breezeman
Запылился
В общем стоим мы на якоре около Дакара, Сенегал. Постоянно дуёт ветер со стороны берега, который приносит песок, покрывающий палубу, из-за которого она выглядит так, словно за ней 20 лет не следили)
Вот как она выглядит сейчас.
Вот так выглядит чистая палуба.)
А вот так выглядит Сенегал с высоты! =)
А ещё, регулярно, ветер приносит благоухающий аромат паленого пластика... До берега 6-7 миль, вся бухта покрывается дымкой, если воздух затянет в каюту, дышать там невозможно! Не говорю уже о прогулках по палубе перед ужином. Видимо так они "перерабатывают" отходы.
Рыцари свежего после вчерашнего дня.
Спасибо вам, что не дали пикабу утонуть в постах из серии "День домашних животных! Внесу свою лепту!", "Мой муси пусик", "Поздравил своего котейку" "А вот мой песик, внесу свою лепту". Заглянул туда вечером, и понял, как много дерьма мы не увидели в горячем)
Я сам люблю животных, но так же я люблю интересные посты на пикабу, а людям стоило бы ставить хештег "День домашних животных", чтобы остальные могли его кинуть в игнор и наслаждаться другими постами)
Сейчас любители животных меня заминусят, но мне пофиг)
Баянометр ругался на картинку)
Обещал рассказать про три вида морской болезни.
Хочу напомнить, что я моряк, из медицинского образования у меня только курсы по первой помощи и мед. уходу, которые прохожу раз в 5 лет, поэтому все сказанное ниже - плод моих наблюдений и домыслов.) отнеситесь к этому тексту с юмором) фото и картинки взяты из интернетов.
За свою недолгую морскую карьеру, я успел понять, что абсолютно все моряки страдают морской болезнью, но каждый страдает по своему.
1) Рыгальщики.
Самый малочисленный вид. Обычно это новички - кадеты, буфетчики, матросы.
Человека может не укачивать в автобусе и самолете, но, оказавшись на судне, и попав даже в маленький шторм, он уже не отходит от леера, пристально "рассматривая" поверхность бушующего моря. Но не стоит сразу расстраиваться, прощаться с этой профессией! Во первых, в укачивании нет ничего дурного, нормальный экипаж никогда не будет издеваться и подшучивать над человеком! Наоборот, отнесутся понимающе, помогут советом, постараются облегчить эти неприятные дни.
Спустя какое-то время произойдёт магия - организм адаптируется, и человек перейдёт из отряда "рыгальщиков" в один из других, описанных ниже. Или не перейдёт... Но такие случаи встречаются редко! К качке привыкают практически все, главное попасть в первом контракте в парочку хороших, крепких штормов.
И не пытайтесь пить таблетки! Во первых, от них захочется спать, во вторых, они не лечат болезнь, а просто глушат ее на время. Лучше пару дней пообниматься с унитазом и адаптироваться, чем всю жизнь мучиться.
2) Жральщики.
Обычно во время качки есть ничего не хочется, к тому же есть риск превратиться в рыгальщика) Но жить как-то надо, поэтому моряки сосут сухари, кислые или мятные леденцы, запивая их водой. Однако, в некоторых товарищах просыпается ктулху жральщик.
Они вызывают зависть, граничащую с ненавистью, уплетая за обе щеки не только свои порции, но и порции тех, кому тошно смотреть на еду. =) Такие люди есть в каждом экипаже.
Типичный пример моряка, страдающего этим видом морской болезни - моряк Папай)
3) Спальщики.
Эти ребята всегда хотят спать . Они вялые, амебные, залипают на чем угодно. Зато стоит им принять горизонтальное положение, и они проваливаются в младенческий сон.
Если штурман - спальщик, то капитану будет неспокойно, ведь такой товарищ может завести пароход в какую-нибудь ж... Если же капитан сам спальщик - то сам пропадает в каюте и экипажу будет спокойнее.)
Общеизвестно, что жизнь не делится на чёрное и белое, так и в случае 3 видов морской болезни - не всегда встречаются только рыгалищики, или чистые жральщики. Часто в одном человеке на выбор сочетаются два вида морской болезни, кто-то жрет без остановки, и спит сладким сном, кого-то тошнит бессонными ночами, а кто-то работает буфером, жадно поглощая еду на камбузе, и потом подкармливая ей рыбок))))
Главное - из-за морской болезни море бросает не так много людей, приспосабливаются почти все!
Минимизировать страдания можно работая на больших судах - танкерах от 160тыс т. и более, в грузу они ходят сильно утопленными, даже в сильный шторм качает на них не сильно; либо на пассажирских судах - у них очень хорошие стабилизаторы качки.
Естественно, на маленьких судах качать будет мама не горюй.
Лично меня во время шторма тянет в сон, и иногда пробивает на пожрать, рыб в море не кормил ни разу) но если кто-то рядом много и смачно курит, меня может начать мутить, так как табачный дым не люблю в принципе, бедному вахтенному матросу приходится курить в открытую дверь, либо бегать в курилку.
Не обращайте внимания на возможные грамматические ошибки и неправильное построение фраз и предложений, мне уже давно пора ехать домой, а я пересиживаю - шарики за ролики потихоньку заходят))
Если что, у меня есть телеграм канал @korabzhizn туда пишу на переходах, когда нет нормального интернета. Посты выкладываю далеко не каждый день, так что не ждите спама) так же там можно связаться со мной)
Как моряки получают снабжение?
Многим интересно каким образом на судне получают продукты, запчасти, деньги и т. п. Эту тему, как и многие другие, трудно раскрыть кратко и однозначно, ведь существует много разных типов судов, в каждой компании этот момент налажен по своему, так что опираться буду на опыт в своей компании на танкерах.
*если вы подписаны на мой телеграм канал, то этот текст уже видели там, я ничего нового не добавил*
Без регулярного снабжения ни один пароход не сможет нормально работать: продукты, запчасти, расходные материалы просто необходимы постоянно и в больших количествах.
Путь любой банки краски и палки колбасы начинается с судовой заявки.
Она создаётся либо в виде текстового файла, либо в специальной программе для создания заявок (в моей компании полностью перешли на заявки в спец программе).
Например продукты. Повар следит за кладовой, и по мере ее опустошения составляет список продуктов, который передает ответственному офицеру, забивающему все позиции в форму заявки. Далее указываются ближайшие порты захода, с примерным временем прихода, различные ремарки, если они есть, например привезти только колбасу сделанную в деревне Коровьино, Красноярского края, заявку проверяет капитан, добавляет/удаляет то что хочет, и отправляет ее в офис. В офисе смотрят какой из портов удобнее, есть ли у них уже прикормленные поставщики, готовые сделать скидку, сколько будет стоить доставка и т. п. Например судно вышло из Японии и идет в Алжир через Сингапур и Суэцкий канал. В компании посчитали что выгоднее получить продукты проходя мимо Сингапура, так как тамошний поставщик (шипчандлер) готов сделать хорошую скидку, плюс доставка катером до судна будет стоить дешевле катера в суэцком канале.
После этого офис скидывает капитану quotation, предложение шипчандлера, эдакий текстовый файл, в котором указаны цены на продукты, а так же что есть на складе, и чем он может заменить отсутствующие позиции. Капитан и повар изучают файл, слишком дорогие позиции вычеркиваются, а если, например, банки с красной икрой оказались очень дешевыми, то их можно заказать побольше))
Бывает так, что компания скидывает предложения от нескольких шипчандлеров, и капитан может сам выбрать того, кто ему больше подходит. Допустим он знает, что шипчандлер А постоянно привозит просрочку и у него вечные недостачи, а вот шипчандлер Б хоть и берет чуть дороже, но зато у него все без нареканий.
Все денежные вопросы решает компания, так что у капитана нет возможности заработать на каких-то махинациях, разве что лично договориться с шипчандлером, что бывает крайне редко.
В исключительных случаях мастер может купить за наличные то, что капец как нужно - свежие овощи и фрукты (fresh provision), туалетную бумагу и картриджи для принтера, коробку сигарет. Но при грамотном контроле обычно покупать приходится только фреш, если фрукты и овощи кончились, ближайший удобный порт через месяц, а времени на составление и обработку заявки нет.
