Hermanarich

Hermanarich

Пикабушник
поставил 14 плюсов и 7 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
6252 рейтинг 104 подписчика 7 подписок 14 постов 3 в горячем

Недооцененные поэты: Федор Сологуб

На ваш суд представляется несколько стихотворений почти забытого в современной России, и совершенно точно - недооцененного, великого русского поэта серебряного века Федора Кузьмича Сологуба (наст. имя: Федор Кузьмич Тетерников) 17 февраля (1 марта) 1863, Санкт-Петербург — 5 декабря 1927, Ленинград. Яркого представителя символизма. Человек тяжелой жизни и тяжелой судьбы (что не могло не отразиться на его стихах).

Недооцененные поэты: Федор Сологуб Сологуб, Поэзия, Стихи, Символизм, Русская литература, 19 век, Серебряный век, Длиннопост

Русская литература этого периода изучает, в основном, "кассовых" поэтом того времени, признанных гениями тогда - Блока, Ахматову, Цветаеву. Из менее громки, но известных - Брюсов, Волошин и пр., т.е. тех, кто был понят и признан тогда, на рубеже XIX-ХХ в., но совершенно забывая о тех, кто тогда был просто не понят.

Сразу оговорюсь - Сологуб писал ещё и прозу (одно из произведений которого, "Мелкий бес", даже вошло в школьную программу - но которое повсеместно игнорируется учителями (есть мнение из-за того, что роман повествует о школьному учителе, садисте, трусе и подонке, который получает удовольствие от того, что издевается над своими учениками, и над теми, кто слабее его, мечтает о большой должности, и в конце сходит с ума)).

Вот несколько стихотворений этого прекрасного поэта (подбирал на свой вкус).


***

Лихо


Кто это возле меня засмеялся так тихо?

Лихо мое, одноглазое, дикое Лихо!

Лихо ко мне привязалось давно, с колыбели,

Лихо стояло и возле крестильной купели,

Лихо за мною идет неотступною тенью,

Лихо уложит меня и в могилу.

Лихо ужасное, враг и любви и забвенью,

Кто тебе дал эту силу?


Лихо ко мне прижимается, шепчет мне тихо:

«Я – бесталанное, всеми гонимое Лихо!

В чьем бы дому для себя уголок ни нашло я,

Всяк меня гонит, не зная минуты покоя.

Только тебе побороться со мной недосужно, —

Странно мечтая, стремишься ты к мукам.

Вот почему я с твоею душою так дружно,

Как отголосок со звуком».


30 декабря 1891, 26 января 1892, 2 апреля 1898


Характерный центр для поэтов серебряного века - зло притягивает ФС. И, вероятно, он один из немногих, кто не обольщался на тему зла, но, однако, полностью признавал его притягательность и видел в нем некое спасение.


***

Когда я в бурном море плавал,

И мой корабль пошел ко дну,

Я так воззвал: «Отец мой, Дьявол,

Спаси, помилуй, — я тону.


Не дай погибнуть раньше срока

Душе озлобленной моей, —

Я власти тёмного порока

Отдам остаток чёрных дней».


И Дьявол взял меня, и бросил

В полуистлевшую ладью.

Я там нашёл и пару вёсел,

И серый парус, и скамью.


И вынес я опять на сушу,

В больное, злое житиё,

Мою отверженную душу

И тело грешное моё.


И верен я, отец мой, Дьявол,

Обету, данному в злой час,

Когда я в бурном море плавал,

И Ты меня из бездны спас.


Тебя, Отец мой, я прославлю

В укор неправедному дню,

Хулу над миром я восставлю,

И соблазняя соблазню.



23 июля 1902 года


Тема Дьявола, "Князя мира сего", регулярно всплывает в творчестве. Но куда больше в его творчестве - горечи размышлений, как в ранних стихах ещё молодого, но уже что-то понявшего человека - так и в более поздних.


***


«Счастье»


Счастье, словно тучка в небе голубом.

Пролилась на землю радостным дождём

Над страной далёкой, пышной и красивой,

Не над нашей бедной выжженною нивой.


Счастье, словно зрелый, сочный виноград.

Вкус его приятен, сладок аромат.

Ягоды ногами дружно мы топтали,

Вин же ароматных мы и в рот не брали.


Счастье, словно поле вешнею порой

С пёстрыми цветами, с сочною травой,

Где смеются дети, где щебечут птицы...

Мы на них дивимся из окна темницы.


1889 г.


Тема борьбы с темным врагом - одна из ключевых для творчества Сологуба. Темный враг и непонятен, а иногда и очень конкретен - темные мысли, думы, воспоминания.


***


С врагом сойдясь для боя злого,

Свой меч я тяжко опустил.

Казалось мне, врага ночного

Я пополам перерубил.


Но вдоль согнувшегося тела

Безвредно сталь моя прошла

И, раздробившись, зазвенела,

Как отлитая из стекла.


Тогда последнего удара

Я равнодушно ожидал,

Но мой противник, злая мара,

Вдруг побледнел и задрожал,


Холодным тягостным туманом

Обоих нас он окружил,

И, трепеща скользящим станом,

Он, как змея, меня обвил.


Глаза туманит, грудь мне давит,

По капле кровь мою сосёт.

Мне душно! Кто меня избавит?

Кто этот призрак рассечёт?



10 июня 1889 года


Нельзя не отметить социальный подтекст в творчестве ФС. Тема бедности, окружающей его по всей стране, очень волновала поэта. В более поздних стихах тот-самый мальчик-бедняк, голодными глазами смотрящий в витрину, где в ресторане ужинает элита царской России предвещает огонь революции. Но в ранних стихах пока этого не видно.


***


СУДЬБА


Родился сын у бедняка.

В избу вошла старуха злая.

Тряслась костлявая рука,

Седые космы разбирая.


За повитухиной спиной

Старуха к мальчику тянулась,

И вдруг уродливой рукой

Слегка щеки его коснулась.


Шепча невнятные слова,

Она ушла, стуча клюкою.

Никто не понял колдовства.

Прошли года своей чредою, —


Сбылось веленье тайных слов:

На свете встретил он печали,

А счастье, радость и любовь

От знака тёмного бежали.



15 декабря 1889 года


Он не был сторонником советской власти, как не был сторонником и царской власти. И те, и другие боги для него - чужие. Но искренняя вера в новых богов не может не затронуть сердце поэта (в 1927 г. он умер, не увидев, что же произошло дальше).


***


Кумир упал, разрушен храм,

И не дымится фимиам

Над пыльной грудою развалин.

Я в дальний путь иду, печален,

И не молюсь чужим богам.


Но если слышу я моленья,

Душа полна благоговенья,

И не с насмешкой брошу взгляд

На чуждый, суетный обряд,

А с тихой грустью умиленья.


Не позднее 1921 года


Ниже приведенные стихи как-нельзя лучше характеризуют тревожные мысли перед отходом ко сну, отпугивающие сон своими криками.


***


Едва зарезали свинью,

Летят со всех сторон синицы —

И, долю требуя свою,

Кричат прожорливые птицы.


Так думы жадные порой

Летят, одна другую клича,

Нетерпеливою семьёй

Туда, где чуется добыча.


26 мая 1895 года


Когда одни писали про любовь - ФС избрал совсем другой путь, прекрасно понимая куда он ведет.


***


Нет, не любовь меня влекла,

Не жажда подвига томила, —

Мне запрещенный рай сулила

Царица радостного зла.


Окружена зловещей дымкой

Порочных снов и злых страстей,

Она сошла к душе моей

Ожесточенной нелюдимкой.


И научила презирать

Людские скучные забавы,

И чары тайные вкушать,

Благоуханные отравы.


Восторгов тщетных, грез ночных

Струи кипучие так сладки, —

Но в сердце копятся от них

Противно-горькие осадки.


22 декабря 1898


Легкая издевка над попыткой найти во всем прекрасное, игнорируя "другую сторону" сквозит почти во всем творчестве ФС.


***


Тогда насмешливый мой гений

Подсказывал немало мне

Непоэтических сравнений.

Я в поле вышел при луне, —


На мякоть зрелого арбуза

Похожа красная луна,

А иногда и жабы пузо

Напоминала мне она.


26 марта 1889


Но злость ФС - это не самоцель и не "бесовская одержимость". Злость ФС - ответ чуткого сердца поэта, сердца, которое не может не страдать от того, что видит вокруг, и в качестве защиты обрастает каменной коркой.


***


Что напишу? Что изреку

Стихом растрепанным и вялым?

Какую правду облеку

Его звенящим покрывалом?


Писать о том, как серый день

Томительно и скучно длился,

Как наконец в ночную тень

Он незаметно провалился?


Писать о том, что у меня

В душе нет прежнего огня,

А преждевременная вялость

И равнодушная усталость?


О том, что свой мундирный фрак

Я наконец возненавидел

Или о том, что злой дурак

Меня сегодня вновь обидел?


– Но нет, мой друг, не городи

О пустяках таких ни строчки:

Ведь это только все цветочки,

Дождешься ягод впереди.


Так говорит мне знанье света.

Увы! его я приобрел

Еще в младые очень лета,

Вот оттого-то я и зол.


8 ноября 1888

Показать полностью 1

Любить народ – не значит льстить...

Любить народ – не значит льстить

Его злодействам и порокам,

Не значит рабски лебезить

Перед его капризным роком.


Любить – не значит поощрять

Распутство, подлость и гордыню,

Не значит слепо прославлять

Жрецов, позорящих святыню.


Друзья мои! Любить народ –

То значит с мужеством пророка

В дни своеволья и невзгод

Громить открыто зло порока.


Любить – не значит всё прощать,

Нет, - это гибель для народа, -

Кто любит – должен исправлять

Родного, милого урода...


Сергей Сергеевич Бехтеев, 1917 г.

Краснодар в сериале Доктор Кто или как на секунду подумать, что сходишь с ума

Смотрю 9-й сезон Доктора, и начинаю понимать, что либо схожу с ума, либо Тардис просветила через экран, и я понимаю языки и вижу название родного города.
Краснодар в сериале Доктор Кто или как на секунду подумать, что сходишь с ума Смотрю 9-й сезон Доктора, и начинаю понимать, что либо схожу с ума, либо Тардис просветила через экран, и я понимаю языки и вижу название родного города.

Рейтинг маразма на 9-е мая.

Подборка (авторская) самых маразматичных вещей, которые сограждане сотворили на 9-е мая.
Рейтинг маразма на 9-е мая. Подборка (авторская) самых маразматичных вещей, которые сограждане сотворили на 9-е мая.
Показать полностью 1

Властная элита СССР 1945-1953 г.

Попытался рассмотреть состав властной элиты времен "позднего Сталина". Список субъективный - все комментарии и замечания принимаются.
Властная элита СССР 1945-1953 г. Попытался рассмотреть состав властной элиты времен "позднего Сталина". Список субъективный - все комментарии и замечания принимаются.
Показать полностью 1

ЕГЭ-2015 по русскому языку: что это было?

Вот текст, который давался в ЕГЭ по русскому языку в 2015-м году. Что это? Как про это писать? Зачем это? В чьем больном мозгу появилась: а) идея этого текста (объяснимо); б) идея включить его в ЕГЭ (объяснить не удается).

Тихоструйная Сороть

Деревеньки к Сороти льнут с обеих сторон. Названия их сохранились со времен Пушкина: Дедовцы, Зимари, Петровское, Слепни, Жабкино, Марково, Соболицы, Житево, Кузино, Селиваново, а дальше от берега еще и Лопатино, Авдаши, Клопы, Козляки... Милые тихие деревеньки с песчаными тропами к речке, с гнездами аистов, с баньками у воды, с мостками для полосканья белья, с обязательной грудой замшелых камней у околицы.
Не болит ли душа у тех, кто покинул эти селения? Не тянет ли воротиться? Не снится ли в городе кроткая, тихая речка, эти холмы с перелесками, этот прозрачный пахучий воздух, эта щемящая благодатная тишина? «Реки не текут вспять, а люди могут вернуться. Кое-кто возвращается. И не жалеют. Условия подходящие открываются для обратной дороги»—так сказал в Зимарях Никита Ювенальевич Ювенальев. (Есть в пушкинском крае такие фамилии-имена!)
А в Пискунове, состоящем сегодня из двух обветшалых домов, мы говорили со стариком, который с войны, с сорок четвертого года, после ранения в позвоночник, прикован к постели. Когда мы причалили к деревеньке, дочь старика—сама уже бабушка с двумя городскими внучатами—полоскала в речке белье. После знакомства она попросила: «Зайдите к старому. Он уже месяц людей не видел».
Мы присели возле кровати неподвижного старика. Поговорили о нестойкой погоде, о войне, о страданиях от войны, о чем-то еще уместном при такой встрече. Украдкой старик достал из подголовья жестянку от чая.
— Откройте, там медаль у меня. И книжка к медали.
Когда мы были уже на крыльце, дочь старика позвала:
— Зайдите еще, батя хочет спросить...
— Забыл я сказать,—попытался подняться с подушек старик.— Когда тут Пушкину дом рубили, я тогда мог сидеть. На табуретке сидел, выводили меня на крыльцо—и сидел. Все помню: как сруб на берег свозили, как в половодье по Сороти все пошло. Людей было—пропасть. И деревенька наша была еще справной... Как дом-то? Стоит?.. Вот, говорите, с больших пространств съезжаются люди. А я тут рядом—и не увидел...— старик заплакал и, как ребенок, стал кулаками вытирать слезы...
В Пискунове мы углубились в лес. Разыскали делянку, где сразу после войны зимою сорок шестого года рубили лес для сожженной и разоренной фашистами усадьбы в Михайловском. По чертежам реставраторов при горячих хлопотах Семена Степановича Гейченко в этом лесу срубили дом, каким был он при Пушкине. На санях бревна и разобранный сруб подтянули на берег. А весной в половодье все пущено было вниз по течению. Сороть стала купелью возрожденного дома в Михайловском.

Кроме нецензурных слов относительно данного "текста" в составе ЕГЭ могу вспомнить только цитату из Золотого теленка: "Инда взопрели озимые, рассупонилось красно солнышко, расталдыкнуло лучи свои по белу светушку. Понюхал старик Ромуальдыч свою портянку и аж заколдобился." (с) И.Ильф, Е. Петров
Показать полностью

Шахматы как символ времени: Чемпионы ч.2

Вторая часть длиннопоста о том, как схожа судьба мира и судьба шахмат. Ссылка на первую в комментах.
Шахматы как символ времени: Чемпионы ч.2 Вторая часть длиннопоста о том, как схожа судьба мира и судьба шахмат. Ссылка на первую в комментах.
Показать полностью 1

Шахматы как символ времени: Чемпионы ч.1

Первая часть длиннопоста о том, как схожа судьба мира и судьба шахмат. Вторую часть сделаю на днях.
Шахматы как символ времени: Чемпионы ч.1 Первая часть длиннопоста о том, как схожа судьба мира и судьба шахмат. Вторую часть сделаю на днях.
Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!