Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Сколько миллионов индейцев уничтожили американцы во время геноцида?

Я слышал, что масштабы геноцида индейцев в США нельзя сравнить даже с тем, что совершил Гитлер. Статей и передач в СМИ (Радио Sputnik, мой любимый телеканал ЦарьГрад, телеканал RT, еще раз ЦарьГрад, LiveJournal, ну и конечно Пикабу – куда без него?), и комментариев в интернете, где говориться об уничтожении американцами 100 миллионов индейцев с каждым днем становится все больше. Но постойте. Вас ничего не смущает?

Сколько миллионов индейцев уничтожили американцы во время геноцида? Индейцы, США, История, Демография, Политика, Геноцид, СМИ и пресса, Длиннопост

Loving Spirits – Crow Giclee by James Ayers


Фраза о 100 миллионах расстрелянных лично Сталиным уже давно стала мемом. Все легко понимает абсурдность цифры в сто миллионов репрессированных. Это ведь больше половины населения Советского Союза того времени. Но когда речь заходит об индейцах критическое мышление почему-то отключается и мы лишь преисполняемся благоговейным ужасом от злодеяний содеянных проклятыми американцами, будь они не ладны.

Как и всё хорошее идеи о невероятных масштабах истребления индейцев пришли к нам с Запада. Цифры в 95 и 114 миллионов убитых лично дядей Сэмом придумал гавайский историк David Stannard. Именно такие потери населения индейцев он приводит в своей книге American Holocaust: The Conquest of the New World.


Некоторые конечно со скептицизмом говорят: ну конечно 100 миллионов это перебор, но не меньше нескольких десятков миллионов убитых американцами индейцев было точно. Ведь 100 миллионов это население всего США по состоянию на 1915 год, когда Америка уже была высокоурбанизированной страной с небоскребами в Чикаго. У индейцев, как известно, небоскребов не было (на самом деле были, но об этом в другой раз). Попробуем разобраться, в чём проблема цифр в десятки миллионов убитых дядей Сэмом.

Сколько миллионов индейцев уничтожили американцы во время геноцида? Индейцы, США, История, Демография, Политика, Геноцид, СМИ и пресса, Длиннопост

Художник Alfredo Rodriguez.


Какая же на самом деле была исходная численность индейцев?


Чтобы понять, сколько же индейцев истребили в Соединенных Штатах нужно понять, сколько их было изначально. Большая часть американских племен была сообществами охотников и собирателей. Даже для тех племен, которые занимались земледелием охота оставалась важным источником белковой пищи (со скотоводством были проблемы). Так в чем же проблема охотников и собирателей?


Люди заселили все континенты 40 тысяч лет назад. Численность населения Земли с тех пор почти не росла на протяжении десятков тысяч лет. Все это время единственными источниками пищи были охота, собирательство и рыболовство. В этих условиях популяция человеков не превышала уровень пары миллионов душ на всем земном шарике до тех пор, пока не было изобретено сельское хозяйство 10 тысяч лет назад. Для того чтобы прокормить свои семьи охотникам и собирателям нужны огромные площади. Владимир Кабо, ведущий мировой специалист по первобытным общинам, в своей книге Первобытная доземледельческая община, пишет про индейцев Калифорнии:

“Традиционная экономика, основанная на охоте, рыболовстве и собирательстве, обеспечивала самую высокую в Северной Америке плотность населения - в среднем один человек на 2,5 кв. км”.

Давайте теперь посчитаем вместе. Площадь США составляет 9 518 900 км². Значит, верхний порог численности не должен превышать 4 млн. человек.

Сколько миллионов индейцев уничтожили американцы во время геноцида? Индейцы, США, История, Демография, Политика, Геноцид, СМИ и пресса, Длиннопост

Художник Alfredo Rodriguez.


На момент первых контактов с европейцами на территории США проживало около 400 индейских племен. Отличный список племен дает Википедия, в том числе по регионам. Сейчас в США 562 федерально признанных племени. Следует понимать, что племена не статичная общность. Племена могут распадаться на несколько племен, а могут объединяться. Кроме того, не все индейские “племена”/народности имели племенную организацию, но могли иметь более примитивную, либо более сложную организацию. На протяжении 17-20 веков племена как исчезали, так и появлялись новые.

Регионами с наибольшей плотностью населения были Калифорния, Флорида и Юго-Восток США. Юго-Восток и регион вдоль Миссисипи был развитым сельскохозяйственным регионом, где незадолго до прихода европейцев по неизвестной причине накрылась медным тазом протоцивилизация (так называемая Миссисипская культура). Регион Вудленда (Северо-Восток США и Восток Канады) также был достаточно плотно заселен алкгонкинскими и ирокезскими земледельческими племенами. Прерии центральной части США до появления лошадей и ружей были почти не заселены.

Сколько миллионов индейцев уничтожили американцы во время геноцида? Индейцы, США, История, Демография, Политика, Геноцид, СМИ и пресса, Длиннопост

Численность племен индейцев прерий на момент начала освоения региона. Источник.

Сколько миллионов индейцев уничтожили американцы во время геноцида? Индейцы, США, История, Демография, Политика, Геноцид, СМИ и пресса, Длиннопост

Численность племен индейцев прерий на момент начала освоения региона. Источник.


Численность крупнейших племён не превышала нескольких десятков тысяч человек. Так в 1674 году численность чероки составляла примерно 50 тысяч человек. И чероки являлось и остается по сей день крупнейшим племенем Соединенных штатов. Более крупными племенами сегодня являются навахо (Нью-Мексико) – около 300 тыс. человек (о них я писал в предыдущем посте). Но раньше их численность была небольшой. Другой крупной народностью являлись тимукуа, которые жили во Флориде. Их численность достигала 200 000 человек. Но они никогда не были единым племенем и представляли собой 35 независимых вождеств. Алгонкинские племена атлантического побережья США (делаверы, могикане, поухатаны, нейтральные) также были крупными земледельческими сообществами насчитывавшими по несколько десятков тысяч человек. Но большая часть племён имела численность от нескольких сотен человек до пары тысяч человек. Отсюда можно посчитать верхнюю предельную численность, умножив количество известных племен на максимальную численность. 99% племен имело численность намного меньше 20 000 человек. Умножим 400 на 20 000 и получим верхнюю оценку в 8 млн. краснокожих.

