Семейный альбом ацтеков - часть 2

Мужчины, как мы помним, женились в возрасте 20-22 лет. Женщины же выходили замуж в возрасте 15 лет, а иногда и раньше. Ацтекское общество ожидало, что женщина в замужестве будет трудолюбивой, опрятной, способной на кухне и прекрасной хозяйкой, хранительницей очага.

Семейный альбом ацтеков - часть 2 Семья, Ацтеки, Беременность, Роды, Мезоамерика, Обряд, Длиннопост

Мать и её помощница ухаживают за новорождённым. Одна из них, видимо, рассказывает ему сказку - а до сказки нужно через многое пройти / Флорентийский кодекс

Но самой важной социальной ролью ацтекской женщины была роль матери. Рождение новой жизни заслуживало такого же уважения и почестей, как мужественный воин на поле боя. Считалось, что дети живут на небе, на 13-м и самом высоком уровне. Там, в хранилище нерождённых душ, они ждали, пока боги не решат поместить их в живот мамы. А мать – это воин, как бы захвативший пленника (своего ребёнка) у богов.

Деток родить - не веток сломить

Рождение детей – важнейшее событие в жизни ацтекской семьи. Как и любое событие в жизни ацтеков, оно не обходится без растекания мыслию по древу. Когда женщина беременела, её семья устраивала "праздник радости и горя", где в том числе произносились речи. Радость в том, что такая драгоценность снизошла в утробу женщины прямиком от богов. Горе связано с неизвестностью того, как беременность пройдёт и чем завершится. Старики обязательно рассказывали младенцу (который ещё не родился!) о предках, а также предупреждали о муках жизни и тех опасностях, которые их ждут. Поэтому ребёнок входил в этот мир уже зная, что такое страдание и боль.

Но от теории до практики рукой подать – дети огребали за любые отклонения от нормального поведения. В наказание их кололи шипами агавы или заставляли дышать дымом от горящего чили. А вы говорите, ремень.. Родители очень серьёзно подходили к воспитанию будущего образцового гражданина – сдержанного, скромного, рассудительного, стоического, мужественного и, прежде всего, покорного. Но о воспитании – в следующий раз, а сейчас поприсутствуем на рождении нового человека...

Основное действующее лицо в вопросах родов (после матери, конечно) - это повивальная бабка, или акушерка, называемая тламаткитиситль (tlamatlquiticitl, а где-то просто тламатки). Она, что называется, предоставляла услугу "ребёнок под ключ" с полным сопровождением: помогала до, во время и после родов, проводя все необходимые ритуалы. Акушерки пользовались большим уважением, ведь у них был ценнейший опыт в таком ключевом событии в жизни семьи и общества. Они даже носили серёжки из бирюзы, а это ну очень почитаемый камень у ацтеков.

Семейный альбом ацтеков - часть 2 Семья, Ацтеки, Беременность, Роды, Мезоамерика, Обряд, Длиннопост

Вот так в Кодексе Мендоса рукой неизвестного автора (возможно, врача) описываются функции повитухи / Кодекс Мендоса

Во время беременности акушерка поддерживала женщину морально, следила за её самочувствием, делала ей массаж живота, подготавливая к родам. Кроме того, повитуха занималась домашними делами вместо беременной женщины: готовила, убирала и т.д.

Семейный альбом ацтеков - часть 2 Семья, Ацтеки, Беременность, Роды, Мезоамерика, Обряд, Длиннопост

Акушерка делает массаж своей пациентке / Флорентийский кодекс

Повитуха, конечно же, давала советы. В первую очередь, беременной женщине нельзя переживать и испытывать сожаления и любой стресс – всё это отразится на ребёнке. Среди верований наиболее необычными мне показались эти:

  1. Нельзя жевать жвачку (tzictli), а то ребёнок родится с заячьей губой или ртом как у ольмека, а ещё и с нёбноглоточной недостаточностью: короче, не сможет кормиться грудью и умрёт.

  2. Нельзя гулять по ночам - ребёнок родится плаксой. Если всё же приспичило, то нужно захватить лекарственный корень в лоне или немного пепла из домашнего очага.

  3. Нельзя смотреть на цветные предметы - ребёнок не сможет родиться головой вперёд.

  4. Нельзя кушать землю и мел (!), иначе ребёнок родится с дефектами тела – ведь всё, что ест мать, ест и дитя.

Отцу ребёнка от повитухи тоже "доставалось": если он решил пройтись ночью и вдруг увидел призрака, то у ребёнка будет больное сердце. Отцу нужно было держать некий корень в паху. Если этого не сделать, то ребёнок родится с наростами на спине или в паху. В общем, «не выходи из комнаты, не совершай ошибку», но эта система верований была направлена на всевозможную защиту ребёнка.

