Роль переноса столицы из Рима и разделения властей по современной оценке
Данная статья относится к Категории: Политические реформы
Император Константин I перенёс в столицу Римской империи в Византию, официально переименовав город в «Новый Рим».
«Всё началось тогда, когда император Константин решил переехать. В 324 году от Рождества Христова глава величайшей империи в мире отправился на Восток. Он переместил свою столицу из Рима в Византии - старинное греческое поселение, находившееся у выхода из Босфора в Чёрное море и тотчас переименованное им в Константинополь.
Зачем же нужно было покидать Рим - легендарный имперский центр?
Константин объяснял, что сделал это «по велению Господа». С такого рода логикой спорить трудно, однако тщеславие и амбиции наверняка тоже сыграли свою роль. Константин отчаянно стремился оставить после себя великое наследие: если не победоносная война, то какой ещё способ лучше, чем воздвигнуть новую столицу? Такой ход был выигрышным и в политическом плане. Константинополь находился ближе к крупным культурным и экономическим центрам того времени, таким как Афины, Салоники и Антиохия (Рим тогда уже считался захолустьем). Кроме того, стратегически Константинополь был более удачным пунктом для защиты империи от врагов, главным образом - германских племен и персидских армий. Так в IV веке нашей эры эпицентр исторических событий оказался на Востоке.
Императоры не путешествуют налегке, и Константин не был исключением. Он переместил не только столицу, но и десятки тысяч её обитателей. Он реквизировал огромные запасы продовольствия и вина в Египте, Малой Азии и Сирии, чтобы накормить своих людей. Он рассылал по всей империи своих приспешников, чтобы те привозили в «новый Рим» произведения искусства. Мародёрство приобрело такие масштабы, что историк Якоб Буркхардт описал его, как «самые постыдный и грандиозный грабёж художественных произведений за всю историю, совершенный ради украшения [Константинополя]». Сенаторов и другую знать всячески подталкивали к переезду. В новом городе их ждали точные копии их прежних домов. Однако, взяв с собой большую часть своего двора, Константин всё же оставил на старом месте одного человека - римского епископа.
Происшедшее тогда отделение церкви от государства имело историческое значение и впоследствии сыграло для человечества судьбоносную, причём благотворную, роль.
Христианство превратилось в децентрализованную религию, объединявшую несколько самоуправляемых церквей. Хотя римский епископ номинально имел старшинство (ведь первым этот пост занимал Пётр, один из четырёх апостолов Христа), Рим теперь находился в отдалении от столицы империи. Другие влиятельные священнослужители, такие как епископ Константинополя и епископы близлежащих Антиохии, Иерусалима и Александрии, отныне жили в тени императора и быстро стали придатками государственной власти. Римская же церковь находилась вдали от дворцовой власти и интриг; она процветала и укрепляла свою независимость, что, в конце концов, позволило ей претендовать на мантию духовного пастора христианских народов.
По замечанию крупного британского специалиста по античности Эрнста Баркера, в результате такого разделения в Восточной империи (Византии) утвердилась власть государства, а в Западной империи (Риме) - суверенитет религии. Если быть более точным, на Западе власть стала предметом спора; в течение 1500 лет после осуществленного Константином переезда европейская история характеризовалась постоянными раздорами между церковью и государством. Из искр, высеченных в таких схватках, и возгорелось пламя человеческой свободы».
Фарид Закария, Будущее свободы: нелиберальная демократия в США и за их пределами, М., «Ладомир», с. 18-19.
Дополнительные материалы
+ Плейлист VIKENT.RU из 14-ти видео:
+ Ваши дополнительные возможности:
Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультацию третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.
Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/
Изображения в статье
Константин I Великий — первый христианский император, правящий с 324 по 337 год. Ещё будучи язычником, Константин руководил богословскими диспутами, председательствовал на многих заседаниях Никейского собора / РИА Рустим
Лига историков
13.5K пост50.3K подписчика
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения