Современные исследования подтверждают, что система образования не способствует естественным процессам обучения, здоровому и творческому развитию. Школа не учит важным жизненным качествам и навыкам, а значит, не лучшим образом готовит детей к свободному и смелому движению в современном мире. По мнению многочисленных ученых, система образования эффективно убивает врожденную гениальность и внутреннюю мотивацию детей учиться и действовать.
Школа, какой мы её знаем, — устаревший институт, ей почти двести лет, но её основные системные идеи и дух прежних времен всё ещё находят отражение в повседневной образовательной практике. Мы можем увидеть в нем много закономерностей, которым должны следовать все участники образовательного процесса. Все согласятся с утверждением, что функционирование в школе и обучение в школе вызывают много трудностей как у детей, так и у самих учителей. Взрослые также сталкиваются с унынием со стороны детей и отсутствием у них желания учиться. Молодые люди подвергаются давлению и конкуренции. Все они работают в сложных условиях, проводя весь день в мире, который не отражается в реальной жизни.
Что такое обучение и как учится ребенок?
С нейробиологической точки зрения, обучение — это развитие постоянных изменений в поведении в результате опыта. Это процесс укрепления существующих нейронных сетей, формирования новых и интеграции их друг с другом. Когда мозг заставляют действовать механически (слушать — запоминать — заучивать — писать на листе бумаги), настоящего и естественного обучения не происходит.
Дети НЕ учатся эффективно, слушая монолог учителя, выполняя нудные упражнения в тетради или заучивая — часто без понимания — сотни определений и правил, содержание которых никак не может быть использовано в естественном ситуационном контексте. Они запоминают — и то ненадолго — только то, что действительно необходимо для успешной сдачи теста и хорошего экзамена. Когда их постоянно заставляют учиться, их мозг перестает работать эффективно — он не хранит постоянно новую информацию и не создает ценные представления в своих специфических структурах.
Мозг молодого человека не способен кодировать информацию в течение длительного времени, если:
• Они недостаточно интересны для него, недостаточно понятны и не связаны с его текущими знаниями о себе и мире.
• Ребенок не открывает их сам в процессе деятельности (например, во время свободной игры, опытов или экспериментов) и не имеет возможности проверить их смысл и значение.
• Представленный материал каким-то образом вырван из контекста (из некоего целого);
• Новые знания относятся только к знаниям преподавателя, который рассказывает о них, а само обучение должно происходить только на основе его опыта.
• Ребенок учится в атмосфере, полной тревоги и стресса. В таких условиях его мозг начинает выделять так называемые гормоны стресса (кортизол, адреналин), ослабляя активность дофамина и той части мозга (гиппокампа), которая отвечает за продуктивное обучение и запоминание.
Почему обучение невозможно без дофамина?
Дофамин играет ключевую роль в мотивации, обучении и естественном развитии. Это нейромедиатор и нейромодулятор, описываемый исследователями как вещество, вызывающее любопытство, исследование и стремление к новизне. Когда дофамин высвобождается в лобных долях (префронтальной коре) мозга ребенка, повышается ясность мышления и улучшается концентрация внимания. В это время эндогенные опиоид-продуцирующие нейроны в ядре accumbens активируются дофаминергическими волокнами, и волокна этих нейронов широко разветвляются в лобной коре. В момент высвобождения опиоидов возникает хорошее настроение и естественное желание действовать — активация эндогенных опиоидов создает эффект субъективного вознаграждения, а поведенческая последовательность или событие далее обрабатывается мозгом и навсегда сохраняется в нем, т.е. происходит настоящий процесс обучения. Без дофамина процесс обучения и долгосрочного запоминания просто останавливается. Однако он активируется только при определенных условиях.
Выводы из исследований мозга ясно показывают, что активация дофамина и гиппокампа, а следовательно, эффективное обучение и прочная память, могут происходить только в детском возрасте:
1. Они сами хотят чему-то научиться (когда чувствуют внутреннюю потребность узнать и понять что-то новое).
2. Они могут изучать то, что действительно интересует их на данном этапе развития.
3. Они чувствуют себя уверенно и безопасно (а их тело и мозг не наводнены гормонами стресса — кортизолом, адреналином).
4. Они изучают то, что является для них новым и субъективно важным.
5. Они могут учиться тому, что связано с их текущим опытом, текущими знаниями (т.е. они понимают, чему учатся).
6. Они отдохнувшие и хорошо питаются (сбалансированное питание и достаточный сон и отдых способствуют концентрации внимания ребенка, фактическому запоминанию информации и внутренней мотивации к определенному действию).
7. Они могут испытывать свободную физическую активность (предпочтительно в естественной обстановке, на открытом воздухе).
8. Они могут действовать, экспериментировать и совершать ошибки.
9. Они учатся в группе (предпочтительно разновозрастной).
10. У них есть возможность следовать за взрослыми, которые вдохновляют их энтузиазмом, дают им силы и смелость принимать новые вызовы.
Нынешняя система образования не поддерживает эти процессы и, таким образом, не способствует здоровому когнитивному, эмоциональному и социальному развитию учащихся. Поэтому стоит посмотреть, что в традиционных школах оказывает самое негативное влияние на процесс обучения и какие элементы системы разрушают экстраординарные способности, которыми дети наделены от рождения.
7 недостатков системы всеобщего образования (и 7 способов улучшить школьную жизнь):
1. Фронтальное обучение
Хорошо известный нам со школьных времен учитель, стоя перед учениками, дает им информацию по определенной теме. Задача учеников — запомнить, что говорит учитель. К сожалению, такая форма обучения полностью противоречит их потребностям. Дети запоминают очень мало из того, что слышат. Знание о чем-то самом по себе тоже нельзя вложить в чью-то голову.
Согласно последним исследованиям, основная и самая важная роль современного учителя заключается в поддержке учеников в их социальном, когнитивном и эмоциональном развитии. Ограничение его или её функции только передачей информации и принуждением к её исполнению является серьезной ошибкой (2).
Знание — это действие. Это активный, а не, как мы привыкли думать, пассивный процесс. Это то, что невозможно донести до человека одними словами.
Ребенок активизирует механизм обучения только тогда, когда самостоятельно создает причинно-следственные связи и совершает ошибки. Благодаря этому процессу он или она усваивает полученные знания и может эффективно использовать их во многих обстоятельствах. Поэтому ребенку нужно не столько учиться на опыте учителя, сколько пытаться приобрести его самому.
Что можно изменить?
Если бы формат лекции был насыщен увлекательными, юмористическими и красочными историями, отсылающими к современному состоянию знаний и к тому, что нравится и чем занимаются дети, и если бы он использовался гораздо реже, он мог бы стать элементом, усиливающим внутреннюю мотивацию учеников к обучению и познанию действительности. Информацию практически о любом законе, теме или явлении можно превратить в увлекательную историю, которая будет стимулировать чувства детей и позволит их мозгу продуктивно работать.
Полезно говорить с детьми спокойно, четко и наглядно, а новые темы лучше всего знакомить с ними, рассказывая короткие истории. Введение в тему можно провести с помощью кукол, картинок, коллажей из фотографий, короткого фильма или слайд-шоу. Всегда полезно стимулировать воображение детей с помощью дискуссий в свободном кругу и нестандартных вопросов.
2. Научиться учиться вовремя
В школе дети довольно часто изучают то, что не соответствует их потребностям и способностям развития. Учебная программа требует, чтобы они учили одно и то же в одно и то же время и в срок... Система образования часто упускает из виду тот факт, что каждый ребенок индивидуален — у них совершенно разные перцептивные способности, свой собственный способ переживания, изучения и запоминания информации.
Дети наиболее эффективно учатся, занимаясь и обмениваясь опытом и информацией с другими детьми, и то, чему им нужно научиться на том или ином этапе, зависит от множества различных факторов. Молодые люди также учатся с разной скоростью. Некоторым требуется больше времени для понимания дробей, в то время как другие способны усвоить их сразу и использовать в повседневной практике.
Между тем, в учебном плане точно указано, сколько часов должно быть потрачено на ту или иную тему в последующие недели. Если ученик чего-то не понимает, у учителя обычно нет возможности объяснить это ещё раз или несколько раз. Так что все делается немного вовремя — ведь преподаватели обязаны отчитываться за результаты своей работы, в том числе и за прохождение заданного материала.
Что можно изменить?
Предоставьте детям больше возможностей для выполнения проектной работы. Затем молодые люди могут поделиться своими идеями, взять на себя ответственность за выполнение совместного задания и, самое главное, учиться друг у друга. Ученики, которые быстрее осваивают новый предмет, могут поддержать тех, кто пока испытывает трудности. Групповая работа также способствует творчеству детей, ведь, как гласит старая поговорка, "одна голова хорошо, а две лучше"...
3. Подготовка к экзаменам и тестам (схема с одним правильным ответом)
В современной школе детей учат, что на каждый вопрос есть только один правильный ответ. В результате через несколько лет они перестают подвергать сомнению навязанные теории, задавать вопросы и искать новые задачи... Как показывают результаты исследований так называемого дивергентного мышления — до 98% детей в возрасте от 3 до 5 лет имеют природную способность мыслить творчески на уровне гения, но после окончания школы только 2% достигают этого результата.
Дивергентное мышление является неотъемлемой частью креативности — это способность видеть различные возможные ответы на поставленный вопрос и умение интерпретировать явления, а не искать ответ по стандартной схеме и давать "единственно верное" решение (например, при решении теста с одним вариантом ответа). Неописуемая сила детского воображения и творчества просто исчезает с годами...
Эта проблема действительно связана с так называемым эффектом возврата. Сущность и различные аспекты этого явления обсуждаются с 1990-х годов. Стирание — это не что иное, как влияние тестирования на процесс преподавания и обучения. Это влияние не является положительным — мы учим для тестов и экзаменов. Мы передаем знания, которые обычно бесполезны во взрослой жизни, и в процессе создаем индивидуумов, лишенных способности мыслить творчески. Это огромная проблема современного образования: любовь к тестированию от умения делать "правильный" выбор.
Что можно сделать?
Позволяйте детям задавать вопросы как можно чаще и умело отвечайте на них (всегда ссылаясь на свой опыт и текущие знания о мире). Кроме того, как можно чаще позволяйте детям искать несколько решений и делать собственные выводы.
4. Отсутствие возможности совершать ошибки
Исследователи на протяжении многих лет подчеркивали, что настоящее обучение происходит только тогда, когда у ребенка есть возможность совершать (даже неоднократно) одни и те же ошибки. В школе ошибки по определению рассматриваются как признак слабости и некомпетентности. Такое отношение заставляет детей больше бояться действовать и искать решения. Когда ученика критикуют и не позволяют ему совершать ошибки, в его мозгу останавливаются процессы, отвечающие за эффективное обучение и запоминание.
Том Эйхеле — специалист по нейровизуализации из Бергенского университета в Норвегии — вместе с международной командой психологов и неврологов обнаружил, что в человеческом мозге после того, как человек совершает ошибку, активируется так называемая система вознаграждения, естественным образом мотивирующая его в будущем совершить то же действие, но уже правильно. Регистрация активности мозга во время повторения неправильно выполненного действия показывает, что мозг начинает концентрироваться на поиске новых решений и анализе ситуации, чтобы в итоге выполнить задание правильно. Таким образом, ошибки рассматриваются как положительное подкрепление. Если детям не разрешают совершать ошибки, их мозг не имеет возможности активизировать область, отвечающую за поиск новых способов решения проблем.
Что можно сделать?
Позволяйте детям совершать ошибки и поддерживайте их в тот момент, когда они снова пытаются выполнить то же задание, когда они хотят испытать то, что у них не получилось раньше. Не критиковать их за то, что они делают что-то не так, как мы ожидали, и не критиковать их за ошибки. Для здорового и творческого развития детей необходимо, чтобы взрослые принимали и разрешали им ошибаться.
5. Необходимость сидеть за партами
Дети проводят в школе в среднем 6 часов в день. Обычно всё это время (за исключением уроков физкультуры и коротких перерывов) они проводят, сидя за партами. Им трудно стоять на месте, поэтому нередко они начинают двигаться, разговаривать или нервно оборачиваться. Сидение на скамейке никак не способствует эффективному обучению и долгосрочному запоминанию. Мозг ребенка, как и его тело, нуждается в движении и разнообразной деятельности. Он не будет развиваться оптимально, если ученик вынужден проводить много часов за партой.
Дети должны выражать себя через физическую активность и как можно чаще бывать на свежем воздухе. Их мозг насыщается кислородом и входит в состояние "естественной релаксации", что повышает внутреннюю мотивацию к обучению. Дети гораздо чаще занимаются деятельностью, которая заметно связана с физической активностью.
Исследователи также отмечают, что ежедневные физические упражнения на свежем воздухе и контакт с природой помогают снизить уровень стресса у детей и, как следствие, значительно повысить эффективность их памяти, улучшить концентрацию внимания и даже эмоциональную стабильность. Дети, которые регулярно общаются с природой, также имеют более спокойные отношения с окружающими. К сожалению, школы не учитывают эти факты в образовательном процессе.
Что можно сделать?
Чаще выходите на улицу, даже во время занятий. Позволяйте детям — в том числе во время школьных каникул — проводить время на улице: в парках, на детских площадках или в лесах. Пусть они познакомятся с природой и своими любимыми занятиями. 15 минут бега по траве, лазания, катания на роликах или велосипеде (несмотря на несколько пропущенных домашних заданий) могут принести отдых и расслабление, что даст им хорошую энергию для следующих часов учебы. Открытый ум — это восприимчивый ум.
6. Хронический стресс и учебная перегрузка
Современная система образования оказывает большое давление на детей, в результате чего они живут быстро и интенсивно. Объем знаний, которые они должны запомнить всего за один день, огромен, а содержание очень разнообразно. Их мозг быстро перегружается информацией, что негативно сказывается на развитии других ценных навыков, для которых передаваемые знания совсем не нужны, например, работа в команде, межличностное общение, предпринимательство, творческое мышление.
Большое количество домашних заданий и учебы вызывает состояние сильного эмоционального напряжения. Когда мозг детей постоянно испытывает стресс и связанные с ним сложные эмоции, их успеваемость резко падает. Многолетние исследования подтверждают, что длительный и повторяющийся стресс "может нарушить хрупкий баланс систем реагирования на стресс в мозге ребенка, вызвать ухудшение концентрации и памяти, а иногда и гибель клеток в определенных структурах мозга". (4).
Школы должны эффективно выполнять учебную программу, а дети должны быть в курсе того, что происходит в классе и за его пределами. Когда они не могут этого сделать, возникает множество сложных эмоций. К сожалению, это не позволяет эффективно учиться.
Что вы можете сделать?
Не задавайте слишком много домашних заданий (в среднем ученики тратят на домашнее задание около 2 часов каждый вечер), но и не задавайте домашние задания на выходные, праздники и каникулы.
Предложите молодым людям выполнять простые упражнения на расслабление (всего 5 минут!) во время каждого занятия. Прослушивание звуков природы, упражнения для расслабления мышц тела и шеи и простые дыхательные упражнения йоги — вот лишь несколько вариантов.
Не относитесь к оценкам, которые получают дети, как к достоверной информации об их знаниях о мире. С точки зрения жизни, оценки не так важны и мало что говорят о ребенке. Что действительно важно, так это эмоциональное и психическое здоровье. Не каждый предмет должен быть интересен ребенку, не каждый предмет должен (и уж точно не будет) полезен ему во взрослой жизни.
Давайте будем внимательны к детям, давайте им больше отдыхать и поддерживать их в обучении регулированию своих эмоций, ведь этот навык они будут использовать всю жизнь.
7. Упущена суть отношений между учеником и учителем
Система образования упускает из виду еще один ключевой вопрос, связанный с эффективным запоминанием (обучением). Оно не учитывает суть отношений между учителем и учеником и различия в восприятии и понимании действительности двумя сторонами.
"Школа — это сумма отношений между учениками и учителями. Его качество в значительной степени зависит от качества обмена информацией между этими группами. С возрастом мозг меняется, и это оказывает огромное влияние на его работу. Это также меняет то, как мы реагируем на проблемы, возникающие в окружающей среде. И все же школа должна быть местом, где мы учим решать проблемы...". — как метко заметил Марек Качмаржик, биолог, нейродидактик и меметик.
Ум ребенка настроен на поиск новых решений и следует за тем, что интересно, неизвестно и наиболее полезно для его развития. Он учится через самоэкспериментирование — самостоятельное открытие смысла и значения. Взрослый разум полагается на установленные, надежные и безопасные алгоритмы действий. Для того чтобы войти в мир учеников и помочь им понять те или иные явления, феномены и парадигмы, а в результате развить бесценные жизненные компетенции, учителя должны выстраивать с детьми добрые и эмпатичные отношения.
Что вы можете сделать?
Формируйте хорошие отношения! Поговорите с детьми, выслушайте их потребности и трудности. Не критикуйте поведение, а смотрите под поверхность. И всегда давайте позитивные сигналы. Способность вызвать доверие и энтузиазм у ребенка — это первый и основной рычаг его развития и столп, на котором строится его интеллект и здоровая самооценка.
Как говорит известный невролог, врач и психотерапевт Йоахим Бауэр: "Без хороших отношений невозможно эффективное обучение". Если школа не находит места для построения отношений и продолжает концентрироваться только на выполнении учебной программы, она не сможет эффективно обучать наших детей и, как следствие, не подготовит их к жизни в современном мире.
Если кто-то думает, что они не имеют никакого влияния на то, что происходит в общеобразовательных школах — он ошибается. Каждая попытка изменений, какой бы маленькой она ни была, в конечном итоге окажет влияние на общее состояние системы образования. Изменения в Польше постепенно начинают происходить, необходимы лишь вера и настойчивость, а также знания о естественных процессах обучения и о том, как должны функционировать школы, чтобы дети могли развиваться естественно и беспрепятственно. Современный мир — это пространство необычных возможностей, но также и вызовов, которые, вместо того чтобы быть препятствием, могут стать настоящей движущей силой и ключом к здоровой и счастливой жизни.