SlavaShulz

SlavaShulz

Пикабушница
Дата рождения: 20 сентября
110 рейтинг 1 подписчик 0 подписок 13 постов 0 в горячем
1

Кино твоей жизни

Кино твоей жизни Психология, Мышление, Психотерапия, Длиннопост

Всё написано на упаковке: восприятие жизни во многом соотносится с тем, какие фильмы мы ощущаем как "это про меня". Сюда же входят и другие формы искусства, которые влияют на нас, но фильмы (а ещё литература) более точно, полно и развернуто отражают Образ Жизни, во всех его деталях, поэтому я использую именно эту параллель. Ключевой вопрос: героем какого фильма ты себя ощущаешь? Если не ощущаешь, то у большого количества людей есть кино-герои, про которых они могут сказать "о, литералли ми!", или, если угодно, с которыми они кинятся. Комедия? Трагедия? Ромком? Хоррор? Детектив? Может, что-то посложнее? Например, я чётко ощущаю свою жизнь как драмеди: смешно, смешной смешно НО В ЦЕЛОМ ЗВЕЗДЕЦ КАКОЙ-ТО, и ужасно трагично в финале сезона. А потом опять смешно. А потом не смешно. А потом опять смешно.

ЧСХ, в моём драмеди "смешно" - это таки курица, Альфа и Омега, начало и конец, с чего всё начинается и чем всё неизбежно закончится, даже если в конце сезона трагедия. При чем, неизбежность трагедии как бы должна говорить о том, что я не наивный оптимист и понимаю реальность в глубину и ширину, но по факту я не могу сказать ничего, кроме "я так ощущаю мир" - когда как у моего тёзки Славы Полунина, например, абсолютно комедийное восприятие мира. И у него получается! Человек успешный бизнесмен, семьянин, артист, сам умный - и при этом не так чтобы слишком нарциссичный и слишком наивный. Просто как-то себя научил и приучил - и сумел устроиться в этом с комфортом.

Когда я думаю об этом, я думаю, что как будто это более здоровая позиция по жизни, но почему-то я к ней не хочу. Очевидно, из трагического восприятия жизни тоже черпается своя энергия, просто другая. И как Полунин может жить в своей экосреде, так я могу в своей. А в какой экосреде находитесь вы? Какой эмоциональный лейтмотив у вашей картины? С чего всё начинается - и чем обычно заканчивается? Если картина вашей жизни ощутимо негативная - то почему?

Я думаю, перегибы всё же существуют. Оптимизм может стать наивностью и инфантильностью, трагизм - энергетическим спадом и ленностью ("книги делятся мнением, мнения сеют сомнения, от сомнения лень, а от лени веет забвением"), осторожность (выживачи, триллеры, детективы) - параноидностью и избеганием близости, витальность (хорроры, как ни странно) - неконтролируемой агрессией, героизм (фэнтези, приключения) - нарциссическим самоутверждением, и так далее. То есть, каждый эмоциональный фильтр (а речь, на самом деле, о них, как вы могли понять) имеет свои преимущества и свои теневые выражения, которые нужно уметь учитывать и управлять.

Я, в силу склонности к фэнтези и фантастике, долго не могла понять и принять артхаусный и драматический взгляд на мир (или, если угодно, "blue", меланхолично-депрессивный) - при том, что склонность к депрессии у меня неврологическая. В частности, даже будучи в депрессивных фазах, я не могла признать и принять адекватность негативистского взгляда на мир, исключительно черного юмора, мрачного настроя на жизнь. Медленно, но верно до меня доходит, что люди так вполне себе живут, при чем - могут жить успешно. Нытьё может сочетаться с успешностью? Абсолютно. Это не всегда дисфункциональный паттерн, а такой же эволюционный механизм выживания, совладания с жизнью, как и оптимизм или исключительно сухой рационализм и материализм (с таким подходом к жизни я тоже не в одном потоке). Критериев для коррекции этой картины мира, как и любой другой - три:

📽️ прямо сейчас конкретные убеждения, которые транслирует человек - не помогают ему идти к цели, а ограничивают. Важно! Важна не вера в них, как ни странно, а действия. Я видела врата Тангейзера: человек о себе транслирует одно (самоуничижающее), а делает и добивается совершенно другого (успеха). Самоуничижение как форма сброса напряжения, а не как конкретно ограничивающее убеждение;

📽️ самому человеку некомфортно с какой-то установкой о себе/мире. Nuff said;

📽️ его негативный взгляд плохо влияет на его близких. Например, он живёт с человеком, у которого эмоциональный фильтр "ромком и комедия". Самый популярный ответ в наш век нарциссического избегания: ну чо, тут лучше расходиться. Это же очевидная несовместимость, зачем так друг друга мучить. Но в жизни, поверьте психологу, всё интереснее и сложнее, чем "есть предназначенные и не предназначенные друг для друга люди". И вот тогда, если ценность отношений у человека выше ценности неизменности собственного восприятия мира - мы начинаем работу.

Показать полностью 1
0

Контакт с человеком в депрессии

Сильное.

У девушки из короткометражки явно не только тревожность, но и депрессия. Я бы работала с потребностью помолчать иначе, но вариант "подождать, иногда давая понять, что опции существуют" - в некоторых ситуациях тоже вполне рабочий. Не во всех, как бы не хотелось верить с позиции клиента с такими потребностями. То есть, иногда в молчании рождается ощущение, что мне ничто не поможет - и контакт просто обрывается разными способами.

У меня была однажды сессия, проведенная в молчании. Не с депрессивным клиентом, просто со своей спецификой. А один из моих аутичных клиентов может параллельно встрече пойти гуглить и даже фрагментарно читать чего-то - я не препятствую. Конкретно ему - можно, потому что неврология не позволяет порой выдерживать полноценный контакт. И либо я через 15 минут получу человека, который больше неспособен будет контактиться вообще, либо через эти же 15 минут я спокойно переключусь на свои процессы на 3-5 минут, и следующие 15-20 минут мы сможем работать.

Клиенту с более сильной в зоне аудиального обмена нервной системой я бы такое провернуть не дала. Всё очень, очень индивидуально.

Ещё хочу заметить, как много комментариев под видео в двух ключевых форматах:

- было такое, тоже не хотел ни с кем разговаривать, специалист супер;

- был/есть у меня близкий в депрессии, тоже не контактится, агрессирует, а я просто помогаю и всё - так побеждаем.

Про первое уже сказала: осторожно, длительный отказ от контакта не всегда идёт на пользу, даже если кажется иначе. Людям, у кого близкие ушли в внезапно агрессивное, не контактное, обороняющееся состояние: это может быть депрессия. При некоторых случаях это также могут быть другие развивающиеся расстройства/болезни, но, при отсутствии явных странных признаков помимо углубившейся агрессии и замкнутости, при отсутствии системного физического насилия и/или недавно прожитого экстремального опыта - можно подумать именно о депрессии. Но помните, что депрессия может быть сопутствующим симптомом, а не первичным диагнозом, так что в любом случае тащите/толкайте такого человека к терапевту. Не психо, просто к терапевту.

Агрессия, оборона, замкнутость близкого могут быть испытанием не менее тяжёлым, чем сама депрессия. Тебе транслируют, что плохо, плохо - а от помощи либо уворачиваются, либо агрессируют на попытки. И я считаю, важно напоминать следующее:

корректно, но системно подталкивая заболевшего к конструктивным действиям - вы не делаете хуже, даже если вам говорит об этом сам человек. Помогать по быту и молчать конечно хорошо, но, во-первых, как уже сказала - не всегда эффективно, во-вторых - ваше состояние и ваши ЧУВСТВА тоже важны и должны быть учтены в этих отношениях. Вы имеете право на то, чтобы от вас не замыкались, чтобы ради вас человек делал хотя бы минимальные действия по улучшению своего состояния. Вы не должны становиться тем, кто обеспечивает человеку возможность неизвестно сколько пребывать в плохом состоянии. Попрекать этим не стоит, а мягко, спокойно обговаривать и устанавливать правила - можно.

А если он психанет и вообще дистанцируется/оборвет отношения?

Такое часто случается, когда заболевшего подталкивают к конструктиву. Им сложно выдерживать даже профессиональную ориентацию на выход из зоны, где сложно, но без позитивных перспектив - в зону, где ещё сложнее, но с позитивными перспективами. Мышление заболевшего подталкивает экстремально экономить ресурс: ну и что, что мне не будет лучше, или даже будет хуже - зато сегодня мне точно хуже не будет, если я не выйду в зону сложнее текущей. Это может даже не осознаваться напрямую, но суть чаще всего именно такая.

И что тогда?

Знать и помнить, что мышление заболевшего часто подсказывает не верные пути, а экономящие ресурс. Если надо - отойти, но оставаться на связи в нейтральной позиции, протранслировав заболевшему эту стратегию прямо. Ждать. Знать, что, если отношения будут разрушены или длительно надтреснуты - это не ваша вина, и не другого, а только болезни и того, как она извращает организм. Отходить - не плохо, если вы честно попробовали разные экологичные методы, а лучше не становится, а становится только хуже (опять же - ничьей вины тут нет). Сходите сами к психологу, постройте новую стратегию своей жизни. Заболевший может обвинять вас - научитесь работать со здоровым разделением ответственности, и берите только свою реальную ответственность. Призывать к рациональности заболевшего порой бесполезно - там "плохо" затмевает всё, и организм ищет виноватых, обвиняя не только вас, а вообще всех и всё, включая себя. Не включаемся.

Мой любимый комментарий к видео: "люблю когда человеки человечатся".

Показать полностью
0

Перси Уизли - один из самых трагичных персонажей потттерианы

Понимаешь, когда подрастешь.

📝 родился меланхолик в семье сангвиников и холериков;

📝 чуточку не от мира сего;

📝 ОКР, скрупулёзность вплоть до дотошности - как защитная реакция на разность темпераментов и сопутствующее неизбежное давление семьи (они даже не вполне виноваты, но виноваты);

📝 семья, которая вместо работы над принятием разницы и адаптации ребенка в кругу братьев и сестер ("Перси тоже человек, будьте милосердны и уважайте его ценности как наши") - мягко насмехается над ним, мало и неграмотно пресекает насмешки сиблингов (работа с последствиями, а не причинами), интересуется ценностями мальчика только с точки зрения хорошего поведения и оценок (и совершенно не поддерживает амбиции дальше этих);

📝 нашел поддержку в министерстве, потому что там порядок, стабильность и активное стремление к лучшему, которого так не хватало в семье;

📝 осознал ошибки и сам вернулся в семью, чтобы в тот же день потерять брата, с которым только что помирился.

Показать полностью 3
7

Как я Макаренко осудила и тут же реабилитировала

С большим интересом освежила в голове Макаренко (именно того). Чуть не бухнулась в разочарование и опасение "а вдруг это очередной кумир юности, который не прошел проверку временем?". "Педагогическую поэму" я прочитала в районе 17-22 лет (точнее не помню, простите), и была в полном восторге. Да, думаю, эта книга действительно одна из повлиявших на меня - хоть, как и многие, я сейчас её практически не помню. Но вчера-сегодня понадобилось обратиться к педагогической практике начала 20 века, и всплыла в поле статья Антона Семёновича "Педагоги пожимают плечами".

И что сказать.

"— Мы желаем воспитать культурного советского рабочего. Следовательно, мы должны дать ему образование, желательно среднее, мы должны дать ему квалификацию, мы должны его дисциплинировать, он должен быть политически развитым и преданным членом рабочего класса, комсомольцем, большевиком. Мы должны воспитать у него чувство долга и понятие чести, иначе говоря — он должен ощущать достоинство свое и своего класса и гордиться им, он должен ощущать свои обязательства перед классом. Он должен уметь подчиниться товарищу и должен уметь приказать товарищу. Он должен уметь быть вежливым, суровым, добрым и беспощадным — в зависимости от условий его жизни и борьбы. Он должен быть активным организатором. Он должен быть настойчив и закален, он должен владеть собой и влиять на других; если его накажет коллектив, он должен уважать и коллектив и наказание. Он должен быть веселым, бодрым, подтянутым, способным бороться и строить, способным жить и любить жизнь, он должен быть счастлив. И таким он должен быть не только в будущем, но и в каждый свой нынешний день"

Первая мысль - понятно дословно, откуда Хаксли и Замятин черпали вдохновение. В смысле, это в принципе общеизвестный факт, но когда находишь ему подтверждение в словах реально существовавшего человека, буквально занимавшегося воспитанием нации - это другое. Первая эмоция - страх. В частности, вот этот нарастающий страх разочароваться. Поэтому я внимательно читала, гуглила и спрашивала Дипсик, и думала, думала, думала.

Вторая важная мысль - ну, так человек, простите, беспризорников воспитывал. Если вы думаете, что там сработают передовые гуманистические подходы в духе ННО и экологичного чего-нибудь - раздумайте, пожалуйста 😌 Ес-чо, говорит человек, который успел поработать с алкашами и наркоманами, и почти три года управлялся с коллективом заводских работяг на позиции горизонтальной власти (когда ты формально не начальник, но последнее слово чаще за тобой).

И сразу о профдеформации: один критик Макаренко высказался, мол, Макаренко только с беспризорниками работать и умеет - а для обычных школ и школьников не приспособлен и не годится. Ребята, это правда! Только критик не понимал, когда писал, что эта правда абсолютно нормативна: человек, системно работающий с определенной категорией людей и получающий позитивные результаты в этой работе - чаще всего не заточен на другие работы, потому что невозможно быть одаренным универсалом.

И да: мы с Макаренко и кучей других специалистов разных масштабов, проработавших со специфическим контингентом, стопроцентно профдеформированы. Вот только, если результат позитивный (и личность, и коллектив, в состоянии поддерживать и повышать безопасность+комфорт+эффективность) - значит, эта профдеформация обоснована и необходима. Это не просто иллюзорное восприятие клиента, а знание из личного опыта, что работает, а что нет. И пытаться ломать эту систему из соображений "меня не так учили" - это как минимум наивно.

Третья мысль: дань времени. И просто по годам (без семи сто лет назад), и, разумеется, в контексте социального и политического строя. Да плюс революция и первая мировая. Напоминаю, что крыша у многих хорошо поехала после 2019+2022, и у меня тоже - а у них там ещё хлеще было. Одно из важных правил подхода к анализу исторических событий: нельзя накладывать этико-моральную мерку современности на события прошлого. Бессмысленно, а часто и вредно. Слишком много там "по-другому", а нам хорошо с колокольни расширенного круга знаний о мире, о грядущих для пращуров событиях, да с более развитыми технологиями и гуманизмом рассуждать.

Четвертая мысль: не перестаю дивиться, как при попытке свести общественное образование к максимуму материалистичности - основания концепция организации государства насквозь была пропитана идеализмом. Вот этот слог из приведенной цитаты, вот этот соцреалистический слог - он же повсеместный был тогда у тех, кто верил в идею коммунистического государства. С одной стороны, поразительно, как лучшие умы страны не замечали, как в зоне доверия идее начинают размышлять и рассуждать в абсолютно идеалистическом ключе. С другой стороны - на самом деле, это естественное для человека состояние: довериться чему-то, и поддерживать эту идею в романтических оборотах (даже если романтика написана формально языком рациональности, и даже науки). Перечитывая записки даже пятилетней давности, я могу удивиться, как могла доверяться той или иной идее. Вот только, если бы я не доверилась ей, то не смогла бы пройти дальше. Мы всю жизнь обречены шагать по плечам атлантов.

Пятая мысль: на самом деле, он не сильно отличается в передаче мыслей от меня. Конкретный, резкий к критикам, которые не знают его дела, верящий в своё дело. Я бы много где так, как Макаренко - не выразилась бы. Но так и я выросла и самовоспиталась на совсем других традициях написания статей. Тогда было модно насмехаться свысока и стыдить, сейчас модно в ответ на критиков гневаться и насмехаться в духе метаиронии, а вместо стыда у нас призывы к осознанности через дебри всяких экологичных выражений. Покритиковать можно и то, и другое - вот только Макаренко тем и гений, что многие его идеи и сейчас считываются как весьма адекватные и свежие (ссылку на статью оставлю в комментариях, ознакомьтесь, если вам такое интересно).

P.S. А страх перед коллективизацией - это страх сегодняшнего дня, не более. Шо там фигня в итоге вышла, что здесь уже получается. Только не из-за неработоспособности самой идеи, а из-за массового и усугубляющегося насилия, насаждающего режим. Мы же всё-таки не беспризорники, в массе своей.

P.P.S. Забавно знать, что от Макаренко, между прочим, государство не было в восторге, и чудом его не пережевало (или пережевало, ведь до НКВД и некоторых жизненных изменений дело таки дошло, но формально репрессиями они не считаются). Вот такая история, от которой я хохочу внутри себя, как дурак.

Показать полностью

Почему мы поступаем так, как поступаем

Почему мы поступаем так, как поступаем Психология, Психотерапия, Когнитивно-поведенческая терапия, Проблемы в отношениях, Отношения

Я считаю, что люди поступают дисфункционально и неконструктивно, чем ухудшают жизнь себе и/или окружающим, по трём основным причинам:

• у них нет или недостаточно знаний либо практики в конструктивной коммуникации с собой и/или окружающими;

• общественная система вокруг создаёт множество ситуаций, когда дисфункциональный выбор в моменте просто экономит гораздо больше ресурса, чем функциональный - и это проблема конституции обществ (на мировом уровне);

• на них влияют разные биологические факторы: от генетических - до ситуативных гормональных.

Все эти факторы по отдельности и в разных пропорциях делают жизнь людей в той или иной степени неблагополучной - дисгармоничной в зонах психологии, физического состояния, экономики и отношений. И да - я считаю, что проблема неблагополучия сводится в первую очередь к проблеме в коммуникации с собой и/или с окружающими. Я подразумеваю под этим словом не просто возможность обмениваться информацией, а также возможность её грамотно фильтровать и эффективно использовать. Таким образом, с моей точки зрения оптимизация жизни (или построение благополучной, гармоничной жизни) - это вопрос настройки коммуникации: безопасного, комфортного и эффективного диалога с собой и окружающими. Диалога, который приводит нас к возможности свободно действовать, чувствовать, жить.

Соответственно, базовое противоядие для людей, которые чувствуют, что идут куда-то не туда:

• изучать конструктивную коммуникацию (от “Ненасильственного общения” Розенберга до “Сценарии жизни людей” Штайнера; но не одними ими);

• изучать социальную, экономическую и политическую картину мира, её персональное влияние на себя и своё окружение, а также способы облегчить себе жизнь в этих зонах;

• знать по максимуму особенности своей биологии и грамотного влияния на неё: неврологию, анатомические особенности, склонность к болезням, болезни и расстройства (физические и психические), их конкретное влияние на психику (восприятие, память, мышление, анализ, воображение, эмоции, волю), способы конструктивно решать медицинские проблемы (“Медицина для умных”, например), а также сопутствующие психические (Сапольски и “Почему мы делаем то, что мы делаем”, например).

А родительский вопрос ("это у вас потому что вас мама в детстве не полюбила"), кстати, не настолько важен в смене поведения, как принято полагать.

Если нужна помощь в освоении всего этого добра - я на связи.

Психолог Слава Шульц

Показать полностью 1

Политдлиннопост

Политдлиннопост Психология, Политика, Критическое мышление, Длиннопост

Во-первых, мне кажется, людей должно перестать удивлять, что я (и вообще психологи) включена в какой-никакой политический дискурс, и периодически болтаю об этом. С клиентом недавно разбирали: я пропагандист или нет. Я утверждала, что да - у меня есть своя идеология (основанная на сплаве моих профессиональных и личностных мировоззрениях, в частности этики и философии), и я её не только придерживаюсь, но ещё и активно продвигаю. На встречах, через социальные сети, в личных отношениях - везде, всегда. Я пропагандирую осознанное благополучие.

Клиент утверждал, что я не пропагандист, потому что мне за это не платят. "Платят", - говорю, - "Ты мне буквально платишь, чтобы я меняла твое мышление в соответствии со своим "как лучше". Чем это отличается от любой другой пропаганды?". Но он таки доказал свою точку зрения: тебе, говорит, не платят сверху. ДА И ВОТ ЭТО УЖЕ ВЕСЬМА ОБИДНО. Но в общем-то, сути дела не меняет: психолог - тоже политическое животное, и итс окэй. Любой мало-мальски развитый человек постепенно формирует сначала свою систему принципов, потом ценностей, потом философию, а затем и до этики доходит, если всё хорошо складывается. И любой человек свой набор будет отстаивать как правильный, а также включаться в дискурс, если будет слышать его критику. А в спорах, между прочим, рождается истина.

Во-вторых, я искренне считаю, что психолог не должен быть политиком и политактивистом. Как!? Да вот тут всё объяснила: https://t.me/slava_shulz/1479 . Активизм в зоне социальных проблем я считаю приемлемым, а активизм в зоне строго политики - нет. И да - в моменты, когда в государстве наступает длительный/интенсивный кризис, социалка и политика неизбежно сливаются, но давайте проведем какую-то границу: для меня периодически болтать о процессах с точки зрения психологии-социологии - ок, а агитировать придерживаться конкретных политических взглядов (любых, кроме террористических), ходить туда и не ходить сюда, платить тем и не платить этим - это не ок. Причина: я не верую ни в один институт, ни в одну власть, ни в одну идеологию, ни в один политический режим как в конечные, лучшие и стабильные.

Включая свою идеологию-этику-философию, но в свои я верю всё-таки больше, потому что у меня в ценностях опора на рациональность и логику; и, хотя я в любой момент, как и все, могу сойти с ума и начать гнать ахинею - по-моему, логично, что к себе у меня доверие выше, чем к политикам, любому аппарату власти (который неизбежно коснеет в инструментах управления при переходе от индивидуальности к коллективу; это объяснимо, но остаётся проблемой как факт), и толпам эмоционально заряженных людей, которые далеко не всегда также многомерно осмысляют свой жизненный путь и то, ч т о именно они делают. И почему.

Во-третьих, психологи уж точно одни из первых, кому бы хорошо держать руку на пульсе по политическим и экономическим процессам страны. Это буквально наша работа - адаптировать человека к тому социуму, в котором он находится. Знаю, что не многие психологи видят свою профессию под таким углом, но вообще-то - это оно. Психология была развита политикой ради политики: как заставить солдат убивать, матерей не сходить с ума и не бросать своих детей, отцов не калечить своих домочадцев, и поменьше самоубийств, пожалуйста. Всё. Всё, что дальше - про индивидуальный подход к счастью - не более чем способы изобрести как можно более витиеватые инструменты для подхода к разным психикам, чтобы... приспособить их жить в тех же условиях, что и большая часть людей. Да, жить легче и как можно более на своих условиях - но при том, сохраняясь как полезная и приемлемая ячейка общества. И это окей! Так что как раз психологи по-хорошему должны одни из первых говорить: ребят, мы чот идём не туда, народ страдает, милорд. Риски не снести головы - но ты психолог или кто, тебя что, в университете не научили должному иезуитству?

Во-четвёртых, избегать слона в комнате не соответствует, опять-таки, моим ценностям: открытость к истине, смелость идти навстречу истине, разделение хороших/полезных штук со всеми желающими, изучение картины мира, открытый и своевременный диалог о сложном. Ключевое примерно всё.

В-пятых, меня очень беспокоят две тенденции, и заметка началась с желания выписать именно их, а остальное - лишь огромный дисклеймер:

1 Многие исходно хорошие люди чот пригасились и постепенно ушли в позицию "мы ни на что не можем повлиять, а раз так - мы не будем это обсуждать и не будем об этом думать, позаботимся о сохранности своей кукушки и экономической безопасности". Вот заботиться о себе как приоритет у меня вопросов никогда не вызывало и не вызывает. А позиция "ой, не надо про политику, и так сложно" - беспокоит. В молчании сдвигаются границы, а также уплотняются и затемняются преступления. Это буквально то, что происходит сейчас. И усталость, нежелание обсуждать и быть в ключевой повестке, проявлять посильный активизм, позиция "и так всё понятно", "мы ни на что не влияем", патологический страх сделать лишнее социальное движение - идеально подходит для тех, кому эти преступления выгодны.

"А могу я делать хорошие дела тихо, а с людьми не обсуждать и открыто не активничать, потому что я устал и мне хочется комфорта и безопасности?" - уважительная причина, можно. Но надо понимать и учитывать, что чем больше тишины, тем меньше возможностей для хороших дел. Люди не кооперируются, не договариваются, не создают новые инициативы, не набирают костяки для имеющихся, не рассказывают друг другу самые важные моменты, где можно на что-то повлиять, не обмениваются информацией, как именно влиять, чтобы сохранять и проактивную позицию, и безопасность с комфортом как можно выше... И постепенно остаются только ярые активисты, смелые люди и размазанные иезуиты вроде меня - потому что привычка выбирать безопасность и комфорт доводит до социальной апатии, когда "я не я, хата не моя, приходят не за мной, и слава богу".

Да кому вообще нужна социальная ответственность?

Ну тут вкратце: любые дисбалансы в обществе неизбежно приведут к тому, что вам же рано или поздно станет хуже. Вам лично, покуда вы в том обществе, где разворачивается дисбаланс. Например, жить в обществе и под властью людей с не пролеченным ПТСР - сомнительное удовольствие, а мы как бы Уже в этой реальности. Да, негативные абстрактные изменения как будто сложно привязать и лично к себе, и к важности (по мере сил, но по-честному) поддерживать окружающих людей в балансе адекватности: ну вот, рубль подешевел - неприятно, и в отпуск не съездишь уже заграницу, но при чем тут я. А с преступлениями я лично вообще не сталкивался - о них только пишут, небось, краски сгущают только.

Отчасти - точно сгущают (говорю ж: никакой политике доверять нельзя, на мой взгляд), а отчасти - ошибка выжившего же. И солипсизм - тоже очень выгодная для преступников и преступлений позиция. А как вот лично я, Вася Пупкин, повлияю на то, какие сейчас законы и кто сейчас у власти? Лично - вообще никак, бесполезно. Даже если лично убьешь всех диктаторов мира. Тыщи книг написаны о том, как один человек НЕ меняет систему (и десятки тыщ, как меняет - любит народ сказочную романтику), а любая мало-мальски политически грамотная книга пишет про игру престолов и колесо: Старки, Таргариены, Ланнистеры, Баратеоны... Мы не можем повлиять на движение колеса - оно будет крутиться, покуда мы живём через политический строй. Но массы (по капле, но капли важны, да) могут повлиять на:

• то, кто окажется следующим на верхушке, с какими ценностями придет этот человек (на каких ценностях живут те же наследники?), какую информационную повестку будет видеть в течение многих лет, столкновение каких взглядов, чьи интересы в видимом поле, какие прецеденты яростного сопротивления, какие победы оппозиции и почему, и т.п;

• каково их (человека из масс) ближайшее окружение: насколько оно психологически здорово, проактивно, не согласно на ухудшение условий жизни, способно закладывать те же вышеописанные позитивные фундаменты, когда сложно вокруг и внутри;

• каким будет следующее поколение. Nuff said.

Сломать колесо тоже можно, но это ход джокера: обнуление всего достигнутого ранее (и негативного, и позитивного), и подброс нескольких монеток разом: кто будет дальше, мы вообще не знаем. Может, хорошие люди придут, а может, ещё хуже. Я не за этот путь.

2 Тут уже можно тоже вкратце: та же социальная апатия, только у молодых людей 18-29 лет. И даже хуже: проще поддаться обаянию единства и красоте государственных преференций, чем обдумать, за счёт чего достигаются эти блага, что конкретно хочет от них государство, что вообще происходит в политической реальности, и почему позиция "я аполитичен, меня политика не интересует" при полном (пусть не всегда сознательном, но это и хуже) контакте с политическими же активностями и преференциями - это путь в постепенное сдвижение внутренних границ в сторону нормализации происходящих насильственных процессов. "Если меня это не касается - значит, я не касаюсь этого" - к сожалению, не работает, когда речь о жизни в обществе. Не свободны мы от общества, не свободны.

"Дети свинга", "Кролик Джоджо", "Академия смерти" (2004)

. И взрослым тоже.

Свинг хайль.

Показать полностью 1
2

Рациональные нейросетки как психотерапия

Запретить лесть - да, отлично, запретить мягкие формулировки - не обязательно, можно научить говорить логично, без комплементарности, но при этом спокойно и не агрессивно, не холодно.

Но концепт великолепен, и он может быть ОТЛИЧНОЙ практикой для тех же тревожных и/или депрессивных пирожков. Я бы прям давала задание курсом там сидеть, и днями проверять всё подряд на предмет своих убеждений о себе и о мире.

А пока в массовое пользование не выпущено - можно запрашивать у имеющихся нейросеток такой промт и рационалить вовсю. И постепенно начать получать кайф от того, какая реальность на самом деле не тревожная, если убрать из неё компонент безоснавательной автоматической веры в свои страхи.

Психолог Слава Шульц

Подписывайтесь, буду подкидывать всякое.

Показать полностью 4

Про эмоционально незрелых

В жизни всё посложнее, чем "или-или", а также портрет человека редко состоит из преимущественно темных красок (поведение в какой-то период может ими окраситься вполне), поэтому часто нам чертовски сложно осознать вовремя, где всё совсем плохо, а где можно и доброту с толерантностью проявить (и сколько). Но этот ликбез великолепно показывает суть: что бывает, когда...

Патологическая неспособность конфликтовать - вот в чем суть. Только "бей", "беги", "замри" или "подружись" (к вам ластились люди, как навязчивые коты, а потом вы ВНЕЗАПНО обнаруживали себя в ситуации, где вас обвиняют во всех смертных грехах и попутно обесценивают по самому больному? это оно, последнее в списке). Как и сказано, конфликт воспринимается исключительно как нападение. Очевидно, другого опыта мало, или он навязчиво, травматично не присваивается: нет доверия безопасным ситуациям и людям, и в какой-то момент жизни человек ошибочно возвел себе это в принцип. Результат - интериоризация не происходит. То есть, сколько добра и толерантности не проявляй, человек будет видеть всё через зеркало тролля: в худших интерпретациях мотиваций.

Нет доверия - нет нового опыта, нет нового опыта - нет расширения эмоционального диапазона. Человек замыкается в своей системе, не редко обращаясь к защитам типа самосбывающегося пророчества ("люди злые" - *демонстративно не доверяет людям, обижает их по принципу "не заслужили, злые* - *люди: реагируют конфликтами и дистанцией* - "да, люди злые!"). Прошу обратить внимание, что в этой ловушке можем оказаться мы все в любой момент. Это происходит не только у каких-то с детства патологичных людей с тяжёлым детством - это вполне может быть реакцией на любую травму, а также быть не повсеместным, а зонированным. Снова пример: человек может быть отличным другом, и одновременно считать, что здоровых романтических отношений в принципе не существует, подходить к ним цинично пользовательски. Правда, чаще всего значительный перекос в каких-то взглядах в 80%+ случаев будет говорить о том, что человек - шкатулка Джокерушка: в любой момент эта же ненормативная агрессия может быть повернута в вашу сторону. Просто под каким-то другим предлогом.

Короче. Эмоциональная незрелость в виде принципиального отказа от благоразумной доброты, неспособности нейтрально говорить о потребностях друг друга, патологического недоверия - это то, что разрушает жизнь минимум двоих людей. Берегите себя - и субъекты заметки, и их попутчики. И не забудьте вовремя остановиться.

Психолог Слава Шульц

Показать полностью 6
Отличная работа, все прочитано!