История нашего мира в художественной литературе. Часть 17. «Царь должен умереть» и «Бык из Моря»

Всем привет!

Меня не так давно спрашивали в коммах к одному из постов о книгах про минойскую цивилизацию. Про раннедворцовый период я ничего не нашла, но про более поздние кое-что всё-таки у меня есть, как я и говорила. Однако для начала, по традиции, историческая справка.

Об этом многим не рассказывали в школе, но первые цивилизации в районе греческих островов, Балканского полуострова и Малой Азии появились ещё в эпоху неолита. К примеру, Кикладская цивилизация бронзового века существовала в 3-2 тысячелетиях до н.э., а потом была подчинена минойцами. Кстати о них.

Минойская цивилизация считается одной из древнейших цивилизаций прошлого, не только в Европе, но и в мире. Существовала она примерно в период с 2700 по 1400-й годы, а окончательно исчезла после дорийского вторжения. В её истории выделяют этапы: додворцовый, раннедворцовый, новодворцовый и последворцовый.

Почему именно такие названия? Потому что более всего это государственное образование известно своими дворцами на Крите, в частности, в Кноссе. Руины этого дворца сохранились и поныне и выглядят впечатляюще даже по нынешним временам. Минойцы вообще известны были своим культурным и технологическим прогрессом, даже на фоне других развитых цивилизаций того периода, вроде Египетской, с которой у критян были контакты. Кроме того, они вели морскую торговлю и вообще господствовали над морем.

При этом, кто такие были минойцы в этническом и языковом плане, до сих пор достоверно сказать нельзя. У них был свой язык, вероятно, не имеющий ничего общего с древнегреческим. А древняя письменность, ранние формы которой возникли ещё в додворцовый период (2160-1900гг. до н.э.), продолжала своё развитие вплоть до ХV-го века до н.э. На данный момент она по-прежнему до конца не изучена и, очевидно, не дешифрована. Возможно, отчасти поэтому мы не так много, как хотелось бы, знаем о критской хронологии и правителях.

Что касается истории, то самыми крупными событиями можно считать минойское извержение (об этом скажу дальше), породившее землетрясение и цунами, которые обернулись большими разрушениями на Крите, ахейское вторжение, которое привело к серьёзным изменениям и породило крито-микенскую культуру (ок. 1450-го г. до н.э.), тогда же произошли крупные пожары на острове, уничтожившие многие местные города и дворцы (Кносс при этом уцелел). До того, предположительно, на Крите не было центральной власти (или скорее она была утрачена после извержения Санторина), но в ХV-м веке до н.э. централизованное государство начало возрождаться.

К слову, Минос был предположительно греком из числа переселившихся с материка ахейцев, а не минойцем, как можно подумать по его имени. Археологически это подтверждается тем, что в центральной части Крита минойскую культуру сменяет микенская, которая в то же время заимствует минойские достижения (включая письмо) и распространяет их в материковой Греции.

Изначальным центром этой цивилизации был Кносс, но в постдворцовый период господство перешло в Микены (1350-1190-й годы до н.э.). Однако подробнее об этом и о том, что было дальше, расскажу потом. А пока поговорим о романах

«Царь должен умереть» и «Бык из моря» М. Рэно

Время действия: предположительно ХVI-ХV века до н.э.

Что касается датировок, эта книга ввела меня в ступор даже больше, чем «Владычица Зари», и на самом деле разброс оказался на сотни лет, от ХVI до ХII веков до н.э. Сейчас поясню, почему.

Первая книга завершается временем извержения Санторина (Минойское извержение), а это либо ок. 1525 до н.э., либо около 1480-1450-го до н.э. Есть и более ранние датировки, но нам они совсем уж не подходят. За 1450-й год я уцепилась, потому что в то время примерно на Крите, по некоторым данным, произошли массовые пожары. Есть версия по поводу причин и о вторжении, и о природных катастрофах.

В то же время нет сомнений в том, что герой этой дилогии, Тезей, это тот самый Тезей из греческих мифов, и он жил незадолго до Троянской войны, и даже пересекался с Ахиллом. Если во главе угла ставить этот факт, то время действия сдвигается аж на ХIII-й век до н.э. Мне, однако, хотелось разбавить обилие историй о Египте и Междуречье, и я выбрала первую датировку.

Место действия: Древняя Греция; Крит; Троянские земли и Колхида (территории современных Греции, Турции и Грузии).

Интересное из истории создания:

Прежде всего, хочу немного сказать об авторе.

Мэри Рено (1905-1983) – английская писательница, оставившая после себя целую кучу исторических романов о временах Древней Греции. Писала она и о Тезее, и о Сократе с Платоном, и об Александре Македонском. Как некоторые фанатели от Древнего Египта и много писали о нём, так М. Рено была влюблена в Древнюю Грецию. В 1928-м году она окончила Колледж Святого Хью в Оксфорде, получив диплом по специальности «Английский язык». Исторического образования при этом у неё не было, но в целом с опорой на исторические данные ей удалось неплохо воссоздать эпохи, о которых она писала.

М. Рено, судя по всему, была сторонницей подхода, согласно которому всё описанное в мифах, в частности, древнегреческих, имело реальные исторические прототипы, и поэтому о Тезее писала как о реальном человеке из прошлого, хоть и с некоторым мистическим флёром в повествовании. В романе вообще много внимания уделено противостоянию древних культов и месту человека в мире, особенно если человек этот – царь.

О чём:

Герой Тезей, уже будучи в преклонных годах, вспоминает и рассказывает историю своей жизни. И начал он её с того, что родился в Трезене у незамужней царевны и жрицы Эфры, дочери местного царя Питфея, и с детства был убежден в том, что отцом его был бог Посейдон. Так ему, во всяком случае, говорили, и именно это во многом определило всю его дальнейшую жизнь. В свою особую связь с этим богом он продолжал верить даже тогда, когда вырос, и мать с дедом рассказали ему реальную историю его появления на свет после того, как из-под огромного камня он сумел вытащить меч и сандалии своего настоящего отца. С этим переворачивающим его мир открытием, а также с добытыми «артефактами», он и отправился в Афины, к царю этого славного города, чтобы подобно Лунтику сообщить ему: «Я родился!». Вот тут-то и начались его приключения…

Кто знает миф о Тезее, тому наспойлерить невозможно, но кто не знает, тому не хочется половинить удовольствие от прочтения. Потому что удовольствие, я уверена, получат и те, и другие.

Отрывок:

Бывает так, что отрывок подобрать сложно из-за того, что все самые яркие моменты – спойлеры, а в остальном повествование идёт неспешно и не особо ярко. В данном же случае проблема у меня возникла обратная: каждая глава настолько захватывающая и врезающаяся в память, что выбрать оказалось очень сложно. Но, раз уж я заикнулась про меч и сандальки, то, пожалуй, этот фрагмент и вставлю:

«…– Тесей, – проговорила она. Услышав хрипотцу в голосе матери, я удивленно посмотрел на нее. Она моргнула, и я увидел на глазах ее влагу. – Не сердись на меня. Не я так решила. Я поклялась твоему отцу клятвой, которую не посмеют нарушить сами боги, а уж тем более я. Я поклялась ему и Рекой, и дочерьми Ночи не открывать тебе, кто ты такой, пока не сумеешь самостоятельно поднять этот камень.

На мгновение сердце мое подпрыгнуло: царственная жрица не станет принимать подобных обетов по требованию низкого человека. Потом я поглядел снова и понял, почему она плачет.

Она с трудом проглотила слезы, я даже услышал звук.

– Под этой плитой погребены доказательства, которые он оставил для тебя. Он велел, чтобы я испытала тебя в шестнадцать, но тогда я увидела, что твой срок еще не пришел. Ну а теперь я должна.

Слезы бежали по ее лицу, и мать стерла их рукой.

Немного погодя я сказал:

– Очень хорошо, матушка. Прошу тебя – сядь там и не смотри на меня.

Она отошла, и я снял браслеты. Кроме них, выше пояса на мне ничего не было; я ходил без одежды в любую погоду, чтобы быть крепче. Увы, подумал я, особой пользы мне это не принесло.

Согнувшись над камнем, я принялся рыть руками, пытаясь нащупать нижнюю кромку. Надеясь, что с другого края он будет тоньше, я освободил камень со всех сторон, по-собачьи отбрасывая землю. Но другой конец плиты оказался еще толще. Поэтому я вернулся назад, широко расставив ноги, запустил под камень пальцы и потянул. Плита даже не сдвинулась с места.

Я остановился, задыхающийся и надломленный, будто едва объезженный конь, вдруг обнаруживший, что колесница так и осталась позади него. Я потерпел фиаско, еще не приступив к камню. Задание это было бы по силам разве что молодому Малею, рослому как медведь, или же Гераклу, зачиная которого Зевс продлил брачную ночь на трое суток. Это было задание для сына бога, и я теперь все понял. «Должно быть, среди богов все бывает как у людей, и даже законный сын бога может пойти в мать. В жилах моих одна часть ихора подмешана к девяти частям человеческой крови; камнем этим бог испытует меня и отвергает». Я вспомнил все, что вынес и претерпел; с самого начала мои старания ничего не стоили, и мать моя плакала от стыда.

Я впал в ярость и, уцепившись за камень, принялся гнуть его скорее как зверь, а не человек, ощущая, как трещат мои сухожилия и кровоточат пальцы. Я забыл даже про мать, пока не услышал топот бегущих ног, шорох юбки и голос, приказывавший мне:

– Остановись!

Я обернул к ней покрытое потом лицо. Во мне бушевал такой гнев, что я закричал на нее, словно на простую крестьянку:

– Я же запретил тебе подходить!

– Неужели ты обезумел, Тесей? – спросила она. – Ты себя убьешь.

– Почему бы и нет? – отвечал я.

– Я знала, что из этого выйдет! – вскрикнула она и приложила руку ко лбу. Я молчал, потому что почти возненавидел ее. Мать проговорила: – Ему следовало довериться мне. Да, пусть я и была тогда очень молода.

Потом она увидела, что я остановился и смотрю на нее, и закрыла рот двумя пальцами. Я повернулся, чтобы уйти, и вскрикнул от боли – не заметив того, я надорвал мышцу спины. Мать приблизилась и ласково ощупала меня, но я глядел в сторону.

– Тесей, сын мой, – проговорила она с мягкостью, едва не победившей меня. Мне пришлось стиснуть зубы. – Ничто не запрещает мне сказать тебе это: не я заставляю тебя страдать. И по-моему, я имею право судить об этом. – Она умолкла, глядя через прореху в дубовой листве на синее море. А потом произнесла: – Береговые люди были невежественны; они думали, что вечноживущий Зевс умирает каждый год. Но, по крайней мере, они понимали, что некоторые дела следует предоставить женщинам. – Мать умолкла на миг и заметила, что я жду лишь ее ухода. И она отправилась прочь. А я повалился на землю…».

Что я об этом думаю, и почему стоит прочитать:

Книга шикарная и читается на одном дыхании. Временами, конечно, хотелось отвесить Тезею хорошенький пендель, а то и что покрепче, но в целом, особенно с поправкой на попытку воссоздания морали тех времен, ему симпатизируешь и сопереживаешь. Даже тогда, когда решения его и действия кажутся чересчур суровыми. Хотя жести там и без этого хватало.

Рено удалось очень живо выписать все образы, и потому легко представить и то, как выглядел описанный мир, и тех, кто в нем жил, и вообразить себе всё то, что с ними происходило. А происходило всякое. Возможно, самой сильной сценой в первой книге стало описание празднества в честь Диониса на Наксосе, после которого Тезей покинул Ариадну. Писательница дала весьма любопытную трактовку причинам этого поступка. Мне пришлось много и упорно думать, прежде чем я вроде бы эти причины уловила. Да и вообще отношения героя этой истории с женщинами – это отдельная тема. То, что он был редкостный бабник, и даже ухитрялся иронизировать по этому поводу – факт. И от этого особенно трогательной выглядела история его любви к амазонке Ипполите из второй части дилогии – «Бык из моря». Так что, если кто искал не только приключения, но и романтику, найдет в этих романах и её тоже. И многое другое.

В общем, мой вывод – читать однозначно, даже, если с мифом вы уже знакомы.

История нашего мира в художественной литературе. Часть 17. «Царь должен умереть» и «Бык из Моря» Литература, Что почитать?, Обзор книг, История (наука), Крит, Минойская культура, Тезей, Эгейское море, Минос, Длиннопост

(Фреска того самого Кносского дворца, изображающая ритуальные игры с быком)

Предыдущие части можно найти тут:

Часть 1 (XXXI-ХХХ вв. до н.э.). История нашего мира в художественной литературе. Часть 1. «Листы каменной книги»

И самый полный перечень других частей в конце поста под №16:

История нашего мира в художественной литературе. Часть 16. «Война в Фивах»

Книжная лига

22K постов78K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.