Несколько интересных дат и фактов, связанных со столичным аэропортом «Домодедово»

Официальный день рождения аэропорта — 7 апреля 1962 года. В реальности в тот день опубликовали указ об учреждении аэропорта с наименованием «Домодедово», сооружение которого на тот момент было еще далеко от завершения. Только год спустя из «Домодедово» начали вылетать первые пробные технические рейсы с почтой и другими грузами.

Несколько интересных дат и фактов, связанных со столичным аэропортом «Домодедово» Транспорт, Общественный транспорт, Москва, Аэропорт, Домодедово, Факты, Познавательно, История России, История города, Железная дорога, Длиннопост

Первый самолет с пассажирами покинул аэропорт ранним утром 25 марта 1964 года. Это был реактивный Ту-104, который направился в Свердловск (сейчас Екатеринбург).

Аэровокзальный комплекс на момент вылета первого рейса все еще активно строился.  Гигантское по тем временам здание открыло свои двери пассажирам только 30 мая 1965 года. Долгое время до обнаружения более ранних свидетельств начала эксплуатации «Домодедово» именно эта дата считались датой открытия аэропорта.

Несколько интересных дат и фактов, связанных со столичным аэропортом «Домодедово» Транспорт, Общественный транспорт, Москва, Аэропорт, Домодедово, Факты, Познавательно, История России, История города, Железная дорога, Длиннопост

Посадка пассажиров на самый первый рейс из нового аэропорта. Здание терминала на заднем плане еще в процесс постройки

Затянувшийся процесс стройки того стоил: терминал «Домодедово» определил тренды в отечественной авиации на многие годы вперед. Это был один из первых проектов здания аэропорта, где весь комплекс услуг (от покупки билета и до получения багажа) осуществлялся под одной крышей. Прежде считалось, что процесс вылета и прилета должны разводиться по разным зданиям, чтобы не допускать скрещивания людских потоков. Также непривычным было появление боковых крыльев-сателлитов, пристроенных к основному зданию, через которые пассажиры гораздо удобнее и комфортнее распределялись к местам выхода на посадку.

В 1970-1971 годах аэропорт «Домодедово» одним из первых в стране получил телетрапы: те самые раздвижные коридоры, соединяющие здание и самолет напрямую. Они проработали недолго из-за устаревшей концепции одновременной посадки пассажиров через переднюю и заднюю дверь самолета. Лайнер при этом располагался параллельно зданию терминала, и посадка шла сразу через два выхода.

Такой вариант загрузки подходил только для лайнеров прежнего поколения: Ту-104, Ан-10, Ил-18, а на более современных Ту-154 и Ил-62, из-за особенностей расположения дверей, принимать пассажиров можно было только через переднюю часть. Ставить самолеты носом к терминалу тоже не получалось — не хватало места по ширине. Поэтому телетрапы в «Домодедово» демонтировали и отправили в новый аэропорт Ташкента.

Несколько интересных дат и фактов, связанных со столичным аэропортом «Домодедово» Транспорт, Общественный транспорт, Москва, Аэропорт, Домодедово, Факты, Познавательно, История России, История города, Железная дорога, Длиннопост

«Домодедово» получило прямое железнодорожное сообщение с городом в 1962 году.

Задолго до привычного нам «Аэроэкспресса» в «Домодедово» можно было доехать на обычной электричке с Павелецкого вокзала, прибывающей прямо к зданию терминала. Первый поезд прибыл в «Домодедово» в декабре 1962 года, когда аэропорт еще строился. А с 2002 года эстафету у обычных зеленых электричек подхватил «Аэроэкспресс», который тоже начал свою карьеру именно с «Домодедово», где для него уже была готова вся инфраструктура.

Огромный аэровокзал, прямое сообщение с городом посредством железной дороги: все это показывало, что «Домодедово» с самого начала рассчитывалось на большой пассажиропоток. В рамках московского авиаузла новая воздушная гавань взяла на себя практически все направления к востоку от столицы: от Поволжья и до Дальнего Востока, включая Среднюю Азию.

Несколько интересных дат и фактов, связанных со столичным аэропортом «Домодедово» Транспорт, Общественный транспорт, Москва, Аэропорт, Домодедово, Факты, Познавательно, История России, История города, Железная дорога, Длиннопост

Характерный силуэт изначального здания «Домодедово» со встроенной в терминал диспетчерской вышкой

Дальнемагистральные лайнеры вроде Ту-114 и пришедшего ему на смену Ил-62 наблюдались в «Домодедово» заметно чаще, чем в других аэропортах Москвы. Первый рейс крупнейшего авиалайнера своей эпохи Ту-114  стартовал отсюда в Хабаровск уже в ноябре 1964 года.

Исходя из своего назначения аэропорт оставался внутренним вплоть до 1992 года. Зато это был единственный аэродром столицы, откуда летал сверхзвуковой Ту-144. Это длилось недолго — с ноября 1977-го по июль 1978-го. Направление для этого предлагалось одно — Алма-Ата, с частотой раз в неделю. Это был больше эксперимент, чем коммерчески выгодная эксплуатация, поэтому далее возобновления пассажирских рейсов на Ту-144 так и не последовало.

Зато домодедовский Ту-144, еще до начала работы с пассажирами, засветился в кинофильме «Мимино». С экрана говорится про Тбилиси, но на самом деле остроносого красавца для кино снимали в Москве: аэропорт столицы Грузинской ССР не мог принять «сверхзвук» из-за короткой полосы.

Несколько интересных дат и фактов, связанных со столичным аэропортом «Домодедово» Транспорт, Общественный транспорт, Москва, Аэропорт, Домодедово, Факты, Познавательно, История России, История города, Железная дорога, Длиннопост

Кадр из фильма "Мимино"

И это не единственный пример появления «Домодедово» на кинопленке. Иногда столичному аэропорту даже приходилось изображать заграничные аэродромы. В фильме-катастрофе «Экипаж» сцены горящего зарубежного летного поля  снимались на громадных просторах «Домодедово», а роль потерпевшего катастрофу заграничного лайнера доверили списанному и ожидавшему утилизации Ту-114.

Еще один домодедовский Ту-114 оказался в «Иронии судьбы» инкогнито. По сюжету бессознательный полет Жени Лукашина в Ленинград происходил в Ту-134. Но на момент съемок фильма в «Домодедово» находились только что отставленные от эксплуатации гиганты 114-е, и для работы съемочной группы они подходили куда лучше. Великодушно простим эту невинную подмену создателям культового фильма. Как и то, что прощание героев перед посадкой в самолет тоже никак не могли происходить в «Домодедово». То, что это именно он, отлично просматривается по виду аэровокзала с пристройками-сателлитами. Во времена СССР из «Домодедово» можно было улететь и на Дальний Восток, и в солнечный Ташкент, но никак не в Ленинград. Рейсов в северную столицу из «Домодедово» в середине 1970-х просто не существовало.

Несколько интересных дат и фактов, связанных со столичным аэропортом «Домодедово» Транспорт, Общественный транспорт, Москва, Аэропорт, Домодедово, Факты, Познавательно, История России, История города, Железная дорога, Длиннопост

Рассчитанный на беспосадочные полеты до Дальнего Востока или Кубы, самолет-гигант Ту-114 долгое время считался символом «Домодедово»

Материал подготовлен директором Музея Транспорта Москвы Оксаной Бондаренко.

Лига историков

13.5K поста50.3K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения