Воистину космическое разгильдяйство
«Джеймс Уэбб» наконец долетел до цели и уже настраивает оборудование, чтобы сделать первые снимки. А мог бы и не долететь – и даже не взлететь: пред самым запуском его слегка "уронили", к счастью, без особых последствий. Но вот кое-кому повезло куда меньше.
Есть в США такое ведомство как NOAA - National Oceanic and Atmospheric Administration, Национальное управление океанических и атмосферных исследований, и у него, как у всякого уважающего себя подобного агентства, есть собственные спутники. К таковым и относится NOAA-19, весь смысл существования которого сводится к предсказыванию погоды – для этого он фоткает облака и измеряет градиенты температуры, которые потом используются метеорологами. Вот про него-то я и хотел поговорить.
Уровень ответственности и безопасности в космической технике намного превышает таковой в любой другой отрасли, ну да оно и понятно. Но человеческий фактор есть всегда. Практически все известные космические катастрофы случались либо потому, что кто-то положил известный орган на инструкции, либо просто упустили какую-то мелкую деталь (привет, Аполлон-13). Наш случай относится как раз к первым.
Как бы ты ни накосячил, тебе не придётся говорить боссу: "Сэр, я тут опрокинул спутник за 290 миллионов долларов прямо на пол мастерской"
Вот здесь https://www.nasa.gov/pdf/65776main_noaa_np_mishap.pdf можно почитать полный отчёт NASA об инциденте, но, на мой взгляд, он крайне нудный, так что я просто приведу выдержки из него. Суть такова: белая тележка использовалась для разных программ (TIROS и DMSP) из-за схожести конфигураций оборудования, причём обе программы располагались в одном здании. Команде TIROS нужно было заменить микроволновой датчик влажности, для чего спутник прикрутили болтами к вон той круглой тарелке. В то же время команда DMSP собралась взять эту же тележку, потому как в их собственной обнаружилась неисправность (в технических документах такие штуки обозначают как red mark или red line), но на полпути обнаружили, что проще починить свою, и вернули всё на место. Всё, кроме 24 болтов, о которых, судя по всему, тупо забыли. Такие вещи тоже должны отмечаться red mark, но и об этом почему-то никто не подумал.
В субботу 6 сентября команда TIROS вернулась к работе и тоже облажалась, потому как вместо осмотра ограничилась проверкой документов - а там, как мы помним, никаких отметок не было. В этот судьбоносный момент технический руководитель даже обратил внимание на пустые отверстия для болтов, на что ему в лучших традициях эффективного менеджмента ответили "пофиг, работаем". И результат:
Бух!
Бум!
Хрясь!
Общей причиной называется самоуспокоенность команды, т. е. типичный для техногенных катастроф фактор "ну, всё ж идёт нормально, значит, можно расслабиться", а также усталость и рутина, которые притупляют внимание. Иными словами, операция перемещения дорогущего спутника воспринималась как совершенно обыденная, люди просто привыкли, что работают с таким оборудованием. Нечто подобное можно наблюдать у людей, работающих на высоте - страх постепенно уходит, и многие перестают пользоваться страховкой, ведь "всё ж нормально, я уже профи, что мне та высота". Регулярно такие товарищи становятся героями анекдота "сначала надо надеть на труп каску и страховочный жилет!".
Что в итоге? "Локхид Мартин" пришлось всё восстанавливать, потратив сначала 135 миллионов, а потом ещё 30. Огромная куча бабла вылетела в трубу просто потому, что кто-то не отметил в бумажке то, что должен был, а другой кто-то не проверил это, хотя тоже должен был. Впрочем, в технике это нормальное явление.