koldunov

koldunov

Топовый автор
Доступно о фотографии, уважая интересы новичков и опытных фотографов. Сайт: https://koldunov.com Ютуб: https://www.youtube.com/koldunov Телеграм: https://t.me/koldunovs
Пикабушник
Дата рождения: 4 декабря
41К рейтинг 2561 подписчик 7 подписок 87 постов 45 в горячем
Награды:
С Днем рождения Пикабу!5 лет на Пикабуболее 1000 подписчиков
733
Лига фотографов
Серия Освещение в фотографии

Как устроено портретное освещение. Системный подход

Давно была у нас с братом мечта – навести порядок в терминах портретного освещения. Чтобы не путать жёсткость с контрастом, заполняющий с моделирующим, контурный с контровым. А то в интернете куча разных слов: «Петля», «Бабочка», «Рембрандт», «Высокий ключ», «Широкий свет», но редко кто объясняет, что они реально значат и как вообще связаны.

Как устроено портретное освещение. Системный подход Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Освещение, Портрет, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Длиннопост

Мы выделили шесть основных классификаций, по которым фотографы описывают освещение в портрете.

У каждой классификации свои цели и логика. Каждая заслуживает отдельного разбора, но сейчас цель – просто выстроить общую картину без погружения в детали. Примеры нам было проще и нагляднее сделать на 3D-моделях, но суть от этого не меняется.

1) Классификация по функции источников света.

Каждый источник выполняет свою роль в построении освещения.

Как устроено портретное освещение. Системный подход Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Освещение, Портрет, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Длиннопост

Основные роли такие:

Рисующий свет – создаёт базовый светотеневой рисунок. Его задача: разделить свет и тень, выделить главное и показать форму так, как задумал фотограф.

Моделирующий свет – помогает дополнительно проработать форму на тех участках, где рисующий свет не дал нужной выразительности. Чаще всего это теневая сторона лица. Задача моделирующего света: не избавиться от тени, а подкорректировать форму тени.

Заполняющий свет – это тоже корректировка тени, но уже не по форме, а по яркости. Задача заполняющего света: повысить уровень освещённости в тенях, не разрушая основной светотеневой рисунок, тем самым снизив общий контраст между светом и тенью.

Фоновый свет – нужен для управления восприятием того пространства, которое находится за моделью. Его задача: сделать фон осмысленным элементом кадра, а также сбалансировать композицию.

Контурный свет (или отделяющий) – подчёркивает границу между моделью и фоном. Его задача: обозначить силуэт и визуально отделить фигуру от заднего плана, особенно если они близки по тону.

Как устроено портретное освещение. Системный подход Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Освещение, Портрет, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Длиннопост

Бывает, что несколько источников выполняют одну функцию, например, бывает два моделирующих или иногда даже два рисующих света.

А бывает наоборот, один источник может выполнять сразу несколько функций. Например, рисующий свет может осветить заодно и фон, тем самым выполняя роль не только рисующего, но ещё и фонового света.

Мы разобрали пять основных, но бывают ещё менее распространённые – вспомогательные типы источников, такие как выравнивающий или акцентирующий свет, но это уже тонкости.

2) Классификация по светотеневому рисунку на лице модели.

Если формулировать максимально просто, то это общий характер теней, которые создаёт рисующий свет. Это то, какой формы пятна света и тени, и какое их взаимное расположение на лице.

Это стандартные заготовки светотеневого рисунка, с которых удобно начинать выставление света. А чтобы фотографам было проще понимать друг друга, этим стандартным заготовкам дали короткие названия.

Как устроено портретное освещение. Системный подход Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Освещение, Портрет, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Длиннопост

Да, эти названия не всегда звучат удачно, особенно в переводе на русский язык, но фотографы уже к ним привыкли, поэтому важно просто понимать, что за ними стоит:

Освещение Butterfly (или по-русски «Бабочка») – это освещение, при котором тень от носа ложится прямо под носом, образуя симметричную форму, похожую на бабочку в полёте.

Освещение Loop (в интернете можно встретить дословный перевод этого термина как «петля» или петлевое освещение) – это когда тень от носа уже не симметрична и чуть смещена вбок и вниз, но пока ещё не соединяется с тенью на щеке.

Освещение Rembrandt или Рембрандтовское освещение – это освещение, при котором тень от носа соединяется с тенью на щеке, и образуется освещённая область под глазом, окружённая тенью, этакий световой треугольник на теневой части лица.

Освещение Split – когда тень от носа уходит ещё дальше, пропадает треугольник света под глазом, лицо разделяется почти пополам: одна половина оказывается освещена, а другая оказывается в тени.

Тень от носа – это один из самых наглядных индикаторов, к которому удобно привязываться при анализе светотеневого рисунка. Именно по ней легко определить, откуда падает свет, и к какой схеме освещения относится кадр.

В эту классификацию по светотеневому рисунку уместно включить ещё два термина:

Верхний свет и Нижний свет. Несмотря на то, что они вроде как относятся к направлению, на практике их почти всегда используют именно как краткое описание характерного светотеневого рисунка на лице.

Как устроено портретное освещение. Системный подход Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Освещение, Портрет, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Длиннопост

И когда говорят «верхний свет» или «нижний свет», все примерно понимают что же случилось с тенями на лице. Часто это звучит как предупреждение, мол, «осторожно, нижний свет». Это действительно очень сложный свет, но он скорее своеобразный, чем совсем уж неправильный.

В теме освещения вообще нет такого понятия как плохой или неправильный свет. Есть только уместный или неуместный для вашего сюжета.

Верхний свет – это освещение, при котором рисующий свет расположен настолько высоко, что тени от бровей закрывают глаза, делая их тёмными. Тень от носа падает на губы, а сам нос выделяется по яркости на фоне остальных, менее освещённых частей лица.

Важно отметить, что в этой классификации, слово «верхний» означает направление не по отношению к сцене, а по отношению к лицу. Например, свет может быть верхним и когда модель стоит под полуденным солнцем, и когда модель лежит, наклонив голову в сторону закатного солнца.

Нижний свет – это освещение, при котором все тени падают снизу вверх, из-за чего нос и верхняя часть лица оказываются в тени. Тени от щёк, падающие снизу вверх, создают под глазами тёмные пятна, и лицо приобретает непривычное выражение.

В отличие от верхнего света, который, чтобы проявиться, должен быть расположен под большим углом к лицу, эффект нижнего света начинает проявляться уже даже при незначительном смещении света ниже уровня лица. И здесь тоже – это направление света относительно лица, а не относительно камеры. То есть, свет может падать на модель вроде как сверху, но по светотеневому рисунку он будет нижним, если модель, например, наклонит голову от света.

Как устроено портретное освещение. Системный подход Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Освещение, Портрет, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Длиннопост

Конечно, кроме этих шести стандартных схем, существуют и другие. Но сейчас цель – не перечислить их все, а понять сам принцип: в этой классификации важно не столько направление света, сколько тот характерный выразительный светотеневой рисунок, который создаётся на лице.

Как устроено портретное освещение. Системный подход Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Освещение, Портрет, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Длиннопост

В отличие, например, от следующей классификации, где нас интересует как раз направление падения света относительно точки съёмки. И где на первый план выходит уже не форма тени на лице, а общее восприятие объёма и настроения сцены.

3) Классификация по направлению света относительно точки съёмки.

Выделяют три основных направления: фронтальный свет, который направлен на модель со стороны фотоаппарата; боковой свет – направлен сбоку; и контровой свет – который направлен прямо в объектив.

Это очень условное разделение – здесь нет чётких границ типа: «Этот свет ещё фронтальный, а на пару градусов левее – уже боковой». Всё довольно приблизительно.

Как устроено портретное освещение. Системный подход Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Освещение, Портрет, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Длиннопост

И даже когда фотографы используют промежуточные понятия, такие как фронтально-боковой и контрово-боковой свет, это всё равно воспринимается как что-то примерное. Поэтому на практике эта система используется не как точная инструкция, а как приблизительный ориентир в пространстве: «поставим свет чуть сбоку», «давай снимем в более фронтальном свете» и так далее.

Главное здесь не искать точных границ, а понимать, какого визуального эффекта хочет добиться фотограф, делая свет более фронтальным или более боковым. Если свести всё к простому принципу, логика такая: Меняя направление света, мы меняем соотношение света и тени на лице. Это соотношение – важный инструмент в создании ощущения объёма, характера и настроения портрета.

Фронтальный свет – освещённых участков намного больше, чем теневых.

Боковой свет – освещённых и теневых участков примерно поровну.

Контровой свет – теней на лице намного больше, чем освещённых участков.

Самым универсальным и самым распространённым направлением для съемки портрета считается освещение «три четверти» – то есть три четверти лица освещены, а одна четверть в тени. Свет при этом желательно располагать выше уровня глаз модели.

Но ещё раз проговорим, что это всё довольно условно и примерно. Лица могут быть разной формы, с разными особенностями, поэтому под каждого человека свет подстраивается индивидуально. Именно поэтому важно не заучивать схемы, а понять базовые принципы освещения.

Хотим уменьшить тени – двигаем источник ближе к фронтальному направлению. Хотим усилить тени – уводим свет в сторону. И не только вправо или влево, но и выше-ниже. То есть, например, верхний свет в такой классификации тоже можно назвать боковым, потому что он светит под прямым углом к оси объектив-модель.

Принцип работает независимо от того, как лицо повёрнуто к свету. То есть, здесь речь не о конкретном светотеневом присунке на лице, а об общем соотношении светов и теней. Например, разные по свето-теневому рисунку: Верхний свет и освещение Split из предыдущей классификации, по сути – оба являются боковым с точки зрения классификации по направлению.

И наоборот, один и тот же светотеневой рисунок Рембрандтовского освещения с характерным световым треугольником под глазом, можно создать, направляя свет с разных сторон и получая разное соотношение светов и теней.

Как устроено портретное освещение. Системный подход Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Освещение, Портрет, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Длиннопост

Светотеневой рисунок на лице вроде одинаковый: и там и там виден характерный треугольник на щеке, но смотрится кадры по-разному из-за разного направления света относительно камеры. В одном случае свет ближе к фронтальному, а в другом ближе к боковому, и теней в кадре стало видно больше.

Таким образом, резюмируем: направление света относительно лица модели меняет светотеневой рисунок на лице, например: Рембрандтовское освещение, Бабочка, Луп и так далее. А направление света относительно камеры меняет общее соотношение света и тени. Но есть ещё одна классификация, которая тоже завязана на направление, о которой поговорим дальше.

4) Классификация по направлению лица относительно света и камеры.

Здесь всего два термина: Short lighting и Broad lighting. На русский язык это примерно можно перевести как узкий свет и широкий свет. Несмотря на то, что речь тоже идёт о светотеневом рисунке на лице, здесь принцип немного другой. Суть в том, какую часть лица (ближнюю или дальнюю) фотограф больше показывает зрителю.

Как устроено портретное освещение. Системный подход Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Освещение, Портрет, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Длиннопост

Рассмотрим пример. Оба эти портрета сняты при одинаковом свето-теневом рисунке (Loop): тень от носа слегка уходит вбок и вниз. Угол падения света относительно камеры тоже примерно одинаковый, но в одном случае свет падает справа, а в другом слева.

Когда модель поворачивает лицо к свету, ближняя к камере сторона лица получает меньше света – это называется Short lighting.

Если же модель поворачивает лицо от света, то ближняя к камере сторона получает больше света, он падает под более прямым углом – это Broad lighting.

Эта классификация применяется тогда, когда лицо модели повёрнуто в сторону от камеры, то есть, съёмка идёт не анфас, а в полупрофиль. В том числе, мы уже видели этот эффект, когда создавали светотеневой рисунок по типу Рембрандтовского освещения. И в том примере разница была ещё заметнее из-за того, что менялось общее соотношение светов и теней.

Как это используют на практике?

Когда нужно визуально сузить лицо, особенно при круглой форме, фотограф выбирает Short lighting – больше освещает дальнюю сторону лица. Такой свет создаёт больше теней и делает изображение более драматичным. Чем больше теней, тем больше загадочности, то есть зритель додумывает то, что не видно.

Если наоборот, лицо кажется слишком вытянутым или узким, используют Broad lighting: освещают ближнюю к камере сторону. Это делает лицо визуально шире и мягче, образ более открытым.

Кроме того, на ближнюю сторону свет падает под более прямым углом, поэтому тени от пор и морщин становятся не такие заметные. Так что, такой свет лучше сглаживает неровности кожи – она становится визуально более гладкой.

Как устроено портретное освещение. Системный подход Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Освещение, Портрет, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Длиннопост

Да и вообще, чем меньше теней на лице, тем меньше шансов ошибиться, но и меньше выразительности. Как это часто бывает: чем сложнее и чем выше риск, тем интереснее результат.

5) Классификация по жёсткости света. Часто можно услышать: «Снимал в мягком свете» или «Тут очень жёсткий свет». И вроде примерно понятно о чём речь.

Но вот в чём проблема: многие воспринимают этот термин как нечто абстрактное: мягкий свет – ну значит это что-то такое нежное и воздушное. А жёсткий – это что-то суровое, драматичное. Смотрят на фотографию и озвучивают свои ощущения.

Как устроено портретное освещение. Системный подход Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Освещение, Портрет, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Длиннопост

Могут, например назвать свет на левом снимке мягким, а на правом – жёстким. Хотя на самом деле тут всё наоборот, с точки зрения классической фотографической терминологии.

Как устроено портретное освещение. Системный подход Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Освещение, Портрет, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Длиннопост

Иногда бывает, что жёсткость путают с тональностью снимка, про которую мы поговорим чуть позже. Но чаще всего жёсткость света путают с контрастом. Это казалось бы схожие, но разные параметры, и их нужно научиться разделять.

Жёсткость света – это характер перехода от света к тени: жёсткий – это когда резкая граница, а мягкий – это когда граница плавная. А вот контраст – это разница по яркости между светом и тенью.

Как устроено портретное освещение. Системный подход Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Освещение, Портрет, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Длиннопост

Можно, например, получить мягкий свет с высоким контрастом. И наоборот, жёсткий свет с низким контрастом. И если путать и смешивать эти понятия, то легко ошибиться с постановкой и корректировкой света.

Важно понимать, что жёсткость света – это понятие относительное. Один и тот же источник может быть жёстким в ростовом портрете, но при съёмке сверхкрупного плана уже восприниматься как мягкий. Главное не как это правильно назвать, а как этим управлять во время съёмки.

Основной способ сделать свет мягче – это увеличить размер источника. Но на мягкость влияет не абсолютный размер источника, а его угловой размер, то есть то, насколько большим источник света кажется модели. Если источник далеко, он кажется маленьким, тени будут резкими. Именно поэтому, Солнце, вроде гигантское по размеру, кажется нам крошечным из-за большого расстояния до него, и поэтому даёт жёсткое освещение.

Как устроено портретное освещение. Системный подход Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Освещение, Портрет, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Длиннопост

На правой картинке вы видите два источника света разного размера, но стоят они на разном расстоянии, и за счёт этого их угловой размер одинаковый и в данных условиях они дадут одинаковую жёсткость света.

Поэтому не размер прибора, а размер светящегося пятна по отношению к объекту – вот что формирует жёсткость или мягкость света.

А вот контраст зависит уже от другого параметра – от заполняющего света. Того самого, о котором мы говорили в первой классификации. Заполняющий свет освещает теневые участки и делает их менее тёмными.

Как устроено портретное освещение. Системный подход Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Освещение, Портрет, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Длиннопост
Как устроено портретное освещение. Системный подход Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Освещение, Портрет, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Длиннопост

Заполнение теней может происходить намеренно, если фотограф использует для этого отдельный дополнительный источник света.

Или естественным образом, когда тени заполняются светом, отражённым от пола, от стен, от потолка, от одежды модели и других окружающих предметов.

Как устроено портретное освещение. Системный подход Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Освещение, Портрет, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Длиннопост

Заполнение только за счёт отражения от пола и стен. Дополнительный источник заполняющего и (или) фонового света не используется.

Следует учитывать, что контраст зависит не только от степени заполнения теней светом, но и от технических параметров съёмки и обработки. Грубо говоря, в отличие от жёсткости света, контраст можно в разумных пределах изменить одной кнопкой в фоторедакторе или даже просто почистив переднюю линзу объектива.

Так что, и контраст и жёсткость влияют на видимость теней, но по-разному. Жёсткость – это про чёткость границы между светом и тенью, а контраст – про разницу в яркости между светом и тенью. А значит важно уметь различать контраст и жёсткость, и контролировать их отдельно друг от друга.

6) Классификация по общей тональности сцены.

Если в кадре преобладают светлые тона, это называют светлой тональностью (или высоким ключом). Если преобладают тёмные тона, это – тёмная тональность (или низкий ключ). А если соотношение светлого и тёмного сбалансировано – это средняя тональность (или средний ключ).

Как устроено портретное освещение. Системный подход Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Освещение, Портрет, Профессиональная съемка, Видео, YouTube, Длиннопост

Тональность зависит не только от освещения, но и от яркости самих объектов в кадре: белая рубашка на человеке или тёмная, какая у него кожа, какие волосы, какие объекты его окружают.

Однако именно освещение задаёт характер тональности, так как мы можем управлять – какие детали осветить, а какие увести в тень. Так что, тональность снимка часто вольно или невольно связывают с освещением. И поэтому мы выделили её в отдельную классификацию.

Важно понимать: тональность – это не про направление света, не про форму тени и даже не про количество теней. Это про общий уровень яркости сцены и её визуальное восприятие.

Эти шесть классификаций самые часто встречаемые, но не единственные. Вообще есть много тонких нюансов освещения в портрете, о которых мы обязательно расскажем в следующих материалах.

Если вам эта статья была полезна, то рекомендуем посмотреть наше видео, в котором чуть больше примеров и световых схем. Это поможет разобраться в теме ещё лучше:

Если вы освоите эти базовые принципы систематизации, вам будет гораздо проще ориентироваться в терминах, понимать, о чём говорят другие, и осознанно управлять светом в кадре.

Показать полностью 18 1
1140
Лига фотографов
Серия Основы фотографии

Зачем разбираться с настройками фотоаппарата, когда есть полностью автоматический режим?

Нужно ли думать о настройках фотоаппарата или пусть всё решает фотоаппарат? В принципе обе точки зрения вполне оправданы. Но для лучшего понимания важна конкретика. Давно я хотел сделать статью с конкретными примерами, чтобы у меня был готовый ответ на этот вопрос.

Начнём с самого очевидного примера: Фотоаппарат сделал резким не тот объект, который вы планировали сделать резким.

Зачем разбираться с настройками фотоаппарата, когда есть полностью автоматический режим? Рекомендации, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Длиннопост

И тут проблема не только в том, что автоматика не справляется, или что фотограф неправильно настроил эту автоматику (хотя такое часто бывает).

А проблема часто в творческом видении. Автоматика не может угадать что именно вы хотели сделать резким, а что размытым. Особенно, если вы задумали что-то нестандартное.

Зачем разбираться с настройками фотоаппарата, когда есть полностью автоматический режим? Рекомендации, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Длиннопост

А это второй пример, когда не стоит доверять автоматике.

Этот пейзаж имеет настолько большой разброс по яркости (от тёмных камней до светлых облаков), что фотоаппарат технически не может охватить весь этот диапазон яркостей одним снимком.

Зачем разбираться с настройками фотоаппарата, когда есть полностью автоматический режим? Рекомендации, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Длиннопост

И приходится чем-то жертвовать. Можно сделать снимок поярче, и светлые объекты станут белым пятном. Как говорят фотографы, эти участки кадра получатся пересвеченными.

Можно сделать снимок темнее, так мы избавимся от пересветов, но тогда тёмные объекты уйдут в глубокую тень. Можно выбрать что-то среднее, потеряв по чуть-чуть информации и там, и там. Этакий компромисс.

Можно уже при обработке объединять информацию из разных по яркости снимков и склеивать это всё в один кадр - так называемая технология HDR, которая иногда даже реализована прямо в камере.

Зачем разбираться с настройками фотоаппарата, когда есть полностью автоматический режим? Рекомендации, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Длиннопост

Три разных по экспозиции фотографии объединены в одну по технологии HDR

Какой из этих снимков вам нравится больше? Будет ли ваш выбор совпадать с выбором фотоаппарата, если вы доверитесь автоматике? Наверное, не всегда. Поэтому фотографу часто придётся делать этот выбор самостоятельно.

Но даже если по яркости снимок, сделанный автоматикой вас устраивает, это ещё не всё.

Посмотрим на следующий пример.

Эти снимки получились одинаковыми по яркости, но имеют некоторые различия.

Зачем разбираться с настройками фотоаппарата, когда есть полностью автоматический режим? Рекомендации, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Длиннопост

Эти фотографии сделаны с разными настройками диафрагмы, выдержки и ISO

Обратите внимание на воду, на камни и на облака. Они получились разными по чёткости и по резкости. И дело тут вовсе не в наводке на резкость, о которой мы говорили чуть ранее. Ведь на всех снимках максимальная резкость находится в одном и том же месте.

Отличия состоят в том, как выглядят движущиеся объекты, и насколько большая, так называемая, глубина резко изображаемого пространства.

Со временем вы обязательно научитесь понимать и различать эти и другие эффекты на фотографиях. И, конечно, научитесь ими управлять. Но пока самое главное – зафиксировать мысль, что все эти разные варианты выглядят приемлемыми. И выбор между ними должен делать фотограф, исходя из своей творческой задумки, а не перекладывать ответственность выбора на фотоаппарат.

Однако, заставить фотоаппарат принимать за вас решение – это и правда соблазнительно, особенно если вы не видите большой разницы между снимками.

Действительно, не всегда изменения настроек фотоаппарата хорошо заметны на фотографии. Тем более, если у вас мало опыта или технические возможности вашей фототехники ограничены.

Например, частая проблема – фотографируя объективом, который поставляется в комплекте с фотоаппаратом (его ещё называют китовый объектив), новичку сложно понять, что такое глубина резкости и как размыть фон на снимке.

Дело в том, что у китового объектива некоторые возможности ограничены.

Сравните. Как выглядит диапазон размытия, которого можно добиться китовым объективом, и как этот диапазон мы смогли расширить, используя другой объектив.

Зачем разбираться с настройками фотоаппарата, когда есть полностью автоматический режим? Рекомендации, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Длиннопост

Эти фотографии сделаны с разными настройками диафрагмы

Правый снимок снят так, чтобы фон получился резким (этого можно добиться обоими объективами). Центральный снимок - это размытие фона, которое способен дать китовый объектив. Левый снимок - размытие, которое можно получить более светосильным объективом.

Обратите внимание, насколько сильнее получилось размыть фон на левом снимке. При этом, светосильным объективом центральный снимок тоже легко можно получить, выставив соответствующее значение диафрагмы.

Но самое неприятное для обладателя китового объектива тут то, что сложно разглядеть разницу между центральным и правым снимком. А ведь это два самых крайних варианта, и если начать сравнивать промежуточные варианты, то увидеть разницу будет ещё сложнее.

И это часто сбивает с толку начинающих фотографов, которые не могут добиться такого же размытого фона, как на примере в каком-нибудь учебнике. Несмотря на то, что они вроде бы делают всё по инструкции.

Так что бывает полезно понять, что виноваты не вы, а ограниченность вашей техники. А понять это можно только изучив основные принципы работы фотоаппарата.

Да, возможно, фотоаппараты будущего смогут имитировать все эти визуальные эффекты с помощью компьютерной обработки. Но всё равно полезно будет понимать, какого эффекта вы хотите добиться, что хотите сымитировать и как проверить, хорошо ли компьютер или ваш смартфон справился с имитацией нужного эффекта.

Что такое глубина резкости, на что влияет фокусное расстояние, как меняется кадр при съёмке на разных выдержках.

Зачем разбираться с настройками фотоаппарата, когда есть полностью автоматический режим? Рекомендации, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Длиннопост

Эти фотографии сделаны с разными настройками диафрагмы

Зачем разбираться с настройками фотоаппарата, когда есть полностью автоматический режим? Рекомендации, Фотография, Начинающий фотограф, Фотограф, Длиннопост

Эти фотографии сделаны с разными настройками выдержки

Все эти знания очень полезны, но полезны только в том случае, когда вы хотите самостоятельно принимать решения и влиять на конечный результат.

А ведь кроме технических настроек, есть ещё: выбор точки съёмки, композиция, освещение, и много чего интересного.

Но начать нужно с изучения вашего главного инструмента - фотоаппарата. Научиться понимать, на что способен ваш фотоаппарат, а на что он НЕ способен.

Надеюсь, эта статья поможет вам чуть лучше понять, нужно ли вам разбираться в настройках или вам достаточно просто снимать в полностью автоматическом режиме.

Мы с братом стараемся делиться с вами полезной информацией как здесь, так и в своём Телеграм канале. Все материалы оригинальные. Примеры, тексты и видео мы готовим сами. Если вы давно подписаны на нас, то возможно вам будет интересно узнать, что недавно мы выпустили курс по основам работы с фотоаппаратом. Вся информация есть в телеграме.

Пожалуйста, не судите строго за самопиар. Так уж устроен мир, но мы стараемся никогда не злоупотреблять вашим вниманием, а всегда давать полезную и оригинальную информацию, которой сложно найти где-то ещё.

Рассказываем доступно о фотографии, уважая интересы новичков и опытных фотографов.

Показать полностью 7
55
Лига фотографов
Серия Практика фотосъёмки

Что круче? Фотография или видео? 5 примеров для сравнения

Фотографы в последнее время задаются вопросом: "умирает ли фотография?". Особенно с появлением нейросетей. И вроде как, приходят к мнению, что умирает лишь стоковая (обезличенная) фотография, а вот фотографии, вызывающие у нас конкретные воспоминания, будут востребованы ещё долго.

Но даже если говорить про такие, реальные воспоминания, можно заметить, что люди часто не фотографируют памятные моменты своей жизни, а снимают их на видео. И социальные сети, и производители фототехники нам намекают на то, что надо снимать больше видео, чем фото.

Продолжат ли люди хранить свои воспоминания в виде фотографий или полностью перейдут на видео? Вопрос интересный. Попробуем ответить на него не с философской, а с технической точки зрения.

Есть мнение, что видео круче, чем фотография. Ведь фотография — это просто стоп-кадр из видео. Но так ли это? Не совсем. Не все приёмы, которые есть в фотографии, можно сделать при съёмке видео.

Но теперь эти приёмы можно сымитировать на видео при помощи нейросетей. Решили мы с братом потестить модный сервис Luma Ai по превращению фотографий в видео. Цель была — создать такие видео, которые технически невозможно (или очень сложно) создать видео-камерой.

Получилось довольно интересно и познавательно. Мы составили 5 примеров, которые показывают, в каких случаях фотография является самостоятельным видом съёмки, не похожим на видео. Ну, или являЛАСЬ, до появления нейросетей :-)

1) Световая кисть. Техника, при которой фотограф выставляет длительную выдержку — несколько секунд, и фонариком (или вспышкой) подсвечивает объект съёмки с разных сторон.

Часто свет направляется точечно, пятнами, под разным углом и с разного расстояния. В том числе, освещая объекты с близкого расстояния, что сделать при обычной съёмке затруднительно, из-за того, что осветитель будет попадать в кадр.

Получается эффект, который для видеосъёмки повторить практически невозможно. А вот нейросети могут сделать из этой фотографии видеоролик с таким освещением. И это будет смотреться необычно.

Что круче? Фотография или видео? 5 примеров для сравнения Фотограф, Тренд, Начинающий фотограф, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

Световую кисть можно использовать не только в предметной съёмке, но и при съёмке пейзажей.

Что круче? Фотография или видео? 5 примеров для сравнения Фотограф, Тренд, Начинающий фотограф, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

2) Макросъёмка. Когда мы снимаем мелкие объекты крупным планом, приходится очень близко фокусироваться, что делает глубину резкости очень маленькой. Поэтому, приходится использовать мощные источники света (часто вспышки), чтобы иметь возможность сильно прикрыть диафрагму.

А иногда даже нужно использовать склейку из нескольких, разных по фокусировке кадров — так называемый стекинг. Для видео такое сделать почти нереально. Но можно сделать стекинг для одного кадра, а потом сгенерировать из этого видеоролик.

Что круче? Фотография или видео? 5 примеров для сравнения Фотограф, Тренд, Начинающий фотограф, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост
Что круче? Фотография или видео? 5 примеров для сравнения Фотограф, Тренд, Начинающий фотограф, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

3) HDR. Это когда мы делаем несколько кадров, разных по экспозиции, меняя только выдержку, чтобы потом при их склейке получить в одном кадре информацию сразу и из тёмных, и из светлых областей. Получается фотография без провалов в тенях и без пересветов (ну почти):

Что круче? Фотография или видео? 5 примеров для сравнения Фотограф, Тренд, Начинающий фотограф, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

Слева три кадра, снятые на разных выдержках (с разной экспозицией). Справа итоговый результат склейки этих трёх снимков в графическом редакторе.

Для видео такое сделать сложнее. А нейросети помогают нам это всё оживить и сделать видеоролик.

Что круче? Фотография или видео? 5 примеров для сравнения Фотограф, Тренд, Начинающий фотограф, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

4) Панорама. Когда у фотографа нет широкоугольного объектива, может помочь техника съёмки и склейки панорамы из нескольких кадров. Для видеосъёмки такое бывает реализовать очень непросто, если вообще реально.

Что круче? Фотография или видео? 5 примеров для сравнения Фотограф, Тренд, Начинающий фотограф, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

5) Ночная съёмка. Хотя потенциально в будущем сенсоры камер улучшатся, современные камеры пока не способны создавать фотографии ночного звёздного неба с низким количеством цифрового шума на очень коротких выдержках. По крайней мере на таких выдержках, которые используются для видеосъёмки.

Поэтому при съёмке ночных видео часто используют технику таймлапас. Но в таких таймлапсах вращение Земли заставляет звёзды слишком быстро двигаться в кадре. Сделать в таких видео при пост-обрабоке звёзды статичными — это осуществимая, но трудоёмкая задача. Однако, искусственный интеллект справляется с ней быстро.

Что круче? Фотография или видео? 5 примеров для сравнения Фотограф, Тренд, Начинающий фотограф, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

6) Ну и шестой (бонусный) пример — когда нейросети делают вообще что-то своё. Какие-то объекты сняты как будто на длительной выдержке, а какие-то на короткой.

Что круче? Фотография или видео? 5 примеров для сравнения Фотограф, Тренд, Начинающий фотограф, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

Что круче? Фотография или видео? 5 примеров для сравнения Фотограф, Тренд, Начинающий фотограф, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост
Что круче? Фотография или видео? 5 примеров для сравнения Фотограф, Тренд, Начинающий фотограф, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост
Что круче? Фотография или видео? 5 примеров для сравнения Фотограф, Тренд, Начинающий фотограф, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост
Что круче? Фотография или видео? 5 примеров для сравнения Фотограф, Тренд, Начинающий фотограф, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

Если вас заинтересовала эта тема, то можно посмотреть наше с братом видео, в котором чуть больше наших мыслей, пояснений и намного больше примеров:

Приятного просмотра :-)

Показать полностью 13 1
46
Лига фотографов
Серия Освещение в фотографии

Наблюдение фотографа. Почему так?

Мне, как фотографу, постоянно не дают покоя игрушки, у которых «блики» в глазах нарисованы симметрично относительно переносицы.

Дело в том, что реальные блики в глазах повторяют световую схему (расстановку осветителей): если большой источник света стоит от модели слева, то и большой блик будет тоже слева, причём одинаково в обоих глазах.

Наблюдение фотографа. Почему так? Портрет, Фотограф, Начинающий фотограф, Длиннопост

На примере с куклой: слева — оригинал, а справа — один из бликов исправлен в Фотошопе так, как это выглядело бы в реальной жизни.

А следующий пример с человеком, чтобы посмотреть, как такие симметричные блики (на примере они тоже слева) смотрелись бы в фотопортрете.

Наблюдение фотографа. Почему так? Портрет, Фотограф, Начинающий фотограф, Длиннопост

То ли производители игрушек не знают, как работает освещение, то ли они специально хотят добиться какого-то особого эффекта (всё никак не могу понять, какого именно... косые глаза?). То ли, они считают, что нет никакой разницы.

Пропорции и даже количество пальцев на руках куклы меня не смущают. Понятно, что куклы не должны быть реалистичными. Я вообще спокойно отношусь даже к неправильным бликам (даже на фотографиях). Я понимаю, что творчество может обманывать, чтобы создать определённые эффекты. Вопрос лишь в том, какие именно это эффекты и как ими пользоваться.

Хочется услышать какую-то более интересную версию, чем просто: «Симметричные блики в глазах игрушки придают какую-то мимишность взгляду». Я, например, не вижу особой разницы в «мимишности» между симметричным и несимметричными бликами. Но может быть, я не так тонко считываю этот эффект, как это могут делать дети... Не исключаю.

Кроме того, меня заинтересовал тот факт, что у многих других игрушек, например, у диснеевских и у пискаровских (и ещё каких-то) с бликами было всё в порядке (я специально походил по магазину и сравнил). Мне стало интересно, а может ли быть какой-то смысл в искажении бликов именно таким образом. Или это просто ошибка художника?

Мне хотелось бы услышать версию типа: «Художник намеренно минимизирует черты лица куклы, а это уменьшает разнообразие выразительных средств по передаче эмоции. Поэтому художник идёт на хитрость — используют блики, чтобы с помощью этих бликов создать более выразительные эмоции». Это одна из моих версий. И мне интересно, можно ли эту версию как-то примерить к фотографии. Вот такие мысли.

Показать полностью 2
148
Лига фотографов
Серия Освещение в фотографии

Продолжение поста «8 хитростей, которые знает фотограф, а теперь и вы»1

Для тех, кто не верит, что второй подбородок лучше видно, когда на вас надета белая одежда. В комментариях писали, что я мол менял расположение источника света для того примера. Нет, всё было честно - все изменения только из-за отражения света от одежды. Никакого обмана.

793
Лига фотографов
Серия Освещение в фотографии

8 хитростей, которые знает фотограф, а теперь и вы1

Увлечение фотографией вынуждает человека наблюдать за светом и учиться понимать его. Это понимание может оказаться полезным не только при съёмке, но и в быту.

1. Скрыть второй подбородок. Большинство объектов, которые нас окружают, отражают свет. Если вы хотите скрыть второй подбородок, то, возможно, вам лучше не надевать белую одежду.

8 хитростей, которые знает фотограф, а теперь и вы Фотограф, Начинающий фотограф, Фотография, Лайфхак, Хитрость, Своими руками, Самоделки, Красота, Одежда, Интересное, Портрет, Свет, Видео, YouTube, Длиннопост

Как яркость одежды влияет на видимость второго подбородка

Посмотрите, как хорошо белая футболка отражает свет и подсвечивает подбородок снизу.

2. Если вы пролили жидкость на пол или на стол, то эту лужу не всегда хорошо видно. Зеркальная поверхность лужи будет лучше выделяться на матовой поверхности пола в том случае, когда вы смотрите на неё против света.

8 хитростей, которые знает фотограф, а теперь и вы Фотограф, Начинающий фотограф, Фотография, Лайфхак, Хитрость, Своими руками, Самоделки, Красота, Одежда, Интересное, Портрет, Свет, Видео, YouTube, Длиннопост

Воду на полу хорошо видно, если она освещается сзади.

Например, можно встать напротив окна так, чтобы свет из окна отражался от мокрого пятна вам в глаза, по принципу: угол падения равен углу отражения. А если в комнате нет окна, или за окном темно, то можно использовать для этих целей любой яркий источник света. Настольную лампу или даже просто фонарик.

Но главное правило, чтобы мокрое пятно освещалось не спереди, а сзади.

8 хитростей, которые знает фотограф, а теперь и вы Фотограф, Начинающий фотограф, Фотография, Лайфхак, Хитрость, Своими руками, Самоделки, Красота, Одежда, Интересное, Портрет, Свет, Видео, YouTube, Длиннопост

Фонарик освещает лужу спереди

То есть направить фонарик не от зрителя, а к зрителю. Например, свет фонарика можно отразить от противоположной стены.

8 хитростей, которые знает фотограф, а теперь и вы Фотограф, Начинающий фотограф, Фотография, Лайфхак, Хитрость, Своими руками, Самоделки, Красота, Одежда, Интересное, Портрет, Свет, Видео, YouTube, Длиннопост

Фонарик отражается от стены и освещает лужу сзади

3. Лучше увидеть пыль. Если прикрепить фонарик к пылесосу, то вы сможете с лёгкостью определить, на каких участках пола ещё осталась пыль.

8 хитростей, которые знает фотограф, а теперь и вы Фотограф, Начинающий фотограф, Фотография, Лайфхак, Хитрость, Своими руками, Самоделки, Красота, Одежда, Интересное, Портрет, Свет, Видео, YouTube, Длиннопост

Важный момент, фонарик должен освещать пылинки сбоку (по отношению к вашим глазам), чтобы тени получались максимально вытянутыми. Если вы повесите фонарь себе на лоб, то мало что сможете разглядеть. Примерно так, как при освещении встроенной вспышкой фотоаппарата.

Такой же эффект бокового света позволяет вам проверить, насколько ровные стены у вас дома.

8 хитростей, которые знает фотограф, а теперь и вы Фотограф, Начинающий фотограф, Фотография, Лайфхак, Хитрость, Своими руками, Самоделки, Красота, Одежда, Интересное, Портрет, Свет, Видео, YouTube, Длиннопост

Боковой свет показывает неровности стены

4. Этот пример важен для вашей безопасности. Наверняка, многие из нас выжигали с помощью лупы узоры на деревяшках или на бумаге.

8 хитростей, которые знает фотограф, а теперь и вы Фотограф, Начинающий фотограф, Фотография, Лайфхак, Хитрость, Своими руками, Самоделки, Красота, Одежда, Интересное, Портрет, Свет, Видео, YouTube, Длиннопост

Концентрирование солнечных лучей в маленькое пятно

Оказывается, тоже самое можно делать с помощью увеличивающего зеркала, которое также, как и лупа, концентрирует лучи света в маленькое пятно.

8 хитростей, которые знает фотограф, а теперь и вы Фотограф, Начинающий фотограф, Фотография, Лайфхак, Хитрость, Своими руками, Самоделки, Красота, Одежда, Интересное, Портрет, Свет, Видео, YouTube, Длиннопост

Увеличивающее зеркало концентрирует лучи света в маленькую точку и это способно привести к пожару.

Так что будьте осторожны, и не оставляйте такое зеркало на окне, в которое попадает прямой солнечный свет.

5. Другие примеры. Мои подписчики знают, что я всегда стараюсь публиковать на Пикабу текстовые варианты наших с братом обучающих материалов по фотографии. Но, к сожалению, в этот раз я не смог подготовить все примеры так, чтобы они хорошо смотрелись в виде изображения. Тут придётся посмотреть видео, где есть ещё несколько примеров (видео короткое, всего 4 минуты):


Если у вас были ситуации, когда вы использовали фотографические знания в повседневной жизни, пожалуйста, поделитесь своими историями в комментариях.

Показать полностью 7 1
70
Лига фотографов
Серия Практика фотосъёмки

Практическая важность выбора крупности плана для фото и видеосъёмки. Как понять и использовать

В фотографии и кино есть такое понятие: «крупность плана». Что это – примерно понятно... Но не очень ясно, как этим пользоваться на практике. Между тем, в неверном выборе крупности плана можно найти причину многих ошибок фотографа. Это статья – попытка систематизировать и дать чёткое определение крупности плана.

Практическая важность выбора крупности плана для фото и видеосъёмки. Как понять и использовать Творческие люди, Портрет, Фотограф, Саморазвитие, Начинающий фотограф, Фотосессия, Черно-белое, Фотография, Эстетика, Профессиональная съемка, Уличная фотография, Композиция, Видео, YouTube, Длиннопост

Почти в каждой фотографии нужно стремиться показать что-то главное, отделив его от второстепенного. Выделить что-то одно бывает непросто, а иногда даже невозможно, но чаще всего в кадре всё же есть какой-то основной объект, о котором фотограф рассказывает зрителю. И рассказ этот можно вести от лица главного героя, а можно, используя его окружение или даже какую-то деталь главного объекта. Попробуем на этой основе и построить нашу классификацию.

1. Общий план – это когда главный объект в кадре занимает мало пространства по сравнению с его окружением.

Практическая важность выбора крупности плана для фото и видеосъёмки. Как понять и использовать Творческие люди, Портрет, Фотограф, Саморазвитие, Начинающий фотограф, Фотосессия, Черно-белое, Фотография, Эстетика, Профессиональная съемка, Уличная фотография, Композиция, Видео, YouTube, Длиннопост

Например, на этой фотографии зритель видит, что дом является ключевым элементом кадра, но дом очень немного может о себе рассказать зрителю, потому что слишком мелко изображён. Мы практически не можем разглядеть никаких подробностей. Но главным в кадре всё равно является дом, а историю про этот дом нам рассказывает его окружение.

Практическая важность выбора крупности плана для фото и видеосъёмки. Как понять и использовать Творческие люди, Портрет, Фотограф, Саморазвитие, Начинающий фотограф, Фотосессия, Черно-белое, Фотография, Эстетика, Профессиональная съемка, Уличная фотография, Композиция, Видео, YouTube, Длиннопост

Таким образом, общий план – это когда об объекте, в большей степени, мы узнаём по той обстановке, в которой он находится. И одной из самых сложных задач при фотографировании общим планом является выделение главного объекта.

Бывает так, что на фотографии как будто отсутствует сюжет, как будто она не рассказывает нам ни о чём, а просто создаёт настроение. Такие снимки очень сложно сделать интересными и запоминающимися.

Практическая важность выбора крупности плана для фото и видеосъёмки. Как понять и использовать Творческие люди, Портрет, Фотограф, Саморазвитие, Начинающий фотограф, Фотосессия, Черно-белое, Фотография, Эстетика, Профессиональная съемка, Уличная фотография, Композиция, Видео, YouTube, Длиннопост

Поэтому, на начальном этапе развития вашего фотографического мастерства полезно для каждого кадра всё-таки находить главного героя и строить рассказ именно вокруг него.

2. Средний план – это когда главный герой уже занимает намного больше пространства и начинает сам о себе что-то рассказывать. Теперь на фотографии два равноправных рассказчика: сам объект и его окружение.

Практическая важность выбора крупности плана для фото и видеосъёмки. Как понять и использовать Творческие люди, Портрет, Фотограф, Саморазвитие, Начинающий фотограф, Фотосессия, Черно-белое, Фотография, Эстетика, Профессиональная съемка, Уличная фотография, Композиция, Видео, YouTube, Длиннопост

Средний план – излюбленный стиль съёмки репортажных фотографов, он очень хорошо работает, когда нужно показать какое-то действие, а особенно взаимодействие.

Практическая важность выбора крупности плана для фото и видеосъёмки. Как понять и использовать Творческие люди, Портрет, Фотограф, Саморазвитие, Начинающий фотограф, Фотосессия, Черно-белое, Фотография, Эстетика, Профессиональная съемка, Уличная фотография, Композиция, Видео, YouTube, Длиннопост

Это прекрасный выбор для динамичных сюжетов. Но, пожалуй, средний план – самый сложный по исполнению. Нужно заботиться, и о грамотной компоновке кадра, и о выразительности главного героя.

Практическая важность выбора крупности плана для фото и видеосъёмки. Как понять и использовать Творческие люди, Портрет, Фотограф, Саморазвитие, Начинающий фотограф, Фотосессия, Черно-белое, Фотография, Эстетика, Профессиональная съемка, Уличная фотография, Композиция, Видео, YouTube, Длиннопост

Важно, чтобы наряду с выразительностью главного события, в кадре присутствовало окружение ровно настолько, насколько это необходимо снимку.

Практическая важность выбора крупности плана для фото и видеосъёмки. Как понять и использовать Творческие люди, Портрет, Фотограф, Саморазвитие, Начинающий фотограф, Фотосессия, Черно-белое, Фотография, Эстетика, Профессиональная съемка, Уличная фотография, Композиция, Видео, YouTube, Длиннопост

Всё лишнее должно быть убрано из кадра, а каждая деталь должна быть на своём месте. Скрыть лишние детали на фоне можно, например, используя низкую точку съёмки.

3. Крупный план – это когда главный объект сам о себе рассказывает. В крупном плане более важен внутренний мир героя, чем внешний.

Практическая важность выбора крупности плана для фото и видеосъёмки. Как понять и использовать Творческие люди, Портрет, Фотограф, Саморазвитие, Начинающий фотограф, Фотосессия, Черно-белое, Фотография, Эстетика, Профессиональная съемка, Уличная фотография, Композиция, Видео, YouTube, Длиннопост

Поэтому, окружение практически ничего не рассказывает зрителю, не несёт смысловой нагрузки, а используется скорее для уравновешивания композиции или для передачи едва заметных нюансов.

Практическая важность выбора крупности плана для фото и видеосъёмки. Как понять и использовать Творческие люди, Портрет, Фотограф, Саморазвитие, Начинающий фотограф, Фотосессия, Черно-белое, Фотография, Эстетика, Профессиональная съемка, Уличная фотография, Композиция, Видео, YouTube, Длиннопост

Компоновка кадра для крупного плана, чаще всего, максимально простая. Фон, обычно, уводится в нерезкость или выбирается подходящая точка съёмки (и фокусное расстояние), при которых фона практически не видно.

Практическая важность выбора крупности плана для фото и видеосъёмки. Как понять и использовать Творческие люди, Портрет, Фотограф, Саморазвитие, Начинающий фотограф, Фотосессия, Черно-белое, Фотография, Эстетика, Профессиональная съемка, Уличная фотография, Композиция, Видео, YouTube, Длиннопост

Если же нам жалко избавляться от фона, то не стоит выбирать крупный план – снимайте в среднем. То есть, придумывайте, как главный герой будет взаимодействовать с окружением.

Практическая важность выбора крупности плана для фото и видеосъёмки. Как понять и использовать Творческие люди, Портрет, Фотограф, Саморазвитие, Начинающий фотограф, Фотосессия, Черно-белое, Фотография, Эстетика, Профессиональная съемка, Уличная фотография, Композиция, Видео, YouTube, Длиннопост

4. Сверхкрупный план или “деталь” – это когда в кадре доминирует какая-то деталь главного объекта, которая нам рассказывает историю об этом объекте.

Практическая важность выбора крупности плана для фото и видеосъёмки. Как понять и использовать Творческие люди, Портрет, Фотограф, Саморазвитие, Начинающий фотограф, Фотосессия, Черно-белое, Фотография, Эстетика, Профессиональная съемка, Уличная фотография, Композиция, Видео, YouTube, Длиннопост

Эта деталь должна быть выразительной чертой объекта.

Практическая важность выбора крупности плана для фото и видеосъёмки. Как понять и использовать Творческие люди, Портрет, Фотограф, Саморазвитие, Начинающий фотограф, Фотосессия, Черно-белое, Фотография, Эстетика, Профессиональная съемка, Уличная фотография, Композиция, Видео, YouTube, Длиннопост

Причём важно, чтобы эта деталь рассказывала не о себе, а именно о том объекте, которому она принадлежит. Тут легко ошибиться, но не бойтесь ошибок, они вам только помогут нащупать нужный баланс.

Практическая важность выбора крупности плана для фото и видеосъёмки. Как понять и использовать Творческие люди, Портрет, Фотограф, Саморазвитие, Начинающий фотограф, Фотосессия, Черно-белое, Фотография, Эстетика, Профессиональная съемка, Уличная фотография, Композиция, Видео, YouTube, Длиннопост

Конечно, не всё в фотографии подчиняется жестким правилам, но если держать в голове хотя бы эти основные принципы, то становится намного проще мыслить и действовать. Особенно, если вы начинающий фотограф.

Перед тем, как сделать снимок, спросите себя: “Кто будет рассказывать о герое? Он сам, его деталь или его окружение?” Или, может быть и деталь, и окружение? Ответ на этот вопрос подскажет вам композиционное решение.

Практическая важность выбора крупности плана для фото и видеосъёмки. Как понять и использовать Творческие люди, Портрет, Фотограф, Саморазвитие, Начинающий фотограф, Фотосессия, Черно-белое, Фотография, Эстетика, Профессиональная съемка, Уличная фотография, Композиция, Видео, YouTube, Длиннопост

Пожалуй, самым сложным при выборе крупности плана является баланс между средним и крупным планами.

Практическая важность выбора крупности плана для фото и видеосъёмки. Как понять и использовать Творческие люди, Портрет, Фотограф, Саморазвитие, Начинающий фотограф, Фотосессия, Черно-белое, Фотография, Эстетика, Профессиональная съемка, Уличная фотография, Композиция, Видео, YouTube, Длиннопост

Крупный план более оправдан.

Если сюжет подразумевает, например, крупный план с акцентом на внутренние переживания модели, а фотограф оставляет слишком много ненужного пространства, которое ничего нам не рассказывает, то это пространство, скорее всего, будет смотреться лишним.

Практическая важность выбора крупности плана для фото и видеосъёмки. Как понять и использовать Творческие люди, Портрет, Фотограф, Саморазвитие, Начинающий фотограф, Фотосессия, Черно-белое, Фотография, Эстетика, Профессиональная съемка, Уличная фотография, Композиция, Видео, YouTube, Длиннопост

Средний план не оправдан.

И наоборот, когда главный герой взаимодействует со своим окружением, а фотограф не показывает этого взаимодействия, кадр может выглядеть неполноценным.

Практическая важность выбора крупности плана для фото и видеосъёмки. Как понять и использовать Творческие люди, Портрет, Фотограф, Саморазвитие, Начинающий фотограф, Фотосессия, Черно-белое, Фотография, Эстетика, Профессиональная съемка, Уличная фотография, Композиция, Видео, YouTube, Длиннопост

Крупный план не оправдан

Практическая важность выбора крупности плана для фото и видеосъёмки. Как понять и использовать Творческие люди, Портрет, Фотограф, Саморазвитие, Начинающий фотограф, Фотосессия, Черно-белое, Фотография, Эстетика, Профессиональная съемка, Уличная фотография, Композиция, Видео, YouTube, Длиннопост

Средний план оправдан

И, кстати говоря, если пространство кадра пустое, это не значит, что оно ничего не рассказывает. Зрителю может быть важно знать, что рядом с главным героем свободное пространство.

Практическая важность выбора крупности плана для фото и видеосъёмки. Как понять и использовать Творческие люди, Портрет, Фотограф, Саморазвитие, Начинающий фотограф, Фотосессия, Черно-белое, Фотография, Эстетика, Профессиональная съемка, Уличная фотография, Композиция, Видео, YouTube, Длиннопост

На начальном этапе, осознанное разделение по планам разной крупности может сильно помочь в освоении мастерства композиции. Со временем, когда вы натренеруете свой взгляд, можно будет пробовать смешивать разные по крупности планы между собой и экспериментировать.

Практическая важность выбора крупности плана для фото и видеосъёмки. Как понять и использовать Творческие люди, Портрет, Фотограф, Саморазвитие, Начинающий фотограф, Фотосессия, Черно-белое, Фотография, Эстетика, Профессиональная съемка, Уличная фотография, Композиция, Видео, YouTube, Длиннопост

Комбинация общего плана со сверхкрупным планом (руки, как деталь).

Правила созданы для того, чтобы сначала научиться элементарным вещам, а потом уже пытаться их нарушать. Но нарушать разумно и со знанием дела, иначе эти эксперименты выглядят скорее как признак небрежности, а вовсе не как проявление гениальности фотографа.

На основе этой статьи мы с братом записали видео. Там намного больше разных примеров (на Пикабу ограничено количество фотографий в статье), кому интересно, посмотрите, пожалуйста:

P.S. Все фотографии в статье наши с братом. Тоже самое, касается и фотографий в вышеупомянутом видеоролике.

Спасибо за внимание. Хороших вам снимков! :-)

Показать полностью 22 1
388
Лига фотографов
Серия Практика фотосъёмки

Руководство по позированию для моделей и фотографов. Руки, как важная деталь в портрете

Сразу предупрежу, что в этом посте не будет волшебных рецептов позирования. Их в фотографии быть не может, как не бывает и волшебных советов по композиции или по освещению, которые гарантировали бы вам шедевр. Есть лишь опыт и видение фотографа, которое он подсматривает из жизни, используя в творчестве.

Руководство по позированию для моделей и фотографов. Руки, как важная деталь в портрете Психология, Личность, Позирование, Фотосессия, Фотомодель, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Портрет, Видео, YouTube, Длиннопост

Вот как раз таким видением я и хочу поделиться с пикабушниками и пикабушницами. Если эти мысли хоть кому-то принесут пользу или заставят задуматься, значит я не зря старался :-)

Обозначим термины:
Модель — это любой человек в кадре.
Фотограф — любой человек, который фотографирует.
Портрет — фотография, в которой главным персонажем является человек.
Это могут быть даже повседневные снимки на даче.

При съёмке фотопортрета, ключевую роль в позировании играют руки модели. Когда модель спрашивает фотографа, какую позу выбрать, чаще всего, основной вопрос именно в том, что же делать с руками (гусары, молчать!). Действительно, руки — это такой же важный и выразительный элемент портрета, как и лицо. 

Руководство по позированию для моделей и фотографов. Руки, как важная деталь в портрете Психология, Личность, Позирование, Фотосессия, Фотомодель, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Портрет, Видео, YouTube, Длиннопост

Вот что, например, говорит о руках советский фотомастер Моисей Наппельбаум в своей книге «От ремесла к искусству» (1958):

Руки чрезвычайно существенный элемент в композиции не только потому, что они сообщают ей завершённость, участвуя в структуре кадра. Как правило, они весьма выразительны, они соответствуют общему строю всей фигуры человека, гармонируют с его лицом, дополняют представление об индивидуальности человека.

Мне приходилось встречать людей, у которых руки находились в резкой дисгармонии с их общим обликом. Однако при дальнейшем знакомстве оказывалось, что именно руки вернее, нежели лицо, характеризовали того или другого человека»

То есть, важная задача фотографа заключается в том, чтобы передать зрителю самые характерные жесты портретируемого. И это также важно, как показать характерные выражения его лица.

Руководство по позированию для моделей и фотографов. Руки, как важная деталь в портрете Психология, Личность, Позирование, Фотосессия, Фотомодель, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Портрет, Видео, YouTube, Длиннопост

Тут необходимо сделать небольшое отступление. Нормальный человек всё-таки ждёт, что фотограф не будет использовать его как бездушный манекен, а создаст портрет, как отражение индивидуальности этого человека. Чтобы человек был похож на себя самого, а не на какую-то стандартную куклу.

Руководство по позированию для моделей и фотографов. Руки, как важная деталь в портрете Психология, Личность, Позирование, Фотосессия, Фотомодель, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Портрет, Видео, YouTube, Длиннопост

Фото: Guy Bourdin

Но существуют направления типа: фэшн-фотографии или концептуальной фотографии, которые, часто, преследуют совершенно другую цель. Там как раз индивидуальность модели не нужна. По крайней мере, была не нужна до недавнего времени. Часто поза модели намеренно делалась вычурной и вызывающей, чтобы привлечь внимание к одежде, к стилю, к концепту, к моде, а не к конкретному человеку.

К сожалению, многие люди до сих пор путаются в этих видах съёмки, и воспринимают фэшн-позы из старых журналов, как руководство к действию в своих фотосессиях. И даже сейчас, когда в моду уже давно вошла естественность и индивидуальность, в интернете полно старомодных советов из разряда: 500 самых лучших поз для фотосессии.

Руководство по позированию для моделей и фотографов. Руки, как важная деталь в портрете Психология, Личность, Позирование, Фотосессия, Фотомодель, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Портрет, Видео, YouTube, Длиннопост

Конечно, в фотографии нет чётких границ и правил. Вы можете спокойно смешивать стили, эпохи и экспериментировать с позами на своё усмотрение. Не бывает плохих поз, но бывают позы неподходящие.

Фотографу перед съёмкой нужно подумать, какого эффекта он хочет добиться. Что он фотографирует? Одежду, стиль, позу, эпоху или человека? И, исходя из обозначенных целей, строить съёмочный процесс. Должна ли модель выглядеть живой и естественной на снимке или наоборот, она как кукла должна принимать заранее заготовленные позы.

Руководство по позированию для моделей и фотографов. Руки, как важная деталь в портрете Психология, Личность, Позирование, Фотосессия, Фотомодель, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Портрет, Видео, YouTube, Длиннопост

Про заготовленные выверенные позы нет смысла долго разговаривать. Там фотограф как из пластилина вылепляет то, что ему хочется. Поэтому перейдём сразу к тому виду съёмки, когда хочется передать жизненность.

Итак, допустим, руки портретируемого настолько же важны, как и лицо. Но как же ими управлять на съёмке? Ответ напрашивается сам собой — руками управлять нужно также, как управлять выражением лица.

Руководство по позированию для моделей и фотографов. Руки, как важная деталь в портрете Психология, Личность, Позирование, Фотосессия, Фотомодель, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Портрет, Видео, YouTube, Длиннопост

Постараться создать нужное настроение и перестать думать про позирование. Отвлечься от мысли, что на съёмке присутствует фотоаппарат. Не всегда это бывает просто, но это тот навык, который нужно развивать фотографу. У каждого вырабатывается своя тактика в этом вопросе. Но ни в коем случае, не рекомендую пользоваться для этих целей алкоголем. Это не единственный, и далеко не лучший способ расслабить модель. 

Некоторые фотографы, услышав от модели вопрос: “Что мне делать с руками?”, просто дают моделям в руки какой-нибудь предмет или даже деталь одежды, чтобы снять напряжение. Руки модели примут удобное положение, как только она перестанет о них думать.

Руководство по позированию для моделей и фотографов. Руки, как важная деталь в портрете Психология, Личность, Позирование, Фотосессия, Фотомодель, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Портрет, Видео, YouTube, Длиннопост

Чем больше вы отвлекаете модель от мыслей о съёмке, тем проще будет создавать живые фотографии. Отличный способ отвлечь человека — это беседа.

Руководство по позированию для моделей и фотографов. Руки, как важная деталь в портрете Психология, Личность, Позирование, Фотосессия, Фотомодель, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Портрет, Видео, YouTube, Длиннопост

Не знаете о чём говорить? Не беда! Организуйте какое-нибудь действие, даже очень простое. Модель будет постоянно чем-то занята, и будет меньше думать о позировании. 

Руководство по позированию для моделей и фотографов. Руки, как важная деталь в портрете Психология, Личность, Позирование, Фотосессия, Фотомодель, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Портрет, Видео, YouTube, Длиннопост

Но самое главное, такие действия вынудят модель проявлять себя. Когда модель будет что-то делать, фотографу будет проще увидеть выгодные положения рук, ног, головы… Поймать выразительные эмоции. Фотограф должен всё время наблюдать и ловить удачные моменты, своевременно поправляя положение модели, если это необходимо.

Руководство по позированию для моделей и фотографов. Руки, как важная деталь в портрете Психология, Личность, Позирование, Фотосессия, Фотомодель, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Портрет, Видео, YouTube, Длиннопост

Но как понять, какие моменты нужно ловить? Когда и как нужно начинать корректировку позы? Здесь нам поможет только опыт и постоянные тренировки. Съёмка и просмотр получившихся фотографий. Да, это долго, да, первые съёмки будут ужасными, но вы научитесь. 

Руководство по позированию для моделей и фотографов. Руки, как важная деталь в портрете Психология, Личность, Позирование, Фотосессия, Фотомодель, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Портрет, Видео, YouTube, Длиннопост

Больше фотографируйте. А во время съёмки чаще меняйте сюжеты: делайте портреты дома, на улице, сидя, стоя, лёжа, за столом, на столе, под столом, на шкафу. Как угодно, главное — постоянно что-то делайте. Не бойтесь показаться глупым. Берите сначала количеством, а качество придёт со временем.

Руководство по позированию для моделей и фотографов. Руки, как важная деталь в портрете Психология, Личность, Позирование, Фотосессия, Фотомодель, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Портрет, Видео, YouTube, Длиннопост

Придумайте для модели какую-нибудь активность. И отличный вариант для такой активности — это предложить модели скопировать какие-нибудь позы. Возьмите на съёмку подборку фотографий, которые вам нравятся.

Иногда, чтобы повеселить модель, можно даже взять ту  самую подборку из 500 лучших поз. Но не для того, чтобы их полностью копировать, а для того чтобы иметь отправную точку. Чтобы модель начала двигаться и раскрывала себя. Первые полчаса съёмки нужно дать модели отвлечься от фотокамеры и поймать нужную волну. 

Руководство по позированию для моделей и фотографов. Руки, как важная деталь в портрете Психология, Личность, Позирование, Фотосессия, Фотомодель, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Портрет, Видео, YouTube, Длиннопост

Важно научиться чувствовать то состояние, когда модель настроилась. И тогда вам останется только ловить самые удачные моменты. Как понять, что момент удачный? Насмотренность и опыт.

Для тренировки этого чувства, смотрите фотографии великих или просто хороших фотографов. Если вы пока не понимаете, как определить, хороший это фотограф или нет, то есть простой, но действенный способ:

Чаще всего, известные голливудские актёры фотографируются именно у хороших фотографов. Поэтому, ищите художественные фотографии своих любимых актёров. Смотрите, в каких позах они фотографируются, и пытайтесь брать эти позы за основу. И заодно, отмечайте для себя фамилии фотографов на будущее.

Руководство по позированию для моделей и фотографов. Руки, как важная деталь в портрете Психология, Личность, Позирование, Фотосессия, Фотомодель, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Портрет, Видео, YouTube, Длиннопост

Фото: Peter Lindbergh

И, кстати говоря, смотрите не только как фотографируются актёры, но и во что они одеты. Выбор одежды тоже сильно влияет на восприятие позы, да и кадра в целом.

Но не нужно полностью копировать позы. Пусть эти фотографии будут лишь отправной точкой, из которой будет развиваться та поза, которая лучшим образом подойдёт именно вашей модели. В итоге, вы можете прийти к совершенно другой позе. И это нормально. 

Руководство по позированию для моделей и фотографов. Руки, как важная деталь в портрете Психология, Личность, Позирование, Фотосессия, Фотомодель, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Портрет, Видео, YouTube, Длиннопост

Просто старайтесь не допускать грубых визуальных ошибок позирования. Что это за ошибки? Бывают такие положения рук, ног, головы, которые на подсознательном уровне выглядят не очень привлекательно для зрителя.

Руководство по позированию для моделей и фотографов. Руки, как важная деталь в портрете Психология, Личность, Позирование, Фотосессия, Фотомодель, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Портрет, Видео, YouTube, Длиннопост

Например, когда не видны пальцы на руках; или рука появляется из неоткуда; когда колени или локти направлены в сторону объектива; и тому подобное.

Руководство по позированию для моделей и фотографов. Руки, как важная деталь в портрете Психология, Личность, Позирование, Фотосессия, Фотомодель, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Портрет, Видео, YouTube, Длиннопост

Этот вопрос довольно подробно изучал Уильям Мортенсен. Рекомендуем почитать его работы. Одна из его книг была даже переведена на русский язык и в русском переводе называется: «Модель. Проблемы позирования».

Но не особо увлекайтесь. Слишком правильные позы могут смотреться чересчур наигранными. За ошибками нужно следить, но не нужно их бояться. Иногда ошибки могут даже привести вас к чему-то новому и интересному.

Руководство по позированию для моделей и фотографов. Руки, как важная деталь в портрете Психология, Личность, Позирование, Фотосессия, Фотомодель, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Портрет, Видео, YouTube, Длиннопост

Полезно будет ещё разобраться в том, как разные жесты могут восприниматься зрителем. Можно почитать книги популярного австралийского писателя Аллана Пиза про язык нашего тела.

Руководство по позированию для моделей и фотографов. Руки, как важная деталь в портрете Психология, Личность, Позирование, Фотосессия, Фотомодель, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Портрет, Видео, YouTube, Длиннопост

Хоть его наблюдения и не имеют серьёзной научной базы, всё равно, они заставят вас о чём-то задуматься и могут пригодиться при съёмке портрета.

И не забывайте, что и ваши собственные жесты тоже могут повлиять на результат. Если вы постоянно прячетесь за фотоаппарат и хватаетесь за голову, то вряд ли сможете излучать уверенность.

Руководство по позированию для моделей и фотографов. Руки, как важная деталь в портрете Психология, Личность, Позирование, Фотосессия, Фотомодель, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Портрет, Видео, YouTube, Длиннопост

Модель должна вам доверять и понимать, что вы полностью контролируете процесс. 

Надеюсь, эти советы помогут вам лучше понимать, что делать и как действовать на съёмке. Самое главное — быть собой, а не казаться кем-то другим. Наблюдайте и черпайте вдохновение из реальной жизни. Часто ли вы видите на улице девушку в такой позе?

Руководство по позированию для моделей и фотографов. Руки, как важная деталь в портрете Психология, Личность, Позирование, Фотосессия, Фотомодель, Начинающий фотограф, Фотограф, Профессиональная съемка, Портрет, Видео, YouTube, Длиннопост

Даже если и увидите, то, скорее всего, у вас возникнут сомнения в её нормальности. Люди в повседневной жизни редко используют кричащие позы. Не обязательно кричать, чтобы тебя услышали и поняли. Иногда даже лучше говорить шёпотом.

За годы эволюции мы научились замечать и считывать тонкие нюансы мимики и положения рук собеседника, также как и научились сами выражать эмоции и контактировать с окружающими при помощи жестов и даже мельчайших изменений в выражении лица. Этот навык считывания мелких нюансов делает портретную фотографию такой интересной, а каждый портрет уникальным.

На основе этой статьи мы с братом записали видео. Там намного больше разных примеров, кому интересно, посмотрите, пожалуйста:

P.S. Если автор фотографии в статье не подписан, значит эта фотография наша с братом. Тоже самое, касается и вышеупомянутого видеоролика.

Спасибо за внимание. Хороших вам снимков! :-)

Показать полностью 22 1
Отличная работа, все прочитано!