Как делать бизнес, когда вокруг полная жесть

За свою карьеру в инвестициях я повидал разное, что случалось в проектах. Часть из этого - влияние больших геополитических процессов. Я видел как на реальный операционный бизнес влияют эпидемии, вооруженные госперевороты, глобальные санкции, природные катастрофы, боевые действия, религиозные фанатики и финансовые кризисы в 7 разных странах. То, что для среднего предпринимателя случается раз в жизни и является шоком/горем/ужасом, для меня - часть статистики, не вызывающей ничего кроме разочарованной усталости от очередного провала или задержки. И я видел, как некоторые бизнесы сдувались в ноль, а некоторые росли на порядок, используя кризис как трамплин.

Вот некоторые наблюдения о том, как вести себя в напряженных ситуациях, чтобы все было хорошо
1. Кризис - это время сверхприбылей
Конкуренты паникуют и сдуваются, замирают и исчезают. Можно получать их клиентов, скупать их имущество напрямую или с торгов по банкротству, нанимать их лучших сотрудников. Нужно всего лишь 3 вещи
- заранее найти денег
- сформулировать собственные гипотезы о том, что будет дальше
- иметь яйца рискнуть
Впрочем насчет яиц все еще проще - можно поступать как все и сдуваться/закрываться от страха, а можно пойти ва-банк и иметь шанс вырасти. Шансы закрыть бизнес, что забавно, в случае активных действий ниже, чем если просто ничего не делать.
Еще кризис любого рода - это хороший способ передоговориться с кредиторами и поставщиками по условиям, потому что живой и платящий лучше, чем закрывшийся и неплатящий.

2. Выживают циничные и жесткие
Кризис - время жестких решений. Увольнения и сокращение расходов на период неопределенности - это нормально. Задача - выжить и вырасти, а не "держать марку" или "сохранить лицо".
Передоговариваться - нормально. Резать расходы - нормально. Жестко посылать нахер - нормально. Не платить когда можно не платить - тоже нормально. Лучше иметь репутацию неплательщика, выжившего в кризис, с которым можно работать, чем лоха, который всем заплатил и закрылся. Других на рынке все равно не будет.

3. Людей, на которых можно положится - единицы
В любой кризис окажется что в команде и среди партнеров буквально единицы могут держать стресс. И понять это можно только когда случается ситуация. Это нормально, что 9 из 10 будут паниковать, истерить и заниматься какой-то псевдоуспокаивающей ерундой вместо реальной работы.
Да, и опыт - лучшая страховка от паники. Пожар для обычного человека - это адовый стресс, а для МЧСника - ежедневная рутина. Больше стресса в жизни - меньше стресса в жизни.

4. В первую очередь уволь паникера
Видите, что в команде появился паникер, который говорит что "мы все умрем", сутками читает какие-то телеграм каналы с кровищей и аналитиков с падающими графиками - не ждите, увольняйте сразу. Дурачок на корабле - к беде, изолируйте проблему сразу, пока она не заразила других. Лучше оставить 10 человек в компании и нанимать новых с нуля, чем иметь 10 нормальных и 90 паникеров, бесконечно обсуждающих какую-то пропаганду из интернета.
Лучшие управленцы, как и лучшие бойцы, на период стресса - психопаты без эмпатии.

5. Деньги не стоят жизни
Если вокруг взрывы и есть реальный риск для жизни - надо валить, если только вы не из спецназа и ваш бизнес не делается вами лично прям. Во всех остальных случаях сохранить работающую структуру вы вряд ли сможете, поэтому смысла сидеть за просто так в ожидании осколка или пули - смысла нет. Как только закончится - вернетесь, пару недель/месяцев форы у тех кто остался погоды не сделают, им еще ПТСР потом лечить надо будет.

6. Лучший способ отвлечь ребенка - дать ему новую игрушку
Если сотрудникам тревожно - надо дать им новую игрушку. Вернее - цель, смысл, увлечение. Чтобы не думать о фиолетовом бегемоте надо думать о синем пони. И ваша задача придумать что-то, что займет мозг людей. Масштабная идея или рост продаж - вполне подходят. Геймификация - еще лучше, всем по виртуальной медальке раз в неделю.

Если игрушки не срабатывают - увольняйте, пускай дома забесплатно сидят новости читают, чем в офисе за зарплату, толку от них все равно на полчаса в день максимум.

7. Все ищут уверенного мужика, но выживают только группы мужиков
Все хотят видеть уверенного в себе лидера, который знает будущее и ведет себя как заботливый папа - позволяет всем быть детьми, пока он решает взрослые проблемы. Но вы - не такой. Никто - не такой. Никто не знает будущего, поэтому вы можете только делать вид, что знаете, по возможности окружая себя другими мужиками, которые тоже умеют делать вид, что понимают, что происходит.

8. Нуихуле - залог выживания и спокойной жизни
Не берите на себя ответственность за то, что вы не можете контролировать сейчас и не сможете в будущем. Любое горе пройдет, любые проблемы забудутся, поэтому делайте что можете без надрывов и истерик, и пускай будет что будет.

Бизнес закроется - откроете новых пару. Знакомые погибнут - познакомитесь с кем-то еще. Родственники умрут - они точно когда-то умрут, такова жизнь. Погорюете месяц-два и будете дальше жить, лишний повод задуматься а используете ли вы на 100% то время, когда они живы и с вами.

И главное помните - через пару лет все ваши текущие проблемы будут просто строчкой в автобиографии, не преувеличивайте значимость всей это случайной ерунды в вашей жизни.

Как делать бизнес, когда вокруг полная жесть Личный опыт, Внутренний диалог, Психологическая помощь, Мысли, Финансы, Психотерапия, Нытье, Опыт, Война, Государственный переворот, Эпидемия, Саморазвитие, Деньги, Бизнес, Инвестиции, Психолог, Мотивация, Личность, Стресс, Длиннопост

Бизнес

2.4K поста32.8K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Разрешены только посты с тегом "моё".


Главное - полезность и применимость опыта другими участниками. Запрещены посты вроде "10 советов", всякая чухня про лендинги, мотивацию и стартапы. И особенно - бокс по переписке, то есть диванные размышления, как лучше делать, не обоснованные хотя бы одним примером. Если вы пишете на основе опыта своей компании - указывайте, какой. Лучший пост - это ваш личный опыт дела, даже если вы всего лишь сдавали бутылки.


Не делайте посты-анонсы вроде "я открыл магазин, если хотите дальше расскажу, как" - в материале сразу должны быть ценные факты.


Временно можно размещать посты с запросами на конкретные вещи для производства или поиска контактов вроде "мы умеем делать то-то, кому нужно" или "ищу поставщика такого-то".


Поскольку многие до этого места не осилили, введена премодерация. Если ваш пост подходит по правилам - пройдёт смело. Премодерация занимает от 20 минут до нескольких часов. Посты не удаляются, результат — пост в сообществе или пост переносится в общую ленту.