Лига историков

«Изменение женской униформы работников Московского метро за 30 лет с начала эксплуатации»

С раннее опубликованными историческими исследованиями Музея метро можно ознакомиться тут: «Искусство советского ар-деко на станциях Московского метрополитена» Зачем башкиры метро в Москве строили «Московскому метро 88 лет или несколько миллиардов…?» «Исторические подстанции Московского Метрополитена»

Исследование подготовил - Олег Шухат.

Актуальность работы заключается в том, что в ней с учетом современных научных подходов рассматривается история форменной одежды работников Московского метрополитена. В исследовании раскрывается малоизвестная история появления и развития женской форменной одежды — это история социальных взаимоотношений людей, политики, принципов организации и правил производственной деятельности.

Целью работы было рассмотреть историю женской униформы работников Московского метрополитена, за 30 лет. Выбран отрезок, начинающийся с момента открытия Московского метрополитена в 1935 году и появления первой униформы, далее изменения в форменной одежде после введения военного положения в 1943 году и завершающийся отменой военных признаков в форменной одежде в 1955 году. Установить влияние исторических событий на изменения в форменной одежде и подтвердить тенденции в наследовании традиций прошлых эпох. 

Достижение цели осуществлено автором путем последовательного решения исследовательских задач, включающих в себя:

  • изучение образцов формы и фурнитуры, фотоизображений и документов касающихся первой униформы работников Московского метро;

  • определение особенностей униформы работников Московского метро во время введения военного положения для НКПС 15.04.1943 года;

  • прослеживание изменений появившиеся после отмены военного положения; 

  • анализ, синтез и обобщение полученных в ходе исследования данных.

При комплексном изучении темы автором были использованы такие методы, как анализ и синтез, сравнение, сопоставление, обобщение. Изучая историю формы Московского метрополитена нужно учитывать историческую преемственность формы метрополитена и мундиров Российской империи, а именно железнодорожной формы России начала ХХ века. Практика ношения форменной одежды кажется начинающему исследователю полным хаосом. Тут надо пояснить, что историю форменной одежды мы изучаем по документальным источникам (тексты приказов и других официальных документов), контекстным источникам (из них можно узнать об общих принципах одежды, распространенной в то время) и по так называемым иконографическим источникам и артефактам – фотографии, рисунки и подлинные предметы соответствующего периода. Документы дают понятие о правилах и общий силуэт, остальные материалы – допуски в изготовлении предметов и практику ношения одежды реальными людьми. Основой работы над темой стало изучение имеющейся литературы и источников по исследуемой проблеме. Практическая значимость работы состоит в создании научно-достоверной картины истории униформы Московского метрополитена. В работе рассмотрены предпосылки к более глубокому пониманию тех обстоятельств, которые имеют отношение к возможностям выявить закономерности ее развития во времени и государстве. Структура работы соответствует её целям и задачам, работа состоит из трех разделов, раскрывающих тему исследования, введения заключения, списка использованных источников и литературы.

Первая женская униформа работников Московского метро

Московское метро и Российская империя взаимосвязаны, как не удивительно это звучит: именно из традиций Министерства Путей Сообщений Российской Империи были заимствованы некоторые идей для создания униформы метрополитена, которая появилась в 1934 году. И первая в СССР специальная женская униформа работников железнодорожного транспорта, появившаяся для железнодорожного транспорта подземного, в чём-то была наследницей первой специальной женской униформы дореволюционной России, появившейся ещё в 1866 году. Дело в том, что до 1934 года, женщины не имели специальной униформы, а приспосабливали мужскую под свои нужды, и только юбка вместо брюк, и берет вместо фуражки, были специальными женским атрибутами. В 1935 году женскую униформу, на работницах метро, смогли увидеть первые пассажиры Московского метрополитена.

Итак, поговорим об этом подробнее. К моменту создания первой формы для метро, ещё 28 мая 1932 года Народным Комиссариатом Путей Сообщения (НКПС) была введена единая форменная одежда практически для всех, без исключения, служащих наркомата*. Как мы видим, у мужчин и женщин френчи были одинаковые.

«Изменение женской униформы работников Московского метро за 30 лет с начала эксплуатации» Общественный транспорт, Московское метро, Музей метро, Метро, Погоны, Форма, Военная форма, Москва, Музей, Реконструкция, Длиннопост
«Изменение женской униформы работников Московского метро за 30 лет с начала эксплуатации» Общественный транспорт, Московское метро, Музей метро, Метро, Погоны, Форма, Военная форма, Москва, Музей, Реконструкция, Длиннопост
«Изменение женской униформы работников Московского метро за 30 лет с начала эксплуатации» Общественный транспорт, Московское метро, Музей метро, Метро, Погоны, Форма, Военная форма, Москва, Музей, Реконструкция, Длиннопост

К форменной одежде работников главного транспортно-инженерного сооружения Советского Союза подошли по-особому. Знаки различия, в основном, оставили введённые ещё в 1932 году для железной дороги, однако работники метро получили уникальную символику: метрополитеновскую кокарду, знаки различия для младшего начальствующего состава в виде молнии и пуговицы, повторяющие рисунок кокарды.

«Изменение женской униформы работников Московского метро за 30 лет с начала эксплуатации» Общественный транспорт, Московское метро, Музей метро, Метро, Погоны, Форма, Военная форма, Москва, Музей, Реконструкция, Длиннопост
«Изменение женской униформы работников Московского метро за 30 лет с начала эксплуатации» Общественный транспорт, Московское метро, Музей метро, Метро, Погоны, Форма, Военная форма, Москва, Музей, Реконструкция, Длиннопост
«Изменение женской униформы работников Московского метро за 30 лет с начала эксплуатации» Общественный транспорт, Московское метро, Музей метро, Метро, Погоны, Форма, Военная форма, Москва, Музей, Реконструкция, Длиннопост

(Стоит заметить, что до конца 20 века, это были, почти единственные специально- метрополитеновские знаки)

Форменную же одежду, запланировали, совершенно отличную от униформы железнодорожников. Для мужчин ввели более презентабельную тужурку, скопировав двубортный бушлат* моряков-краснофлотцев, так похожий на тужурку работников дореволюционной железной дороги, тужурка* сохранилась на флоте почти без изменений с конца 19 века, благодаря традиционной консервативности моряков.  А для работниц метрополитена придумали специальный женский однобортный китель, причем с застёжкой на женскую сторону, что в те времена было весьма редким явлением для форменной одежды.

«Изменение женской униформы работников Московского метро за 30 лет с начала эксплуатации» Общественный транспорт, Московское метро, Музей метро, Метро, Погоны, Форма, Военная форма, Москва, Музей, Реконструкция, Длиннопост

Для пошива использовали различные шерстяные и хлопковые ткани. Табельные цвета тканей были: для зимней формы одежды темными (черными или темно-синими — однозначных упоминаний о фактическом цвете нет); для летней, допускались серые и белые, также белые мундиры использовались для торжественных случаев. Женские береты, предполагалось изготовлять по военному образцу из тёмно-синего фетра, или белые для ношения с белым кителем, но это выполнялось не всегда и нередко использовали гражданские береты близких оттенков.

Но уже к 1936 году, форму унифицировали и женщины тоже стали носить двубортную тужурку, однако женщины застёгивали тужурку на женскую сторону и старались сделать её более приталенной. В дальнейшем, застёжка на женскую сторону окончательно закрепилась в женской форменной одежде.

«Изменение женской униформы работников Московского метро за 30 лет с начала эксплуатации» Общественный транспорт, Московское метро, Музей метро, Метро, Погоны, Форма, Военная форма, Москва, Музей, Реконструкция, Длиннопост
«Изменение женской униформы работников Московского метро за 30 лет с начала эксплуатации» Общественный транспорт, Московское метро, Музей метро, Метро, Погоны, Форма, Военная форма, Москва, Музей, Реконструкция, Длиннопост

Так же в 1936 году навели порядок в системе субординации, и на всех мундирах можно было увидеть петлицы со знаками различия соответствующими занимаемой должности и службе. В 1936 году донашивали ранние женские мундиры, но уже с полагающимися петлицами. Принадлежность к службам, как и на железной дороге определялась цветом кантов на воротнике, обшлагах и петлицах. Это, кстати, тоже традиция дореволюционной России.

«Изменение женской униформы работников Московского метро за 30 лет с начала эксплуатации» Общественный транспорт, Московское метро, Музей метро, Метро, Погоны, Форма, Военная форма, Москва, Музей, Реконструкция, Длиннопост
«Изменение женской униформы работников Московского метро за 30 лет с начала эксплуатации» Общественный транспорт, Московское метро, Музей метро, Метро, Погоны, Форма, Военная форма, Москва, Музей, Реконструкция, Длиннопост

Униформа Московского метро в период военного положения в НКПС

В июле 1939 года Народный Комиссариат Путей Сообщения (НКПС) принял в себя Московский метрополитен, а его сотрудники вновь, формально, стали железнодорожниками (и оставались ими до вывода метро из МПС в начале 1990-х).

В 1943 году после введения военного положения (приказ от 15.04.1943г.) на всех железных дорогах, был принят приказ НКПС № 711 Ц от 13.09.1943г. О выполнении Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 сентября 1943г. «О введении персональных званий и новых знаков различия для личного состава железнодорожного транспорта». Приказ регламентировал новую форменную одежду и знаки различия по аналогии с военной формой Красной Армии. Были в НКПС и свои особенности. Цвет формы, в основном, остался традиционно тёмно-синим для зимней формы и белым для летней. На пуговицах и головных уборах появился так называемый «техзнак» - скрещенные молоток и французский ключ. Так же на головных уборах появилась красная звезда военного образца расположенная над «техзнаком». Рисунок на «офицерских» погонах и расположение звёзд отличались от военных, почти полностью копируя погоны железнодорожных чиновников «царской» России времён Первой Мировой Войны. Для младшего начальствующего состава и рядовых работников НКПС ввели погоны совсем уж экзотической формы, напоминающей эполеты. Такие погоны в народе называли «балалайками или «молотками». Службы определялись по специальным латунным значкам, расположенным под пуговицей на погонах. Цвет кантов у всех работников теперь был зелёный.

«Изменение женской униформы работников Московского метро за 30 лет с начала эксплуатации» Общественный транспорт, Московское метро, Музей метро, Метро, Погоны, Форма, Военная форма, Москва, Музей, Реконструкция, Длиннопост
«Изменение женской униформы работников Московского метро за 30 лет с начала эксплуатации» Общественный транспорт, Московское метро, Музей метро, Метро, Погоны, Форма, Военная форма, Москва, Музей, Реконструкция, Длиннопост
«Изменение женской униформы работников Московского метро за 30 лет с начала эксплуатации» Общественный транспорт, Московское метро, Музей метро, Метро, Погоны, Форма, Военная форма, Москва, Музей, Реконструкция, Длиннопост

Как и после 1936 года, для женщин введён тот же верхний предмет формы, что и у мужчин. Теперь это гимнастёрка или однобортный китель с воротником «стойка» и погонами. Берет и форменная юбка, остались практически без изменений.

«Изменение женской униформы работников Московского метро за 30 лет с начала эксплуатации» Общественный транспорт, Московское метро, Музей метро, Метро, Погоны, Форма, Военная форма, Москва, Музей, Реконструкция, Длиннопост
«Изменение женской униформы работников Московского метро за 30 лет с начала эксплуатации» Общественный транспорт, Московское метро, Музей метро, Метро, Погоны, Форма, Военная форма, Москва, Музей, Реконструкция, Длиннопост
«Изменение женской униформы работников Московского метро за 30 лет с начала эксплуатации» Общественный транспорт, Московское метро, Музей метро, Метро, Погоны, Форма, Военная форма, Москва, Музей, Реконструкция, Длиннопост

Правда стоит заметить, что такие мундиры появились в метро только к концу войны, а массово переодели работников метро уже после войны. Это было связанно с нормами носки формы и общим дефицитом военного времени.

Послевоенное изменение женской униформы работников Московского метрополитена и полная отмена военных признаков в униформе.

В 1946 году Наркомат Путей Сообщения преобразуют в Министерство Путей Сообщения (МПС СССР). И первые нововведения в форменной одежде теперь работников МПС СССР появляются почти сразу после отмены военного положения на железной дороге 2 мая 1948 года. В женском гардеробе работников МПС появляется сугубо женская разновидность униформы – форменное платье. Хотя надо заметить, что в Красной Армии женское форменное платье появилось ещё в 1941 году. Собственно, новое платье МПС и повторяло военное по крою. Изменён защитный цвет на традиционный тёмно-синий и серый для летнего периода. Пуговицы строго гимнастёрочного размера 14мм, с изображением скрещенных, молотка и французского ключа.

«Изменение женской униформы работников Московского метро за 30 лет с начала эксплуатации» Общественный транспорт, Московское метро, Музей метро, Метро, Погоны, Форма, Военная форма, Москва, Музей, Реконструкция, Длиннопост
«Изменение женской униформы работников Московского метро за 30 лет с начала эксплуатации» Общественный транспорт, Московское метро, Музей метро, Метро, Погоны, Форма, Военная форма, Москва, Музей, Реконструкция, Длиннопост

В 1955 году форменную одежду работников МПС СССР окончательно лишают военных признаков. С головных уборов убирают звезду, оставив только «техзнак», погоны меняют на петлицы, возвращается цветовая система определения службы. Теперь, как и раньше, о принадлежности службы говорят цветные канты на петлицах, правда службы реорганизуются всего в три. Петлицы видоизменяются, становясь по системе знаков очень похожи на дореволюционные. Женское форменное платье упрощается. Исчезают погоны, упрощается крой, на манжетах остаётся одна пуговица вместо двух.

«Изменение женской униформы работников Московского метро за 30 лет с начала эксплуатации» Общественный транспорт, Московское метро, Музей метро, Метро, Погоны, Форма, Военная форма, Москва, Музей, Реконструкция, Длиннопост
«Изменение женской униформы работников Московского метро за 30 лет с начала эксплуатации» Общественный транспорт, Московское метро, Музей метро, Метро, Погоны, Форма, Военная форма, Москва, Музей, Реконструкция, Длиннопост

Довольно скоро, в метрополитене запретили ношение форменного платья и снова женщинам пришлось носить форму похожую на мужскую. Но это история только первых 30-ти лет существования Московского метрополитена. Впереди была эпоха «оттепели» и по настоящему женственной униформы для работниц МПС СССР. Но это тема для следующей работы…

Заключение

Проанализировав сопоставленные документы и факты, можно сделать вывод, что история формы Московского метрополитена отражает изменения в истории нашей страны, а так же наследует традиции далёкого прошлого.

Словарь специальных терминов:

Тужу́рка – (от фр. toujours — «всегда», досл. «все дни») — верхняя мужская форменная одежда длиной до середины бедра. Двубортная (с двумя рядами пуговиц), из суконной ткани. Во второй половине XIX — начале XX века в России была частью студенческой униформы, униформы железнодорожников и корабельной формой одежды морских офицеров.

Бушла́т – «грудины защитник», двубортное пальто на тёплой подкладке с отложным воротником. Бушлат шьётся свободно для движения рук и тела, а на спинке в талии стягивается тесьмой. Воротник, как правило, отложной, мягкий, подбитый сукном и застёгивается на петлю.

Ки́тель (от нем. Kittel — дословный «рабочая блуза или спецодежда») — верхняя часть повседневной, парадной и полевой формы одежды. В первой половине 20го века, имел жëсткий воротник «стойка» или отложной и в отличии от френча не имел больших накладных карманов с клапанами на пуговицах.

Наркомат (Наро́дный комиссариа́т) — в Советском государстве (в РСФСР, в других союзных и автономных республиках, в СССР) в 1917—1946 годах — центральный орган исполнительной власти, ведающий управлением в отдельной сфере деятельности государства или в отдельной отрасли народного хозяйства; аналог министерства.

НПКС – народный комиссариат путей сообщения РСФСР. Наро́дный комиссариа́т путе́й сообще́ния СССР — государственный орган СССР, управлявший деятельностью железнодорожного и других видов транспорта Советского Союза в 1923—1946 годах.

МПС –  Министе́рство путе́й сообще́ния СССР — государственный орган СССР, управлявший деятельностью железнодорожного транспорта Советского Союза в 1946—1992 годах. Министерство образовано в 1946 году путём преобразования из Народного комиссариата путей сообщения СССР.

Лига историков

13.5K постов50.2K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения