Кино советского периода: Обыкновенное чудо. Часть 5

Продолжаю рассказ об "Обыкновенном чуде", а именно о создании двух фильмов и пьесы.

Первый фильм, по пьесе "Обыкновенное чудо" вышел на экраны через шесть лет после кончины автора, в 1964 году.

Кино советского периода: Обыкновенное чудо. Часть 5 Советское кино, Классика, Прошлое, 80-е, Советские актеры, Фильмы 80-х, Ретро, Длиннопост, Обыкновенное чудо (фильм), Детство в СССР, 70-е, Сделано в СССР, 60-е, 50-е, СССР, Биография, Старое фото

Кадр из фильма

Интерьерные съемки проходили на киностудии им. М. Горького, а натурные в Москве и Алупке (Крым).

* * *

Кино советского периода: Обыкновенное чудо. Часть 5 Советское кино, Классика, Прошлое, 80-е, Советские актеры, Фильмы 80-х, Ретро, Длиннопост, Обыкновенное чудо (фильм), Детство в СССР, 70-е, Сделано в СССР, 60-е, 50-е, СССР, Биография, Старое фото

Хеся и Эраст, на съемочной площадке

Авторами сценария и режиссерами стали Эраст Гарин и Хеся Локшина. И это была уже не первая их совместная работа. На тот момент вдвоем они поставили такие фильмы как: «Женитьба» 1937г., «Доктор Калюжный» 1939г., «Принц и нищий» 1942 г. и «Синегория» 1946г.

В этот фильм многое пришло из спектакля и даже роли исполняли те же актеры. Так же, как и в спектакле, Гарин сыграл Короля, роль Министра-администратора осталась за Георгиу, а актер Добронравов стал Первым министром.

А теперь представлю Вам остальных актеров.

* * *

Кино советского периода: Обыкновенное чудо. Часть 5 Советское кино, Классика, Прошлое, 80-е, Советские актеры, Фильмы 80-х, Ретро, Длиннопост, Обыкновенное чудо (фильм), Детство в СССР, 70-е, Сделано в СССР, 60-е, 50-е, СССР, Биография, Старое фото

Медведь: Олег Видов

(В данном материале я не намерен обсуждать все деяния этого человека, сегодня только «Обыкновенное чудо»).
С момента театральной постановки прошло уже несколько лет и Вячеслав Тихонов просто не подходил для этой роли и тогда Гарин обратил внимание на молодого актера Олега Видова. В этом фильме, Олег снялся еще будучи студентом ВГИКа. Стоит отметить, что это была уже его восьмая работа в кино. Но сам актер остался благодарен режиссеру:
"Эта творческая встреча - одна из самых дорогих в моей жизни. Ведь Эраст Гарин - режиссер поразительный, он умеет рассмотреть в актере (а как это важно для начинающего!) какие-то тайнички, о которых сам еще и не подозреваешь. Он помог мне раскрепоститься на съемочной площадке, почувствовать уверенность в себе, ощутить землю под ногами".

После этого фильма к актеру прикрепилось амплуа благородного красавца.

* * *

Кино советского периода: Обыкновенное чудо. Часть 5 Советское кино, Классика, Прошлое, 80-е, Советские актеры, Фильмы 80-х, Ретро, Длиннопост, Обыкновенное чудо (фильм), Детство в СССР, 70-е, Сделано в СССР, 60-е, 50-е, СССР, Биография, Старое фото

Хозяин/Волшебник: Алексей Консовский

Постарел принц из Золушки и стал волшебником. Действительно, мы помним его только по одной роли, а на его счету более полутора сотен работ в кино. Он много снимался и много озвучивал. Консовский читает тексты за кадром документальных фильмов, при этом среди его работ такие, как прочтение текстов Ленина и Дзержинского, писем Пушкина и Есенина, дневников Дзиги Вертова. Успех многих известных документальных фильмов 60-х годов построен на его голосе. Среди сыгранных им ролей - Лермонтов и Гоголь, герои Тургенева и Паустовского, Катаева и Шварца. Впрочем, творчество этого актера достойно отдельного очерка.

* * *

Кино советского периода: Обыкновенное чудо. Часть 5 Советское кино, Классика, Прошлое, 80-е, Советские актеры, Фильмы 80-х, Ретро, Длиннопост, Обыкновенное чудо (фильм), Детство в СССР, 70-е, Сделано в СССР, 60-е, 50-е, СССР, Биография, Старое фото

Принцесса: Нелли Максимова

К сожалению, карьера в кино у нее не сложилась и помимо «Обыкновенного чуда» Максимова снялась всего в трех картинах: двух фильмах-спектаклях «Любовь на рассвете» и «Сказках Старого Арбата», а так же военной драме «Ребята с Сиреневой улицы», хотя там была всего лишь эпизодическая роль. Сначала шестидесятых годов она работала в труппе Харьковского русского драматического театра и на телевидении в Харькове. Была ведущей местного «Голубого огонька». К началу семидесятых Нелли переехала в Ригу и продолжила работу в местном Русском драмтеатре. Позже она переехала в Ленинград, где играла в Академическом театре драмы имени А.С. Пушкина.

* * *

Кино советского периода: Обыкновенное чудо. Часть 5 Советское кино, Классика, Прошлое, 80-е, Советские актеры, Фильмы 80-х, Ретро, Длиннопост, Обыкновенное чудо (фильм), Детство в СССР, 70-е, Сделано в СССР, 60-е, 50-е, СССР, Биография, Старое фото

Охотник: Евгений Весник

Вот как вспоминает работу над фильмом Евгений Весник:
«Он (Гарин) был великим профессионалом и не мог себе позволить отвлекаться на треп, лень. Эраст Павлович был человеком размышляющим, и это качество во многом объясняло его замкнутость и малословие. Невозможно представить Гарина, произносящего с трибуны пламенную речь по поводу работы и судьбы каких-нибудь партий. Это было бы гомерически смешно или… трагично!

Еще: он почти никогда не пользовался иностранными словами. Прекрасно обходился родным языком. Вместо «ромштекс» говорил – «кусок жареного мяса», вместо «бифштекс» – «кусочек мяса с кровью», вместо «коктейль» – «петушиный хвост», что соответствовало буквальному переводу этого английского слова. Не «плагиат» – а «похитил» или просто «спер», вместо «плюрализм» – «несколько мнений», «множество мнений»; не «трактовать» – а «толковать»; не «виртуоз», а «умелец», «мастер», «артист своего дела».

Ялта. Снимается фильм «Обыкновенное чудо». День рождения Гарина – постановщика фильма. В номере гостиницы накрыт богатый стол: невероятная хлебосольность жены Эраста Павловича общеизвестна. Мое непродуманное поведение за столом привело к тому, что сниматься на следующий день я не смог. Съемка была отменена.
Эраст Павлович сказал мне лишь одну фразу:
– Не умеешь ходить в гости – не ходи! Слаба-а-ак! Палочка Коха!»

* * *

Кино советского периода: Обыкновенное чудо. Часть 5 Советское кино, Классика, Прошлое, 80-е, Советские актеры, Фильмы 80-х, Ретро, Длиннопост, Обыкновенное чудо (фильм), Детство в СССР, 70-е, Сделано в СССР, 60-е, 50-е, СССР, Биография, Старое фото

Евгений Весник на озвучании

Я не просто так упомянул в прошлом посте про конфликт между Гариным и Пырьевым. Дело в том, что благодаря случаю Евгений Вестник посодействовал их примирению. В своей книге «Записки артиста» он вспоминает это так:
Гарин и Пырьев когда-то очень хорошо относились друг к другу. Может быть, даже дружили, но…
Что-то между ними произошло, отношения стали натянутыми. И я невольно оказался первопричиной начала их примирения.
Снимался я одновременно у Гарина в «Обыкновенном чуде» и у Пырьева в «Свете далекой звезды». Договор с Пырьевым я подписал раньше, и съемки пырьевской картины начались раньше. Поэтому, когда начал сниматься у Гарина, то предупредил, что могу быть на какое-то время отозван к Пырьеву под Москву, в Монино. Гарин дал согласие.

* * *

Кино советского периода: Обыкновенное чудо. Часть 5 Советское кино, Классика, Прошлое, 80-е, Советские актеры, Фильмы 80-х, Ретро, Длиннопост, Обыкновенное чудо (фильм), Детство в СССР, 70-е, Сделано в СССР, 60-е, 50-е, СССР, Биография, Старое фото

Евгений Весник в роли Остапа Бендера

В Ялту, где я снимался у Гарина, приходит телеграмма: меня срочно вызывает на съемки Пырьев. Иду с телеграммой к Гарину. Тот, согласно договоренности, отпускает меня, но просит:
– Скажи Ивану, что я его прошу отснять тебя не за десять дней, как у тебя в договоре сказано, а за пять. Передай ему, что у меня горит картина. Что я надеюсь, что он еще хороший, что сохранил какие-то человеческие качества, несмотря на то, что мы в ссоре. Передай ему, чтоб он был человеком, а не дерьмом.
– Так и передать?
– Так и передай.
Прилетаю в Москву, еду в Монино. Приезжаю почти ночью, иду к Пырьеву, у того – посиделки. Увидев меня, обрадовался:
– Прилетел! Молодец! Завтра немного погуляй, оглядись, текст подучи. Послезавтра начнем снимать.
– Иван Александрович, вот какая история. Мне Эраст Павлович велел вам сказать…
И передаю дословно весь текст, который сказал Гарин. Пырьев замер, нахмурился, глаза стали недобрыми.
– Он прямо так и сказал: сохранилось во мне что-нибудь человеческое или не сохранилось?
– Да.
– Директор, расходимся! Давай тревогу! В семь утра съемка! Будем снимать Весника! Чтоб к семи часам на съемочной площадке все было готово! И никаких разговоров! Самолеты чтоб взлетали, приземлялись! Санвзвод, солдат, всех подготовить!
– А был уже первый час ночи.
– Текст выучишь? – обращается ко мне.
– Да. Сейчас буду учить.

* * *

Кино советского периода: Обыкновенное чудо. Часть 5 Советское кино, Классика, Прошлое, 80-е, Советские актеры, Фильмы 80-х, Ретро, Длиннопост, Обыкновенное чудо (фильм), Детство в СССР, 70-е, Сделано в СССР, 60-е, 50-е, СССР, Биография, Старое фото

Евгений Весник в фильме "Свет далекой звезды"

От такого напора я даже несколько растерялся.
– Давай. В семь часов – на съемочной площадке. Директор, устройте его поспать, дайте текст. Расходимся.
Мне дали комнату. Я, конечно, не спал: учил текст. Восемь страниц. Полтора часа поспал, в семь часов был на съемочной площадке.
А там уже все готово к съемке: рельсы для операторской тележки проложены, самолеты гудят, санвзвод на месте. И началось…
Взлетали и садились самолеты, бегали люди, ко мне подходили, что-то докладывали. Говорю громче, говорю тише, куда-то иду, смотрю в разные стороны, как велит оператор, санвзвод бегает, камера трещит… Съемка!
Вместо десяти запланированных дней все было сделано к четырем часам дня! Вместо пяти дней, которые просил Гарин, меня отсняли за девять часов!
Подошел Пырьев и почти сорванным от адской работы голосом прокричал:
– И передай ему, что дерьмо он, а не я! Я-то человек! А вот в нем сохранилось ли что-нибудь? Сегодня же лети, пожалуйста, обратно. Директор! Отправить его немедленно из Москвы в Ялту. Срочно!
Меня сажают в машину, в аэропорту – сразу к начальнику перевозок, потом в самолет. В одиннадцать часов вечера я уже в Ялте. Появляюсь перед Гариным. Он не верит собственным глазам. Я подробно ему все рассказал.
– Ты врешь! Неужели за девять часов? Не может быть! Надо мириться!
После этого случая у Гарина и Пырьева началось новое сближение, возродилось их товарищество.

