Серия «Крестовые походы»

Поход бедноты и первый крестовый поход

Поход бедноты и первый крестовый поход Военная история, Общество, Цивилизация, Ученые, Наука, Научпоп, Военные, Исследования, Образование, Развитие, Критическое мышление, Длиннопост

Авторы: Виктория Бачуркина и Анастасия Романихина.

Исторический контекст и ход Клермонского собора.

Созван папой Римским Урбаном II, приехавшим во Францию, чтобы принять меры по продвижению церковной реформы и заручиться поддержкой в борьбе против императора Генриха IV и антипапы Климента III. Клермонскому собору предшествовали несколько церковных соборов в Италии, ознаменовавших успехи пап Римских в борьбе с императорами: в Мельфи (1089 г.), Беневенто (1091 г.), Трое (1093 г.) и Пьяченце (март 1095 г.; на нём присутствовала делегация из Константинополя с просьбой о помощи в борьбе против турок-сельджуков). В середине августа 1095 г. Урбан II прибыл в Ле-Пюи (в Оверни), откуда разослал приглашения архиепископам и некоторым епископам Франции на собор в Клермоне.

Торжественное открытие собора состоялось в воскресенье, 18 ноября 1095 г. Заседания проходили скорее всего в кафедральном соборе или в церкви Нотр-Дам-дю-Пор. В работе собора приняли участие 12 (по другим сведениям – 13) архиепископов (Бордо, Буржа, Лиона, Нарбона, Оша, Пизы, Реджо-Эмилии, Реймса, Санса, Толедо, Тура, возможно, Таррагоны и Экс-ан-Прованса) и 80 до 400 епископов, главным образом из южных регионов Франции. Диоцезы на территории Священной Римской империи были представлены лишь нескольким епископами, английские прелаты не присутствовали.

Клермонский собор принял около 30 канонов, их содержание и порядок в разных церковно-правовых сборниках не совпадают. Собор начался с провозглашения «Божьего мира», под которым подразумевался запрет на военные действия и на насилие по отношению к безоружным в определённые дни и периоды церковного календаря. В отдельных значимых рукописях упоминается об индульгенции крестоносцам (в конце канонов дополнительно указано, что «Божий мир» распространяется на имущество крестоносцев).

В большей части канонов собора воспроизводятся положения, которые были приняты предшествующими соборами и составляли основу григорианской реформы: запрет симонии, запрет мирянам совершать инвеституру клириков, обязательный целибат для клириков, укрепление церковной дисциплины.

Отдельные каноны содержат запрет занимать церковные должности лицам, не получившим рукоположения; запрет ношения оружия клириками; запрет мирянам получать церковную десятину и наследовать имущество клириков; предписание обязательно исповедоваться и совершать покаяние, соблюдать предписанные посты и др. Главной целью всех решений объявлялось избавление Церкви от зависимости от любых светских властей.

Клермонский собор принял также ряд решений по церковно-политическим вопросам и территориальным спорам. Были отлучены от Церкви Гвиберт Равеннский (антипапа Климент III), император Генрих IV (повторно после собора в Пьяченце), французский король Филипп I и его вторая жена Бертрада де Монфор (за вступление в не санкционированный церковными властями брак).

Собор подтвердил примат архиепископа Лиона над церковными провинциями Руана, Санса и Тура, а также юрисдикцию архиепископа Турского над Бретанью. Папа Урбан II смог уладить давний территориальный конфликт между аббатствами Клюни и Ла-Шез-Дьё из-за аббатства Моза (близ Клермона), которое было признано дочерним монастырем Клюни. Несколькими соборными постановлениями были удовлетворены претензии Клюни и на ряд других церквей и монастырей, урегулирован ряд других внутрицерковных конфликтов.

Крестовый поход бедноты.

Французские рыцари и папа решили вопрос о крестовом походе в минуту энтузиазма, не обдумав его заранее. Было установлено, что рыцари выступят 15 августа будущего года и соединятся в Константинополе. Монахи и священники начали объезжать Францию и Германию, проповедуя крестовый поход.

Самым знаменитым из этих проповедников был отшельник, живший в окрестностях Амьена, Петр, который уже ранее совершал паломничество в св. землю, человек невысокого роста, худощавый, со сверкающим взором, одетый в плащ с капюшоном, подпоясанный веревкой; он проповедовал преимущественно между крестьянами.

Таким образом, на севере Франции собралась толпа жалких крестьян, плохо вооруженная и без провизии, которая двинулась в первый крестовый поход вместе с женами и детьми под предводительством Петра Пустынника и одного бедного рыцаря, Вальтера Голяка. Они прошли через Германию и, спустившись вдоль по Дунаю, достигли Константинополя.

Той же дорогой пошли и другие отряды, образовавшиеся в Германии на берегах Рейна; перед одним из этих отрядов выступали коза и гусь, священные животные древней германской мифологии, которые должны были служить вожатыми экспедиции. Перед выступлением крестоносцы перебили в рейнских городах евреев как врагов Христа и разграбили их дома; когда архиепископ Кельнский спрятал евреев в первом этаже своего дома, толпа разбила дверь топорами и перерезала несчастных.

Часть участников первого крестового похода погибла в битвах с венграми и болгарами, которые, будучи раздражены их буйным поведением, решили не пропускать их через свою страну. Те из крестоносцев, которые дошли до Константинополя, начали грабить его: они срывали свинец с церковных крыш и продавали его грекам. Они не хотели ждать рыцарей и заставили Петра Пустынника тотчас вести их против турок. Двумя отрядами они расположились под Никеей; одни, запертые в своем лагере, где они умирали от жажды, сдались или были избиты; другие напали на турок и потерпели поражение. Лишь немногие спаслись вместе с Петром Пустынником; по словам летописцев, кости христиан образовали холмы на Никейской равнине.

Спустя несколько лет возникла легенда, что настоящим инициатором первого крестового похода был Петр Пустынник, который и убедил папу взяться за это дело. Во время своего паломничества в Иерусалим он заснул в церкви св. Гроба и во сне увидел Спасителя, который сказал ему: «Петр, дорогой сын мой, встань, иди к моему патриарху, и он даст тебе письмо твоего посланничества. Расскажи на твоей родине о жалком положении св. мест и пробуди сердце верующих, чтобы они освободили Иерусалим от язычников». Петр взял у иерусалимского патриарха письмо, отнес последнее к папе и получил разрешение проповедовать крестовый поход. Эта легенда пришлась по душе экзальтированным христианам, которым светское духовенство казалось недостаточно преданным делу веры; было приятно думать, что зачинщиком первого крестового похода был не папа, а отшельник.

Первый крестовый поход (1096 – 1099 гг.).

Организация масштабной военной экспедиции требовала серьезной подготовки. Первый крестовый поход принято делить на два этапа. Первая фаза получила название - поход «бедноты». Так как в «народный» крестовый поход отправились, в основном, бедные крестьяне и рыцари. При этом социальный состав армий был разнородный. Начался он весной 1096 г. 12 апреля из Берри вышел отряд во главе с Петром Амьенским, позже к ним присоединилась армия рыцаря Вальтера Голяка. Движение крестоносцев на пути в Святую землю сопровождалось погромами, воины занимались грабежами и разбоем.

Награбленное тратилось на провизию и другие необходимые вещи. В середине июля войско Вальтера Голяка дошло до Константинополя, а 1 августа в столицу Византийской империи прибыл Петр Амьенский и его крестоносцы. Византийский император Алексей I Комнин, видя, как неорганизованная толпа занимается бесчинствами, переправил участников экспедиции в Малую Азию. Из-за конфликта и отсутствия единого командования армия разделились на две: французскую и немецко-итальянскую. Вскоре крестоносцы были разгромлены турками-сельджуками, напавшими на них. В бою погиб и Вальтер Голяк. Петру Амьенскому и его отряду удалось бежать. Позже он присоединился к «крестовому походу знати».

Вторая фаза первого крестового похода – «крестовый поход знати» («крестовый поход баронов»). Элита готовилась на год дольше, нежели простое население. Крестоносцы были хорошо вооружены и организованы. Основные армии крестоносцев выступили в поход из северной Франции в августе 1096 г. под предводительством Гуго Великого. Гуго Великий с небольшим отрядом рыцарей проследовал по традиционному паломническому маршрутом до города Бари. Его цель была переправиться морским путем в Диррахий. Он был связан с Константинополем старой Эгнатиевой дорогой.

Попутно из центральной Франции также выдвинулось войско. Его вёл Готфрид Бульонский. Роберт Нормандский был предводителем войска из северо-западной Франции, крестоносцев южной Франции вел Раймунд IV. Последние обогнули Адриатику сухопутным путем через Далмацию и остановились в Диррахии. Из Италии войска отправились в крестовый поход под командованием Боэмунда Тарентского.

Около столицы Византийской империи армии объединились. Крестоносцы совместно завоевали большую часть Палестины. В марте 1098 г. было основано первое государство крестоносцев – Эдесское графство. После нескольких побед крестоносцев над тюрками появилось княжество Антиохия, Иерусалимское королевство. Раймунд IV основал графство Триполи. Воины насаждали в государствах те же порядки, что и в европейском средневековом обществе.

7 июля 1099 г. руководители крестоносной армии приступили к осаде Иерусалима. Первый штурм завершился неудачей. Новая атака с использованием осадных башен началась 13 июля. И уже 15 июля она завершилась победой крестоносцев. Захватив Иерусалим, крестоносцы разграбили город, а часть нехристианского населения убили, часть продали в рабство. Большинство выживших в этом сражении участников похода вернулись в Западную Европу. Правителем Иерусалима избрали Готфрида Бульонского. Его стали называть «защитник Гроба Господня». Таким образом, цель Первого Крестового похода была достигнута – Святой город был освобожден.

Показать полностью 1

Основание духовно-рыцарских орденов

Основание духовно-рыцарских орденов Научпоп, Наука, Ученые, Цивилизация, Общество, Исследования, Образование, Критическое мышление, Развитие, Длиннопост

Авторы: Анастасия Григорьева и еще 2 анонима.

Крестовые походы в Святую Землю (Палестину) привели к образованию новых политических структур - королевств крестоносцев на Ближнем Востоке и духовно-рыцарских орденов. Когда участникам Первого крестового похода (1096 – 1099 гг.) удалось завоевать большую часть Святой Земли, а под конец и сам Иерусалим, они стали формировать в покоренном регионе свои властные структуры. Так возникли Иерусалимское королевство и прочие государства крестоносцев.

Считалось, что победители освободили Святую Землю из рук неверных; однако в ней до прихода европейцев проживали не только мусульмане и иудеи, но и христиане разных течений (например, яковиты и несториане). Вопреки утверждениям крестоносной пропаганды, христианские подданные исламских государств, как правило, не испытывали никаких притеснений.

Когда в Палестине возникли государства крестоносцев, а также «латинские» архиепископства, патриархии, епископства, приходские церкви, монастыри и коллегии, по образу и подобию европейских, то они столкнулись с теми же политическими проблемами и конфликтами, которые составляли историю Европы. Борьба между церковью и светскими властями точно так же пронизывала религиозно-политическую жизнь. Светские правители старались поставить вновь основанные церкви себе на службу, а церковь всячески добивалась светской власти и политической самостоятельности.

Одной из сторон этой борьбы стало формирование духовно-рыцарских орденов, направленных на защиту христиан в Святой земле, на Иберийском полуострове и в прочих землях. Кроме того, в ходе успешных завоеваний в Первом крестовом походе возникла необходимость оборонять новые территории после возвращения многих крестоносцев обратно в Европу. Для этой цели в 12 в. и стали возникать духовно-рыцарские ордена.

Тамплиеры.

Первой рыцарской общиной стали тамплиеры (храмовники), основавшиеся в 1118/1119 г. под руководством Гуго де Пейна - рыцаря из Шампани - с целью защиты и сопровождения паломников к святым местам, в особенности по дороге из Яффы в Иерусалим. Иерусалимский король Балдуин I (1110 – 1118 гг.) предоставил новому братству помещения на Храмовой горе, в связи с чем новая община приняла название тамплиеров (от французскго «temple» - храм).

На Соборе в Труа в 1129 г. был составлен устав новой организации, не получившей на тот момент папского утверждения. Согласно уставу, тамплиеры должны были носить в качестве отличительного знака, вероятно по примеру цистерцианцев, плащи белого цвета и приносить, вступая в орден, монашеские обеты послушания, нестяжания и целомудрия. Влиятельным покровителем тамплиеров был католический богослов, монах-цистерцианец - Бернард Клервоский - сначала настроенный к ним скептически.

Гуго де Пейну при жизни так и не удалось добиться от Папского престола признания тамплиеров. Новый глава братства - Робер де Краон - отправился в 1138 г. в Европу, и на этот раз усилия ордена увенчались успехом. В марте 1139 г., в преддверии Латеранского II Собора, папа Римский Иннокентий II (1130 – 1143 гг.) буллой «Omne datum optimum» официально утвердил орден тамплиеров и предоставил новому братству ряд привилегий.

Тамплиеры и все их нынешнее и будущее имущество были объявлены находящимися под защитой Папского престола. Орден напрямую подчинялся папе Римскому и освобождался от контроля со стороны местных светских и церковных властей, равно как и от любых видов налогов и десятин. Тамплиерам гарантировались самоуправление и самостоятельные выборы новых предстоятелей-магистров, а также право на изменение положений устава. Разрешалось принимать в орден священников, переходивших в подчинение магистра ордена. Таким образом, булла 1139 г., законодательно утвердив новый тип церковной организации, в значительной мере повлияла на распространение новых духовно-рыцарских орденов.

Тевтонский орден.

Тевтонский орден был основан в 1190 г., во время осады Акры (ныне Акко, Израиль), в ходе Третьего крестового похода (1189 - 1192 гг.), как полевой госпиталь для немецкоязычных крестоносцев, но уже в 1198 г. он был преобразован в рыцарский «Орден дома Пресвятой Девы Марии тевтонов в Иерусалиме», хотя и не располагал на тот момент никакими владениями в городе, находившемся под контролем мусульман.

В 1199 г. папа Римский Иннокентий III (1198 – 1216 гг.) утвердил создание Тевтонского ордена: его члены как военные должны были следовать уставу тамплиеров, а в том, что касалось госпитальной деятельности, - уставу иоаннитов. В 1209 - 1220 гг. в ордене оформились собственные обычаи, впоследствии многократно редактировавшиеся и обновлявшиеся.

Другие ордена.

Орден Святого Лазаря (лазариты) возник в 12 в. в Иерусалиме как госпиталь для ухода за прокаженными и в дальнейшем сохранил эту специализацию.
Схожий с Тевтонским орденом путь прошел орден Алькантара, основанный в Леонском королевстве как военное братство для обороны замка Сан-Хулиан-де-Перейро и утвержденный папой Александром III в 1176 г. Около 1187 г. братство было подчинено ордену Калатрава и приняло устав цистерцианцев; затем в течение некоторого времени оно называлось также орденом Трухильо.

Структура и распространение духовно-рыцарских орденов.

В течение 12 - 13 вв. только три ордена - тамплиеры, госпитальеры и позднее тевтонские рыцари - превратились из небольших братств, действовавших на Святой Земле, в мощные международные организации с многочисленными владениями в Средиземноморье, Западной и Восточной Европе.

Доказанная в ходе многих военных кампаний на Латинском Востоке эффективность этих орденов привлекала светских и духовных правителей, которые либо с помощью щедрых пожалований призывали тамплиеров, госпитальеров или тевтонских рыцарей в свои регионы, либо пытались создать новые ордены по их подобию.
Другим фактором являлись пожертвования отдельных аристократов, благочестивых мирян и прочих, видевших в деятельности духовно-рыцарских орденов по защите христианских паломников и святых мест богоугодное дело, которому надлежало способствовать по мере возможности.

Духовно-рыцарские ордена на Пиренейском полуострове также получали земельные владения вне своих основных зон деятельности, но в целом оставались привязанными к испанско-португальскому пограничью с арабскими территориями, поскольку, как правило, находились в непосредственной зависимости от местных покровителей.

Духовным и административным центром трех крупнейших духовно-рыцарских орденов до 1291 г. оставалась Святая Земля: главное отделение тамплиеров размещалось на Храмовой горе в Иерусалиме, а центр деятельности госпитальеров находился в иерусалимском госпитале св. Иоанна Крестителя. После падения Иерусалима в 1187 г. тамплиеры и госпитальеры перенесли свои штаб-квартиры в Акру, отвоеванную у мусульман в ходе третьего крестового похода. Там же разместилась и главная резиденция новообразованного Тевтонского ордена.

В административном отношении крупнейшие Ордена делили свои европейские владения на провинции, основной задачей которых было финансовое и материальное обеспечение военной деятельности организаций. Управление провинциями осуществлялось местными руководителями. Треть доходов провинций, а в случае необходимости и половина, направлялась в центральные отделения орденов. Одной из важных задач тамплиеров и госпитальеров стала морская транспортировка пилигримов из Европы на Святую Землю, приносившая также хороший доход.

Госпитальеры создали самую разветвленную сеть владений в Заподной Европе и Средиземноморском регионе, тамплиеры располагались главным образом во Франции, Арагоне и Англии, а Тевтонский орден владел обширными земельными комплексами в Италии, Священной Римской империи и в Прибалтике. Европейские владения духовно-рыцарских орденов представляли собой важный резерв для призыва новых братьев-рыцарей и постоянного восполнения неизбежных потерь, понесенных в ходе военных кампаний. Базовой территориально-административной единицей духовно-рыцарских орденов являлись отдельные «дома» -конвенты с прилегавшей территорией. В районах боевых действий речь шла, как правило, об укрепленных замках, в то время как далекие от пограничной войны отделения Духовно-рыцарских орденов состояли из сельскохозяйственных угодий, зернохранилищ, виноградников и прочего.

Духовно-рыцарские ордена имели схожие внутренние структуры. Во главе орденов находились пожизненно избираемые магистры, руководившие организациями, согласно коллегиальному принципу управления, совместно с другими высокопоставленными братьями и в соответствии с постановлениями генеральных капитулов - регулярно проводившихся собраний высших должностных лиц и представителей орденских провинций. Каждый орден следовал своему уставу, утвержденному Папами Римскими, и своду дополнительных законов.

Основная часть членов духовно-рыцарских орденов являлись мирянами, принявшими монашеские обеты нестяжания, целомудрия и послушания. В братствах поддерживалась строгая внутренняя дисциплина, при этом самым серьезным наказанием за нарушение устава являлось исключение из организации и перевод в другой орден. Дисциплинарные положения уставов Духовно-рыцарских орденов не предполагали наказания в виде смертной казни или возвращения к мирской жизни.

Члены крупнейших духовно-рыцарских орденов делились на три основные группы: братьев-рыцарей, братьев-священников и служащих братьев-сержантов. Главной обязанностью братьев-рыцарей и братьев-сержантов была военная деятельность, братья-священники совершали богослужения и занимались пастырским душепопечением.

В социальном отношении для вступления в духовно-рыцарский орден от братьев-рыцарей изначально не требовалось наличие благородного происхождения, однако со временем этот статус стал доступен только для знати. Основу братьев-рыцарей составляли представители низших слоев европейской аристократии, для которых членство в духовно-рыцарских орденах давало хорошую возможность повысить социальный статус и построить карьеру. Братья-сержанты и братья-священники могли относиться как к благородному сословию, так и к городскому патрициату. Количество представителей высшей европейской знати в духовно-рыцарских орденах было ограниченным.

Женщины вступали в Духовно-рыцарских орденов в качестве сестер; они приносили монашеские обеты. Сестры жили, как правило, в отдельных от братьев-рыцарей общинах, проводя время в молитвах и занимаясь сельскохозяйственными работами. Женские общины получили распространение в орденах тамплиеров, госпитальеров, Калатрава, Сантьяго, Святого Лазаря и в Тевтонском ордене.

Символика Духовно-рыцарских орденов.

Отличительными признаками орденов являлись используемые их членами плащи с изображениями крестов различной формы и с возможными дополнительными элементами. Члены большинства Духовно-рыцарских орденов носили, по примеру цистерцианцев, плащи белого цвета. Черный цвет плащей госпитальеров восходил к бенедиктинским корням этой организации.

Символика могла меняться со временем. Так, госпитальеры изначально носили обычный белый «латинский» крест на черных или красных плащах, но с конца 15 в. официально изменили символ на 8-конечный крест, позднее названный мальтийским после установления власти ордена над Мальтой. Красный крест использовали тамплиеры и созданные по их подобию меченосцы, а также ордены Калатрава и Сантьяго. При этом крест меченосцев располагался над изображением меча, а в Добринском ордене был принят знак красной звезды над мечом. Символом Тевтонского ордена являлся черный «латинский» крест. Ордены Святого Лазаря, Алькантара и Авишский орден использовали кресты зеленого цвета.

Показать полностью 1

Третий крестовый поход, 1189 - 1192 гг

Третий крестовый поход, 1189 - 1192 гг Цивилизация, Общество, Наука, Ученые, Научпоп, Критическое мышление, Исследования, Образование, Развитие, Длиннопост

Автор: Артем Демченко.

В Третьем крестовом походе приняли участие три европейских монарха:
1) Король Франции Филипп II Август;
2) Король Англии Ричард Львиное Сердце;
3) Германский император Фридрих | Барбаросса.

Захват Саладином Иерусалима в 1187 г. шокировал весь христианский мир. Папа римский Урбан III призывал всех правителей соединиться против неверных и организовать третий крестовый поход. Он установил торжественные богослужения и посты, обещал всякому участнику похода полное отпущение и провозгласил на семь лет всеобщий мир.

На призыв ответили три могущественных государя. Германский император Фридрих Барбаросса созвал всех немецких князей на сейм в Майнце. Чтобы избежать насыщенности армии неугодными элементами, что стало гибельным для императора Конрада во втором крестовом походе, было запрещено принимать людей, не владевших хотя бы тремя марками серебра. Немецкая армия пошла путем первого крестового похода - вдоль берегов Дуная через Болгарию. Она двигалась в полном порядке; Фридрих разделил ее на батальоны по 500 человек с особым начальником во главе каждого.

Прежде всего, немцам пришлось столкнуться с византийцами. Получив корабли и переправившись через Геллеспонт, они вступили в горную часть Малой Азии и начали углубляться в опустошенную войнами страну. Вскоре в войске не осталось фуража и припасов. Истощенные постоянными нападениями тюркских всадников, крестоносцы прибыли к стенам Иконии. Им удалось захватить город. Затем армия перешла Тавр. Когда она прибыла в Сирию, расположилась на отдых в долине Селефа. Фридрих захотел искупаться в реке, и был унесен течением. Немцами овладело отчаяние. Большинство вернулись на родину, остальные направились в Антиохию, где в июне 1190 г. их истребила эпидемия. Так завершился третий крестовый поход для германской армии.

Французский и английский короли до начала крестового похода вели войну друг с другом, но в январе 1188 г. заключили мир. Они повелели проповедовать в своих королевствах крестовый поход и, для покрытия издержек войны, постановили обложить всех остающихся дома податью, равной одной десятой части от дохода (Саладинова десятина).

Они решили воспользоваться морским путем. Французский король направился в Геную и сел там на корабли. Английский король шел через французские и итальянские земли. Войска встретились в Мессине. Сразу начались раздоры. Сицилийцы смотрели с ненавистью на чужестранцев. Однажды английский солдат поссорился с торговкой из-за стоимости хлеба; мессинские жители побили его и заперли ворота. Ричард взял город и отдал войску на разграбление. Филипп потребовал свою часть добычи, а сам тайно предлагал сицилийскому королю помощь против англичан.

Всю зиму французская и английская армии ссорились между собой, а рыцари тратили деньги.
Весной 1191 г. французская армия направилась в Сирию отбивать прибрежный город Акру. Со временем туда отправился и Ричард. Но по пути из-за бури некоторые корабли и в том числе корабль с его невестой и сестрой прибило к Кипру. Кипрский правитель взял всех в плен. Тогда Ричард высадился на берег, разбил византийское войско, и в 25 дней захватил весь остров. Он отнял половину земель, раздал их в лен рыцарям и во всех крепостях поставил гарнизоны. И только в июне 1191 г. французские и английские войска приблизились к Акре.

Остров Кипр находился в это время во власти Исаака Комнина. Исаак Комнин, узурпатор Кипра, не различал друзей и врагов императора, а преследовал свои личные эгоистические интересы; он объявил своей пленницей невесту английского короля. Таким образом, Ричард должен был начать войну с Кипром, которая была для него непредвиденна и неожиданно и которая потребовала от него много времени и сил.

Завладев островом, Ричард заковал в серебряные цепи Исаака Комнина; начался ряд торжеств, сопровождавших триумф английского короля. Впервые английская нация приобрела территориальное владение на Средиземном море. Но, само собой разумеется, что Ричард не мог рассчитывать на долгое обладание Кипром, который находился на таком большом расстоянии от Британии.

В то время, когда Ричард праздновал на Кипре свою победу, когда он устраивал торжество за торжеством, на Кипр прибыл потерявший свои владения король Иерусалима Ги де Лузиньян. Ги де Лузиньян, прибывший на Кипр, чтобы заявить знаки преданности английскому королю, увеличил блеск и влияние Ричарда, который и продал ему остров Кипр.

Побуждаемый Ги де Лузиньяном, Ричард оставил наконец Кипр и прибыл к Акре, где два года вместе с другими христианскими князьями принимал участие в бесполезной осаде города. Сама идея осады Акры была в высшей степени непрактична и прямо бесполезна. В руках христиан были ещё приморские города Антиохия, Триполи и Тир, которые и могли обеспечивать им сообщение с Западом. Эта идея бесполезной осады была внушена эгоистическим чувством таких интриганов, как Ги де Лузиньян. В нём возбуждало зависть, что в Антиохии был свой князь, Триполи - владел другой, в Тире сидел Конрад из дома герцогов Монферратских, а у него, иерусалимского короля, не было ничего, кроме одного имени. Этой чисто эгоистической целью и объясняется его приезд к английскому королю на остров Кипр, где он щедро расточал перед Ричардом заявления чувств преданности и старался расположить в свою пользу английского короля. Осада Акры составляет роковую ошибку со стороны деятелей Третьего крестового похода; они бились, тратили время и силы из-за небольшого клочка земли, в сущности никому не нужного, бесполезного, которым хотели наградить Ги де Лузиньяна.

Осада Акры.

Когда Ричард и Филипп прибыли в Сирию, крестоносцы уже два года осаждали крепость Акру. Они начали осаду по приказу иерусалимского короля Гуго Лузиньяна, который наиболее необходимым считал приобрести гавань. Построенная на скале Акра была окружена крепкими стенами; крестоносцы расположились на равнине и окружили лагерь глубоким рвом; корабли блокировали вход в порт. Саладин со своей армией встал лагерем на холме по другую сторону от города. Он общался с осажденными при помощи почтовых голубей. Время от времени мусульманские корабли доставляли в город провизию.

Осада медленно продвигалась. Крестоносцы из привезенного из Италии дерева построили три осадные машины, но осажденные сожгли их. С зимними дождями в лагере началась эпидемия. Стычки продолжались еще несколько месяцев, но гарнизон все же согласился сдаться. Ему разрешено было уйти при условии, что Саладин в сорокадневный срок вернет Животворящий крест, заплатит 200 тысяч золотых монет и освободит христианских пленников. Обеспечивая договор осажденные дали две тысячи заложников. В стычках под Акрой Ричард получил славу храбрейшего из предводителей крестоносцев.

По преданию, когда он возвращался в лагерь, его щит был унизан стрелами. Мусульманские матери пугали им детей. Но этот идеальный рыцарь был жесток и груб. Вступая в Акру, он велел сорвать австрийское знамя со стены и бросить в грязь. Когда Саладин не собрал в срок условленную сумму, Ричард велел казнить две тысячи заложников.

Сам Саладин не ожидал подобного бессмысленного шага со стороны Ричарда; он; велел срыть крепкие стены Аскалона и превратить в груду камней сам город. Всю осень 1191 и весну 1192 гг. Ричард стоял во главе крестоносного ополчения. Всё это время он совершал не нужные поступки в командовании, что лишь подрывало его авторитет. Не раз для Ричарда представлялась совершенно ясно задача - идти прямо на Иерусалим; само войско его сознавало, что оно не исполнило ещё своей задачи и побуждало короля к тому же. Три раза он был уже на пути к Иерусалиму, три раза сумасбродные идеи заставляли его останавливать марш и двигаться назад. К началу 1192 г. в Азию пришли известия из Франции, которые сильно подействовали на Ричарда.

Тогда Ричард, беспокоясь за свои английские владения, которым угрожал французский король, употребил все средства для того, чтобы войти в отношения с Саладином. В мечтательном самообмане он составил вполне неосуществимый план. Он предложил Саладину соединиться с ним узами родства: предлагая выдать свою сестру Иоанну за брата Саладина - Малек-Аделя.

Наконец, Ричард, который, оставаясь в Азии, рисковал потерять свою корону, заключил 1 сентября 1192 года договор с Саладином. Этот постыдный для чести Ричарда мир оставлял за христианами небольшую береговую полосу от Яффы до Тира, Иерусалим оставался во власти мусульман, Святой крест не возвращён. Саладин даровал христианам мир на три года. В это время они могли свободно приходить на поклонение святым местам. Через три года христиане обязывались войти в новые соглашения с Саладином, которые, само собой разумеется, должны были быть хуже предыдущих. Этот бесславный мир лёг тяжёлым обвинением на Ричарда. Современники подозревали его даже в измене и предательстве; мусульмане упрекали его в чрезмерной жестокости.

В октябре 1192 г. Ричард оставил Сирию. Для него, однако, возвращение в Европу представляло немалые затруднения, так как у него везде были враги. После долгих колебаний он решился высадиться в Италии, откуда предполагал пробраться в Англию. Но в Европе его сторожили все враги, которых он немало нажил. Около Вены в Австрийском герцогстве он был узнан. По приказу Леопольда V он был схвачен рыцарем Георгом Роппельтом и заключён в замок Дюрнштейн в тюрьму, где содержался около двух лет. Только под влиянием римского папы и сильного возбуждения английской нации, он получил свободу. За его свободу Англия заплатила Леопольду V до 23 тонн серебра.

Показать полностью 1

Последствия крестовых походов

Последствия крестовых походов Цивилизация, Научпоп, Наука, Ученые, Общество, Исследования, Образование, Критическое мышление, Развитие, Длиннопост

Авторы: Сергей Сараев и Оккупация.

Крестовые походы для всей Европы имели важные последствия. Неблагоприятными результатами стали ослабление Византийской Империи, приведшее ее впоследствии к Турецкому завоеванию, а также гибель огромного количества людей. Но значительными были и благотворные последствия. Если для мусульманского Востока Крестовые Походы были, как чума, то для самих Европейцев они несомненно имели огромное влияние на политический, культурный и общественный строи Западной Европы, содействуя падению в ней средневековых форм отношений, развитию науки и медицины.

Политические и социальные последствия.

Вследствие непрерывно продолжавшегося в течение двух столетий оттока рыцарей на Восток численно ослабился рыцарский класс, что облегчило борьбу королевской власти с оставшимися представителями феодальной аристократии. Невиданное ранее развитие торговых отношений способствовало обогащению и неминуемому усилению городского класса, который был в Средние века опорой королевской власти в еë борьбе против феодалов. В некоторых странах крестовые походы ускорили и облегчили процесс освобождения крестьян от крепостной зависимости.

Теперь зависимые крестьяне могли освободиться не только вследствие ухода в Святую Землю, но и путем выкупа своей свободы у баронов, нуждавшихся в деньгах для отправления в крестовый поход и поэтому охотно вступавших в сделки такого рода. В крестовых походах участвовали представители всех групп, на которые делилось население Западной Европы, начиная от баронов и кончая
массами простых крестьян.

Также из-за падения могущественной Византийской империи произошёл рост европейской торговли: в Средиземном море начали господствовать итальянские купцы.

Экономические последствия.

Пришедшие в соприкосновение в ходе крестовых походов народы Западной Европы уясняли свои национальные особенности. Близкое соприкосновение западных христиан с мусульманами и христианами Востока содействовало ослаблению религиозных предрассудков. Отсталая во многом и «немытая» средневековая Европа, стенающая от нищеты и болезней, прельстилась богатством и культурой Востока. Во время крестовых походов небывалого развития достигло мореплавание, так как большей частью крестоносцы отправлялись в Святую Землю морем; морскими же маршрутами велась и почти вся торговля между Западной Европой и Востоком. Главными участниками этой торговли являлись итальянские купцы из Генуи, Венеции, Амальфи, Пизы и других городов.

Оживление торговых отношений приносило в Западную Европу много денег, а вместе с развитием торговли это приводило к упадку форм натурального хозяйства и способствовало экономическому перевороту, который произошел в конце Средних веков.

Культурные заимствования.

Отношения с Востоком принесли на Запад множество полезных предметов, которые подешевели и стали входить во всеобщее употребление. С Востока были перенесены: шафран, рожковое дерево, лимон, абрикос (дамасская слива), фисташки и т.д. Слова, обозначающие эти растения, - арабского происхождения. В больших количествах стал ввозиться сахар, вошёл в употребление рис.

Ввозилось значительное количество произведений высокоразвитого восточного ремесла: дорогие шёлковые ткани (бархат, атлас), ситец, бумажные материи, кисея, ковры, краски, ювелирные изделия и тому подобное. Знакомство с ними и со способами их изготовления повели к развитию на Западе подобных отраслей ремесла (тех, кто изготовлял ковры по восточным образцам во Франции называли «сарацинами»). На Востоке были заимствованы много предметов домашнего комфорта и одеяния, которые в
самих названиях носят доказательства своего арабского происхождения (юбка, альков, бурнус, софа и т.д.), предметы вооружения (арбалет и др.) и многое другое.

Развитие науки.

Большое количество арабских и тюркских слов, вошедших в западные языки в эпоху крестовых походов, указывает на заимствование того, что этими словами обозначается. Кроме указанных выше таковы таможня, адмирал, талисман и др. Благодаря крестовым походам западные учёные открыли для себя арабскую и греческую науку. Особенно значительные приобретения сделала география.

Европейцы близко познакомились с рядом стран, почти не известных ранее. Широкое развитие торговых отношений с Востоком подарило европейцам возможность проникать в такие отдаленные земли, как Центральная Азия и Китай (путешествия Марко Поло, Плано Карпини, Вильгельма из Рубрука и пр.). Значительных успехов добились также математика, естественные науки, астрономия, языкознание, медицина, история и т.д. С эпохи крестовых походов начинается влияние византийского и мусульманского искусств на европейское.

Заимствования прослеживаются в архитектуре (сложные подковообразные арки, остроконечные и плоские крыши), в скульптуре (арабески), в художественных ремеслах. Поэзия, духовная и светская, получила от крестовых походов богатый материал.

Таким образом, знакомство Западной Европы с новыми странами, с иными общественными и политическими формами, со множеством новых продуктов и явлений, с новыми формами в искусстве, и другими научными и религиозными взглядами, чрезвычайно расширило умственный кругозор западных народов, сообщая ему небывалую дотоле широту. Западная научная и философская мысль стала выбиваться из тех тисков, в которых их держала католическая церковь. Авторитет католической церкви был подорван неудачей стремлений и крушением надежд, с которыми она начала крестовые походы.

Широкое развитие ремесла и торговли способствовало экономическому процветанию европейских стран и давало простор мирским интересам, что ещё более подрывало аскетические идеалы средневековой церкви. Познакомив Запад с новой культурой, развив мирские взгляды, Крестовые Походы подготовили, так называемую, эпоху Возрождения, которая хронологически непосредственно примыкает к ним и является их непосредственным следствием.

Показать полностью 1

Четвёртый крестовый поход, 1202 - 1204 гг

Четвёртый крестовый поход, 1202 - 1204 гг Общество, Цивилизация, Наука, Ученые, Научпоп, Критическое мышление, Образование, Развитие, Исследования

Автор: Сергей Сараев.

Руководитель: граф Энрико Дандоло - дож (правитель) Венеции. Изначальной его целью было освобождение Иерусалима, но что-то пошло не так...
Предводитель крестоносцев - Бонифаций Манфирадский - решил отправится в Святую Землю не через Византию (сухопутным путём), а по морю. Для этого нужны были корабли, которые могла предоставить самая могущественная на море на тот момент держава Южной Европы - Торговая Республика Венеция.

Венецианский дож - Энрико Дандоло - пообещал предоставить крестоносцам корабли в нужном количестве и отвести их в Палестину, в Святую Землю за, немного-немало, 85 тыс. марок - 200 тонн серебра. Разумеется, у Бонифация Манфирадского таких денег не было, и крестоносцы оказались в сложном положении: они уже приехали в Венецию, но тут их кормить и возить никто не хотел, а денег не было.

И тут Бенефацию Манфирадскому делают предложение, от которого он не смог отказаться: правитель Венеции предлагает осуществить операцию в пользу Венеции. Венецианцы бесплатно перевезут крестоносцев туда, куда им нужно, и даже будут кормить и поить их за свой счет в ходе этого путешествия, но за это крестоносцы помогут Венецианцам избавиться от их торговых конкурентов. И вместо Святой Земли Четвертый крестовый поход изначально отправляется под Константинополь.

Сначала крестоносцы в 1202 г. разграбили христианский город Задар, расположенный на побережье Адриатического моря, который являлся торговым конкурентом Венеции. Далее крестоносцы приходят к Константинополю. Был отличный повод - незадолго до этого в Константинополе произошел переворот, там свергли императора Иссака II Ангела, а его сын разъезжал по Европе и просил помощи: от имени своего папы он обещал, что в обязательном порядке оплатит все расходы и выдаст богатейшие награды тем, кто поможет вернуть его на престол.

Крестоносцы приехали сажать на трон законного наследника и посадили его, но наследник не торопился выплачивать обещанные гонорары, а жители Константинополя были страшно разгневаны бесчинствами крестоносцев, которые не получили жалования.
В Константинополе началось восстание, в результате которого крестоносцы взяли город штурмом, атаковав его и с моря, и с суши. Город был взят, а христианское крестоносное войско устроило страшные погромы, они убивали людей даже в церквях.

Византийская Империя даже перестала существовать, крестоносцы создали своё католическое государство - Латинскую Империю (1204 - 1261 гг.)

Показать полностью 1

Второй крестовый поход, 1147 - 1149 гг

Второй крестовый поход, 1147 - 1149 гг Общество, Военная история, Герои, Цивилизация, Ученые, Научпоп, Наука, Военные, Исследования, Война, Критическое мышление, Образование, Развитие, Длиннопост

Автор: Михаил Пучковин.

Причины второго крестового похода:
1) Захват мусульманами Эдессы и Эдесского княжества в 1147 г.;
2) Угроза другим христианским государствам;
3) Необходимость монархам Западной Европы отвлечь общество от внутренних проблем и распрей.

Участники похода:
1) Франция;
2) Священная Римская Империя;
3) Сицилийское королевство;
4) Государства христиан на Святой Земле;
5) Рыцарские ордена.

Предпосылки и начало похода.
В 1144 г. эмир Мосула - Имад ад-Дин Занги - взял Эдессу и захватил Эдесское княжество, что стало ощутимым ударом для христиан, которые павший город считали своим передовым форпостом. Остальные государства крестоносцев не помогли Эдессе, так как были заняты своими проблемами. В Западной Европе тоже не было условий для начала нового крестового похода.

Авторитету церкви угрожало новое течение, возглавляемое Арнольдом Брешианским, которое боролось со светской властью Пап. Германский Император Конрад III также был поглощен борьбой с вельфами. Нельзя было рассчитывать, что Папа Римский или император возьмут в свои
руки инициативу Второго крестового похода.

Идея Второго Крестового похода сама собой распространилась в германских землях, вызвав волну антисемитских настроений. Бернард Клервосский лично явился за Рейн, чтобы порицать справиться с ними. Во время этого визита в Германию император Конрад III пригласил Бернарда на празднование Нового года. После торжественной мессы посланник Папы Римского произнес речь, убедившую германского императора участвовать в Крестовом походе. В 1147 г. в Германии началось такое же всеобщее воодушевление, как и во Франции.

Цель похода была строго определена — ослабить эмира Занги и отнять у него Эдессу. С этой задачей справилось бы и одно французское войско, которое могло направиться более коротким и безопасным путем, чем тот, который был избран под влиянием германцев. Для французского короля естественнее всего было направиться через Италию, откуда, воспользовавшись флотом торговых городов, скоро прибыть в Сирию. Кроме того, в пути через южную Италию к крестоносцам мог присоединиться дружественный Людовику VII сицилийский король Рожер II.

Однако германский король предложил путь первых германских крестоносцев: через Венгрию, Болгарию, Фракию и Македонию. Он настаивал, чтобы и французский король воспользовался этим путём, чтобы избежать разделения сил. Летом 1147 г. началось движение крестоносцев через Венгрию; впереди шел Конрад III, месяцем позже шёл Людовик. Рожер II Сицилийский понял, что его положение может стать изолированным. Он начал действовать в соответствии со стандартами норманнской политики относительно Востока: сицилийские корабли стали грабить принадлежащие Византии берега Далмации, Иллирии и южной Греции Мануил удовлетворил требование Конрада перевезти немцев на противоположный берег Босфора.

Пятнадцатитысячный отряд рыцарей отделился от войска и направился к Палестине приморским путём. Конрад с оставшимся войском избрал путь первого крестоносного похода - через Дорилей, Иконий и Гераклею. 26 октября 1147 г. в битве близ Дорилея застигнутое врасплох немецкое войско было разбито наголову, большая часть воинов погибли или были взяты в плен, лишь немногие вернулись с Конрадом в Никею и стали дожидаться французов.

В это время Людовик VII приблизился к Константинополю. Чтобы скорее отделаться от французов, Мануил пустил слух, что немцы быстро подвигаются вперед в Азии, одерживая блистательные победы. Французы потребовали переправить их через Босфор. Уже на азиатском берегу они узнали о печальной судьбе немецкого войска. В Никее оба короля, Людовик и Конрад, решили продолжать путь вместе. Путь до Дорилея был покрыт трупами христиан и оба короля, желая избавить войско от этого зрелища, направились обходным путём на Смирну. Трудности дороги замедляли войско, турецкие всадники держали крестоносцев в постоянном напряжении, грабя, отбивая людей и обозы. Недостаток припасов и фуража заставил Людовика бросить вьючных животных и багаж.

В начале 1148 г. короли прибыли в Эфес с остатками войска. Там они получили от византийского императора письмо с приглашением в Константинополь отдохнуть. Конрад морским путём отправился в Константинополь, а Людовик выпросил у византийского правительства корабли и с остатком войска в марте 1148 г. прибыл в Антиохию. Так громадные армии растаяли в дороге; а французский и немецкий короли, соединившиеся для одной цели, стали преследовать противоположные задачи.

Весной 1148 г. Конрад из Константинополя отправился прямо в Иерусалим, оставив задачи крестового похода и предавшись интересам Иерусалимского королевства. Король Иерусалима Балдуин III побудил Конрада во главе войска Иерусалимского королевства предпринять поход против Дамаска. Немецкий император встал во главе пятидесятитысячной армии. Однако это мероприятие завершилось совершенно безуспешно: после продолжительной осады города христиане отступили.

Энтузиазм Конрада ослаб, и он решил возвращаться на родину. В начале 1149 г. он возвратился в Германию, ничего не сделав для христиан на Востоке. Людовик VII не решился так скоро бросить начатого дела. В его свите нашлись лица, которые советовали ему ждать подкрепления в Антиохии. Но он не решился на энергичные меры. Вскоре вверх одержали те, кто уговаривал короля вернуться на родину. В начале 1149 г. Людовик переправился в Италию, а осенью 1149 г. прибыл во Францию. В битве при Инабе 29 июня 1149 г. Нур ад-Дин Занги уничтожил армию антиохийцев и асассинов под командованием Раймунда де Пуатье и Али ибн-Вафы, и занял восточные земли христианского Антиохийского княжества.

Итог: Второй крестовый поход закончился ничтожными результатами. Мусульмане не были ослаблены, а, напротив, получили уверенность в собственных силах. Немецкое войско было принижено своими неудачами. Второй поход показал, что совместные действия немцев и французов в будущем невозможны.

Показать полностью

Пятый крестовый поход

Пятый крестовый поход (1217 – 1221 гг.) – это очередная попытка европейцев отвоевать у мусульман Иерусалим и остальную часть Святой Земли.

Автор: Екатерина Игнатенко.

Пятый крестовый поход Общество, Цивилизация, Военная история, Ученые, Наука, Научпоп, Исследования, Образование, Развитие, Критическое мышление, Длиннопост

Корнелис Клас ван Виринген – «Осада Дамиата», 1625 г, холст, масло, 101 x 230 см, Музей Франса Халсмуса, Харлем.

Подготовка к походу.

Папа Иннокентий III начал планировать крестовый поход для уничтожения империи Айюбидов и взятия Иерусалима уже в 1208 г. В апреле 1213 г. он опубликовал буллу, в которой призвал всех христиан присоединяться к новому крестовому походу, а в 1215 г. повторил призыв.

В 1215 г. Иннокентий III на Четвёртом Латеранском соборе вместе с иерусалимским патриархом Раулем де Меренкуром обсудил возможности восстановления христианских позиций в Святой Земле. Иннокентий II настаивал, чтобы походом руководило папство, как в Первом крестовом походе, дабы избежать ошибок злополучного Четвёртого крестового похода, который в итоге контролировался венецианцами. Папа планировал, что силы крестоносцев должны встретиться в Бриндизи в 1216 г. Каждый участник похода получал отпущение грехов. Также грехи были отпущены тем, кто только оплачивал расходы участников похода, но сам не принимал в нем участия.

Пятый крестовый поход Общество, Цивилизация, Военная история, Ученые, Наука, Научпоп, Исследования, Образование, Развитие, Критическое мышление, Длиннопост

Папа Иннокентий III.

Франция.

Идею крестового похода во Франции проповедовал кардинал Р. Керзон. Но, в отличие от предыдущих крестовых походов, на его призывы отозвались немногие, так как французские рыцари уже участвовали в Альбигойском крестовом походе против катаров.

Пятый крестовый поход Общество, Цивилизация, Военная история, Ученые, Наука, Научпоп, Исследования, Образование, Развитие, Критическое мышление, Длиннопост

Венгрия и Германия.

В Германии проповедью крестового похода занимался Оливер Кельнский. Император Фридрих
XI попытался присоединиться к походу в 1215 г., однако наследник умершего в 1216 г. Иннокентия III - Гонорий III - запретил ему участвовать в кампании и объявил предводителями крестового похода герцога Леопольда VI Австрийского и короля Андраша II Венгерского. Андраш II смог собрать самую большую в истории крестовых походов армию - 20 тысяч конных рыцарей и 12 тысяч ополчения.

Пятый крестовый поход Общество, Цивилизация, Военная история, Ученые, Наука, Научпоп, Исследования, Образование, Развитие, Критическое мышление, Длиннопост

Император Фридрих II.

Кампания. Палестина.

Первым крест принял король Андраш ІІ. До возвращения в Венгрию он продолжал быть лидером Пятого крестового похода. Его войска собрались 23 августа 1217 г. в городе Сплите на побережье. 9 октября венецианский флот доставил венгерских крестоносцев на Кипр, откуда они отправились в Акру. Там к ним присоединились войска правителя Иерусалимского королевства - Иоанна де Бриенна, - а также князя Боэмунда IV Антиохийского и Гуго I Кипрского, чтобы выступить против войск Айюбидов в Сирии. Мусульманские власти после высадки крестоносцев разрушили в Иерусалиме стены и фортификационные сооружения, чтобы христиане не смогли защищать город, если им удастся его занять. Многие бежали из города, боясь кровопролития подобного Первому крестовому походу в 1099 г.

Хорошо обученная армия Андраша разбила войско султана аль-Адиля при Вифсаидах на реке Иордан 10 ноября. Мусульмане отошли в свои города и крепости. Поскольку требушеты и катапульты вовремя не прибыли, пришлось длительно и тщетно осаждать крепости. Сам Андраш II занимался сбором реликвий разного рода. Военные действия продвигались вяло, а в начале 1218 г. Андраш II заболел и принял решение вернуться домой. В феврале 1218 г. Боэмунд IV и Гуго I также возвратились домой.

Пятый крестовый поход Общество, Цивилизация, Военная история, Ученые, Наука, Научпоп, Исследования, Образование, Развитие, Критическое мышление, Длиннопост

Альянс с сельджуками.

Вскоре на Святую землю прибыли отряды голландских, фризских и фламандских солдат, под руководством Георга Видского, Оливера Кельнского и графа Голландии - Виллема І. Крестоносцы приняли решение напасть на Египет, в котором в то время был главный центр мусульманского могущества. Для создания Айюбидам «второго фронта» крестоносцы заключили с конийским султаном Кей-Кавусом союз, в соответствии с которым сельджуки должны были вести войну с египетскими войсками в Сирии.

Египет.

Крестоносцы в июне 1218 г. начали осаду Дамиетты, и уже 25 августа, несмотря на ожесточенное сопротивление гарнизона, заняли главную башню города. Они не захватили весь город, к тому же в их войске начались эпидемии, одной из жертв которой стал идейный вдохновитель похода - Роберт Керзон. Султан аль-Адиль также умер, а ему наследовал его сын аль-Камиль. Между тем Гонорий III послал Пайо Гальвау возглавить поход. Аль-Камиль попытался вести с крестоносцами переговоры о мире. Он даже предложил обменять Дамиетту на главную святыню христиан Иерусалим, но Пайо Гальвау отклонил это предложение. Узнавший об этом Виллем І отплыл домой. К ноябрю крестоносцы окончательно истощили силы гарнизона, и смогли занять Дамиетту.

Пятый крестовый поход Общество, Цивилизация, Военная история, Ученые, Наука, Научпоп, Исследования, Образование, Развитие, Критическое мышление, Длиннопост

После взятия города среди предводителей крестоносцев разгорелся спор о том, кто будет им управлять - духовные или светские лица. Иоанн де Бриенн объявил себя правителем города, но Пайо Гальвау с этим не согласился и вынудил Иоанна вернуться в Акру. Удаление войск Иоанна было возмещено прибытием Людвига I Баварского с немецкими крестоносцами. Римский легат полагал, что вслед за ними прибудет с армией император Фридрих II, но тот не появился, так как был занят внутренними проблемами. Вместо этого через год в Дамиетту вернулся Иоанн де Бриенн, и в июле 1221 г. крестоносцы двинулись в сторону Каира. Это движение не укрылось от глаз разведчиков аль-Камиля, и набеги мусульман вывели из строя крестоносцев порядка двух тысяч солдат.

Движение крестоносцев в сторону Каира завершилось катастрофой. Причиной послужил разлив Нила. Канал, который ранее крестоносцы пересекли посуху, наполнился водой и блокировал путь к отступлению. Предпринятое египтянами ночное нападение привело к многочисленным потерям в христианском войске и их капитуляции. Они получили возможность свободно отступить, но обязались покинуть Египет.

Пятый крестовый поход Общество, Цивилизация, Военная история, Ученые, Наука, Научпоп, Исследования, Образование, Развитие, Критическое мышление, Длиннопост

Итоги похода.

Аль-Камиль пошел на заключение восьмилетнего перемирия с крестоносцами и пообещал вернуть христианам кусок Животворящего Креста. Однако этого обещания султан не выполнил. Провал похода вызвал появление памфлетов антипапской направленности пера окситанского поэта - Гильема Фигейры. В ответ была написана поэма Гормонды де Монпесье, который вину за провал похода возлагал не на папского представителя Пайо Гальвау, а на «глупости» нечестивых. Вскоре император Фридрих II женился на дочери Марии Иоланты и Иоанна де Бриенн – Изабелле - и обязался перед римским престолом начать новый крестовый поход.

Показать полностью 6

В Питере шаверма и мосты, в Казани эчпочмаки и казан. А что в других городах?

Мы постарались сделать каждый город, с которого начинается еженедельный заед в нашей новой игре, по-настоящему уникальным. Оценить можно на странице совместной игры Torero и Пикабу.

Реклама АО «Кордиант», ИНН 7601001509

Шестой, Седьмой и Восьмой крестовые походы

Шестой, Седьмой и Восьмой крестовые походы Средневековье, Цивилизация, Научпоп, Ученые, Наука, Исследования, Общество, Развитие, Образование, Критическое мышление, Религия, Длиннопост

Авторы: Руфина Бисинова и Даша Бабушкина.

Шестой Крестовый поход (1228 – 1229 гг.)

В марте 1223 г. между папой Гонорием III, императором Фридрихом II и латинским патриархом Иерусалима Радульфом и регентом Иерусалимского королевства Иоанном Бриеннием была достигнута договоренность о начале Шестого Крестового похода. Но в марте 1227 г. Гонорий III умер. Новым папой стал Григорий IX. Он потребовал от Фридриха II исполнения святого обета.

В 1227 г. германский император отплыл из Сицилии в Сирию, но вспыхнувшая в среде крестоносцев эпидемия лихорадки помешала осуществлению намеченных планов. Фридриху II пришлось вернуться на Сицилию. Тем не менее папа воспринял это как нежелание императора выполнить обет крестоносца. Отношения между папой и императором осложнились и из-за попыток императора включить Южноитальянское королевство в состав Священной Римской империи.

В 1228 г. Фридрих II снова отплыл в Святую землю, не испросив разрешения папы. В ответ на эти действия Григорий IX вторично объявил о его отлучении и лишил его права на ленное владение Южной Италией. Папские войска осадили Неаполь. Между тем Фридрих II прибыл в Палестину. Местные крестоносцы отказались помогать отлученному от церкви императору, и лишь его собственное войско и рыцари Тевтонского ордена подчинялись его приказам.

Искусно проведя дипломатические переговоры с мусульманскими правителями, Фридрих II добился того, чтобы христианам уступили Иерусалим, Назарет и Вифлеем, а также полоску земли, связывающую Иерусалим с морем. Прибыв в Иерусалим, Фридрих II короновался в феврале 1229 г. и принял титул иерусалимского короля, женившись на дочери Иоанна II Бриеннского. Шестой Крестовый поход стал последней удачной военной экспедицией на Восток в истории движения крестоносцев.

Но именно постольку, поскольку речь шла о мирных договоренностях между императором и мусульманскими правителями, некоторые историки отказываются рассматривать события 1228 - 1229 гг. как крестовый поход.

Седьмой Крестовый поход (1248-1254 гг.)

Результатом Шестого Крестового похода стало возвращение Иерусалима в 1229 г. христианам. Этого удалось достигнуть благодаря грамотным дипломатическим переговорам, которые вёл Фридрих II. Но как только император покинул Палестину, там между местными феодалами началась ожесточенная борьба. Мусульмане воспользовались междоусобной войной и через несколько лет после возвращения Иерусалима христианам вновь его отвоевали. В 1244 г. город заняли турки и превратили его в руины.

Католическую церковь охватила тревога. Стремление папы Римского Иннокентия IV возвратить священный город стало главной причиной Седьмого крестового похода, на Лионском соборе он призвал к боевым действиям. Принял крест французский король Людовик IX. В историю он вошел как Людовик Святой.

В сентябре король и его войско в 15 тысяч крестоносцев отправились на Кипр, там они пережидали зиму. Они планировали взять Египет. В июне 1249 г. Людовик Святой решил начать наступление. Они без боя захватили Дамиетту, а в феврале 1250 г. крепость Эль-Мансуру. Однако здесь крестоносцы сами попали в осаду армии султана Муаззама Туран-шаха.

Крестоносцы попытались договориться с султаном Египта Туран-шахом о сдаче мусульманам Дамиетты в обмен на передачу им контроля над Иерусалимом, но тот не согласился на сделку и в новом сражении под Дамиеттой (1250 г.) наголову разгромил крестоносцев. Их взяли в плен, в том числе, французского короля. Рыцари ослабли от болезней и голода. В мае пленников вместе с Людовиком Святым выкупили за 400 000 ливров. Таким образом, Седьмой Крестовый поход закончился унизительным поражением. Тысячи крестоносцев были убиты, некоторые попали в плен.

Восьмой Крестовый поход (1270 г.)

Восьмой Крестовый поход начался в 1270 г. и был направлен на освобождение Иерусалима от мусульманского владычества. Именно тогда король Франции Людовик IX вновь решил отправиться в Святую Землю. Рыцари прохладно отнеслись к идее нового крестового похода, но братья Людовика Святого Альфонс Пуатье и Карл Анжуйский, а также его сыновья последовали за ним.

Весной 1270 г. крестоносцы отправились в путь. Первым важным транзитным пунктом для них стал о. Сардиния. Здесь вожди крестового похода держали совет о дальнейшем направлении их военной экспедиции. В конечном итоге они договорились идти не в Сирию и Египет, а в Тунис. Французская армия начала наступление на Тунис и смогла захватить город. Но полководец умер от болезни (эпидемия чумы). После смерти короля армией командовал его сын - Филипп III.

Крестоносцы не имели успеха на поле боя. После неудачных сражений Филипп III принял решение оставить Святую Землю и вернуться во Францию.Таким образом, европейцы за несколько столетий так и не смогли отвоевать Святую землю. Это стало одной из причин начала упадка идеи крестовых походов в Европе.

Таким образом, французский король перенес все испытания, которые могли выпасть на долю крестоносца — он не только побывал в сарацинском плену, но и кончил свою жизнь в крестовом походе. Это дало основание современникам и позднейшим историкам рассматривать Людовика Святого в виде идеального крестоносца. После неудачи в VIII Крестовом походе дни латинского господства на Ближнем Востоке были сочтены. Падение в 1291 г. Акры, последнего военного оплота христиан на Ближнем Востоке, знаменует конец эпохи крестовых походов.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!