toropovvladimir

toropovvladimir

Веду канал t.me/toropovvladimir
На Пикабу
поставил 8 плюсов и 0 минусов
179 рейтинг 7 подписчиков 0 подписок 15 постов 2 в горячем

Как заработать деньги

Редким качеством среди моих знакомых, конечно, является подлинное намерение. Все они стремятся заработать много денег, пишут декларации и ставят материальные цели. Вы уже делали свою доску желаний? Я делал, но честно говоря, приклеивая картинки на доску, я не имел истинного намерения купить машину с изображения - это больше походило на следование модным тенденциям. Вещи, которые я выбрал для своей доски, были отобраны на основе признака "показать людям не стыдно", будто они были выбраны из готового набора картинок, который заранее был подсмотрен мной.

Представьте, что вы смотрите на свою доску желаний. Там наверняка есть престижный автомобиль, интерьер вашей будущей роскошной квартиры, символ богатства (скорее всего, это деньги), красивое тело (возможно, вашего партнёра), техника Apple, брендовые часы и одежда, курорты с белым песком и аккаунты в соцсетях с миллионами фолловеров. Хотите ли вы всё это по настоящему? Возможно, да, как и 99% людей, которые делают свои доски желаний

Хорошо, вы уже поняли намёк. В вашей голове громко звучат навязанные цели, вы их принимаете за свои. Желаете доказательств?

Предположим, у вас есть цель – заработать 12 миллионов рублей за год. Вы знаете, как вы их заработаете, и вы даже что-то делаете в этом направлении. Выходит новый сериал – про драконов, кальмаров или пацанов, неважно. Повсюду шум, все обсуждают, и вам становится жутко любопытно – что же за сериал такой. И это момент истины – если вы можете отложить дела в сторону ради сериала, значит вам не так уж и важна ваша цель. Понимаете? Это просто работа, одна из частей вашей жизни. И вы легко можете добавить в свою жизнь сериал, отодвинув работу в сторону. Это как если бы чемпион мира перед соревнованиями сказал: "Я с одноклассниками не виделся 20 лет, когда я еще с ними выпью, не переносить же встречу".

Но может быть и так, что во время, отведенное на отдых, вы включаете также и модный сериал. Вы все еще фокусируетесь на достижении цели, но чтобы оставаться в курсе происходящего, разрешаете себе немного развлечений, чтобы вернуться к работе с новыми силами

Это возможно только тогда, когда ваши цели действительно - ваши. Как узнать, что вы хотите? Это одновременно сложно и просто. Главное – руководствоваться эмоциями во время поиска, а не логикой. Когда вы увлечены любимым делом, можете пропустить обед, потому что поглощены этим. Вы мечтаете вернуться к этому как можно скорее. Например, проводите часы за гитарой, изучая флажолеты, чтобы получать еще больше удовольствия. Это пример из моего окружения. Страсть моего знакомого – игра на гитаре и пение. Он поставил цель выступить с концертом и, в один из своих дней рождения, дал концерт в баре. По-видимому, что-то разблокировалось в его душе в этот момент, и с тех пор он участвует в местных конкурсах, легко подходит к уличным музыкантам, чтобы сыграть с ними, и иногда его приглашают на местное радио. Он делает это с таким азартом, что у зрителей нет сомнений – исполнитель получает огромное удовольствие от процесса. Получается на высшем уровне, поверьте.

Если вы никак не можете найти занятие, которое не только приносило бы вам прибыль, но и приносило удовольствие, не спешите отчаиваться. Наберитесь терпения и переберите все доступные вам занятия. Возможно, вам нужно начать с чего-то другого, чтобы понять, что именно приносит вам максимальное удовольствие. Не стыдитесь своих увлечений, даже если они не приносят вам прибыли. Гораздо важнее испытывать радость от того, что вы делаете. Как говорил Хорхе Букай: «Главное — не то, что мы делаем, а то, что мы делаем с тем, что мы делаем».

Не все занятия могут быть сразу монетизированы. Наблюдайте за тем, что происходит в вашей жизни, и не бросайте то, что приносит вам радость. Возможно, позже вы найдёте способ заработать на своём увлечении. Как говорил Александр Македонский, «успех — это ещё не точка, неудача — это ещё не конец: единственное, что имеет значение, — это мужество продолжать борьбу».

Как заработать деньги? Это вопрос, который волнует многих. Однако не все могут добиться успеха в этом деле. Например, не стоит надеяться на большие заработки, работая тренером или играя на гитаре в провинциальном городке — купить себе суперкар вряд ли получится. Но заработать на жизнь вполне возможно в любой сфере, даже самой узкой.

Если вы любите своё дело и разбираетесь в нём, то начните писать о нём или снимать видео. Подписчики будут появляться, если ваша страсть подлинная, а знания глубокие. Желание заработать на своём деле также должно быть сильным. Возможно, со временем у вас появятся запросы на консультации и предложения о сотрудничестве. Всё зависит от того, насколько много людей в мире разделяют вашу страсть. Таким образом, вы сможете найти СВОИХ.

В этой статье мы не будем перечислять возможности для заработка, но напомним, что ключ к достижению целей заключается в том, чтобы следовать своим, а не навязанным целям. Только так ваша жизнь будет иметь смысл, а вокруг вас будут собираться люди, которые разделяют вашу страсть. Мы желаем вам успехов и активной деятельности в выбранной сфере!

***

Если слова показались вам правильными, и хочется большего - добро пожаловать в мой ТГ-канал. До встречи!

Показать полностью

Как канал с сигналами по крипте увеличил продажи на 30%, и почему рост не продолжился

Так выходит, что в основном пишу о своих неудачных бизнес-начинаниях - ОСАГО, арбитраж трафика, сайты на Тильде, и т.д. Неудачные попытки меня не останавливают, ведь не все мои попытки неудачны. Я продолжаю верить в то, что однажды в моих руках наконец-то окажется журавль, вместо тех полудохлых синичек, которых иногда удается поймать сейчас

Сегодня хочу рассказать о своем первом опыте в запусках, который состоялся в январе этого года. Прошло достаточно времени для того, чтобы осознать все, что произошло во время запуска, но недостаточно для того, чтобы забылись детали

Итак, начинаем...

Предыстория

Узнал про запуски. Начал читать каналы продюсеров. Прочел книгу "Запуск". Купил курс одного из лидеров рынка запусков. Стал пробовать делать запуски сам

Поиски первого "подопытного"

После консультаций с опытным продюсером и недолгих размышлений я решил искать криптоэнтузиаста, который уже ведет свой канал в Телеграм, но у которого пока с продажами не очень
Метод поиска я выбрал не очень экологичный, но зато действенный - писать в личку владельцам тех каналов, которые я находил через Телеметр (сервис аналитики каналов Телеграм). Каналы искал небольшие, хотел набраться опыта на малышах
Написал двадцати владельцам каналов, один ответил почти сразу. Завязалась переписка с ним, потом созвонились - и поняли, что оба хотим попробовать сделать тестовый запуск его канала с торговыми сигналами по крипте. Я сразу сказал, что у меня не было опыта именно в запусках. Его это не испугало
Мы договорились работать на результат - удачным бы считался результат продаж, превзошедший среднемесячную выручку, которая в течении последних шести месяцев не изменялась. Выручку, которая была бы сверху этой величины, мы бы поделили 30/70, мне причиталось 30%

Прогрев аудитории

Я за выходные прочитал весь канал моего... а вот не знаю, какое слово точнее подошло бы. Наверное, "подопечный". Внутренне я ощущал себя как опекун, наставляющий юношу, дающий ему советы. Дело в том, что в канале было очень много ошибок, опечаток, не было постов, раскрывающих личность владельца канала. Не было постов, которые бы показывали реальность тех, кто купил доступ в закрытый канал с сигналами. Продажа была в лоб: "Вот есть канал, там сигналы, доступ стоит Х, доходность по сигналам Y"
Никаких кейсов, никаких прямых эфиров с подписчиками. Короче, для продаж было сделано очень мало
Первым делом я настоял на том, чтобы старт продаж в следующий месяц мы перенесли, но не на конкретную дату, а на тот момент, когда почувствуем, что аудитория хотя бы чуть-чуть прогрелась. Нам повезло, момент на рынке как раз был такой, что нам удалось объяснить аудитории, что в канал никого не запускаем, потому что сигналов нет, рынок в боковике. Когда точки входа появились, мы их транслировали в общий канал, назвали это "тестовый доступ в закрытый канал". Кажется, нам удалось сместить старт продаж дней на десять. Если бы старт не перенесли, я не уверен, что мы успели бы прогреть аудиторию
Этими дополнительными днями мы воспользовались так:
- я написал серию постов про жизненный путь владельца канала, у него он оказался интересным, с каждым новым постом количество огней и комментариев росло, на самом лучшем из них было 15% реакций от числа подписчиков. Для этой серии постов я провел интервью с владельцем, он открытый парень, и не испугался такой публичности
- параллельно с этим я писал другую сюжетную линию - про то, как нахождение в закрытом канале позволяет больше зарабатывать на бирже криптовалют. Для этого меня включили в закрытый канал, дали провести интервью с одним из участников, и отвечали на все мои (даже тупые) вопросы
- я попытался немного улучшить визуал, с которым сталкивались подписчики канала. Перенес мануалы и шпаргалки из Телеграфа в Notion, немного изменил формулировки в таблицах с доходностью, изменил в таблицах цвета и шрифты, чтобы они стали более приятными. Вместо абстрактной картинки у канала на аватарке появилось лицо владельца
- я предложил сделать два тарифа в закрытом канале - один с доступом к чату, другой чисто read-only. Так у нас появился более дешевый тариф. Чтобы оттенить его, цену на тариф с чатом сделали на 20$ выше, чем старая цена
Параллельно с теми постами, которые писал я, выходили посты и от самого владельца канала - с обзорами рынка, с комментариями новостей, его обычный контент. Мои посты выходили от его имени, я старался сохранять в них его стилистику, чтобы не было заметно, что их пишет другой человек
Наверняка те, кто разбирается в продажах, скажет: "А анализ аудитории где? Вы что, вслепую продавали?" Да, вынужден признаться, что в этом микрозапуске не сделал даже банальной гугл-формы с десятком вопросов, не говоря уже о глубоких интервью с аудиторией. Во-первых, это был мой первый запуск, и мне было страшно контактировать с незнакомыми людьми в новом для себя амплуа, я не был уверен в себе, как в продюсере. Во-вторых, понадеялся на то, что до меня в канале в смысле продаж не было почти ничего, и любые изменения могли дать результат
Так и случилось. Продажи дали +30% к предыдущим значениям, в основном за счет новых покупателей. Но и повышение тарифа тоже помогло. Ну что ж, этот кейс можно отнести к условно-положительным, подумал я

Реакция владельца

Надо сказать, я довольно настойчиво брал на себя ответственность в проекте.
- Я выпросил админский доступ в канал, чтобы редактировать ошибки и опечатки. Уж не знаю, чем я заслужил доверие, но доступ мне дали
- Я увидел, что владелец канала неэффективно действует, и поэтому постоянно занят. Он контактировал со мной; параллельно пытался записывать ролики на ютуб канал, и курировал дизайнера, который делал ему обложки; параллельно нашел человека, который делал ему чат-бот для канала, и работал с ним; параллельно администрировал чат канала, плюс вел сам канал. Я записал для владельца канала подробное видео со схемой в Miro, где показывал, как нужно построить работу всех исполнителей, чтобы было эффективно, и освободилось бы его время. Я менеджер по образованию, сам долго руководил, и хотел дать добрый совет
Сейчас я понимаю, как это выглядело со стороны моего подопечного - пришел какой-то человек, вроде и полезного много делает, но сильно лезет в дела, чересчур напористо. И, хотя на созвонах мы общались в дружеском тоне, появилась трещина. Если быть честным, я своим напором эту трещину и зародил, скорее всего
После продаж он пропал на несколько дней. А когда появился, написал, что дальнейшее сотрудничество он не хочет, будет двигаться сам. Он объяснил это тем, что не готов каждый месяц делиться доходом как с партнером, готов только к работе, как с наемным сотрудником. К его чести, условленные 30% от результата он мне перевел

После сотрудничества

Я продолжаю следить за этим каналом - ведь это мой первенец, мне небезразлична его судьба. Чат-бот так и не внедрили, на ютуб-канале просмотры не растут. В канале был большой приток пользователей, владелец воспользовался то ли инвайтингом, то ли накруткой. Но охваты не выросли. Вдобавок к этому на канале появилась метка "Scam", со слов владельца, мошенники с него вымогали деньги
Владелец вернулся к старому набору действий - точно такие же посты, точно такие же обзоры на Youtube, никаких усилий по привлечению целевой аудитории. Соответственно, результат получает такой же, как и раньше. Разовый результат от нашего взаимодействия, которое длилось около трех недель, вряд ли сохранился сейчас, спустя три с половиной месяца

Советы

Знаю, часть из читателей этой статьи окажется здесь в поисках совета, что делать в их ситуации, как развивать канал, как продавать курс, мастер-майнд, менторство, или доступ к закрытым каналам. Сложно дать советы, которые бы подошли всем сразу, но я попытаюсь:
- начните с того, что посмотрите на конкурентов, составьте какие-то таблички, кто что применяет, кто что практикует. Хотя бы вот так, как я сделал несколько месяцев назад. Этот пункт даст вам идеи того, что вы можете сделать в своем проекте, даст какой-то кругозор
- гляньте книгу "Спроси у мамы" Р.Фитцпатрик. Из неё будет понятно, как выспросить у ваших подписчиков, что их действительно волнует. По ней сможете и вопросы в гугл-формах составить, чтобы просегментировать аудиторию, и нормально провести интервью с нужными сегментами аудитории
- когда узнаете, что желает аудитория, возможно придется немного видоизменить либо сами курсы/платки, либо их рекламную подачу
- гляньте книгу "Запуск" Д.Уокера. По ней сможете составить план продающих текстов в вашем канале, составить план вебинара
Ключ к большим продажам - большая аудитория, поэтому придется работать и над набором аудитории тоже. Тут еще сложнее дать общие советы, но попробую и здесь:
- платный путь - это путь экспериментов, которые могут ничем не закончиться, а могут привести десятки тысяч человек. Если не получится с какой-то одной гипотезой - не волнуйтесь, с вами все в порядке, просто переходите к следующей. Трафик из Директа на лендос, микроворонки в ТГ, закупы в ТГ, Telegram ADS - наворотить можно, что угодно. Есть знакомые, которые пришли к одному источнику - платная реклама в ботах по их тематике. Очень узко, но очень эффективно и с высоким roi. Ищите свои связки
- бесплатный путь - пожалуй, из рекомендательных систем тут осталось только видео, Reels и Shorts, посмотрите какие-то интенсивы по этим темам, есть люди, которые получают хорошие результаты. Но этот путь не масштабируется, полагаться только на бесплатное не стоит
Я пусть и начинающий продюсер по запускам, но кое-что уже понахватался, есть пусть и небольшие, но результаты. Если есть вопросы - пишите в комментариях. Если вопрос не требует отлагательства - вот на Taplink есть ссылка на прямой личный аккаунт, по состоянию на май 2023 мои консультации бесплатные
Всем предпринимателям желаю удачи, успешных тестов, высокого roi, и больших продаж!
Ваш Владимир Торопов, неунывающий экспериментатор

Показать полностью

Новый закон о такси - индикатор профессионализма депутатов

Новый закон о такси - индикатор профессионализма депутатов Такси, Законодательство, Наивное искусство, Длиннопост

Я 15 лет владел диспетчерской службой такси в провинциальном городе, и, хотя я уже в другом бизнесе, по инерции продолжаю следить за новостями из мира такси. Вчерашняя новость - принятие закона о такси.

Первое, что бросается в глаза человеку, знакомому с тематикой - оторванность от реального положения дел. Через свинцовую серьёзность сквозит совершенно поверхностное знание области, которую так решительно регламентируют.

Шашечки на борту, фонарь на крыше

Во-первых, шашечки нужны были в свое время для того, чтобы в потоке различить машину такси, и поднять руку - или найти такси на стоянке, и сесть в неё. Сейчас заказ выглядит совсем не так, как в прошлом веке - если не через приложение, так через диспетчера (да, в регионах остались ещё телефоны такси, по которым надо звонить барышне). То есть шашечки не всегда нужны, даже если из кабинетов Госдумы кажется, что они необходимы. Есть, например, бизнес-класс, на котором точно не нужны шашечки.

Во-вторых, у того, что множество машин такси никак не обозначены, есть фундаментальная причина, которую никакой ФЗ не сможет устранить - потому что причина в том, как живет общество. Есть часы пик - утром на работу, вечером с работы. Машин такси в час пик нужно максимальное количество, намного больше, чем днем. Если все их оклеить, оснастить всем, чем нужно - то днем часть машин будет простаивать. И водители будут простаивать.

Это неэффективно, поэтому сейчас устройство рынка такое - есть автопарки такси, на первый взгляд полностью соответствующие текущим требованиям, есть агрегаторы, работающие с законопослушными автопарками, на долю этих субъектов выпадает большая часть заказов. Чем крупнее город, чем плотнее в нем транспортная сеть - тем выше доля легальных перевозчиков. Но даже в крупных городах в час пик легальные перевозчики проскальзывают по пропускной способности, и появляется пространство для серого такси. И оно будет всегда, пока люди ездят на работу и с работы. Чем меньше город, чем хуже связность районов - тем выше в нем доля серого такси. Потому что людям надо ехать, а не шашечки.

Убедиться в реальности этого факта просто - посмотрите на цены в час пик в приложении Яндекс Такси, например. Это попытка сравнять дисбаланс спроса и пропускной способности. Или вот Новый Год скоро - гляньте тариф, и попытайтесь понять, почему за такой ценник еще и ждать приходится.

Те, кому надо ехать в час пик, знают такие приложения и номера телефонов, в которых приезжают машины без шашечек. Думаю, знают о них и в Госдуме - но почему-то вместо того, чтобы думать о том, как сделать переход людям и организациям из серой зоны в белую выгодным, легким, приятным, они думают о том, как закошмарить штрафами нелегалов из серой зоны. Нелегальность которых только в том, что у них нет разрешения, придуманного в Госдуме.

Положения закона и реальность

У нас, как вы знаете, государство исходит из представления о предпринимателях, как о жуликах. Ну и, соответственно, описывает обнаруженные уловки этих жуликов в законах, и назначает за них штрафы. А люди придумывают, как жить с новыми законами, и так по кругу. Давайте я для простоты разобью таксистов на три группы - полностью легальный таксист на машине автопарка; таксист, который владеет своим транспортом, и хочет быть в правовом поле, и серый таксист на своей машине, который эпизодически таксует, и ему не хочется соблюдать все требования, потому что "нафига?" И покажу небольшой сборник того, как в жизни выглядит соблюдение законов этими разными группами таксистов (пишу про регионы, в столице все может быть иначе):

- В день, когда у ГИБДД рейд по таксистам (не знаю, как в столице, но у нас в регионе они работают по плану для генерации отчётности), у легальных таксистов все документы в порядке (но не факт, что они в порядке в другие дни); некоторые таксисты в правовом поле снимают магнитные наклейки и фонари с крыши, и перестают быть видны в потоке, некоторые подтягивают все хвосты (медосмотр, путевку), и ездят с наклейками и фонарями. А таксиста из серой зоны и так никогда не видно в потоке.

- На машину такси нужно разрешение Минтранса. Это не лицензия, но что-то заменяющее её. Легальные таксопарки получают их сами; сознательные таксисты иногда получают сами, если они в статусе ИП. Но чаще всего обращаются в "бумажный таксопарк" - там по документам берут их машину в аренду, получают на неё разрешение в Минтрансе, и это разрешение отдают водителю, за что тот ежемесячно платит небольшую плату. Водители из серой зоны тоже иногда покупают такие разрешения - "чтобы было". Такой таксопарк существует только на бумаге - но на него могут быть оформлены десятки и сотни разрешений. Соответственно, все это попадает в отчетность, и на бумаге виден рост легального сектора такси. Риторическим остается вопрос - способствует ли такая форма легализации повышению безопасности, или какие там задачи ставили перед собой депутаты.

- У таксиста с разрешением обязательно должна быть путевка. А в путевке отметки о прохождении техосмотра, и медицинского осмотра. Соответственно, в легальных таксопарках есть механик, и ставит подпись он (но реальные осмотры делаются не каждые сутки, только по жалобам водителей на стуки в подвеске); сознательные таксисты вынуждены ставить свою подпись сами (потому что подпись означает ответственность, если будет ДТП; на СТО нереально получить подпись механика, да еще каждый день). Медосмотр проходится или на станции скорой помощи (нужно заключить договор), или подделывается (своя или вымышленная подпись без печати).

Вся надежда таксиста на то, что "прокатит", как правило, оправдывается. В ГИБДД в нашем городе не так много человек (в городском ГИБДД 9 человек на город в 170 000 населения, в краевом ГИББ чуть больше, но все равно мало), рейды по таксистам очень редки, и фактически водитель может ездить на своей машине с видимыми атрибутами такси, но без путевки месяцами. То есть вся серьёзность законодателей разбивается о банальное отсутствие мощностей для проверок. На мой взгляд, такое законотворчество только усиливает правовой нигилизм в обществе.

Критикуешь - предлагай

Надо, наверное, выдвинуть свои предложения о том, как должно быть организовано законодательство в такси. Я прекрасно понимаю, что мое мнение точно не заинтересует депутатов, но раз уж интернет дал каждому из нас трибуну - напишу своё частное мнение.

- Надо четко осознать, выполнение каких требований государство сможет проверить, а какие нет. Полагаться на то, что люди как-то сами начнут соблюдать законы - не стоит. Когда будет понимание проверяемости - можно будет прописать цели закона. То, что не сможем проверять - даже не стоит закладывать в закон. Продолжительность работы на смене, например.

- Сейчас довольно большое препятствие для получения разрешения таксисту со своей машиной - он должен быть ИП, а ИП платит более 40 тыс рублей в год. Избегая этой траты, он идет в "бумажный таксопарк". Уберите требование быть ИП - и вы победите все "бумажные таксопарки". Есть же статус самозанятого.

- Надо как-то осознать наличие в реальности разных видов таксистов, и прописать эти разные виды в законе. Есть те, кто стоит на стоянке, или возле ресторана, и не берет заказы из приложений. Есть те, кто арендует машину в таксопарке, и работает в агрегаторе. Есть те, у кого своя машина. Есть те, кто по пути пару раз в неделю берет пассажира через приложение-агрегатор. Есть те, кто может месяц-два работать в такси, а потом уезжает в рейс/на вахту.

- Поскольку государство не в силах на дороге отделить водителя без разрешения от водителя с разрешением - нужно убрать все платежи с таксистов-частников. Любой платеж создает экономический стимул быть нелегалом. Все равно все агрегаторы, диспетчерские и т.д. работают на ПО, которого не так много. Можно подумать над тем, чтобы контролировать не водителей, а поездки. Внедрить в ПО модуль, который отстукивает в налоговую о количестве поездок, и с поездки брать какую-то копеечку. Агрегаторы переложат это в тариф. Если не борзеть, то можно обеспечить неплохую собираемость. Если борзеть, тогда будет выгодно хитрить. Ну то есть иначе скажу - если пытаться заставить платить много, среди предпринимателей будет разделение на жуликов и честных, и жулики опять получат преимущество. Не надо самим плодить жуликов. Да, я намекаю на то, что не предприниматели жулики, а государство не может обеспечить равные условия для всех.

- Защита пассажиров. Есть же пусть и кривое, но ОСАГО. Сделать такой тип ОСАГО, который будет защищать и пассажиров в такси, и ответственность водителя. А еще сделать так, чтобы его реально можно было купить, а не как сейчас выглядит страховка в такси.

Ну ладно, что-то я наговорил тут, по текущим временам уже даже непонятно, что мне за это причитается.

PS. Да, там у меня в профиле канал указан - если текст зашел, загляните и туда, подписывайтесь.

Показать полностью

Деталька жизни в маленьком городе

Отвезли дочку на английский, решили с женой прогуляться по району. Идем вдоль общежитий, и вдруг я вижу сетчатый загончик 4*5, с песком, травой, каким-то гравием внутри. Металлическая сетка метра полтора в высоту, натянута на столбики из железных труб.

Надо сказать, что у нас в городке нет оборудованных мест для выгула собак, поэтому какие-то какашки, подмоченные колеса на машине - это норма. И я так давно хотел пришествия цивилизации, что решил - вот оно, настало будущее.


"Смотри" - говорю жене, "загон для собак, какие молодцы!" Надо сказать, что я пытаюсь дома шутить, придумывать какие-то каламбуры, и тут мозг подсовывает словечко "говнариум". Жена смеется, разговор плавно утекает в сторону урбанистики, Варламова, какой у нас губернатор молодец, старается что-то делать, муралы вот нарисовали по всему городу, и гуляем дальше.


Через неделю идём там же, и я с удивлением вижу, что в говнариуме - дети, человек пять, и девушка. И ни одной собаки. В траве невысокая песочница, которую я не заметил. Смотрю на ближайшую общагу - и вижу вывеску частного детского сада. На меня сразу же обрушивается понимание, что это детская, а не собачья площадка. И буря эмоций - разочарование от того, что вот только что была площадка для выгула, а оказывается, её уже нет и даже не было. И вроде как смешно - фигасе, площадки такие разные перепутал, вот лошара. И стыдно - дети ж это святое, а я их в какашки определил. И кринж от того, какое место для прогулки в платном саду, что его прохожие с площадкой для выгула собак путают.


Эстетика ебеней, короче.

Показать полностью

Как я продавал SMS-пакеты в 2011 году

Это было время, когда все было не так, как сейчас — часть людей ходила уже со смартфонами, часть с кнопочными телефонами. Случились сразу парочка мировых кризисов (2008-2011), появилось Сколково, Навальный был просто блогером из ЖЖ. Слово «скрепы» ассоциировалось с берестой и иконами, ещё не была создана Росгвардия, на процессе Березовского против Абрамовича в Лондоне еще не прозвучало слово «siloviki». В целом казалось, что еще чуть-чуть — и жизнь наладится.

В моем небольшом городе за десятые годы понастроили торговых центров - уверен, в вашем городе такая же картина. И в каждом торговом центре десятки магазинов, большая часть которых - местные предприниматели. Купил в Турции/Италии/Китае - продал в родном городе, это центральная идея малого бизнеса в России. Если и были у нас магазины товаров собственного производства - то только одежда и продовольствие, все остальное на Камчатке было и остается привозным.

Как я продавал SMS-пакеты в 2011 году Внутренний диалог, Мысли, Гифка, Длиннопост

Я построил простую логическую цепочку - кризис докатится до Камчатки, народ будет меньше покупать товары в многочисленных бутиках, владельцы магазинов вспомнят о маркетинге, и часть из них будет слать СМС "у нас тут распродажа, приходите". И как-то я так поверил в эту логику, что решил залезть в этот бизнес.

Надо сказать, что мысли об этом пришли не на пустом месте - моя диспетчерская такси в то время рассылала десятки тысяч смс в месяц о назначении и подаче машины, я знал, что эта услуга может стоить и рубль, и пятнадцать копеек, и на разнице цен можно было сделать хорошую маржу.

Я всегда был противником массовых рассылок чего-либо, кроме листовок. Признаюсь - я рассылал листовки по всему городу, даже понимая, что большая часть из них станет мусором в подъездах. Но смс рассылал только клиентам - я никогда не занимался спамом.

После недолгих поисков технической возможности, как организовать бизнес, я заключил договор с компанией Unisender, они работают до сих пор - email, смс-рассылки, чат-боты, вайбер-рассылки. У них уже была программа на Windows, для рассылок СМС по своей базе. Я выбрал название "Авангард СМС", в Unisender мне сделали клон программы с моими реквизитами, дали мне доступ к агентскому аккаунту. Теперь я мог покупать у них пакеты СМС по одной цене, а продавать уже по другой.

Оставалось придать этому купи-продай бизнесу какое-то юридическое обоснование. Я зачем-то открыл ООО с говорящим названием "Мобильный Маркетинг". Бухгалтер у меня к тому времени уже был, всю отчетность она брала на себя - а выставить счет и принять акты я и сам мог, на это большого ума не надо.

Оставалось совсем немного - найти клиентов! То ли на wordpress, то ли на joomla я сделал сайтик, он остался в вебархиве. Подача на сайте такая - все официально, все бухгалтерские документы закроем, никакого спама. С горем пополам настроил рекламу в Яндексе по России, пошли какие-то первые клиенты. Надо сказать, что официоз на сайте приводил и таких клиентов, которые были далеки от моих первоначальных гипотез - профсоюзная ячейка на крупном судостроительном заводе с рассылками по членам профсоюза, региональная епархия с рассылками всем священникам. До появления Телеграм и Whatsapp организациям было сложновато массово оповещать своих участников, и в эту сторону я должен был бы поработать - но я проигнорировал эти use cases, не распознал в них возможность.

С моего города на рекламу в Яндексе не отреагировал никто, и я решил пойти в поле - разносить рекламу по магазинам самостоятельно. Посмотреть на людей, поговорить - у нас в городе часто можно встретить владельца прямо в его магазине, в торговом зале. Чтобы не ходить с пустыми руками, заказал листовку-буклетик - целую коробку, тысячу экземпляров. Сейчас, для иллюстрации, вытащил буклетик из глубины стола - и нахлынули воспоминания. Каким я был наивным, идеалистичным, как концентрировался на технических моментах, и как мало обращал внимание на людей, на их реальные потребности...

Как я продавал SMS-пакеты в 2011 году Внутренний диалог, Мысли, Гифка, Длиннопост

С первых же походов по магазинам стали появляться клиенты - магазины одежды и обуви. Некоторым было очень трудно пользоваться программой - просто потому что компьютерная грамотность хромала. Сейчас я бы ввел услугу "запуск под ключ", и за небольшую доплату помогал бы людям выгрузить их таблицы в программу - тогда же я писал для них инструкции, в телефонном звонке помогал нажать нужные кнопки. Но тем, кто разобрался с программой для рассылки, было кайфово - отправить сообщение всем клиентам с компьютера было намного удобнее и дешевле, чем делать рассылки со своего телефона.

Изначально в программе можно было сделать имя отправителя"Kristall" и рассылать от этого имени - наверное, многие из вас помнят те времена по засилью смс-спама. Спамеры так задолбали всех, что государство принялось регулировать рассылки. Сначала имя отправителя, к которым уже успели привыкнуть мои клиенты, стало платным. Емнип, у Мегафона персональное имя стоило 5000 рублей. Это было первое небольшое препятствие. Большая часть клиентов не стала покупать фирменное имя отправителя, и их рассылки стали не такими красивыми.


Затем стали подниматься расценки на пакеты СМС. Моя маржа падала, я вынужден был огорчать клиентов поднятием расценок практически каждый квартал. Параллельно с этим в розничную торговлю стало проникать ПО со сканерами, штрихкодами, и возможностями оповещения потребителей через СМС. Стали много говорить о персональных данных, законности их получения. Мои клиенты стали отваливаться, я понял, что моя гипотеза, поначалу казавшаяся жизнеспособной, не прижилась в обществе.


Как-то тихо бизнес, просуществовавший пару лет, был обескровлен. Клиенты поуходили, выручек не стало. По этому ООО я просто перестал подавать отчеты, и через несколько лет его ликвидировали - на мой взгляд, это событие подчеркивало вымирание этой ниши, её тупиковость. Кстати, именно так я узнал, что после принудительной ликвидации ООО гендиректору запрещается быть гендиректором в течении трех лет. Я познаю мир через бизнес )

СМС-маркетинг эволюционировал от простых смс "скидка, приходите" к персонализированным предложениям, рассылаемым автоматически. Коммуникация с клиентами сейчас заметно усложнилась - CRM системы можно настроить на самые разные сценарии взаимодействия.


Наверное, во всех историях должны быть какие-то уроки, выводы - так вот, не торопитесь открывать юрлица, сначала тестируйте идеи на жизнеспособность. Обращайте внимание но то, кто в реальности покупает ваши услуги, какие у них потребности. Не стремитесь сделать идеальный дизайн промоматериалов в первой итерации - лучше быстрее попробовать столкнуть предложение с аудиторией. Если делаете зависимый бизнес - по франшизе, дилерский, на моноклиенте - будьте готовы, что в тяжелые времена у вас не будет никакого пространства для маневра.


В принципе, банальные советы для 2022 года. И даже не знаю, если бы мне дали эти советы тогда, в 2011 году - сделал бы я по-своему, или наступил бы на все те же грабли. Скорее всего, сделал бы по-своему. Наверное, я просто упрямый. Или тупой, уже не уверен.

Но я продолжаю пытаться что-то предпринимать. И вам могу посоветовать только одно: "Действуйте!"

***

Если статья показалась вам интересной, то welcome в мой канал в Телеграм — обычный канал обычного предпринимателя.

Показать полностью 2

Как мой товарищ (и немного я) создал управляющую компанию ЖКХ, и как я сбежал из неё из-за жильцов

Предыдущие несколько моих заметок были о моих неуспешных попытках сделать бизнес - в последние годы я пытался арбитражить, пытался делать сайты, пытался продавать ОСАГО онлайн. Но у меня было и несколько успешных попыток, настало время рассказать об одной из них.

Дело было в 2007 году, к тому времени у меня была диспетчерская такси в регионе, я заканчивал заочно ВУЗ на менеджера организации. Росло моё внутреннее самоощущение как предпринимателя.

Один из одногруппников, Павел (привет, если читаешь!), активно искал своё место в жизни, причем очень интересным образом. Например, осознав, что его коммуникативные навыки требуют прокачки, он пошел работать менеджером по продаже рекламы во врезках на местном телевидении. До этого Паша работал сварщиком, а тут нужно было с портфельчиком приходить к директорам, и продавать им практически вхолодную. На мой взгляд, это очень смелый поступок - развернуть свою жизнь в другую сторону. А ещё это говорит об осознанности, но в 2007 году мы не произносили таких слов.

У него не очень хорошо все получалось, но Паша не из тех, кто сдается. Под напором Паши реальность вокруг начинала прогибаться - кто-то из менеджеров помогал советом, кто-то из клиентов шел навстречу. Надо сказать, что Паша обладал не только напором - он открытый парень, исходит из благих побуждений, честен и заботится не только о себе, общественное благо для него не пустой звук. Таким людям хочется помогать.

И вот одна из петель Пашиной судьбы привела его к шабашке - надо было ходить по подъездам, и собирать подписи для одной из управляющих компаний. Паша попал в тусовку - общественная организация, что-то вроде жилищной инспекции, выполняла для управляющих компаний услугу сбора подписей. Вокруг этой организации крутились разные интересные персонажи. Буквально через одно рукопожатие были люди из администрации города. Через некоторое время Паша понял - в городе идёт распад старой централизованной системы ЖКХ, и становление новой системы, в которой есть возможность создать свою компанию. Все детали этой картины были не видны - но Пашу это не могло остановить. Во всем можно было разобраться.

Видимо, в то время сознание Паши не позволяло ему сразу стать собственником компании, не знаю, мы это не обсуждали. Но с идеей создать управляющую компанию ЖКХ он обратился ко мне. Мне идея сразу понравилась. К тому времени управление моим текущим бизнесом занимало не всё моё время, я был разведен и у меня не было отношений. Идеальное время, чтобы стартовать новый бизнес!

Ключевым событием в подписании дома на услуги управляющей компании было общее собрание жильцов - очное, или заочное. Для того, чтобы собрание состоялось, нужно было: а) чтобы был инициатор собрания, то есть нам надо было обаять кого-то из жильцов, б) нужно было вызвать доверие у остальных жильцов.

Некоторое время мы боялись начать - ну кто поверит в 2007 году тридцатилетним парням без опыта в ЖКХ, и отдаст им свой голос? Сначала мы хотели пригласить какого-то свадебного генерала в наше свежесозданное ООО, подбирали какого-то человека с релевантным опытом, пока не получили предложение просто помочь провести собрание. Помощь предложила председатель ТСЖ с большим опытом - совершенно безвозмездно. Думаю, она просто поверила в Пашу, как и я.

Мы начали работать в том районе, где я жил с детства. В своем доме мои родители стали инициатором собрания, мы с Пашей долго обходили дом, отвечали на все вопросы, чтобы люди поверили. Мы хотели все сделать нормально, по закону и по совести - и многие люди это видели в нас. За несколько месяцев мы подписали несколько домов - работая вдвоем. Все подписи, протоколы собраний были приняты в комитете управления имуществом.

Это был очень интересный опыт - оказаться за небольшой промежуток времени в паре сотен квартир. Мы увидели, как живет наш народ, без преувеличения. Обычные люди, мелкие чиновники, пенсионеры, ветераны. пьяницы, спортсмены, студенты, инвалиды, любители классики Автоваза и одинокие женщины в активном поиске. Не могу сказать, что мы видели всё - но это было очень объемно и интересно.

Параллельно с нами в паре домов ходили сборщики подписей от предыдущей, муниципальной компании - но они фальсифицировали протоколы, их в комитете не приняли. Вообще у нас тут на Камчатке низовой коррупции почти нет - в основном работают честно. По слухам, коррупция есть там, где есть большие деньги - но это слухи, ручаться не могу. А в обычной, бытовой жизни я не давал взяток никогда, и у меня их не вымогали ни намеком, ни просьбой. Да и по бизнесу тоже не было взяток.

Чтобы наш новый бизнес был прибылен, на счету дома накапливались деньги на мелкие ремонты, а люди были довольны - в качестве первого шага на каждом доме мы решили ставить общий прибор учета тепловой энергии. На Камчатке очень дорогое тепло (потому что привозное топливо), а сети ветшают. Может так случиться, что до дома доходит вода 55 градусов, а по документам придется платить за 60 градусов, и доказать будет нечем. Счетчик учета на дом в то время стоил с установкой около 150 000 рублей. На первый счетчик я взял кредит.

Мы экономили на всем - бухгалтер на аутсорсе, юрист по консультациям, дворники из соседних дворов за небольшие доплаты, квитанции делал расчетно-кассовый центр. Аварийная служба нам почти не требовалась - заказывали пару раз по газете. Сантехнику Паша пытался делать сам, мы сами пытались паять трубы и делать канализацию. Лазили по подвалам, крышам. Всё для того, чтобы накапливать деньги на счетах домов, и делать видимые улучшения. Даже подвал под первый счетчик энергии мы с Пашей готовили сами - на выходных вооружились ломами и фомками, и вынесли за несколько часов всё из одной секции подвала, потом там нам собрали счетчик. В процессе демонтажа обнаружилось, что в одной из клетушек было оборудовано лежачее место бездомного. Это странная деталь, но я почему-то её запомнил - в этой клетушке лежала коллекция ношеной женской обуви, явно с помойки. У бездомного тоже могут быть свои слабости и представления о прекрасном.

Свои представления об устройстве жизни были и у жильцов. С первых же обходов, с первых собраний мы столкнулись с установкой некоторых жильцов: "Вы всё врете!" В принципе, эту установку каждый из нас наблюдает вокруг себя - вакцинация ради чипирования, 5G ради контроля, ГМО чтобы все вымерли, ЖКХ чтобы воровать.

Это проявлялось в разной степени - один из небольших начальников при подписании протокола затеял длинный вежливый разговор с нами, и когда мы выложили перед ним все, как есть, он отдал свой голос за нас. Сразу после этого он сказал: "Ребят, ну всё понятно. А иметь-то вы как с этого будете, какая схема у вас? Я просто сам начальник, ну вы понимаете... Может, мы как-то друг другу будем полезны?" Интонации, мимика, жесты - он явно предложил мутить. В принципе, это можно понять, к тому времени я уже повидал немало приспособленцев.

Гораздо хуже были пенсионерки с установкой: "Не верю". До сих пор помню фамилию одной из них - Вьюшкова. На первом же обходе, еще до подписания дома на обслуживание, она обстоятельно рассказывала о своей борьбе с муниципальным ЖКХ - постоянные визиты в офис, требования разъяснить начисления, ультиматумы по поводу подтекающего окна. Мы как раз противопоставляли себя этой компании, и собирались реально улучшать содержание домов. В этих беседах с Вьюшковой я и подумать не мог, что потом она начнет клевать мозг нам.

Стоило нам встать на место управляющей компании - Вьюшкова стала бороться с нами! Как я сейчас понимаю, это было что-то среднее между социализацией и смыслом жизни. Пенсионерка удовлетворяла жажду общения и стремление быть правой. Все бы ничего, но таких людей было несколько - район компактный, они общались между собой. Что-то вроде ячейки пенсионеров с пятиминутками ненависти.

Мы научились менять стояки, паять полиэтиленовые трубы оказалось не так сложно, хватало обычной аккуратности и расчетов на бумажке. После установки счетчиков на дом на счетах начинали накапливаться небольшие средства. У нас было в управлении несколько домов. Но к этому моменту - а прошел едва год - я начинал закипать от каждого упрека в наш адрес, даже от намека. Прошло 15 лет, сейчас клан Вьюшковой вспоминается как какой-то юмористический эпизод со сварливыми старушками. Но тогда я прямо нервничал - в общении с этой категорией жильцов не помогала ни логика, ни факты, ни реальные дела.

В какой-то момент я не выдержал. Никакие деньги, которые к тому же были только в перспективе, не могли бы заставить меня жить в атмосфере постоянных подозрений в том, что мы не делали. Мы принесли в дома экономию, утепляли фасады, поставили светильники там, где их не было долгие годы - и не могли насладиться сделанным.

Я решил выйти из ООО, и не работать больше в этой компании. Паша довольно спокойно принял моё решение. К тому моменту фундамент компании был уже создан, а самое главное - Паша осознал, что он может. Может всё.

Пашин путь в ЖКХ продолжается и сейчас. В его карьере было многое - и потеря миллиона рублей жильцов из-за краха банка "Камчатка", и искусственно созданный разрыв в 16 миллионов рублей, который он якобы был должен поставщикам теплоэнергии. Тут поясню - в какой-то момент была передвинута граница ответственности, и управляющая компания вставала в раскоряку - закон не позволял брать с жильцов по поставленному теплу, а только по фактическому, но обязывал отдать поставщику больше, чем было собрано с жильцов. Так накопился рисованный долг в 16 млн. ООО пришлось банкротить, а Паша чуть не сел. Сейчас он переделал структуру бизнеса в несколько ТСЖ, в которых он председатель. Осталось несколько домов, Паша по-прежнему сам руками пытается сделать старые дома уютными.

Прошли годы, по-прежнему этот опыт вспоминается как яркий. Я увидел очень много людей, их жизнь. Я увидел, как можно на упорстве пробивать дорогу туда, куда ты вроде как не предназначен. Я увидел, что даже если ты делаешь работу честно, тебя могут попытаться посадить. Я увидел, что госинспекциям часто плевать на реальное положение дел. Я увидел равнодушие людей. И в то же время я видел много добрых, отзывчивых людей.

Больше всего мой опыт в ЖКХ похож на лоскутное одеяло - сплетенный из очень разных людей, из не очень согласованных между собой законов, из инспекций, прокуратуры, из разных поставщиков. Думаю, что по этому небольшому кусочку России можно понять - мы все разные, у нас разное прошлое, мы все хотим разного и тянем друг друга в разные стороны. Мы по разному объясняем себе реальность, и часто не понимаем друг друга.

Не знаю, удастся ли нам построить лучшую жизнь в России. Я для себя понял - менять людей очень сложно. Проще выбрать, с кем ты будешь. Ещё точнее надо выбирать, с кем ты не будешь.

***

Если статья показалась вам интересной, то буду благодарен за подписку на мой канал в Телеграм — о бизнесе, стартапах, моих мыслях и находках. Если приглашение подписаться на канал вызывает у вас гнев - жмите на минус у этой статьи, не сдерживайтесь, это Pikabu

Показать полностью

Как Амазон выжимает из сотрудников максимум

Жестокость капиталистов или борьба против ленивых и вороватых сотрудников — что творится на складах Амазон?

Как Амазон выжимает из сотрудников максимум Amazon, Управление людьми, Длиннопост

Численность персонала Амазон 1,6 млн человек (на 31 декабря 2021 г, данные из Википедии), в сентябре 2021 компания временно привлекала 125 тыс сотрудников. Как управлять таким количеством человек, как контролировать? Как бороться с кражами?

Контроль

Отчет (pdf, eng) Open Market от 2020 года содержит интересные данные, указывающие на конкретные методы контроля работников складов:


• повсеместное видеонаблюдение, интегрированное с ИИ, для мониторинга и отслеживания перемещений сотрудников

• на больших экранах проигрываются видеозаписи эпизодов краж сотрудников, впоследствии уволенных или арестованных

• при входе на склад работнику оставляют только бутылку с водой и прозрачный пакет с деньгами (никаких мобильников и плееров)

• в конце рабочего дня работники склада проходят тщательный досмотр, время досмотра не оплачивается, досмотр длится от 25 минут до часа

• сканер товаров в Амазон многофункциональное устройство, на него приходят задачи к выполнению. Также сканер считает количество секунд между выполнением задач, сигнализируя об отставании от нормативов компании — уведомление может быть о вынесении предупреждения и даже об увольнении сотрудника

Слежка (или мониторинг, если вам так комфортнее) ведется и за водителями доставки, многие из которых не находятся в штате компании, а подрабатывают в ней по модели Убер. Водитель обязан следовать маршруту, выбранному для него компанией; в софте на его обед выделено 30 минут в день и два отдельных 15-минутных перерыва. Вовремя должны быть доставлены 999 посылок из 1000

Амазон стремится свести к минимуму свободу работника и индивидуальное принятие решений — компания запатентовала браслет, который может точно отслеживать, где находятся руки сотрудников склада и используют вибрацию, чтобы подтолкнуть их в нужном направлении. Ассоциация с электронным ошейником всплывает сама собой. Сложно сказать — это ещё научная организация труда, или уже дрессировка?

Давление

Судя по цитатам из того же отчета Open Market (pdf, eng) — менеджеры постоянно находятся возле работников, наблюдая, но не представляясь. «Менеджеры всегда крутятся вокруг, они чувствуют себя комфортно, физически преследуя людей; это обычное дело. Рабочие, которые говорят об этом, чувствуют физическую и психологическую угрозу».

Как Амазон выжимает из сотрудников максимум Amazon, Управление людьми, Длиннопост

Сотрудники описали Amazon атмосферу в компании как нечто в стиле «Повелителя мух», где самые слабые работники увольняются. Работники Amazon находятся в постоянном стрессе, чтобы выполнить нормативы на сбор сотен посылок в час. Сканер товаров считает также время, не затраченное на выполнение заказов — и автоматически наказывает работника за ошибки.

Работники регулярно проходят оценку на основе своих результатов. Но интересная деталь — заранее им не сообщают установленные нормативы. Соответствуют ли действия установленным нормативам, человек узнает от сканера, когда получает предупреждение. Тот же сканер подгоняет работника, предлагая ему увеличить скорость.

Постоянно подгоняемые компанией, многие работники получают травмы — но некоторые продолжают работать с травмами, поскольку Amazon регулярно увольняет сотрудников, которые отстают от нормативов, не принимая во внимание некоторые виды травм. Так, Центр журналистских расследований обнаружил, что в Amazon количество тяжелых травм на складах в некоторых случаях более чем в пять раз выше, чем средний показатель по отрасли.

Некоторые сотрудники Amazon, работающие на складах компании, настолько боятся потерять работу, что даже не тратят рабочее время на то, чтобы сходить в уборную. По сообщению издания The Sun, люди мочились в бутылки из-за страха получить выговор за простой и потерять работу.

Физический и эмоциональный стресс приводит к широкому распространению проблем как с физическим, так и с психическим здоровьем. Страдают не только сотрудники — контроль за водителями и высокие требования к оперативности доставки посылок приводят к тому, что водители попадают в аварии, нанося вред другим водителям и прохожим; в период с 2015 по 2019 было не менее 13 ДТП с участием водителей Amazon со смертельным исходом.

Уровень производственного травматизма на складах Amazon настолько высокий, что Национальный совет по безопасности и гигиене труда в 2018 году включил Amazon в список «грязной дюжины» в списке самых опасных мест для работы в США.

Персонал

Может сложиться впечатление, что склад Amazon — это воплотившийся в реальность эпизод Черного Зеркала. Бесчеловечная эксплуатация пролетариата проклятыми капиталистами. Но давайте присмотримся поближе — кто и как работает на этих складах.

Как Амазон выжимает из сотрудников максимум Amazon, Управление людьми, Длиннопост

Оплата труда на складах Amazon в среднем 18$ в час — совсем немного выше минимальной оплаты 15$ в час. Розничная торговля и логистические услуги — очень конкурентные рынки труда, и, казалось бы, борьба компаний за соискателей могла привести к повышению ставок. Но высокой квалификации складскому работнику не нужно, его действиями все равно будет управлять сканер, а безработица в США сейчас в районе 3,9%, поэтому желающие поработать за небольшую зарплату есть всегда. Можно трудоустраивать всех, кто минимально соответствует критериям.

В ноябре 2020 года группа из пяти сотрудников склада Амазон в Мадриде (Испания) была арестована по обвинению в краже iPhone на сумму 500 тысяч евро. Инициировала расследование сама компания — по данным логистической системы вес некоторых посылок отличался от расчетного. Их сообщник размещал заказы, чтобы на складе для него формировали посылки. В эти посылки преступники подкладывали украденные на складе новенькие iPhone 12.

В сентябре 2020 г стало известно, что курьеры в борьбе за заказы стали развешивать свои смартфоны рядом с сортировочными пунктами, рассчитывая, таким образом, получить жирный заказ. Висящий рядом с базовой станцией смартфон синхронизируется с другим телефоном доставщика, и он может узнать о распределении заказа, что называется, «онлайн».

16 марта 2022 года курьеры Amazon провели митинг в Лос-Анджелесе, требуя, чтобы компания последовала примеру DoorDash, Uber и Lyft помогла компенсировать растущие расходы на бензин для своих водителей. Вообще, несмотря на усилия Amazon по борьбе с самоорганизацией сотрудников, профсоюзы существуют, и периодически выдвигают требования и устраивают забастовки.

Заключение

Amazon — крупнейшая компания в своей отрасли, чей опыт перенимают многие. Сама компания тоже внимательно следит за конкурентами, изменяясь под их влиянием. Так, например, сеть Wallmart строит у себя сеть видеонаблюдения на основе ИИ для контроля сотрудников. А Amazon ввела у себя программу полной оплаты обучения в университетах своим сотрудникам. На эти цели компания выделяет $1,2 млрд до 2025 года. Тем, кто занят в компании на полставки, оплатят половину стоимости обучения. Эту программу Amazon ввела у себя вслед за розничными сетями Wallmart и Target — ближайшими конкурентами Amazon.

Дикая смесь из полного подчинения линейного персонала, тотального контроля за ним, почти минимальной оплаты его труда; программ развития офисного персонала, зарплаты программистов в 100-200-300$ тысяч в год, совместная работа людей и роботов (которых совсем не было в этой статье), пожирание малых бизнесов по всей планете (о чем в этой статье я тоже умолчал), AWS (и о нем умолчал) — и как результат, капитализация в 1,55$ трлн.

Не знаю, как вы — а я всегда при упоминании Джеффа Безоса вспоминаю один эпизод из книги о нем. Когда Amazon был просто книжным онлайн-магазином, в первом помещении у них не было мебели, и Джефф сам упаковывал посылки.

Я делал это годами. В первый месяц я и еще один парень упаковывали коробки с книгами, стоя на коленях на холодном цементном полу. Я сказал: «Знаешь, что нам нужно? Наколенники. Это убивает мои колени." На что работавший рядом парень ответил: "Нам нужны упаковочные столы." Я был поражен: »Это самая блестящая идея, которую я когда-либо слышал!" На следующий день я купил упаковочные столы, и это увеличило нашу производительность вдвое.
Джефф Безос

Очень люблю этот эпизод, он мне говорит о том, что даже если конкретно сейчас ты не видишь какую-то возможность в бизнесе, одно слово может изменить всё. Когда-то даже самый богатый человек мира (ну ладно, прямо сейчас не самый богатый, вездесущий Маск и тут пролез) не мог самостоятельно догадаться купить стол.

Значит, и у тебя, читатель, есть шанс на большой успех! Да и у меня тоже: )

***

Если статья показалась вам интересной, то буду благодарен за подписку на мой канал в Телеграм — о бизнесе, стартапах, моих мыслях и находках. Если приглашение подписаться на канал вызывает у вас гнев - жмите на минус у этой статьи, не сдерживайтесь

Показать полностью 3

Моя эпопея с бизнесом по ОСАГО

! Предостережение для впечатлительных натур - в посте есть ссылка на телеграм-канал автора!

Всегда восхищался людьми, у которых несколько бизнесов. И постоянно совершал попытки сделать что-то кроме диспетчерской такси, которая проработала у меня долгие годы. В какой-то момент я понял, что об этих попытках можно писать — во-первых, это прекрасный способ осмыслить произошедшее, во-вторых, это может кому-то пригодиться.

Я уже писал, как у меня ничего хорошего не получилось с арбитражом трафика, и с сайтами на Тильде.

Сегодня я расскажу вам о том, как я пытался сделать бизнес по оформлению полисов ОСАГО.

Чтобы вам было понятнее, почему я выбрал именно эту нишу, и почему действовал как будто не в полную амплитуду, расскажу о вводных, по которым я действовал.

Первая вводная — бизнес не должен был иметь территориальной привязки, потому что я, как и положено провинциалу в возрасте за 40, мечтаю о переезде в Москву. Первые мысли об этом появились в конце 2019, к сегодняшнему дню я точно уверен, что хочу с семьей перебраться в Москву. Применительно к бизнесу это означало, что никаких торговых точек и офисов в провинции быть не должно. Из этой вводной получилось, что бизнес должен быть онлайн.

Вторая вводная — размер рынка, на котором предстояло действовать. До этого я около 15 лет действовал на региональном рынке такси (попав в него совершенно случайно, о чем стоит, наверное, написать отдельный текст). Больше действовать на микрорынках мне не хочется. Поэтому искал рынки федерального масштаба, и в этой попытке выбрал ОСАГО. Миллионы автомобилистов, большой рынок, все дела.

Главная причина, по которой я вообще пошел в ОСАГО — один мой знакомый довольно успешно занимается автостраховками, оформлением в ГИБДД. У него в тот момент была одна точка в ТЦ, в которую люди приходят ногами, и он и его команда оформляют человеку полис. Привет, Таир, если читаешь эти строки!

Дополнительно я случайно узнал, какой примерно уровень выручек ещё в двух других точках агентов по ОСАГО в моем городе. То есть первоначально было понятно, что деньги в агентской схеме в принципе есть, можно было заходить в нишу и щупать. Никаких глубоких анализов не проводил.

1. Работа с партнером

Я предложил Таиру следующую схему — я привожу клиента, найденного в интернете, оформление делают люди Таира, прибыль делим. Все построение воронки продаж на мне, Таир ничего не теряет. Он согласился.

Я предположил, раз люди сами приходят на точки, значит полис им так необходим, что они готовы куда-то ехать или идти; и если я его предложу им в интернете, то им ещё и лучше будет, удобнее. Позже выяснилось, что мотивы людей, которые приходят ногами на точки, немного другие.

Я наворотил воронку продаж — чат-бот, предлагающий прислать сканы документов, лендинг на Тильде, рекламные кампании в МТ, Инстаграме и Фейсбуке, немного в Одноклассниках. Подходы в рекламе были — быстро, удобно, никуда не надо идти.

Немного помучавшись с конструкторами чат-ботов — где-то не были доступны присланные сканы документов, где-то зависали сценарии, где-то постоянно отваливался сервер — остановился на AmoCRM. Лендинг был минимальный — без отзывов (потому что их пока не было), буквально первый экран с фотографией офисной барышни, описание услуги, что будет происходить во время работы, и кнопка перехода в мессенджеры.

Первые же переходы в мессенджеры показали, что остро стоит вопрос доверия — а вы точно не мошенники, а честный ли полис, а вы не пропадете с деньгами? На ленд был добавлен раздел с местонахождением точки, блок о легальности нашей работы. Немного помогло, люди стали покупать страховки и допуслуги — восстановление КБМ, пакет для переоформления машины.

Я пытался подогнать друг под друга все элементы воронки — посылы и тексты в рекламе, формулировки на лендинге, структуру чат-бота, собрать обратную связь от тех, кто работал с клиентами, помочь и им в их работе, изменяя логику происходящего и под них в том числе.

Большинство людей отсекалось на этапе объявления окончательной стоимости. Им говорили точно такой же ценник, как если бы они пришли своими ногами на точку. У текущего варианта бизнеса не было УТП, не было решающего перевеса, чтобы обращаться в компанию именно по этому каналу.

Мне показалось, что именно высокая наценка была фактором, который мешал продаже полисов через Интернет. Поговорил с Таиром, решили не продолжать попытки; что называется, был зафиксирован убыток несколько десятков тысяч рублей. Если спросите — неужели надо было столько тратить, чтобы понять невыгодность — отвечу:”Да”

Трафик недешев. Инструменты тоже денег стоят. Ну и опыта не особо много.

В этой итерации я даже не понял, что люди ногами приходят на точку оформления ОСАГО потому, что им не хватает навыка оформить полис самостоятельно в Интернете. По сути, они платят за то, что агент заполняет поля формы в интернете вместо них.

2. Виджеты

К этому моменту я не особо понимал, как агенты оформляют полис. То есть умел купить полис на свою машину на сайте, например, Альфы, но техосмотр сначала проходил сам, потом просто покупал у агента — и не понимал, как устроена вся кухня. Аббретиатура КБМ звучала таинственно, рассчитать стоимость полиса для клиента я не мог. В моей картине мира агенты, которые берут в моем городе до 2000 за оформление полиса, всю свою выручку получали только от этой суммы.

Но такое незнание не пугало, я давно понял, что засовывать голову в нишу можно и не разобравшись в ней. Собственно, это просто одна из методик обучения. По бразильской, так сказать, системе.

Немного погуглив, немного расспросив Таира, я выдвинул следующую гипотезу — поставить готовый виджет на сайт, чтобы люди сами оформляли полис, вознаграждение получая от компании, предоставившей виджет.

Был сделан другой сайт, опять на Тильде, вставлен виджет (перепробовал несколько виджетов, искал конверсию повыше) . На этот раз сайт был более продающим, более подробным.

На тот момент у меня была диспетчерская такси, я разместил в рабочих группах объявление о возможности самостоятельно оформить себе полис (для 2019 года в провинции это было интересно, крупные агрегаторы тогда ещё не были так известны) . Также размещал рекламные посты в местных группах Whatsapp (до сих пор существуют, и даже есть отклик, использую в других проектах) . Ну и МТ, Инста, ОК. Пошли первые посетители.

На лендинге стояла Метрика, я видел поведение пользователей в некоторых виджетах. Часто они вязли в полях, строках, экранах. Не доходили до конца, бросали. Я начал пытаться сделать на сайте хоть какое-то обучение. Сначала текстовое, потом на основе gif. До сих пор вспоминаю случай, когда один из пользователей пытался ввести в гифку данные, безуспешно кликал в неё. Я после этого по диагонали сквозь гифку написал “образец”. Процесс эволюции лендингов иногда очень причудлив.

Обучение в итоге убрал, оно не повышало конверсию. Да, продажи в целом были, но мне никак не удавалось выйти в плюс — агентское вознаграждение было очень скромным, а я никак не мог найти хорошую связку реклама/тексты на ленде/тот самый виджет.

Ещё, как я понимаю, довольно сильно тормозило то, что я не продавал подложные техосмотры. В то время техосмотр был обязателен для оформления полиса, и основные продажи шли там, где можно было купить техосмотр. Но я для себя решил делать честный бизнес. Хотя предложения перепродавать техосмотр до сих пор, спустя несколько лет, прилетают в личку раз в месяц.

В этой итерации я уже понял, что мой клиент чаще всего — недостаточно опытный пользователь компьютера, который хочет сэкономить. Опытные пользователи попадали в воронку крупных агрегаторов, и успешно оформляли полис там. Мне доставались остатки, и то, работа шла в минус.

3. Онлайн-агент

Ну что ж, раз пользователи неопытные, я выдвинул следующую гипотезу — опытный агент (я к тому времени поднаторел в расчетах, в оформлении, в восстановлении КБМ) будет онлайн помогать оформить полис за небольшую, в сравнении с офлайн, комиссию. Меня не пугало, что агентом буду я сам, если бы мне удалось получить достаточный трафик, уже было кого привлечь в качестве исполнителей. Да, если долго находишься в нише, контакты заводятся сами собой.

Был, конечно, сделан ленд на Тильде, кнопки перехода в мессенджеры, телефон на сайте. Новые рекламные креативы. Было добавлено Авито — в нескольких регионах дал одинаковое объявление, даже были какие-то звонки оттуда.

Я живу на Камчатке, и тут есть специфическая проблема — разница во времени с Москвой 9 часов. Например, известная фраза советского радио: “В Петропавловске-Камчатском полночь” звучит в 15:00 по Москве. Это значило, что либо я не работаю с клиентами из дальних часовых поясов (спать же надо когда-то), либо готовлю схему, когда отвечать моментально не нужно.

Для начала я настроил рекламу так, что она показывалась не далее чем в 4 часовых поясах от меня — если бы клиент захотел написать или позвонить в рабочее время, я бы смог отреагировать. Если же клиент писал вечером по своему времени, то я уже не мог ответить. Города-миллионники я исключил из показов — мне казалось, что пока моя схема несовершенна, туда не надо заходить.

Пошли редкие заказы, в основном из моего города — с листовок, рассылок в WA, сарафана. Меня это даже немного раздражало — я искал способ выйти на российский рынок, а не на городской. В Петропавловске-Камчатском живет 174 000 человек, а мне грезились миллионы автомобилистов.

Я не стеснялся рассказывать знакомым о том, что я оформляю полисы — и это стало способом заводить знакомства среди агентов. Обычно мы как реагируем, если нам говорят о чем-то таком? Пытаемся помочь первым пришедшим в голову способом. "У меня Алена есть, тем же самым занимается. Хочешь, познакомлю?" Иногда я даже получал советы от опытных агентов, самые полезные были про работу с Е-Гарантом.

Знаете, что такое Е-Гарант? Это та штука, куда вас выкидывает с сайта страховой, если вам отказывают в продаже полиса. Глючная, через раз работающая штука, с ограничением времени на сеанс; каждый раз, когда я в нем работал, у меня пот тек по спине. Е-Гарант — прекрасный тренажер выдержки и концентрации.

И вот как-то постепенно я понял, что есть целые регионы, где страховые отказывают почти всем водителям в продаже полиса. И у многих из них только один путь — в Е-Гарант. А ещё есть водители без стажа, на старых автомобилях, после аварий — им тоже не продают полисы, и это довольно большая, но проблемная аудитория. Я решил пробовать с ней поработать.

Я немного поменял креативы в рекламе, расширил показы на всю Россию, но в каждом регионе сделал так, чтобы в мое нерабочее время реклама не показывалась. Открылась новая страница в этой эпопее:

4. Проблемные товарищи

На всякий случай напомню, что заходя в эту нишу, я хотел сделать тут бизнес — создать поток заявок, посадить агентов за компьютеры. Для этого надо было нащупать подход к аудитории. И вот в попытке нащупать нерв я пришел к работе с клиентами, которым отказывали страховые компании, отказывал Сравни.ру.

Заявки были такими же редкими, не похожими на поток — Кавказ, Поволжье, Тыва, Хакасия. К обычной работе с клиентом — преодолению возражений, сбору данных документов и т.д., добавились бои с Е-Гарантом. Клиент получал полис и был доволен, чего не сказать обо мне.

Дело в том, что если агент оформил полис ОСАГО обычным способом, он может взять комиссию с клиента (а может и не брать), и агрегатор также выплачивает ему комиссию. А Е-Гарант комиссий не присылал. При этом иногда надо было потратить несколько часов на оформление полиса — через отказы, запросы уточненных данных, иногда приходилось переносить оформление на следующий день, когда в Е-Гаранте не было полисов нужной компании. Стало вырисовываться понимание, что на нише проблемных клиентов не создать никакой агентской структуры — тут был только путь самозанятости.

Последней каплей стал случай, когда я не смог для друга оформить полис — на пять грузовичков оформилось, пусть и с приключениями, на шестой грузовичок в течении нескольких дней не смог. Я понял, что совокупность всех факторов не позволит мне построить в этой нише то, что я хочу. Удалил оба сайта, которые использовал для работы, остановил всю рекламу.

И ушел делать следующую попытку построить бизнес онлайн. С ОСАГО у меня не получилось.

Выводы для себя

Было довольно наивно искать в интернете людей со слабыми компьютерными навыками, требовать от них заполнения форм, присылать данные, взаимодействовать с чат-ботами. Правильным было бы поставить в ТЦ стойку, и там физически принимать их. Но это противоречило моим вводным.

Я увлекся технической стороной вопроса — сайт, хостинг, виджеты, чат-боты, мессенджеры, и очень мало внимания обращал на, так скажем, психологическую сторону взаимодействия с клиентами. Надо было больше думать о том, как моя услуга ложилась на их боли. Поработать с психологическими триггерами, проводить каст-девы, как можно лучше их понять.

Слишком растянул во времени попытки — надо было осмысливать опыт быстрее, не тормозить. Иногда я делал паузы по месяцу — у меня были ещё и другие задачи, но надо было работать по всем гипотезам.

Я очень оптимистичен, когда берусь за новую нишу. Излишний оптимизм был во всех моих начинаниях — и тех, которые получились, и тех, которые не получились. Мне кажется, без этого свойства я бы не смог ничего начать. Думаю, предприниматели меня поймут — вход в новую нишу одновременно и как античное путешествие за руном, и как романтическая встреча с незнакомкой. Многообещающее, свежее ощущение...

Истории о моих провалах планирую писать здесь, если вам это интересно — подпишитесь на мой аккаунт. Возможно, когда-нибудь напишу и об успешных проектах.

***

Если статья показалась вам интересной, то буду благодарен за подписку на мой канал в Телеграм — о бизнесе, стартапах, моих мыслях и находках. Если приглашение подписаться на канал вызывает у вас гнев - жмите на минус у этой статьи, не сдерживайтесь

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!