Что отличает африканцев и почему?
Своим подписчикам и комментаторам в предыдущих постах я обещал написать полноценный пост, где раскрою почему африканцы думают и действую по-другому, что вообще ими движет и релевантно ли их винить за это и обвинять в «отсталости» по сравнению с европейцами. По возможности, я буду подкреплять те или иные тезисы своими личными историями, а также намерен пояснять в основном на примере эфиопов и сомалийцев, так что не обессудьте. Итак, начнем с азов. Азов - это небольшое море... так, о чем это я?
1) Говорят, что черные «ленивые» и «тупые», так ли это? И почему вообще такие стереотипы распространены?
В последнее время мы часто слышим, что чернокожие жители нашей планеты, будь-то африканцы или их потомки, в отличие от птицы говоруна не отличаются умом и сообразительностью, а также у них душу не лежит к трудолюбию. Основные факторы формирования именно такого «менталитета» и «особенностей» я бы назвал географическими. Представьте, у вас 365 дней в году на улице +25 градусов тепла, один и тот же сезон, допустим, лето. Кроме того, рядом с вами постоянно бежит ручей и растут деревья с фруктами, недалеко водопой травоядных животных. Вы точно знаете, что завтра вы проснетесь и все будет точно так же. Вопрос, зачем вам что-то менять? Вы проснулись, умылись в ручье, одежда вам не нужна, сорвали фрукт, позавтракали, взяли лук и стрелы, подстрелили антилопу - вот и обед и ужин. Стемнело - пошли спать, а завтра по новой. Почему же так не делают европейцы? У нас четыре сезона (каждый со своими погодными условиями), урожайность зависит от множества факторов и опять же от сезона, на каждый сезон нужна одежда, нужен кров (крепкий дом на случай ураганов, бурь и дождей), нужны запасы, нужен перманентный обогрев. Очевидно, что эти вызовы подталкивают человека искать решение, создавать технологии, их усовершенствовать и, соответственно, эволюционировать. А когда живешь по принципу «будет день - будет пища», ты об этом всем не думаешь. Например, будучи в Могадишо и наблюдая за разгрузкой корабля со всяким стафом от ООН, моим глазам была представлена следующая картина: нанимают местных черных ребят для разгрузки и переноски ящиков и прочего. Приходит человек 10-15, им обещают что-то около 20$ за 4-5 часов работы. Вот они час выносят, а потом останавливаются, подходят к офицеру и говорят «все, давай деньги, что заработали, мы пойдем». Тот им в ответ: «как? Вы же только часть работы сделали, всего по несколько долларов заработали, поработайте еще пару часов и получите всю двадцатку (немыслимые для Сомали деньги)!» Местные не хотят, говорят: «нет, дай нам наши 4$, на сегодня мы себе заработали, а завтра придет другой корабль, так мы опять заработаем». Вот такое финансовое планирование.
2) «Черные неисполнительные и необязательные», это тоже правда?
На самом деле, как мы шутили, «for whom how» (по-человечески «it depends»). В подавляющем большинстве их леность повлияла и на этот аспект в том числе. Как я писал в комментариях под предыдущими постами, есть такое понятие «хабэша котэро» или «эфиопское свидание». Это понятие означает, что ты можешь договориться о встрече на 10:00, но точно знаешь, что приходить раньше 14:00 не имеет смысла. Опоздать на 3-5 ч для местных - в порядке вещей. Но почему так? По моему мнению обоснованием такого разгильдяйства можно считать пренебрежительное отношение к белым как к «чужакам». С одной стороны, как-то обмануть и «переиграть» чужака - это очень круто по местным меркам, ведь так ты демонстрируешь свою хитрость, интеллект и превосходство. С другой же стороны, черный так подчеркивает, что ты чужак, а он хозяин, а начальство, как говорят, не «опаздывает, а задерживается». Так, даже крайне высокопоставленных лиц эфиопы вынуждали ждать по несколько часов. Это, конечно, не Путин, который по рассказам Абрамова заставил опозданием «оху*ть» королеву Великобритании, но все же осадочек. Еще одна причина неисполнительности - желание получить, что хочется, не выходя из зоны комфорта. Так, тысячу раз обсудив с местными и обговорив план действий, переспросив и уточнив детали, вам все еще не гарантировано исполнение обязательств. Африканец скажет, что всё понял, но реально он не понял (но скажет, чтоб не упасть в глазах, мол «ты за меня идиота не держи»); либо он сказал, что понял, и в реальности он понял, но не хочет нихера делать; либо всё вместе. Плюс, обязательства перед чужаками зачастую не имеют такого веса, как перед своими, поэтому человек может просто перехотеть, а потом под надуманным предлогом соскочит и еще вас виноватым сделает, мол это вы так все подстроили, чтоб у него не получилось. Нда, дело тонкое.
3) Говорят, что черные африканцы поголовно радикальные исламисты, это правда?
И такое мне приходилось слышать, видимо, из-за всяких «боко харамов»* (запрещена на территории РФ, сомалийских террористов и т.д. Действительно, мусульман в Африке подавляющее большинство, но есть и много христиан, иудеев. В Эфиопии вообще монофизитская церковь наиболее приближенная к армянской церкви и православию. Но все же стоит понимать, что мировые религии, их обряды и культы для африканцев все еще немного чужеродны. В подавляющем большинстве случаев в их вере сочетается, допустим, ислам или христианство и языческие культы. Так, я наблюдал как после службы в церкви эфиопская семья шла к наподобие тотема местного языческого божка плодородия, чтобы принести там какие-то жертвования. Для многих африканцев языческая вера - это мост между их нынешним миром и миром предков, которым принадлежит земля, на которой они живут. Так, даже между африканскими племенами в мирное время существовал жесткий нейтралитет и принцип неприкосновенности и нерушимости границ. Но мы отошли от религии, среди молодежи, понятное дело, отношение к религии достаточно скептическое. Во многих странах Африки демонстративное отправление культов ислама или христианства направлено на зарабатывание поддержки населения и получение политических очков по принципу «раз он в богу верит, то и заповеди/шариат нарушать не будет, а заодно и законы нашего государства». Ранее же, например, кибаки Буганды Мутеса/Мтеса/Мтеза 2-ой играл на чувствах христиан и протестантов Франции и Британии, заявляя себя и обращая всю страну в ту или иную веру. Конъюнктурно очень, но добился между ними противоречий и отложил завоевание своей страны.
(Тут я не смог придумать адекватный вопрос, поэтому, скорее, просто наблюдение)
4) Инициатива наказуема!
Вероятно, это также повлияло и на распространение лености и дестимулировало к образованию. Дело в том, что из-за глубоко сидящих в голове традиционных сакральных норм, африканцы считают, что их предки изобрели всё и вся для их комфортной жизни, а, значит, решения для нестандартных и непривычных проблем нужно искать в своей истории. То есть, они не направлены на получение выгоды, а на сохранение статуса-кво. А ежели ты все-таки сынициативничал (эко я слово придумал), то предков ты этим разгневишь, мол полез куда не нужно, а они уже тебе а-та-та. Но важное замечание, которое сюда стоит добавить, несмотря на сходство с понятием прецедента, это как раз здесь не работает. Теперь на первобытно-общинном. Если у вас два идентичных по условиям задачи и набору возможностей дела, то решения могут быть диаметрально противоположными. Именно поэтому было очень трудно обеспечить действие прогрессивного права стран-метрополий в своих колониях. Ну не понимают они, что это аналогично или даже идентично, для них каждая новая ситуация - реально новая и как будто впервые в жизни.
Итог:
В целом, по итогу хотелось бы сказать немного в оправдание африканцев. Когда вы живете размеренной жизнью веками, вам всего хватает и не нужно ни о чем глобально думать, а тут к вам врываются пришельцы технологически продвинутые и пытаются вам навязать свой образ жизни, ломая тысячелетнюю систему, приятного, конечно, мало. Да, в вашу жизнь принесут много хорошего (лекарства, инструменты, удобрения и т.д.) для облегчения жизни, но при этом вас всегда как из-под палки будут заставлять догонять этих развитых чужаков, которые при этом тоже в развитии не останавливаются. Отношение у вас будет соответствующее. Это как если бы вы жили на острове где круглый год хорошая погода и изобилие еды, а тут раз и снег - вы либо умрете, либо нехотя приспособитесь. Так и в Африке, кто-то приспосабливается, а кто-то ленится и приближается к закономерному исходу.
Наверное, это все наиболее общие черты, которые мне пришли в голову, если я какие-то популярные стереотипы упустил, то напишите в комментариях, я отвечу.