Как чиновник с суеверием боролся

Автор: Алиса Фейнман.


Дело было в царстве Вэй (5-4 века до н. э.), это на востоке нынешнего Китая. Уезду Е тогда не очень повезло, как полагали жители: его главой стал чиновник Симэнь Бао. Он был идейным человеком и не особо уважал людей, наживающихся на чужом незнании.


Прибыв на новое место службы, он узнал о местном обряде: свадьбе речного бога. Ежегодно колдунья выбирала невесту местному божеству. До помолвки девушке шили платье и предписывали не есть вина и мяса. Далее около 10 дней она проводила в хижине на берегу реки. Уже после того её клали на циновку, украшали и бросали в реку; проплыв мили, она уходила под воду к «суженому».


Если бы страдала всего одна семья, это ещё можно было бы стерпеть. Но нет: поборы брали со всех, причём большие (до ста раз по 10 тысяч, как пишет источник). На саму свадьбу шла едва ли треть: остальное делили «организаторы».


Мало кому из местных нравилась эта традиция. Однако поделать они ничего не могли, поскольку слишком могущественны были организаторы: три жреца, отшельник и колдунья. Да и поверье гласило: не отдашь речному богу невесту — река выйдет из берегов, утопит людей и их имущество. Приходилось терпеть или уходить.


Не видя иного выхода, семьи с дочерьми бежали из уезда. Да и все более-менее здравомыслящие люди тоже. Постепенно уезд нищал, а людей держали в страхе жулики, уверенные в своём всемогуществе.


«Не в мою смену» — решил чиновник и предложил просителям план. Согласившись с ним, все стали ждать ближайшей свадьбы.


На следующую свадьбу пришёл лично Симэнь Бао. По его приказу туда же были вызваны жрецы, колдунья с ученицами и старейшины. Вместе со зрителями получилось около 3 тысяч человек. А дальше началось веселье.

Как чиновник с суеверием боролся Cat_cat, История, Текст, Китай, Древний Китай, Чиновники, Справедливость, Мудрость, Обман, Наказание, Возмездие, Мошенничество, Длиннопост

Рис.1. Колдунья собирается на встречу с речным богом


Чиновник лично осмотрел «невесту» и решил, что она — явно не лучшее, что можно предложить богу. Чтобы отсрочить свадьбу, посланцем на дно была отправлена колдунья — попутно извинится за плохой выбор девушки (рис. 1). Когда через определённое время она не вернулась, к речному богу отослали поочерёдно всех её учениц — пусть поторопят свою наставницу (рис. 2)!

Как чиновник с суеверием боролся Cat_cat, История, Текст, Китай, Древний Китай, Чиновники, Справедливость, Мудрость, Обман, Наказание, Возмездие, Мошенничество, Длиннопост

Рис. 2. Ученицы на пути к колдунье


Снова стали ждать. Снова тишина. Снова выбрали посыльных к речному богу: ими оказались три жреца. И они ушли на дно.


Шло время, никто не возвращался. Надо бы поторопить посланцев, а то наверняка уже богу надоели своим присутствием. Послали за ними отшельника и одного из богачей.


Тут местные начали что-то подозревать. Рухнули они на колени и стали «стучать головами по земле так, что раскровянили себе лбы». Пока они этим занимались, прошло время. Посыльные так и не явились. Тогда приказал Симэнь Бао идти собравшимся по домам. Сказал, что снова идти к речному богу бесполезно; видимо, ему понравились гости и отпустит он их нескоро.

Как чиновник с суеверием боролся Cat_cat, История, Текст, Китай, Древний Китай, Чиновники, Справедливость, Мудрость, Обман, Наказание, Возмездие, Мошенничество, Длиннопост

Рис. 3. Обложка книги с историей про Симэнь Бао. Она очень популярна в КНР и на Тайване. Каждый школьник знает её как пример победы знания над суеверием. Суют её и в пособия для изучающих язык


Вряд ли Симэнь Бао был наказан за своенравное поведение: с исчезновением заинтересованных в суеверии лиц (колдуньи, отшельника и жрецов) сгинула и сама традиция. Её бы не остановило словесное разъяснение чиновника, пока бы жили организаторы. Стоило бы ему уехать, как всё бы вернулось. А так — и главари пойманы, и шайка обезврежена.


А мне таки интересно, что рассказали бы организаторы о дворце речного бога. Ну и куда деньги ушли с последней свадьбы, естественно.


По материалам книги Х. фон Зенгера «Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать». Эта история относится к стратагеме 18: "Если хочешь поймать разбойничью шайку, надо сначала поймать главаря".


Автор: Алиса Фейнман.

Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_343928

Пост с навигацией по Коту


Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!

Лига историков

13.8K поста50.8K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения