Мир изменился, и мы вместе с ним
Выступление "Психология XXI века. Мир изменился, и мы вместе с ним" на вебинаре 8 октября 2017 года "Меня читают внимательные люди".
Мир изменился, и мы вместе с ним
© Бермант-Полякова О.В., 2017
Что ещё можно сказать о нашем поколении? Нам выпала судьба жить на два тысячелетия, как на два дома. Мы знаем докомпьютерные и компьютерные времена одновременно.
Пятый момент, - это игровая вселенная. Мы люди другого замеса, мы жили в мире, где вообще не было компьютерных игр, и не умерли от скуки. Бок о бок с нами живут два поколения людей, которые каждый день по многу часов проводят в игровой вселенной, улетая с Земли. Отцы и дети в оцифрованном мире спорят не о нигилизме, а о компьютерных играх и гаджетах.
У меня был пациент, который "наигрывал перса", то есть выполнял задания для персонажа, чтобы оставить его в наследство своим школьницам-дочкам. Любой психиатр скажет вам, что данная мотивация далека от рассудочно-рациональной.
Тем не менее, инвестиции в персонажей, - речь не только о времени, потраченном на игру, но и о реальных деньгах, потраченных на приобретение атрибутов, делающих героя могущественнее, - это рынок, где действуют законы спроса и предложения. Можно "наиграть" персонажа до высокого уровня и продать его кому-то, кто сам играет плохо, но хочет престижным героем – таким могущественным персонажем – обладать.
В игровой вселенной образовался свой кибер-спорт с миллионным призовым фондом, там появились 20-летние миллионеры, которые стримят – показывают другим в ютьюбе трансляции того, как проходят задания игры. Судьба умелых, если подумать, - в новой сфере жизни напоказ. Это то, чего не знали мы, и что знают они – как зарабатывать в интернете.
Раз уж мы заговорили о деньгах, - самое время сказать ещё об одной разнице поколений. Рождённые в СССР были избавлены от тягостного чувства "даже если я буду вкалывать всю жизнь, я никогда не куплю свой Майбах". Это реальность мира, где твоей одногруппнице папа дарит на день рождения "Ягуар". Вы ровесники по паспорту, вы равны по возможностям сдать ЕГЭ и поступить в вуз, и это чувство слабости в ногах от того, что невозможное, - быть за рулём такой машины, - возможно, но не для тебя. Золотую ложку пронесли мимо твоего рта.
Вы наверняка заметили, что, описывая различия между поколениями, я имею в виду неклассическую сондиану: боты в Телеграм это k+, жизнь напоказ это hy+, магический, религиозный, научный или психологический ход мысли это p+, государство, которое задаёт нам рамки, вплоть до ареста, это s+, игровая вселенная спиной к людям из реального мира это m-, расслоение по доходам это деньги d-, иерархия и помогающие профессии это е+. И наверняка обратили внимание, что h- в моём описании ещё не звучало. Я приберегла это устремление для заключительной части своего выступления.
Идеалы. Что было идеалом, моделью жизни для нашего поколения? Что является идеалом, моделью жизни для тех, кто на поколение и два поколения младше нас?
Идеальное представление, моделирование результата задаёт нам перспективу, образец для нашего поведения. Спортсмен, тренируясь, приближается к идеальному выполнению нужного движения. Модница, подбирая предметы гардероба, сверяется с идеалом – образом, задуманным для неё стилистом. Конструктор, строя модель в уменьшенном масштабе, обдумывает проект в целом.
В мире докомпьютерного тысячеления в общественном сознании мирно уживались модели настоящего коммуниста, борца за правду, знаменитого артиста, выезжающего в капстраны на гастроли, многодетной матери. Всё это образы-эмблемы, за каждым из которых есть знакомый образ, лицо. Люди советского времени моментально представляют персонажей кино, ибо модели были воплощены в искусстве. Ни одна из моделей жизни не пригодилась новому поколению. "Заработал сам на машину и квартиру" - это идеал уже постсоветских лет.
Нам идеалы задавало идеологизированное общественное сознание. С отказом от советской идеологии с моделями стало труднее. Молодые нам завидуют, у них есть тоска по идеалам, - влечение h- работает у всех людей.
Хотелось бы послушать вас, спросить, какие работающие модели для поколения детей, видите вы? У меня есть свой вариант ответа, не стану скрывать. (обуждение на вебинаре)
Спасибо.
Мы – поколение, которое мифологизировали. Многие из вас знают, что я создала аккаунт на Пикабу и общаюсь там как админ Лиги психотерапии. В глазах молодых мы - поколение титанов, которые пережили "лихие 90-е".
Это миф, выдумка, предание, а не идеал - работающая модель поведения, которую хочется повторить в своей жизни. Ибо желание "буду как он, чтобы суметь пережить лихие годы" разбивается о нежелание повторения лихолетья. В идеальной модели нет внутренних противоречий, оттого она и идеал. У нас с молодыми поколениями общие мечты о хорошей жизни, о порядке в стране, о величии Родины, о любви и счастье. Нас не надо мифологизировать. Нас нужно увидеть такими, какие мы есть.
Моя версия, - наше поколение показало, как можно исправлять совершённые ошибки.
Я сейчас говорю не об индивидуальном сознании, я говорю о массовом сознании, где у каждого поколения свои заслуги.
Прадеды выиграли Великую Отечественную войну. Деды освоили космос. Внуки автомобилизировали народ. Правнуки компьютеризировали Россию. А матери и отцы показали, как можно совершить ошибку – и самому исправить её. Говоря газетным языком, потерять величие страны и вернуть величие своей стране.
Почему это модель поведения, идеал? Потому что в опыте социума мы, наше поколение, показали: даже огромные, масштабные, катастрофические ошибки можно исправить, если поставить перед собой такую задачу.
В реальном мире наше поколение вернуло общественному сознанию имперский статус. Латинское изречение гласит: Imperium est viae, империя – это дороги. Мы – поколение, которое построило больше всего мостов и новых дорог для своей страны. Мы – поколение, при жизни которого народ пересел с общественного транспорта в собственные автомобили и поставил в них видеорегистраторы. Это выученные нами дети разработали и смонтировали видеонаблюдение за порядком на дорогах. Мы первыми в истории стали шутить в соцсети Яндекс.Пробки. Мы создали новый хронотоп в национальной ментальности.
К хронотопу "купе поезда" конца девятнадцатого века в двадцатом добавились "коммунальная квартира", "студенческое общежитие" и хронотоп "очереди по талонам". Наше поколение привнесло хронотоп "места, где ловится вай-фай" и "чата за рулём" во время стояния в автомобильной пробке.
Мы вернули в национальную ментальность имперскую прошивку: сильную армию и чувство необъятных просторов, спокойное небо в 17 миллионов квадратных километров над головой.
Мы пережили то, чего не переживали другие. Это наше место в истории и в национальном сознании.
И если мы претендуем на то, чтобы помогать людям изобретать собственные смыслы для самого себя, то начинать надо со смысла собственного существования как профессионалов своего поколения в социально-культурной реальности.
Спасибо за внимание.