Как я продавал SMS-пакеты в 2011 году

Это было время, когда все было не так, как сейчас — часть людей ходила уже со смартфонами, часть с кнопочными телефонами. Случились сразу парочка мировых кризисов (2008-2011), появилось Сколково, Навальный был просто блогером из ЖЖ. Слово «скрепы» ассоциировалось с берестой и иконами, ещё не была создана Росгвардия, на процессе Березовского против Абрамовича в Лондоне еще не прозвучало слово «siloviki». В целом казалось, что еще чуть-чуть — и жизнь наладится.

В моем небольшом городе за десятые годы понастроили торговых центров - уверен, в вашем городе такая же картина. И в каждом торговом центре десятки магазинов, большая часть которых - местные предприниматели. Купил в Турции/Италии/Китае - продал в родном городе, это центральная идея малого бизнеса в России. Если и были у нас магазины товаров собственного производства - то только одежда и продовольствие, все остальное на Камчатке было и остается привозным.

Как я продавал SMS-пакеты в 2011 году Внутренний диалог, Мысли, Гифка, Длиннопост

Я построил простую логическую цепочку - кризис докатится до Камчатки, народ будет меньше покупать товары в многочисленных бутиках, владельцы магазинов вспомнят о маркетинге, и часть из них будет слать СМС "у нас тут распродажа, приходите". И как-то я так поверил в эту логику, что решил залезть в этот бизнес.

Надо сказать, что мысли об этом пришли не на пустом месте - моя диспетчерская такси в то время рассылала десятки тысяч смс в месяц о назначении и подаче машины, я знал, что эта услуга может стоить и рубль, и пятнадцать копеек, и на разнице цен можно было сделать хорошую маржу.

Я всегда был противником массовых рассылок чего-либо, кроме листовок. Признаюсь - я рассылал листовки по всему городу, даже понимая, что большая часть из них станет мусором в подъездах. Но смс рассылал только клиентам - я никогда не занимался спамом.

После недолгих поисков технической возможности, как организовать бизнес, я заключил договор с компанией Unisender, они работают до сих пор - email, смс-рассылки, чат-боты, вайбер-рассылки. У них уже была программа на Windows, для рассылок СМС по своей базе. Я выбрал название "Авангард СМС", в Unisender мне сделали клон программы с моими реквизитами, дали мне доступ к агентскому аккаунту. Теперь я мог покупать у них пакеты СМС по одной цене, а продавать уже по другой.

Оставалось придать этому купи-продай бизнесу какое-то юридическое обоснование. Я зачем-то открыл ООО с говорящим названием "Мобильный Маркетинг". Бухгалтер у меня к тому времени уже был, всю отчетность она брала на себя - а выставить счет и принять акты я и сам мог, на это большого ума не надо.

Оставалось совсем немного - найти клиентов! То ли на wordpress, то ли на joomla я сделал сайтик, он остался в вебархиве. Подача на сайте такая - все официально, все бухгалтерские документы закроем, никакого спама. С горем пополам настроил рекламу в Яндексе по России, пошли какие-то первые клиенты. Надо сказать, что официоз на сайте приводил и таких клиентов, которые были далеки от моих первоначальных гипотез - профсоюзная ячейка на крупном судостроительном заводе с рассылками по членам профсоюза, региональная епархия с рассылками всем священникам. До появления Телеграм и Whatsapp организациям было сложновато массово оповещать своих участников, и в эту сторону я должен был бы поработать - но я проигнорировал эти use cases, не распознал в них возможность.

С моего города на рекламу в Яндексе не отреагировал никто, и я решил пойти в поле - разносить рекламу по магазинам самостоятельно. Посмотреть на людей, поговорить - у нас в городе часто можно встретить владельца прямо в его магазине, в торговом зале. Чтобы не ходить с пустыми руками, заказал листовку-буклетик - целую коробку, тысячу экземпляров. Сейчас, для иллюстрации, вытащил буклетик из глубины стола - и нахлынули воспоминания. Каким я был наивным, идеалистичным, как концентрировался на технических моментах, и как мало обращал внимание на людей, на их реальные потребности...

Как я продавал SMS-пакеты в 2011 году Внутренний диалог, Мысли, Гифка, Длиннопост

С первых же походов по магазинам стали появляться клиенты - магазины одежды и обуви. Некоторым было очень трудно пользоваться программой - просто потому что компьютерная грамотность хромала. Сейчас я бы ввел услугу "запуск под ключ", и за небольшую доплату помогал бы людям выгрузить их таблицы в программу - тогда же я писал для них инструкции, в телефонном звонке помогал нажать нужные кнопки. Но тем, кто разобрался с программой для рассылки, было кайфово - отправить сообщение всем клиентам с компьютера было намного удобнее и дешевле, чем делать рассылки со своего телефона.

Изначально в программе можно было сделать имя отправителя"Kristall" и рассылать от этого имени - наверное, многие из вас помнят те времена по засилью смс-спама. Спамеры так задолбали всех, что государство принялось регулировать рассылки. Сначала имя отправителя, к которым уже успели привыкнуть мои клиенты, стало платным. Емнип, у Мегафона персональное имя стоило 5000 рублей. Это было первое небольшое препятствие. Большая часть клиентов не стала покупать фирменное имя отправителя, и их рассылки стали не такими красивыми.


Затем стали подниматься расценки на пакеты СМС. Моя маржа падала, я вынужден был огорчать клиентов поднятием расценок практически каждый квартал. Параллельно с этим в розничную торговлю стало проникать ПО со сканерами, штрихкодами, и возможностями оповещения потребителей через СМС. Стали много говорить о персональных данных, законности их получения. Мои клиенты стали отваливаться, я понял, что моя гипотеза, поначалу казавшаяся жизнеспособной, не прижилась в обществе.


Как-то тихо бизнес, просуществовавший пару лет, был обескровлен. Клиенты поуходили, выручек не стало. По этому ООО я просто перестал подавать отчеты, и через несколько лет его ликвидировали - на мой взгляд, это событие подчеркивало вымирание этой ниши, её тупиковость. Кстати, именно так я узнал, что после принудительной ликвидации ООО гендиректору запрещается быть гендиректором в течении трех лет. Я познаю мир через бизнес )

СМС-маркетинг эволюционировал от простых смс "скидка, приходите" к персонализированным предложениям, рассылаемым автоматически. Коммуникация с клиентами сейчас заметно усложнилась - CRM системы можно настроить на самые разные сценарии взаимодействия.


Наверное, во всех историях должны быть какие-то уроки, выводы - так вот, не торопитесь открывать юрлица, сначала тестируйте идеи на жизнеспособность. Обращайте внимание но то, кто в реальности покупает ваши услуги, какие у них потребности. Не стремитесь сделать идеальный дизайн промоматериалов в первой итерации - лучше быстрее попробовать столкнуть предложение с аудиторией. Если делаете зависимый бизнес - по франшизе, дилерский, на моноклиенте - будьте готовы, что в тяжелые времена у вас не будет никакого пространства для маневра.


В принципе, банальные советы для 2022 года. И даже не знаю, если бы мне дали эти советы тогда, в 2011 году - сделал бы я по-своему, или наступил бы на все те же грабли. Скорее всего, сделал бы по-своему. Наверное, я просто упрямый. Или тупой, уже не уверен.

Но я продолжаю пытаться что-то предпринимать. И вам могу посоветовать только одно: "Действуйте!"

***

Если статья показалась вам интересной, то welcome в мой канал в Телеграм — обычный канал обычного предпринимателя.