Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.
Лига психотерапии
Серия IT в психологии

Мир изменился, и мы вместе с ним

Выступление "Психология XXI века. Мир изменился, и мы вместе с ним" на вебинаре 8 октября 2017 года "Меня читают внимательные люди".

Мир изменился, и мы вместе с ним
© Бермант-Полякова О.В., 2017

То, что я хотела затронуть в своём сегодняшнем выступлении, наверняка вас озадачит. Меня слушают люди разных поколений в профессии. Те, кто работают 25 лет и дольше, работает 15 лет, кто пришёл в профессию 5 лет назад. И мы все видели, как психология получила общественное признание и из узкого кружка по интересам стала сквозной темой в масс-медия: журналы, сериалы, сайты, рубрики в газетах обсуждают психологию.

Психология стала частью массового сознания при жизни нашего поколения.
Что ещё можно сказать о нашем поколении? Нам выпала судьба жить на два тысячелетия, как на два дома. Мы знаем докомпьютерные и компьютерные времена одновременно.

Что это значит для нас и что мы можем сказать о новейшем времени и о месте нашего поколения в национальном сознании? Какой будет психология в конце двадцать первого века? Какие тенденции в общественном сознании в будущих десятилетиях укоренятся в ментальности?

Для такого разговора нам придётся изменить привычный ход мыслей и посмотреть на общественное сознание проницательным взглядом.

Мир изменился, и мы вместе с ним Политика, Психология, Социология, Длиннопост

Ольга Бермант-Полякова, кандидат психологических наук, психотерапевт

Если сравнивать общественное сознание довоенного и послевоенного социума, 1937 и 1947, на коммунально-бытовом уровне в жизни людей изменилось немногое. Но умонастроения в обществе стали совершенно другими.

Если сравнивать советский и постперестроечный социум, 1983 и 1993, на коммунально-бытовом уровне в жизни людей мало что изменилось. Но общественное сознание наполнило совершенно другое содержание.

Если сравнивать 2007 и 2017, мы увидим, что основа жизни поменялась. Её оцифровали. Не успели мы почить на лаврах общественного признания, как пришла пора задуматься над тем, как именно будут оцифровывать нас, психологов.

Что значит "жизнь оцифровали"? Когда-то жизнь "записали". Непосредственную память, восприятие, эмоцию выразили в тексте. Письменное слово удвоило устный мир непосредственного общения. Появление социальных сетей, фото и видео в интернете с раздачей ото всех всем не просто удвоило реальность в очередной раз. Оно создало мир, в котором хранят в цифровой форме терабайты информации.

Законы восприятия людьми друг друга в онлайне действуют так же, а вот забвение – амнистия от страдания, - в оцифрованном мире невозможно. Что удивляет нас, психологов, рождённых в прошлом веке, а вернее, в прошлом тысячелетии, в этом новом мире?

Первое -  у молодых есть боты-психологи, которые озвучивают читателям, а вернее, психологам, наши психологические речёвки. Если вы ещё не сталкивались с этим лично, подождите пару лет, всё будет. Это мировой тренд.

Сценарии беседы – скрипты – вручают не стажёрам колл-центра, а компьютерам. Бот задаёт однотипные вопросы не хуже коуча: Что бы ты хотел? В чём твоя цель? Какие задачи ты сейчас видишь? или психолога: Что ты чувствуешь сейчас? Что бы ты хотел сделать с этим чувством?

Боты обсуждают с вами ваши психологические трудности шаг за шагом, по скрипту. Лично ко мне около пяти раз обращались программисты, с предложением "выдайте нам ваши речёвки", мы спрограммируем бота, выложим его на PlayМarket, продадим программу "ваш карманный психолог" (смех). Это смешно. Я всем отказала.

Это третий звонок, на самом деле. Рынок принял решение нас автоматизировать, и ищет удачные речёвки и алгоритмы, чтобы заменить конкурс психологов конкурсом программ, закачиваемых на телефон.

Второе, что удивляет, - это жизнь напоказ, немыслимая в былые годы. От семейного снимка в фотоателье и 8-миллиметровой кинокамеры как предмета престижного потребления мы пришли к фотоаппарату, кинокамере и редакторской программе в одном телефоне, доступном по цене любому работающему взрослому.

Слово "редактор" в этом перечне не случайно. Технологии позволили умножить реальный мир, создать фото- и видео-копии реальности. Можно записать сто часов видео, но чтобы просмотреть из заново, придётся потратить новые сто часов времени. В связи с этим встаёт задача найти лучшие моменты, сохранить избранное, а не весь видеопоток. А это требует мысли, требует критериев: что признать десятистепенным, незначимым, а что – главным.

В прежние времена эти критерии задавались неявно, саморедактурой воспоминаний подсознательно занималась переменчивая память.

Теперь редактуру сознательно делают строгий глаз и рука, прикасающаяся к мышке или к сенсорному экрану. Глаз может быть не только строгим. У кого-то он внимательный к деталям, у кого-то затуманен жаждой славы, у кого-то завидущий. Мы отбираем то, что показывать другим, делим видеопоток на достойное хранения и демонстрации и на отложенное в архив, - мы мыслим, когда редактируем материал.

Это тоже могут делать машины. И это уже реализовано в программах видеонаблюдения. Представляйте завод, километры заборов вокруг территории, десятки камер видеонаблюдения, которые часами записывают пустынный пейзаж, пока не зафиксируют людей или автомобили, останавливающиеся у забора. Это событие, которое интересует оператора видеонаблюдения. Сегодня нет нужды сидеть и отсматривать многочасовые видеофиксации. К делу давно подключились программисты и научили компьютер вычленять узловые моменты в потоке видео так, чтобы показывать оператору главное, отсеивая малозначимое и бессобытийное.

Программа умеет редактировать поток записанных впечатлений, то есть она уже похожа на человека, который мыслит. Умеет определять, что взять за фигуру, а что за фон, улучшая вашу фотографию.

Ещё немного, и научится отделять значимое от незначимого. А это уже не оцифрованная психика (восприятие, память, речь), а оцифрованная личность.

Представьте программу, которая умеет из гигантского архива фото, видео и текстовых сообщений вашего авторства собирать на нитку сюжета только сентиментальные моменты, или только радостные, или только досадные. Вы получите возможность переструктурировать собственный опыт, смотреть на него иным взглядом. Пересортировка событий и создание новых последовательностей из них – это работа по порождению смыслов.

Мы не знаем, как именно психотерапия делает этот перемонтаж смыслов и как психологические защиты высвобождают для творчества новый материал в пространство монтажного стола. Мы назвали это "неспецифическим фактором" личности психотерапевта и успокоились. А программисты – нет. Они создадут эти смысловые нитки и кнопки, на которые жать, вот увидите.

Мир изменился, и мы вместе с ним Политика, Психология, Социология, Длиннопост

Компьютерная вариация на тему фото-изображения

Третье, удивительное для нас, явление, это приход психологов в популярную культуру.

Психологи привыкли думать о себе – не как о соли земли, конечно, но  как об этичных людях помогающей профессии. Мы с удивлением наблюдаем, каким оказывается экстракт психолога в поп-культуре. Разумеется, это фантазии сценаристов, которые представляют психологов определённым образом. Однако сценаристы не берут образы с потолка. Они создают правдоподобный мир, и в массовой культуре на наших глазах кристаллизовался типаж психолога – человека, у которого "коготок увяз". Варианты, как именно "птичке всей пропасть", зависят от очарованности сценариста сексом, властью или криминалом, однако в сухом остатке – психолог в общественном сознании чаще нарушает этику, чем помогает или спасает.

Четвёртый удивительный для нашего поколения момент. Психолог сегодня не только адрес кабинета на карте города, не только персонаж телесериала и типаж в системе представлений, он ещё и колёсико в административной машине. Государство предписывает психологам уложиться в 90 дней с тестированием и проведением 10 встреч психологической адаптации, 10 встреч терапии средой и 16 встреч для психотерапии.

Административный мир в 2013 году включил всё это в стандарты оказания специализированной медицинской помощи при невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройствах, посттравматическом синдроме – в амбулаторных условиях. Я покажу вам, это утверждённый Минздравсоцразвития стандарт лечения. Мы же до сих пор обсуждаем в Фейсбуке*, пять лет психоанализа, или трёх будет достаточно.

Государство сегодня спрашивает с граждан за психологическое воздействие. Три резонансных дела – 1) группы смерти в интернете, организатору Филиппу Будейкину уже вынесен приговор в июле 2017 года, он получил 3 года за попытки доведения до самоубийства психологическими методами; 2) на этой неделе, 2-го октября арестованы супруги Маркеловы, организаторы тренингов, после самоубийства одной из участниц в Санкт-Петербурге, и 3) резонансное дело, это в ноябре 2016 года  вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец заявила о том, что работа всех школьных психологов в России будет полностью переформатирована с учётом трагедии с подростками в Пскове.

В советском обществе такой интерес к психологам на уровне СМИ и государства был немыслим. Это совершенно иной масштаб интереса, который появился на вираже 2007-2017 годов. Другими словами, мы-психологи в общественном сознании стали чётко очерченной группой, которую можно упрекнуть в том, что "они" недорабатывают либо раскачивают психику и доводят до самоубийства.

(продолжение в следующем посте)

Текст полностью https://proza.ru/2017/10/15/119

Лига психотерапии

5.2K постов25.8K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.