Сколько миллионов индейцев уничтожили американцы во время геноцида? Индейцы, США, История, Демография, Политика, Геноцид, СМИ и пресса, Длиннопост

Художник Alfredo Rodriguez.


Но это лично мои измышления. Что касается профессиональных оценок численности североамериканских индейцев, то они находятся в диапазоне от 1,15 млн. (Mooney, 1928) до 18 млн. (Dobyns, 1983). Подробный разбор систем подсчетов и критика завышенных оценок Dobyns’а есть в статье известного французского историка Фернана Броделя.

Ну и наконец, недавние археологические исследования, опубликованные в журнале Scince в 1995 году, указывают на то, что численность индейцев Северной Америке все-таки вряд ли превосходила 2 миллиона человек.

Сколько миллионов индейцев уничтожили американцы во время геноцида? Индейцы, США, История, Демография, Политика, Геноцид, СМИ и пресса, Длиннопост

Stories and traditions by Alfredo Rodriguez. Добрые дяди приучают несовершеннолетнего пацана к курению.


А сколько осталось индейцев в США после их жестокого геноцида?

Чтобы понять, скольких индейцев американцы истребили, нужно понять, сколько осталось индейцев в конце. В интернетах после заявления о 112 миллионах уничтоженных индейцев, обычно приводиться цифра в 237 000 оставшихся в живых к 1900 году индейцев. Откуда берётся цифра в 237 000 индейца? Потому что именно это количество индейцев указывается в переписи 1900 года. Казалось бы все логично? Но нет. Ибо в переписи 1900 года индейцами считаются те индейцы, которые не имели американского гражданства. Когда вам говорят, что в 1900 году осталось только 237 тыс. индейцев, то в расчет не берутся индейцы, являвшиеся гражданами США. Здесь подробный отчет о демографии индейцев, сделанный в 1915 году. Как видим, считаются только те индейцы, которые являются членами племени. Несмотря на то, что индейцы получили американское гражданство только в 1924 году, в начале XX века треть индейцев уже имела гражданство США. С учетом всех индейцев на 1900 год их проживало в США 375 000 человек. К 1924 году, когда вступил в силу акт о гражданстве индейцев, только 125 тыс. индейцев из ок. 300 тыс. оставались жить в резервациях и еще не являлись гражданами США.

Сколько миллионов индейцев уничтожили американцы во время геноцида? Индейцы, США, История, Демография, Политика, Геноцид, СМИ и пресса, Длиннопост

Художник Alfredo Rodriguez.


Хорошо. Выяснили, что численность сократилась примерно с 2 млн. до 300 тыс. человек. Отсюда обычно делается вывод, что 90% индейцев было убито американцами.

Но когда именно и при каких обстоятельствах произошло это сокращение численности?

Как правило, информацию о геноциде индейцев сопровождают историями о жутких военных преступлениях времен индейских войн (1860-1890). Давайте взглянем на карту США на 1850 год. Как видим, современные очертания США приобрели перед войной с индейцами, а до 1850-х США контролировали меньше половины своей современной территории. А до 1804 года США вообще тянулись относительно узкой полоской вдоль атлантического побережья. Кроме того, одним из доводов, является инициация голода американцами путем варварского истребления бизонов. Поэтому многие читатели могут сделать вывод, что именно в этот период было истреблено ну хотя бы половина индейцев из этих самых миллионов.

Сколько миллионов индейцев уничтожили американцы во время геноцида? Индейцы, США, История, Демография, Политика, Геноцид, СМИ и пресса, Длиннопост

Карта США на 1850 год. Запомним её. Она пригодится, когда в следующий раз будем обсуждать геноцид бизонов.


Но внезапно, первая перепись коренных американцев была проведена еще в 1860 году. Как раз перед началом индейских войн, когда по прериям еще вовсю бегали бизоны. И что мы видим? В 1860 году еще до начала интенсивных военных действий, массовых убийств индейцев прерий, голода вследствие истребления бизонов численность индейцев уже оценивалась в 339 421 человек. Причем 44 021 из них жили не в резервациях, а в американских городах, платили налоги и являлись американскими гражданами. Правда в индейцы записывались также и метисы коих было к тому времени много как в городах, так и в резервациях. Смотрим дальше, в 1880 году (то есть под конец индейских войн) численность индейцев сократилась до 306 543 человек. То есть индейцев стало на 32 878 человек меньше. Внушительная цифра. Но главное видим, что ни о каких миллионах умерших от недоедания бизонов говорить уже не приходится.

Сколько миллионов индейцев уничтожили американцы во время геноцида? Индейцы, США, История, Демография, Политика, Геноцид, СМИ и пресса, Длиннопост

Художник Alfredo Rodriguez.


Если брать в расчет только индейцев членов племени, не находившихся под юрисдикцией США, то количество таких индейцев упало с 278 000 душ (оценка) до 237 196 душ между 1870 и 1900. То есть численность индейцев США сократилась на 40 000 человек за 30 лет. Это уменьшение популяции на 1333 человека в год. Подробные данные мы можем увидеть в отчете по одиннадцатой переписи населения 1890 года. Для сравнения, убыль населения в РФ в 2002 году составила 121 642 человека.

Интересно, что численность индейцев навахо, оказавшихся в резервации, стала расти как на дрожжах. В 1868 году их было всего 9000, в 1900 их было уже 20 500 человек, а сейчас это самое крупное племя США численностью 300 000 человек. О том как сейчас живут навахо я писал в этом посте.

Сколько миллионов индейцев уничтожили американцы во время геноцида? Индейцы, США, История, Демография, Политика, Геноцид, СМИ и пресса, Длиннопост

Художник Alfredo Rodriguez.


Также обратим внимание, что уже 22% индейцев к концу XIX века не жили в резервациях, а являлись гражданами США. Некоторые индейцы покидали резервации, отказывались от традиционного образа жизни, получали хорошее образование в США и становились чиновниками, врачами, военными, учёными.

Сколько миллионов индейцев уничтожили американцы во время геноцида? Индейцы, США, История, Демография, Политика, Геноцид, СМИ и пресса, Длиннопост

Ely Parker (1828-1895) индеец племени сенека, родился в деревне Indian Falls, резервации Tonawanda. Работал в получил юридическое образование, работал в юридической фирме, затем изучал инженерное дело в Политехническом институте Ренсселера. Во время гражданской войны в США служил в качестве адъютанта и секретаря генерал-лейтенанта Улисса С. Гранта. Автор условий капитуляции Конфедерации в Appomattox. Закончил войну в звании бригадного генерала.

Сколько миллионов индейцев уничтожили американцы во время геноцида? Индейцы, США, История, Демография, Политика, Геноцид, СМИ и пресса, Длиннопост

Francis La Flesche (1857–1932) вырос в резервации Омахи. Получил степень бакалавра и магистра в юридической школе Университета Джорджа Вашингтона в Вашингтоне, округ Колумбия. Первый индейский антрополог, известный своими исследованиями культуры и музыки индейцев омаха и осейджа. Работал в Смитсоновском институте. На сайте библиотеки Конгресса есть коллекция записей песен индейцев омаха. Звучат так, как будто собаке наступили на хвост.

Сколько миллионов индейцев уничтожили американцы во время геноцида? Индейцы, США, История, Демография, Политика, Геноцид, СМИ и пресса, Длиннопост

Susan La Flesche Picotte (1865-1915) индеец омаха, первая коренная американка, получившая медицинскую степень. Получила образование в миссионерской школе-интернате в резервации (сейчас эти школы часто объявляют частью программы геноцида индейцев, потому что детей заставляли стричь волосы и говорить на английском языке). Закончила женский Медицинский Колледж Хэмптонского Института. Работала в медицинском совете города Уолтхилл и была членом-учредителем Медицинского общества округа Терстон.

Сколько миллионов индейцев уничтожили американцы во время геноцида? Индейцы, США, История, Демография, Политика, Геноцид, СМИ и пресса, Длиннопост

Charles Eastman (1858 –1939) индеец дакота, родился в резервации санти дакота Redwood Falls, получил медицинское образование в Бостонском университете. Работал врачом в Службе здравоохранения Бюро по делам индейцев в резервации Пайн-Ридж, а затем в резервации Кроу-Крик в Южной Дакоте. Помогал индейцам после резни в Вундед Ни. Затем стал общественным активистом и писателем. Был одним из основателей движения Бойскаутов в США.


Безусловно, жизнь индейцев в США не была такой пасторальной как на картинах Alfredo Rodriguez'а. Я не отрицаю огромного количества фактов крайней бесчеловечной жестокости по отношению к индейцам, европейцы зверски расправлялись с десятками индейцев, включая женщин и детей. Я не оспариваю фактов массовых убийств гражданского населения, совершенных американскими поселенцами и военными, я не отрицаю, что политика Англии, а затем США по отношению к индейцам была в высшей мере несправедливой, бесчестной и подлой. Даже после получения гражданства индейцы подвергались дискриминации, их базовые человеческие права продолжались нарушаться. Но была и другая сторона медали.


В следующих постах вы узнаете:

1) Так все-таки сколько же было убито индейцев американцами и были ли индейцы мирными земледельцами и безобидными дикарями как мне писали в комментариях прошлого поста?

2) Если не американцы, то кто тогда главный убийца индейцев? Сыграли ли подбрасываемые одеяла с оспой существенную роль в распространении болезней среди аборигенов?

3) Всё-таки какие племена индейцев были истреблены и кто их уничтожил?

4) Кто на самом деле истребил бизонов прерий и почему?

5) Почему маунтинмены в США и казаки в Сибири ели аборигенов?

6) А также миф о том, что индейское происхождение скальпирования является мифом.


Благодарности

Спасибо, что дочитали до конца!


Это мой юбилейный 23 пост. Поэтому хочу поблагодарить всех моих подписчиков: тех, кто ставил плюсы и вдохновлял меня на написание новых постов своими комментариями. Спасибо тем, кто критиковал меня и указывал на ошибки и неточности в моих постах. Спасибо тем, кто терпит мои издевательства над орфографией и пунктуацией, но все равно читает. Спасибо тем, кто просто крыл меня матом и минусовал все мои посты и комментарии без разбора. Раз вы это сделали, то прочитали, что я написал. Простите за причиненную боль, но ради вас я и старался.


Мне советовали избегать тега политика. Но я не могу не поставить его. Ведь именно аудитория этого топика обычно пишет про сто миллионов убитых индейцев. Нет чести в том, чтобы получить плюс от единомышленника, но если получил минус, то знаешь, что поставивший минус в следующий раз, прежде чем повторять чьи-то домыслы, возможно, задумается об их достоверности. Также советую проминусить остальные мои посты. Рейтинг от этого у меня все равно заметно не убавится. Но зато есть шанс, что минусующий будет менее категоричен в оценках масштабов индейских бедствий и уровня жизни индейцев в резервациях.


Мой пост о современных резервациях США. Кто лучше живет, индеец навахо или житель российской глубинки?

Мой пост об индейцах-конгрессменах США.

Мой пост о современных ацтеках и майя и их вкладе в современную политику.

Мой пост о сходстве политики Российской империи и США по отношению к аборигенам.

Мой пост о тлинктитах  - индейцах, с которыми пришлось иметь дело России.

Мой пост о том, как нищий индеец в середине XIX века победил Европу и возглавил крупнейшую державу мира.

Лига историков

13.5K постов50.3K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

от того,

от жизни,

в том самом.

Автор поста оценил этот комментарий

Зачем бить лежачего?

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий
Согласен, это было недостойно
Автор поста оценил этот комментарий

это вы меня "положили" любезный лгун? )

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Нет. Вы сами легли. Возможно решили вздремнуть )

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

возможно

а возможно посмеиваюсь, наблюдая слив

Автор поста оценил этот комментарий

Уверенность — это пища для мудрых людей, но ликер для дураков

Автор поста оценил этот комментарий

Вопросы неудобные или требуют пояснения?

1
Автор поста оценил этот комментарий

России 100% земель аборигенов перешла к России


Это правда ещё в российском империи отнимали плодородные земли у корреных народов я знаю это по примеру казахов когда и сколько отнимали плодородные земли у казахов отличи от тех кто ненавидит американцев за то что они отнимали земли потомушто я сам казах.


вот как русские отнимали земли о которым русские молчать


огромные плодородные участки были переданы в пользование крестьянам, а казахи вытеснены в пустынные и полупустынные регионы. При этом земли у казахов изымались в «Переселенческий фонд» без учета пастбищ, скотопрогонов, водопоев, а порой и вопреки сложившимся маршрутам кочевий, сознательно перекрывая их, с целью взимания платы за прогон скота. К тому же на территории Казахстана находились казачьи войска, которые занимали 15,6 млн га земли.


Так как Казахстан был регионом, благоприятным для хлебопашества, переселение крестьян из России и создание кулацких хозяйств поощрялось системой льгот. Так, например, под хутора выделялось 45 десятин удобной и 15 десятин пахотной земли. Землеотводным организациям разрешалось выселять местных бедняков и селить на их место крестьян-кулаков. В результате, если в 1893-1905 годах у казахов было изъято 4 миллиона десятин земли, то в 1906-1912 годах - свыше 17 миллионов десятин, а всего к 1917 году было изъято более 45 миллионов десятин земли. Изъятие земель было разрушительно для кочевого хозяйства. Результатом переселенческой политики царизма было массовое обезземеливание и разорение трудящихся масс казахов, усиление колониального гнета.


http://bibliotekar.kz/istoriki-kazahstana-za-9-klass-1-chast-n/razdel-pervyi-kazahstan-v-nachale-xx-vek.html


7 мая страница https://e-history.kz/ru/books/education/read/275#scontent

раскрыть ветку (60)
Автор поста оценил этот комментарий

повторно копируете один и тот же коммент, это нечаянно или троллите меня? )

раскрыть ветку (59)
Автор поста оценил этот комментарий

Казахское ханство 2,9 млн км²,  сейчас кахистан 2,7 млн км значит СССР отнил 0,2 млн км² 

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%85%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

о! я отдам эти 0,2

Прямо сейчас.

Ведите хана

Автор поста оценил этот комментарий

Да хакасам скорей всего не понравилась за то что русские им давали кладовку который 2 раза больше чем квартиры Бельгийцев. А себе забрали остальную квартиру


Респу́блика Хака́сия 61 569 км население 532 403 из них 11 % хакасы и 83 % русские


Навахо-нейшен 71 000 км население 178 тысяч 96 % навахо


Президент навахо - коренной индейцев и всегда привили корреные индейцы


В Хакасии нет президента ПРИКИН НЕТ ПРЕЗИДЕНТА вместо этого Председатель Правительства который белый ни КОРЕННОЙ за все время 80 % правили белые колонизаторы


Я считаю американцы должны сделать как русские 1 вое признать резервацию навахо республиской 2 рое заселить 500 тысяч белых что бы навахо составили 11 % как хакасы 3 убрать президента и заменить на Председатель Правительства как в Республики Хакасия 4 республикой навахо Председатель Правительства были только белые или хотя бы 80 % как в Хакасии


И после этого это американцы плохие

раскрыть ветку (56)
Автор поста оценил этот комментарий

Вы откровенно тупите. Хакасы живут там же, где и жили до прихода России, на той же самой территории. Хакасов никогда не уничтожали и не выдавливали со своей земли, так что по численности населения вопросы к хакаским женщинам адресуйте

раскрыть ветку (55)
Автор поста оценил этот комментарий

Где доказательство что отнимали земли у навахо а русские не отнимали земли у Хакасов без доказательства твои слова пиздеж

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

ну и пока тогда

Автор поста оценил этот комментарий

И почему Хакасии меньше навахо нейшен? Если у навахо отнимали земли то у Хакасов тоже раз если Хакасии меньше чем навахо нейшен

раскрыть ветку (52)
Автор поста оценил этот комментарий

И да Хакасов 11 % потомушто СССР заселил русских специально в отличии от Хакасии навахо нейшен его правители запрещают селиться тем кто не навахо

Автор поста оценил этот комментарий

кто кого заселил? хватит уже гнать пургу )

раскрыть ветку (50)
Автор поста оценил этот комментарий

А ты покажи мне хоть одну войну где американцы убили так же много индейцев как Василия Пояркова в 1645 году и Ерофея Хабарова в 1650 году некоторые сибирские народы, в том числе и народ - даур, были убиты (8 000 из 20 000 удалось выжить). Дауры сначала покинули свои деревни, так как услышали о жестокости русских в первый раз, когда пришел Хабаров. Во второй раз, дауры решили сразится русскими казаками, но были убиты русскими пушками. В 17 веке коренные народы Амурской области подверглись нападению со стороны русских, которые стали известны как «красные бороды».


В 1640-е годы якуты были подвергнуты убийствам во время русского наступления на свою землю недалеко от реки Лены, а на Камчатке в 1690-х годах коряки, камчадалы и чукоты были также подвергнуты истреблению. Когда казаки не получили требуемого количества ясака у туземцев, губернатор Якутска Петр Головин использовал крючки для мяса, чтобы повесить местных людей. В бассейне Лены 70% якутского населения умерли в течение 40 лет, а изнасилование и порабощение использовались против местных женщин и детей, чтобы заставить туземцев заплатить ясак.


На Камчатке казаки жестоко подавили восстания ительменов в 1706, 1731 и 1741 годах.


Однако, вооруженные столкновения и целенаправленное порабощение (геноцид) коренных народов Сибири были известны: российский командующий офицер Павлуцкий отвечал за войну против чукчей и массовые убийства среди женщин и детей в 1730-31 годах, геноцид чукчей и кораков был заказан императрицей Елизаветой в 1742 году, чтобы полностью исключить их из родных земель и стереть их культуру через войну. Команда заключалась в том, что туземцы были «полностью искоренены», когда Павлуцкий снова возглавлял войну с 1744-47, в которой он привел к казакам «с помощью Всемогущего Бога и удачи ее Императорского Высочества», чтобы убить чукчей и взять в плен женщин и детей как добычу. Также была начата война против кораков в 1744 и 1753-4 годах. После того, как русские попытались заставить туземцев обратиться в христианство, разные коренные народы (кораки, чукчи, ительмены и юкагиры) объединились, чтобы вывести русских со своей земли в 1740-х годах, что привело к нападению на фортпост Нижнекамчатска в 1746 году (сейчас Камчатка является европейской в демографии и культуре, причем только 2,5% ее являются коренным населением). Убийства, которые совершали казаки, опустошили коренные народы Камчатки. Дикая природа также понесла огромные потери при экспансии русских, которые убили огромное количество животных ради продажи меха. 90% камчадалов были убиты с XVIII по XIX века. Геноцид коренного населения привел к тому, что целые этнические группы были полностью уничтожены (порядка 12 истребленных групп).


Коренной народ - алеуты подверглись также геноциду и рабству со стороны русских «конкистадоров» в течение первых 20 лет российского правления, а алеутские женщины и дети были захвачены.


По словам сибирских краеведов, в XIX веке русская экспансия привела к тому, что коренные жители подвергались огромной истребительной политики. Многие историки сравнивают российскую колонизацию Сибири и завоевании её коренных народов с западноевропейской колонизацией Америки и её туземцами, с аналогичными негативными последствиями для коренных жителей и присвоением их земель.


В общем-то говоря, геноцид коренных народов Сибири был, а сама колонизация во многом проходила насильственными методами, немногие народы добровольно входили в состав Русского государства.

раскрыть ветку (47)
Автор поста оценил этот комментарий

и кто эту всю чушь написал? Откуда цитаты? )) Только не убеждайте меня, что ваши тексты в комментах ранее и этот вот коммент, - это всё мысли одного и того же человека, вруг резко научившегося  запятым и падежам )

раскрыть ветку (46)
Автор поста оценил этот комментарий

Простите за маты

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

маты не проблема, главное, чтобы мысли были ясными )

3
Автор поста оценил этот комментарий

Автор не сказал разве о доктрине поселенцев? У европейских переселенцев со средних веков была доктрина: все новые земли ничьи и права на них могли предъявлять только переселенцы. У местных никаких прав на землю быть не могло с т.з. белого человека из Европы.  Поэтому они пришли в ту же Америку, присвоили себе всю землю, перебили несогласных (было несколько войн), остальных насильно переселили( при переселении погибло немерянно народа). Оставили в живых 300 тыс из нескольких миллионов. Кто-то из выживших стал художником и это , видимо , оправдывает геноцид.

Автор поста оценил этот комментарий

США был без обильным соседом для индейцев а индейцы делали набеги убивали и насиловали и американцы были вынуждены окупировать их.

2
Автор поста оценил этот комментарий
Черкесов депортировали.

я ждал этого ))

3
Автор поста оценил этот комментарий

Доказательства что геноцид в США не было

Индейцы в США

1860 год индейцев оценивалась в 339 421 человек.

1880 году 306 543 человек

1900 год 375 000 человек из них 237 тысяч не имели гражданство


1926 году украинцы 31 млн

1937 год украинцы 26 млн

1926 году в Казахстанской СССР

Казахи 3,6 млн 58,9 %

Русские 1,2 млн 20 %

1939 году

Казахи 2,3 млн 38 %

Русские 2,4 млн 40 %

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d2/Kazakhstan_demographics_1897-1970.png

До Голодомора украинцев в СССР был 81 миллион

«Украинцы – единственная нация в СССР, численность которой за 50 лет сократилась вдвое»

Виктор Ющенко

http://likbez.org.ua/do-golodomora-ukraintsev-v-sssr-byl-81-million.html

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

80 мл украинцев из 120 мл жителей во всей империи? Нормально все с башкой?

1
Автор поста оценил этот комментарий

Доказательства что в сша не было геноцид индейцев и что в СССР 1931 - 33 годов был геноцид Украинцев и Казахов


Индейцы в США

1860 год 339 421 индейцев

1880 год 306 543 индейцев

Из за Уничтожение бизонов в США в коммерческих целях период 1870 по 1885 год индейцев стало на 32 878 человек меньш

1900 год 375 000 человек из них 237 тысяч не имели гражданство

https://www.archives.gov/publications/prologue/2006/summer/indian-census.html#nt1


1926 году украинцы 31 млн

1937 год украинцы 26 млн


1926 году в КазСССР

Казахи 3,6 млн 58,9 %

Русские 1,2 млн 20 %


1939 году в КазСССР

Казахи 2,3 млн 38 %

Русские 2,4 млн 40 %

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d2/Kazakhstan_demographics_1897-1970.png


До Голодомора украинцев в СССР был 81 миллион


«Украинцы – единственная нация в СССР, численность которой за 50 лет сократилась вдвое»

Виктор Ющенко

http://likbez.org.ua/do-golodomora-ukraintsev-v-sssr-byl-81-million.html

раскрыть ветку (29)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
в СССР 1931 - 33 годов был геноцид Украинцев и Казахов

Вы забыли упомянуть что это был голод, а не геноцид. Причем голод по всей стране, а не отдельно в Казахстане и Украине

раскрыть ветку (28)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Так и в случае индейцев можно сказать, что это был голод, болезни и внутренние распри, а не геноцид. За 100 лет существования сша было именно убито около 50 тыс. индейцев. Это на порядок меньше чем количество растрелянных по политическим мотивам в ссср.

раскрыть ветку (3)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
За 100 лет существования сша было именно убито около 50 тыс. индейцев.

Откуда числа?

Точное число жертв установить невозможно, потому что неизвестно количество населения до прихода Колумба. Однако ряд индейских организаций и историков в США утверждают, что численность индейцев с 1500 года до 1900 сократилась с 15 млн до 237 тысяч

https://ru.wikipedia.org/wiki/Индейская_демографическая_ката...


Т.е. это 0,0158% от первоначального количества.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Если неизвестно количество населения до прихода Колумба и возможно их могло и быть и 500 тысяч


Зато зато по переписи СССР до Голодомора Украинцев было больше 32 млн.

1926 год 31 млн. Украинцев

1937 году 26 млн Украинцев


А некоторым данным до Голодомора украинцев в СССР был 81 миллион?

http://likbez.org.ua/do-golodomora-ukraintsev-v-sssr-byl-81-million.html

Автор поста оценил этот комментарий

Собственно этим числам и посвящены мои посты. В них есть множество ссылок на источники.

Как вы сами отметили, снижение численности само по себе не свидетельствует о геноциде. Умерли от оспы и голода.

2
Автор поста оценил этот комментарий

🤣 а тут можно заменить индейцев на казахов

Я вас правильно понял что: ваша теория строится на оценки некоторых учёных которые ставили до 10 млн, но никаких документов, подтверждающих её, в природе не существует?


Я как понимаю Вам не нужно документы которые подтверждает что сша хотели сократить количество индейцев вы в это просто охотно верите из за ксенофобии к сша ну вам нужны документы которые подтверждает что СССР хотели сократить численность казахов без этого вы в это не верите по мне это двойные стандарты.

раскрыть ветку (10)
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
не нужно документы которые подтверждает что сша хотели сократить количество индейцев

Резервации существуют до наших дней. Т.е. их факт подтвержден.


Ваша теория ничем не подтверждается.

раскрыть ветку (9)
Автор поста оценил этот комментарий

У резервации есть президент  государственый язык и автономность это наоборот хорошо что сша дали 300 плен из 567 собственный Территории где они могут контролировать

раскрыть ветку (7)
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Ну да, хорошо. Я приду к вам  квартиру, заберу её себе. А вам выделю кладовку для проживания. Я так понимаю, для вас это будет хорошо. У вас же своя комната и автономность.

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

Покажи мне хоть один пример где американцы отняли землю так же много как русские у татаров

Вот Казанское ханство 250 тыс. км².

Татарстан 67 847 км

раскрыть ветку (5)
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Вы в курсе какова площадь Америки?

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Джо Ширли младший (родился 4 декабря 1947 года) - политик из племени навахо, который является единственным президентом страны навахо с двумя сроками . Он занимал пост президента с 2003 по 2011 год

https://en.m.wikipedia.org/wiki/Joe_Shirley_Jr.

Автор поста оценил этот комментарий

Нет голод устроили чтобы увеличить численность русских на территории Казахстана и сократить численность казахов сделав их меньшинством на своей земле.

Из за  голода казахов в Казахстане стало 38%

А потом период Хрущёв где он платил 500 - 1000 рублей за приход в казахстан из за этого казахов стало 29%. Русские стали доминирующим нацией в Казахстан 47 % .  И большую роль сыграл голод казахов 1931 - 33 где умерли 50 % казахов если не было голод то казахов 1959 год было не 29 % а 58 % и они не стали бы меньшинством.


1926 год в каз СССР

Казахи3,6 млн 58,9 %

Русские 1,2 млн 20 %

1939 год

Казахи 2,3 млн 38 %

Русские 2,4 млн 40 %

Из за голода 1931 - 33 удел казахов упал на 67 % в тоже  время удел русских увеличилось на 92 %


Голод был из за того что отнимали Скотт у казахов а самих казахов насильственно загоняли в узкие мало пригодные места как индейцев  в  резервации Только в Чуйском районе в радиусе 150 км стягивались сотни хозяйств, 400 юрт без Скотт казахи стали массово погибать особенно зимой из 40 млн голов скота осталась примерно одна десятая часть

Историк Эндрю Айзенберг писал о снижении численности бизонов с 30 миллионов в 1800 году до менее тысячи к концу века

Но от истребления бизонов

1860 год 339 421 индейцев

1880 год 306 543 индейцев

раскрыть ветку (11)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Нет голод устроили чтобы увеличить численность русских на территории Казахстана и сократить численность казахов сделав их меньшинством на своей земле.

Какие-то документы есть, подтверждающие это?

раскрыть ветку (9)
Автор поста оценил этот комментарий

Индейцы в США

1860 год 339 421 индейцев

1880 год 306 543 индейцев

Из за Уничтожение бизонов в США в коммерческих целях период 1870 по 1885 год индейцев стало на 32 878 человек меньш

1900 год 375 000 человек из них 237 тысяч не имели гражданство

https://www.archives.gov/publications/prologue/2006/summer/indian-census.html#nt1

Автор поста оценил этот комментарий

Русские и американцы должны вернуть земли корреным народам?

Автор поста оценил этот комментарий

А ты посмотри на перепис каз СССР

1926 год

Казахи 3,6 млн 58,9 %

Русские 1,2 млн 20 %

1939 году

Казахи 2,3 млн 38 %

Русские 2,4 млн %


Из-за голода 1931 - 33 годах удел казахов упал на 67 % в тоже время удел русских увеличилось на 92 %

+ в российской империи за приход русским давали ответные плодородные земли у казах а

вот как русские отнимали земли о которым русские молчать


огромные плодородные участки были переданы в пользование крестьянам, а казахи вытеснены в пустынные и полупустынные регионы. При этом земли у казахов изымались в «Переселенческий фонд» без учета пастбищ, скотопрогонов, водопоев, а порой и вопреки сложившимся маршрутам кочевий, сознательно перекрывая их, с целью взимания платы за прогон скота. К тому же на территории Казахстана находились казачьи войска, которые занимали 15,6 млн га земли.

Так как Казахстан был регионом, благоприятным для хлебопашества, переселение крестьян из России и создание кулацких хозяйств поощрялось системой льгот. Так, например, под хутора выделялось 45 десятин удобной и 15 десятин пахотной земли. Землеотводным организациям разрешалось выселять местных бедняков и селить на их место крестьян-кулаков. В результате, если в 1893-1905 годах у казахов было изъято 4 миллиона десятин земли, то в 1906-1912 годах - свыше 17 миллионов десятин, а всего к 1917 году было изъято более 45 миллионов десятин земли. Изъятие земель было разрушительно для кочевого хозяйства. Результатом переселенческой политики царизма было массовое обезземеливание и разорение трудящихся масс казахов, усиление колониального гнета.


http://bibliotekar.kz/istoriki-kazahstana-za-9-klass-1-chast-n/razdel-pervyi-kazahstan-v-nachale-xx-vek.html

7 мая страница https://e-history.kz/ru/books/education/read/275#scontent

раскрыть ветку (6)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
А ты посмотри на перепис каз СССР

Я вас правильно понял что: ваша теория строится на переписи и численности, но никаких  документов, подтверждающих её, в природе не существует?

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Бе́льгия Площадь — 30 528 км² население 11 млн

Навахо-нейшен Площадь резервации составляет 71000 км квадратов ,население резервации 178 тысяч 

Территория навахо 2,5 раза больше чем Бельгия а население почти 100 раз меньше

В во всех 300 резервации по состоянию на 2004 год оборот индейских игорных заведений достиг $ 14 млрд, доходы составили 34 % от всех доходов игорного бизнеса в США. В штате Калифорния под управлением семи индейских племен функционировало 55 казино с годовым доходом около $ 6 млрд.[2] В городе Филадельфия (штат Пенсильвания), индейцы племени чокто, общей численностью около 10 тыс. человек также управляют несколькими казино, получая огромный доход

раскрыть ветку (4)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Возвращаясь к моему примеру - я выделю вам кладовку в бывшей вашей квартире, которая будет в 2 раза больше чем метраж квартиры другого человека. А себе заберу остальную квартиру. И вы будете рады.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

О, хлх-зах приперся с я сракал.

Автор поста оценил этот комментарий

Голодомор американцы не делали индейцам


И   как русские отнимали земли о которым русские молчать


огромные плодородные участки были переданы в пользование крестьянам, а казахи вытеснены в пустынные и полупустынные регионы. При этом земли у казахов изымались в «Переселенческий фонд» без учета пастбищ, скотопрогонов, водопоев, а порой и вопреки сложившимся маршрутам кочевий, сознательно перекрывая их, с целью взимания платы за прогон скота. К тому же на территории Казахстана находились казачьи войска, которые занимали 15,6 млн га земли.

Так как Казахстан был регионом, благоприятным для хлебопашества, переселение крестьян из России и создание кулацких хозяйств поощрялось системой льгот. Так, например, под хутора выделялось 45 десятин удобной и 15 десятин пахотной земли. Землеотводным организациям разрешалось выселять местных бедняков и селить на их место крестьян-кулаков. В результате, если в 1893-1905 годах у казахов было изъято 4 миллиона десятин земли, то в 1906-1912 годах - свыше 17 миллионов десятин, а всего к 1917 году было изъято более 45 миллионов десятин земли. Изъятие земель было разрушительно для кочевого хозяйства. Результатом переселенческой политики царизма было массовое обезземеливание и разорение трудящихся масс казахов, усиление колониального гнета.


http://bibliotekar.kz/istoriki-kazahstana-za-9-klass-1-chast-n/razdel-pervyi-kazahstan-v-nachale-xx-vek.html

7 мая страница https://e-history.kz/ru/books/education/read/275#scontent

13
Автор поста оценил этот комментарий

вопрос не в том (кол-во), а геноцид как таковой, сколько индейских культур уничтожили

это как вырезать европу и оставить пару миллионов из них, французов, немцев и англичан, типо хули, живы же, а бельгийцев и прочих в книжках просто описать, время было такое

раскрыть ветку (2)
15
Автор поста оценил этот комментарий

Это тоже предмет моего будущего поста. Из 400 племен свое существование прекратили 74 племени. 32 новых племени появилось. Причем некоторые из истребленных племен были уничтожены другими индейскими племенами толком даже не успев проконтактировать с европейцами (эри, иллинойсы, уничтоженные ирокезами). В других исчезнувших племенах главный урон (90% депопуляции) был нанесен европейскими болезнями.

В тоже время целая культура конных охотников на бизонов появилась благодаря европейцам, принесшим в Америку ружья и лошадей.

раскрыть ветку (1)
6
Автор поста оценил этот комментарий
В тоже время целая культура конных охотников на бизонов появилась благодаря европейцам, принесшим в Америку ружья и лошадей.

Ну это же совсем другое дело!!!! С этого и надо было начинать!!!

Автор поста оценил этот комментарий

Да ну, подозрительно мало.

раскрыть ветку (9)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Инциденты с убийствами мирных индейцев более 5 штук хороше освещались в источниках того времени. Чуть ли не по половине из них есть отдельная статья в вики. Можно хоть самому посчитать. Хотя есть проблемы с оценками в Калифорнии. Там достаточно все грустно все было. Да и в Вундед Ни подсчеты разняться сильно. Но все равно порядок посчитать можно. Можно оценить верхние и нижние границы.

раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий
мирных индейцев более 5 штук
замечательный образец отношения к теме!
Автор поста оценил этот комментарий
Да в России на руках аборигенов носили. Пол Грузии - князья, опять же мурзы там всякие. Черкесов обсуждать не надо. Там был некий перекос не свойственный российской цивилизации.
раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Аборигены, аборигенам рознь. Грузины были развитой христианской страной. Отношение европейцев даже к индейцам христианам было уже другим.


Черкесы не были исключением. Как вы знаете это не единственный пример депортаций народов в российском государстве. Что касается экспансионистских войн с выпиливанием местных, опять таки это не единственный пример. Читайте мой новый пост про Башкирию.

раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий

буряты. Буряты "не страна", не христиане, в жопе мира, не очень мирные по менталитету. Где репрессии, где выселения, где гонения и резервации? Тувинцы тоже самое. Ваши намёки ложны.


Помню, вы высказались, мол бурят ущемляли пипец по правам, но обосновать не смогли, слились. И правильно, - политика присоединения территорий, практикуемая "варварской" Россией в плане отношения к местному населению выгодно отличается от таковой политики стран "гуманной" Западной Европы, это хорошо изученная тема

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий
буряты.

Буряты - это ответы на какой вопрос?

Где репрессии, где выселения, где гонения и резервации?

