Недооцененные поэты: Федор Сологуб
На ваш суд представляется несколько стихотворений почти забытого в современной России, и совершенно точно - недооцененного, великого русского поэта серебряного века Федора Кузьмича Сологуба (наст. имя: Федор Кузьмич Тетерников) 17 февраля (1 марта) 1863, Санкт-Петербург — 5 декабря 1927, Ленинград. Яркого представителя символизма. Человек тяжелой жизни и тяжелой судьбы (что не могло не отразиться на его стихах).
Русская литература этого периода изучает, в основном, "кассовых" поэтом того времени, признанных гениями тогда - Блока, Ахматову, Цветаеву. Из менее громки, но известных - Брюсов, Волошин и пр., т.е. тех, кто был понят и признан тогда, на рубеже XIX-ХХ в., но совершенно забывая о тех, кто тогда был просто не понят.
Сразу оговорюсь - Сологуб писал ещё и прозу (одно из произведений которого, "Мелкий бес", даже вошло в школьную программу - но которое повсеместно игнорируется учителями (есть мнение из-за того, что роман повествует о школьному учителе, садисте, трусе и подонке, который получает удовольствие от того, что издевается над своими учениками, и над теми, кто слабее его, мечтает о большой должности, и в конце сходит с ума)).
Вот несколько стихотворений этого прекрасного поэта (подбирал на свой вкус).
***
Лихо
Кто это возле меня засмеялся так тихо?
Лихо мое, одноглазое, дикое Лихо!
Лихо ко мне привязалось давно, с колыбели,
Лихо стояло и возле крестильной купели,
Лихо за мною идет неотступною тенью,
Лихо уложит меня и в могилу.
Лихо ужасное, враг и любви и забвенью,
Кто тебе дал эту силу?
Лихо ко мне прижимается, шепчет мне тихо:
«Я – бесталанное, всеми гонимое Лихо!
В чьем бы дому для себя уголок ни нашло я,
Всяк меня гонит, не зная минуты покоя.
Только тебе побороться со мной недосужно, —
Странно мечтая, стремишься ты к мукам.
Вот почему я с твоею душою так дружно,
Как отголосок со звуком».
30 декабря 1891, 26 января 1892, 2 апреля 1898
Характерный центр для поэтов серебряного века - зло притягивает ФС. И, вероятно, он один из немногих, кто не обольщался на тему зла, но, однако, полностью признавал его притягательность и видел в нем некое спасение.
***
Когда я в бурном море плавал,
И мой корабль пошел ко дну,
Я так воззвал: «Отец мой, Дьявол,
Спаси, помилуй, — я тону.
Не дай погибнуть раньше срока
Душе озлобленной моей, —
Я власти тёмного порока
Отдам остаток чёрных дней».
И Дьявол взял меня, и бросил
В полуистлевшую ладью.
Я там нашёл и пару вёсел,
И серый парус, и скамью.
И вынес я опять на сушу,
В больное, злое житиё,
Мою отверженную душу
И тело грешное моё.
И верен я, отец мой, Дьявол,
Обету, данному в злой час,
Когда я в бурном море плавал,
И Ты меня из бездны спас.
Тебя, Отец мой, я прославлю
В укор неправедному дню,
Хулу над миром я восставлю,
И соблазняя соблазню.
23 июля 1902 года
Тема Дьявола, "Князя мира сего", регулярно всплывает в творчестве. Но куда больше в его творчестве - горечи размышлений, как в ранних стихах ещё молодого, но уже что-то понявшего человека - так и в более поздних.
***
«Счастье»
Счастье, словно тучка в небе голубом.
Пролилась на землю радостным дождём
Над страной далёкой, пышной и красивой,
Не над нашей бедной выжженною нивой.
Счастье, словно зрелый, сочный виноград.
Вкус его приятен, сладок аромат.
Ягоды ногами дружно мы топтали,
Вин же ароматных мы и в рот не брали.
Счастье, словно поле вешнею порой
С пёстрыми цветами, с сочною травой,
Где смеются дети, где щебечут птицы...
Мы на них дивимся из окна темницы.
1889 г.
Тема борьбы с темным врагом - одна из ключевых для творчества Сологуба. Темный враг и непонятен, а иногда и очень конкретен - темные мысли, думы, воспоминания.
***
С врагом сойдясь для боя злого,
Свой меч я тяжко опустил.
Казалось мне, врага ночного
Я пополам перерубил.
Но вдоль согнувшегося тела
Безвредно сталь моя прошла
И, раздробившись, зазвенела,
Как отлитая из стекла.
Тогда последнего удара
Я равнодушно ожидал,
Но мой противник, злая мара,
Вдруг побледнел и задрожал,
Холодным тягостным туманом
Обоих нас он окружил,
И, трепеща скользящим станом,
Он, как змея, меня обвил.
Глаза туманит, грудь мне давит,
По капле кровь мою сосёт.
Мне душно! Кто меня избавит?
Кто этот призрак рассечёт?
10 июня 1889 года
Нельзя не отметить социальный подтекст в творчестве ФС. Тема бедности, окружающей его по всей стране, очень волновала поэта. В более поздних стихах тот-самый мальчик-бедняк, голодными глазами смотрящий в витрину, где в ресторане ужинает элита царской России предвещает огонь революции. Но в ранних стихах пока этого не видно.
***
СУДЬБА
Родился сын у бедняка.
В избу вошла старуха злая.
Тряслась костлявая рука,
Седые космы разбирая.
За повитухиной спиной
Старуха к мальчику тянулась,
И вдруг уродливой рукой
Слегка щеки его коснулась.
Шепча невнятные слова,
Она ушла, стуча клюкою.
Никто не понял колдовства.
Прошли года своей чредою, —
Сбылось веленье тайных слов:
На свете встретил он печали,
А счастье, радость и любовь
От знака тёмного бежали.
15 декабря 1889 года
Он не был сторонником советской власти, как не был сторонником и царской власти. И те, и другие боги для него - чужие. Но искренняя вера в новых богов не может не затронуть сердце поэта (в 1927 г. он умер, не увидев, что же произошло дальше).
***
Кумир упал, разрушен храм,
И не дымится фимиам
Над пыльной грудою развалин.
Я в дальний путь иду, печален,
И не молюсь чужим богам.
Но если слышу я моленья,
Душа полна благоговенья,
И не с насмешкой брошу взгляд
На чуждый, суетный обряд,
А с тихой грустью умиленья.
Не позднее 1921 года
Ниже приведенные стихи как-нельзя лучше характеризуют тревожные мысли перед отходом ко сну, отпугивающие сон своими криками.
***
Едва зарезали свинью,
Летят со всех сторон синицы —
И, долю требуя свою,
Кричат прожорливые птицы.
Так думы жадные порой
Летят, одна другую клича,
Нетерпеливою семьёй
Туда, где чуется добыча.
26 мая 1895 года
Когда одни писали про любовь - ФС избрал совсем другой путь, прекрасно понимая куда он ведет.
***
Нет, не любовь меня влекла,
Не жажда подвига томила, —
Мне запрещенный рай сулила
Царица радостного зла.
Окружена зловещей дымкой
Порочных снов и злых страстей,
Она сошла к душе моей
Ожесточенной нелюдимкой.
И научила презирать
Людские скучные забавы,
И чары тайные вкушать,
Благоуханные отравы.
Восторгов тщетных, грез ночных
Струи кипучие так сладки, —
Но в сердце копятся от них
Противно-горькие осадки.
22 декабря 1898
Легкая издевка над попыткой найти во всем прекрасное, игнорируя "другую сторону" сквозит почти во всем творчестве ФС.
***
Подсказывал немало мне
Непоэтических сравнений.
Я в поле вышел при луне, —
На мякоть зрелого арбуза
Похожа красная луна,
А иногда и жабы пузо
Напоминала мне она.
26 марта 1889
Но злость ФС - это не самоцель и не "бесовская одержимость". Злость ФС - ответ чуткого сердца поэта, сердца, которое не может не страдать от того, что видит вокруг, и в качестве защиты обрастает каменной коркой.
***
Что напишу? Что изреку
Стихом растрепанным и вялым?
Какую правду облеку
Его звенящим покрывалом?
Писать о том, как серый день
Томительно и скучно длился,
Как наконец в ночную тень
Он незаметно провалился?
Писать о том, что у меня
В душе нет прежнего огня,
А преждевременная вялость
И равнодушная усталость?
О том, что свой мундирный фрак
Я наконец возненавидел
Или о том, что злой дурак
Меня сегодня вновь обидел?
– Но нет, мой друг, не городи
О пустяках таких ни строчки:
Ведь это только все цветочки,
Дождешься ягод впереди.
Так говорит мне знанье света.
Увы! его я приобрел
Еще в младые очень лета,
Вот оттого-то я и зол.
8 ноября 1888