Основание духовно-рыцарских орденов

Основание духовно-рыцарских орденов Научпоп, Наука, Ученые, Цивилизация, Общество, Исследования, Образование, Критическое мышление, Развитие, Длиннопост

Авторы: Анастасия Григорьева и еще 2 анонима.

Крестовые походы в Святую Землю (Палестину) привели к образованию новых политических структур - королевств крестоносцев на Ближнем Востоке и духовно-рыцарских орденов. Когда участникам Первого крестового похода (1096 – 1099 гг.) удалось завоевать большую часть Святой Земли, а под конец и сам Иерусалим, они стали формировать в покоренном регионе свои властные структуры. Так возникли Иерусалимское королевство и прочие государства крестоносцев.

Считалось, что победители освободили Святую Землю из рук неверных; однако в ней до прихода европейцев проживали не только мусульмане и иудеи, но и христиане разных течений (например, яковиты и несториане). Вопреки утверждениям крестоносной пропаганды, христианские подданные исламских государств, как правило, не испытывали никаких притеснений.

Когда в Палестине возникли государства крестоносцев, а также «латинские» архиепископства, патриархии, епископства, приходские церкви, монастыри и коллегии, по образу и подобию европейских, то они столкнулись с теми же политическими проблемами и конфликтами, которые составляли историю Европы. Борьба между церковью и светскими властями точно так же пронизывала религиозно-политическую жизнь. Светские правители старались поставить вновь основанные церкви себе на службу, а церковь всячески добивалась светской власти и политической самостоятельности.

Одной из сторон этой борьбы стало формирование духовно-рыцарских орденов, направленных на защиту христиан в Святой земле, на Иберийском полуострове и в прочих землях. Кроме того, в ходе успешных завоеваний в Первом крестовом походе возникла необходимость оборонять новые территории после возвращения многих крестоносцев обратно в Европу. Для этой цели в 12 в. и стали возникать духовно-рыцарские ордена.

Тамплиеры.

Первой рыцарской общиной стали тамплиеры (храмовники), основавшиеся в 1118/1119 г. под руководством Гуго де Пейна - рыцаря из Шампани - с целью защиты и сопровождения паломников к святым местам, в особенности по дороге из Яффы в Иерусалим. Иерусалимский король Балдуин I (1110 – 1118 гг.) предоставил новому братству помещения на Храмовой горе, в связи с чем новая община приняла название тамплиеров (от французскго «temple» - храм).

На Соборе в Труа в 1129 г. был составлен устав новой организации, не получившей на тот момент папского утверждения. Согласно уставу, тамплиеры должны были носить в качестве отличительного знака, вероятно по примеру цистерцианцев, плащи белого цвета и приносить, вступая в орден, монашеские обеты послушания, нестяжания и целомудрия. Влиятельным покровителем тамплиеров был католический богослов, монах-цистерцианец - Бернард Клервоский - сначала настроенный к ним скептически.

Гуго де Пейну при жизни так и не удалось добиться от Папского престола признания тамплиеров. Новый глава братства - Робер де Краон - отправился в 1138 г. в Европу, и на этот раз усилия ордена увенчались успехом. В марте 1139 г., в преддверии Латеранского II Собора, папа Римский Иннокентий II (1130 – 1143 гг.) буллой «Omne datum optimum» официально утвердил орден тамплиеров и предоставил новому братству ряд привилегий.

Тамплиеры и все их нынешнее и будущее имущество были объявлены находящимися под защитой Папского престола. Орден напрямую подчинялся папе Римскому и освобождался от контроля со стороны местных светских и церковных властей, равно как и от любых видов налогов и десятин. Тамплиерам гарантировались самоуправление и самостоятельные выборы новых предстоятелей-магистров, а также право на изменение положений устава. Разрешалось принимать в орден священников, переходивших в подчинение магистра ордена. Таким образом, булла 1139 г., законодательно утвердив новый тип церковной организации, в значительной мере повлияла на распространение новых духовно-рыцарских орденов.

Тевтонский орден.

Тевтонский орден был основан в 1190 г., во время осады Акры (ныне Акко, Израиль), в ходе Третьего крестового похода (1189 - 1192 гг.), как полевой госпиталь для немецкоязычных крестоносцев, но уже в 1198 г. он был преобразован в рыцарский «Орден дома Пресвятой Девы Марии тевтонов в Иерусалиме», хотя и не располагал на тот момент никакими владениями в городе, находившемся под контролем мусульман.

В 1199 г. папа Римский Иннокентий III (1198 – 1216 гг.) утвердил создание Тевтонского ордена: его члены как военные должны были следовать уставу тамплиеров, а в том, что касалось госпитальной деятельности, - уставу иоаннитов. В 1209 - 1220 гг. в ордене оформились собственные обычаи, впоследствии многократно редактировавшиеся и обновлявшиеся.

Другие ордена.

Орден Святого Лазаря (лазариты) возник в 12 в. в Иерусалиме как госпиталь для ухода за прокаженными и в дальнейшем сохранил эту специализацию.
Схожий с Тевтонским орденом путь прошел орден Алькантара, основанный в Леонском королевстве как военное братство для обороны замка Сан-Хулиан-де-Перейро и утвержденный папой Александром III в 1176 г. Около 1187 г. братство было подчинено ордену Калатрава и приняло устав цистерцианцев; затем в течение некоторого времени оно называлось также орденом Трухильо.

Структура и распространение духовно-рыцарских орденов.

В течение 12 - 13 вв. только три ордена - тамплиеры, госпитальеры и позднее тевтонские рыцари - превратились из небольших братств, действовавших на Святой Земле, в мощные международные организации с многочисленными владениями в Средиземноморье, Западной и Восточной Европе.

Доказанная в ходе многих военных кампаний на Латинском Востоке эффективность этих орденов привлекала светских и духовных правителей, которые либо с помощью щедрых пожалований призывали тамплиеров, госпитальеров или тевтонских рыцарей в свои регионы, либо пытались создать новые ордены по их подобию.
Другим фактором являлись пожертвования отдельных аристократов, благочестивых мирян и прочих, видевших в деятельности духовно-рыцарских орденов по защите христианских паломников и святых мест богоугодное дело, которому надлежало способствовать по мере возможности.

Духовно-рыцарские ордена на Пиренейском полуострове также получали земельные владения вне своих основных зон деятельности, но в целом оставались привязанными к испанско-португальскому пограничью с арабскими территориями, поскольку, как правило, находились в непосредственной зависимости от местных покровителей.

Духовным и административным центром трех крупнейших духовно-рыцарских орденов до 1291 г. оставалась Святая Земля: главное отделение тамплиеров размещалось на Храмовой горе в Иерусалиме, а центр деятельности госпитальеров находился в иерусалимском госпитале св. Иоанна Крестителя. После падения Иерусалима в 1187 г. тамплиеры и госпитальеры перенесли свои штаб-квартиры в Акру, отвоеванную у мусульман в ходе третьего крестового похода. Там же разместилась и главная резиденция новообразованного Тевтонского ордена.

В административном отношении крупнейшие Ордена делили свои европейские владения на провинции, основной задачей которых было финансовое и материальное обеспечение военной деятельности организаций. Управление провинциями осуществлялось местными руководителями. Треть доходов провинций, а в случае необходимости и половина, направлялась в центральные отделения орденов. Одной из важных задач тамплиеров и госпитальеров стала морская транспортировка пилигримов из Европы на Святую Землю, приносившая также хороший доход.

Госпитальеры создали самую разветвленную сеть владений в Заподной Европе и Средиземноморском регионе, тамплиеры располагались главным образом во Франции, Арагоне и Англии, а Тевтонский орден владел обширными земельными комплексами в Италии, Священной Римской империи и в Прибалтике. Европейские владения духовно-рыцарских орденов представляли собой важный резерв для призыва новых братьев-рыцарей и постоянного восполнения неизбежных потерь, понесенных в ходе военных кампаний. Базовой территориально-административной единицей духовно-рыцарских орденов являлись отдельные «дома» -конвенты с прилегавшей территорией. В районах боевых действий речь шла, как правило, об укрепленных замках, в то время как далекие от пограничной войны отделения Духовно-рыцарских орденов состояли из сельскохозяйственных угодий, зернохранилищ, виноградников и прочего.

Духовно-рыцарские ордена имели схожие внутренние структуры. Во главе орденов находились пожизненно избираемые магистры, руководившие организациями, согласно коллегиальному принципу управления, совместно с другими высокопоставленными братьями и в соответствии с постановлениями генеральных капитулов - регулярно проводившихся собраний высших должностных лиц и представителей орденских провинций. Каждый орден следовал своему уставу, утвержденному Папами Римскими, и своду дополнительных законов.

Основная часть членов духовно-рыцарских орденов являлись мирянами, принявшими монашеские обеты нестяжания, целомудрия и послушания. В братствах поддерживалась строгая внутренняя дисциплина, при этом самым серьезным наказанием за нарушение устава являлось исключение из организации и перевод в другой орден. Дисциплинарные положения уставов Духовно-рыцарских орденов не предполагали наказания в виде смертной казни или возвращения к мирской жизни.

Члены крупнейших духовно-рыцарских орденов делились на три основные группы: братьев-рыцарей, братьев-священников и служащих братьев-сержантов. Главной обязанностью братьев-рыцарей и братьев-сержантов была военная деятельность, братья-священники совершали богослужения и занимались пастырским душепопечением.

В социальном отношении для вступления в духовно-рыцарский орден от братьев-рыцарей изначально не требовалось наличие благородного происхождения, однако со временем этот статус стал доступен только для знати. Основу братьев-рыцарей составляли представители низших слоев европейской аристократии, для которых членство в духовно-рыцарских орденах давало хорошую возможность повысить социальный статус и построить карьеру. Братья-сержанты и братья-священники могли относиться как к благородному сословию, так и к городскому патрициату. Количество представителей высшей европейской знати в духовно-рыцарских орденах было ограниченным.

Женщины вступали в Духовно-рыцарских орденов в качестве сестер; они приносили монашеские обеты. Сестры жили, как правило, в отдельных от братьев-рыцарей общинах, проводя время в молитвах и занимаясь сельскохозяйственными работами. Женские общины получили распространение в орденах тамплиеров, госпитальеров, Калатрава, Сантьяго, Святого Лазаря и в Тевтонском ордене.

Символика Духовно-рыцарских орденов.

Отличительными признаками орденов являлись используемые их членами плащи с изображениями крестов различной формы и с возможными дополнительными элементами. Члены большинства Духовно-рыцарских орденов носили, по примеру цистерцианцев, плащи белого цвета. Черный цвет плащей госпитальеров восходил к бенедиктинским корням этой организации.

Символика могла меняться со временем. Так, госпитальеры изначально носили обычный белый «латинский» крест на черных или красных плащах, но с конца 15 в. официально изменили символ на 8-конечный крест, позднее названный мальтийским после установления власти ордена над Мальтой. Красный крест использовали тамплиеры и созданные по их подобию меченосцы, а также ордены Калатрава и Сантьяго. При этом крест меченосцев располагался над изображением меча, а в Добринском ордене был принят знак красной звезды над мечом. Символом Тевтонского ордена являлся черный «латинский» крест. Ордены Святого Лазаря, Алькантара и Авишский орден использовали кресты зеленого цвета.