Движители катеров и яхт. Способы провести вал винта через днище яхты. Как это сделано

Привет! Меня зовут Colt и я пишу посты на яхтенную тематику.

Движители катеров и яхт. Способы провести вал винта через  днище яхты. Как это сделано Яхтинг, Яхта, Море, Отдых, Отпуск, Как это сделано, Катер, Вода, Длиннопост

В прошлый раз я рассказывал про основные типы двигателей на яхтах и катерах, а сегодня предлагаю поболтать про то, что напридумывали инженеры в попытке передать энергию на вращающийся винт.


«Зачем вообще дырявить днище?» - может спросить вдумчивый читатель -«поставь навесной мотор и все проблемы решены!»

Звучит логично, но как всегда есть нюансы.


Основные достоинства подвесного мотора – малый вес и габариты, позволяющие владельцу с легкостью ставить и снимать его с судна. Ну и то, что дырявить днище не надо))


По всем остальным параметрам он проигрывает стационарному двигателю аналогичной мощности. Двигатель подвесного мотора работает в более напряженном режиме и в худших температурных условиях. Он охлаждается непосредственно забортной водой, что ведет к негативным последствиям для двигателя (например, отложения соли на внутренней поверхности водяной рубашки).

Движители катеров и яхт. Способы провести вал винта через  днище яхты. Как это сделано Яхтинг, Яхта, Море, Отдых, Отпуск, Как это сделано, Катер, Вода, Длиннопост

Типичный заголовок в лодочной теме


Подвесные моторы имеют меньший моторесурс, они более дорогие в обслуживании и, как правило, имеют больший удельный расход топлива.

Если мотор мощностью до 50 л.с. весит около 90 кг, и его, хотя и с некоторым трудом, можно установить на катер вручную, то, к примеру, 175-сильная «Хонда» весит уже 270 кг и крепится к транцу не струбцинами, а мощными анкерными болтами. Снять или установить такой мотор самостоятельно под силу немногим. Системы управления и контроля аналогичны такому же «стационару».

А экономичный дизель в подвесном варианте -крайне редкое явление, значит ни о какой экономии топлива (а это больший запас хода на одном том же баке) не может быть и речи.


Где выигрыш?

Стационарный двигатель той же мощности в комплекте с реверс-редуктором, гребным валом и винтом будет больше и габаритнее. Но его техническое обслуживание может осуществить любой автомеханик, найти которого намного легче, нежели специалиста по обслуживанию подвесных моторов. При одинаковых условиях эксплуатации «стационар» прослужит в 1,5-2,5 раза дольше «подвесника» и «съест» при этом на 5-7% меньше топлива. К тому же, к нему можно подключать и генератор и кондиционер, и "печку".

В общем пришлось инженерам придумывать как передать энергию от стационарного двигателя на винт. Вариантов придумали десятки, предлагаю посмотреть самые ходовые:

Движители катеров и яхт. Способы провести вал винта через  днище яхты. Как это сделано Яхтинг, Яхта, Море, Отдых, Отпуск, Как это сделано, Катер, Вода, Длиннопост

1. «Классическое» расположение силовой установки.

Двигатель, редуктор, прямой вал через сальник и винт. Классика как она есть!


Достоинства: простота и дешевизна.

Недостатки: двигатель отнимает слишком много «полезного» объема, мешается в салоне и ни разу не компактен. Повышенная шумность в салоне. В случае повреждения винто-рулевого комплекса, необходимо поднимать катер из воды.

Движители катеров и яхт. Способы провести вал винта через  днище яхты. Как это сделано Яхтинг, Яхта, Море, Отдых, Отпуск, Как это сделано, Катер, Вода, Длиннопост

2. Размещение двигателя в кормовой части с применением углового реверс-редуктора.


Достоинства: двигатель отнимает меньше «полезного» объема чем классическая схема и более компактен. Его можно звукоизолировать и сделать салон тише.

Недостатки: В случае повреждения винто-рулевого комплекса, необходимо поднимать катер из воды. Затруднен доступ к задней части двигателя и его обслуживание. Снижается КПД из-за редуктора.

Движители катеров и яхт. Способы провести вал винта через  днище яхты. Как это сделано Яхтинг, Яхта, Море, Отдых, Отпуск, Как это сделано, Катер, Вода, Длиннопост

3. Размещение двигателя в кормовой части с применением поворотно-откидной колонки.

Интересная схема. Руль отсутствует как элемент, вместо этого поворачивается вся колонка с винтом. Также колонку можно приподнять вверх, что удобно на мелководье. Но конструкция имеет большее количество деталей и сложнее.

Движители катеров и яхт. Способы провести вал винта через  днище яхты. Как это сделано Яхтинг, Яхта, Море, Отдых, Отпуск, Как это сделано, Катер, Вода, Длиннопост

Поворотно-откидная колонка


Достоинства: Возможна смена гребного винта „на плаву“. Лучше управляемость на заднем ходу.

Недостатки: Высокая стоимость. Сравнительно меньший ресурс. Высокая чувствительность к коррозии. Уязвимость на заднем ходу.

Движители катеров и яхт. Способы провести вал винта через  днище яхты. Как это сделано Яхтинг, Яхта, Море, Отдых, Отпуск, Как это сделано, Катер, Вода, Длиннопост

4.«Сэйлдрайв».

Достаточно молодая схема. Дно дырявится строго вниз. Через 2 резиновые мембраны проводится колонка винта в которой спрятан вал. На конце колонки -винт. Массовая схема для парусных яхт.

Движители катеров и яхт. Способы провести вал винта через  днище яхты. Как это сделано Яхтинг, Яхта, Море, Отдых, Отпуск, Как это сделано, Катер, Вода, Длиннопост

Колонка сейлдрав


Достоинства: Дешевизна и надежность по сравнению с колонкой. Удобство обслуживания двигателя и верхнего редуктора.

Недостатки: В случае повреждения винто-рулевого комплекса или нижнего редуктора, необходимо поднимать катер из воды. Раз в 5-10 лет резиновые мембраны в днище надо менять.

Движители катеров и яхт. Способы провести вал винта через  днище яхты. Как это сделано Яхтинг, Яхта, Море, Отдых, Отпуск, Как это сделано, Катер, Вода, Длиннопост

5.Привод Арнесона.

Движители катеров и яхт. Способы провести вал винта через  днище яхты. Как это сделано Яхтинг, Яхта, Море, Отдых, Отпуск, Как это сделано, Катер, Вода, Длиннопост

Приводу Анерсона стоит посвящать отдельные статьи.

Пришел он в 1980х из гоночных катеров. Он выглядит настолько странно, что когда первый раз видишь его - хочется спросить- «что это и зачем вы сделали такое с ним?!»


Суть проста - вал "двигатель-винт" в центре имеет шарнир (типа ШРУСА) и гидроцилиндр, который позволяет поднимать и опускать часть вала с винтом выше или ниже.

Вал винта выставляют таким образом чтобы только часть лопасти была погружена в воду. Таким образом снижается сопротивление воды от винтовой части (колонки то нет), винту легче вращаться (он меньше трется о воду и больше о воздух) + появляются дополнительные опции типа подсасывания воздуха в каверну винта итд.


Сопротивление воды от судна снижается на величину 5-30% в зависимости от скорости. Скорость судна возрастает на 2-10% и появляется схожая экономия топлива.

Движители катеров и яхт. Способы провести вал винта через  днище яхты. Как это сделано Яхтинг, Яхта, Море, Отдых, Отпуск, Как это сделано, Катер, Вода, Длиннопост

Достоинства: Дешевизна и надежность по сравнению с колонкой. Рост эффективности.

Недостатки: Уязвимость на заднем ходу. Большой радиус циркуляции (поворота), плохая работа и поворачиваемость на малых ходах.

Движители катеров и яхт. Способы провести вал винта через  днище яхты. Как это сделано Яхтинг, Яхта, Море, Отдых, Отпуск, Как это сделано, Катер, Вода, Длиннопост

6.«Джет» (Водомет).

Вещь характерная только для катеров и малоприменимая на яхтах. Но упомянуть его надо обязательно)


Достоинства: Отсутствуют выступающие части под днищем. Высокая защищенность движителя от повреждений. Удобно на мелководье и при причаливании к берегу

Недостатки: Сравнительно низкий КПД. Высокая чувствительность к коррозии.

That's all, folks!

Если хотите узнать про что-то написанное выше подробнее -пишите в комментариях)

Если у Вас есть вопросы про яхтинг и яхтеные путешествия -задавайте, буду отвечать, возможно даже постами)


Ищите меня в телеграмме на канале "Яхта" @ProstoYachta


Мои другие посты

1. Путешествие на парусной яхте, как осуществить обычному человеку

2. Парусная яхта. Об устройстве и помещениях. Где и как жить)

3. Парусный катамаран. Как там внутри?

4. Парусная яхта, почему она движется? И как работают паруса

5. Как подать сигнал бедствия на море

6. Средства спасения на парусных яхтах/судах. Что, как и когда

7. Снова в школу! Получаем яхтенные права. Как выбрать яхтенную школу и главное подготовиться к ней)

8. Как устроены коммуникации парусной яхты

9. Парусная яхта. Как устроена система подъёма парусов + Инструкция выживальщику как поднять парус)

10. Как выглядит яхтенное путешествие или как пикабушники на яхте по Греции ходили

11. Как сделать из морской воды – питьевую. Опреснитель на парусной яхте. Как это работает

12. Надувная лодка. Как это сделано. И зачем она нужна на яхте

13. Простой и надежный дизель. Яхтенные двигатели. Как это устроено

14. Путешествия на яхте. Какие они бывают. Яхтенные байки)

15. Якорь, как это работает. +Инструкция выживальщику по постановке судна на якорь

16. Плавучий якорь, что это такое и зачем оно на яхте? + Инструкция по подъёму якоря для выживальщика

17. Надувные яйца = безопасность или как не поцарапать яхту. Что такое "крАнцы"

18. Туалет на парусной яхте. Как "это" сделано))

19. Двигатели катеров и яхт. Почему чих-пых, а не врум-врум? Бензо, дизельные и электродвигатели