Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Кому выгодно жить без Бога?

Кому выгодно жить без Бога? Бог, Религия, Философия, Критическое мышление, Человек, Политика, Христианство, Церковь, Православие, Курт Рассел, Мир, Мудрость, Цивилизация, Вселенная, Мышление, Время, Атеизм, Личность, Свобода, Люди, Длиннопост

В сегодняшнем мире многие люди пытаются сбросить с себя ответственность за происходящее в своей стране, в собственной жизни. И знаете, это звучит довольно печально, ведь жить по принципу: «Моя хата с краю – ничего не знаю», возможно, и выгодно, но вряд ли правильно. Человек, о котором пойдет сегодня речь, сделал большой вклад в развитие литературы, философии, и… атеизма. Знакомьтесь, это Бертран Рассел (18 мая 1872 — 2 февраля 1970).

Почему он не христианин?

Манифестом его атеистической мысли стала лекция, прочитанная 6 марта 1927 г. в помещении ратуши Баттерси по инициативе Южно-Лондонского отделения Национального светского общества. Позже текст этой лекции был оформлен в отдельную брошюру под названием «Почему я не христианин». Она и стала атеистическим манифестом многих людей. Но может ли человек одним своим произведением перекроить и перечеркнуть историю Церкви, которой 2 тысячи лет? Давайте посмотрим.

Сразу стоит отметить, что само произведение состоит из отдельных блоков, логически связанных между собой. В них автор путем цитирования Священного Писания старается доказать нецелесообразность христианства и его существования в мире вообще. Стоит отметить и тот факт, что все цитаты, приводимые Б. Расселом, реально вырваны из контекста. Он толкует их на свой лад, пытаясь доказать собственные доводы. Их мы рассмотрим в отдельности.

У Вселенной было начало

В своих первых главах Рассел рассматривает аргументы в пользу существования Бога и старается их опровергнуть. Среди них – аргумент первопричины, аргумент естественного закона, аргумент целесообразности. Взять, к примеру, его доводы против аргумента первопричины.

«Нет никаких оснований предполагать, что мир вообще имел начало. Представление о том, что вещи обязательно должны иметь начало, в действительности обязано убожеству нашего воображения. Поэтому, пожалуй, мне нет нужды более тратить время на разбор аргумента первопричины»

– Ну как Вам? Особенно в свете того, что современные учёные не осмеливаются откинуть возможность «отсутствия начала» существующего мира? К слову, один из ведущих физиков современности Стивен Хоккинг в своей книге «Очерки о черных дырах, новорожденных Вселенных и другом», опубликованной в 1993 году, пришел к выводу, что, «по научным предположениям, у Вселенной было начало».

И таким характером обладают практически все его аргументы, будто бы разложенные «по полочкам».

Церковь – собрание праведных?

Именно в том, что христиане не следуют всем предписаниям Христа, Рассел видит очередной аргумент против существования Бога. На самом деле, все значительно проще. Тут стоит подвести слова Святого Ефрема Сирина: «Церковь – это не собрание святых, а толпа кающихся грешников». Поэтому, в том, что в церковном обществе есть люди грешные, нет ничего странного и удивительного. Тем более, не стоит откидать и тех людей, которые специально приходят в церковное общество для извлечения некоторой корысти.

А вот еще одни слова Рассела:

«Вы помните, что Христос сказал: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7,1). А пользовался ли этот принцип популярностью в судах христианских стран? Не думаю, чтобы вам удалось это обнаружить».

Этот, на первый взгляд человека, который к Церкви не имеет никакого отношения, может казаться по-настоящему «убийственным». Но, так ли это?

– Этот довод мистера Бертрана легко парируется цитатой апостола Павла из Послания к римлянам: «Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое».

И еще одна цитата из Рассела:

«...если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим...» (Мф. 19,21). Это великолепнейшая заповедь, но, как я уже сказал, в жизни ей не очень-то следуют.

– Но, почему этой заповеди не следуют? Разве мало монахов, которые взяли на себя обет нестяжательства? Разве мало тех людей, которые отреклись от всего мирского? Тем более, отречение от всего имения не является обязательным условием для спасения души в христианском учении.

Как видите, все цитаты, приведенные в этом эссе, реально вырваны из контекста Евангелия и рассматриваются под призмой атеистического мнения. Ясно, что такие доводы не смогут произвести впечатление на человека, которые имеет малейшие богословские познания. Это произведение рассчитано на тех, кто к Церкви и к церковной жизни не имеет никакого отношения. Именно поэтому доводы против аргументов существования Бога кончаются, так и не начавшись.

Корень страданий?

Человечество страдает. Это факт. Правда, степень страдания у всех людей разная. Кому-то не хватает воды и пищи, а кому-то – душевного общения. По учению Бертрана Рассела, у истоков страдания стоит религия, в частности – христианство.

Именно оно, будто бы, «тормозит прогресс мира». А в чем торможение? В том, что духовники стараются обезопасить человека от духовной гибели? В том, что священник пытается оградить свою паству не только от губительных для души, но и губительных для тела вещей? По Расселу, если Бога нет, то это должно успокоить человека. Но так ли это?

Если я не буду знать, что в мире существует гравитация, то разве это обезопасит меня от того, что я разобьюсь «в лепешку», если прыгну с высокого дома? Вряд ли. Незнание законов не освобождает от ответственности. Так же, незнание духовных законов не освобождает от такой же ответственности и своеобразного воздаяния, правда, тут – каждому своё.

ЧТО МЫ ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ

Именно так называется окончательная глава произведения Бертрана Рассела. Именно так и я хочу назвать заключительную главу моего скромного ответа.

Что же нужно делать, по словам Рассела? – «Вся концепция Бога является концепцией, перенятой от древних восточных деспотий. Это – концепция, совершенно недостойная свободных людей… Мы же должны стоять прямо и глядеть открыто в лицо миру. Мы должны взять от мира все, что он может дать… Хорошему миру нужны… надежда на будущее, а не бесконечные оглядки на прошлое, которое уже умерло и, мы уверены, будет далеко превзойдено тем будущим, которое может быть создано нашим разумом».

Только у всего изложенного есть одно «но». Вряд ли мистер Рассел видел будущее именно таким, каким оно является сегодня. Современные технологии максимально упрощают жизнь человека. Заводы максимально компьютеризируются, опасную работу стараются свести к минимуму, по крайней мере, это происходит в развитых странах. Человеку остается наслаждаться каждым днем и… «брать от мира все, что он может дать».

Так родилось общество потребления, люди которого, как бездонные емкости, впитывают в себя материальные блага, хорошую пищу, эмоции, вызванные отупляющими телепередачами. Люди все это поглощают, ничего не отдавая взамен.

И только Церковь, которую многие пытаются выкинуть на помойку истории, громко кричит: «Стоп! Человек, остановись, в этом мире есть что-то важнее телевизора, важнее денег, важнее развлечений. Полюби своего ближнего, спасай себя от рабства греха, ведь подлинная свобода человека мыслиться именно в свободе от собственных страстей и греховных привязанностей».

P. S. Бертран Рассел ставит под сомнение учение Христа. Христос жил 2000 лет назад.
Рассел умер не так давно, но его аргументы в пользу своего учения уже неактуальны, а Слова Христа будоражат умы людей на протяжении всей нашей эры.

Тарас Футрук