История нашего мира в художественной литературе. Часть 22. «Ши цзин: "Гимны дома Шан"»

Всем привет!

Как говорится, "и вот этот день настал". Сегодня впервые полноценно расскажу про китайские цивилизации и ранние государства. Но вначале хочу поблагодарить всех тех, кто откликнулся и попытался помочь мне с поиском подходящих для освещения данного периода книг. Особая благодарность от меня CaoNiBaBei. Полноценные художественные произведения, вроде романов, повестей, рассказов или даже эпических поэм, найти так и не удалось, но этот замечательный человек подсказал мне неожиданное решение, которым в итоге я и решила воспользоваться. Почему – скажу дальше. А пока, по традиции, историческая справка. Готовьте чай и булки, сегодня опять будет длиннопост.

История нашего мира в художественной литературе. Часть 22. «Ши цзин: "Гимны дома Шан"» Обзор книг, Что почитать?, Литература, История (наука), Древний Китай, Поэзия, Длиннопост

(Так выглядит современная статуя Фу Хао (она же Фу Цзы) в Иньсюй)

Начать, наверное, нужно с того, что китайские территории были заселены очень и очень давно, и первые неолитические поселения там возникли тоже очень и очень давно. Так, например, культуру Яншао датируют 5-3-м тысячелетием до н.э., а Луншань 2-м тысячелетием до н.э. Кстати, сменилась она культурой бронзы Эрлитоу, которую некоторые отождествляют с цивилизацией (или древнейшим государством?) Ся, которым правили мифические китайские правители-первопредки. Так же называлась и полулегендарная династия, к которой они относились, и которая будто бы правила этими территориями (современные провинции Хэнань и Шаньси, а в более поздний период ещё и Шэньси и Хубей) с 2070 по 1600 годы до н.э. Своё происхождение они возводили к самому Жёлтому Императору, Хуан-ди. И, в общем-то, неудивительно, что в регионе устаканилось мнение, что вся власть дана правителю от богов, и что он подлинный "сын Неба", и слушаться его положено беспрекословно, что бы он ни делал. Ну или почти...Во всяком случае, когда династии в древности сбрасывали, этому непременно пытались найти весомое обоснование, мол, правитель преступил божественные законы, а тут мы такие красивые мимо шли. Но об этом позже.

Вот с такой парадигмой в основе и зародилось первое достоверно существовавшее на территории Китая государство, получившее название Шан-Инь (или просто Шан в своей ранней фазе). Традиционно начало правления династии Шан относят к 1600-му году до н.э., но иногда дату смещают к 1554-м году до н.э. К раннему этапу Шан (1600-1400гг. до н.э.) приравнивают культуру Эрлиган, следы которой обнаружили в районе современного города Чжэнчжоу. Предполагают даже, что древнейшая столица этого государства располагалась именно там.

Основателем династии считали некоего вана (императоры появились спустя только тысячу с лишним лет спустя) Чэн Тана, который правил 17 лет, завоевывал соседние земли и племена, и укреплял своё молодое государство. Хотя во многом он и некоторые его наследники личности тоже полулегендарные. К слову, один из его потомков, Пань Гэн (ок. 1401-1374гг. до н.э.) перенес столицу в город Инь, примерно на месте нынешнего Аньяна. Теперь это место называют Иньсюй (руины Инь) и занесли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Архитектура тех времен не очень была похожа на современную китайскую, но с неё-то всё и началось, и возведение построек на земляных насыпях было трендом ещё на века.

В остальном Шан известна своими бронзовыми и нефритовыми изделиями, в частности, нефритовыми дисками-би, ритуальной утварью и статуэтками из бронзы, а ещё надписями на гадательных костях и панцирях черепах. И да, кровавыми жертвоприношениями, в том числе массовыми. На этих моментах хочется остановиться подробнее и рассказать про Фу Хао, о которой я так настойчиво искала художественные произведения.

Фу Хао (жила в XIII-м веке до н.э. и умерла ок. 1200-го года до н.э.) была одной из побочных жён вана У Дина (ок. 1250-1192 или немного раньше), но прославилась гораздо больше главной супруги ещё при жизни. Её имя встречается на гадательных костях, поскольку она была верховной жрицей, но самое главное, Фу Хао лично возглавляла военные походы против соседних племен и возвращалась из них с победами и громкой славой (надо же было где-то набирать пленников для жертвоприношений богам и рабов для возделывания полей). Так что можно сказать, что это была одна из первейших в истории женщин-генералов. Государство её супруга процветало, в том числе благодаря её советам и победам. Но, увы для него, умерла она, по меньшей мере, лет на восемь раньше самого У-Дина, и по странной случайности именно её гробница, обнаруженная в 1976-м году на территории древней столицы Инь, стала главным и ценнейшим источником сведений о той эпохе. Благо, захоронение оказалось не разграблено и полно всяческого добра. Сама Фу Хао не фигурирует в источниках периода Чжоу, зато упоминался её муж. В том числе в сегодняшнем произведении:

«Ши цзин: "Гимны дома Шан"»

Время действия: ХIII век до н.э. Время правления вана У Дина.

Место действия: государство Шан-Инь (территория современного Китая).

Интересное из истории создания:

Название «Ши цзин» и записывают по-разному (например, встречается и слитное написание), и переводят тоже и как «Книга Песен», и как «Канон стихов». На самом деле «诗» можно перевести и как «стихотворение», и как «поэма» или даже «поэзия», но это также и конкретная форма китайской поэзии – ши. А иероглиф «经» можно перевести как «основа», «канон» и т.п., но также и «молитва, священный текст». В действительности этот  памятник китайской литературы (один из древнейших, к слову, если и не самый древний) содержит и собственно песни, и религиозные гимны, и оды, и стихотворения о «нравах царств», что делает данное произведение ценнейшим источником знаний о языке, идеологии, этике и традициях различных регионов древнего Китая эпох Чжоу и в меньшей степени Шан.

Собственно, я и раньше думала о том, чтоб включить «Ши цзин» в свой список, поскольку, как ни крути, это всё-таки в некоторой степени произведение действительно художественное, но сомневалась и из-за его специфической формы, и из-за того, что оно датируется периодом Чжоу (XI-III вв. до н.э.), и поскольку я с ним прежде не была знакома достаточно хорошо, то о гимнах дома Шан не знала.

К слову, трудно сказать, что они на самом деле из себя представляют – это сохраненные и/или переработанные образцы подлинных гимнов периода Шан-Инь или же они были созданы уже после падения шаньцев. Самих гимнов в интересующей нас части не так уж много, и временем «текущего» повествования названы годы правления как раз У Дина.

В классическом виде весь «Канон стихов» содержит 305 народных и придворных песен и стихотворений различных жанров, созданных в XI—VI вв. до н. э. Отбор и редакция произведений приписывается самому Конфуцию. Лунь Юй вкладывает в уста Конфуция призыв изучать «Ши цзин» как источник знаний о природе и обществе. Само произведение подразделяется на четыре, особо не связанных между собой, части – «Нравы царств», «Малые оды», «Великие оды» и «Гимны». Хотя мне самым интересным видится первое, речь сегодня пойдет всё-таки о подразделе последнего.

О чём:

В целом в пяти представленных стихотворных гимнах можно выделить несколько тем повествования. Если рассматривать их как единый массив, то у нас получается история в истории – в день пышного праздника (возможно, в честь восшествия на трон У Дина, на это есть намек в тексте) с жертвоприношениями, музыкой и танцами идёт восхваление как самого вана, так и его предков, хотя из шанских правителей там, если я ничего не упустила, упоминается лишь Тан (тот самый основатель династии Чэн-Тан), о котором говорится, что он давным-давно принял бразды правления, сбросив нечестивого Цзе, последнего из Ся (как иронично)), создал своё государство, упорядочил его и стал образцом для подражания («Тан народился не поздно, не рано, а в срок; Мудр и усерден вперед подвигался, как мог», «Слабым не быв,– не решал он и силою спор»).

После должного восхваления предков им налили ароматного мясного бульона, чтобы подкрепить их силы, затраченные на помощь потомкам) А славословить стали уже нового правителя – У Дина, причем наибольшее внимание уделено плодородности его земли и его завоеваниям. Вана называют покорителем многочисленных народов, аж до самого моря, и правители покоренных племен теперь являются в столицу Инь на поклон шанскому государю и приносят ему дань, например, пшено (т.е. просо). Ну и в целом, несмотря на эти строки про «не решал силою спор», из текста так и прет воинственность, а У Дина рисуют эдаким Куллом-Завоевателем (и топор у него был, и с тигром его сравнили: «Тигру подобный, – он взял свой топор боевой»)), который тем надавал, и этим надавал, и вообще «Цзин-чу покорил». Но мы-то уже знаем…

Отрывки:

Хотя там все гимны интересно прочитать, я выбрала для цитирования третий, «Гимн правителям Чэн-Тану и У-Дину»:

«…Ласточка, волей небес опустившись с высот,

Шанских царей порождает прославленный род.

В Иньской земле поселясь, возвеличился Шан:

В древности волей владыки воинственный Тан

Правил и ставил границы в пределах всех стран.

Жаловать стал он указы на царства князьям,

Над девятью областями он царствовал сам.

Это был первый из шанских царей властелин,

Твердо владел он властью от неба один –

Ею владеет потомок Чэн-тана У-дин.

Правнук Чэн-тана, У-дин наш, воинственно смел:

Нету страны, что он победить б не сумел.

С тканным драконом десятки упряжек в наш дом

Ныне привозят дары драгоценным пшеном.

Где наш народ поселился, на тысячу ли

Тянутся площади собственной царской земли,

Вплоть до морей рубежи его царства дошли.

Многое-множество к нам с побережий морей

Ныне является чтить своих шанских царей.

Цзинский наш холм лишь Река обтекает кругом.

Инь справедливо прияла от неба свой дом:

Милости неба безмерные будут на нем!».

Что я об этом думаю, и почему стоит прочитать:

Это, несомненно, будет интересно и полезно всем, кто интересуется историей Китая и его литературой, потому что это, своего рода, начало начал. Даже в пяти довольно коротких гимнах я для себя обнаружила много интересного. Но, как я и сказала, наиболее интересная часть – это «Нравы царств», из которых можно почерпнуть многое и о природе, и о социальном устройстве, и об обычаях, и о обыкновенных занятиях людей тех времен. Поскольку источников о временах Чжоу тоже не ахти как много (а уж о художественной литературе, в том числе современной, я и вовсе молчу), то это настоящий клад для интересующихся. Впрочем, о государстве Чжоу я расскажу позже.

А пока в довершение поста хочу поделиться тем, что мне всё-таки удалось найти о временах У Дина из современной прозы – это роман тайваньской писательницы, пишущей под псевдоним Чжэн Фэн (которую так-то зовут Чэнь Ю Хуэй) – «Хроники короля-колдуна» (CHRONICLES OF THE SORCERER KING). Встречается под другими названиями, а по-китайски пишется как «巫王志». К сожалению, я про этот многотомник случайно узнала, копаясь на китайской вике, но сам текст не смогла найти не то что на русском, даже на английском или китайском. Но, если кто отыщет, непременно поделитесь.

История нашего мира в художественной литературе. Часть 22. «Ши цзин: "Гимны дома Шан"» Обзор книг, Что почитать?, Литература, История (наука), Древний Китай, Поэзия, Длиннопост

(Ван У-Дин)

История нашего мира в художественной литературе. Часть 22. «Ши цзин: "Гимны дома Шан"» Обзор книг, Что почитать?, Литература, История (наука), Древний Китай, Поэзия, Длиннопост

(Бронзовый сосуд из гробницы Фу Хао)

Предыдущие части можно найти тут:

Часть 1 (XXXI-ХХХ вв. до н.э.). История нашего мира в художественной литературе. Часть 1. «Листы каменной книги»

И самый полный перечень других частей в конце поста под №16:

История нашего мира в художественной литературе. Часть 16. «Война в Фивах»

А также продолжение списка:

Часть 17. История нашего мира в художественной литературе. Часть 17. «Царь должен умереть» и «Бык из Моря»

Часть 18. История нашего мира в художественной литературе. Часть 18. «Царица Хатасу»

Часть 19. История нашего мира в художественной литературе. Часть 19. «Тутмос»

Часть 19.1. История нашего мира в художественной литературе. Часть 19.1 «Ригведа: VII, 18. К Индре»

Часть 20. История нашего мира в художественной литературе. Часть 20. «Синухе, египтянин»

Часть 21. История нашего мира в художественной литературе. Часть 21. «Бури на Ниле» и «Рамзес II Великий»

Книжная лига

22K поста78K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.