Важную роль играла баня - темаскаль (temazcalli - буквально "дом, в котором потеют"), которую повитуха устраивала для беременной, особенно после того, как отойдут воды. Внутри акушерка аккуратно разминала живот женщины с помощью рук, тёплого пара и трав.

Семейный альбом ацтеков - часть 2 Семья, Ацтеки, Беременность, Роды, Мезоамерика, Обряд, Длиннопост

Изображение темаскаля, мезоамериканской бани. Лицо над входом - богиня Йоуальтиситль, покровительница темаскаля. С ней мы ещё встретимся далее / Кодекс Мальябекки

Во время родов вокруг женщины собирались все члены её семьи. Они поддерживали её в этом болезненном процессе разрыва "драгоценного ожерелья" или "пера кетцаля", как нежно называли новорождённых, с утробой матери. Перед входом в дом женщины они наносили пепел на кожу, особенно на колени – чтобы ребёнок не был хромым. В пепле в этот момент были даже груднички в колыбели. Целых четыре дня поддерживали огонь в доме – как символ важности ребёнка для всего ацтекского общества.

У знатных людей всё проходило как подобает элите: чем богаче семья, тем больше гостей они принимают у себя по случаю рождения. Иногда люди приходили за 20 дней до предполагаемой даты рождения. Гости в соответствии с их статусом дарили подарки: накидки, ткани. Само собой, были и угощения.

Акушерка обладала глубокими медицинскими знаниями: давала настойки трав – например, для схваток или, если не помогает, для мгновенных и порой болезненных родов (настойка хвоста опоссума). После рождения ребёнка повитуха произносила речь новорождённому, предупреждая об опасностях и горестях жизни. Она говорила:

«Добро пожаловать в этот мир, любимый мальчик/любимая девочка, драгоценный камешек, красивое пёрышко! В мир, где живут в работах и тяготах, где чрезмерная жара сменяется ледяными ветрами, где нет ни удовольствия, ни радости. В мир, полный забот и рутины. Мы не знаем, много ли ты проживёшь в этом мире. Доживёшь ли до знакомства со своими бабушками и дедушками, как и то, доживут ли они. Мы не знаем, какая судьба тебя ждёт

»...

и ещё много разных "мы не знаем".

Ого, а откуда вообще известно, что конкретно говорила акушерка?! Речи на разные случаи жизни (как и верования о том, что можно, а что нет) и очень много чего ещё скрупулёзно записал испанский миссионер Бернардино де Саагун в своей книге "Общая история о делах Новой Испании" - её же называют Флорентийским кодексом, иллюстрации из которого украшают эти статьи про семью.

Семейный альбом ацтеков - часть 2 Семья, Ацтеки, Беременность, Роды, Мезоамерика, Обряд, Длиннопост

Оригинал книги XVI века в электронном виде: конкретно здесь написана речь приветствия ребёнка повитухой / Флорентийский кодекс

Окончив речь, она перерезала пуповину с новой речью – на этот раз о роли мужчин и женщин. Призывая усердно трудиться в своём будущем деле, она не просто перерезала пуповину – проводила ритуал и с ней! Если родилась девочка – закапывала пуповину у очага и молилась, чтобы девочка выросла хорошей швеёй или одарённой поварихой. Считалось, что так девочка не убежит из дома. Если рождался мальчик – несла пуповину на поле боя, закапывала там и молилась, чтобы он стал отважным воином.

Затем акушерка ритуально купала ребёнка, и во время купания молилась богине воды Чальчиутликуэ, передавая судьбу ребёнка в ведение божественному.

Семейный альбом ацтеков - часть 2 Семья, Ацтеки, Беременность, Роды, Мезоамерика, Обряд, Длиннопост

Флорентийский кодекс

Повитуха говорила ребёнку:

«Приди к матери твоей, богине воды Чальчиутликуэ! И да примет же она тебя и омоет. И да очистит она тебя от всех нечистот, полученных тобой от твоего отца и твоей матери. И да очистит она твоё сердце, сделав его добрым и чистым. И да наградит она тебя хорошим поведением и добрым нравом».

После купания ребёнка присутствующие переходили к обмену речами. Повитуха благодарила родственников, они тоже ей отвечали. Во всех речах обязательно превозносилась мать, а её новорождённое дитя бесконечно сравнивали с драгоценным ожерельем, драгоценным камнем, редкой красоты пером. Речи произносились действительно без конца. Саагун даже пишет, что в традиции были обязательные фразы типа «Я боюсь истязать вас, ваши головы и ваши животы», которыми оратор как бы извинялся за свою длинную речь. Но после этих фраз он продолжал заливать с новой силой.

С именем Иван, без имени болван

Отец семейства посылал за жрецом-предсказателем – тональпóуки, tonalpouhqui. Тот приносил Книгу Дней – тоналамáтль, tonalamatl, в которой искал знак дня рождения ребёнка и тресену, на которую этот день приходится.

Тресена – это ацтекская неделя из 13 дней. В ритуальном году 20 таких недель, что в сумме даёт 260 дней. Есть версия, что 260 дней соответствует продолжительности беременности.

Каждый знак дня несёт свой набор космических сил, влияющих на всю жизнь человека. Если день рождения считался удачным, то можно было переходить к церемонии именования. В противном случае жрец упражнялся в изобретательности и искал благоприятный день той же недели (тресены) среди четырёх ближайших дней. Таким образом предсказатель как бы получал некоторый контроль над неуправляемыми по сути космическими силами. Не то, чтобы знак дня рождения предсказывал судьбу человека – он скорее давал некоторые указания. В знаке дня уже были заключены черты характера, которыми обладает ребёнок.

Семейный альбом ацтеков - часть 2 Семья, Ацтеки, Беременность, Роды, Мезоамерика, Обряд, Длиннопост

Флорентийский кодекс

«Горе тем, кто родился в день "8 Смерть" или "9 Олень"! Все, кого "8 Смерть" встретит в жизни, будут знать, что он злой, наглый, порочный и безумный, окружён грехом и развратом» и далее по тексту. В таком случае купание откладывали до дня "10 Кролик". Только вот люди, встречающие человека по имени "10 Кролик", подозревали - наверняка это "8 Смерть" пытается выдать себя за другого.

Наконец, проводился заключительный обряд перехода новорождённого в этот мир - церемония именования, которую проводила повитуха. Эта церемония состояла из двух частей: ритуальное омовение ребёнка и собственно нейминг (ладно, присвоение имени).

Дело было на рассвете во внутреннем дворике. На петате (тростниковую циновку) ставили тазик с водой, а рядом клали предметы. Мальчикам - маленький лук и 4 стрелы (по одной на каждую сторону света), лежащие на «щите» в виде лепёшки из амаранта. Также могли положить инструменты плотника, писца, гончара – смотря чем семья занималась. Девочкам клали предметы для прядения, плетёные корзинки.

Семейный альбом ацтеков - часть 2 Семья, Ацтеки, Беременность, Роды, Мезоамерика, Обряд, Длиннопост

Кодекс Мендоса

Использование предметов в церемонии купания новорождённого определяло его половую принадлежность. От мальчиков ждали, что они станут воинами и/или будут заниматься тем, чем занимаются их отцы. От девочек ждали, что они станут хозяйками и будут заниматься домашними делами: воспитание детей, готовка, стирка, прядение, уборка.

Повитуха начинала свою четырёхчастную речь и говорила мальчику:

  1. «О, орёл! О, ягуар! О, отважный воин! Ты вошёл в этот мир, посланный твоими отцом и матерью, великим богом и великой богиней! Ты был создан и рождён здесь, в своём доме, месте всемогущих богов, великого бога и великой богини. Всё это милость вездесущего Кетцалькоатля! А теперь приди к своей матери, богине воды Чальчиутликуэ!».

  2. После этого прикасалась мокрыми пальцами к губам ребёнка со словами «Прими же эту воду! Воду, с которой ты будешь жить на этой земле, которая даёт нам то, что нужно для жизни на этой земле».

  3. Прикасалась к груди ребёнка мокрой рукой и говорила: «Вот божественная вода, чистейшая вода, которая моет и очищает твоё сердце».

  4. Лила несколько капель на его голову: «Пусть эта божественная вода войдёт в твоё тело, и пусть она живёт там, голубая небесная вода».

Далее она омывала всё тело ребёнка, произнося заговор для защиты от зла:

«Где бы ты ни был, тот, что сделает этому ребёнку зло, оставь его, уходи! Ведь этот ребёнок снова рождён - он снова рождён богиней Чальчиутликуэ

».

Затем повитуха 4 раза представляла ребёнка небу, брала в руки лук и стрелы и просила богов, чтобы мальчик стал отважным воином. Девочка проходила через то же самое, разве что её не представляли небу и Солнцу – ведь оно благоволит мужчинам-воинам. Вместо этого девочку укладывали в колыбель и обращались к ней:

«О, мать всего, Йоальтиситль! Эта девочка, созданная на небесах богами, вошла в наш мир, ведь её послали сюда наша мать и наш отец, великий бог и великая богиня, чтобы она терпела и выносила тяготы и заботы. Ты, её мать, прими же её! Прими её, наблюдай за ней и убереги от зла!

»

И вот здесь дело доходило до имени. Имя человека соответствовало дате рождения - рождённый в день "2 Обезьяна" будет обладать этим именем. Только получается, что у нас всего лишь 260 имён на многотысячное население - проблемка. Можно было бы назваться полным ФИО "Кетцалькоатлев Два-обезьяна Три-домович", но ведь у ацтеков не было ни фамилий, ни отчеств.

На помощь приходит "второе имя", или прозвище. Наверняка многие слышали имена североамериканских индейцев вроде "Сидящий бык", "Пикирующий орёл" или "Танцующий с волками" - так и здесь. Прозвище было связано с личными чертами человека, а также с животными, птицами, цветами и природными явлениями. На выбор имени влияли и боги-покровители дня рождения и тресены, в которую этот день входит. Также часто имена переходили от деда к внуку. К примеру, тлатоани Тескоко Несауáлькойóтль ("Постящийся койот"), известный своей поэзией, также зовётся "1 Олень" – по дню его рождения. "Постящийся койот" он выбрал себе позже сам.

После этого наблюдающие за процессом дети дружно кричали имя новорождённого, а потом в меру возможностей семьи проводился пир. Сам же ребёнок лежал в люльке около очага головой к огню – так согревалась его душа, тоналли.

Кто родится - кричит, кто умирает - молчит

Иногда случается страшное. Если женщина умирала во время родов, её чтили как павшего воина. Её называли мосиуакéтцке, mocihuaquetzque - "отважная женщина". Одновременно с этим она становилась сиуатетео, cihuateteoh, или "божественной женщиной", и вместо Миктлана и его 9 уровней уходила к Солнцу, сопровождая его по небосводу.

Тело женщины мыли, особое внимание уделяя волосам, одевали в лучшие одежды. Муж нёс тело своей жены к храму для погребения. Даже в этом событии ацтеки находили место для социальных взаимодействий. Мужа сопровождали пожилые женщины и повитуха. Они несли мечи и щиты и издавали воинственные крики, а ученики тельпочкалли пытались тело женщины отобрать (о причинах ниже). И летописец Саагун специально отмечает, что пытались не в шутку, не в игровой форме – по-настоящему! Похороны в сопровождении речей акушерки происходили на закате, после чего четыре дня муж и его друзья охраняли тело.

Пытались отобрать тело? И муж его охранял четыре дня? Кому может понадобиться тело женщины! Приготовьтесь..

Муж с друзьями и повитуха не могли допустить, чтобы тело украли молодые воины. Они считали, что волосы и средний палец левой руки женщины, погибшей при родах, приносили удачу на поле боя, это частицы божественного. Воины верили, что если разместить палец и волосы на своём щите, то они будут храбрыми и неуязвимыми, а их враги будут ослеплены.

Семейный альбом ацтеков - часть 2 Семья, Ацтеки, Беременность, Роды, Мезоамерика, Обряд, Длиннопост

Флорентийский кодекс

Акушерка при осмотре женщины могла установить смерть ребёнка. Тогда она извлекала плод из утробы, перед этим расчленив его текпатлем прямо внутри матери. Слабо представляю, как физически это возможно, но так пишет Саагун. А если родные женщины были против, то повитуха закрывала женщину в комнате одну - если та погибала при родах, то происходило всё описанное выше.


Достигнув 52 лет, женщина освобождалась от любых забот по дому: она становилась пожилой и пользовалась всеобщим уважением за её советы и жизненный опыт. С высоты своего опыта она могла произносить длинные речи, а ещё она (как и пожилые мужчины) могла пить алкоголь до беспамятства.

Средняя продолжительность жизни ацтеков - где-то 40-41 год. Немудрено, что героически дожив до 52, можно было делать всё, что вздумается.

Почему 52? Считалось, что тогда человек прожил весь календарный цикл, на него оказали влияние все комбинации из 13 чисел и четырёх знаков дня.

А на этом пока всё, ребёнку нужно вырасти. Воспитывать его будем в следующей серии.

Спасибо за внимание! Если материал вам понравился, вы можете поддержать канал по ссылке. Буду очень рад вашей поддержке!


(c) mexicalli

Лига историков

13.5K поста50.3K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения