![Греция](http://s15.pikabu.ru/images/series/2024/06/12/1718179639131033675.png)
Греция
1 пост
1 пост
12 постов
Привет, ребята!
Наверное, эту статью следовало написать до опуса про Гильгамеша.
Но, как говорится, хорошая мысля приходит опосля. Сразу предупреждаю, что не являюсь квалифицированным специалистом. Я не профессиональный историк, а просто энтузиаст-любитель, так что не буду заниматься очковтирательством и преподносить вам высокопарные фразы по типу: «Кто не знает своего прошлого, у того нет будущего».
Вместо этого предлагаю вам погрузиться в свой личный опыт знакомства с историей, и, возможно, он кого-то вдохновит на изучение этой замечательной науки.
Тернистый путь развития человечества всегда манил меня своей волшебной таинственностью. А началось всё примерно в возрасте 5 лет, как водится, с мультфильмов. Первое по-настоящему «торкнувшее» моё сознание произведение находилось на огромном сборнике простеньких, буквально нарисованных на коленке мультов «Были-Небыли» и называлось «Гнев бога Ра».
Это был пересказ древнеегипетского мифа о том, как Ра чуть не истребил людей в наказание за богохульство, но в последний момент одумался, и снова воцарился на земле мир. Рисовка, стилизованная под древнеегипетские иероглифы, специфический саундтрек — смесь народных мотивов и лёгкой электронщины — отпечатались в моей памяти навсегда.
Следующий подобный экспириенс я испытал после просмотра советского мультфильма «Легенды перуанских индейцев», он был у меня записан на кассете вместе с «Чиполлино». Структура схожа, мульт также представлял пересказ древнего фольклора, только на этот раз индейцев Южной Америки. Стиль рисовки в народных мотивах и психоделический музон на фоне прилагались.
Само собой разумеется, что после ознакомления с сими чудесными творениями в мозгу у меня определённым образом зашевелились шестерёнки, и я больше не мог равнодушно относиться к истории человечества, и, как говорится, понеслась душа в рай.
За «Легендами…» последовали ещё десятки советских мультфильмов, экранизирующих древние сказания народов земли. Вслед за отечественными подключились и западные мульты: «Тутенштейн», «Малыши юрского периода», пародийные серии «Том и Джерри» и «Loony Toons», норвежская «Страна троллей», диснеевские опусы по мотивам сказаний и классических произведений («Робин Гуд», например), и многие другие, всех не упомнишь.
Но первой серьёзной вещью в мире мультипликации для меня стал культовый мультфильм «Князь Владимир». «Князь» вполне заслуживает отдельного разговора, это поистине уже классика, любимая тысячами преданных зрителей, увидевших её в детстве.
Потом, уже в первых классах начальной школы, у меня появился канал «Карусель», а вместе с ним целый ворох детских передач, одной из которых были «Нарисованные И100рии».
Вот эта шняга по-настоящему взорвала юный мозг. В каждом выпуске анимированный Сократ сталкивал лбами двух исторических личностей. Серии составлялись в своеобразные циклы-хит-парады с заявленной в начале недели темой, например «Великие мятежники» (мой любимый), «Великие супружеские пары», «Великие царедворцы» и т. д.
Зрителю открывалась книга, на страницах которой в комиксной рисовке рассказывали о жизненном пути участников хит-парада, время от времени рассказ прерывали школьники, вставляющие свои «важные» пять копеек про того или иного великого человека (самая бесячая часть программы), а в конце двое историков (хотя порой и сомнительных) давали участникам оценку, от которой зависело их место в хит-параде. Самый-самый определялся в конце недели.
У «И100рий» был спин-офф, по сути, тоже самое, но не про конкретных личностей, а про общественные явления. «История причёски», «История письма»…
Я жёстко фанател от обеих веток передачи, но продержалась она, к сожалению, недолго.
Следующей ступенью в мир истории стали мультфильмы Роберта Саакянца. Для тех, кто в танке, Р. Саакянц — один из самых годных советских мультипликаторов, снявший такие вещи, как «Ух ты, говорящая рыба» и «В синем море, в белой пене».
В начале и середине нулевых он занялся созданием образовательных мультфильмов на все возможные тематики. От астрономии и биологии до физики и геометрии. Но отдельным особняком стоит его серия «Всемирная История», в которой дед и внук путешествовали при помощи волшебного чулана и капельки воображения по разным эпохам. Каменный век, Месопотамия, Египет, Греция. Цикл продолжился бы и дальше, но, к сожалению, Роберт Аршавирович скончался в 2009 году.
Кстати, впервые про «Эпос о Гильгамеше» я узнал именно из серии про Междуречье. Да и вообще я буквально затёр до дыр диск, на который отец записал мне все серии этих прекрасных мультфильмов.
А дальше был 5-й класс, и история из абстрактного интереса трансформировалась в конкретный школьный предмет. Тут не постесняюсь сказать, что школа — это своеобразный рубеж, который проверяет любителей исторической науки на прочность.
В этом плане мне повезло с учителями. И первая, и вторая не душили нас датами, глупыми заданиями и зубрёжкой, не старались пропихнуть своё мнение вперёд паровоза. Но многие на этом этапе споткнулись, и романтический интерес к древности мутировал сначала в рутину, а затем в настоящую пытку.
Тут важно уяснить, что история — это не какой-то скучный предмет, на котором старая, неудовлетворённая жизнью кошёлка отыгрывается на детях, заставляя в 100500 раз повторять дату основания Москвы или другую подобную лабуду.
Это комплексная наука, полная интересных историй (извиняюсь за тавтологию), личностей и процессов, сформировавших наше сегодняшнее сознание и формирующих будущее. Это в первую очередь люди и их отношения.
Как уже отмечал выше, трансформации истории в рутину у меня не случилось из-за банального везения. В возрасте 11–14 лет я плотно подсел на исторические фильмы и сериалы: «Гладиатор», «Троя», «Александр», «Храброе сердце», «Битва у Красной скалы», «Патриот», «Апокалипсис», «Царствие небесное», «Викинги», «Рим», «Спартак: кровь и песок». Если эти названия вам ни о чём не говорят — бегом смотреть.
И пусть фактическая сторона вопроса во многих из перечисленных произведений весьма спорная, фильмы, сериалы и мультфильмы - это отличная точка входа в историческую науку. Выбирай интересующий и, если зацепило, то уже не отпустит.
Примерно в этот же период жизни я открыл для себя историческую литературу. Начинал с классики – романов Дюма, Жюля Верна, Майн Рида и Фенимора Купера, а после прочтения, (зачастую даже до) бежал смотреть экранизацию.
Здесь мы видим второй вход в историю – литература как художественная (причём далеко не только классика), так и научно-популярная (энциклопедии, справочники и т. д.). Второй, исходя из моего опыта, плавно сочетается с первым.
Третий путь – игры в историческом сеттинге – тема необъятная. Вот где фантазия человеков разгулялась по полной. Компуктерные игры, пожалуй, изменили моё сознание ничуть не меньше мультфильмов из глубокого детства и фильмов с книгами из отрочества, наверно, потому что оказывали влияние параллельно друг с другом. С первой игрой я также познакомился в возрасте 5–6 лет благодаря отцу.
Это была легендарная стратегия в реальном времени – Stronghold. Я до сих пор помню вечера, сижу рядом с отцом, он строит замок, в уши льётся божественная музыка, а советник глаголет: «Ваша популярность растёт, милорд»...
Со стратегий и начался мой «исторический» игровой путь. Дальше последовала не менее культовая «Age of Empires 2», за ней сегодня мало кому знакомая «Золотая Орда».
Но это были прелюдии к чему-то, что полностью меня изменило, и имя ему: «Assassin’s Creed». Ассасин сорвал 8-летнему мне башню напрочь.
Можно долго расписывать плюсы и минусы этих игр, говорить, что они в последние годы скатились в УГ.
Но я никогда не забуду свои первые погружения в Анимус, как лазил по крышам без всякой цели и дразнил стражников, слушая чарующую музыку из глубины веков.
В наши дни Ассасины разрослись в огромную серию, но мы здесь не будем разбирать лор и сюжет вселенной убийц в капюшонах. В 2024 году «Assassin’s Creed» даёт возможность попасть в большинство эпох истории человечества, начиная от Древней Греции, заканчивая Великой Французской Революцией (это я ещё про спин-оффы молчу).
А что делать, если вам эти отсосины нахрен не упёрлись? Хочется чего-нибудь РПГшного, но в историческом сеттинге. Дамы и господа, добро пожаловать в «Kingdom Come: Deliverance»! Игра, которую на старте не пинал только ленивый, но, аки феникс, восставшую из пепла и превратившуюся в одну из лучших РПГ современности.
Всем любителям средних веков однозначная рекомендация. Поначалу может показаться, что геймплей довольно унылый и перегруженный «реализмом», но когда вольётесь, за уши не оттащишь. Тем более скоро выходит сиквел, так что дерзайте, друзья!
Хотите ощутить себя полководцем, ведущим войска на генеральное сражение? Серия «Total War» к вашим услугам. Здесь вы в зависимости от выбранной части сможете стать и средневековым королём (или халифом), и римским консулом, и сёгуном, и колонизатором, да хоть Наполеоном!
Желаете ускакать на верном коне в закат после ограбления поезда на Диком Западе? Вас ждёт «Red Dead Redemption».
В общем, суть вы уловили, здесь жанровые и сеттинговые границы воистину условны, на любой вкус и цвет.
Из вышеперечисленного «Ассасины» долгие годы сопровождали меня, до тех пор, пока комп не перестал тянуть новые части. Случилось это в уже далёком 2014 году. «РДР», большинство «Тотал Варов» и «Кингдом Кам» мне удалось пройти лишь в последние пару лет — появился новый ПК.
Как же я удовлетворял свою страсть до этого времени?
Под конец школы и на первых курсах техникума я познал дзен и стал смотреть документальные фильмы и стримы на историческую тематику.
Тут мы выходим на четвёртую точку входа — документалки и стримы на «Ютубе» и «Твиче» от таких же энтузиастов, как я, и настоящих профессиональных историков.
Здесь стоит выделить в первую очередь таких ребят, как Red Room Studio, Bushwacker, Artifex, Клим Жуков, Триумвират, Маховик Истории.
Red Room Studio — это творческий коллектив любителей истории во главе с Егором Зыряновым. Их формат — видео от 15 до 50 минут, причём чуваки одной тематикой не ограничиваются. На их канале можно найти видос про практически любую эпоху от каменного до 20 века. В качестве видеоряда они выставляют кадры из фильмов, а с определённого момента стали добавлять авторские зарисовки в мультяшном стиле.
А вот Bushwacker в кругах любителей истории — настоящая легенда. Бушвакер — один из лучших популяризаторов науки на СНГ-пространстве. Раньше он проводил стримы на «Твиче», сокращённые записи которых выкладывал на свой Ютуб-канал. Лекции Буша — это настоящий исторический стендап. Фразу «Я себя сексуально идентифицирую как атакующий монгольский всадник» вообще можно включить в золотой фонд цитат. К сожалению, в свете событий последних лет он максимально ограничил свою деятельность, но при появлении возможности продолжает вещать. Спектр охватываемых тем также не ограничен.
Клим Саныч также является одним из гуру исторической науки в русскоговорящем Инете. Правда, по моему, наиболее интересно у него получается рассказывать в дуэте с Гоблином. Темы видео и стримов по аналогии с Бушем и РедРумом не ограничены.
Творчество Artifex напоминает Red Room Studio, однако ведущую роль в проекте занимает девушка, а вместо мультяшных зарисовок — песочная анимация.
Маховика и Триумвирата можно выделить в отдельный поджанр — «История на карте». Он подразумевает под собой замену кинематографичных сцен на детально прорисованную карту, здесь можно найти детальное описание хода важнейших битв в мировой истории. Если в школе уныло рассказывали про какое-либо событие, тыкая в карту и ничего не объясняя, а узнать, как оно было, без нудятины хочется, то вам сюда.
А что, если времени смотреть, читать, играть нет времени и возможности, но узнать что-то новое по истории очень хочется? Здесь вам поможет пятый путь — исторические подкасты.
Для себя я открыл их сравнительно недавно — пару лет назад, до этого весьма скептически относился к данному виду досуга.
Формат подкаста крайне удобен для человека, большую часть дня проводящего на бегу, да и дома между делом кайфово послушать. Могу порекомендовать к ознакомлению несколько передач:
«Закат империи» — автор подкаста Андрей Аксёнов подробно рассказывает о событиях, происходивших в нашей стране в начале 20 века. Рок-н-ролл, секс и наркотики в Российской империи.
«Время и деньги» от того же автора повествует о людях, чьи предпринимательские способности изменили судьбу России.
«Roma: Падение республики» – проект брата Андрея, Семёна Аксёнова. Полный разбор краха римской республики.
«Почему мы ещё живы» — сборник историй о важнейших открытиях человечества в медицине. От прививки против оспы до бионических протезов.
И на последок порекомендую «Чёрный лебедь» — подкаст о событиях, произошедших в самый неожиданный момент, их никто не ждал, но они изменили ход истории.
Что ж, пора заканчивать, подведём итоги. Свой путь в изучении истории можно начать несколькими способами:
1. Мультфильмы, фильмы, сериалы.
2. Книги — художественная и научно-популярная литература.
3. Компьютерные игры в историческом сеттинге.
4. Стримы и авторские передачи на «Твич» и «Ютуб».
5. Подкасты.
Не зацикливайтесь на каком-то одном, экспериментируйте, выбирайте то, к чему душа лежит, и у вас всё получится.
Надеюсь, мои рекомендации кому-то помогут сделать первый шаг в далёкое (или не очень) прошлое, а главное, сделают этот шаг интереснейшим событием в жизни)
До скорого, друзья!
Привет, ребята!
Поговорим об одежде минойских женщин. На большинстве найденных фресок видно, что женщины на Крите носили платья, скажем так, свободного кроя. Грудь практически целиком была открыта.
С чем это связано? Есть несколько объяснений:
1. Специальная одежда для проведения церемоний на религиозных праздниках
2. Бытовые нужды - кормление детей во время работы на полях
3. Совмещение двух предыдущих версий
Однако интерес представляют не только пышные формы миноек, но и фасон платьев. Сравните костюм критянок и более поздний хитон времён классической Греции. Хитон - просто обмотанная вокруг тела ткань, закреплённая в нескольких местах.
У минойцев же наблюдается настоящее мастерство, чтобы шить подобное нужно обладать большими знаниями в области портняжного дела и ремесле изготовления тканей.
Отсюда - большой уровень минойской культуры, далеко не у всех было время и возможность так упороться в изготовление одежды.
Привет, ребята!
Эти громадные ворота - 8 вход в древний город Вавилон.
Нововалиноское царство достигло расцвета через 2000 лет после шумеров и является их культурным наследником.
Ворота поставили по приказу царя Навуходоносора под номером 2. Этот персонаж известен в первую очередь строительством Висячих садов для любимой жены.
В древнем Вавилоне через эти ворота проезжали триумфальные шествия, а в Новый Год через них проносили статуи богов.
Основной строительный материал - глиняный кирпич, покрытый лазурью. Стены обильно украсили барельефами со львами, быками и местным мифическим существом сиррушем. Всего барельеф больше 500.
В настоящее время отреставрированные ворота - достояние Пергамского музея в Берлине.
Привет, ребята!
Мы тут много говорим о Месопотамии. Но где же она находится? Давайте разбираться.
Месопотамия, она же Междуречье по нашему - это регион, расположенный на Ближнем Востоке, между руслами рек Тигр и Евфрат.
С юга он упирается в Персидский залив, с запада в Аравийскую пустыню, с востока в Иранское нагорье, а с севера в территорию современной Турции.
Сегодня б0льшую часть региона занимает государство Ирак, немного она затрагивает Сирию, Иран и Саудовскую Аравию.
Пример природных условий на фотографиях - речная долина с оазисами, за пределами которых степи и пустыни.
Привет, ребята!
Сегодня мы с вами рассмотрим дома древних шумеров.
Из-за специфики климатических условий Месопотамии, жители этого региона оказались в условиях дефицита ресурсов для строительства.
Как упоминалось в посте про зиккураты, основным материалом была глина.
Шумеры смешивали её с нефтяным битумом, полученная смесь получалась чрезвычайно прочной. Остатки нефтяной жижи использовали в медицине и для освещения помещений.
Технология строительства в сельской местности в Ираке за 5000 лет мало изменилась, местные колхозники до сих пор живут в похожих домах.
Привет, ребята!
Сегодня я вам подгоню древнего музла, да не просто древнего, а САМОГО древнего (по крайней мере из найденного на сегодняшний день).
Это хурритский гимн богине садов Никкале.
Хурриты - это ребята, пришедшие в земли северной Месопотамии с Армянского нагорья. Могущества они достигли спустя около 300 лет после упадка шумерской цивилизации, но именно предки современных армян сегодня считаются авторами первой сохранившейся музыкальной композиции.
Гимн Никкале - трогательное произведение, молитва бесплодной женщины о зачатии ребёнка.
Вняла ли богиня просьбам смертной нам остаётся лишь догадываться, ведь сохранился лишь отрывок, но даже имея столь небольшую часть, мы живущие через 4000 лет можем прикоснуться к искусству и мироощущению древних людей.
Привет, ребята!
Сегодня я вам расскажу о мужике, построившим первую "империю" в истории человечества.
Саргон Аккадский!
Этот человек стал грозой шумерских городов, впервые объединив под своей властью всё Междуречье. С его правления шумерская эпоха заканчивается, уступая место новой державе - Аккаду.
Аккадцы - это семитское племя кочевников-скотоводов (семиты - предки современных арабов и евреев) издревле живущее бок о бок с шумерами. Многие семиты перебирались из степей в города на заработки и со временем ассимилировались с местным населением.
Таким симулякром был и Саргон Древний. По преданию он вышел из простолюдинов, мать не в силах была выкормить младенца и пустила колыбель с ним по реке (привет Моисею).
Корзинку обнаружил водонос, он и воспитал мальчика. Подросший юнец пошёл на службу к царю садовником, затем устроил мятеж и сам пришёл к власти.
Саргон ещё при жизни стал легендой и положил начало семитскому господству на Ближнем Востоке, оно продолжается и по сей день.