Косой парус - исторический прорыв сравнимый с колесом.   И причем тут легенда об Икаре?

Привет! Меня зовут Colt и я пишу посты на яхтенную тематику.

Косой парус - исторический прорыв сравнимый с колесом.   И причем тут легенда об Икаре? Яхта, Море, Отдых, История, Как это сделано, Парусник, Длиннопост

Предлагаю немного углубиться в историю и поговорить об истории парусов и парусных судов. За один пост это все конечно не расскажешь, поэтому сегодня –про косой парус.

Миром правит торговля и война. И большинство изобретений появляются и развиваются благодаря этим 2 областям.

Издавна люди заметили, что перемещаться с товаром по воде удобнее и безопаснее чем по суше. Тебя не достанут лихие люди и хищные животные, да и устроить "засаду" значительно труднее. Покрытие не меняется и его качество остается более менее постоянным.

Усилий для гребли только приходится прилагать достаточно много. Пришлось выкручиваться. Идее растянуть что-нибудь на ветру и помочь лодке плыть наверняка очень много лет.


Считается что первый почин сделали египтяне, которые возили товары по Нилу еще 5000 лет до н.э. Египтянам повезло, ветер у них дует с севера на юг, поэтому вверх по течению они шли под парусом, а вниз река несла их сама.

Парус который они использовали назывался прямым парусом. По сути это была просто ткань растянутая на ветру на 2 палках.

Косой парус - исторический прорыв сравнимый с колесом.   И причем тут легенда об Икаре? Яхта, Море, Отдых, История, Как это сделано, Парусник, Длиннопост

Прямой парус, начало


На мачте крепилась горизонтальная палка-"рей". На него привязывался парус. Работал он когда ветер дул "в корму".  Если ветер немного отличается от точно в корму, разворотом реи вокруг мачты можно было это поправить, выставив парус так, чтобы ветер был перпендикулярен ему. При этом нужно также учитывать, что корабль будет сносить вбок и сильно.


Поэтому ходить тогда можно было только под попутными ветрами (вплоть до бокового ветра). Но основным движущим средством получались весла, а парус был вспомогательным. Зато в управлении и изготовлении такой парус был прост и удобен.

Потом построенные по такой схеме суда начали выходить в море. Цели были тоже насквозь торговые или военные. Маршруты старались прокладывать вдоль берегов. Виной этому было не только отсутствие компаса, но и то, что изменившийся и задувший с носа ветер вполне способен был унести судно в открытое море, а бороться с ветром на веслах – идея так себе.

Косой парус - исторический прорыв сравнимый с колесом.   И причем тут легенда об Икаре? Яхта, Море, Отдых, История, Как это сделано, Парусник, Длиннопост

Римская трирема, лет этак через 4000 после египтян. Парус как видно, изменений не претерпел


Торговля разумеется терпела убытки и неудобства, ведь приплывший корабль с товаром мог неделями стоять и ждать изменения ветра.

А военные от фразы "надо ждать ветра" вообще готовы шлем сожрать. Причем вместе с головой говорившего.


Однако, где-то в районе 9-го века в парусном вооружении произошла революция. Был изобретен косой парус.

Кем и где — неизвестно. То ли арабы его придумали и принесли в Индию, то ли в Индии изобрели и привили арабам. А еще ученые говорят, что освоение Полинезийских островов без такого паруса было точно невозможно. Так что может его придумали полинезийцы. Однако он точно пришел из индийского океана при покорении Средиземноморья арабами.

Если посмотреть на картинку корабля с косым парусом, то разница с прямым парусом невелика — просто рею повернули ровно вдоль оси корабля и опустили передний конец вниз.

Однако, при этом коренным образом изменился сам принцип работы. При ветре из передней полусферы парус работает по принципу крыла. Ветер идет по более короткому пути внутри крыла и по более длинному снаружи, таким образом создается разрежение снаружи и суммарная сила двигает лодку вперед

Косой парус - исторический прорыв сравнимый с колесом.   И причем тут легенда об Икаре? Яхта, Море, Отдых, История, Как это сделано, Парусник, Длиннопост

Косой парус в действии.


Это одно из «неочевидных» изобретений. Проведя мысленный эксперимент, предположить что при сложении сил, действующих на парус при встречном ветре, будет получаться сила, толкающая корабль вперед, невозможно. Сейчас невозможно сказать, какой случайный эксперимент привел к этому, но он мог бы случиться и на тысячу лет раньше (или позже).

Эффект внедрения косого паруса был революционен и сравним с появлением колеса или 1 полетом в космос.

Косой парус мог идти против ветра под углом около 40-30 градусов. Унести в открытое море мог теперь только шторм, порвавший паруса и сломавший мачту. Исправный корабль легко мог идти и против ветра — галсами, то есть зигзагом.

Радости торговцев и военных не было предела, ведь это означало серьезное ускорение перемещений и возможность планирования логистики.


Зато перестали радоваться моряки. Из-за особенностей конструкции - крепления сбоку от мачты косой парус часто приходилось снимать с одной стороны мачты и устанавливать с другой стороны, в зависимости от направления ветра.
Почему? Парус всегда оптимально работает, лишь когда полностью надут. Теперь представьте себе треугольный парус, плоскость которого расположена с одной стороны вертикальной мачты, допустим, слева.

Он будет оптимально работать, только если ветер дует с другой стороны, справа. Однако стоит повернуться к ветру левым бортом, как надутый парус упрется в мачту, не сможет раздуваться, и его мощность резко упадет. Поэтому парус надо спустить и поднять снова — с другой стороны мачты, чтобы освободить ему рабочее пространство.

Это тяжелая и опасная работа. Косой парус в отличии от прямого мог дернуться от порыва ветра и ударить людей , покалечив или сбросив их за борт.

На практике же это означало, что команды торговых судов, чьи хозяева экономили и старались нанимать как можно меньше моряков, столкнулись при переходе на косые паруса с серьезным ужесточением условий труда.

Потому что управление кораблем с прямыми парусами требовало меньше трудозатрат, чем управление таким же кораблем с косыми парусами. Ужесточение условий плавания касалось в первую очередь моряков торгового флота, потому что на военных кораблях экипажи, как правило, были больше — армия не экономила на моряках-солдатах.

"И что?" – спросит читатель –" с тех пор прямые паруса ушли со сцены?"

А вот и нет. Прямой парус прослужит после этого еще минимум 1000 лет и будет основным, а косой парус будет лишь дополнять его.

Но это история про каравеллы, многомачтовые суда, дорогу в Индию и Америку, которую я расскажу в следующий раз.

Косой парус - исторический прорыв сравнимый с колесом.   И причем тут легенда об Икаре? Яхта, Море, Отдых, История, Как это сделано, Парусник, Длиннопост

А Икар, Икар то тут при чем?! –спросите меня Вы.


Икар?

Есть теория, гласящая что его отец- Дедал изобрел не крылья.

Он изобрел косой парус и на 2 лодках, а не на крыльях, бежал с сыном Икаром с Крита. И гребной флот Миконоса не смог догнать 2 парусных суденышка уходящих против ветра навстречу свободе.



That's all, folks!

Если у Вас есть вопросы про яхтинг и яхтеные путешествия -задавайте, буду отвечать, возможно даже постами)

Ищите меня в телеграмме на канале "Яхта" @ProstoYachta

Мои другие посты:

1. Путешествие на парусной яхте, как осуществить обычному человеку

2. Парусная яхта. Об устройстве и помещениях. Где и как жить)

3. Парусный катамаран. Как там внутри?

4. Парусная яхта, почему она движется? И как работают паруса

5. Как подать сигнал бедствия на море

6. Средства спасения на парусных яхтах/судах. Что, как и когда

7. Снова в школу! Получаем яхтенные права. Как выбрать яхтенную школу и главное подготовиться к ней)

8. Как устроены коммуникации парусной яхты

9. Парусная яхта. Как устроена система подъёма парусов + Инструкция выживальщику как поднять парус)

10. Как выглядит яхтенное путешествие или как пикабушники на яхте по Греции ходили

11. Как сделать из морской воды – питьевую. Опреснитель на парусной яхте. Как это работает

12. Надувная лодка. Как это сделано. И зачем она нужна на яхте

13. Простой и надежный дизель. Яхтенные двигатели. Как это устроено

14. Путешествия на яхте. Какие они бывают. Яхтенные байки)

15. Якорь, как это работает. +Инструкция выживальщику по постановке судна на якорь

16. Плавучий якорь, что это такое и зачем оно на яхте? + Инструкция по подъёму якоря для выживальщика

17. Надувные яйца = безопасность или как не поцарапать яхту. Что такое "крАнцы"

18.  Туалет на парусной яхте. Как "это" сделано))

19.  Двигатели катеров и яхт. Почему чих-пых, а не врум-врум? Бензо, дизельные и электродвигатели

20. Движители катеров и яхт. Способы провести вал винта через днище яхты. Как это сделано