Это вообще к чему? Из того, что к грузинам было хорошее отношение как то следует, что к бурятам должно быть плохое? Так и индейцев не всех выселяли, гнали и загоняли в резервации. В Америке до сих пор многие племена не могут добиться создания для них резервации. Наверное это утверждение ломает мозг человека с пропагандистской кашей в голове? Индейцы просят, чтобы им предоставили резервацию. Мы же то знаем, что резервации это зло, правда?

мол бурят ущемляли пипец по правам, но обосновать не смогли, слились.

Это ложь. Я обосновал ситуацию с бурятами и правами коренных народов в России. Обосновывалось это простым вопросом к вам о том, а какие вообще права у них были? Если сравнивать с крепостной Россией, то конечно это прям шах и мат мне, так как прав у них явно было не меньше, чем у русских крепостных. Но в Америке вызывает возмущение отсутствие права голосовать. Россия победила, так как права голосовать и избираться на многие государственные должности одинаково не было у всех, кроме привилегированного дворянства. Вспоминается мем с негром: Можно решить проблему ущемления в правах отдельных групп населения лишив прав всех. Я обосновал?

Тувинцы тоже самое.

А вы знаете, когда Тува вошла в состав России?

И правильно, - политика присоединения территорий, практикуемая "варварской" Россией в плане отношения к местному населению выгодно отличается от таковой политики стран "гуманной" Западной Европы, это хорошо изученная тема

Голословное и субъективное утверждение. Хотя отчасти я с ним согласен. Зависит от конкретного места, времени и критериев гуманности.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
Это ложь. Я обосновал ситуацию с бурятами и правами коренных народов в России.

что ложь? что вы обосновали? вы заявили тут https://pikabu.ru/story/skolko_millionov_indeytsev_unichtozhili_amerikantsyi_vo_vremya_genotsida_6818784?cid=145518471

буряты не имели тех же прав, что казаки и псковичи. В России было сословное общество. Каждое сословие имело свои права и привилегии.

на мою просьбу обосновать:

у бурятов были сословия, это раз. "буряты не имели тех же прав, что казаки и псковичи" если вы так утверждаете, - каких конкретно прав были лишены буряты?

ответа не последовало.


Но вы тут пишите, что обосновали. Что вы обосновали, где? - Возможно, я не заметил ответа, пожалуйста, покажите его. Если вы считаете, что ваш ответ это вот это:

а какие вообще права у них были?
Если сравнивать с крепостной Россией, то конечно это прям шах и мат мне, так как прав у них явно было не меньше, чем у русских крепостных.
..Я обосновал?

вам не кажется, что:

есть разница между "не имели тех же прав" и "какие вообще права?"

есть разница между "казаки и псковичи" и "русских крепостных"?

сформулировали тезис "тех же прав" вы, а теперь сами ставите его под сомнение, и меня же просите "определиться" и писать "о том, что знаю" )

Хотя, даже это ваше "обоснование" пока говорит не в пользу того, что "буряты не имели тех же прав"

А вы знаете, когда Тува вошла в состав России?

даты к рассмотрению вопроса о политике "присоединения территорий" имеют минимальное отношение, а гуглятся за секунду

Голословное и субъективное утверждение. Хотя отчасти я с ним согласен. Зависит от конкретного места, времени и критериев гуманности.

браво! А можно я перефразирую так как вижу это я? (потому как не впервые вы формулируете оправдание именно так)

))

"В ваших устах это ложь. Если бы это сказал я то, это было бы верно, потому, что я умею сравнивать и сопоставлять, а вы нет." Вы как бы согласны, но не сейчас и не тут, браво, рукоплескаю!

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Мое обоснование звучало так "В России было сословное общество. Каждое сословие имело свои права и привилегии."

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

и где тут обосновано, что

"буряты не имели тех же прав, что казаки и псковичи"

?

Автор поста оценил этот комментарий

Т. Е. Сами американские историки просто п-т... интересно им бы вы тоже предъявили за патриатизм к России, раз они гады называют другие цифры, самый минимальный порог 5 мл проживало по их цифрам, из них 250т осталось, по их же цифрам. И, что ж вы слово геноцид употребляете? Это запрещенно по отношению к индейцам, в америке это называют депопуляция, что ж вы так.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Кто запретил употреблять слово геноцид по отношению к индейцам?


5 млн это не минимальный порог.


Снижение численности не всегда является результатом геноцида. Например, это может быть результатом голода или эпидемий.

ещё комментарии
1
Автор поста оценил этот комментарий

Когда говорят про геноцид индейцев имеют ввиду обычно тех, кого поубивали испанцы? Одеяла с оспой и вот это вот все. А то что на северном континенте никто не жил почти это мы и так знаем)

раскрыть ветку (6)
4
Автор поста оценил этот комментарий

В Испании была такая же ситуация. Большинство умерло от оспы. Хотя исследование опубликованное в Nature в прошлом году, указывает на преимущественную гибель мужчин, но это тема отдельного обсуждение. Интересно, что Гумилев писал, что отношения испанцев с туземцами было вполне комплиментарно и лояльное, в отличие от англо-саксов. О миллионах современных ацтеков и майя, проживающих в Мексике и Гватемале, где они составляют 40% населения у меня был пост.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

А вы ссылочный аппарат можете привинтить?

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

В конце поста есть ссылка на пост про майя. Или что вы имеете ввиду?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Не обратил внимание, у Вас ссылки прям в тексте. Тогда про индейцев мезоамерики напишите. Вот на вики даже статья есть "индейская демографическая катастрофа", кстати. И про 100 млн там тоже есть, причем тоже с сылочками )The Effect of Smallpox on the Destiny of the Amerindian; Esther Wagner Stearn, Allen Edwin Stearn; University of Minnesota; 1945; pp. 13–20, 73–94, 97) - это про оспяные одеяла, а не про 100 млн если что)

Автор поста оценил этот комментарий
Гумилёв много написал и много насочинял (можно привести длинный список). Но в этом есть доля правды. Планы Кортеса и планы короля на устройство Новой Испании различались.
Автор поста оценил этот комментарий
В этом, кстати политика Испании близка российской. Может не так далеки католицизм и православие друг от друга, по сравнению с протестантизмом
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку