Litinteres

Litinteres

Интересные факты о литературе и русском языке
На Пикабу
user5287271
user5287271 оставил первый донат
в топе авторов на 243 месте
114К рейтинг 515 подписчиков 1 подписка 429 постов 186 в горячем
Награды:
лучший длиннопост недели С Днем рождения, Пикабу!
797

Мангу “Девушка со Змеем” запретили за нетрадиционку. Русские сказки теперь тоже под угрозой?

Мангу “Девушка со Змеем” запретили за нетрадиционку. Русские сказки теперь тоже под угрозой?

Да уж, не думали мы, что дело докатится до такого. Но недавняя новость на тему “запрещаторства” вызвала уже откровенную оторопь. Московский суд оштрафовал менеджера портала MangaLIB за публикацию японского комикса “Девушка замужем за Змеем”. Парню, который админил портал, придется заплатить 200 тысяч рублей.

А самое потрясающее – это мотивировка. Оказывается, любовная связь между человеком и мифологическим существом подпадает под определение “нетрадиционных”.

“Судья пояснил, что закон понимает под этим любые сексуальные отношения, выходящие за рамки гетеросексуальных, то есть не являющиеся связью между мужчиной и женщиной”, - пишет тг-канал MASH.

Вот те на. А как же миллион самых разных мифологических сюжетов, где встречаются такие связи? Ну например, первое, что приходит на ум, это похождения Зевса, который вступал в отношения с девушками и жениными самыми хитроумными способами. В качестве лебедя соблазнил Леду, а она потом от него яйцо родила, а из яйца Елена Прекрасная вылупилась.

Страшно представить, как такой эпизод трактовал бы московский суд. Уж не пойдет ли теперь под нож весь тираж “Мифов Древней Греции” в блестящем изложении Николая Куна? Увидим ли мы рейды по библиотекам с целью изъятия крамольной продукции?

В скандинавской мифологии Локи знатно развлекался и даже родил восьминого жеребеночка, которого назвал Слейпниром. Этот жеребенок был подарен Одину, став в итоге самым быстрым на свете конем.

Если прошерстить другие мифы, то вы просто поразитесь, сколько там всего непотребного происходит… Причем именно в формате отношений между человеком и сверхъестественным существом.

А русские народные сказки? Иван-Царевич женился на лягушке. Он, кстати, понятия не имел, что перед ним заколдованная девушка. И ничего, обвенчался, в дом взял, жил с ней. А Марьюшка в Финиста Ясного Сокола влюбилась и за ним полмира прошла.

Если развивать тему дальше, то можно под корень извести весь жанр фэнтези. Там вообще-то куча разных рас есть, помимо людей. И всякие межрасовые связи цветут буйным цветом. Включая “Властелина Колец”. На ком у нас Арагорн женился, который – на минутку – один из ключевых героев? На эльфийке Арвен, правильно. Эльфийка – это не человек. Значит, тут у нас нетрадиционные любовные отношения.

Скажете, она похожа на человека, а не на дракона? Ну так это уже детали.

Кстати, про отношения с драконом у нас тоже кое-что имеется. Фильм “Он – дракон” помните? Прошел в России в свое время с большим успехом, собрал кассу, был очень популярен в Китае. Его теперь нельзя показывать? Режиссера оштрафуют?

А фильм “Обыкновенное чудо”? Там принцесса влюбилась в медведя. Да, медведь был превращен в человека, но ведь изначально-то он именно медведь. Ох, доберутся и до этого киношедевра…

Но больше всего поражает бессмысленность этого запрета. У нас, что, в обществе есть проблема отношений с драконами? Парням не хватает девушек, потому что они со Змеями встречаются? По улицам гуляют в обнимку люди и рептилии? В чем смысл штрафа?

В общем, грустно это все. Потому что ощущение, что кто-то просто полюбил махать палочкой-запрещалочкой. А если ей махать слишком усердно, то можно такого нагородить, что потом десятилетиями разгребать придется.

Источник: Литинтерес (канал в ТГ, группа в ВК)

Показать полностью
6

Считалочка. Жанр, который вымер на наших глазах

Считалочка. Жанр, который вымер на наших глазах

Считалочка – простейший детский стишок, помогающий выбрать очередность игроков в играх. Казалось бы, мелочь, пустяк… Но именно эта мелочь создавала особую атмосферу в каждом дворе, школе, лагере отдыха. Помните детскую считалку “Эники-беники”, которой решалось все – кто водит, кто ловит мяч, кто прячется первый? Произнесите это про себя – и сразу как будто перенесетесь в свое детство.

Начнешь вспоминать и остановиться уже будет очень трудно. Сами собой в памяти начинают всплывать и тесниться затверженные навеки строчки: “Шла кукушка мимо леса за каким-то интересом…”, “На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич…”, “Я железный человек, я считаю целый век…”

Сегодня этого больше нет.

Считалочки, эти короткие, абсурдные, иногда дико нелогичные стишки, были не просто способом выбрать водящего. Это был целый язык, код доступа в мир детства. А теперь они исчезли. Бесследно. Без шума.

И самое страшное – почти никто не заметил.

Но куда же исчезла считалочка? Почему поколение сегодняшних подростков редко вспоминает, а чаще даже не слышало ни одной такой строчки?

Первые известные нам считалки появились задолго до современной цивилизации. Они использовались в качестве метода решения вопросов в древности – отсюда связь жанра с понятием жребия и числа. Наши предки верили, что правильный выбор закладывает судьбу, и выбирали победителя с помощью коротких волшебных формул.

В Советском Союзе жанр пережил настоящий бум. Каждый советский ребенок знал десяток-другой считалок, используемых ежедневно в играх. Наиболее популярной была считалочка “Вышел месяц из тумана”: короткий ритм и простота запоминания сделали ее любимой малышами всего Советского Союза.

Помимо развлекательной функции, считалочки служили мощным инструментом социализации: ребенок учился честности, соблюдению правил, взаимодействию в группе. Именно в этом пространстве складывался важный детский социальный капитал.

Что случилось дальше? А все просто. Культура уличных игр ушла в прошлое. Что делают дети на улице? Лазают по детским площадкам – это да. Куда-нибудь идут компаний – запросто. А вот в уличные игры с конкретными правилами больше не играют.

Никто не рисует стрелки на асфальте, поделившись на казаков и разбойников. Никто не ставит жестянку на кирпич и не пытается ее сбить потом, кинув палку. Помните такую игру? Даже девчонки в резиночку не прыгают.

Нет уличных игр, поэтому нет необходимости выбирать ведущего. Максимум – можно на камень-ножницы-бумага решить, кто первым на качели сядет. Но это ведь совсем не то.

Осталось ли хоть что-то от жанра считалочек?

Да, осталось! Правда, это едва заметные и далеко не массовые приметы. Детские сады иногда вводят такие игры в свою программу, родители порой рассказывают своим детям считалки из собственного детства, народные ансамбли собирают фольклорные собрания, устраивают вечерки.

Однако полноценное возвращение считалочек кажется невозможным. Время меняется, общество развивается. Традиционные считалки вряд ли смогут снова занять свое центральное место в детском игровом мире. Это жанр, который уже практически вымер на наших глазах.

Давайте помянем его. Приводите в комментариях ваши любимые считалочки.

Источник: Литинтерес (канал в ТГ, группа в ВК)

Показать полностью
10

Побрить налысо жену Тора. И другие безумные проделки Локи

Побрить налысо жену Тора. И другие безумные проделки Локи

В скандинавской мифологии есть много весьма примечательных персонажей. Но если нужно назвать самого яркого, то это, безусловно, будет Локи. Он неистощим на выдумки и хитрости, у него как будто все время шило в одном месте.

Честно говоря, без Локи половина всех скандинавских сюжетов была бы невозможна, поскольку именно он являлся их первопричиной. Вечно он придумывал что-то такое, что потом оборачивалось неразрешимой проблемой для богов Асгарда. И кто потом находил способ выкрутиться? Опять он же. Короче говоря, обеспечивал всем приключения на полную катушку.

Мы решили составить для вас небольшую подборку самых странных и безумных проделок этого пройдохи.

Родил жеребенка, спасая Фрейю

Пришел как-то к асам некий мастер-каменщик и заявил, что готов построить за три сезона огромную и неприступную стену вокруг Асгарда. Причем в одиночку. Разве что конь ему будет помогать камни таскать. Но и плату хочет неслыханную за это – солнце, луну и саму богиню Фрейю в жены.

Асы посовещались и решили, что в одиночку такое не сделать, так что пусть попытается, все равно не успеет. А стену его недостроенную они потом сами доделают. И окажутся в выигрыше. Кто посоветовал? Разумеется, Локи.

Вот только каменщик оказался непростым – это был инеистый великан. И конь у него был особенный. Звали этого коня Свадильфари. Этот конь легко перетаскивал огромные глыбы и работа кипела с ужасающей быстротой. В итоге за три дня до дедлайна стало ясно, что мастер справится и потребует плату.

Асы в ужасе начали трясти Локи, обвиняя во всем его. Пришлось придумывать коварный план. Локи… обратился в привлекательную кобылку, соблазнил могучего коня и увлек его за собой в лес. Три дня конь не показывался, великан провалил свою работу, асы остались с практически готовой стеной, сохранив луну, солнце и Фрейю.

А Локи… Ему через девять месяцев пришлось родить жеребенка. Жеребенок был удивительным – с восемью ногами. Он вырос в самого быстрого в мире коня, на котором с тех пор ездил Один.

Побрил налысо жену Тора

Локи, как всегда, не мог усидеть на месте. Однажды ему пришла в голову блестящая идея – подшутить над Тором, богом грома, известным своей вспыльчивостью и силой. А что может разозлить его сильнее, чем навредить его любимой жене, прекрасной Сиф?

И вот, под покровом ночи, Локи прокрался в покои Сиф и… обрил ее налысо. Да-да, просто взял и лишил ее роскошных золотых волос, которые были её гордостью. Утром, когда Сиф обнаружила пропажу, разъяренный Тор пообещал переломать Локи все кости, если тот немедленно не исправит ситуацию.

Локи, понимая, что шутка зашла слишком далеко, поспешил к гномам – искуснейшим мастерам. Он уговорил их выковать для Сиф новые волосы, но не простые, а из чистого золота, которые бы росли, как настоящие. Гномы согласились, и в итоге Сиф получила волосы еще прекраснее прежних.

Заодно гномы, пока были в ударе, смастерили еще кучу диковинок: корабль Скидбладнир, который можно сложить в карман, копье Гунгнир, которое никогда не промахивается. Ну и молот Мьёльнир, способный возвращаться обратно в руку хозяина после смертельного броска. Все это Локи раздарил асам, когда вернулся. Так Тор получил свой знаменитый молот.

Превратил Асгард в дом престарелых

Если у богов Асгарда и был самый ценный ресурс, то это даже не молот Тора и не копье Одина, а скромные золотые яблоки Идунн. Пока богиня молодости кормила ими асов, те оставались сильными и цветущими. Но Локи, конечно, не мог оставить такую важную вещь без своего фирменного вмешательства.

Однажды к нему подкатил великан Тьяцци и предложил небольшую авантюру: заманить Идунн подальше от Асгарда, чтобы он мог ее похитить. Локи, недолго думая, согласился. То ли из любви к хаосу, то ли просто великан пообещал ему что-то ценное (версии расходятся).

Под предлогом “посмотри, какие яблоки я нашел в лесу – они даже круче твоих!” Локи уговорил доверчивую Идунн выйти за стены Асгарда. И как только она ступила за пределы защиты богов, с неба спикировал гигантский орел (это был Тьяцци), вцепился в нее когтями и унес в Ётунхейм.

А дальше начался натуральный апокалипсис. Без яблок Идунн асы начали стремительно стареть. Один покрылся морщинами, Тор поседел, а Браги, бог поэзии, и вовсе потерял голос – теперь он только хрипел, пытаясь сочинить вальс о бренности бытия. Фрейя, обычно сияющая, как солнце, с ужасом разглядывала в зеркале первые седые волосы.

В общем, паника.

Боги быстро вычислили, что это проделки Локи, и приперли его к стенке. Тор уже заносил Мьёльнир для «убедительного аргумента», но Локи, быстро сообразив, что шутка зашла слишком далеко, поспешил предложить план спасения.

Обернувшись соколом, он полетел в Ётунхейм, нашел Идунн, превратил ее в орех (чтобы удобнее было тащить) и помчался обратно. Тьяцци, обнаружив пропажу, в ярости ринулся в погоню в образе орла.

Но боги подготовились. Как только Локи влетел в Асгард, асы подожгли гигантский костер у стен. Тьяцци не успел затормозить. Он врезался в пламя, загорелся и рухнул замертво. После этого Идунн вернула свой истинный облик, раздала всем яблоки, и боги с облегчением ощутили, как к ним возвращаются силы.

Источник: Литинтерес

(канал в ТГ, группа в ВК)

Показать полностью 1
70

“Ни грана интеллекта”. Классик модернизма Джеймс Джойс про “Капитанскую дочку” Пушкина

“Ни грана интеллекта”. Классик модернизма Джеймс Джойс про “Капитанскую дочку” Пушкина

Писатели – люди пристрастные и необъективные. Об этом всегда надо помнить, но почему-то многие воспринимают их как универсальных гуру, которые должны изрекать только абсолютную истину и высокоморальные максимы. И когда обнаруживаются цитаты, скажем так, спорные, то это вызывает шок. Как же так! Гуру сказал что-то не то!

Еще раз. Писатели могут ошибаться и заблуждаться даже там, где речь заходит о сфере их компетенции, то есть о литературном мастерстве. И в качестве прекрасной иллюстрации, хотим вам показать довольно скандальное высказывание мэтра мирового модернизма, ирландского писателя Джеймса Джойса.

Да-да, это автор романа “Улисс”. Романа, который мало кто может прочитать целиком. Но эта характеристика отнюдь не умаляет его достоинств. Книга действительно великая, эпохальная, прорывная и даже гениальная. Но сложная. И в этом плане она находится где-то на противоположном полюсе от “Капитанской дочки”. Внимание, не в плане гениальности, а в плане формальной простоты/сложности.

Пушкинская повесть – это шедевр абсолютной простоты подачи великолепного материала. Содержание у “Капитанской дочки” – многомерное. Литературоведам хватило на два века изучения и хватит еще на столько же.

А вот язык, построение фраз, композиция, вся подача намеренно превращены Пушкиным в нечто абсолютно прозрачное и невесомое. Это как иконопись – форма становится чистой условностью, и сквозь нее как будто сам собой струится внутренний свет.

Впрочем, зачем мы вам про это рассказываем? Вы же в школе это проходили. Это азы понимания пушкинской прозы.

И вот мы встречаем цитату Джеймса Джойса про “Капитанскую дочку”:

“Я не понимаю, как вы можете получать удовольствие от столь скудной пищи – от историй, способных заинтересовать лишь подростков, – рассказов о солдатах, воинских лагерях, предателях, благородных героях и лошадях, мчащихся галопом по безбрежным просторам. Прибавим к этому еще и девицу осьмнадцати лет, спрятанную в надежном месте, из которого ее, можете не сомневаться, преспокойно освободят в надлежащий момент. Я знаю, что русские восхищаются Пушкиным, но, если не ошибаюсь, это относится главным образом к его поэзии, о которой я не могу судить, потому что не знаю русского. Однако я вспоминаю, что когда-то читал в переводе прозу Пушкина. Это была “Капитанская дочка” – душещипательная история, которая смогла бы понравиться третьекласснику. Я считаю, что в этой вещи нет ни грана интеллекта, и не понимаю, как вы можете предпочитать Пушкина другим русским писателям, например, Толстому, который сделал почти то же самое, однако в гораздо более широком масштабе, или тому же Чехову”.

Прочитали? Вознегодовали в глубине души? Все верно, Джойс вообще ничего не понял про пушкинскую прозу. Можно списать это на трудности перевода. Но скорее всего дело не в этом, а в абсолютной противоположности художественного метода.

Как мы уже говорили, у Джойса он другой – максимально насыщенный, усложненный, наполненный миллионом отсылок, работой с контекстом и с метатекстом. Не зря ведь его называют “отцом модернизма”. Не совсем корректно, но все-таки.

А писатель, когда он настолько погружен в совершенствование своего художественного метода, зачастую оказывается даже более слеп и глух к другим классикам, чем обычный читатель. Он их просто не может воспринимать объективно. В отличие от нас с вами.

Маяковский ругался с Есениным. Шарлотта Бронте в грош не ставила Джейн Остин. Набоков называл Достоевского довольно посредственным писателем. А Бунин вообще считал, что в русской литературе среди его современников нет никого достойного, он один как перст.

И это не мешает нам ценить их всех. И Маяковского, и Есенина, и Шарлотту Бронте, и Джейн Остин, и Набокова с Достоевским, и Бунина, и Джеймса Джойса. И, разумеется, Александра Сергеевича, наше все.

Источник: Литинтерес (канал в ТГ, группа в ВК)

Показать полностью
10

Из головы, из мужского бедра… и другие странные способы рождения греческих богов и богинь

Из головы, из мужского бедра… и другие странные способы рождения греческих богов и богинь

Греческая мифология – это вам не сборник благонравных сказок, а настоящий античный триллер с кровавыми разборками, нездоровыми семейными отношениями и весьма… нестандартными способами появления на свет. Боги Олимпа зачастую предпочитали экстравагантные методы появления на свет: выскакивали из рассеченных голов, всплывали из кровавой пены, вылезали из бедра и все в таком духе.

Почему так? Видимо, древние греки считали: если уж ты бог, то и рождаться ты должен эффектно. А заодно эти мифы объясняли, откуда взялись те или иные черты характера богов. Афина – мудрая, потому что вышла из головы Зевса. Афродита – соблазнительная, потому что появилась из… ну, чуть ниже расскажем.

Афина. Придется проломить череп отцу

Зевс, падкий на красивых богинь, женился на Метиде – олицетворении мудрости. Но тут оракул ляпнул, что ее ребенок свергнет отца. Что делает Зевс? Глотает беременную жену. Казалось бы, конец истории – но нет! Вскоре у него начинает раскалываться голова (видимо, Метида внутри не одобряла такой поворот). Бедный Гефест (или Прометей – версии расходятся) берет топор и – бах! – прямо из проломленного черепа выскакивает взрослая Афина в доспехах. Вот так “головная боль” обернулась новой богиней.

Гефест. Рожденный без помощи мужчины

Гера, в ярости от того, что Зевс родил Афину без нее, решила: “А чем я хуже?” В итоге она поднапряглась и… произвела на свет Гефеста. Да, в одиночку, сама от себя. Правда, то ли спешила, то ли злилась слишком сильно, но ребенок родился хромым. Злость Геры была так велика, что она скинула младенца с Олимпа. В других мифах он все же сын Зевса, но первая версия куда интереснее.

Дионис. Вылез из мужского бедра

Мать Диониса, царица Семела, попросила Зевса явиться в истинном облике. И… моментально сгорела. Но ребенка Зевс успел выхватить из пепла и зашил себе в бедро. Через пару месяцев бог виноделия благополучно “родился” из отцовского тела. Вот так, сначала потерял мать, потом вылез из папиного бедра – и все равно стал богом веселья. Оптимист!

Афродита. Из пены, но не простой

История Афродиты начинается с семейного конфликта. Кронос, уставший от тирании отца Урана, берет серп и… ну, вы поняли. Отрубленное он швыряет в море, и из смеси крови, пены и морской воды возникает богиня любви. В некоторых версиях она еще и на ракушке приплывает – видимо, чтобы не запачкать ноги. Боттичелли, конечно, изобразил это красиво, но если вдуматься – сюжет довольно мрачный.

Эринии. Рожденные из крови

Те самые богини мщения, сводившие с ума преступников, появились из капель крови оскопленного Урана, упавших на землю. Жуткие, с волосами-змеями и горящими глазами, они воплощали месть без жалости. Хороший повод не злить богов – а то вдруг и из твоей крови что-то подобное вырастет!

Ну что, какой способ рождения кажется вам самым эпичным и экстравагантным? Пишите в комментариях!

Источник: Литинтерес (канал в ТГ, группа в ВК)

Показать полностью
1

"ЛЕТНЯЯ БАЛЛАДА". Сделал нейроклип на свои стихи

И приходит к отцу Июнь, синеглазый мальчик,
Как положено, весь искрящийся и упертый,
Говорит, что на свете есть паруса и мачты,
Перекрестки, меридианы, аэропорты.

Можно топать по теплым шпалам до горизонта,
Можно взять за рога потертый, но крепкий велик.
Это значит, что ни единого нет резона
Оставаться с тобой по эту сторону двери.

И плевать, что подстерегают в потемках ямы,
Что гремят арсеналом молний чужие выси…
Если что-то случится, то эта гибель – моя, мол.
Понимаешь, она от меня одного зависит!

А потом приходит Июль, двухметровый воин,
Через щеку шрам, в золотой бороде косички.
Говорит, что на свете есть подлецы и воры,
И удары исподтишка, и ночные стычки.

И поэтому ты, отец, на меня не сетуй,
Слишком горек теперь мне вкус молока и меда.
Прямо в эту секунду, пока мы ведем беседу,
По жилому кварталу кроют из миномета,

Бронированная махина въезжает в надолб,
Георгины распускаются на могилах…
А случится чего со мной, горевать не надо б,
Только этого я тебе запретить не в силах.

И последним приходит Август, сухой, прожженный,
Преждевременно поседевший, глотнувший лиха,
Говорит, что в саду за домом созрел крыжовник,
Теплой мякотью наливается облепиха.

Можно сесть на скамейку и ничего не делать,
Можно просто прикрыть глаза, улыбаться немо.
Только братьев уже десятую нет неделю,
А кому их спасать от гибели, как не мне, мол?

Не подумай, что я о ком-то из них скучаю.
Мы, конечно, родные, но дело не в этом вовсе…
Он хватает куртку, позвякивает ключами
И уходит, не оглянувшись, из дома в осень.

Стихи: Ренарт Фасхутдинов
Музыка и исполнение: Suno AI

Завел себе канал на YouTube, где выкладываю нейроклипы на свои стихи. Приглашаю всех, кому понравилось. И в ВК тоже приглашаю. Там у меня группа: "Дудочка Крысолова"

Показать полностью
14

Муж и жена – знаменитые поэты. Пять ярких пар мировой литературы

Что происходит, когда поэт и поэтесса начинают встречаться, а потом и женятся? Могут ли они ужиться вдвоем? Или это все равно, что поместить двух медведей в одну берлогу? Каждый поэт – это целая вселенная, это сгусток незримой миру энергии, которая перерабатывается в стихи. А тут сразу две вселенных в одной квартире сходятся…

Сразу скажем, браки двух поэтов – явление нечастое. Обычно у поэтов и поэтесс появляются спутники жизни, которые восхищаются их поэтическим творчеством. Все поэты немножко эгоисты (а иногда и “множко”), поэтому стараются выстроить систему, где именно они Солнце, вокруг которого кружится планета. Или сразу несколько планет.

Но нет в этом мире ничего невозможного. Бывают, например, двойные звезды – спросите у астролюбителей, они подтвердят. Две звезды оказываются рядом, и взаимное притяжение соединяет их в одно целое. Они вращаются друг вокруг друга, а их совместное сияние просто ослепляет.

И с поэтами такое тоже бывает. Сегодня мы хотим рассказать о пяти супружеских парах, оставивших яркий след в мировой поэзии. Два ключевых момента - они должны быть официально женаты. И оба должны быть звездами. А то на другом ресурсе нам в комментариях тут же возмущенно накидали кучу случаев, не проходящих либо по одному, либо по другому критерию.

Ну и еще одно замечание. Абсолютно не считаем, что перечень этим исчерпывается. Наверняка мы кого-то забыли. Так что - да, дополнениям будем только рады. С учетом названных критериев, разумеется.

Николай Гумилев и Анна Ахматова

Пожалуй, именно они первыми приходят на ум, когда заходит речь о поэтах-супругах. Николай Гумилев – один из мэтров Серебряного века, основатель акмеизма. Анна Ахматова – королева Серебряного века, дожившая до 1960-х годов. Оба – звезды первой величины на русском поэтическом небосклоне.

Обвенчались они в мае 1910 года. Справедливости ради надо сказать, что со стороны Ахматовой это было больше похоже на уступку. Именно Гумилев долгие годы добивался ее руки, получая раз за разом отказы. Однако в итоге свадьба состоялась.

Отношения молодых супругов не были идиллическими. Первая их ссора произошла прямо в медовый месяц. Однако несколько лет они прожили вместе, родили сына Льва. В 1914 году Гумилев ушел на фронт, и с этого времени их сложно назвать парой или супругами. Каждый в итоге жил своей собственной жизнью. Официально они развелись в 1918 году. Спустя три года Гумилев был расстрелян. Ахматова прожила еще 45 лет.

Борис Корнилов и Ольга Берггольц

В 1925 году молодой поэт Борис Корнилов (ему было всего 18 лет) вступил в литературную группу “Смена”, где произвел настоящий фурор. Его стихи были яркими и мощными, они обещали ему всесоюзную славу. И на него смотрели восторженно. Особенно одна девочка в той же “Смене”. Ей было 15, звали ее Ольга Берггольц, и она тоже была безумно талантлива.

В 1926 году Корнилов и Берггольц поступили Высшие государственные курсы искусствоведения при Институте истории культуры. У них уже вовсю цвел роман. А в 1928 году, едва Ольге исполнилось 18 лет, они поженились.

Отношения у них были бурные, но непрочные. Страсть – да. Но еще скандалы и ревность. Семейная жизнь закончилась в 1930 году. Сразу после развода Ольга Берггольц вышла замуж за журналиста Николая Молчанова.

В 1937 году Борис Корнилов был расстрелян. В 1941 году началась Великая Отечественная война. Ольга Берггольц осталась в блокадном Ленинграде и стала его живым голосом.

Евгений Евтушенко и Белла Ахмадулина

Их роман стал одним из самых ярких в советской литературе 1950-х. Евгений Евтушенко, уже тогда известный своим бунтарским духом и громкими выступлениями, и Белла Ахмадулина, чей изысканный стиль и глубина мгновенно покорили читателей.

Поженились они в 1955-м. Ей едва исполнилось 19 лет. Ему было 24 года. Молодость, талант, страсть – это был союз двух восходящих звезд. Однако их брак продлился лишь три года. Они были как два урагана, пытающиеся ужиться в одной комнате. Это было безумно ярко, но недолговечно. Отношения их разладились после того, как Евтушенко уговорил жену сделать аборт.

Позже Ахмадулина вышла замуж за Юрия Нагибина, а Евтушенко женился еще трижды.

Тед Хьюз и Сильвия Плат

Эта пара стала олицетворением как творческого взрыва, так и личной трагедии. Американка Сильвия Плат и британец Тед Хьюз встретились в Кембридже в 1956-м – их страсть вспыхнула буквально с первого взгляда. Свадьба через четыре месяца, переезд в Англию, рождение двоих детей…

Казалось, это союз двух гениев, способных перевернуть поэзию XX века. Но за фасадом идеальной пары скрывались ревность, измены и глубокая депрессия Плат. После развода в 1962 году Сильвия, оставшись одна с детьми в лондонской квартире, написала свои лучшие стихи, но в феврале 1963-го покончила с собой.

Хьюз, ставший главным объектом критики со стороны феминисток и поклонников Плат, молчал десятилетиями, а его сборник «Письма дней рождения» (1998), посвященный Сильвии, многие расценили как попытку оправдаться перед историей. Их отношения – вечный спор о том, может ли великая поэзия искупить человеческие ошибки.

Роберт Браунинг и Элизабет Барретт Браунинг

Их история похожа на роман викторианской эпохи. Элизабет Барретт, прикованная к постели хронической болезнью, уже считалась выдающейся поэтессой, когда Роберт Браунинг написал ей восторженное письмо в 1845-м.

Завязалась переписка, затем тайные встречи, и в 1846 году Элизабет, вопреки воле деспотичного отца, бежала с возлюбленным в Италию. Здесь, на флорентийских холмах, она написала свои знаменитые «Сонеты с португальского» – одно из самых пронзительных признаний в любви мировой литературы.

Они обвенчались. Ей было 40 лет, ему – 34 года.

Браунинги прожили вместе 15 лет, до самой смерти Элизабет в 1861-м. Их союз, редкий пример гармонии в мире поэтических бурь, доказывает: две звезды могут жить и сиять вместе долгие годы.

Источник: Литинтерес

Показать полностью 6
54

Прославился не тем. Что Андерсен писал кроме сказок

Мы привыкли воспринимать Ханса Кристиана Андерсена как создателя хрустальных миров, где Русалочка жертвует голосом ради любви, а Гадкий утенок превращается в прекрасного лебедя. Однако за этой хрестоматийной маской скрывается писатель, чьи амбиции простирались гораздо дальше детских сказок.

“Местами очень скучен”

Андерсен, родившийся в нищете и пробившийся к вершинам литературного Олимпа, всегда мечтал о признании как серьезный романист и драматург. Свои знаменитые сказки он вообще не считал главным делом жизни. Первое издание “Сказок, рассказанных детям” (1835) он выпустил почти случайно – как побочный эксперимент. Кто бы мог подумать, что именно это станет его визитной карточкой?

Он жаждал, чтобы его воспринимали не просто как автора милых историй для детей, но как глубокого мыслителя, способного затронуть самые важные вопросы общества. Амбиции, подпитываемые комплексами, — вот что двигало его вперед.

Его первый роман “Импровизатор” (1835), написанный под впечатлением от путешествия по Италии, стал своего рода заявкой на серьезную литературу. Обратите внимание – вышел он в свет в тот же год, что и сборник сказок. В нем Андерсен рассказывает историю Антонио, молодого флорентийского поэта, стремящегося к признанию. Роман изобилует яркими описаниями итальянских пейзажей, карнавалов и народных обычаев. Однако за внешней красотой скрывается глубокий анализ творческой души, ее поисков и разочарований.

“Импровизатор” не был банальным путевым очерком. Это было погружение в психологию художника, размышление о цене славы и одиночестве гения. Критики заметили талант молодого автора. Но роман, хоть и принес ему некоторую известность, так и не стал прорывом.

Интересно, что в 1844 году роман был переведен на русский язык и на него сразу написал разгромную рецензию Виссарион Белинский:

“Этот роман не лишен занимательности, хотя местами и очень скучен, сколько по характеру героя, довольно жалкому, столько и по утомительному однообразию своего содержания вообще. Самая интересная сторона его — итальянская природа и итальянские нравы, очерченные не без таланта и не без увлекательности. Но как бледны и слабы эти очерки в сравнении с мастерскими картинами Италии, дышащими глубокою мыслию и могучею жизнию в романах Жоржа Занда!”

Скрипач и баронессы

Более откровенным и автобиографичным стал роман “Всего лишь скрипач” (1837). В нем Андерсен, опираясь на собственный опыт, рассказывает историю бедного мальчика Кристиана, мечтающего о музыкальной карьере. Роман пронизан темой социальной несправедливости. Кристиан, несмотря на свой талант, обречен на нищету и забвение из-за своего происхождения.

Андерсен, остро чувствовавший свою социальную неполноценность, вложил в этот роман всю свою боль и обиду. В одной из ключевых сцен Кристиан, выступая перед аристократической публикой, осознает пропасть между собой и этими “господами”, которые не понимают истинной ценности его искусства. Роман был встречен неоднозначно. Одни хвалили Андерсена за смелость в изображении социальных контрастов, другие упрекали его в излишней мелодраматичности.

А лучшим из его несказочных произведений считается роман “Две баронессы” (1848). Две главные героини – баронесса Доротея и ее приемная дочь Элизабет – олицетворяют две разные судьбы, сформированные обстоятельствами рождения и воспитания. Одним из ключевых моментов романа является ежегодный ритуал, совершаемый баронессой, когда она втайне напоминает себе о своем происхождении и старых травмах, связанных с социальным положением.

Роман насыщен символами и аллегориями, подчеркивающими борьбу с социальными стереотипами и собственными страхами. Характеры персонажей разработаны детально, автор уделяет особое внимание внутренним переживаниям героев. Андерсен подчеркивает как социальный статус влияет на восприятие человеком собственного достоинства.

Стихи, пьесы и очерки

Помимо романов, Андерсен страстно мечтал о признании как драматург. Он написал более тридцати пьес, в том числе исторические драмы, комедии и водевили. Одной из наиболее значимых является пьеса “Мулат” (1840), обличающая рабство и борьбу за свободу.

Там есть жестокий плантатор. Есть две белые героини, влюбляющиеся в мулата. Есть конфликт в стиле классицизма. В целом критики пьесу невзлюбили, но зрителям она нравилась. Однако опять же, какой-то широкой известности на драматургическом поприще Андерсен не снискал.

Не стоит забывать и о поэтическом таланте Андерсена. Его стихи, отличающиеся лиризмом и искренностью, раскрывают его внутренний мир. Он писал о любви, природе, родине и, конечно же, о своих переживаниях. В стихотворении “Я – датчанин”, написанном в период Первой Шлезвигской войны, он выражает свою любовь к родине и веру в ее будущее.

Интересны и его путевые заметки, собранные в книгах “Базар поэта” (1842) и “В Швеции” (1851). В них Андерсен предстает как наблюдательный и чуткий путешественник, живописующий увиденные пейзажи и делящийся своими размышлениями о культуре и истории разных стран. Он описывает свои впечатления от греческих руин, турецких базаров и шведских лесов, создавая яркую и многогранную картину европейской жизни XIX века.

Почему же сказки Андерсена затмили все остальное его творчество?

Возможно, дело в их универсальности. Его сказки затрагивают вечные темы, понятные и близкие людям всех возрастов и культур. Возможно, дело в простоте языка, которая делает их легко читаемыми и запоминающимися. Или в том, что это и было его настоящее призвание.

Его истинный дар проявился именно в сказках. Он рожден был для того, чтобы стать сказочником. Как гадкий утенок был рожден для того, чтобы стать лебедем.

Источник: Литинтерес (канал в ТГ, группа в ВК)

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!