Якорь, как это работает. +Инструкция выживальщику по постановке судна на якорь
Привет! Меня зовут Colt и я пишу посты на яхтенную тематику.
Сегодня предлагаю поболтать на тему якорей. С упором на практическую часть)
Кратко о якорях
Как вы все знаете, основная задача якоря это удержать судно на месте. Задачи держать вес судна у якоря нет (тут справляется сила Архимеда), задача якоря удержать судно от воздействия ветра (судно парусит) и течений.
Якорь ложится на дно и зацепляется, причем держит яхту не только якорь, а еще и вес якорной цепи. Причем процесс взаимный -якорь не дает цепи ползти, а цепь держит якорь прижатым к грунту, помогая ему цепляться и добавляет веса.
Опущенный с судна якорь должен лечь на дно, правильно перевернуться и зацепиться за грунт. Основными параметрами якоря является держащая сила, габарит и удобство хранения.
Основные типы якорей
Самый известный и старый –адмиралтейский якорь –хорош тем, что прекрасно зацепляется, а плох тем что его крайне неудобно хранить собранным и перед постановкой надо готовить –продеть перекладину через якорь, а на это надо время. Если якорь надо отдавать спешно –это проблема!
Я поскольку якоря сейчас предпочитают хранить снаружи яхты в полной боевой готовности –то начали изобретать разные типы якорей. Основной задачей конструкторов было заставить якорь быстро цепляться и зарываться в грунт.
Якорь в походном положении
Ведь пользователь очень не любит когда якорь ползет по грунту и не зарывается, и не готов постоянно следить чтобы якорь ложился на грунт строго определенной стороной под строго определенным углом.
Поэтому конструктора и приделывают на якоря всякие палки и дуги, чтоб якорь ложился на грунт, самостоятельно переворачивался правильной стороной и начинал зарываться.
Желающие увидеть как это происходит на разных типах якорей могут посмотреть вот это занудное видео на 11 минут)
Ну а лучший якорь –мертвый якорь. В хорошем смысле!))
Это когда в море затапливают бетонный блок, к нему крепят цепь и ее вешают на буй. Подходите, цепляетесь веревкой к бую и вы на якоре.
Мертвый якорь
1-Буй, 2-якорная цепь, 3-массивный груз, 4 причальное кольцо
Предлагаю переходить к практике.
Итак, мой друг выживальщик, у тебя есть яхта, которую ты худо-бедно заставил идти под парусами, теперь надо как-то остановиться на ночевку или отдых у берега.
Тогда тебе надо найти якорь на специальном месте (роульсе) на носу судна (хороший вариант) или в отдельно лежащим в рундуках (плохой).
От якоря тянется через лебедку цепь в специальный ящик на носу судна, открой его.Сверху якорь, по центру -лебедка якоря, справа ящик якорной цепи с пультом
В нем должен быть пульт управления якорной лебедкой. С двумя кнопками –вверх/вниз.
С помощью этого пульта мы будем опускать якорь. Пульт работает только при работающем двигателе.
Сколько выпускать цепи?
Выпустить для правильного держака надо от 5 до 10 глубин до дна.
Пульт якорной лебедки
Дополнительные условия
1. Якорь надо отдавать отходя в ту сторону куда вас потащит ветер или течение.
2. Предпочтительный грунт –песок или глина. Камни –скорее нет, можно оставить якорь на дне навсегда. Кораллы –строго нет, оторвут голову экологи и держака тоже нет.
3. Учтите, что ветер может смениться и поэтому судно будет описывать круг радиусом в длину выпущенной цепи (условно)
3.1 Поэтому перед сбросом якоря –пройдите всю длину и осмотрите дно на предмет мелей или камней, чтоб вас на них не вынесло ночью.
4. Если места мало –можно с носа кинуть якорь, а с кормы кинуть канат на берег и растянуть яхту. Канат крепите на валун, но не на дерево. Огребете штраф от экологов. В наше время штраф в районе 500-2000 евро в лояльной Турции.
4.1 Или можно кинуть 2 якоря.
5. Встаньте так ,чтоб у Вас был запас расстояния на случай если яхту сорвет. И сразу продумайте свои действия на случай если вас сорвет.
6. Некоторые звенья якоря покрашены в другой цвет, по идее эти цветовые отметки должны быть нанесены каждые 10 метров
Стартовая позиция
Ну, поехали.
Один человек встает с пультом на носу, яхта становится кормой к месту стоянки.
Якорный оператор вываливает якорную цепь на 2-3 глубины, после этого яхта начинает идти задом к месту стоянки попутно отдавая цепь. При отдаче еще 2 глубин длины цепи пришло время проверить –зацепился ли якорь.
Прекращаем отдавать цепь и тянем якорь яхтой, он немного проползет и зацепится, вы почувствуете рывок и увидите остановку.
После этого повышаем обороты двигателя и проверяем держит ли якорь.
Если яхта стоит на месте –все хорошо.
Считается, что проверки тягой 1500 оборотов двигателя достаточно для ночёвки в хорошую погоду, а 2500 – в плохую. Если при этом якорь не ползет то все норм, отдаём оставшиеся длины цепи и глушим двигатель.
Как определить, что якорь ползет? Рывки и болтание якорной цепи, движение судна.
Что делать? Подождать некоторое время, надеясь что якорь все же зацепится и начинать все заново.
Ночью, в идеале, надо выставить якорную вахту –людей который будут следить чтоб яхту не сорвало. Ну или запустить специальное приложение которое отслеживает положение яхты и оповести Вас когда яхта выйдет из обозначенной области.Что может пойти не так
Цепь выходила а потом резко перестала!
-Цепь в якорном ящике спуталась в клубок и застряла. Чуть выберите цепь лебедкой и распутайте клубок.
Пульт не работает
-Надо завести двигатель.
-Цепью перебило провода пульта (соединить и работать дальше. Не бойтесь там 24В)
-Заклинило цепь и выбило предохранитель в шкафу управления. Поищите его в каютах или у штурманского стола.
На крайний случай все операции выше можно сделать руками, если лебедка не работает.
Если якорь в рундуке, то цепляем к нему канат и повторяем все что выше, но с условием, что при использовании каната надо отдать 10 глубин.
That's all, folks!
Имеет ли смыл рассказывать о том как ставиться на 2 якоря и как сниматься с якоря?
Про что еще хотите услышать?
Ищите меня в телеграмме @ValRussi или на канале "Яхта" @ProstoYachta
Для желающих, я собираюсь в отпуск в яхтенное путешествие по Хорватии на 2 недели и собираю команду с собой!
Даты 11-25 сентября 2021.
Свободна 1 каюта на парусном катамаране Lagoon 380.
Маршрут можно посмотреть тут.
Идем 2 недели в бархатный сезон вдоль побережья Хорватии, осматриваем достопримечательности, городки и заповедники. Ночуем на кате в обустроенных в портах и диких бухтах. Учимся становиться на якорь)
Детали спрашивайте у меня в телеграмме..
Мои другие посты
1. Путешествие на парусной яхте, как осуществить обычному человеку
2. Парусная яхта. Об устройстве и помещениях. Где и как жить)
3. Парусный катамаран. Как там внутри?
4. Парусная яхта, почему она движется? И как работают паруса
5. Как подать сигнал бедствия на море
6. Средства спасения на парусных яхтах/судах. Что, как и когда
7. Снова в школу! Получаем яхтенные права. Как выбрать яхтенную школу и главное подготовиться к ней)
8. Как устроены коммуникации парусной яхты
9. Парусная яхта. Как устроена система подъёма парусов + Инструкция выживальщику как поднять парус)
10. Как выглядит яхтенное путешествие или как пикабушники на яхте по Греции ходили
11. Как сделать из морской воды – питьевую. Опреснитель на парусной яхте. Как это работает
12. Надувная лодка. Как это сделано. И зачем она нужна на яхте
13. Путешествия на яхте. Какие они бывают. Яхтенные байки)