
FussyViewer

С чего начать создание мира
Некоторые писатели думают: легко создавать беллетристику, каждый может придумать собственную реальность, вместо того что бы изучать, как работает наша. Но создавать мир не чуть не проще, чем писать рассказ, ведь легко выплёскивать эмоции на бумагу, но трудно создать то, что читатели посчитают правдоподобным и увлекательным. Вот почему беллетристы придумали собственное ремесло — «построение мира».
Миропостроение это симбиоз нашей вселенной с тем, что предположительно существовало бы, будь наша реальность слегка другой. Ни одна статья о построении мира не отдаст должное ремеслу. Можно исследовать его всю жизнь и несмотря на это останутся тысячи вопросов без ответов.
Специализированные статьи наиболее полезны для энтузиастов миропостроения. Тем не менее, новичкам нужна общая картина. Почему создание мира важно? С чего начать? Каких подводных камней ожидать?
Зачем создавать мир
Каждый, кто пишите беллетристику, создаёт миры. Это можно делать ненамеренно, но как только вы выражаете в своём творении то, что не соответствует известной реальности - вы создаёте новый мир. И совершенно не важно, какое расхождение с реальностью показывать: будь то высокая магия или всего лишь добавление несуществующего городка в штате Мэн. Аудитория будет смотреть на всё, что вы пишите через призму вымысла, и каждый представит определённую модель мира.
Представления о мире могут либо усилить, либо лишить аудиторию удовольствия от прочтения. Если вы скажете, что каждый в вашем мире может телепортироваться, а затем заставить персонажей идти пешком без дальнейших объяснений, аудитория будет страдать от противоречия. Вместо того, чтобы думать об опасностях, которые могут повстречаться персонажам в "Шепчущем лесу", аудитории будет задаваться вопросом, почему они вообще ходят? Почему создания, которые способны телепортироваться, вообще умеют ходить? Так происходит, когда рассказчик создаёт мир как случайность или запоздалую мысль. К счастью, такие ошибки легко предотвратить, если думать о мире как о отдельном творении.
Написанная на коленке вселенная, скорее всего разочарует читателя, но проработанная вселенная добавит сверх того, что может предложить сюжет. Большая часть беллетристики популярна в основном из-за захватывающих миров. Поэтому затраты времени и идей на создание мира даёт произведению больше шансов попасть в список бестселлеров.
Мир первичен VS Сюжет первичен
Беллетристы по-разному подходят к написанию рассказов. Кому-то нравится сначала создавать большой и сложный мир, а только потом придумывать сюжет. Другие сначала придумывают сюжет и лишь за тем создают мир, который бы идеально соответствовал истории.
Многие всемирно известные писатели тратят огромное количество времени на создание целых планет с разными культурами на каждом континенте. Вселенные такой величины, становится хорошим основанием для создания серии романов, но могут стать слишком громоздкими для коротких рассказов. Заманчиво добавлять особенности мира в историю, чтобы показать в какой реальности живут персонажи. Однако это может излишне перегрузить сюжет, что сделает историю слабее из-за недостатка динамики.
Миры, созданные на основе заранее написанного сюжета менее детальны, но также менее склонны отвлекать внимание от повествования. Такой мир в полной мере будет дополнять историю, хотя написание незапланированных продолжений оказаться сложной задачей. Этот метод также позволяет создать мир, в котором больше внимания уделяется определенной атмосфере.
Если вас вдохновляет идея создания миров, лучше начать с первого метода. Если у вас уже есть сюжет, построение мира позволит двигать историю вперёд.
Сеттинг мира
В независимости от того, что вы ставите на первое место, мир должен служить определённой цели. Что бы создать целостную и интересную вселенную, нужно заранее обозначить, какой она должна быть, знать концепцию или высокую тему мира. Приведу три простеньких примера:
- Мир, где люди - крошечные марионетки не способные понять те высшие силы, который властвуют над ними.
- Мир, который воплощает бесконечное разнообразие в бесконечных сочетаниях.
- Мир, в котором размыта грань между биологией и технологиями.
Сильная концепция не оставит аудиторию равнодушныной, создаст нужную атмосферу и глубже раскроет идею сюжета. Когда мир и сюжет работают на одну идею, создаётся впечатления чего-то более целостного и захватывающего.
Как только появится концепция, нужно обозначит основные черты мира. Если хотите воплотить реальность, в который нет разницы между биологией и технологиями, можно упомянуть о способности синтетиков размножаться, или о корпорациях, которые продают напечатанные части тела на свободном рынке. Так же дело обстоит с теми чертами, которые нельзя допускать в ваш мир. Если хотите, чтобы персонажи носили мечи после индустриальной революции, стоит чётко обозначит с чем это связано.
Чем раньше задумаетесь о важных особенностях, тем легче будет их реализовать. В вашем мире, как и в реальности всё должно быть связанно и, если какой-то элемент упустить, будет неприятно бросать всё на пол пути и начинать по новой. В таких ситуациях нужно либо всё переосмыслить, либо внести изменения, чтобы новый элемент казался правдоподобным.
Основные пункты в построении мира
Создание совершенно новой реальности может быть ошеломляющим, особенно для вне земных миров. Что бы упростить задачу, разобьём построение мира на три пункта, которыми можно заняться по отдельности.
Магия и Технологии
Хотя технологии и/или магия (техномагия) - технически небольшая часть построения мира, она занимает ключевое место. С одной стороны, аудитории интересно узнавать об этих вещах что-то новое. С другой - они оказывают огромное влияние на развитие сюжета. Техномагия определяет, насколько легко персонажи будут разрешать конфликты сюжета.
Небрежно проработанная техномагия крайне вероятно станет источником дыр в сюжете. Может быть по-настоящему заманчиво внедрить сильное заклинание или некую передовую технологию, однако в следствии этого, препятствия на пути персонажей могут стать слишком лёгкими и даже скучным. Вот почему настолько важно сразу определить, насколько мощна техномагия. Со временем, всё глубже погружаясь в построение мира, вы поймёте: чем более ограничена магическая система или технологии, тем сильнее сюжет.
Лучшее, что можно сделать для мира завязанного на техномагии — это ограничить как магию, так и технологии, насколько позволяет сюжет. Затем продумайте, как общество использовало бы эти достижения науки/магии, и как благодаря им изменилась бы повседневная жизнь.
Физическое воплощение мира
Подумайте о том, как выглядит ваш мир. Это альтернативная Земля, огромная галактика, в которую входит Земля, или какое-то другое место, где никто раньше не слышал о Земле? Если вы любите астрономию, мечтаете об альтернативных обитаемых мирах, с кольцами на орбите или о таких, что вращаются вокруг множества звёзд, то непременно стоит начать с места среди звёдз. Если любите биологию, интересуетесь эволюцией - стоит заняться созданием невообразимых существ и рас.
Не дружите с науками? Тогда проще всего предположить, что в вашем мире есть планета, очень похожая на Землю. Это особенно подходит для жанра фэнтези. Аудитория не удивится, если в вашем мире герой будет передвигается на лошади, даже если в небе при этом две луны. Научная фантастика требует более детальной проработки и научной строгости. Тем не менее, всегда можно немного сжульничать: скажите, что формы жизни в вашем мире произошли от жизни на Земле.
Рано или поздно понадобятся географическая карта мира, иначе многие аспекты могут вылететь из головы. Создание хорошей карты требует базовых знаний в географии. Нужно понимать, что горы образуются только на стыке тектонических плит, а реки не должны течь вверх.
Общество
Часть миропостроения, которой чаще всего пренебрегают. Нельзя забывать, что это одна из самых явных черт мира, которая делает его непохожим на остальные. И это не сложно включить в сюжет. Скорее всего вашему герою придётся отправиться в путешествие, в течение которого он будет встречать других персонажей, говорить на определённые темы и замечать определённые вещи. Всё это должно быть отражением его культуры: как он видит этот мир и что для него в этом мире важно.
При создании культуры есть две распространённые ошибки:
- Создавать культуру случайно. Нельзя просто взять гендерные роли или религию, которые покажутся забавными, если хотите, чтобы это звучало правдоподобно для аудитории. Культура является результатом долгой истории общества, борьбы за власть и выживание. А значить у культуры тоже есть логика.
- Оставлять культуру нетронутой. Если сюжет разворачивается в будущем, будет странно, если у всех будут такие же культурные особенности, как у людей сегодня. Уберите привычные рукопожатия и замените их другим жестом. Забудь эти белые свадебные платья, может быть, через четыреста лет люди не будут женится. Но не забудьте объяснить, с чем такая эволюция связана. Как работает общество, зависит от вас, и, если ваш мир отличается от нашего, значит и культура будет совершенно другой.
Последствия, последствия, последствия...
Это самая сложная часть создания мира, но и самая интересная, как для писателя, так и для аудитории. Достаточно просто сказать, что в вашей вселенной есть некая особенность: драконы или варп-двигатели, но гораздо сложнее представить, как эта особенность повлияет на этот мир.
- «Артемида» Энди Вейра разворачивается на лунной колонии. И Вейр описывает, как из-за низкой лунной гравитации расстояние между ступенями на обычной лестнице достигает метра в высоту. Люди могут прыгать гораздо выше, так зачем им обычные ступени?
- Добавляя в средневековый сеттинг такие способы осады как пушки или драконы, подумайте так ли нужны в этом мире замки. Ведь если существуют магия или технологии такой силы, у людей не останется причин строить дорогие укрепления, которые разрушаться ещё до начала полноценной осады.
- Если некая группа людей владеет магией или технологиями, которых нет у других, они не станут притесняемым меньшинством. Ведь то, чем они владеют, делает их гораздо сильнее большинства. А большинство притесняет только слабое меньшинство.
Можно сказать, что никто и внимание не обратит на такие мелочи, и что всё это придирки, но нет никаких сомнений в том, что такая степень продуманности делает мир гораздо правдоподобнее. Продуманность не только закроет дыры в сюжете, но и подтолкнёт к созданию ещё более детальной и уникальной вселенной.
Создание мира не обходятся без политики
Вы вероятно догадываетесь, что не одна история не обходится без определённых идей, заложенных автором. Точно так же обстоят дела и с миром. Каждый выбор, который создатель делает для мира, несёт в себе определённые ценности. Автор, пытающийся игнорировать последствия написанного, просто заложит в произведение сообщения, о которых он и не думал, а уж тем более не намеревался включать в историю. Лучшее, что мы можем сделать, — это заранее смотреть в подтекст вашего сюжета и мира, и хорошенько обдумать какие идеи стоит включать в повествование, а какие нет.
Поскольку построение мира может быть связано с наукой и идеями, которые основаны на фактах или являются чистейшей выдумкой, рассказчики могут поддаться искушению думать, что их мир является политически нейтральным. Но на самом деле миры часто делают даже более сильные заявления, чем истории, изложенные в них.
В качестве примера возьмём серию «Колесо времени». В мире Колеса Времени мужчины лучше владеют магией, но не могут использовать её в таких группах, как женщины. Автор этой серии, Роберт Джордан, возможно, намеревался просто создать забавную магическую систему. Но при этом сделал заявление о том, что присуще мужчинам и женщинам. Если бы он сделал персонажа-мужчину в своих рассказах сильнее в магии и одновременно менее отзывчивыми, читатель мог бы сказать, что это просто черты характера отдельного персонажа. Но он встроил эту особенность в сам мир.
Сюжет и персонажи не сотрут присущие миру идеи. Независимо от того, насколько сильны женщины из серии «Колесо времени», это не изменит утверждение Джордана о том, что они не равны мужчинам. Независимо от того, насколько дружелюбны мужчины из серии «Колесо времени», это не изменит утверждение Джордана о том, что они по своей природе менее социальны.
Так что думайте о том, что создаёте. Если есть сомнения, проведите проверку фактов. Идеи на бумаге, изложенные на основе очевидных заблуждений, никак не оправдать незнанием.
Тщательно продуманный мир является священным Граалем для энтузиастов миропостроения, однако всегда существует угроза перегрузить произведение. Короткие рассказы могут разбиться под тяжестью уникальной и сложной вселенной. Если вам не нравится миропотроение, не нужно превращать его в масштабный проект. Потратьте немного времени на исследования, критическое мышление и заметки о тех аспектах мира, которые важны. Заранее постройте мир, подходящий для сюжета, иначе вы рано или поздно столкнётесь с тем, что не мир определяет поведение персонажей, а персонажи определяют поведение мира.
___________________________________________________________________________________
Вольный перевод статьи с Mythcreants.com
Оригинал - Getting Started With Worldbuilding
Клише для Чайников: Пенсирония
- У вас совсем не осталось денег на жизнь.
- Ну, знаете, как это происходит у копов. Меня в любом случае подстрелят за три дня до пенсии. В нашем деле мы называем это "пенсиронией".
- А что если не подстрелят?
- Что за ужасные вещи вы говорите? Только посмотрите, вы довели мою жену до истерики!
- Симпсоны
Такая вот комбинация пенсии и иронии. Пенсирония - подлый братец смертельной семейной фотографии и ещё один способ вызвать у аудитории сожаление из-за смерти персонажа, при этом не дав ему и 10 минут экранного времени. Любой персонаж с опасной работой, отправляющийся на своё последнее задание, просто обречён пасть смертью героя от рук "пенсиронии".
Клише так же известно как "Последнее задание" и приминается в основном к второстепенным персонажам из которых не хотят делать пушечное мясо. Шаблон применим к любому последнему чему-либо. Будь то поход римского легионера, после которого он обязательно вернётся к супруге (спойлер: не вернётся). Или не дающее покоя дело десятилетней давности, из-за которого детектив на пенсии вновь берётся за работу.
___________________________
Интерпретация статьи - Retirony
Клише для Чайников: Избранный
Что тут сказать? Ты избранный... И это фигово, уж поверь.
- Дин, "Сверхъестественное"
Юный персонаж (по умолчанию: сын/внук/племянник фермера) был избран некой высшей силой (по умолчанию: пророчество), так что теперь только он способен разрешить основной конфликт (по умолчанию: спасти мир).
Если в пророчестве говорится про древнее зло, которое почему-то именно в этот момент решило пробудиться, тогда ожидайте длинное приключение, в конце которого избранный побеждает финального босса и обретает себя. Либо финальным боссом становятся его бывшие союзники, а сам избранный становится древним злом.
Из-за частого и повсеместного внедрения, данный шаблон обзавёлся огромным количеством обвесов. К примеру, у избранных часто встречаться метка судьбы в виде родинок. Иногда "избранным" может стать целая группа людей или народ. В некоторых случаях, избранность оправдывают тем, что отец этого фермерского пацана был великим героем в прошлом или избранный родился просто в нужной доме, династии, в правильную фазу луны, в правильном месте, в правильную минуту, секунду и тд.
Плохо, когда избранного тащат весь сюжет наставники и союзники, которые дохнут как мухи, в отличии от героя. Ведь обычно, он ничего не знает и ничего не умеет. Но хуже всего, когда рассказчик так и не удосуживается поведать аудитории, что же такого особенного в нашем избранном, оставляя его пустышкой.
К счастью, данный шаблон может использоваться и во благо. Думаю многие его заметили в "Игре престолов". Станнис Баратеон является номинальным избранным в первых сезонах, который вечно говорит о том, как отстойно быть избранным. Но, в отличии от большинства халтурных работ, сюжет данной линии двигается только за счёт фанатичной веры Станниса в свою избранность, а не просто потому что так предначертано.
Пустые Персонажи Штампуются Слишком Пустыми?
Кто-то ненавидит их. Другие поливают грязью. Но никто не может отрицать, что они действительно популярны. И если вы используете пустых персонажей в своих работах чтобы ублажить толпу, значит ли это, что вы пишите "туалетное чтиво"?
Скажите, кем ваши пустые персонажи являются в начале истории?
Их можно назвать, как "каждый" или "пустой лист" или "молчаливый персонаж". Они достаточно посредственны. Им не хватает личных качеств, за которые мы так любим выдуманных героев.
Если вы начинающий писатель, то у вас есть все шансы создать пустышку и даже об этом не знать. Взгляните на него и задайте себе вопрос: что же он такого делает в истории, за что бы вы никогда не взялись? Если такой вопрос вводит вас в ступор, скорее всего вы создали идентичную копию себя.
Гарри Поттер:
Он обычный. Достаточно обычный, что бы аудитория могла представить себя на его месте. Несмотря на эмоциональную травму от жизни у тётки, он ведёт себя уверенно, даже в ситуациях где большинство людей как минимум нервничает. Он хорош в учёбе, но не так хорош как Гермиона. Он нарушает правила, но только в благих целях.
Белла:
Воображаемая замена для женской аудитории. Она симпатична в фильмах, но в книгах она далеко не красавица. У неё обычные подростковые проблемы, но их так много и они так не существенны, что это больше походит на нытьё. Единственная её отличительная черта - неуклюжесть. В результате, все, кто не может ей сопереживать, находят её крайне раздражительной.
Как-он-выглядит
Он не знает как вести себя с девушками. У него нудная и бессмысленная работа. Скорее всего, он хочет променять свою рутину на приключения. Когда перед ним возникает злодей, он принимает вызов без колебаний, потому что он обычный парень, который просто принимает правильные решения. Когда мир катится к чертям, он спасает всех своей храбростью.
Неужели пустые персонажи настолько плохи?
Да. Сильные и запоминающиеся персонажи должны выделятся. Это означает иметь уникальные, определяющие персонаж, особенности, которые и будут разницей между ним и другими персонажами. Если с этим всё в порядке, значит и персонаж больше не пустой.
И тут нужно уточнить. Пустышка не станет уникальной, если вы скажете, что персонаж ненавидит брокколи. Мы все знаем, что существуют овощи и вкуснее. Но если ваш персонаж начнёт с одержимостью скупать с прилавков брокколи только что бы потом их выбросить в мусор, то он уже не пустой.
Но аудитория сопереживает им, так?
Собственно поэтому книги с пустыми персонажами так популярны. Они привлекают широкую публику, потому что люди легко воображают себя в их шкуре. Пустота сразу же заполняется всем, чем только читатель представит. Такой подход делает пустых персонажей крайне эффективными в видеоиграх - игрок выбирает действия для ГГ, что позволят сблизиться с персонажем ещё больше.
Людям нравится смотреть за тем, как протагонист преодолевает препятствия. А если персонажа ещё и можно ассоциировать с собой, то очень вероятно интерес зрителя останется до конца истории. А это уже не мало. Но если персонаж пустой и не вызывает сопереживания. Тогда пиши пропало.
Удостоверьтесь, что он вызывает сопереживание:
- Сделайте его главным героем или помощником протагониста, как Ватсон. Читатели уже настроены идентифицировать себя с такими персонажами и догадываются о чём он думает, потому что у самих возникают вопрос: "Как Шерлок это понял?". Но если сделать пустым второстепенного персонажа, он не вызовет ничего кроме скуки.
- Его самой выделяющийся чертой должно быть достоинство, а не изъян. Выберите то, что понравится большинству и то, чего большинству не хватает. Храбрость - идеальный вариант. В таком случаи пустой персонаж по крайней мере не будет раздражать. Ведь мы хотим Гарри, а не Беллу.
Ну так я могу добавить пустого персонажа в историю?
В них много минусов, и зритель попросту устал от них. Но с другой стороны, пустые персонажи в правильных руках могу дать зрителю захватывающий опыт. Поэтому сложно сказать однозначно. Но если вы всё таки решились на такой шаг, стоит помнить, что добавление пустого персонажа должно быть осознанным выбором, а не случайностью.
_________________
Вольный перевод.
Источник - Are Blank Characters Too Blanking Blank?