MadShepherd

MadShepherd

Пикабушник
21К рейтинг 183 подписчика 7 подписок 35 постов 20 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу

Воистину космическое разгильдяйство

«Джеймс Уэбб» наконец долетел до цели и уже настраивает оборудование, чтобы сделать первые снимки. А мог бы и не долететь – и даже не взлететь: пред самым запуском его слегка "уронили", к счастью, без особых последствий. Но вот кое-кому повезло куда меньше.

Есть в США такое ведомство как NOAA - National Oceanic and Atmospheric Administration, Национальное управление океанических и атмосферных исследований, и у него, как у всякого уважающего себя подобного агентства, есть собственные спутники. К таковым и относится NOAA-19, весь смысл существования которого сводится к предсказыванию погоды – для этого он фоткает облака и измеряет градиенты температуры, которые потом используются метеорологами. Вот про него-то я и хотел поговорить.

Уровень ответственности и безопасности в космической технике намного превышает таковой в любой другой отрасли, ну да оно и понятно. Но человеческий фактор есть всегда. Практически все известные космические катастрофы случались либо потому, что кто-то положил известный орган на инструкции, либо просто упустили какую-то мелкую деталь (привет, Аполлон-13). Наш случай относится как раз к первым.

Воистину космическое разгильдяйство Космонавтика, Спутники, Эпично, Падение, Длиннопост, NASA

Как бы ты ни накосячил, тебе не придётся говорить боссу: "Сэр, я тут опрокинул спутник за 290 миллионов долларов прямо на пол мастерской"

Вот здесь https://www.nasa.gov/pdf/65776main_noaa_np_mishap.pdf можно почитать полный отчёт NASA об инциденте, но, на мой взгляд, он крайне нудный, так что я просто приведу выдержки из него. Суть такова: белая тележка использовалась для разных программ (TIROS и DMSP) из-за схожести конфигураций оборудования, причём обе программы располагались в одном здании. Команде TIROS нужно было заменить микроволновой датчик влажности, для чего спутник прикрутили болтами к вон той круглой тарелке. В то же время команда DMSP собралась взять эту же тележку, потому как в их собственной обнаружилась неисправность (в технических документах такие штуки обозначают как red mark или red line), но на полпути обнаружили, что проще починить свою, и вернули всё на место. Всё, кроме 24 болтов, о которых, судя по всему, тупо забыли. Такие вещи тоже должны отмечаться red mark, но и об этом почему-то никто не подумал.

В субботу 6 сентября команда TIROS вернулась к работе и тоже облажалась, потому как вместо осмотра ограничилась проверкой документов - а там, как мы помним, никаких отметок не было. В этот судьбоносный момент технический руководитель даже обратил внимание на пустые отверстия для болтов, на что ему в лучших традициях эффективного менеджмента ответили "пофиг, работаем". И результат:

Воистину космическое разгильдяйство Космонавтика, Спутники, Эпично, Падение, Длиннопост, NASA

Бух!

Воистину космическое разгильдяйство Космонавтика, Спутники, Эпично, Падение, Длиннопост, NASA

Бум!

Воистину космическое разгильдяйство Космонавтика, Спутники, Эпично, Падение, Длиннопост, NASA

Хрясь!

Общей причиной называется самоуспокоенность команды, т. е. типичный для техногенных катастроф фактор "ну, всё ж идёт нормально, значит, можно расслабиться", а также усталость и рутина, которые притупляют внимание. Иными словами, операция перемещения дорогущего спутника воспринималась как совершенно обыденная, люди просто привыкли, что работают с таким оборудованием. Нечто подобное можно наблюдать у людей, работающих на высоте - страх постепенно уходит, и многие перестают пользоваться страховкой, ведь "всё ж нормально, я уже профи, что мне та высота". Регулярно такие товарищи становятся героями анекдота "сначала надо надеть на труп каску и страховочный жилет!".

Что в итоге? "Локхид Мартин" пришлось всё восстанавливать, потратив сначала 135 миллионов, а потом ещё 30. Огромная куча бабла вылетела в трубу просто потому, что кто-то не отметил в бумажке то, что должен был, а другой кто-то не проверил это, хотя тоже должен был. Впрочем, в технике это нормальное явление.

Показать полностью 4

Как правильно фоткать на других планетах

Сначала немного матчасти. Цвета на художественной фотографии практически никогда не соответствуют реальным, я имею в виду, тем, которые видит наш глаз. Да это, в общем-то, и не нужно, потому что фотография - это художественное произведение, и там, как в любом художественном произведении, стоит фильтр для реальности. А вот с технической всё куда сложнее: там как раз точная цветопередача очень важна, а эстетика никого не волнует.

Как правильно фоткать на других планетах Космонавтика, Марс, Perseverance, Начинающий фотограф, NASA, Длиннопост

Но как узнать, насколько искажены цвета на фотографии и в какую сторону? Кэп Очевидность подсказывает: сделать фото в чётко определённых условиях и затем сравнивать с ними. Ну, как фотографы баланс белого выставляют. Именно для этого и служит вон тот шилдик с пипочкой на фото выше, а также находящаяся в тени палитра под ним. На фото марсоход как раз занимается калибровкой своих камер Mastcam-Z. Вот как калибровочные мишени выглядят более подробно:

Как правильно фоткать на других планетах Космонавтика, Марс, Perseverance, Начинающий фотограф, NASA, Длиннопост

На "Кьюриосити" тоже стояли камеры этой же разработки, но на Персике это первые камеры с возможностью масштабирования. Камеры получают цветные изображения в стандартных RGB цветах, а также через 11 других цветовых фильтров за пределами диапазона человеческого зрения: от близкого к ультрафиолету на 442 нм до набора фильтров ближнего ИК-диапазона на 1022 нм. Это позволит изучать грунт гораздо более подробно, и, помимо собственно фоточек для инсты, нужно для определения самых удобных мест для взятия пробы.

Большая калибровочная мишень сделана из алюминия с серебряным и золотым покрытием (да, на марсоходе не экономят, впрочем, это далеко не самое дорогое в его конструкции). Под кружками установлен постоянный магнит (они выступают над его поверхностью), чтобы подтягивать к себе железосодержащую пыль и предотвратить загрязнение, которое может исказить картину. Чёрная (покрашенная чёрной в ИК-диапазоне краской) пимпочка в центре - это гномон, окружают его кольца с градациями серого. Кроме того, между кружками романтичные земляне нарисовали послание марсианам, среди которых, к слову, есть знакомые картинки (на этот раз более целомудренные, а женская фигурка в соответствии с современными феминистичными трендами тоже машет инопланетянам рукой):

Как правильно фоткать на других планетах Космонавтика, Марс, Perseverance, Начинающий фотограф, NASA, Длиннопост

Кроме того, есть надписи на боковых поверхностях, видимо, в надежде, что экстратеррестриалы понимают земные языки:

Как правильно фоткать на других планетах Космонавтика, Марс, Perseverance, Начинающий фотограф, NASA, Длиннопост

Впрочем, марсоход не ставил целью передавать какие-то послания, благо что жизни на Марсе не обнаружено, а тем более разумной (да тут и с Землёй вопросец так-то), так что, скорее всего, это было сделано for lulz.

Технологии, надо сказать, значительно продвинулись. В 70-х годах на Луне установили вот такой гномон:

Как правильно фоткать на других планетах Космонавтика, Марс, Perseverance, Начинающий фотограф, NASA, Длиннопост

Не правда ли, выглядит куда более бедно? Но принцип действия у него, в общем-то, тот же самый. А вот такой же в музее:

Как правильно фоткать на других планетах Космонавтика, Марс, Perseverance, Начинающий фотограф, NASA, Длиннопост

Цвета значительно ярче, даже если сделать поправку на освещение.

Естественно, ретушь фотографий с помощью всех этих приборов несёт в первую очередь научное значение. Но и для инсты сойдёт.

Показать полностью 6

"Джеймс Уэбб" прибыл в порт назначения

Источник: https://www.nasa.gov/feature/goddard/2021/how-to-ship-the-wo...

Вольный перевод на коленке основной сути статьи:


"Уэбба" отправили из Калифорнии 26 сентября, он прошел через Панамский канал и 12 октября прибыл в Порт-де-Париакабо, расположенный на реке Куру во Французской Гвиане. Дальше предстоит короткая сухопутная поездка до космодрома и два месяца эксплуатационной подготовки до запланированного на 18 декабря запуска.


Сделанный на заказ «Чемодан»


В качестве единственной в своем роде машины "Уэббу" требовался колоссальный специально сконструированный «чемодан», известный как STTARS — это сокращение от Space Telescope Transporter for Air, Road and Sea. STTARS весит около 76 000 кг. Его высота составляет 5,5 метра, ширина — 4,6 метра, а длина — 33,5 метра.

Этот специальный контейнер был оборудован для противодействия любым экстремальным или неожиданным условиям, с которыми "Уэбб" мог столкнуться во время путешествия. При разработке, изготовлении и проверке STTARS инженеры тщательно изучили, как лучше всего защитить контейнер от сильных дождей и других факторов окружающей среды.

Построение курса


Планирование любой поездки — тяжелая работа. С "Уэббом" к этому добавляется логистика транспортировки чрезвычайно большого и невероятно чувствительного космического телескопа через два океана.

Сначала "Уэбба" отправили из объекта Northrop Grumman в Редондо-Бич, штат Калифорния, в порт отправления на Военно-морскую базу Сил-Бич. Перед этими поездками команда NASA провела исследование маршрута с использованием спутниковых снимков, чтобы найти любые возможные факторы, могущие повлиять на транспортировку. Они отметили детали, вплоть до выбоин на дороге или светофоров, которые требовалось убрать из-за высоты STTARS. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций команда также выбрала «убежища» по пути, где они могли бы безопасно выполнить любое необходимое обслуживание контейнера. Из-за огромного размера и массы STTARS двигался по дороге со скоростью всего 8-15 километров в час, чтобы обеспечить плавность хода.

Раньше компоненты "Уэбба" доставлялись в объекты NASA или партнёров в основном по воздуху, однако теперь было решено использовать море — между аэропортом Кайенна во Французской Гвиане и стартовой площадной есть семь мостов, которые STTARS было бы слишком тяжело пересекать. Кроме того, путь от Порт-де-Париакабо до места запуска "Уэбба" относительно короткий. Для сравнения, поездка от аэропорта Кайенна до места запуска с учетом низкой скорости STTARS и других ограничений заняла бы около двух дней.

Для перевозки использовался корабль MN Colibri, которые был разработан специально для перевозки огромных частей ракет.

Чистый корабль


Как и другие космические аппараты, "Уэбба" необходимо содержать в чистоте, пока он находится на Земле.

STTARS — это, по сути, мобильная чистая комната. Когда "Уэбб" находится в движении, STTARS поддерживает низкий уровень загрязнения внутри контейнера — не более 100 взвешенных в воздухе частиц размером более или равных 0,5 микрон. Для справки: полмикрона — это всего одна сотая ширины человеческого волоса.

Команда "Уэбба" по контролю за загрязнением использовала несколько проверенных методов, чтобы очистить как внешнюю, так и внутреннюю часть контейнера и подготовить его для приема и переноски "Уэбба". Участники тщательно осмотрели каждый винт, гайку и болт на предмет остаточных загрязнений с помощью ультрафиолетового света. Затем "Уэбб" был установлен в STTARS, когда оба находились в чистой комнате Northrop Grumman. Это обеспечит чистоту до тех пор, пока STTARS не будет открыт в приёмной чистой комнате на стартовой площадке.

Сложная система отопления, вентиляции и кондиционирования (HVAC), созданная для STTARS, отслеживала и контролировала влажность и температуру внутри контейнера. Несколько сопровождающих трейлеров, загруженных десятками баллонов под давлением, обеспечивали непрерывную подачу чистого, искусственного, сухого воздуха внутрь транспортера.

После транспортировки по суше, воздуху, а теперь и по морю телескоп "Уэбб" уже можно считать опытным путешественником. Вскоре он войдет в последний рубеж, который еще не исследовал — в бескрайние просторы космоса.

"Джеймс Уэбб" прибыл в порт назначения Джеймс Уэбб, Телескоп Джеймс Уэбб, Космические исследования, Видео, Длиннопост
Показать полностью 1 2

Как скопировать инопланетный вахалёт

Давным-давно, играя в всякие стратегии, я удивлялся. Вот ведь есть заводы, а строить можно только технику той стороны, за которую воюешь. Ну, это же игра, но и в реале тоже так было! Трофейную технику использовали, а вот взять её за основу и склепать свою нелегальную (пофиг, война же) копию убертанка почему-то не клепали. Ай-ай-ай.

На самом деле факты копирования таки имели место быть. Называется это «обратная разработка» и с успехом применялось на протяжении всей истории развития техники. Начало положили ещё римляне, скопипастив захваченную карфагенскую посудину, чтобы построить свой флот. Получилось не ахти, но чего вы хотите, античность же.

В более продвинутом времени проще всего найти примеры полного копирования в СССР (конечно, не только у него — копитырили все и у всех, просто тут особо яркие примеры). Что как бы и логично: после революции страна сильно отставала от соседей, и следовало нагонять. А как? Проще всего, понятное дело, повторить готовое. Вот и лепили, например, грузовики ЗИС-3 (в девичестве — американский Autocar SA). После войны точно так же скопировали тепловоз RSD-1, ставший ТЭ1, и самолёт B-29 Superfortress, ставший Ту-4. Вот о последнем-то и пойдёт речь — тупо потому, что я хорошо знаю историю его разработки, в отличие от остальных изделий.

Дело было так. После самоубийства законно избранного канцлера Германии все быстро поняли, что на носу война СССР-США — послевоенная Европа не представляла серьёзной силы, и в мире осталось только два полюса. Про Китай вообще никто не вспоминал, до его восхода оставались ещё десятки лет. И тут оказалось, что в Союзе уже два года разрабатывают атомную бомбу, но бомба — это хорошо, а вот доставить её на территорию США нечем. Вообще. Совсем.

Вызвал тогда к себе Сталин Туполева и спросил: эй, генацвале, а харошый ли самолёт Бэ-29? Туполев подумал и ответил — да, хороший. Ну а что ему было ответить? B-29 и вправду был лучшим тяжёлым бомбёром Второй Мировой войны. Серьёзные ТТХ, зона обстрела почти 360 градусов, герметичная кабина, удалённое управление вооружением, само вооружение с определением параллакса и распределённым доступом к управлению, удобства в полёте, в общем, мечта, а не бомбёр. СССР даже запрашивали его у американцев по ленд-лизу, но хитрые янки тоже предвидели Холодную войну и сказали «NO».

Ну а раз не дают добром, возьмём сами.

Вот это Сталин Туполеву и поручил — дал три B-29, с оказией залетевшие в СССР после доставки гуманитарной помощи японцам (экипажи отправили домой, а самолёты «потеряли»), и два года сроку (кто в курсе — это не просто мало, а ОХРЕНЕТЬ как мало) вместе с приказом «копировать до последнего винтика». В результате скопировали даже туалеты и пепельницы (при том что курить советские пилоты на борту права не имели), хотя вооружение, двигатели, радиоаппаратуру и ещё кое-что всё равно пришлось ставить своё, в том числе и винтики.

В общем, Туполев с командой разобрали один из самолётов и принялись офигевать, чем дальше — тем больше. B-29 выглядел для них натурально самолётом из другой вселенной. Там совершенно непривычным было вообще ВСЁ, начиная от размеров в дюймах и линиях, и заканчивая устройством электрификации. Когда я занимался управлением поставок комплектующих для постройки химического завода, я мог незначительно лавировать и менять материалы профуканных деталей на аналоги, лихо заменяя сталь по DIN на сталь по ГОСТ. Нуачо, химсостав и физико-механические свойства отличаются слабо, давление низкое, среда неагрессивная, так что похрену. То ли дело самолёт: там малейшие отклонения могут наделать бед. Поэтому дюймовые размеры пришлось округлять, причём в разные стороны в зависимости от каждой конкретной детали. Копирование уже здесь дало сбой, но это были только цветочки.

Почему попаданец в прошлое не может изобрести автомат Калашникова в каменном веке, даже если зазубрит наизусть все его чертежи? Потому что для выпуска «калаша» нужны станки, нужна металлургическая промышленность, нужно наладить выпуск патронов, короче, там длинная цепочка технологий. В нашем случае ситуация оказалась аналогичной — многие технологии B-29 обгоняли советские на порядок. Если силовые элементы, обшивку и вообще весь каркас, в общем-то, воспроизвести смогли без особой натуги, то вот радиоэлектронная начинка вызвала у советских конструкторов неконтролируемый бугурт.

Её тупо не было. В смысле, советские заводы не выпускали такую продукцию. То же самое касалось и вторичных материалов — пластмасс и так далее. Пришлось спешно налаживать ещё и это, причём повезло в том плане, что воспользовались остальным хламом, поставленным по ленд-лизу, и лицензиями на производство третьего хлама. То есть пока прочнисты, проклиная грузина в Кремле, мудохались с округлением размеров и адаптацией материалов, электронщики, тоже проклиная грузина, спешно адаптировали всю эту начинку, а часто и вовсе клали болт на пожелание Вождя и заменяли приборы советскими аналогами, если таковые имелись. Если же нет, приходилось разрабатывать техпроцесс, научную базу, благо та всё-таки имелась весьма достойная, в общем, изучение B-29 в итоге дало мощный толчок развитию советской электроники. Да и не только: использованные в этом самолёте конструкторские решения надолго стали основополагающими как для американских, так и для наших инженеров.

Короче, в конечном итоге задачу таки выполнили. Не совсем скопировав вообще всё, но тем не менее. Так как в то время производили пушки вместо масла, то и Ту-4 построили аж 847 штук, ни одному из которых, однако, повоевать так и не пришлось.

А теперь гвоздь программы. Представьте себе X-COM, нападение пришельцев на Землю. Доблестные пилоты ВВС Земли ценой чудовищных усилий сбивают НЛО. Оно падает и остаётся почти неповреждённым. Пришельцев пускают на шашлык бравые десантники, корабль привозят в исследовательский центр и...

Как скопировать инопланетный вахалёт НЛО, Xcom, Наука и техника, Длиннопост

Ну, во-первых, он оказывается с гораздо более далёкой планеты, чем Ту-4 для СССР. Там был серьёзный разрыв в технологиях, но всё же адаптируемый: как я уже сказал, имелась какая-никакая научная база и собственные ресурсы. А тут — бездна.

Во-вторых, это следует из во-первых: тут уже не заменишь двигатели на хреноптаниуме земными, извольте копировать. А как их копировать, если неизвестен даже физический принцип, по которому они работают? Тут сначала надо разобраться в сути, а потом уже творить инженерам.

В-третьих, копирование Ту-4 в мирных условиях заняло два года. Сколько займёт копирование НЛО в условиях асимметричной войны?

Ответ, думаю, очевиден.

Показать полностью 1

Астроинженерные конструкции и сверхпрочные материалы

В НФ часто декларируется создание в будущем суперпрочных материалов, выдерживающих многократно более высокие нагрузки, чем нынешние. Забавно, но это не вызывает ни у кого отторжения, хотя по факту существование таких материалов не более вероятно, чем существование, скажем, варп-двигателя. Просто физика прочности для подавляющего большинства гораздо менее известна, чем всякие там теории относительности.

При чём здесь астроинженерные сооружения? При том, что нагрузки, которые испытывает их конструкция, запредельны. Практически во всех случаях в них создаётся искусственная гравитация, обычно с помощью вращения, что вызывает соответствующие силы. А поскольку размер и масса огромны - ну, думаю, дальше можно не продолжать.

В современных изотропных материалах наблюдается лишь около десятой части теоретически возможной прочности. Причина - в эстафетном механизме дислокации при воздействии силы, когда в структуре материала возникают накапливающиеся микроразрывы. Они ослабляют сечение, это тянет за собой новые разрывы, и в конечном итоге приводит к разрушению. Это в идеальном кристалле, а в реальном движение дислокаций затрудняется неоднородностями структуры - отсюда повышенная прочность стали по сравнению с железом и легированных сталей по сравнению с обычной. Углерод и легирующие компоненты встраиваются в однородную структуру железа и мешают возникновению эстафетной дислокации.

Один из вариантов решения этой проблемы - конечно же, композитные материалы. В общем случае они состоят из несущих основную нагрузку нитей и гораздо менее прочного связующего вещества, или матрицы. Каждая нить не связана с другими напрямую, и, кроме того, в таком виде исчезает проблема хрупкости. Например, обычное оконное стекло прочнее стали - но только при сжатии. При растяжении и, как следствие, при изгибе, его прочность намного меньше. Преобразование же его в стекловолокно резко меняет картину.

В любом случае, однако, физико-химические методы увеличения прочности сейчас упираются в потолок, и дальше пытаются развивать чисто физические - например, углеродные нанотрубки, или те же самые нитевидные кристаллы, из которых плетутся нити, т. е. неоднородности на наноуровне. Такие материалы будут значительно прочнее, чем, скажем, "обычный" углепластик с прочностью на растяжение до 2500 МПа - но даже не на порядок. Для создания кольца вокруг Солнца этого недостаточно.

Мало того, в сопромате есть такое понятие, как потеря устойчивости. Она возникает при сжатии из-за того, что сжимающая сила никогда не направлена точно через центр масс - жёсткости материала становится недостаточно, чтобы сопротивляться изгибающему моменту, и стержень разрушается, хотя предел прочности ещё далеко не достигнут. То есть кроме прочности, нужно разгонять ещё и жёсткость, а это тоже нетривиальная задача. Большинство конструкций того же Мира-Кольца испытывают в основном растягивающие нагрузки, но возникновение сжимающих - например, из-за "гуляния" конструкции - может привести к катастрофе.

Давайте теперь спустимся чуть ниже и рассмотрим обычную станцию-"бублик", она же Стэнфордский тор. Вот такой (ну, не делать же пост совсем без картинок, вы что, в библиотеку пришли?)

Астроинженерные конструкции и сверхпрочные материалы Сопромат, Космический корабль, Космическая фантастика

Будет ли зависеть гравитационная (ладно, пусть будет псевдогравитационная) нагрузка на основные конструкции "бублика" от его радиуса? Ответ... *барабанная дробь* НЕТ. Потому что каким бы радиус ни был, тор всё равно вращается так, чтобы на ободе у него возникало ускорение в 1g - жалкие куски мяса, которая там обитают, не хотят чего-то другого. А следовательно, нагрузка будет зависеть только от размера и массы самих этих конструкций. Чем больше вторичный радиус тора, тем сложнее будет его проектировать - но ведь никто не мешает сделать обычную поэтажную конструкцию. Человечество сейчас огромные небоскрёбы строит, так что с этим проблем быть не должно.

А вот что будет зависеть, так это возможные колебания и изгибы окружности тора из-за неустойчивости, так что их, скорее всего, придётся компенсировать с помощью двигателей. Но это уже совсем другая история.

Показать полностью 1

Душевный Пикабу

#comment_212893181

Душевный Пикабу Мат, Комментарии на Пикабу, Душевно

@Yumiko23, @DustyHamster, @TantAresTant, @dermatovenerolog, вы в телевизоре)

Сравнение ракет прошлого и настоящего

В одной картинке, да. В общем-то добавить тут нечего, любуемся.

Источник

Сравнение ракет прошлого и настоящего Ракета, Космос, Инфографика
Показать полностью 1

Плетёный компьютер прошлого

Вычислительная техника развивается быстро - в разы быстрее, чем любая другая. Компьютеры 80-х отличаются от современных гораздо сильнее, чем автомобили того же времени от нынешних. И, конечно, устаревают технологии, зачастую до полного отмирания - остаются они разве что в виде артефактов, например, иконки сохранения во многих программах. Напомню, уже в 2012 году на баше была такая цитата:

xxx: А теперь нужно сохранить файл. Для этого нажми на пиктограмму с изображением дискеты.

yyy: С изображением чего???

Ну вы поняли. И это как бы не такое уж древнее прошлое, а вот что было ещё раньше, покрыто мглой времён.

Например, некоторым современным авторам даже в голову прийти не может, что когда-то компьютеры могли работать по совершенно иным принципам, нежели теперешние. И когда они во время напейсательства очередной статьи натыкаются на незнакомый мем, то не могут понять его смысла и интерпретируют в соответствии со своими знаниями. Так разработанная для компьютеров NASA память "Little Old Lady memory" получила своё название потому, что "коды печатали в основном женщины". Почему именно женщины, автор не подумал. Какое отношение коды имеют к ROM, тоже. Ну а я увидел в этом инфоповод для очередной статьи.

Чтобы понять, почему рядом с memory фигурируют ladies и при этом ещё и old, нужно разобраться в том, как были устроен компьютеры, установленные на зондах "Маринер" и на "Аполлонах", а точнее их память. В компьютерах 1960-х годов использовалась обычная память на магнитных сердечниках (далее magnetic core): ферритовые кольца особым образом нанизывались на провода, после чего их можно было намагничивать и размагничивать. Вблизи это выглядело вот так:

Плетёный компьютер прошлого Космонавтика, Вычислительная техника, Аполлон, Лунная программа, Длиннопост

Каждое кольцо - это один бит информации. Можете сами посчитать, сколько таких колец потребуется, чтобы записать, скажем, режиссёрскую версию "Властелина колец" в 4k Ultra HD.

Естественно, весило всё это очень много, а для космической техники, напомню, действует базовый принцип "чем легче, тем лучше". И тогда придумали так называемую core rope memory. Выглядела она вот так:

Плетёный компьютер прошлого Космонавтика, Вычислительная техника, Аполлон, Лунная программа, Длиннопост

Смысл заключался в том, что если провод проходил сквозь сердечник, это считалось за 1 (включено, ДА, ИСТИНА, выберите по вкусу), а если нет - то 0 (выключено, НЕТ, ЛОЖЬ, ну вы поняли). И поскольку проводов было очень много, это позволило значительно расширить память. Вот принципиальная схема:

Плетёный компьютер прошлого Космонавтика, Вычислительная техника, Аполлон, Лунная программа, Длиннопост

Синие линии - это проводки, непосредственно несущие в себе информацию, каждый проводок - один бит. Зелёная линия - это проводок установки/сброса. В обычном случае он либо магнетизирует все сердечники, либо сбрасывает их. Красные же линии - это подавляющие провода, которые не дают зелёному воздействовать на все сердечники разом. На схеме электрический ток в зелёном проводе подействует только на сердечник номер 2, поскольку остальные блокируются красными проводами. Соответственно, только проходящие сквозь сердечник номер 2 синие провода снимут индуцированный ток, и компьютер прочтёт их. По сути красные провода отмечают ячейки памяти, с которых идёт считывание, а синие - содержащиеся в них данные.

Если говорить о возможностях, то ключевых отличий от обычной памяти было два: core rope нельзя было перезаписывать, т. е. она являлась read-only memory, только для чтения, но зато каждый сердечник хранил в себе вместо одного бита аж 192, или 12 слов. А общая плотность информации с учётом компоновки была выше в 18 раз: кубический метр magnetic core memory хранил всего лишь 140 килобайт, в то время как такая же по объёму core rope - 2,5 мегабайта. Выгода очевидна.

Стоит отметить, что память бортового компьютера "Аполлона" была 15-битной (плюс один бит чётности), то есть измерять её в современных 8-битных байтах как бы не очень целесообразно. Вместо байта там использовалось понятие "слово". Соответственно, core rope ROM имела ёмкость в 36,864 слов, плюс, понятное дело, у компьютера имелась и обычная magnetic core RAM, но уже на 2048 слов. В итоге все нужные программы записали на плетёнку, а "тяжёлую" RAM сократили до минимума, уменьшив таким образом массогабаритные характеристики всего компьютера.

При чём же здесь оld ladies? При том, что именно они плели все эти кольца - сказались навыки вязания свитеров и носков, да. Не все из них были old, вот, например, няшная негритяночка:

Плетёный компьютер прошлого Космонавтика, Вычислительная техника, Аполлон, Лунная программа, Длиннопост

да и не все, в общем-то, ladies, но в целом по большей части память для лунного компьютера NASA вязали бабушки. Чтобы ускорить работу и снизить количество ошибок, применялись системы автоматизации, которые указывали на нужное кольцо, а работница уже вручную тащила сквозь него проводок. Но о полной автоматизации говорить не приходилось.

Лично я не в курсе насчёт применения core rope memory вне аэрокосмической сферы, тем более что в 1970 году компания Intel выпустила первую DRAM - динамическую память с произвольным доступом, основанную на полупроводниках, и необходимость вязать провода сквозь магнитные сердечники попросту отпала. Но, разумеется, переделывать проект никто уже не стал, и последующие Аполлоны вплоть до последнего полёта в конце 1972 летали со всё той же вязаной памятью.

Впрочем, в космической технике такие нюансы в порядке вещей.

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!