Почему судовой винт победил гребное колесо. И почему весло будет даже в аварийном комплекте звездолета?

Привет! Меня зовут Colt и я пишу посты на яхтенную тематику.

Сегодня предлагаю поговорить про винт и гребное колесо.

Почему судовой винт победил гребное колесо.  И почему весло будет даже в аварийном комплекте звездолета? Море, Отдых, Отпуск, Яхта, Яхтинг, Как это сделано, Винт, Длиннопост

Гребное колесо известно человечеству очень давно. На римском барельефе 527 г. до н. э. изображена странная либурна (узкое длинное быстроходное судно), у которой три пары колес с лопастями, уходящими в воду. Предполагается что волы ходили по кругу и приводили их в движение.

А в Китае согласно источникам еще в 1161 г. была построена речная джонка длиной 110 м с гребными колесами, приводимыми в движение ветряками.

Да и с появление парового двигателя первые суда тоже получили привод в виде гребных колес.


Больше 1500 лет господствовало гребное колесо и лишь в 1843 г. проиграло винту: два судна «Раттлер» и «Алекто», винтовое и колесное с паровыми машинами одинаковой мощности, были счалены кормами и дан ход. Винтовой «Раттлер» перетянул колесный «Алекто» и буксировал его со скоростью 2,5 узла.

Почему судовой винт победил гребное колесо.  И почему весло будет даже в аварийном комплекте звездолета? Море, Отдых, Отпуск, Яхта, Яхтинг, Как это сделано, Винт, Длиннопост

Качество фоток тогда было так себе, но вот так это выглядело


Но почему винт начали использовать так поздно, ведь наши предки не были дураками и про винт знали очень давно, с Архимеда? Почему использовали колесо и делали колесные пароходы?

Дело было в 3 вещах:

1. В отсутствии двигателя. Гребному винту нужны обороты. Низкооборотистый паровой двигатель тех времен идеально подходил для неторопливого вращения гребного колеса, а для работы винта требовалось высокая частота вращения, которую паровые двигатели тогда просто не могли развить.


2. Простоте создания и установки (с учетом технологий тех лет). Сделать лопастное колесо и переоборудовать парусник в моторное судно было относительно просто. На палубу ставился двигатель (от парового до волов), на нее же ставилась ось колеса, вешались колеса. Минимум редукторов и сложного оборудования. И дырявить дно не надо.


3. Простоте обслуживания и ремонтопригодности

Починить сломанное колесо и установить новую плицу взамен сломанной до 19 века было значительно проще, чем создать и обслуживать упорный подшипник вала винта и уплотнение для вала. Если у вас есть топор и молоток, то вы скорее сделаете катамаран с гребным колесом, а не винт с редуктором. пример подобной простой самоделки

Почему судовой винт победил гребное колесо.  И почему весло будет даже в аварийном комплекте звездолета? Море, Отдых, Отпуск, Яхта, Яхтинг, Как это сделано, Винт, Длиннопост

При этом гребным колесам были присущи следующие достоинства:


-Гребные колеса создают хороший "упор" с места что хорошо для тягача –буксира

-Они позволяли судам разворачиваться на месте и хорошо маневрировать.

-Легко ремонтировались в условиях отсутствия инструмента и серьезных ремонтных мощностей

Почему судовой винт победил гребное колесо.  И почему весло будет даже в аварийном комплекте звездолета? Море, Отдых, Отпуск, Яхта, Яхтинг, Как это сделано, Винт, Длиннопост

Недостатки тоже были

- Гребные колеса боятся волны, часто одно колесо погружает в воду, а второе оказывается в воздухе. Эксплуатация в море было крайне сложной, терялась управляемость.


- КПД гребных колес не более 20-30%, что достаточно мало. А с учетом КПД парового двигателя тех времен в 2-8%, все становилось совсем печально. А еще колеса мешали идти под парусами и тормозили корабль.


-Гребные колеса поднимали центр тяжести судна и занимали место на палубе. Особенно это раздражало военных, которым надо было размещать на палубе пушки. А уж как их бесило то, что колеса были прекрасной незащищенной целью, попадание в которую лишало судно хода...

Почему судовой винт победил гребное колесо.  И почему весло будет даже в аварийном комплекте звездолета? Море, Отдых, Отпуск, Яхта, Яхтинг, Как это сделано, Винт, Длиннопост

Пятая часть палубы занята, да и движитель весьма заметен для противника


В общем винт с его КПД в 30-50% выглядел со всех сторон очень интересно.

А учитывая что водяное сопротивление винта было в разы меньше колес, он размещался ниже палубы, а машина для него размещалась в трюме, позволяя отказаться от размещения в трюме чушек балласта, то появление винтовых машин было делом времени.

Появление более оборотистых паровых двигателей и надежных редукторов решило проблему. Попутно разработали по настоящему простую и быструю технологию переоборудования парусников в пароходы.

Почему судовой винт победил гребное колесо.  И почему весло будет даже в аварийном комплекте звездолета? Море, Отдых, Отпуск, Яхта, Яхтинг, Как это сделано, Винт, Длиннопост

Переоборудовали парусники вот в такие пароходы. Просто среди мачт появлялась труба


Цитата из Вики Деревянный корпус разрезали примерно пополам и делали деревянную же вставку с машинным отделением, мощность которого для крупных фрегатов составляла 400—800 л. с. При этом весовая нагрузка только улучшалась, — тяжёлые котлы и машины располагались в основном под ватерлинией и исчезала необходимость в приёме балласта, количество которого на парусниках иногда достигало сотен тонн. Винт размещали в специальном колодце в корме и снабжали его подъёмным механизмом, поскольку при ходе под парусами он только мешал движению, создавая дополнительное сопротивление. Аналогично поступали и с дымовой трубой, — чтобы она не мешала оперировать парусами, её делали телескопической (по типу подзорной трубы). Проблем с парусным вооружением практически не возникало, — оно оставалось на своём месте.

При этом эффективность машины в 700 лошадей с винтом была равна эффективности машины в 1200 лошадей с колесами.

Так винт начал победное шествие по планете. А гребные колеса остались только на мелководных речных кораблях и буксирах, где требовался "упор" и тяговитость.

Вот собственно и вся короткая история победы винта над гребным колесом.


"А весло? Весло и космолет то тут причем?!" – спросит внимательный читатель
Смотрите:

КПД лопастного колеса =20- 30% и нужно много места

КПД винта =30-50% и нужны высокие обороты

КПД водомета =55% (до 65% на скоростях больше 100км/ч) и нужно сложное и нежное оборудование боящееся песка и камней

А КПД весла =70-85% при необходимости иметь только весло. Двигатель тоже не нужен.


Идеальная вещь в аварийном комплекте, даже при наличии на технике двигателя. Места много не занимает, а в случае отказа всего –пригодится. Да и с аборигенами удобнее разговаривать держа в руке весло, а не компактный электродвигатель.

Почему судовой винт победил гребное колесо.  И почему весло будет даже в аварийном комплекте звездолета? Море, Отдых, Отпуск, Яхта, Яхтинг, Как это сделано, Винт, Длиннопост

Авиационная спасательная лодка. С веслами. Предназначена спасения экипажей военных самолетов приземлившихся на воду


Поэтому готов поспорить, что старое доброе весло в том или ином виде всегда будет находиться в спасательном комплекте самых продвинутых звездолетов.

That's all, folks!

Также меня можно читать в телеграмме на канале "Яхта" @ProstoYachta.

Мои другие посты


История паруса, судов и людей

1. Косой парус - исторический прорыв сравнимый с колесом.   И причем тут легенда об Икаре?

2. Парусная революция 15 века. Идеальный рецепт парусного вооружения. Зачем нужен был парус-"носовой платок" на носу?

3. Чайный клипер. Как построить необычайно быстрый парусник, рецепт из 19 века

4. Экипаж на старинных парусных судах. Почему матрос парусника получал на порядки больше солдата и работал молча?

5. Как ходили на абордаж в античности. И что смастерить если вражий флот силен, а у тебя лишь пехота?

6. История абордажа. Часть 2 –после появления пороха до наших дней. Почему сегодня в моде абордаж, а не таран?

7. Джон Сильвер - квартирмейстер! Почему его боялся Флинт?

8. История корабельных пушек. Часть 1 - тяжелое становление

9. Пушка! Они заряжают пушку! Как зарядить корабельное орудие 18 века (лл долго и муторно)

10. Забил заряд я в пушку туго... А что именно забил? Боеприпасы для корабельных пушек 17-19 века


Яхты, как они устроены и как им управлять

1. Парусная яхта. Об устройстве и помещениях. Где и как жить)

2. Парусный катамаран. Как там внутри?

3. Парусная яхта, почему она движется? И как работают паруса

4. Как подать сигнал бедствия на море

5. Средства спасения на парусных яхтах/судах. Что, как и когда

6. Снова в школу! Получаем яхтенные права. Как выбрать яхтенную школу и главное подготовиться к ней)

7. Как устроены коммуникации парусной яхты

8. Парусная яхта. Как устроена система подъёма парусов + Инструкция выживальщику как поднять парус)

9. Как сделать из морской воды – питьевую. Опреснитель на парусной яхте. Как это работает

10. Надувная лодка. Как это сделано. И зачем она нужна на яхте

11. Простой и надежный дизель. Яхтенные двигатели. Как это устроено

12. Якорь, как это работает. +Инструкция выживальщику по постановке судна на якорь

13. Плавучий якорь, что это такое и зачем оно на яхте? + Инструкция по подъёму якоря для выживальщика

14. Надувные яйца = безопасность или как не поцарапать яхту. Что такое "крАнцы"

15. Туалет на парусной яхте. Как "это" сделано))

16. Двигатели катеров и яхт. Почему чих-пых, а не врум-врум? Бензо, дизельные и электродвигатели

17. Движители катеров и яхт. Способы провести вал винта через днище яхты. Как это сделано

18. Как легко оценить силу ветра и состояние моря. Шкала Бофорта на картинах Айвазовского


Яхты, цены, деньги и путешествия

1. Путешествие на парусной яхте, как осуществить обычному человеку

2. Как выглядит яхтенное путешествие или как пикабушники на яхте по Греции ходили

3. Путешествия на яхте. Какие они бывают. Яхтенные байки)

4. Сколько стоит собственная парусная яхта. Почему двухлетка стОит дороже новой?

5. Можно ли купить яхту за миллион рублей? И какую именно можно)

6. Сколько стоит владеть парусной яхтой. В деталях

7. Сколько стоит арендовать парусную яхту в Средиземном море. И правда ли, что арендовать выгоднее, чем иметь свою?

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
221
Автор поста оценил этот комментарий

пост хороший. плюсую. только хочу добавить некоторый момент. Колесо не ушло еще в прошлое. У нас в Нижнем Новгороде строится уже второе судно на колесах. Делается это по простой причине. Из-за того, что воду с Оки реки качают в Москву реку (да да есть такое) Ока у нас обмелела и теперь по ней должны ходить как раз такие параходики.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (41)
40
Автор поста оценил этот комментарий

Таких построено три.
Достраивается более крупное судно "Золотое Кольцо".

раскрыть ветку (2)
13
Автор поста оценил этот комментарий

я только на первом был) когда тестировали его и народом забивали)

1
Автор поста оценил этот комментарий

Течёт ручей, бежит ручей...

29
Автор поста оценил этот комментарий

Они еще другие суда с мели хорошо сдёргивают там, где буксир не справляется.

раскрыть ветку (7)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Вроде как раз из-за мощного "упора" колесами в воду?

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вот насчёт мощного "упора в воду" я немного не понял. Если два корабля одинаковой мощности играли в перетягивание каната и винтовой перетащил колесного, то получается винтовой имеет лучшую тягу

раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Но старт с места лучше у колесного

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну им же не квотр на время пройти. Можно и подождать пока раскрутится и выйдет на полную мощность, которая окажется выше. Или там бывает нужен именно резкий старт?

раскрыть ветку (2)
7
Автор поста оценил этот комментарий

При маневрировании в узкой и мелкой реке, когда надо быстро и резко остановиться и сменить направление движения - ожидать пока винт даст импульс -напряжно.

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Понял, спасибо)

3
Автор поста оценил этот комментарий

спасибо. даже не знал что они так умеют

15
Автор поста оценил этот комментарий

Алешка вскочил.
Пароход выполз из-за поворота. Он был белый, двухэтажный и, видимо, очень старинный. Его плоское зеленое днище скребло по песчаному дну. Громадные гребные колеса не помещались в реке. Они нависали над берегом, упирались красными лопастями в землю, ломали кусты. Пароход не плыл, а ехал по реке, как трактор. Он был похож на морское чудовище, которое выбралось на сушу и прет напролом.
Алешка глядел во все глаза и не верил такому чуду. Но верь не верь, а пароход, отдуваясь, придвинулся вплотную, и пришлось отскочить, чтобы не прихлопнуло гребной лопастью.

Владислав Крапивин "Летчик для особых поручений"

29
Автор поста оценил этот комментарий

От сука москвичи, даже реки с регионов пиздят

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

не реки) а воду)

13
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо!

раскрыть ветку (12)
6
Автор поста оценил этот комментарий
Так как водомет работает?
раскрыть ветку (11)
17
Автор поста оценил этот комментарий

Забирает воду и выкидывает из трубки за корму, засчет реактивного эффекта лодка движется.

Немного есть тут

Движители катеров и яхт. Способы провести вал винта через днище яхты. Как это сделано

раскрыть ветку (10)
13
Автор поста оценил этот комментарий

В сущности, водомёт этот тот же винт, только очень скоростной и вставленный в направляющий канал. А вот что странно - мне не попадалось конструкций центробежных водомётов, хотя по идее он и от кавитации должен меньше страдать, и с управлением по азимуту можно всё интереснее сделать.

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий
В сущности, водомёт этот тот же винт, только очень скоростной и вставленный в направляющий канал.

То что он скоростной и в канале меняет его принцип работы. В водомёте тяга создаётся засчёт реактивной силы, по сути можно винт в нём заменить хоть на поршень для нагнетания давления в систему и двигатель всё равно останется реактивным.

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

У судового винта и колёс тяга тоже за счёт реактивной силы (иначе бы нарушалось сохранение импульса). Они не отталкиваются от твёрдой неподвижной среды, реактивная струя в воде как от колёс, так и от винта присутствует. Просто скорость этой струи мала, а сечение велико. Но её можно увидеть, если с места дать полный вперёд.


Переходная конструкция - винт в кольце. Винт как винт, но кольцо помогает сформировать струю ровнее, избавившись от центробежного разлёта воды, что может быть полезно на некоторых режимах.

Автор поста оценил этот комментарий

Видел центробежные водомёты на подвесном моторе.

Автор поста оценил этот комментарий

Разве кпд водомёта выше, чем у винта?

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

На скоростях выше 100 км/ч

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Угу. Поэтому рекорд скорости на водомётном двигателе - 213км/час, а на винте - уже давно перевалил за 400..

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Мы говорим про кпд или максималку?

Это разные вещи

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

По-вашему, одно с другим не связано? )))

Кпд водомёта после 100 км/час начинает плавно стремиться нулю. Потому его максималка и ниже, что всё бОльшая часть мощности двигателя начинает уходить на безвозвратные потери

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Возможно. Хотя везде отмечается что винт эффективнее на малых скоростях, а водомет на высоких.

Про сверхвысокие не знаю.

Много вы знаете судов плавающих быстрее 100км/ч, как вы сказали?

10
Автор поста оценил этот комментарий

В архангельске ветеран работает!

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

круто. я бы хотел на таком прокатиться)

6
Автор поста оценил этот комментарий
Всю историю читал как Грёбанное колесо.
8
Автор поста оценил этот комментарий

Так это прогулочный, его вообще можно на буксире оттащить на середину реки и на якорь до вечера поставить.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

С утра до вечера "Сура" по Волге и Оке крутится. Не первый год.

раскрыть ветку (2)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Это я к тому, что для него скорость - даже не третий из приоритетов.

раскрыть ветку (1)
10
Автор поста оценил этот комментарий

У ПКС40 скорость хода: 16 км/ч.  И отличная маневренность при осадке 0,55 м.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Уфа, наши дни.
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

красавец)

3
Автор поста оценил этот комментарий
парОходики
раскрыть ветку (1)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Параходики - это как парамедики, только ходики.

Иллюстрация к комментарию
Автор поста оценил этот комментарий
А зачем качают то?
раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Сейчас в основном с Волги воду гонят.

Для чего мы строим канал Москва—Волга? Этим грандиозным строительством мы разрешаем одновременно три важнейшие задачи. Мы снабжаем волжской водой город Москву, обводняем Москва-реку и соединяем ее кратчайшим судоходным путем с рекой Волгой. Канал позволит удовлетворить острую нужду в воде колоссально выросшей столицы,

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

А где этот канал? И как с Оки качают в москва реку?

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку