители христианства. Здесь также показано бессилие Кром Дува перед святым Патриком. Его животные отказываются ему подчинятся, его проклятия не работают.
Кром Дув и Свирепый бык [1]
Когда Святой Патрик странствовал по западной Ирландии, неся слово Божие, он однажды остановился в окрестностях Крох Патрика[2] со своими учениками. Они были измучены голодом, и святой повёл их в ближайшие селения, надеясь на добросердечие местных людей.
Неподалёку жил человек по имени Кром Дув — богатый землевладелец[3], живший то ли в Лискарни, то ли в Анах-Фата, в приходе Клохан. Он владел большим стадом коров и был известен своим неприязненным отношением к христианам, особенно к священникам. Он почитал старых богов и ненавидел всё, что связано с новой верой.
Когда Патрик и его спутники пришли к нему просить пищи, Кром Дув сделал вид, что рад их видеть, и притворно дружелюбно сказал:
— Вон там, в поле, пасётся бык. Берите его, если сможете.
Но тот бык был свиреп и неукротим. Кром Дув надеялся, что зверь растерзает гостей. Он даже встал у окна, чтобы насладиться зрелищем.
Однако всё пошло не так. Один из учеников Патрика подошёл к быку, и тот не напал, как ожидал Кром Дув. Вместо этого бык спокойно подошёл, словно был ручной. Он даже лизнул священника, когда увидел его. Тогда Патрик велел привести быка к себе.
Святые мужи положили его голову на камень, закололи, освежевали быка, он даже не сопротивлялся. Они сварили его и наелись досыта. Они только что закончили трапезу, когда появился Кром Дув — с лицом, полным гнева.
— Верните мне быка, или я подам на вас в суд! (буквально «наложу на вас закон») — закричал он.
Патрик спокойно попросил немного времени. Он велел собрать кости и шкуру, уложить всё, как было, а сам стал читать Библию вслух. Когда чтение было окончено, произошло чудо — бык ожил. Но теперь он был иным: его глаза горели яростью, его дыхание было тяжёлым, а рога опущены для атаки. Он издал страшный рёв, скакнул — и бросился на Кром Дува.
Бык поддел хозяина на рога, взметнул в воздух, снова поймал и бил о землю, пока тело не разлетелось на части. Потом бык издал одинокий вопль, подпрыгнул — и пал мёртвым.
Однако в иной версии рассказывают, что Кром Дув успел убежать от быка — и, в отчаянии, кинулся обратно к Патрику, умоляя о спасении. Когда бык вновь увидел святого, он стал тихим, как ягнёнок, и опустил голову. И тогда, поражённый и сокрушённый, Кром Дув пал ниц и попросил крещения. А Патрик вскоре после этого отправился на север, в Даунпатрик, где и обрёл покой.
Так Кром Дув обратился в веру Христову — в последнее воскресенье июля, и с тех пор этот день отмечался в приходе Клохан как Воскресенье Кром Дува. Дети очень веселились на этом празднике, а из взрослых его отмечали больше мужчины, хотя сейчас уже почти никто не проявляет к нему интереса. Говорят вскоре этот праздник и вовсе уйдёт в небытие.
Комментарии
По этой, и другим сказкам и сюжетам о Кром Дуве можно сделать обоснованный вывод о связи этого божества с чёрным быком. В некоторых сюжетах Кром Дув сам предстаёт в образе чёрного быка, или умеет оборачиваться быком. В этой сказке быка можно рассматривать как метафору самого Кром Дува, ведь он никого к себе не подпускает, а монахов подпустил, как и сам Кром Дув, относившийся к христианам сначала с недоверием, но потом принявший христианство.
Крох Патрик — гора на западе Ирландии, названа так в честь святого. Существует традиция совершать туда паломничество в последнее воскресенье июля.
Можно обратить внимание, что в сказках Кром Дуву часто приписывается не только буквальная власть над землями (он то землевладелец, то лендлорд и правитель), но и богатство. И то и другое показывает его сохранившуюся с древних времён семантику божества урожая, почитаемого в августе как правителя. В данной сказке неслучайно упоминание обширных стад коров, ведь в архаичные времена и богатства исчислялись головами скота.
Кром Дув слуга Патрика. Перевод
У святого Патрика был слуга[1] по имени Кром Дув, и однажды Патрик послал его в лес — принести дров для огня, чтобы приготовить еду беднякам. Ведь нищие со всей округи обычно приходили есть в дом святого Патрика, и он никому не отказывал.
И вот Кром Дув по дороге встретил каких-то незнакомцев. Они предложили донести вязанки с дровами за него, если он задаст в воскресенье на мессе вопрос Патрику, прямо в момент вознесения[2].
Кром Дув так и поступил в следующее воскресенье. Он спросил прямо при всех:
«A Phádraig, gad é an úair a rachaidh na Slua Sí go Parthas?»[3]
Перевод: «О Фотриг, в какое время войдут Воинства Ши[4] в Рай?»
Но Патрик помрачнел и ответил:
«Donas dúbhais air t’oide múinteadha,» said Saint Patrick, «ní ra’ig síad go Lá an Breitheamhantais go háirighthe.»
Перевод: «Тьма бедствий тому, кто тебя надоумил», — сказал святой Патрик, — «они не войдут в Рай до Дня Страшного Суда, да и войдут ли после него — неизвестно».
И с тех пор всё изменилось.
До этого Добрые Люди кидали серпы в пшеницу и втыкали лопаты в землю, и можно было видеть, как серп и лопата сами трудились на людей — без всякой видимой помощи[5]. Но с того дня ши отвернулись от людских дел, и больше не помогали человеку.
Свой вопрос Кром Дув задал на мессе в последнее воскресенье июля, и с тех пор этот день (а иногда — первое воскресенье августа) в Ирландии называется Dómhnach Chroim Duibh, то есть Воскресенье Крома Дува.
Записано со слов пожилой леди из Аскитона (Мунстер), 30 марта 1879 года.
Источник: David Fitzgerald, ‘Popular Tales of Ireland,‘ in Revue Celtique Volume IV, 1880, p175.
Комментарии:
Это единственный сюжет, в котором Кром Дув становится слугой Патрика.
«Elevation in the Mass» — это момент, когда священник поднимает освящённые хлеб и вино, символизируя тело и кровь Христа. Этот момент считался особенно священным и уязвимым к вмешательству потустороннего мира.
Вся сказка написана на английском, но диалог Патрика и Кром Дува сохранён в оригинале с переводом на английский. Мы решили в своём переводе поступить также. С этой же целью именно в переводе диалога мы сознательно передали имя святого ближе к ирландскому звучанию — Фотрик.
Slua Sí — можно было перевести и как фейри и как «Добрый народ», но это устоявшееся выражение, в буквальном переводе означающее именно воинство ши, боевые отряды, свиту вождя. Тем более что другие формулировки используются в этой сказке ниже.
Здесь Кром Дув представлен как человек, более того — слуга Патрика. И сам он, конкретно в этой версии, не описан сам, как представитель тех ши, которые помогают людям добывать урожай. Однако даже в этом сюжете прослеживается его семантика, как подателя урожайности, более того — напрямую говорится, что до прихода Патрика урожай собирать было легче, ведь старые боги помогали с этим.
Больше тут нагружать не буду, всё-таки Пикабу не профильный сайт. Но на нашей страничке мы собрали гораздо больше таких легенд и сказок, и собираем их ещё.