В целом по этому принципу делаются все заявки - буфетчик заказывает туалетную бумагу, салфетки, порошок, мыло, и прочие хоз. товары, 3й помощник - шоколадки, сигареты, пиво и т. п., второй помощник - канцелярию, боцман - ништяки для палубы в виде перчаток, касок, красок.
В любом случае заявку подтверждает один из глав департамента (head of department) палубы или машинного отделения в лице Старпома и Стармеха (в зависимости от происхождения заявки), а финальное подтверждение на борту судна поступает от капитана.
Итак, заявки составлены, капитан их все подтвердил, и с этого момента мы ждём посылок)
Однако расслабляться еще рано, ведь далеко не факт, что моряк получит все по списку. И дело даже не столько в том, что у поставщиков чего-то может не быть в наличии, а в офисных работниках. Иногда у нас, моряков, возникает ощущение, что люди, сидящие в офисах наших компаний, и имеющие непосредственный тесный рабочий контакт с нами, абсолютно далеки от морской профессии. Хотя кого я обманываю - это ощущение у нас никогда не проходит!
А что еще можно думать о человеке, на половину урезающем заявку с краской, и при этом требующего чтобы мы перекрасили всю палубу? А когда механики заказывают критически важные запчасти, а им присылают "китайские" не оригиналы либо восстановленные? Причем потом обязательно тот механизм, которому они предназначались, вновь выйдет из строя, и очень быстро. А с офиса так и будут приходить письма, из серии "вы же понимаете, что оригинальные запчасти стоят очень дорого, и мы пришлём не оригинал?".
Ладно, про взаимоотношения с офисом я еще расскажу, пожалуюсь вам)
На одном судне мы знали, что человек, отвечающий за заявки, всегда уменьшает их в два раза, соответствено мы всегда заказывали в два раза больше чем нужно. Однажды этот человек встал не с той ноги, и решил не урезать одну из заявок, в итоге мы получили столько болтов и гаек, что можно было собрать новый пароход!
И вот, наступает радостный момент! Если судно стоит в порту, то приезжает грузовик, если на якоре или в дрейфе, то подходит катер, объявляется аврал "Внимание, всем свободным от вахты членам экипажа прибыть для получения снабжения!".
Выходят все, кроме капитана, тех кто стоит на вахте, и, иногда, штурмана, отдыхающего перед вахтой. Сначала стараются поднять провизию и товары для судового магазина, чтобы повар и 3й помощник быстро все унесли и спокойно пересчитали, потом принимают остальное снабжение. Иногда приходится поднимать трубы, металлические листы, насосы, и прочие крупногабаритные вещи.
Снабжение для машинного отделения сначала поднимают на палубу, а потом, когда суета закончится, тяжелые вещи с помощью крана спускают через специальный люк в логово механиков, ведь трапы на судне узкие и крутые, тащить что-то очень тяжелое и габаритное не просто тяжело, но и опасно.
И вот каждый растащил снабжение по своему заведованию, наступает время подсчетов. На каждую заявку выдается своя накладная - отдельно на провизию, отдельно на канцелярию и т. п. Накладная сверяется с фактически полученным, и потом капитан докладывает офису что и как.
Сообщать о недостаче мы не спешим, даже если боцман бегает в истерике и не может найти ящик с новыми отвёртками, а 3й помощник в панике ищет коробку со сникерсами. Обычно выясняется, что отвертки забрали механики, думая, что это их заявка (хорошая попытка, мистер 2й механик), а шоколадки, по ошибке, закинули повару на камбуз.
Но, иногда, что-то могут не привезти, тогда офис уже улаживает вопрос с поставщиком, попутно поставщик мучает капитана, по 10 раз прося ещё раз все перепроверить.
Добросовестный поставщик может забить на копеечный товар, чтобы не портить отношения с крупной компанией, в цивилизованных странах даже снимают видео процесса отгрузки товара со склада, а так же присылают своего представителя на борт, чтобы он мог все проконтролировать и решить все вопросы на месте.
Тем не менее, шальные руки доставщиков, особенно в нищих странах, не упустят шанса поживиться чем-нибудь на халяву, авось не заметят.
Все накладные подшиваются в специальную папку, так что мы всегда можем посмотреть когда, где и в каком объёме была удовлетворёна соответствующая заявка.
Капитан имеет право заполнить отзыв на поставщика, оценив качество его работы по нескольким пунктам. На основании этих отзывов компания корректирует свои отношения с этими ребятами.
Частота, количество и качество снабжения очень сильно зависят от компании. Где-то вам привезут все, что попросите в любых количествах, а где-то придётся бороться за каждую скрепку.
Времена на флоте тяжёлые, все стараются экономить.
Моряки и шторм.
Меня часто спрашивают, как моряки переносят шторм. Постараюсь вам об этом рассказать, может даже интересно =) Все фото мои, не мои будут отмечены.
(небольшое рыболовное судно во время шторма)
Наверное, люди представляют как мужчины с суровыми лицами, под завывание ураганного ветра, крепят паруса. Судно, как щепку, бросает по волнам, снасти рвутся, и за всей этой картиной, борясь с тяжелым штурвалом и прищурив один глаз, наблюдает старый бородатый капитан, с трубкой в зубах, отдавая короткие, четкие указания грубым, басистым голосом, в идеально чистом кителе с капитанскими нашивками на рукавах и неизменной фуражке.) Как-то так (фото не мое) :
Однако, на больших судах все совсем не так. =(
С развитием и все большим числом технических средств на флоте, мы, молодые моряки, уже забываем как определять погоду по различным приметам, все более полагаясь на факсимильные карты погоды(в прочем, ими тоже редко где пользуются), программы, автоматически получающие обновления, и очень наглядно отображающие информацию и т. п.
Например, на моем судне установленна программа, дающая прогноз на 2 недели вперёд, причём на первые несколько дней он довольно точный. На большой карте видно маршрут судна, разбитый на отрезки по 3 часа, нажимаем кнопку "перемотки" вперед, и виртуальный кораблик скачет между точками, а данные о погоде динамически меняются. В любой точке открытого региона можно получить не только данные об атмосферном давлении и ветрах, но и о волненнии, течениях, температуры поверхности воды, наличии льда, и т. д. Все зависит от оплаченного пакета услуг.
Провайдер этой услуги даже предлагает более безопасный, либо более экономичный маршрут, если вдруг на нашем пути образуется сильный шторм.
Данные о маршруте судна посылает навигационный помощник капитана, перед началом перехода, так же, ежедневно, он отправляет репорт, в котором содержится позиция судна, его курс и скорость, так провайдер может корректировать картинку в нашей программе. Вроде все просто=) Скришот из программы прилагаю. Кругляшом выделена позиция судна. Видно участок карты, это регион, границы которого устанавливаем мы сами.
Таким образом, моряки могут узнать о приближении плохой погоды очень очень заранее. Соответственно есть значительный запас времени и на побездельничать, и на подготовку судна к шторму, и на более грамотное планирование работ. Например пока погода хорошая, матросов отправят отчаянно долбить ржавчину на палубе и заниматься покраской, электромеханик побежит менять лампы наружного освещения, 3й помощник проверит спасательные круги и шлюпки.)
Грамотный капитан и старпом заранее перед штормом делают объявление, об ожидаемом ухудшении погоды, возможной сильной качке, с указанием всем членам экипажа проверить и закрепить все по своему заведованию. Еще более грамотное начальство лично проверит основные проблемные места, чтобы все действительно было закреплено как надо, и не нанесло ущерб судну или, не дай бог, людям.
Такого начальства, к сожалению, мало, все отдается на откуп экипажу. В итоге, после шторма выясняется, что ленивая буфетчица забыла убрать тарелки, и половина из них разбилась, у неопытного 3го помощника упал, и от постоянных ударов, сработал огнетушитель, в спорт зале тренажером раздолбало одну из переборок, кому-то хватило ума закинуть вещи в стиральную машинку во время сильной качки, и она сломалась, и т. д. и т. п.
Естественно, начальство будет винить и ругать всех, кроме самого себя, хотя это обязанность капитана и старпома - убедиться что судно готово к шторму.
И вот - началось! Сильный ветер поднимает высокие волны, их гребни рассыпаются на мелкие капли, белой паутиной тянущися над поверхностью моря. Судно переваливается с борта на борт, все трещит, скрипит, катается внутри ящиков.
Так как навигационный мостик является самой высокой палубой судна (хотя нет, сейчас набегут мои противные коллеги, и уличат меня во вранье, ведь выше палубы мостика есть Monkey deck, либо они работают на таком судне, где выше мостика есть другие палубы, а значит так сконструированы все пароходы!). В общем на мостике качает сильнее всего. Стоять на вахте некомфортно, ведь надо контролировать не только равновесие своего бренного тела, но и навигационную обстановку вокруг. Если судно идет в океане, то проблем нет - другие пароходы встречаются редко, всегда можно сильно отвернуть в нужную сторону и спокойно разойтись. В районах с насыщенным трафиком, с кучей отмелей и всяких навигационных опасностей немного тяжелее, так как судно сильно рыскает (нос постоянно уходит то влево, то вправо), курс на гирокомпасе скачет туда сюда, расходиться с коллегами по несчастью на маленьком расстоянии может быть очень рискованно, но, порой, альтернатив просто нет. За 4 часа вахты в таких районах чувствуешь себя измотанным, хочется скорее уйти в каюту, плюхнуться в кровать и переключить мозг на что-то другое.
Однако, если работа закончилась, никто не говорит, что уставший моряк может отдохнуть!
Если качка сильная, то лежа в кровати удержаться в одной позе - тот еще вызов! Будешь вертеться как сосиска на гриле.) Правда есть маленький секрет - я всегда стараюсь распластаться, лежа на животе, поджав одну ногу к груди, вторую выставив в сторону, а обе руки положив под подушку, выставив локти в сторону. Если при этом лечь по диагонали, уткнувшись головой между переборками каюты, то можно спать как младенец!) По крайней мере по кровати не бросает.)
Но не у всех это получается, некоторые даже вываливаются с кровати!
Для таких товарищей в каждой каюте стоит диван. Нет нет, это не элемент роскоши, а жизненная необходимость.
На судах принято ставить кровати так, что вы спите головой вперёд, по движению судна, диваны же стоят перпендикулярно, чтобы в случае сильной бортовой качки (которая бывает не так часто) моряки могли переползти на них. Диваны короткие, узкие, и безумно неудобные, но по другому, порой, не отдохнуть.
Кому интересны фотки кают - ищите мои прошлые посты, там они будут. =) с телефона очень неудобно давать ссылки, да и лень.
Некоторые бросают матрас на палубу каюты и пытаются спать так. Однажды такой матрос жахнулся головой о переборку во сне, так как матрас поехал вместе с ним=)
А что насчет еды?
Где-то когда-то читал, что в море принято стелить влажные полотенца на столы, типа это помогает тарелкам не скользить по столам. Не знаю, не видел. Тарелки и подносы с едой всегда ставят на отдельный шкаф, на специальную, антискользящую подстилку, чтобы они не упали в ожидании голодных членов экипажа, а потом мы аккуратно ставим их на стол и кушаем, придерживая руками. Естественно полную, с горкой, тарелку супа или стакан компота не нальешь, приходится кушать по чуть чуть.)
Во время шторма бортовые наружные двери, которые, кстати, не пропускают воду (watertight), в жилые помещения закрываются и блокируются. Обычно, оставляют незаблокированным только один выход, на случай аварийной ситуации, плюс всегда незаблокированы двери, ведущие в надстройку с кормы на верхних палубах - на больших пароходах вода туда не попадает, а если попадет, то судну уже настал кабздец).
Выход на палубу только с разрешения вахтенного помощника капитана, обязательно с рацией, и под внимательным наблюдением с мостика - вдруг человека смоет за борт, и никто не увидит.
На нормальных судах вдоль палубы идет специальная дорожка (Cat walk) , огороженная леерами, снабженная специальными укрытиями - движение в ее пределах сильно уменьшает шансы моряка быть смытым в море даже большой волной. Грамотный моряк, который хочет жить, обязательно натянет на себя Safety Harness - специальную страховочную сбрую, которую можно пристегивать к разным трубам.
Там, где Cat Walk отсутствует - натягивают крепкий конец, к которому люди крепят свой харнес.
Тем не менее людей отправляют на палубу только в случае крайней нужды.
На фото ниже, этот самый Cat Walk обведен голубым цветом. По краям палубы видно белые леера. Они огораживают палубу, чтобы человек случайно не шагнул за борт, а так же, являются последней надеждой на спасение, если его смывает за борт. Леерное ограждение есть везде - по краю палубы, на различных высоких площадках, на трапах, и т.д. Опять же, на фото его видно в разных местах.
Вот такие дела, господа, надеюсь было интересно и познавательно. Пошел я спать перед следующей вахтой.)
"Ты ж моряк, много стран видел." Немного суровой реальности.
Всем привет!
Подходит к концу наш месячный переход из Новороссийска в Японию, через Босфор, Дарданеллы, Суэцкий канал, Аденский залив, Малаккский и Сингапурский проливы. Мы рассекали воды Черного, Мраморного, Средиземного, Красного, Южного Китайского и Восточного Китайского морей.
И вроде бы надо радоваться - скоро появится возможность выйти на берег, да еще и в Японии! Купить сувениров домой, прогуляться по улицам страны восходящего солнца и т. п.
Тем более если вы, как и я, работаете на танкере и ваш тоннаж 150тыс тонн и выше, то прекрасно знаете, что возможность выйти на берег даже раз за контракт выпадает не часто.)
Однако, вы же работаете на танкере! А это означает, что вам приходится проходить миллион различных инспекций, а во время инспекции в город выпускают разве что рядовой состав, офицерам выйти без вариантов... Чем реже судно заходит в порты, тем вероятнее в каждом из них проходить всякие веттинги, port state control и т. п.
В этот раз расклад такой - часть груза мы отдаем в первом порту, постановка к причалу вечером, утром судно уже уйдет. Чуть больше суток мы идем в следующий порт, чтобы отдать остальную часть груза, становимся к причалу в обед, и на следующий день до обеда уходим.
Первый порт находится в самой глубокой жопе, там даже города как такового нет - сплошные промышленные объекты, однако за 220 долларов с 9:00 до 16:00 можно заказать автобус, который отвезет до какой-то жд станции, и вернет назад. =) эх, не вариант...
Во втором порту условия те же, а вот город совсем рядом. Однако, дорогой читатель, не забывай, что мы с тобой гордые моряки-танкеристы, и пока мы наслаждались длинным переходом, наша любимая компания накопила для нас кучу инспекций. Поэтому во втором порту тебя ждет 3 инспектора, готовых провести 7 аудитов разной степени гемморойности. Обычно эти аудиты проходят суммарно за 36 часов, но, так как мы простоим около 12, пришлось пойти на такие меры. Помимо этого, жизнь нам облегчит смена 5ти человек экипажа, включая старпома, то есть помимо самой инспеции по судну будут бегать с выпученными глазами 4 новичка, а старпомы будут параллельно выгружаться и пересдавать дела. =)
Очередной пытливый читатель заметит, что наверняка инспекция - это проблемы офицеров, а не рядовых, ведь от матросов ничего не зависит, кроме несения вахты на палубе.
К сожалению, пытливому читателю придётся смириться с положением дел, ведь у нас будут аудиты по ISM, MLC, ISPS, и еще 4 других, названия которых я не запомнил, а искать письмо, где их перечисляют мне лень) Если кратко - будут проверять систему менеджмента на борту ( то есть как мы соблюдаем политику компании, как ведем документацию, работает ли система управления компании на нашем судне, это ISM), каковы условия работы моряков, у всех ли есть доступ к связи с домом, горят лампочки в каютах, кормят ли нас нормальной едой (MLC), систему безопасности на судне в порту, охрану труда и т. п. Будут не только проверять бумажки, но и проводить собеседования с большинством членов экипажа, поэтому капитану нет смысла отпускать кого-то в город, ведь любой из 3 инспекторов может захотеть поговорить с любым членом экипажа.
В итоге мы уже не рады Японии, мечтаем поскорее отсюда вырваться и гадаем, куда же нас отправят на погрузку.
Вот вам очередное подтверждение того, что не всегда моряки гуляют и развлекаются в интересных портах - за этим делом лучше идти на сухогрузы и контейнеровозы - там и проверок намного меньше, гайки не так закручивают и стоянки в портах дольше (если говорить о сухогрузах).
Не знаю когда тут появится мой следующий пост, в рейсах немного чаще (совсем чуть чуть) я пишу в своем телеграм канале http://telegram.me/korabzhizn заходите, если вам интересно)















