Как скопировать инопланетный вахалёт

Давным-давно, играя в всякие стратегии, я удивлялся. Вот ведь есть заводы, а строить можно только технику той стороны, за которую воюешь. Ну, это же игра, но и в реале тоже так было! Трофейную технику использовали, а вот взять её за основу и склепать свою нелегальную (пофиг, война же) копию убертанка почему-то не клепали. Ай-ай-ай.

На самом деле факты копирования таки имели место быть. Называется это «обратная разработка» и с успехом применялось на протяжении всей истории развития техники. Начало положили ещё римляне, скопипастив захваченную карфагенскую посудину, чтобы построить свой флот. Получилось не ахти, но чего вы хотите, античность же.

В более продвинутом времени проще всего найти примеры полного копирования в СССР (конечно, не только у него — копитырили все и у всех, просто тут особо яркие примеры). Что как бы и логично: после революции страна сильно отставала от соседей, и следовало нагонять. А как? Проще всего, понятное дело, повторить готовое. Вот и лепили, например, грузовики ЗИС-3 (в девичестве — американский Autocar SA). После войны точно так же скопировали тепловоз RSD-1, ставший ТЭ1, и самолёт B-29 Superfortress, ставший Ту-4. Вот о последнем-то и пойдёт речь — тупо потому, что я хорошо знаю историю его разработки, в отличие от остальных изделий.

Дело было так. После самоубийства законно избранного канцлера Германии все быстро поняли, что на носу война СССР-США — послевоенная Европа не представляла серьёзной силы, и в мире осталось только два полюса. Про Китай вообще никто не вспоминал, до его восхода оставались ещё десятки лет. И тут оказалось, что в Союзе уже два года разрабатывают атомную бомбу, но бомба — это хорошо, а вот доставить её на территорию США нечем. Вообще. Совсем.

Вызвал тогда к себе Сталин Туполева и спросил: эй, генацвале, а харошый ли самолёт Бэ-29? Туполев подумал и ответил — да, хороший. Ну а что ему было ответить? B-29 и вправду был лучшим тяжёлым бомбёром Второй Мировой войны. Серьёзные ТТХ, зона обстрела почти 360 градусов, герметичная кабина, удалённое управление вооружением, само вооружение с определением параллакса и распределённым доступом к управлению, удобства в полёте, в общем, мечта, а не бомбёр. СССР даже запрашивали его у американцев по ленд-лизу, но хитрые янки тоже предвидели Холодную войну и сказали «NO».

Ну а раз не дают добром, возьмём сами.

Вот это Сталин Туполеву и поручил — дал три B-29, с оказией залетевшие в СССР после доставки гуманитарной помощи японцам (экипажи отправили домой, а самолёты «потеряли»), и два года сроку (кто в курсе — это не просто мало, а ОХРЕНЕТЬ как мало) вместе с приказом «копировать до последнего винтика». В результате скопировали даже туалеты и пепельницы (при том что курить советские пилоты на борту права не имели), хотя вооружение, двигатели, радиоаппаратуру и ещё кое-что всё равно пришлось ставить своё, в том числе и винтики.

В общем, Туполев с командой разобрали один из самолётов и принялись офигевать, чем дальше — тем больше. B-29 выглядел для них натурально самолётом из другой вселенной. Там совершенно непривычным было вообще ВСЁ, начиная от размеров в дюймах и линиях, и заканчивая устройством электрификации. Когда я занимался управлением поставок комплектующих для постройки химического завода, я мог незначительно лавировать и менять материалы профуканных деталей на аналоги, лихо заменяя сталь по DIN на сталь по ГОСТ. Нуачо, химсостав и физико-механические свойства отличаются слабо, давление низкое, среда неагрессивная, так что похрену. То ли дело самолёт: там малейшие отклонения могут наделать бед. Поэтому дюймовые размеры пришлось округлять, причём в разные стороны в зависимости от каждой конкретной детали. Копирование уже здесь дало сбой, но это были только цветочки.

Почему попаданец в прошлое не может изобрести автомат Калашникова в каменном веке, даже если зазубрит наизусть все его чертежи? Потому что для выпуска «калаша» нужны станки, нужна металлургическая промышленность, нужно наладить выпуск патронов, короче, там длинная цепочка технологий. В нашем случае ситуация оказалась аналогичной — многие технологии B-29 обгоняли советские на порядок. Если силовые элементы, обшивку и вообще весь каркас, в общем-то, воспроизвести смогли без особой натуги, то вот радиоэлектронная начинка вызвала у советских конструкторов неконтролируемый бугурт.

Её тупо не было. В смысле, советские заводы не выпускали такую продукцию. То же самое касалось и вторичных материалов — пластмасс и так далее. Пришлось спешно налаживать ещё и это, причём повезло в том плане, что воспользовались остальным хламом, поставленным по ленд-лизу, и лицензиями на производство третьего хлама. То есть пока прочнисты, проклиная грузина в Кремле, мудохались с округлением размеров и адаптацией материалов, электронщики, тоже проклиная грузина, спешно адаптировали всю эту начинку, а часто и вовсе клали болт на пожелание Вождя и заменяли приборы советскими аналогами, если таковые имелись. Если же нет, приходилось разрабатывать техпроцесс, научную базу, благо та всё-таки имелась весьма достойная, в общем, изучение B-29 в итоге дало мощный толчок развитию советской электроники. Да и не только: использованные в этом самолёте конструкторские решения надолго стали основополагающими как для американских, так и для наших инженеров.

Короче, в конечном итоге задачу таки выполнили. Не совсем скопировав вообще всё, но тем не менее. Так как в то время производили пушки вместо масла, то и Ту-4 построили аж 847 штук, ни одному из которых, однако, повоевать так и не пришлось.

А теперь гвоздь программы. Представьте себе X-COM, нападение пришельцев на Землю. Доблестные пилоты ВВС Земли ценой чудовищных усилий сбивают НЛО. Оно падает и остаётся почти неповреждённым. Пришельцев пускают на шашлык бравые десантники, корабль привозят в исследовательский центр и...

Как скопировать инопланетный вахалёт НЛО, Xcom, Наука и техника, Длиннопост

Ну, во-первых, он оказывается с гораздо более далёкой планеты, чем Ту-4 для СССР. Там был серьёзный разрыв в технологиях, но всё же адаптируемый: как я уже сказал, имелась какая-никакая научная база и собственные ресурсы. А тут — бездна.

Во-вторых, это следует из во-первых: тут уже не заменишь двигатели на хреноптаниуме земными, извольте копировать. А как их копировать, если неизвестен даже физический принцип, по которому они работают? Тут сначала надо разобраться в сути, а потом уже творить инженерам.

В-третьих, копирование Ту-4 в мирных условиях заняло два года. Сколько займёт копирование НЛО в условиях асимметричной войны?

Ответ, думаю, очевиден.