Sstafi

Sstafi

Пикабушник
поставил 23 плюса и 4 минуса
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
2440 рейтинг 112 подписчиков 9 подписок 10 постов 8 в горячем

Что отличает африканцев и почему?

Своим подписчикам и комментаторам в предыдущих постах я обещал написать полноценный пост, где раскрою почему африканцы думают и действую по-другому, что вообще ими движет и релевантно ли их винить за это и обвинять в «отсталости» по сравнению с европейцами. По возможности, я буду подкреплять те или иные тезисы своими личными историями, а также намерен пояснять в основном на примере эфиопов и сомалийцев, так что не обессудьте. Итак, начнем с азов. Азов - это небольшое море... так, о чем это я?

1) Говорят, что черные «ленивые» и «тупые», так ли это? И почему вообще такие стереотипы распространены?



В последнее время мы часто слышим, что чернокожие жители нашей планеты, будь-то африканцы или их потомки, в отличие от птицы говоруна не отличаются умом и сообразительностью, а также у них душу не лежит к трудолюбию. Основные факторы формирования именно такого «менталитета» и «особенностей» я бы назвал географическими. Представьте, у вас 365 дней в году на улице +25 градусов тепла, один и тот же сезон, допустим, лето. Кроме того, рядом с вами постоянно бежит ручей и растут деревья с фруктами, недалеко водопой травоядных животных. Вы точно знаете, что завтра вы проснетесь и все будет точно так же. Вопрос, зачем вам что-то менять? Вы проснулись, умылись в ручье, одежда вам не нужна, сорвали фрукт, позавтракали, взяли лук и стрелы, подстрелили антилопу - вот и обед и ужин. Стемнело - пошли спать, а завтра по новой. Почему же так не делают европейцы? У нас четыре сезона (каждый со своими погодными условиями), урожайность зависит от множества факторов и опять же от сезона, на каждый сезон нужна одежда, нужен кров (крепкий дом на случай ураганов, бурь и дождей), нужны запасы, нужен перманентный обогрев. Очевидно, что эти вызовы подталкивают человека искать решение, создавать технологии, их усовершенствовать и, соответственно, эволюционировать. А когда живешь по принципу «будет день - будет пища», ты об этом всем не думаешь. Например, будучи в Могадишо и наблюдая за разгрузкой корабля со всяким стафом от ООН, моим глазам была представлена следующая картина: нанимают местных черных ребят для разгрузки и переноски ящиков и прочего. Приходит человек 10-15, им обещают что-то около 20$ за 4-5 часов работы. Вот они час выносят, а потом останавливаются, подходят к офицеру и говорят «все, давай деньги, что заработали, мы пойдем». Тот им в ответ: «как? Вы же только часть работы сделали, всего по несколько долларов заработали, поработайте еще пару часов и получите всю двадцатку (немыслимые для Сомали деньги)!» Местные не хотят, говорят: «нет, дай нам наши 4$, на сегодня мы себе заработали, а завтра придет другой корабль, так мы опять заработаем». Вот такое финансовое планирование.

2) «Черные неисполнительные и необязательные», это тоже правда?


На самом деле, как мы шутили, «for whom how» (по-человечески «it depends»). В подавляющем большинстве их леность повлияла и на этот аспект в том числе. Как я писал в комментариях под предыдущими постами, есть такое понятие «хабэша котэро» или «эфиопское свидание». Это понятие означает, что ты можешь договориться о встрече на 10:00, но точно знаешь, что приходить раньше 14:00 не имеет смысла. Опоздать на 3-5 ч для местных - в порядке вещей. Но почему так? По моему мнению обоснованием такого разгильдяйства можно считать пренебрежительное отношение к белым как к «чужакам». С одной стороны, как-то обмануть и «переиграть» чужака - это очень круто по местным меркам, ведь так ты демонстрируешь свою хитрость, интеллект и превосходство. С другой же стороны, черный так подчеркивает, что ты чужак, а он хозяин, а начальство, как говорят, не «опаздывает, а задерживается». Так, даже крайне высокопоставленных лиц эфиопы вынуждали ждать по несколько часов. Это, конечно, не Путин, который по рассказам Абрамова заставил опозданием «оху*ть» королеву Великобритании, но все же осадочек. Еще одна причина неисполнительности - желание получить, что хочется, не выходя из зоны комфорта. Так, тысячу раз обсудив с местными и обговорив план действий, переспросив и уточнив детали, вам все еще не гарантировано исполнение обязательств. Африканец скажет, что всё понял, но реально он не понял (но скажет, чтоб не упасть в глазах, мол «ты за меня идиота не держи»); либо он сказал, что понял, и в реальности он понял, но не хочет нихера делать; либо всё вместе. Плюс, обязательства перед чужаками зачастую не имеют такого веса, как перед своими, поэтому человек может просто перехотеть, а потом под надуманным предлогом соскочит и еще вас виноватым сделает, мол это вы так все подстроили, чтоб у него не получилось. Нда, дело тонкое.

3) Говорят, что черные африканцы поголовно радикальные исламисты, это правда?



И такое мне приходилось слышать, видимо, из-за всяких «боко харамов»* (запрещена на территории РФ, сомалийских террористов и т.д. Действительно, мусульман в Африке подавляющее большинство, но есть и много христиан, иудеев. В Эфиопии вообще монофизитская церковь наиболее приближенная к армянской церкви и православию. Но все же стоит понимать, что мировые религии, их обряды и культы для африканцев все еще немного чужеродны. В подавляющем большинстве случаев в их вере сочетается, допустим, ислам или христианство и языческие культы. Так, я наблюдал как после службы в церкви эфиопская семья шла к наподобие тотема местного языческого божка плодородия, чтобы принести там какие-то жертвования. Для многих африканцев языческая вера - это мост между их нынешним миром и миром предков, которым принадлежит земля, на которой они живут. Так, даже между африканскими племенами в мирное время существовал жесткий нейтралитет и принцип неприкосновенности и нерушимости границ. Но мы отошли от религии, среди молодежи, понятное дело, отношение к религии достаточно скептическое. Во многих странах Африки демонстративное отправление культов ислама или христианства направлено на зарабатывание поддержки населения и получение политических очков по принципу «раз он в богу верит, то и заповеди/шариат нарушать не будет, а заодно и законы нашего государства». Ранее же, например, кибаки Буганды Мутеса/Мтеса/Мтеза 2-ой играл на чувствах христиан и протестантов Франции и Британии, заявляя себя и обращая всю страну в ту или иную веру. Конъюнктурно очень, но добился между ними противоречий и отложил завоевание своей страны.

(Тут я не смог придумать адекватный вопрос, поэтому, скорее, просто наблюдение)

4) Инициатива наказуема!



Вероятно, это также повлияло и на распространение лености и дестимулировало к образованию. Дело в том, что из-за глубоко сидящих в голове традиционных сакральных норм, африканцы считают, что их предки изобрели всё и вся для их комфортной жизни, а, значит, решения для нестандартных и непривычных проблем нужно искать в своей истории. То есть, они не направлены на получение выгоды, а на сохранение статуса-кво. А ежели ты все-таки сынициативничал (эко я слово придумал), то предков ты этим разгневишь, мол полез куда не нужно, а они уже тебе а-та-та. Но важное замечание, которое сюда стоит добавить, несмотря на сходство с понятием прецедента, это как раз здесь не работает. Теперь на первобытно-общинном. Если у вас два идентичных по условиям задачи и набору возможностей дела, то решения могут быть диаметрально противоположными. Именно поэтому было очень трудно обеспечить действие прогрессивного права стран-метрополий в своих колониях. Ну не понимают они, что это аналогично или даже идентично, для них каждая новая ситуация - реально новая и как будто впервые в жизни.

Итог:


В целом, по итогу хотелось бы сказать немного в оправдание африканцев. Когда вы живете размеренной жизнью веками, вам всего хватает и не нужно ни о чем глобально думать, а тут к вам врываются пришельцы технологически продвинутые и пытаются вам навязать свой образ жизни, ломая тысячелетнюю систему, приятного, конечно, мало. Да, в вашу жизнь принесут много хорошего (лекарства, инструменты, удобрения и т.д.) для облегчения жизни, но при этом вас всегда как из-под палки будут заставлять догонять этих развитых чужаков, которые при этом тоже в развитии не останавливаются. Отношение у вас будет соответствующее. Это как если бы вы жили на острове где круглый год хорошая погода и изобилие еды, а тут раз и снег - вы либо умрете, либо нехотя приспособитесь. Так и в Африке, кто-то приспосабливается, а кто-то ленится и приближается к закономерному исходу.

Наверное, это все наиболее общие черты, которые мне пришли в голову, если я какие-то популярные стереотипы упустил, то напишите в комментариях, я отвечу.

Показать полностью

Эфиопия и Египет. Так все-таки война?

Пока я пытаюсь структурировать и сформулировать все свои мысли и аргументы по поводу психологии африканцев, я, как обычно просматривая эфиопскую прессу, наткнулся на интересный взгляд Аддис-Абебы на происходящее. Поэтому здесь я хочу показать вам проблему через призму взглядов властей Эфиопии.


1) Почему Египет вообще требует эту воду Нила и считает ее своей?


- По мнению эфиопов, Египет настаивает на том, чтобы ему был объем водосток, которые был ему предоставлен в колониальную эпоху. Египет ссылается на договоренности 1929 года, заключенные с Суданом и, внимание, Великобританией, Францией и Италией. Да, действительно, в 1906 г. данные три государства подписали соглашение о разделе сфер влияния в Эфиопии, а также заставили Абиссинскую империю с ними согласиться, поскольку в стране была, грубо говоря, смута и безвластие - еще до прихода к власти императора Хайле Селассие. В пользу своей аргументации эфиопы предлагают такую схему:

Эфиопия и Египет. Так все-таки война? Политика, Длиннопост, Эфиопия, Африка, Египет, Война, Кризис, Россия

И Египет добивается как раз того, чтобы договоренности, где даже не фигурирует Эфиопия сама по себе, где не стоят подписи ее представителей, "соблюдала" и "уважала" права Египта, гарантирующие ему полноту власти над Нилом и право запрета на строительство любых водных объектов в верховье реки.

В 1959 году Египет и Судан подписали новое соглашение о разделе кубатуры водостока Нила, но в основу этого соглашения легло предыдущее (картинка). В этом договоре Эфиопия опять же не фигурировала. Согласно положениям, 55,5 млрд кубометров / 66% воды доставались Египту, 18,5 млрд кубометров / 22% Судану, а оставшиеся - шли на дополнительное орошение и ирригацию. Эфиопии, как мы видим, здесь вообще нет.


Здесь можно согласиться с позицией Эфиопии, как можно заставить страну выполнять соглашения, которые она по договорам не обязалась выполнять.


Стоит добавить, что буквально вчера Египет внес на рассмотрение Совбеза ООН вопрос о дамбе с надеждой на международный арбитраж и запрет ввода в эксплуатацию. Эфиопы обосновали свой отказ тем, что мол "мы строим ее с учетом всех пожеланий и без намерений навредить или нанести урон странам-соседям".


Кроме того, глава МИД Египта написал письмо своему российскому коллеге Лаврову в поисках поддержки в этом кризисе. Лавров, конечно, отписался ему мол "да, нужно все делать адекватно и корректно, но вы должны договориться сами, а международные органы должны вам в этом помочь". Объективно же - это можно назвать мягким отказом помогать Египту, но не стоит думать, что Россия на стороне Эфиопии. Россия пока выжидает, где можно "урвать" больше преференций для бизнеса/добывающих компаний/оборонэкспорта и т.д. В настоящий момент плотину защищают от воздушных атак российские системы "Панцирь-С", что говорит о заинтересованности Эфиопии достроить и запустить объект несмотря ни на что.

Показать полностью 1

Что интересно почитать?

Дорогие подписчики и невольные читатели моего микроблога, я хотел спросить у вас, на какую тему мне писать и что было бы вам интересно? Я могу продолжить описание жизни в Эфиопии (религия, социальная сфера, экономические реформы и т.д.), могу продолжить тему Сомали и Сомалиленда, могу сконцентрироваться на описании традиционной психологии и восприятия африканцев.

Еще хотелось бы отметить, что на днях я защищаю научную работу по теме международных отношений Израиля со странами Африки с 1950-х гг. Если эта тема тоже интересна, то могу по частям делиться и ей.

В общем, слово за вами - в комментариях, а пока вот вам фото окраины Аддис-Абебы

Что интересно почитать? Интересное, Африка, Длиннопост, Для подписчиков, Эфиопия, Сомали, Блог
Показать полностью 1

Сомали. А где пираты?

Стереотипное представление Сомали, как пустынного берега с пиратами и расхождение этой картины с тем, что я описал в своем прошлом посте, побудило читателей задать мне вопрос: «А что же там сейчас? Как они живут в настоящее время?» Вместе с тем, мне представляется (да и по долгу работы я в этом не раз убедился), что нельзя рассуждать о жизни африканцев в той или иной стране, не познакомившись с их историей и не обрисовав хоть краткий исторический и политический контекст (как-то мудрено получилось).
В общем, продолжим наблюдение за Сомали, а в будущем, я надеюсь, что смогу попытаться объяснить психологию африканцев (хотя, по уму, с этого стоило бы начать, так как много чего бы проясняло).

1. Ну, так что там происходит сейчас? ГДЕ ПИРАТЫ?

Я закончил на том, что к середине 2000-х гг. во власти Сомали укрепились исламисты - Союз исламских судов (давайте договоримся называть их СИС, а то я много времени трачу каждый раз на полное название). Радикальные течения ислама вкупе с местными традициями образовали гремучую смесь, которая проявлялась в терроре своих против своих. Но я бы хотел отдать должное СИС как раз в вопросе борьбы с пиратством. В комментариях предполагали, что террористов победили испааанцыыы китайцы. Еще одно заблуждение - морские контртеррористические операции ЕС типа «Аталанты» уничтожили всех пиратов. Нет, я согласен, в этом есть доля правды, есть заслуга, но вклад этот был мизерным. В реальности же с пиратством покончили исламисты. Пиратство, пусть и против кафиров, считается не кошерным харамом. Вдобавок, пираты все меньше и меньше хотели делиться наживой с властвующим «духовенством». Поэтому против пиратов развернули местных масштабов джихад (на джихад, кстати, там ввели налог, а вы жалуетесь) и очень быстро вынудили тех прекратить непотребства. С другой же стороны, перманентное патрулирование побережья военными кораблями США, когда Эфиопия начала воевать с исламистами на суше, не давало пиратам шанса на эффективную деятельность, несмотря на то, что объектом охоты были не они. Вдобавок, направление там перестало быть хлебным, все нормальные пираты в Африке «грабят» суда в Гвинейском заливе, так что их сомалийским коллегам должно быть стыдно.

Кратко: ПИРАТОВ ВЫВЕЛИ

2. Говорят, что Сомали как единая россия страна не существует. Это так?

Отчасти это правда, но лишь отчасти. Вообще, когда мы рассуждаем про африканские государства и народы, все наши новости надо делить на два и понимать, что это лишь отчасти правда. Сомали состоит из нескольких автономных регионов-субъектов с разной степенью автономности. Но по порядку. В 2006 году в Сомали обозначилась реальная возможность захвата государственной власти СИС, поэтому международное сообщества не обратило внимание на вторжение в страну Эфиопии. Она поддержа􏰀ла полевых командиров и возвратило Могадишо переходному правительству. Отряды СИС практически не имели тяжелого вооружения и не могли противостоять эфиопской бронетехнике. После открытого вмеша􏰀тельства США, уничтоживших несколько видных полевых коман􏰀диров СИС и нанесших серию авиаударов по скоплениям исламис􏰀тов, в январе 2007 года отряды СИС были рассеяны, а организация перешла на подпольное положение. Исламисты перешли к парти􏰀занской войне, периодически нападая на эфиопских военнослужа􏰀щих и силы Переходного национального правительства. СИС пользуется поддержкой населения и многих религиозных лидеров, во многом благодаря своеобразному порядку, который они принесли в контролируемые районы, а также тем, что в отличие от войск переходного правительства, эфиопских сил и различных клановых группировок не совершали массовых злоупо􏰀треблений по отношению к мирным жителям.

- Подожди, то есть у Сомали нет армии, контролирующей порядок??


В январе 2009 года на заседании Переходного правительства в Джибути (ага, и сейчас поймете почему) президентом Сомали был избран лидер умеренных исламистов. Он при поддержке миротворцев контролирует лишь несколько квадратных километров столицы Могадишо - и аэропорт! Национальные силы безопасности Сомали состоят из военнослу􏰀жащих, прошедших подготовку в Джибути, Кении, Уганде и Эфио􏰀пии. Они представляют собой неэффективные, дезорганизованные и коррумпированные военные образования, лояльность которых огра􏰀ничивается отдельными высокопоставленными офицерами, пресле􏰀дующими свои личные цели, в основном, финансовые. Поэтому они всячески препятствуют установлению единого командования. А пред􏰀ставители северных, наиболее стабильных территорий, не изъявляют желания ввязываться в гражданскую войну на Юге.

- Теперь обратно к автономным регионам страны, пожалуйста!

Да-да, на территории Сомали существовали и существуют самопровоз􏰀глашенные государственные образования. На севере, заселенном преимущественно кланом исак, в 1991 году была провозглашена Ре􏰀спублика Сомалиленд. Территориально она практически совпадает с бывшим Британским Сомали. Сомалиленд представляет собой гибридную систему местных обычаев и западноевропейских струк􏰀тур. На межклановых собраниях была создана система управления. Традиционный для Сомали совет старейшин был превращен в парламент. Он отвечает за выбор президента страны и за реше􏰀ние внутренних конфликтов. Правительство стало основой коали􏰀ции главенствующих кланов Сомалиленда. Места в правительстве и парламенте, поделенные между подкланами в соответствии с четко определенной формулой.
В 1997 году Джибути признала Сомалиленд, но в 2000 ра􏰀зорвала все отношения. Сомалиленд имеет неформальные полити􏰀ческие связи с рядом стран. Он является наиболее стабильным ре􏰀гионом страны, хотя сепаратистские движения существуют и на его территории.
В мае 1998 года на территории клана дарод делегации основных подкланов учредили «автономное государство». В соответствии с конституцией 2001 года оно имеет официальное название «Сома􏰀лийское государство Пунтленд». Первый президент Пунтленда заявил, что выступает за сохранения единства и целостности Сомали. В конце 2001 года старейшины Пунтленда провозгласили нового президента. Однако предыдущий, чей срок правле􏰀ния истек, в 2002 году захватил порт Босасо, через который прохо􏰀дит основная часть экспортно􏰀-импортных операций и обеспечил себе реальный контроль над регионом. Между Сомалилендом и Пунтлендом существует тлеющий по􏰀граничный конфликт за территории, где обнаружены запасы нефти, а также борьба за получение таможенных пошлин и портовых сбо􏰀ров. Кроме того, на территории Сомали существовали и существуют ряд эфемерных государственных образований – Азания, Гальмудуг, Джубаленд, Маахир, Нортленд, Рас-Касайр, Хираан, Шабелле и т.д.

В этом посте всё, в следующих могу углубиться в политику действующей власти и пояснить, почему их контроль не работает и почему у президента Сомали американский паспорт.

P.S.: жаловались на отсутсвие картинок. Вот они слева направо Намджун, добавил:

Вот этот дядя с большими усами - Мохаммед Сиад Барре:

Сомали. А где пираты? Длиннопост, Сомали, Пираты, Война, Терроризм, История, Интересное, Эфиопия
Показать полностью 1

Сомали. Йо-хо-хо и бутылка рома!

В постах про Эфиопию многие просили меня написать про Сомали, поэтому я решил сделать это вне очереди. На самом деле в этом посте я не хочу затрагивать избитую тему пиратства и сконцентрируюсь на небольшом историческом экскурсе.

1) Что такое этот ваш Сомали и где он вообще находится?

Сомали, как и Эфиопия, расположен на Африканском Роге, причем, занимает непосредственно сам рог, вдаваясь на запад с побережьем в Аденском заливе и практически дотягиваясь до Красного моря. Граничит он с Эфиопией, Джибути и Кенией. Если вы посмотрите флаг Сомали, то увидите белую пятиконечную звезду - это символ "исторической цели" создания Великого Сомали. Эта концепция подразумевает объединение всех сомалийцев, проживающих в Джибути, на востоке Эфиопии (Огаден) и на северо-западе Кении в рамках одного огромного государства. В 1970-1990 гг. это даже пытались реализовать на практике, впрочем, безуспешно. Также в этот период предпринимались попытки создания огромного союза (наподобие США только из социалистически направленных стран) из Сомали, Йемена и Омана, но тоже не смогли договориться даже при посредничестве СССР. Но обо всем по порядку.


2) Сомали тоже строил коммунизм? Ты говоришь он дружил с СССР.

До 1960 г. Сомали был поделен Францией, Великобританией и Италией на зоны-колонии (Итальянское, Британское Сомали и т.д.), но после обретения независимости был провозглашен федеративным государством. Стоит сделать важную оговорку - во-первых, Сомали мусульманское государство, а, во-вторых, основная причина столкновений и гражданской войны, продолжающейся с 1991 г. - это широкая клановость и все вытекающие проблемы наподобие утрированных межкастовых противоречий в Индии. Сомалийцы делятся на пять основных клановых объединений, разделенных на подкланы: дарод (марехан, огадени, долбаханте, миджертин), дир (бимал, гадабурси, исса), исак (гахарджис, хаберавал, хаберджело), хавийя (абгал, муросад, хабргидр, хавадле), раханвейн (мирифле, дигил). Последний клан считается низкородным, поскольку ведет свою родословную от земледельческих общин, а первые четыре происходят от благородных кочевников, которые якобы пришли с Ближнего Востока и вообще чуть ли не потомки пророка Мохаммеда.Минимальной ячейкой сомалийского общества является семья, как правило, полигамная. Несколько близкородственных семей составляют рер. Несколько реров, восходящих к общему предку, образуют «колено». Их объединения составляют подклан, которые группируются в клан, во главе которого стоит вождь. Его власть до начала гражданской войны была абсолютной. Каждый сомалиец точно знает свое место в этой социальной структуре. Ключ к пониманию их психологии и социально-политических процессов находится в местной пословице: «Я и Сомали против всего мира, я и мой клан против Сомали, я и моя семья против клана, я и мой брат против семьи, я против моего брата». Исторически между кланами всегда шла борьба за влияние в том или ином регионе страны, между подкланами – за деревни, между семьями – за источники воды, пастбища, стада верблюдов. Вражда уходит корнями в древность. Но вот в 1960-е годы к власти приходит Мохаммед Сиад Барре. Очень противоречивая личность - с одной стороны, на время его правления приходится "золотой век" Сомали, подавление межклановых противоречий (за счет того, что главным он делает свой южный клан - дарод, а все остальные столкновения - запрещает законом - ха-ха классикс) и развитие страны по социалистической модели, но с другой - к концу правления у него протек колпак. Так вот, Сиад Барре решает наподобие Советского Союза строить социализм с сомалийской спецификой, всем нравится, всех устраивает, начинают выбираться из нищеты. Портреты товарища Барре размежаются на билбордах и зданиях повсеместно вместе с профилями Маркса и Ленина, его чуть ли не богом считают. Но вот гложет т-ща Барре идея о Великом Сомали.


3) Так а дружба с СССР?

На фоне строительства социализма дружба и закрутилась. Были подписаны соглашения о дружбе, о взаимопомощи и строительстве предприятий. Союз получил военную базу Бербера. Но после развязанной Барре войны с Эфиопией в 1977 г. (на начальных этапах даже успешной), все договоры с СССР разрываются, а советских военных настойчиво попросили из Берберы (дали три дня на то, чтобы убраться). Впрочем, Эфиопы при поддержке задорных кубинских ребят и советских советников быстренько разметали сомалийские подразделения, прогнали их из Огадена и остановились ровно на границе, давая понять, что война не нужна. Хотя и кубинцы хотели идти распространять пожар революции и дальше, их удалось остановить.Тут уже Сиад Барре занялся внутренними делами, сделал правый поворот и начал сближаться с коллективным Западом. Так до 1990-х годов и продолжалось, Барре пытался усмирить старейшин кланов, чтобы удержать власть, социалистическая экономика буксовала, наметился рост симпатий исламистам, в общем, все против него. По итогу Барре убежал в Нигерию (до этого колонной танков двинулся в Кению и попросил политического убежища, но те сказали "ты че, дядя, совсем е*анулся, ты б еще на подлодке приплыл", отказали в общем), где в 1995 г. и помер.


4) Так а после его смерти и началась вакханалия?

И да, и нет. В первые несколько лет 90-х была широкомасштабная межклановая мясорубка всех против всех - война "щитоносцев" и "чернобородых". Еще в 1991-1992 годах в стране разразился голод, население сократилось на треть, промышленность была практически уничтожена, сельское хозяйство тоже. Были попытки объединить всех, но Эфиопия спонсировала полевых командиров, которые отказались подчиняться "новому правительству". С 1993 г. в стране реальную власть получил Союз исламских судов. Он создал просто жесточайшую тоталитарную систему с опорой на шариат, но вполне себе безопасную для мирных граждан. Каждый "исламский суд" осуществлял контроль над определенной деревней или городком, а в 2006 г., они были объединены в мощнейшую политическую организацию. С этого же года туда и вошла террористическая группировка Аш-Шабааб* (запрещена на территории РФ) - в переводе "молодежь". Вот и начался радикальный исламистский террор против кафиров - американских, африканских и европейских миротворцев.

5) Ну это ладно, так а ПИРАТЫ?

До 2004 г. в сомалийском языке не существовало слова пират вовсе. Масштабный голод и мор, охвативший всю страну, вынудили ничего не умеющих сомалийских жителей нападать на проплывающие рядом корабли с целью их захвата и получения выкупа. Обычно это нефтяные танкеры или контейнеровозы, но сомалийцы не стремятся убить моряков, им нужен выкуп. Так, с 2004 года они сильно в этом продвинулись - от нападения с копьями и АК-47 с деревянных лодок, до создания сети "своих людей" в странах отправления судов, чтобы знать точно содержание груза, маршрут и дату, когда нужно нападать.

Описание нынешней ситуации заслуживает отдельного поста, пишите, что хотели бы узнать в первую очередь!

Показать полностью

Эфиопия. Продолжаем продолжать

ጤና ይስጥልኝ! ("тена йистылинь" - "здравствуйте"!)


За последние два дня на меня подписалось большое количество людей, что сразу вызвало у меня удивление, ведь получается, что действительно интересно читать про далекую Эфиопию. Так что перестать рассказывать про нее было бы преступлением. Некоторые аспекты освещены уже в прошлом посту, поэтому будем продолжать продолжение.


1) Так, ну с соседями мы разобрались - обычная коммуналка, а что у них там внутри страны?


- начать наверное стоит с административно-территориального деления. Эфиопия - является федеративным государством и поделена на единицы под названием кэбэле, уорэда, зон и кылиль (по возрастанию). Кэбэле - наименьшее сообщество - представляет из себя самоуправляемые районы городов, деревень. По своей сути очень похожи на индусские панчаяты и считаются одними из самых эффективных видов коммун в Африке. Уорэда - примерно как районных центр и прилежащая к нему сельская местность. Зон состоит из нескольких уорэда, включающих множество кэбэле. Кылиль - это как американский штат, по сути - автономное государственное образование со своим правительством, местными законами, своими рабочими языками и парламентами. Например, есть такие кылили как Амхара, Оромо, Тыграй, Эфиопское Сомали (Огаден), Афар, Бенишангуль-Гумуз, Штат национальностей и народов Юга (долина реки Омо преимущественно). К сожалению, из-за политических распрей руководители регионов обычно долго не живут, в особенности, ключевые должностные лица Амхара, Оромо и Тыграя. Кстати, Аддис-Абеба представляет собой отдельный регион (как Москва и Санкт-Петербург). Вообще она находится в самом центре штата Оромо, но не является их региональным центром. Такая ситуация похожа на разногласия палестинцев и израильтян по поводу принадлежности Иерусалима. Нет, здесь никто не спорит, что Аддис - единственная и неделимая столица для всех, но оромо крайне настойчиво желают иметь ее "своей".


2) Ну, вот ты говоришь распри и политические разногласия, так что, они воюют и там опасно?!


- Относительно высокий уровень безопасности поддерживается только в Аддис-Абебе. Да, политические игры проходят часто при очень высоких ставках (например, губернатора штата Амхара просто застрелил его охранник). Оромо всегда считают, что их притесняют амхара, так как амхарский язык - рабочий, а оромо до недавнего времени им не был. Амхара всегда против того, чтобы тыграйцы занимали ключевые военные посты и руководили генштабом. Тыграйцы считают, что амхара пытаются их вытеснить из ИХ государства, а оромо им помогают. В общем, санта барбара, что поискать еще. В вооруженных выступлениях часто принимают участие молодежь и до недавнего времени запрещенные законом оппозиционные движения народных фронтов. Нередки нападения внутри учебных кампусов по причине "он оромо, а я амхара" и наоборот. Чтоб вы понимали, это не 10 на 10 человек, и даже не 100 на 100. Регулярные столкновения достигают таких масштабов, что приходится вводить армейские подразделения, а полиция страны постоянно перехватывает грузовики полные контрабандного огнестрельного оружия и мачете. Так, до весны 2018 года в Эфиопии действовал режим ЧС из-за опасных народных волнений. Периодически вводили более жесткий ЧС и отдельно в Аддис-Абебе. Причем местные военные не церемонятся в этом плане ни с кем, при мне женщину-дипломата посольства ФРГ силой затолкали в ее дипломатический автомобиль, а когда она начала качать права мол "я вообще-то дипломат и на ... я вертела ваши ЧС" солдат дал предупредительную очередь по заднему крылу ее красненькой Audi Q5.


3) То есть там нет сильной политической партии, которая бы удерживала власть в ежовых рукавицах?


- есть, но от этого и проблемы. После свержения Дерга и изгнания Менгисту Хайлемариама aka душитель-императора из Эфиопии к власти пришел РДФЭН - Революционно-демократический фронт эфиопских народов (в него вошли НФОТ - народный фронт освобождения Тыграя, НФОЭ - Эритреи, НФОО и НФОА - разгадайте ребус, кто еще). Партия во главе с уже известным нам Мелесом Зенауи создало просто мощнейшую партийную организацию сравнимую с КПСС, только немного более демократичную. Были созданы аналоги комсомола и движения пионеров, в результате - с результатами в 90-95% голосов "за" на всех выборах побеждает РДФЭН. Все остальные партии были маргинализированы, плюс, радикальные - запрещены и изгнаны из страны (несколько фронтов, Гынбот 27 и т.д.). Совершенно недавно Абий Ахмед провернул ребрендинг РДФЭН в "Партию Процветания", но суть не поменялась. Стоит подчеркнуть, что отсутствие оппозиционных партий нивелирует большая фракционность внутри самой РДФЭН - мы имеем политические игры за занавесом, поэтому ротация власти есть, а депутатов парламента выбирает народ сам, без подтасовок. Эфиопия - парламентская республика, а уже депутаты выбирают из кандидатов РДФЭН наиболее подходящего на пост премьера. Так и живут. Хотя сам Мелес больше двадцати лет руководил страной будучи вначале президентом, потом премьером, а его экономическая политика даже получила название "мелесизм".


4) С политикой разобрались, а что же обычные люди? Молодежь, например? Как они там живут?


- Эфиопия - крупнейшая по численности населения страна Африки после Нигерии. Сейчас в ней живут около 105-110 млн человек (по процентам примерно так: 35% - оромо, 25% - амхара, 10% - сомалийцы, 8% - тыграйцы, 22% - все остальные). Бедность там действительно крайне высока, но то плата за скачкообразный экономический рост - вначале экономику страны, а потом уже социальное благополучие. Очень много программ помощи и донорских отчислений в пользу Эфиопии делают Евросоюз, Япония, США, Турция и Китай. Мурриканцы через свой USAID стимулируют эфиопскую молодежь учиться высокотехнологичным и востребованным профессиям, китайцы строят инфраструктуру и предприятия тяжелой промышленности, турки - легкой промышленности (в основном текстильные фабрики). Евросоюз помогает везде и по чуть-чуть. Но все равно, средняя зарплата швеи на подобной фабрике в индустриальном парке (да, все иностранные предприятия - в отдельных зонах индустриальных парков) зарабатывает около 35-50$ в месяц. Молодежь страдает от безработицы, поэтому высокая доля миграции, хоть правительство постоянно заявляет, что то тут, то там создали 50-100 тысяч новых рабочих мест. Бизнес развивается достаточно быстро, но сейчас еще не все барьеры устранены, хотя сейчас уже от "направляемой экономики" сильно отошли. Раньше (лет 5 назад) инвестор приходил в Эфиопию и хотел построить отель, а ему говорит правительство: "нет, отель тебе строить не надо, построй нам больницу/завод/пароход", и неважно, что ему это и невыгодно, и неинтересно. Еще большие проблемы в функционировании банковской и финансовой систем. Кстати, совсем недавно запустилась первая в Эфиопии сеть исламских банков - вообще без процентов, но за обслуживание, стоящее космических денег. Банковский переводы в другие страны тоже очень ограничены,  так как власти постоянно боятся утечки валюты. Лично я не мог перевести из Эфиопии больше 500$ в месяц, пришлось потом их незаконно вывозить самолетом. Курс, кстати, несмотря на то, что жестко фиксирован, на черном рынке в 1,5 раза выгоднее. Так что, если не боитесь менял, то добро пожаловать на Мэркато.

5) А что-нибудь веселое?


- эфиопы постоянно смеются с русских дипломатов и сотрудников, которые не знают амхарского, но пытаются говорить местные фразочки. Например, "все в порядке/без проблем". По-амхарски это "чыгыр еллем". Наши соотечественники же, особо не вдаваясь в произношение, постоянно говорят "чыгэр еллем". Казалось бы, один звук, но "чыгыр" на амхарском - это "проблема", а "чыгэр" - "лобковые волосы". Таким вот образом на вопрос "как дела?" наши ребята отвечали "нет лобковых волос".


Прошу всех вас писать, какие бы аспекты хотелось бы прочитать в приоритете, а то я начинаю понимать, что иногда скачу с темы на тему.

Показать полностью

Продолжаем знакомство с Эфиопией

Видимо, сообщество Пикабу все-таки больше заинтересовано в познании Эфиопии, чем нет. Так что единственный закономерный исход - продолжить продолжать!

Предыдущий пост

Следующий пост


1) Как вообще у Эфиопии состоит вопрос с деньгами с соседями? Там же Сомали! Пираты и террористы!


- Эфиопия находится в регионе под названием Африканский Рог (визуально, действительно, рог) на северо-востоке Африки. Здесь Эфиопия считается региональным миротворцем, главным политиком, лидером и борцом, в общем, молодцом. Окружают ее пять государств: Эритрея, Джибути, Сомали (если Вы сторонник борьбы африканских народов за независимость, то 6 государств, так как добавляется Сомалиленд), Кения и Южный Судан. Отношения с Кенией крайне дружеские, совместные операции в Сомали, борьба с контрабандой и прокладка электросетей - что еще нужно для крепкой соседской дружбы? Ethiopian Airlines постоянно курсируют между Аддис и Найроби. Отношения с Южным Суданом тоже сейчас достаточно "теплые" - Эфиопия разрешила политический конфликт с Суданом и помогла южносуданским беженцам, которые не особо горят желанием теперь возвращаться. Сомали (и Сомалиленд) сложно назвать государствами с большой буквы Г, но Эфиопия же главный миротворец, вот они и миротворят там. В Огадене (на востоке Эфиопии) размещены эфиопские военные базы, с которых эфиопский и угандийские военнослужащие и полицейские под эгидой АМИСОМ Африканского Союза пытаются усмирить террористов. Джибути, ну а что Джибути - это по сути крупнейшая промзона и единственное государство, имеющее свободно конвертируемую валюту в Африке. Это огромный порт, через который проходит до 70% импорта Эфиопии, так как выхода к морю страна не имеет - крупнейшая в Африке без выхода к морю.


2) ТЫ ЗАБЫЛ ЭРИТРЕЮ!


- про нее стоит сказать отдельно. Эритрея была испокон веков исконной территорией Аксума и населявшего его тыграйцев, которые сейчас поделены между государствами. Эритрею захватывала и оккупировала Италия в конце 19 века и на протяжении половины 20-го, но затем она вернулась в лоно Эфиопии. В 1993 г. на референдуме с 99% голосов "за" Эритрея применила статью Конституции Эфиопии о добровольном выходе из состава, и начала свою жизнь. В комментах в предыдущем посте я упоминал, что должна была она выйти в 1991 г., но выход был отложен. Дело в том, что первый президент Эфиопии (пересевший потом в кресло премьера и организовавший свою мягкую диктатуру, как это обычно в Африке принято) Мелес Зенауи и будущий президент Эритреи Исайяс Афеворки были товарищами в партизанском отряде в национальных фронтах освобождения Эритреи и Тыграя. Свергнув неугодных воякеров Дерга (Менгисту Хайлемариам, кстати, до сих пор прячется в Зимбабве), они договорились немного подождать, чтобы страна на волне сепаратизма не развалилась на куски. С тех пор пограничный конфликт длился более 20 лет с горячими фазами в 1998 г. и начале 2000-х - все как положено: артобстрелы, авиаудары, танки, кони, люди. По факту воевали за три деревни, но вопрос был политический, так как Эфиопия лишилась всех своих портов - Массауа и Ассеб, а Эритрея выдвинула неприемлемые условия. До 2017 г. был плотный кордон, потом начали, конечно, потихоньку пропускать, но поток эритрейцев был таким, что быстренько лавочку прикрыли, а нынешний премьер Эфиопии Абий Ахмед получил Нобелевскую премию мира.


3) Как-то дооолго... А что-нибудь легенькое и интересное про Эфиопию?


- это можно. Например, у эфиопов нет фамилий. То есть они-то есть, но не такие, как у нас, что отражают династии и поколения. Имя эфиопа, по которому его следует величать - это первое имя. Второе же - это не фамилия, а имя отца, поэтому у деда и внука будут совершенно разные "фамилии". Например, Тамрат Тесфа - значит, его отца звали Тесфа. Так и теряются династии, а мы Пушкин-Пушкин. Кстати, про пушку - Российская империя передала Эфиопии для борьбы против итальянцев в конце 20 века устаревшую пушку, которая одно единственная у них и была, назвали ее в честь Петра 1, так и стоит там - пушка Таляку Петрос.


4) А еще? Нудятина ведь сплошная!


- в Эфиопии свой календарь - 13 месяцев, поэтому ее и называют страной "13-ти месяцев солнца". Ну, по факту там такой себе тринадцатый месяц - дело в том, что все месяцы в эфиопии - по 30 дней ровно, а вот "излишек" в 6-7 дней (месяц Пагуме) и составляет 13-й. Эх, когда эфиопский работодатель обещает тебе отпуск на целый месяц, всегда стоит уточнить! Вдобавок, в Эфиопии сейчас 2012 год, а новый год начинается в сентябре. Поэтому и разрыв с нами всегда 7-8 лет.


Получилось, конечно, длинно и нудно, но, думаю, кто-то да прочитает до конца. Хотелось бы знать, что больше интересно: аналитическая составляющая (которая нудная) или фактики-юморески? Или вообще чередовать? Вдобавок, могу много чего написать про Сомали и его внутренние перипетии, там писать уписаться можно.

Показать полностью

Эфиопия и мое знакомство с ней

2 часть Продолжаем знакомство с Эфиопией

На волне своего прошлого поста, я начинаю втягиваться в популяризацию Эфиопии.

Хочу начать с истории моего косвенного знакомства со страной и ответить на некоторые интересные вопросы.

1) Эфиопия - это ж типичная африканская страна, значит, там сплошная пустыня и голые негры!

- такой подход в корне не верен. Эфиопия очень зеленая страна, до начала правления Дерга (реввоенсовета) в 1974 г. более 70% страны было покрыто лесами. Потом началось обезлесение из-за вырубки «для поднятия экономики». Но вся центральная, западная и южная часть страны покрыты лесами. Вдобавок, Эфиопия расположена на нагорье, и средняя высота превышает 2000 метров. Но тут же, ввиду Великого Африканского разлома, в стране есть засушливые долины (Коля’ на амхарском) и одна из самых глубоких впадин Земли - Данакиль. Полупустынная местность занимает почти весь восток - штат Огаден (Эфиопское Сомали) - на границе с государством Сомали.

2) Так а голые негры?

- Эфиопия - многонациональная страна (как Россия), поэтому она объединяет множество народов. Самый многочисленный - оромо (около 30 млн человек), говорят, что он, наравне с курдами, крупнейший народ, не имеющий своего государства. Оромо - представители негроидной расы, говорящие на языке кушитской группы. Еще негроидные народы - многочисленные народы долины реки Омо (омотские народы). К ним относятся популярные у нас хамер, к примеру. Но правящая элита и вообще создатели государственности (Государства Аксум, Абиссинии и нынешней Эфиопии) - это амхара, тыграй и тигрэ. Все они очень близки к европеоидам, а их языки входят в семитскую группу, являясь близкими ивриту и арабскому. К слову, ядровые слова, например, «звезда» на амхарском - «кокэб», на иврите «кохаб» и т.д.

3) Всю Африку колонизировали, а кто управлял тогда Эфиопией?

- не всю и никто. Эфиопия и Либерия были единственными государствами, которые не теряли независимости. Либерия - особый случай, витрина капитализма и демократии в Африке, находившаяся под патронажем США. Эфиопия же смогла разгромить итальянцев в битве при Адуа (1896 г.), но лишилась на время побережья Красного моря (нынешняя Эритрея, и да, она была частью Эфиопии до 1993 г. года). В период с 1936 по 1941 г. Эфиопия была оккупирована итальянцами, но это нельзя назвать колонией, ведь оккупированную Чехословакию колонией никто не называл. Эфиопы смогли, не без помощи извне, сохранить свою государственность.

4) Так а ты откуда знаешь амхарский? И как он вообще?

- мне пришлось выучить его на просторах России по решению сверху. Сам язык нельзя назвать сложным или простым - он другой и требует изменения привычного мышления. Выучить его можно и на очень хорошем уровне. Кстати, алфавит - уникален, единственное самостоятельное африканское письмо очень похожее по сути написания на иврит и арабский (консонантно-слоговое письмо). Еще в языке присутствуют эйективные или «взрывные» звуки, не такие, как у племени коса, конечно, но тоже гортанные.

5) Зачем ты нам рассказываешь про Эфиопию? Она же далеко и на нашу повседневную жизнь не влияет!

- сам не знаю, хочется делиться знаниями о стране и показать, что она уникальна даже в рамках Африки. А учитывая наш «фольклор» и склонность людей называть любого негра эфиопом, мне кажется, что не так уж мы и далеки друг от друга.

Пишите, какие аспекты интереснее всего читать, или же такой формат «вопрос-ответ» наиболее приемлем.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!