* * *

Кино советского периода: Обыкновенное чудо. Часть 5 Советское кино, Классика, Прошлое, 80-е, Советские актеры, Фильмы 80-х, Ретро, Длиннопост, Обыкновенное чудо (фильм), Детство в СССР, 70-е, Сделано в СССР, 60-е, 50-е, СССР, Биография, Старое фото

Палач Георгий Милляр

Экранная нечисть советского кинематографа. Он и Черт из «Вечера на хуторе близ Диканьки», и царь подводный Чудо-Юдо в «Варваре-красе, длинной косе», и придворный злодей Квак из «Марьи искусницы» и шесть! ролей Бабы-Яги. Про свое амплуа он сказал так: - «В каждой эпохе выявляется свой Кащей и в этом смысле он бессмертен.» В этом фильме он сыграл роль палача. И как признавался сам Актер, это была его любимая роль: - «Пижон в котелке и бабочке». При работе над ролью Георгий отказался от текста полностью, хотя в сценарии для него слова были: «Кинематограф – это прежде всего изображения, к чему слова, кино дает возможность прочесть все в глазах.»

* * *

Кино советского периода: Обыкновенное чудо. Часть 5 Советское кино, Классика, Прошлое, 80-е, Советские актеры, Фильмы 80-х, Ретро, Длиннопост, Обыкновенное чудо (фильм), Детство в СССР, 70-е, Сделано в СССР, 60-е, 50-е, СССР, Биография, Старое фото

Эмилия Валентина Караваева

Актриса сложной судьбы. Выпускница школы-студии при "Мосфильме", курса Юлия Ройзмана. В 22 года стала самым молодым лауреатом Сталинской премии за главную роль в фильме «Машенька». В 1943 году она снималась у своего учителя в фильме "Небо Москвы". В городе Куйбышеве (сейчас Самара), где проходили съемки, актриса попала в автокатастрофу. Ее удалось спасти, но на лице остался длинный багровый шрам, а это означало, что о крупном плане можно было забыть. Еще до аварии, на одном из дипломатических приемов, она познакомилась с английским дипломатом Чапманом. Потом была эмиграция, две пластические операции, которые не смогли ей помочь и возвращение на Родину.

Фильм "Обыкновенное чудо» стал для нее шансом вернуться в кино, но «Чуда» не случилось. После этого фильма она снялась только в эпизоде фильма «Весёлые расплюевские дни». У нее был завораживающий, бархатный, с чуть заметной хрипотцой голос и актриса продолжила работать на озвучении. Голосом Валентины говорили звезды Голливуда – Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Бетт Дэвис.

Когда большое кино от нее совсем отвернулось, актриса стала снимать сама. Более двадцати лет Караваева играла перед любительской кинокамерой. Был у нее и дневник-повесть своей жизни, который актриса назвала "Пути человеческие".

О её смерти могли бы долго не узнать, если бы не авария в доме. (прорыв водопровода) Когда дверь взломали, то увидели, как в воде плавали листы бумаги, спутанная киноплёнка и безнадёжно испорченные костюмы…

Скромные похороны организовала Гильдия актёров, а Свою последнюю роль она сыграла уже после смерти, ее личные вещи и архив попали в Музей кино и были использованы при создании фильма "Я – чайка!.."

* * *

3acим откланиваюсь! Можете пинать!

Шестая часть будет посвящена транспорту, который снимался в этом фильме.
Седьмая и восьмая часть будет посвящена местам съемок.
А затем перехожу к истории фильма "Служебный роман".

Ознакомится с историей создания второго фильма "Обыкновенное чудо" можно здесь:
Кино советского периода: Обыкновенное чудо. Часть 1
Кино советского периода: Обыкновенное чудо. Часть 2
Кино советского периода: Обыкновенное чудо. Часть 3

История создания пьесы "Обыкновенное чудо":
Кино советского периода: Обыкновенное чудо. Часть 4

Кино советского периода: Обыкновенное чудо. Часть 5 Советское кино, Классика, Прошлое, 80-е, Советские актеры, Фильмы 80-х, Ретро, Длиннопост, Обыкновенное чудо (фильм), Детство в СССР, 70-е, Сделано в СССР, 60-е, 50-е, СССР, Биография, Старое фото

Всё о кино

20.6K постов58.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).

2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.

3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.

4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.

5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.

6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.

7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.

8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.